В 1839 г. игумен Филарет постриг его в мантию с именем Арсений, в том же году он был рукоположен во иеродиакона, а в 1841 г. – во иеромонаха 455 . После кончины игумена Филарета иеромонах Арсений, назначенный казначеем Глинской пустыни, выражал свою преданность и любовь к своему почившему старцу тем, что во всем старался сохранить порядки, установленные в обители игуменом Филаретом 456 . Отец Арсений подвизался в Глинской пустыни более 10 лет, затем был назначен настоятелем Святогорской Успенской общежительной пустыни. Об этом своем назначении сам о. Арсений впоследствии рассказывал: «Отец Евстратий, игумен Глинской пустыни (в 1842 г. – А.И.), послал меня в Петербург по делам монастырским, и там встретился я с владетелями сего места (Татьяной Борисовной и Александром Михайловичем Потемкиными, которые увидели в о. Арсении опытного в духовном отношении человека. –А.И.); мы говорили о восстановлении запустевшей пустыни, и они пригласили меня посетить Святые горы; сердце мое наполнилось чувством радостного изумления, когда в первый раз неожиданно представилась мне, в чаще леса из-за Донца, меловая скала, у подножия коей мне суждено было оставаться. Я понял, что это место создано для пустыни и что не по какой-либо прихоти опять водружается тут обитель. Преосвященный Иннокентий (Борисов . – А.И.), ревнитель сего обновления, поручил мне созвать братию и с нею предстать в Харьков, для заселения пустыни. Где же мне было искать ее, как не в родной нашей обители Глинской, где провели мы столько лет при блаженном старце нашем Филарете? До двенадцати человек братии согласились последовать за мною, и мы решились перенести сюда наш строгий устав Глинский 457 . Летом 1842 г. графиня Татьяна Борисовна посетила Глинскую пустынь. Строгий устав обители, благоговейно совершаемые богослужения, высокодуховная жизнь Глинских старцев произвели на нее глубокое впечатление. Потемкины начали хлопотать о восстановлении Святогорского монастыря по примеру Глинской пустыни и по уставу игумена Филарета. 15 января 1844 г. император Hukoлaй I утвердил доклад Святейшего Синода о восстановлении Святогорского монастыря по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии, настоятелем которого Святейший Синод назначил иеромонаха Глинской пустыни Арсения (Митрофанова). 27 февраля того же года в С.-Петербурге о. Арсений был посвящен преосвященным Илиодором (Чистяковым) во игумена. При этом преосвященный Илиодор благословил о. Арсения иконой Знамения Богоматери (списком с чудотворно явленной иконы Курской Коренной) 458 . Тогда же, по указанию о. Арсения, были переведены в Харьковскую епархию те из Глинских братий, которые изъявили согласие перейти в Святогорье.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Владыка Илиодор (Чистяков) , только что назначенный в Курск, сообщил Синоду, что такой порядок существовал с 1787 г. В соборе имелись портреты Императрицы Екатерины II, Императоров Павла I и Александра I. Синод заступился за епископа перед Государем, прося не объявлять ему выговора. Император Николай положил резолюцию: «Согласен, но объявить, что Я приказал непременно везде по церквам портретов Моих не вешать». При посещении в 1834 г. исторического Ипатьевского монастыря в Костроме Государь распорядился укрепить стены древней обители. В Нижнем Новгороде, помолившись в местных храмах, повелел сделать для смертных останков Минина достойную гробницу, поставив ее в соборном храме, рядом с гробами Нижегородских удельных князей. В октябре 1835 г. Государь, въехав в полночь в Киев, сразу же прибыл в Лавру. Бенкендорф писал: «Мне едва удалось отыскать монаха, который нам отпер двери собора. Пока он зажигал несколько местных свечей, только одна лампада, тускло теплившаяся перед иконою, освещала наши шаги под этими древними сводами. Государь запретил сказывать о своем прибытии митрополиту и кому-либо из братии и, припав на колени, более четверти часа провел в уединенной благоговейной молитве о своей Семье и своем Царстве. В таинственном полумраке этого величественного храма, пережившего столько веков, вызывавшего в душе столько религиозных и исторических воспоминаний, нас было всего трое, и я не помню, чтобы мне случалось когда-нибудь в жизни молиться с таким умилением». В 1837 г. Государь посетил Эчмиадзинский монастырь. Приветствовал его армянский Патриарх – католикос Иоаннес. Собор в обители – Шогакат – основан был в 303 г. святителем Григорием, просветителем армян; после разорений он был восстановлен в 483 г. и остался в таком же виде до настоящего времени. Государь прошел в собор: «Здесь Иоаннес произнес вторую приветственную речь, и затем своды древнего храма огласились пением стихир на сретение Царя, не раздававшихся здесь в течение веков». Царь приложился к святыням, почивающим более тысячелетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Геннадий Андреевский 1753–1757 Дамаскин Аскаронский 1758–1769 Симон Лагов 1769–1778 Павел Зернов 1778–1800 Евгений Романов 1800–1811 Сергий Крылов-Платонов 1812–1817 Самуил Запольский-Платонов 1817–1830 Павел Подлипский 1830–1836 Владимир Алявдин 1836–1842 Виталий Щепетов 1842–1845 Иустин Михайлов 1845–1850 Леонид Зарецкий 1850–1853 Филофей Успенский 1853–1857 Платон Фивейский 1857–1877 с 1867 года архиепископ Игнатий Рождественский 1878–1883 Александр Кульчицкий 1883–1888 Августин Гуляницкий 1889–1891 Виссарион Нечаев 1891 Курская Учреждена в 1666 году. 36 Митрополиты Белоградские и Обоянские: Феодосий, серб 1667–1671 Мисаил 1671–1684 Авраамий Юхнов 1684–1702 Иустин Базилевич 1704–1709 Иларион Властелинский 1711–1720 Епископы Белоградские и Обоянские: Епифаний Тихорский 1722–1731 Досифей Богданович-Любимский, архиеп. 1731–1735 Арсений Берло назн. в 1735, но не был Петр Смелич, серб, архиеп. 1736–1742 Антоний Черновский, митроп. 1742–1748 Иоасаф Горленко, святой 1748–1754 Лука Конашевич 1755–1758 Иоасаф Миткевич 1758–1763 Порфирий Крайский 1763–1768 Самуил Миславский 1768–1771 Аггей Колосовский 1774–1786 Епископы Курские и Белоградские. 37 Феоктист Мочульский 1787–1818 с 1801 года архиепископ Евгений Казанцев 1818–1822 Владимир Ужинский 1822–1831 Иннокентий Сельнокринов 1831–1832 Илиодор Чистяков 1832–1860 с 1884 года архиепископ Сергий Ляпидевский 1861–1880 Ефрем Рязанов 1880–1883 Михаил Лузин 1883–1887 Иустин Охотин 1887–1893 Ювеналий Половцев 1893 Брестское викариатство. 39 Епископы Брестские (в Гродно): Антоний Зубко 1839–1840 Михаил Голубович 1840–1848 Игнатий Железовский 1848–1870 Евгений Шерешило 1870–1875 Владимир Никольский 1875–1877 Ианнуарий Попов 1877–1879 Донат Бабинский-Соколов 1879–1881 Авраамий Летницкий 1881–1885 Анастасий Охотский 1885–1891 Иосиф Соколов 1891 Минская. 40 Учреждена в 1793 году.  Кафедра в Минске (с 1795 года). Архиепископы: Виктор Садковский 1793–1796 Иов Потемкин 1796–1812 Серафим Глаголевский 1812–1814 Анатолий Максимович 1816–1832

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Император Николай I, проявляя царское благоволение к своим иноверным подданным, был строгим исполнителем догматов и канонов Православной Церкви. В подписанном им 30 апреля 1835 г. завещании своему Наследнику, Цесаревичу Александру, Государь писал: «Соблюдай строго все, что нашей Церковью предписывается». В 1828 г. Синод рассматривал просьбу одного лица, разведенного с женой и желавшего вступить в брак с ее двоюродной сестрой. Митрополит Филарет Московский и большинство членов Синода высказались за отклонение просьбы. За удовлетворение ее был духовник Государя протоиерей Н. Музовский. На докладе о сем обер-прокурора князя П. С. Мещерского Государь начертал: «В догматах веры разногласий быть не может и не должно; почему подобного представления принять Я не могу от высшего духовного места – в государстве. Вам, как блюстителю законов, должно сие вразумить членам Синода, и, когда положится общее единогласное мнение, основанное не на умствованиях и на толкованиях, а на точном смысле догматов, тогда мне представить. Сим делом заняться немедля: ибо впредь запрещаю входить с подобным докладом, который совершенно выходит из всякого приличия». В 1829 г. Синод, рассмотрев это дело и достигнув единогласия, отказал просителю. В 1832 г. Император, будучи в Белгороде, заметил в тамошнем соборе свой портрет. Он приказал снять его, Синоду же поручил сделать строгий выговор, с общим предупреждением епархиальных архиереев, чтобы в церквах не было никаких изображений, кроме икон. Владыка Илиодор (Чистяков) , епископ Курский и Белгородский, в этом году назначенный на эту кафедру, сообщил Синоду, что такой порядок существовал с 1786 г. В соборе имелись портреты Императрицы Екатерины II, Императоров Павла I и Александра I. Синод заступился за епископа, прося Государя не объявлять ему выговора. Император положил резолюцию: «Согласен, но объявить, что Я приказал непременно везде по церквам портретов Моих не вешать». В 1830 г. Смоленский губернатор, поэт-литератор Н. И. Хмельницкий, соорудил в Смоленске церковь на Малаховских воротах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Кроме устроения храма в скиту о. Иоасаф построил в Глинской пустыни новый корпус для посетителей и помещения для хранения продовольственных припасов 416 . Благочинный монастырей, настоятель Путивльского монастыря архимандрит Сосфен писал, что о. Иоасаф, как и другие настоятели вверенных его надзору монастырей, «по образу и опытности в иноческой жизни, с пользой для пасомой им братии проходит свое служение» 417 . Но наиболее яркой характеристикой деятельности о. Иоасафа можно считать отзывы правящих архиереев о Глинской пустыни. В 1861 г. в отчете о состоянии Курской епархии преосвященный Сергий (Ляпидевский) докладывал в Святейший Синод: «Из мужских обителей – лучшая Глинская, где и чин богослужения благолепнее, и более находится старцев, разумеющих силу и сладость жизни духовной» 418 . И преосвященный Сергий, и его предшественник архиепископ Курский и Белоградский Илиодор (Чистяков) считали, что благотворительностью бедным среди монастырей Курской епархии особенно отличаются Глинская и Софрониева пустыни 419 . За неусыпное попечение об устройстве обители о. Иоасаф был возведен в сан игумена. На основании архивных данных можно утверждать, что о. Иоасаф стал игуменом в 1861 г. В справке Курской духовной 1консистории, поступившей в канцелярию Святейшего Синода 13 ноября 1861 г., сказано, что в 1860 г. Глинская Рождество-Богородицкая пустынь была еще под управлением иеромонаха 420 . Но уже 10 октября 1861 г. преосвященный Сергий (Ляпидевский) докладывал в Святейший Синод: «Настоятель Глинской Рождество-Богородицкой пустыни игумен Иоасаф вошел ко мне с прошением об увольнении его от занимаемой должности, по болезни, и о дозволении пребывать ему в сей обители, на покое» 421 . Прошение игумена Иоасафа было удовлетворено. По определению Святейшего Синода от 24 октября 1861 г. он был уволен от должности настоятеля 422 и оставлен в Глинской пустыни на покое. Скончался игумен Иоасаф в 1862 г. 423 . Литература Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 44, 60–62, 91.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Никанор. 1. С. 5 и след.; Савва. 4. С. 750, 811; 8. С. 651. Сборник. 113. 1. С. 66–71 (Григорий Постников), 85–89 (Венедикт Григорович). У Троицы в Академии (1914). С. 643. К сожалению, в настоящее время автор лишен возможности указать точно, где именно Макарий употребил это выражение, вероятно — в одном из своих писем Кириллу Наумову. Епископ Мемнон Вишневский был викарием Херсонской епархии при нескольких архиереях в течение 20 лет (1883–1903), до самой своей смерти (см. переписку с ним Никанора Бровковича: Русс. арх. 1909. 6). Епископ Иаков Кротков был 14 лет (1870–1884) викарием во Владимире (РБС. С. 160), а епископ Поликарп Гонорский — 18 лет (1868–1886) викарием в Нижнем Новгороде, при нем сменилось шесть епархиальных архиереев (РБС. Плавильщиков—Иринос (1905). С. 354 и след.). Одаренный, но слишком самостоятельный Никанор Бровкович вынужден был 6 лет (1871–1876) провести в «почетной ссылке» викарием в Новочеркасске (Донская епархия). Уже будучи ректором Казанской Духовной Академии (1868–1871), он характеризовался в жандармских донесениях как слишком «либеральный», о чем он узнал лишь много позднее, в момент своего назначения епархиальным архиереем (Никанор. Из записок, в: Русс. арх. 1908. 1. С. 5). Епископ Порфирий Успенский, образованный и честолюбивый человек, мечтавший получить епархию, должен был 12 лет (1865–1877) прослужить викарием в Киеве, так как и он слыл за «либерала». Порфирий позволял себе, например, во время экзаменов в Киевской Академии задавать студентам вопросы вроде следующего: «Является ли Святейший Синод канонически обоснованным учреждением?» (Голубев. Порфирий Успенский, в: РБС. Плавильщиков—Иринос (1905). С. 593 и след.). Весьма критически относился к Порфирию Филарет Дроздов (Собрание мнений. 4. С. 457). Множество подробностей о взаимоотношениях Филарета со своими викариями можно почерпнуть из «Хроники» Саввы Тихомирова, который и сам в 1862–1866 гг. был викарием Московской епархии. Кажется, епископ Илиодор Чистяков был единственным, кто всю жизнь оставался на одной и той же кафедре — в Курске (1832–1860). В 1865–1880 гг. епископы, вообще, довольно подолгу задерживались в своих епархиях. Но в последующее время, до 1903 г., из всех архиереев в 62 епархиях только один избежал перемещений, остальные же меняли кафедру каждые 3–4 года (Группа петербургских священников: К церковному Собору. СПб., 1905. С. 18).

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

Отеческое попечение отца Филарета о духовной, хозяйственной, просветительной деятельности обители привело и к значительному росту числа иноков – их было более ста человек вместо двадцати, положенных по штату 139 . Благополезные труды настоятеля Филарета на пользу Глинской пустыни не могли остаться незамеченными. Он был удостоен ряда наград: 11 июня 1817  г. награжден набедренником; 20 января 1829  г. пожалован наперсным крестом из кабинета Его Императорского Величества. 1  марта 1835  г. ему дозволено было употреблять игуменский посох. Имел наперсный крест в память 1812 г. 140 . Произведен во игумены 14 марта 1839 г. В письме Илиодора (Чистякова) , епископа Курского и Белоградского в Святейший Правительствующий Синод по случаю возведения настоятеля Филарета в сан игумена было сказано: «Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни строитель иеромонах Филарет проходит Настоятельское служение с 1817 г., при поведении весьма честном, с отличным усердием и особенною пользою для обители. Вследствие чего означенный строитель Филарет признан мною быть достойным игуменского сана, в каковой и произведен мною 14 марта сего года, с присвоением ему сей степени лично. О чем Святейшему Правительствующему Синоду благопокорнейше доношу во известие. Вашего Святейшества нижайший послушник Илиодор, епископ Курский./15 марта 1839» 141 . Однако не к земным почестям были направлены устремления игумена Филарета. Сознание своего труда ради Бога и Царицы Небесной было его самым большим утешением. Внешняя преобразовательная деятельность никогда не затмевала его заботы о духовном преуспеянии братии вверенной ему Богом обители. Подтверждение этой мысли находим в кратком описании Глинской пустыни, представленном отцом Филаретом в Курскую духовную консисторию в 1837 г.: «Хотя и видны некоторые успехи наружного благоустройства, но внутреннее духовное здание, зиждимое благодатию Господа нашего Иисуса Христа и помощью Владычицы Пресвятой Богородицы, паче и паче занимает умы и сердца братства Глинской пустыни, а все это вкупе принадлежит не нам, но имени Твоему, Господи» (Дело архива 142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Пролог, в нем три месяца - декабрь, генварь, февраль. Пролог, в нем три месяца - июнь, июль, август, все писменые в полдесть, ветхи… Треодь постная писменая в десть, ветха; Минеи месечные сентябрь, октябрь, ноябрь, генварь, февраль, май, июнь, июль и август, все писменые, в полдесть, ветхи… Два Шестоднева писменыя ветхи…, в полдесть. Месяц октябрь, писменой, ветх, в полдесть. Книга Николино житие в полдесть, печатная. Книга о умерении церкви, в полдесть, печатная» (НБ Саратовского ГУ. 418а. Л. 19 об.- 20). К 1934 г. в б-ке И. А. Шляпкина имелись также приходо-расходные книги казначея старца Иустина 1683-1688 гг. ( Перетц В. Н. Описание рукописей проф. И. А. Шляпкина, принесенного в дар владельцем Саратовскому гос. ун-ту//АЕ за 1959 г. М., 1960. Прил. С. 384). Их совр. местонахождение неизвестно (Описание с публикацией рассказа об ограблении мон-ря в 1684 г. см: Там же. С. 384-385). Настоятели и братия Среди настоятелей И. Б. м., упоминавшихся в грамотах и др. древних актах, известны игумены Афанасий I (1533, 1553), Иов (1562), Неофит (1567), Нифонт I (1574), Пимен (1588), Матфей I (1606, 1607), Досифей (1620, 1621), Иона (1623), Михаил (1625), Мисаил (1629), Авраамий I (1630, 1631, 1633, 1635), Макарий (1637), Тихон I (1643, 1644), Сергий (Ремизов) (1649, 1651, 1653), Авраамий II (1653, 1658). В 1669-1777 гг. обителью управляли настоятели в сане архимандритов. В 1692 г. патриарх Московский и всея Руси Адриан грамотой благословил архим. Антонию и последующим настоятелям совершать священнослужения в среброкованой митре. В 1761 г. в И. Б. м. проживали архим. Нифонт, 12 иеромонахов, 4 иеродиакона, 8 монахов, диакон, 20 послушников и различных лиц. Управлявший И. Б. м. в 1762-1763 гг. архим. Феодосий (Михайловский) 24 сент. 1763 г. был хиротонисан во епископа Коломенского; управлявший в 1767-1769 гг. Афанасий (Иванов) 12 нояб. 1788 г. был хиротонисан во епископа Коломенского; управлявший в 1824-1825 гг. игум. Илиодор (Чистяков) 13 марта 1832 г. был хиротонисан во епископа Курского; управлявший в 1825-1828 гг.

http://pravenc.ru/text/471597.html

Сколько юношей, в продолжении восьмидесяти семи лет выучилось Географии по этому залуженному глобусу! Список библиотекарей . 1) Учитель Богословия Георгий Агриколянский, определен 22-го августа 1775 года. 2) Учитель Греческого языка и Информатории Иродион Флеров упоминается библиотекарем в 1780 и 81 годах. 3) Учитель Грамматики Даниил Левитский, принимавший книги после префекта семинарии, игумена Иосифа, был библиотекарем до 27 сентября 1794 года. 4) Учитель низшего класса Грамматики Иван Иванович Красовский, с 27 сент. 1794 по 28 июля 1798 г. 5) Учитель поэзии Григорий Лаговский с 28 июля 1798 г. по 16 марта 1799 г., когда он скончался. 6) Учитель Синтаксимы Иван Горицкий с 16 марта 1799 г. по 3 июля 1802 года. 7) Михайло Иванович Воинов, учитель Синтаксиса, с 3 июля 1802 г. до 11-го апр. 1806 г., когда произведен в соборного протоиерея города Чухломы. 8) Алексей Николаевич Клиентов был учителем с грамматики постепенно во всех классах, кроме Богословского, а библиотекарем с 11 апр. 1806 г. до самого преобразования семинарии в 1814 году. 9) Ивам Иванович Талызин, кандидат, учитель математики и Греческого языка, был библиотекарем между 1814 и 1818 годами. 10) Андрей Андреевич Горский, учитель еврейского и немецкого языков, с 18-го сент. 1818 г. по 1820-й год В последствии времени был первым инспектором Костромской гимназии. 11) Илиодор Чистяков , магистр и профессор церковной истории и Греческого языка, служил при Костромской семинарии с 1820 но 1822-й год, в последствии Архиепископ Курский. 12) Иеромонах, а потом Архимандрит Амфилофий Тумский служил при семинарии с 1822-го по 1827-й год. 13) Парфений Ананьевич Муравьев, магистр, профессор словесности, в должность библиотекаря определен 5-го октября 1825 года. 14) Иеромонах Матфей, кандидат, учитель гражданской истории и немецкого языка. 15) Василий Григорьевич Зарин, кандидат и учитель словесности был после ключарем Костромского, Успенского Кафедрального Собора. 16) Павел Михайлович Розов, кандидат, учитель словесности с февраля 1841-го по сентябрь 1842 г. За выслугою лет, свыше 25-ти, по прошению уволен и получал пенсию, скончался в исходе 1873 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скончался в 1857 году. Второго курса (1820) 3 . Евлампий Пятницкий, магистр. Оставлен бакалавром греческого языка в Академии. В 1826 определен инспектором и получил сан архимандрита. В 1831 году назначен ректором вифанской Семинарии. В 1834 году рукоположен во епископа екатеринбургского; в 1840 – епископ орловский, в 1844 – вологодский, в 1852 – архиепископ тобольский; в 1856 г. по прошению уволен на покой и поселился в свияжском Богородицком монастыре, где и скончался 12 марта 1862 г. 350 Из сочинений его напечатаны: Новый год, или предуготовительные к покаянию поучения от нового года до св. четыредесятницы. М. 1853. Первая седмица великого поста, или краткие поучения на каждый день первой седмицы великого поста. М. 1852. Страстная седмица с Лазаревой субботой и неделею Ваий. М. 1853. Св. четыредесятница, содержащая поучения на каждый день первой седмицы, на каждую неделю великого поста и на каждый день страстной седмицы. М. 1858. Обозрение св. четыредесятницы, особенно в отношении к паремиям на часах и вечерне ежедневной великопостной службы. Казань. 1861. Светлая седмица или поучения на каждый день светлой седмицы. М. 1851. Св. пятидесятница, заключающая поучения на каждый день светлой седмицы и на каждую неделю пятидесятницы с прочими праздниками и неделею всех святых. М. 1858 Слова к тобольской пастве, говоренные в 1852–1856 г., два тома. Казань. 1860. Воззвание к духовному бодрствованию в холерный 1848 год. М. 1851. Воззвание к братиям (именуемым старообрядцами), чадам единой святой веры. Казань 1858. 4 . Илиодор Чистяков, магист. По окончании курса назначен инспектором и профессором церковной истории и греческого языка в костромскую Семинарию; в 1823 определен·ректором рязанской Семинарии; в 1827 году переведен на ту же должность в новгородскую Семинарию; в марте 1832 года рукоположен во епископа курского, в 1844 пожалован архиепископом, в 1860 по прошению уволен на покой и скончался в белгородском монастыре 2 февраля 1861 года. Из сочинений его напечатаны: Святая четыредесятница, или собрание поучений во св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010