Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРЛААМ КАЛАБРИЙСКИЙ (мирское имя - Бернардо Массари) (ок. 1290, Семинара, Калабрия - 1348, Авиньон?), визант. писатель, философ и богослов, еп. Джераче. Воспитывался в правосл. вере, хотя и в лат. окружении, посещал лат. школу (Калабрия с VIII в. была номинально подчинена К-польскому Патриархату, но со времени завоевания Юж. Италии норманнами в XI в. там господствовали лат. обычаи). В юные годы поступил в один из мон-рей устава св. Василия (см. ст. Василиане) и принял имя Варлаам. Первоначальное образование получил, по всей вероятности, в василианском мон-ре св. Илии (Сант-Элия ин Галатро) в Калабрии. Здесь В. К. изучал греч. и лат. словесность, занимался философией Платона и Аристотеля, а также получил начальные сведения о лат. схоластике. Без сомнения, ему были известны сочинения Фомы Аквинского (не в полном объеме, но только в виде избранных цитат - Fyrigos. 1980); однако предположение о его знакомстве с трудами Иоанна Дунса Скота и тогдашних номиналистов недостаточно обосновано. Характеризуя образование калабрийского философа в диалоге «Флорентий, или О мудрости», визант. эрудит Никифор Григора дает общую оценку лат. науки того времени, подчеркивая, что В. К. приобрел свою мудрость «не в Калабрии, но в глубине Италии, однако его образование, неполное и неразнообразное, ограничивается исключительно знанием Аристотеля, да и то только его сочинений, посвященных природным явлениям и силлогизмам, что в особенности занимает тамошних латинян и италиотов; да и ту мудрость он усвоил не на языке Аристотеля, но так, как она была перенесена в древности на их сокращенный язык» (Niceph. Greg. Fiorenzo. P. 70). Ок. 1328 г. В. К. отправился в Арту в Эпире и вскоре перебрался в Фессалонику; в 1330 г. он появился в К-поле уже в ореоле славы эрудита и философа. По прибытии В. К. в столицу придворный философ Никифор Григора обратился к нему с письмом, предложив свою дружбу. Однако ответа он не получил и в нач. 1331 г. написал 1-й диалог против В. К.- «Антилогия», где осуждалось высокомерие людей, искушенных в светских науках. Григора считал главной целью приезда калабрийца изучение в подлиннике произведений Аристотеля. В диалоге «Флорентий» он иронично описывает желание В. К. обучиться «языку Эллады» и изображает его как «любителя прекрасного по природе», к-рый решил «непосредственно и чисто приобщиться к мышлению мудреца» (т. е. Аристотеля), смысл сочинений к-рого был искажен в лат. переводах; для этого он изменил «и язык, и бороду, и платье, и наружность, и обычай», стремясь слиться с эллинами (Ibidem). Свт. Григорий Палама считал, что В. К. оставил родную землю «из-за тяги к строгому благочестию (κριβος εσεβεας πθ)» ( Γρηγορου το Παλαμ Συγγρμματα. Τ. 1. Σ. 206).

http://pravenc.ru/text/Варлаам ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛИЯ СПИЛЕОТ (Пещерник) [греч. Ηλας Σπηλαιτης] (860 или 864, Реджо, ныне Реджо-ди-Калабрия, Италия - 11.09.956 или 960, Меликукка, Калабрия), прп. (пам. зап. 11 сент.). Житие Согласно греч. Житию И. С., преподобный род. в Реджо в благочестивой семье Петра и Леонтии. С ранних лет он изучал Свящ. Писание и жития святых. Его прозвали одноруким, поскольку однажды он повредил руку, а неумелый врач так лечил его, что пальцы перестали действовать. Когда юноше исполнилось 18 лет, родители решили женить его, однако сын признался матери, что хотел бы принять постриг. Получив согласие родителей, он вместе с др. юношей, тоже пожелавшим стать монахом, отправился на Сицилию и поселился при храме св. Авксентия на склоне горы св. Никона близ Таормины. Его спутник не выдержал тягот отшельнической жизни и отправился домой, но по пути был убит арабами. И. С. решил добраться до Рима. После недолгого пребывания у мон. Игнатия, к-рый наставлял И. С. в Риме, он возвратился в Калабрию, и отшельник Арсений постриг его в монахи. Вместе с Арсением И. С. сначала подвизался в метохе мон-ря св. Лукии, называемом Миндинон, близ Реджо, а затем при церкви мч. Евстратия близ дер. Армы. В 888 г., спасаясь от набега арабов ( Caruso. 2004. P. 80. N 138), И. С. и Арсений вынуждены были отправиться в Патры. Их 8-летнее пребывание там было отмечено множеством чудес (напр., была очищена от нечистых духов башня напротив города), и, когда им пришло время вернуться в Калабрию, еп. Патрский пытался силой и ложными обвинениями удержать их. В Реджо И. С. и Арсений вновь поселились в церкви мч. Евстратия. В это время по всей округе распространилась слава прп. Илии Калабрийского , который переписывался с Арсением (ок. 903) и перед кончиной указал на И. С. как на своего преемника, поручив ученику Даниилу отыскать его. Вскоре Арсений скончался и был похоронен в церкви мч. Евстратия, в 914-915 гг. (Ibid. P. 81. N 145) его мощи пытались сжечь арабы, однако чудесным образом они уцелели.

http://pravenc.ru/text/389423.html

После кончины своих учителей И. С. и Даниил встретились в мон-ре Илии Калабрийского в Салинах. И. С. прожил там нек-рое время, затем принял решение удалиться в пещеру. Сначала он жил в небольшой пещере с мон. Космой и его учеником Виталием. Когда И. С. после бывшего ему видения позволил поселиться рядом и др. монахам, благодаря божественному провидению была найдена большая пещера. В ней устроили алтарь, расширили вход, рядом построили мельницу, даже, возможно, собрали б-ку. И. С. обращал дождевую воду в вино, усмирял диких зверей, изгонял нечистых духов, исцелял людей, гасил огонь на расстоянии и др. В основном агиограф описывает чудеса на основании рассказов учеников И. С., в частности Луки Фалакра, к-рый известен и по иным источникам (BHL, N 4978; подробнее см.: Caruso. 2004. P. 84-87). Одно из чудес И. C. было связано с предсказанием о подавлении восстания патрикия Иоанна Музалона против имп. Романа I Лакапина в 921-922 гг. Во время набегов арабов святой вынужден был укрываться в окрестных замках. Несмотря на преклонный возраст, И. С. не мог не посетить могилу Илии Калабрийского в день его памяти (17 авг.). Он неоднократно говорил ученикам о своей близкой кончине; тем не менее, превозмогая тяжелую болезнь, продолжал вести аскетическую жизнь. И. С. скончался в возрасте 96 лет, проведя в монашестве 75. На его могиле свершилось множество чудес. По всей видимости, следующим игуменом монастыря стал его ученик Лаврентий. Источники и почитание Основным источником сведений об И. С. является греч. Житие (BHG, N 581), к-рое сохранилось в уникальной рукописи нач. XIV в., созданной скевофилаксом мон-ря Спасителя в Мессине и содержащей Жития святых с сент. по май ( Delehaye H. Catalogus codd. hagiographicorum graecorum monasterii S. Salvatoris nunc Bibliothecae Universitatis Messanensis//AnBoll. 1904. Vol. 23. P. 41-47). Житие было составлено после 984 г. ( Caruso. 2001. P. 91. N 1). Имя агиографа не названо, однако из текста памятника можно сделать вывод, что он лично знал И.

http://pravenc.ru/text/389423.html

Керкирские епископы участвовали во Вселенском I Соборе (325), Вселенском IV Соборе (451) и Вселенском VII Соборе (787). Керкирская епископия подчинялась Никопольской митрополии и до перехода в 732/3 г. Иллирика в юрисдикцию К-поля в церковном отношении зависела от Рима. Согласно Тактикону имп. Льва III Исавра (717-741), на Кефалинии находилась кафедра митрополии, которая включала в тот период кроме этого острова также о-ва Керкира, Закинф, Эгина, города Монемвасия и Тризина на Пелопоннесе, Порфм и Орей на Эвбее ( Darrouz è s. Notitiae. P. 245. N 3). Свт. Арсений, архиеп. Керкирский. Оборотная сторона двухсторонней иконы. Посл. четв. XIV в. (ц. Пресв. Богородицы Спилиотиссы, о-в Корфу) Свт. Арсений, архиеп. Керкирский. Оборотная сторона двухсторонней иконы. Посл. четв. XIV в. (ц. Пресв. Богородицы Спилиотиссы, о-в Корфу) В сер. VIII в. была образована Кефалинийская фема, в к-рую входили Ионические о-ва. В IX в. Керкирская епархия получила статус архиепископии, непосредственно подчиненной К-польскому патриарху. Возможно, это произошло в правление имп. Льва VI Мудрого (886-912) ( Darrouzès . Notitiae. P. 274. N 7), хотя нек-рые источники называют 1-м Керкирским архиепископом свт. Арсения (ок. 933 - ок. 953), гимнографа и писателя. С. Авурис высказал предположение, что уже в IX в. Керкирская епископия была возведена в ранг митрополии ( Αβορης. 1965. Σ. 509), однако совр. исследователи считают, что это произошло в XI в. В Житии прп. Илии Калабрийского говорится, что в 884 г. этот святой, прибыв на остров, остановился в керкирской епископии (Vita di sant " Elia il Giovane: Testo inedito con traduzione italiana/Ed. G. Rossi Taibbi. Palermo, 1962. Р. 44). Впосл. пресв. Димитрий из Реджо-ди-Калабрия стал преемником керкирского еп. Пахомия (Ibid. 1962. P. 56). Кафедральным собором являлся храм апостолов Петра и Павла, разрушенный в сер. XVI в. Иоанн Скилица упоминает, что в 1033 г. Керкира была сожжена во время арабского набега. В 1081 г. остров подвергся нападению норманнов под предводительством Роберта Гвискара.

http://pravenc.ru/text/1684241.html

В ряде житий, написанных знаменитым агиографом VI века Кириллом Скифопольским , житий преп. Ефимия Великого, Герасима Иорданского, Феодосия Великого, Саввы Освященного, Кириака, Иоанна Молчальника и Феогния Витилийского, в греческой переработке Иеронимова жития Иллариона Великого, в житиях подвижников: Харитона, Мартиниана, Малха, Анины, Досифея, Иакова Постника и Георгия Хозевита, отражается поэтичная обстановка и аскетические подвиги палестинских обителей, скитов и пустынь. Легенды об Иерусалимском патриархе Модесте, мученичество вмч. Анастасия Перса и особенно биография преп. Порфирия еп. Газского, написанная его учеником диаконом Марком, вместе с соответствующими местами житий преп. Саввы и Иллариона, знакомят нас с городскими бытом Палестины в вв. Наконец, опасности монашеской жизни в синайских скитах, в непосредственном соседстве с дикими кочевниками пустыни изображают рассказы об избиении монахов-синаитов в IV и V вв., а также житие великого синайского аскета Иоанна Лествичника . Обращаясь к византийскому Египту, прежде всего, встречаем аналогичный палестинским, аскетические жития подвижников Антония Великого , Пахомия Великого , Онуфрия В., Макария, Паисия В., Павла Фивейского, Марка Афинского, Арсения В., Пимена, Виссариона и Синклитикии, рисующие одинокие подвиги борьбы с плотью и глубокое аскетическое миросозерцание этих бесстрашных обитателей пустынь. Наоборот, другой ряд агиографических произведений: собрание александрийских чудес вмч. Мины, хроника чудесных исцелений мучч. Кира и Иоанна, и выше упоминавшаяся биография александрийского патриарха свт. Иоанна Милостивого, написанная Леонтием Неапольским, воскрешает перед нами пёстрое население и кипучую шумную жизнь великой эллинистической столицы Египта в V и VI вв. Целый ряд святых и написанных по-гречески их житий, выставили византийские Сицилия и Южная Италия. Тут следует отметить жития преп. Льва Катанского, Григория Агригентского, Илии Младшего, Илии Спелиота, Луки Корлеонского, Луки Армонтского, Виталия Сицилийского, Нила Гроттаферратскаго, Христофора Саввы и Макария Сицилийских, Варфоломея Криптоферратского, Филарета Калабрийского, Иоанна Фериста и Варфоломея Потирского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—228— монастырь во имя Богоматери в области Сквиллаче (в Калабрии, к югу от Катанцаро) св. Филиппа в Локрах (недалеко от Гераче). 1941 Помимо основания новых греческих монастырей в Сицилии, Калабрии и Апулии, Рожер I старался поддерживать и существовавшие монастыри. Он жертвовал им земельные владения, приписывал крестьян и т.п. 1942 Одинаково щедр был Рожер и к отдельным инокам, которые обращались к нему с просьбами об основании монашеского общежития. Так, в «актах» Хремеса, греческого подвижника 90-х гг. XI столетия в окрестностях г. Франкавилла (Сицилия), рассказывается, как однажды Рожер, возвращаясь с одного из своих походов, встретили там греческого анахорета. Удостоенный милостивого обращения, Хремес просил герцога дать ему место для основания монастыря. Рожер поднялся на скалу, на которой подвизался Хремес, и подарил ему на это все пространство, какое мог окинуть глаз кругом с вершины скалы, вместе со всеми населением и природными богатствами. 1943 Подобными характером было отмечено отношение к южно-итальянскому греческому монашеству и сына Рожера I нормандского герцога Рожера II, (1128–1154). Самым значительным актом в этом отношении Рожера II было устройство в Мессине (Сицилия) греческого монастыря Спасителя, который был известен тогда под именем Греческого. В 1059 году Рожер I выстроил здесь небольшую церковь , посвященную Спасителю. Его сын перестроил эту последнюю, приписал к ней земельные угодья, вы- —229— строил келлии для монахов греков. Образовался, приблизительно с 1130 г., большой монастырь с уставом св. Василия Великого , существовавший вплоть до XVI века. Интересно собственно административно-правовое положение монастыря Спасителя. Его игумену, который имел сан архимандрита, были подчинены большинство греческих монастырей Сицилии и Калабрии, именно – 31 монастырь в Сицилии и 15 монастырей калабрийских. Между этими последними значились некоторые древнейшие и большие монастыри напр., св. Филиппа Агирского (Мессина), восстановленный Робертом Гискардом, свв. апп. Петра и Павла (Итала), устроенный Рожером I к югу от Мессины, св. Григория около Мессины, который быль основан Робертом Гискардом в 1063 году на месте победы над сарацинами, св. Панкратия близь Реджо (Калабрия), св. Илии Нового (Калабрийского), св. Георгия в Триокале основанного Рожером I у подножия св. Анны, к северо-западу от Рибера в Сицилии и др. 1944 Таким образом, в первой половине XII века почти все сицилийские и некоторые калабрийские греческие монастыри были подчинены монастырю Спасителя в Мессине.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Сербском синаксаре XIII века под 16 августа: «Преподобного отца нашего Иоакима Осоговского». По Сербской летописи, благочестивый краль Милютин построил храм «святому отцу Иоакиму». День семнадцатый Память преподобного Филиппа Янковского По рукописным святцам, «преподобный Филипп бысть на Сухоне реце, новый чудотворец». Преподобный Филипп несколько лет подвизался отшельнически на Янковой горе, в двух верстах от Устюга. Набожные устюжане, уважая жизнь его и желая видеть вблизи обитель молитвенников, выпросили дозволение построить на месте его пребывания обитель. В 1654 году построен был храм в честь иконы Знамения Богоматери, с приделом во имя вновь прославленного святителя Филиппа. Под руководством опытного в духовной жизни отшельника собрались ревнители благочестия; но преподобный не принял на себя сана и скончался иноком около 1662 года. Мощи преподобного Филиппа покоятся под спудом в храме обители его 219 . Святого мученика Мирона пресвитера Мирон, пресвитер в Ахайи, пострадал в царствование Декия, в 251 году. Он был взят на мучение в то время, как совершал Божественную службу в храме в самый день Рождества Христова. После различных истязаний его бросили в разожженную печь, из которой он вышел невредимым, между тем как были опалены пламенем до 150 человек, близ стоявших. Но это чудо не вразумило, а довело до ярости гнев мучителя, который, после многих новых истязаний, осудил Мирона на обезглавление. Казнь была совершена в городе Кизике, куда был отведен мученик. Преподобного Илии Калабрийского Во время иконоборства иноки греческие, преследуемые на Востоке, часто искали приюта на чужой стороне. Особенно же много их переселилось в Италию, куда они приносили иконопись, запрещенную на Востоке, и – строгие правила восточного монашества. В горах Калабрии поселилось тогда столько подвижников, образовалось столько монастырей и пустынных скитов, что эту страну сравнивали с древним Египтом, в котором процветало монашество. Иноки греческие отличались строгою жизнью и нередко – высоким образованием. Преподобный Илия был настоятелем одного из этих монастырей (по названию Меликукка), основанных изгнанниками из Греции. Прославленный святостью жизни, он мирно скончался в Солуни в 903-м году. День восемнадцатый

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

п.). 218 Одинаково щедр был Рожер и к отдельным инокам, которые обращались к нему с просьбами об основании монашеского общжития. Так, в «актах» Хремеса, греческого подвижника 90-х гг. XI столетия в окрестностях г. Франкавилла (Сицилия), рассказывается, как однажды Рожер, возвращаясь с одного из своих походов, встретил там греческого анахорета. Удостоенный милостивого обращения, Хремес просил герцога дать ему место для основания монастыря. Рожер поднялся на скалу, на которой подвизался Хремес, и подарил ему все это все пространство, какое мог окинуть глаз кругом с вершины скалы, вместе со всем населением и природными богатствами. 219 Подобным характером было отмечено отношение к южно-итальянскому греческому монашеству и сына Рожера I, нормандскаго герцога Рожера II (11281154). Самым значительным актом в этом отношении Рожера II, было устройство в Мессине (Сицилия) греческого монастыря Спасителя, который был извстен тогда под именем Греческого. В 1059 году Рожер I выстроил здесь небольшую церковь , посвященную Спасителю. Его сын перестроил эту последнюю, приписал к ней земельные угодья, выстроил келии для монахов-греков. Образовался, приблизительно с 1130 г., большой монастырь с уставом св. Василия Великого , существовавший вплоть до XVI века. Интересно собственно административно-правовое положение монастыря Спасителя. Его игумену, который имел сан архимандрита, были подчинены большинство греческих монастырей Сицилии и Калабрии, именно, 31 монастырь в Сицилии и 15 монастырей калабрийских. Между этими последними значились некоторые древнейшие и большие монастыри, напр., св. Филиппа Агирского (Мессина), восстановленный Робертом Гискардом, свв. апп. Петра и Павла (Итала), устроенный Рожером I к югу от Мессины, св. Григория около Мессины, который был основан Робертом Гискардом в 1063 году на месте победы над сарацинами, св. Панкратия близ Реджио (Калабрия), св. Илии Нового (Калабрийского), св. Георгия в Триокале, основанного Рожером I у подножия св. Анны к северо-западу от Рибера в Сицилии и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Σ. 222); 473 мч. Асинкриту, 20 июня; 474 мученикам Орентию, Фарнакию и др., 24 июня; 475 мч. Иулиану Тарсийскому, 21 июня; 476 сщмч. Евсевию, еп. Самосатскому, 22 июня; 477 мученикам Евстохию, Гаию и др., 23 июня (AHG. T. 10. P. 130-139); 478 мч. Зинону и мц. Зине, 23 июня (Ταμεον. Σ. 224); 479 на предпразднство рождества Иоанна Предтечи, 23 июня (Ibidem); 480 прп. Давиду Солунскому, 26 июня (Ibid. Σ. 227); 481 мч. Иосифу, 28 июня (Ibid. Σ. 229); 482-483 апостолам Петру и Павлу, 29 июня (Ibid. Σ. 233); 484 мученикам Мокию и Марку, 3 июля (AHG. T. 11. P. 50-58); 485 сщмч. Феодору, еп. Киринейскому, 4 июля; 486 сщмч. Астию, еп. Диррахийскому, 5 июля (Ibid. P. 109-118); 487 сщмч. Стефану, еп. Регия Калабрийского, 6 июля (Ibid. P. 60-72); 488-489 мч. Асклипиаду, 7 июля; 490 вмч. Прокопию, 8 июля; 491 мученикам Патермуфию и Коприю, 9 июля (Ibid. P. 172-182); 492 45 мученикам, пострадавшим в Никополе Армянском, 10 июля (Ταμεον. Σ. 240-241); 493 мученикам Вианору и Силуану, 10 июля (Ibid. Σ. 242); 494 мч. Киндею пресв., 11 июля; 495-496 мч. Иусту, 14 июля (Ibid. Σ. 245); 497 прп. Онисиму чудотворцу, 14 июля (Ibidem); 498 мч. Авудиму, 15 июля (Ibid. Σ. 245-246); 499 сщмч. Афиногену, 16 июля (AHG. T. 11. P. 294-305); 500 мч. Антиоху, 16 июня (Ταμεον. Σ. 247); 501 мч. Петру Критскому, 16 июля; 502 мч. Иакинфу Амастридскому, 18 июля (Ibid. Σ. 249); 503 прор. Илии, 20 июля (Ibid. Σ. 250); 504 сщмч. Фоке, 22 июля; 505 сщмч. Аполлонию, 23 июля; 506 прп. Фантину чудотворцу, 24 июля; 507 мц. Христине, 24 июля (Ibid. Σ. 252); 508-509 прмц. Параскеве, 26 июля (Ibid. Σ. 254; AHG. T. 11. P. 482-499); 510 мч. Санкту, 26 июля (Ταμεον. Σ. 255); 511 мч. Акакию, 28 июля (Ibid. Σ. 256); 512 мч. Евстафию Анкирскому, 28 июля (Ibid. Σ. 257); 513 мч. Иоанну Воину, 31 июля (Ibid. Σ. 259); 514 мч. Антонию, 31 июля (Ibidem); 515 прп. Феодоре мироточице, 3 авг.; 516 свт. Донату, 7 авг.; 517 свт. Ксисту (Сиксту?), 9 авг.; 518 мч. Урсикию, пострадавшему в Иллирии, 14 авг. (Ibid. Σ. 267); 519 на Успение Пресв.

http://pravenc.ru/text/673697.html

Предварительное примечание: поскольку после издания «Описания» Дмитриевского, найдены и изданы ему неизвестные рукописи Италийских Типиконов Студийской традиции, сказанное им (ДМИ- 1: CXIV) необходимо проверить в свете новых исследований. До XI в. с давних времен, существовали в византийской Южной Италии независимые друг от друга многочисленные монастыри неопределенной литургической традиции, или, вероятно, разных традиций. Известно, что италийское монашество обновлялось постоянно прибывавшими слоями монахов, бежавшими с беспокойного Востока: приезжали из Палестины, Малой Азии, оккупированных исламом, и из самого Константинополя в пору иконоборчества. В конце X в. влияние этих монахов доходит до Рима с созданием монастыря Гроттаферраты. Этот монастырь имел, вероятно, какой-то Типикон по образу Начертания, но он до нас не дошел. По известным теперь рукописям, Италийские Типиконы с XI века можно разделить на три «семьи» (См. предисловие моего издания Мессинского Типикона, о котором будет сказано позже). а) Древняя калабрийская традиция 1. Типикон " архетипос " : по традиции редактирован между 1017 и 1050 гг. 4–м архимандритом Гроттаферраты, св. Варфоломеем из Россано; он до нас не дошел и, быть может, письменно никогда и не существовал. 2. Типикон из Патирион: считается копией с предыдущего; написан между 1130 и 1150 гг. Рукопись находится в г. Йене (Германия); существует копия (Гроттаферрата Γ.α.29). Патирский монастырь в городе Россано — самый известный монашеский центр Калабрии. В конце XI века, после освобождения от ислама, его обновляет св. Варфоломей из Семери, посетивший перед тем Константинополь, чтобы ознакомиться со студийской традицией и достать Типикон и нужные святоотеческие и литургические книги. 3. Типикон из Гроттаферрата: рукоп. Гроттаферрата Γ.α.1 (1300 г.): ДМИ-1:899. По традиции он тоже скопированный с «архетипоса», но доказательств на это утверждение нет. б) Калабрийско–сицилийская традиция 1. Типикон из Мессина, монастыря Спасителя: рукоп. Messina gr. 115

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010