Тверь. Церковь иконы Божией Матери " Неопалимая Купина " . /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первые упоминания о большом кладбище в Затверечье, на восточной окраине города, относятся ко второй половине XVIII века, когда после страшного пожара 1763 года Тверь начала застраиваться по генеральному плану, высочайше утвержденному Императрицей Екатериной Великой. Именно в это время приходские кладбища, сильно пострадавшие вместе с храмами от огня, начинают переноситься за городскую черту. В 1841 году на холме, с которого через поле и волжскую гладь открывался замечательный вид на центральную часть Твери, возводится каменная церковь с двумя престолами: главный – иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», правый – преподобного Нила Столобенского. Проект церкви предположительно можно связать с именем губернского архитектора Ивана Федоровича Львова. Это было исключительно лаконичное по своим объёмным и декоративным формам здание. Над его крещатым объёмом возвышались купол четверика и ярус колокольни. Такой церковь вошла в XX век. В 1901 году здесь служили: священник Феодор Никанорович Рождественский 52-х лет, студент семинарии, диаконом с 1871 года, иереем с 1876 года, в 1895 году награжден наперсным крестом; диакон Василий Панов 57-ми лет, рукоположен в 1889 году. История Неопалимовского кладбища неразрывно связана с жизненным подвигом тверских новомучеников, ведь церковь на его холме, простоявшая до Великой Отечественной войны, явилась последним местом служения архиепископа Фаддея (Успенского), протоиереев Илии Громогласова и Илии Бенеманского. Когда 29 сентября 1936 года городские власти лишили владыку Фаддея регистрации и запретили служить, он все же продолжал совершать богослужения в двух последних сохранившихся у православных храмах в Заволжье (Успенской единоверческой церкви рядом с Волынским кладбищем на берегу Соминки и церкви в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»), добираясь туда через весь город пешком. Неопалимовскую церковь владыка любил особо, ведь она «среди бушующих волн злого моря житейского стала местом обетованным, раем земным. На холме, среди кладбища, отделенного от города полем и Волгой, была как скит», напоминая архиепископу родные места на Нижегородчине.

http://sobory.ru/article/?object=46550

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ИЛАРИОН (Михайловский Стоян Стоянов; 1812 - 1875), митр. Тырновский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) ИЛАРИОН (Огиенко Иван Иванович; 1882 - 1972), укр. церковный и политический деятель, митр., предстоятель автокефалистской Украинской греко-православной Церкви в Канаде; историк Церкви ИЛАРИОН (Цонев Димитр Драганов; 1913 - 2009), митр. Доростольский и Червенский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи ИЛАРИОН НОВЫЙ ДАЛМАТСКИЙ (770-775/6 - 845), игум. Далматского мон-ря в К-поле, архим. (экзарх) к-польских монастырей, прп. исп. (пам. 6 июня) ИЛАРИОНА МОГЛЕНСКОГО МОНАСТЫРЬ жен., действующий, принадлежит Эдесской, Пелльской и Алмопийской митрополии Элладской Православной Церкви ИЛИ средневек. бенедиктинский мон-рь, с XII в. кафедра еп-ства и кафедральный приорат в графстве Кембриджшир (Великобритания), с 1541 г. англикан. еп-ство ИЛИИ ПРОРОКА ВОДЛОЗЕРСКАЯ ПУСТЫНЬ (Петрозаводской епархии Карельской митрополии), на о-ве Ильинский Погост (М. Колгостров) на оз. Водлозеро, Республика Карелия ИЛИИ ПРОРОКА МОНАСТЫРЬ муж., действующий, принадлежит Никопольской и Превезской митрополии Элладской Православной Церкви ИЛИЯ Васильевич Бажанов (1877 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 3 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Рязанских святых) ИЛИЯ Ильич Бенеманский (1883 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 18 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Яковлевич Березовский (1890 - 1938), свящ., сщмч. (пам. 21 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Михайлович Громогласов (1869 - 1937),прот., сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИЛИЯ Александрович Зачатейский (1884 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 26 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_118.htm...

Комментарий канониста сщмч. Илии Громогласова : «По поводу этих постановлений нужно заметить, прежде всего, что едва-ли правильно было бы разуметь под упоминаемыми в них еретиками только тех, кто „погрешают о вере», будучи, однако, христианами. Строго точного, соответствующего современной научной терминологии, употребления слова αετικòς не наблюдается даже и в позднейшей византийской литературе церковного права, применяющей это название, кроме настоящих еретиков, с одной стороны – к тем, кого правильнее было бы именовать раскольниками, с другой – к иноверцам, иудеям и еллинам. Нет ничего невероятного, что такой именно широкий круг лиц религиозно-неправомыслящих имеет в виду и Лаодикийский Собор, выражая своё неодобрение, супружествам православных πòς πvτα αετικòv. Последнее выражение естественным образом наводит на мысль, что не одобряемое с каждым допустимо с некоторыми еретиками, и если авторитетнейшие толкователи канонов, Зонара и Вальсамон, настаивают на противоположном понимании, то делают это в явное противоречие указаниям, заключающимся в 10м и даже в самом 31м Лаодикийском правиле. 10е правило признаёт недозволительным для верных членов Церкви (τoς τς κκλησας) вступать в смешанные браки не вообще, а только без разбору (διαφως), т. е., по изъяснению одного нашего отечественного канониста, без внимания к различным свойствам ересей, из которых одни более, другие менее отдаляются от православной Церкви, – без надлежащего определения самых условий брака, напр. самого главного условия, чтобы при вступлении в брак с православным еретик обращался в православие, или чтобы дети, рождённые от смешанного брака, были воспитаны в православной вере . Верность такого изъяснения, по крайней мере – по его основной мысли, вполне подтверждается концом 31-го правила, не исключающего возможности супружеских союзов православных с еретиками, аще обещаются христианами быти . Ясно, что Поместный Собор, установивший такую норму, вовсе не был безусловным противником смешанных браков, признавая за ними некоторое положительное миссионерское значение» ( Канонические определения брака и значение их при исследовании вопроса о форме христианского бракозаключения ).

http://azbyka.ru/pravo/laodikijskij-sobo...

Священномученик Илия Громогласов По преданию, некогда фамилию Громогласовых три брата-семинариста получили от своего начальства за громкий голос. Священномученик Илия Михайлович Громогласов родился 19 июля 1869 года в селе Ермиши Темниковского уезда Тамбовской губернии в семье диакона Михаила Громогласова. «Я родился в семье бедного дьячка бедного села, – говорил Илия Михайлович Громогласов в последнем слове, произнесенном им перед вынесением приговора на втором процессе по делу церковников в конце 1922 года, – и эта бедность граничила с нищетою. Мне пришлось свое детство провести с детьми гвоздяников близлежащего гвоздильного завода. Когда я подрос, отец повез меня в школу, оставил и дал на весь учебный сезон шесть гривен медью, а у него осталось два медных пятака на дорогу. С 14 лет я стоял на своих ногах, а с 20 лет содержал вдову-мать, сестер и детишек, сидя на студенческой скамье…» По окончании Шацкого духовного училища и Тамбовской семинарии в 1889 году Илия Громогласов был направлен на учебу в Московскую духовную академию, с которой будут связаны долгие годы его жизни. Сначала – преподаватель на кафедре истории раскола, доцент, а затем – экстраординарный профессор. Священномученик Илия Громогласов В 1902 году происходит важное событие в личной жизни Илии Михайловича: 7 января в домашней церкви князя Голицына на Волхонке (против храма Христа Спасителя) он обвенчался с Лидией Николаевной Дуловой, дочерью князя Николая Федоровича Дулова и его супруги Александры Юрьевны, урожденной Зограф. Так Илия Михайлович вошел в круг московской интеллигенции. ХХ век И.М. Громогласов встречает уже как опытный преподаватель, не замыкающийся лишь в кругу академических лекций. Он становится совладельцем торговой школы Кузьминых, преподает в ряде гимназий. По воспоминаниям бывшего студента академии Д.А. Маркова, это был не только даровитый человек и ученый, но и прекрасный лектор, напоминавший своей манерой чтения тогдашнего кумира В.О. Ключевского, с которым был близок по своим церковнополитическим взглядам.

http://pravoslavie.ru/107775.html

9 апр. 1911 г. Новгородский архиеп. Арсений (Стадницкий) писал проф. МДА А. П. Голубцову , что И. вменяют в вину то, что он писал 5 лет назад. «...Почему не тогда карали? - недоумевал архиепископ и добавлял: - Вообще политика мести - нездоровая политика» ( Голубцов. МДА в революционную эпоху. 1999. С. 51). 23 дек. 1910 г. в письме архиеп. Арсению И. В. Попов писал, что И. «переносил все эти неприятности с достоинством и спокойствием, но я думаю, что это нелегко ему давалось» (Там же. С. 210-211). 8 апр. 1911 г. он же писал: «Явно несправедливое увольнение Илии Мих-ча... поднимает столько желчи, что было бы грешно провести дни Страстной недели и Пасхи с таким настроением в академическом храме» (Там же. С. 58). После увольнения И. в газ. «Русское слово» появилась ст. «Увольнение проф. И. М. Громогласова» (1911), в к-рой это событие оценивалось как потеря для академии, а решение об отстранении на период увольнения И. от чтения лекций - как боязнь академического начальства возможных студенческих волнений при прощании с профессором. Кандидатура Кузнецова на должность профессора кафедры церковного права не получила в статье положительной оценки в сравнении с И. при сопоставлении их образования и сфер научной деятельности. Вскоре Н. Д. Кузнецов также проявил себя «неблагонадежным либералом» и 2 сент. 1913 г. был уволен. В 1912-1916 гг. И. был помощником члена Московской городской управы по училищному отделению. 2 июня 1914 г. экстерном сдал экзамены в Юридической испытательной комиссии при Московском ун-те, удостоен звания кандидата юридических наук с дипломом 1-й степени (магистранта), дающего право на преподавание в высших учебных заведениях. И. вступил в корпорацию присяжных поверенных и как помощник выступал на процессах сектантов: «трезвенников», обвиняемых в хлыстовстве, рязанских скопцов, «42-х толстовцев» (1916). В мае 1916 г. при Московском ун-те сдал устные экзамены по церковному и гос. праву и получил степень магистра церковного права. 1 нояб. того же года И. был принят преподавателем на Высшие жен.

http://pravenc.ru/text/389319.html

Святитель Тихон назначил настоятелем Воскресенского храма другого известного московского священника. Так у храма появился свой небесный ходатай о нем – протоиерей Илия Громогласов, причисленный к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года. Выдающийся ученый, он был рукоположен в священный сан святителем Тихоном в том же трагическом 1922 году в храме мученика Антипы на Волхонке, а затем служил в Воскресенском храме до ареста, последовавшего в 1925 году. Его сердцу настолько полюбился замоскворецкий храм, что о нем мученик писал из ссылки своим прихожанам: Я вспоминал далекий край – Души моей заветный рай – Москву священную, и там Прекрасный, дивный Божий храм, Богослуженья чинный ход И многочисленный народ, Могучий всенародный хор, Повязки белые сестер, Пред алтарем ряды детей, – Весь милый облик Кадашей… Вернуться в Москву священнику не позволили. Последние годы он служил в Твери в Неопалимовском храме и после очередного ареста за «контрреволюционную агитацию» был расстрелян 4 декабря 1937 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. «Конечно, такая кончина, свидетельствующая, что он вошел в храм небесный, знаменательна. Это само по себе свидетельство святости, свидетельство о том, что его кончина была блаженной», – говорил в проповеди протоиерей Александр Салтыков, нынешний настоятель храма Воскресения в Кадашах. Поскольку кончина новомученика пришлась на великий праздник, по благословению патриарха Алексия II память священномученика Илии Громогласова празднуется 20 ноября/3 декабря. Сам же храм был закрыт в 1934 году. Иконостас, по одним данным, уничтожили, по другим, перенесли в Троицкую церковь в Останкино, а в Кадашевском храме уцелел только его нижний ярус. Две иконы конца XVII века – Боголюбскую и Спаса Вседержителя – отправили в Третьяковскую галерею, уникальные колокола – в Большой театр, поминальную часовню закрыли и потом превратили в голубятню. Прихожане перешли в Скорбященскую церковь на Ордынке, когда она вновь открылась в 1948 году. В самом же Воскресенском храме сначала устроили клуб колбасной фабрики, а с 1964 года здесь разместился Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря. Внутри были устроены различные лаборатории, необходимые для работы реставраторов, но губительные для старинного храма, о чем предупреждал еще художник Павел Корин.

http://pravoslavie.ru/491.html

Славянская кормчая . Христианом в еретики не брачитися. Не тверд с еретики брак. Совокупльшиижеся прежде сего правила,  аще хотят, да пребывают. Толкование . Не подобает правоверную мужу еретицу поимати в жену: или правоверней жене за еретика ити мужа. Аще же неции невернии суще законным браком совокупишася, и потом муж убо неверный, приступит к вере, жена же и еще лестию одержима есть, и  аще волит верен муж жити с неверною женою, или верная жена с мужем неверным, да не разлучается по божественному апостолу: святитбося рече, муж неверен женою верною, и жена неверна мужем верным . ( Кор.137 ). Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Комментарий канониста сщмч. Илии Громогласова : «Для православного канониста неоспоримо, конечно, что Трулльский Собор в условиях своего времени имел достаточно оснований к тому, чтобы гораздо строже своих предшественников отнестись к смешанным бракам. Но воздавая должное пастырской мудрости Отцов этого Собора, всего менее можно именно им приписывать намерение – упразднить строгостью (κβεια) своих постановлений принцип церковной снисходительности (оκоνоμα), которым руководились творцы древних канонов. Вполне справедливо, поэтому, и в рассматриваемом постановлении относительно смешанных браков, предназначавшемся ближайшим образом для определённой церковно-исторической среды, видеть лишь крайнюю меру принципиального неодобрения их Церковью, а отнюдь не непреложный закон, обязательный на все времена и при всяких обстоятельствах. Такого значения трулльское правило не могло иметь даже и для своих современников, не смотря на категоричность содержащегося в нём предписания, подкрепляемого требованием – расторгать незаконное сожитие . Последнее замечание представляет собою лишь пастырскую угрозу, юридически осуществить которую церковь того времени ещё и не могла , пока законная сила брака не была поставлена гражданским законом в необходимую зависимость от церковного венчания» ( Канонические определения брака и значение их при исследовании вопроса о форме христианского бракозаключения ).

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

Тех, которые нарушают это постановление, собор подвергает наказаниям по правилам. Прочти Лаодикийского собора правило 10е и 31е и Карфагенского правило 21е ( 20 ) и найдешь, что брак, заключенный с еретиком, уничтожается. А я думаю, что вместе с уничтожением, таковые подвергаются и епитимии по настоящему правилу; ибо таким образом должны быть примирены правила. Хорошо сказал собор, что дети прежде сего рожденные от еретиков, должны быть приводимы в общение с церковью. Ибо ты знаешь, что еретики разделяются надвое – на приемлющих наше таинство и божественное пришествие на землю, но погрешающих в некоторых частях учения, каковых, при обращении их к нам, мы одним миром помазуем, и на совершенно не приемлющих сего, каковы суть неверные, то есть иудеи и еллины, которых мы крестим. Итак, именем « общения » указаны те и другие, так что должны быть или миром помазаны, или крещены. Прочти 7е правило 2го собора, 1ю главу 4го титула, 28й книги Василик и 72е правило Трулльского собора, и заметь, что, вероятно, на основании настоящего правила, православные принуждают латынян отрекаться от их исповедания, когда они хотят брать жен из Восточной Империи . Славянская кормчая . Чтец или певец, еретическую поим жену, и чада с нею приобресть, да приведет ю ко общению. Ащели суть тамо некрещена, к тому да не будет крещена от еретиков. Толкование . Еже поимати на сочетание брака правоверному еретическую жену, или дщерь за еретика, 10е и 31е правило, собора иже в Лаодикии, и 72 правило 6го вселенского собора, иже в Трулле Полатнем, и се правило отрицает. Аще же некии чтец, или певец прежде всего правила, и от иноверных жену взя, и чада с нею сотвори, и  аще будет крестил ю в еретицех живый, да приведет ю к причащению соборныя церкви. Аще же некрещену имать, к тому с еретики да не жив есть, но вскоре оттуду отшед, к соборней церкви да приведет ю, и божественному да сподобит крещению. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Толкование архиеп. Петра (Л’Юилье) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Комментарий канониста сщмч. Илии Громогласова : «Нельзя не отметить и того, что халкидонское правило, объявляя нарушителей устанавливаемого им порядка подлежащими епитимии, ничего не говорит о недействительности супружеств, которые впредь могли состояться вопреки соборному определению» ( Канонические определения брака и значение их при исследовании вопроса о форме христианского бракозаключения ). Популярное Сейчас в разделе 7  чел. Всего просмотров 550 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/chetvertyj-vselen...

Отец Илия, деятельный по натуре, в ссылке много работает. По словам его духовной дочери Анастасии Владимировны Паевской, в Сургуте он переводит на русский язык работу известного сербского канониста Никодима Милаша «Карательное слово Церкви», изданную в 1911 году. Сохранились здесь и его стихи, сочиненные им во время ссылки, а также портрет, написанный кем-то из товарищей по ссыльной доле. Три года ссылки (1925–1928) сказались на здоровье протоиерея Илии Громогласова. В феврале 1927 года он пишет заявление прокурору Верховного суда П.А. Красикову, что обратился в Президиум ВЦИК с прошением о досрочном освобождении. «Моя ссылка на Урал на три года является результатом какого-то недоразумения; и вообще я не знаю за собой вины перед советской властью, так как всегда был вполне лояльным в отношении к ней. Я уже старый (теперь мне 58 лет) и больной человек, страдающий, как видно из прилагаемых при сем врачебных удостоверений, туберкулезным поражением правого легкого, хроническим суставным ревматизмом, аппендицитом и паховой грыжей… Я желал бы посвятить остаток дней своих научным исследованиям, которым отдал 35 лет своей жизни». Лишь в апреле 1928 года коллегия ОГПУ постановила по ходатайству: «Лишить права проживания в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону и означенных губерниях с прикреплением к определенному месту жительства сроком на три года». Шесть «мирных» лет после ссылки Илия Михайлович был под постоянным надзором. И поэтому после выхода в свет постановления Политбюро ЦК ВКП (б) «О проведении массовых репрессий» был арестован и протоиерей Илия Громогласов. В ночь со 2 на 3 ноября у него дома изъяли всё сколько-нибудь ценное: два наперсных креста с украшениями, наперсный серебряный крест, крест напрестольный, магистерский знак, священнические облачения, литературу, личные письма и тетради с записями, незаконченные заметки по истории церковного права, семь медалей и значков. Во время допросов отец Илия вел себя достойно. Не признал за собой никакой вины.

http://pravoslavie.ru/107775.html

В 1911 году Громогласов был вынужден покинуть стены академии, а в мае 1916 года выдерживает устные испытания по церковному и государственному праву на степень магистра церковного права и начинает вести обширную практическую деятельность в качестве юриста. Человек деятельный и энергичный, он в разное время входил в целый ряд научных обществ: Педагогическое, Историческое, Русское библиографическое (все при Московском университете), Археологическое (при Историческом музее), Императорское археологическое и др. Годы революции – время выбора. И профессор И.М. Громогласов принимает священный сан Тяжелейшие годы революции. Годы нравственного выбора. Годы страха, искушений, боли за будущее Православия. Уже во всю ширится в Церкви обновленческий раскол. Уже кто-то отрекается от веры. А И.М. Громогласов рукоположен патриархом Тихоном в сан диакона, затем в сан иерея. 1922 год. Власть объявляет об изъятии церковных ценностей якобы для оказания помощи голодающим Поволжья. В опубликованной записке зампреда ГПУ И.С. Уншлихта от 20 марта 1922 года прямо сказано: «Патриарх Тихон и окружающая его свора высших иерархов, членов Синода, в лице И.М. Громогласова, протоиерея А.А. Хотовицкого (неофициальный член Синода), митрополита Никандра, епископа Серафима (Л.М. Чичагова), профессора П.Д. Лапина и других в противовес декрету ВЦИК от 26 февраля 1922 года “Об изъятии церковных ценностей” ведут определенную контрреволюционную борьбу и ничем не прикрытую работу против изъятия церковных ценностей…» Далее в записке Уншлихт предлагает арестовать патриарха и Синод, а всех «попов и церковников, резко выступающих против изъятия», выслать в самые голодные губернии, где их «афишировать… как врагов народа». Первый, второй судебный процесс. Тут пригодились Илии Михайловичу юридические знания. Громогласов получает год лишения свободы. Протоиерей Илия Громогласов и приход храма Воскресения Христова в Кадашах, 1924 г. В 1925 году скончался Первосвятитель Русской Церкви Святейший Патриарх Тихон . «Личная печаль о великом господине и отце нашем Святейшем Тихоне умеряется нашей верой, что упокоит Господь верного служителя Церкви в селениях праведных, – сказал, прощаясь с патриархом, И.М. Громогласов. – И мы верим, что Господь смилуется над Русской Православной Церковью по молитвам Святейшего Отца Патриарха Тихона…» Примерно через месяц после произнесенной речи отца Илию Громогласова вновь арестовывают. На этот раз его путь лежал в Сибирь – в Сургут.

http://pravoslavie.ru/107775.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010