В своём объяснении Кеерль, как и Баур, выходит из Мф.16:13–16 . Слова, сказанные ап. Петром в ответе на вопрос Христа, за кого почитают Его люди, имели, по Кеерлю, такой смысл: «Тот, который является у пр. Даниила 36 , как Сын человеческий, есть Сын Божий». Имена – «Сын Божий» и «Сын человеческий» означают, поэтому одно и то же, только с различных сторон. «Сын Божий есть Сын человеческий, поскольку Он стоит в определённом отношении к миру, господство над которым Ему предано изначала; и Сын человеческий есть Сын Божий, поскольку Он стоит в имманентном отношении к Богу, – поскольку Он имеет Своё пребывание (Urstand) в Боге» 37 . В доказательство такого сродства двух наименований Кеерль указывает, прежде всего, на Мф.26:63–64 , где Христос сперва утверждает, что Он есть Сын Божий, а затем прибавляет: «отныне узрите Сына человеческаго, сидящаго одесную силы и грядущаго на облаках небесных», внутреннее сродство обоих наименований здесь, по Кеерлю, несомненно. Та же самая мысль выражена и в 5 гл. св. Иоанна: в ст. 19, 20–23 и 25–26 Иисус называет Себя Сыном Божиим и затем в 27 ст. присоединяет: «и дал Ему (Отец) власть производить и суд, потому что Он есть Сын человеческий», смешивая, так. образ., то и другое наименование: по связи (ср. ст. 22 и 27) Сыну Божию предан весь суд, п. что Он есть вечный Сын человеческий 38 . Поэтому Кеерль признаёт ошибкой, когда наименование «Сын человеческий» хотят применять только к земному явлению Сына Божия: «Он есть Сын человеческий с того момента, когда произошёл от Отца, как Перворождённый всякой твари» 39 . Это вечное реальное предсуществование на небесах Сына человеческого, как такового, подтверждается, по Кеерлю, особенно двумя местами. В ев. Иоанна 3:13 Иисус говорит: «Никто не восходил на небо; как только сшедший с небес Сын человеческий, сущий на небесах». При сопоставлении этого изречения с ст. 16 и 36 той же главы (ср. Ин.6:40 и т. д.) смысл этого места представляется так: «Сын человеческий, как таковой, есть на небесах, и как таковой же сходит на землю», причём ограничивает область применения наименования: «Сын человеческий» только земным явлением воплотившегося Христа не представляется возможным; ближайший и вернейший смысл изречения тот, что Сын Божий был уже Сыном человеческим прежде, чем сошёл с небес 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Далее, к числу таких же мест относится рассказ об исцелении расслабленного – Мф.9:1–8 (ср. Мк.11:1–12 ). Когда иудеи обвиняли Иисуса Христа в богохульстве за то, что Он сказал расслабленному: «прощаются тебе грехи твои», Иисус сказал им: «что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи (тогда говорит расслабленному): встань, возьми постель твою и иди в дом твой». И действительно, расслабленный исцелел, а народ, видя это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам (ст. 8). Сопоставляя последнее выражение с употреблённым здесь же наименованием: «Сын человеческий», защитники разбираемого воззрения делают вывод, что в данном случае выражение «Сын человеческий» значит вполне то же, что и человек, совершенно забывая, что речь идёт вовсе не о том, как смотрели на Христа и за Кого почитали Его присутствовавшие при совершении чуда, а о том, какой смысл соединял Сам Он с употреблённым в настоящем случае наименованием. Чтобы обратить дело в свою пользу и с этой стороны, Шенкель даёт ему иную постановку. Принимая евангелие Марка за первое евангелие и обращая внимание на то, что здесь рассматриваемое изречение Христа по поводу исцеления расслабленного представляет первый случай употребления наименования «Сын человеческий», он утверждает, что Иисус, именуя Себя таким образом, не только не указывает этим на Своё служение или призвание, но прямо отрицает всякие претензии на что-либо высшее, объявляя Себя, в ответе на обвинения в богохульстве (в присвоении Себе божеского права прощать грехи), простым и обыкновенным человеком. В этом случае Он воспользовался тем низшим смыслом употреблённого Им выражения, с которым оно так часто встречается в Ветхом Завете 26 . Таким образом, уже по цели, с какой Христос применил к Себе в данном случае рассматриваемое наименование, выходит, что наименование это означает просто человека, и не более. Легко заметить, что вся эта аргументация покоится на сомнительных предположениях и не имеет особенно доказательной силы. Чтобы правильно судить о смысле употреблённого здесь именования, нужно обратиться к самому составу события, в связи с которым оно здесь употреблено. При этом мы встречаем такие подробности, которые толкуют наименование Сына человеческого совсем иначе, чем как хочет Шенкель, – именно, во-1-х, что «Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи», (φιναι πι τς γς μαρταις), – что прямо указывает на Его право высшего суда над прочими людьми 27 , и во-2-х, – что тот же Сын человеческий имеет силу творить чудеса – исцелить расслабленного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

е., многие будут современниками Его страдания, составляющего начало Его славы, – будут свидетелями Его пришествия в царствии Своём (ср. Мк.9:1 ). Итак, под пришествием Сына человеческого в обоих рассмотренных случаях следует разуметь основание и откровение мессианского царства; наименование же Сына человеческого является здесь удобоприменимым к Христу, поскольку речь идёт о Его мессианском деле и поскольку это дело совершается в зависимости от Его явления, как человека, как «сына человеческого». Нам остаётся теперь рассмотреть ещё два-три места, где говорится о земной участи последователей Сына человеческого и об исповедании веры в Него. Таково изречение Христа в ев. у Луки 6:22 : «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди, и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына человеческого» (ср. Мф.5:11 ). Едва ли какое-нибудь другое из наименований Христа могло бы быть употреблено более уместно в настоящем случае, чем наименование Сына человеческого, обозначающее Христа, как Мессию, принявшего на Себя человеческую природу и в ней осуществившего Своё мессианское назначение. Как известно, именно учение о вочеловечении и совершении дела искупления чрез страдания Вочеловечившегося и было соблазном для иудеев и безумием для эллинов ( 1Кор.1:23 ): одни соблазнялись учением о Мессии, умершем по человечеству, ибо «слышали от закона, что Христос пребывает вовеки» ( Ин.12:34 ); другие признавали безумием проповеди веры в распятого человека, в котором не признавали божественного Помазанника и посланника. Те и другие не понимали учения о Христе, как Сыне человеческом, и за это-то именно учение преследовали Его последователей. В связи с этим предсказанием о гонениях за «Сына человеческого» открывается смысл другого изречения евангелия Луки – 7:8: «Всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын человеческий исповедает пред ангелами Божиими» – и в ев. Марка 8:38 : «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын человеческий, когда прийдет во славе Отца Своего со святыми ангелами» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Если несомненно, с одной стороны, что выражение: «сын человеческий» не утратило ещё к тому времени своего первоначального значения, с каким оно является в большинстве случаев в ветхозаветной письменности 77 , то не менее несомненно и то, что мессианский смысл выражения был также хорошо известен во времена Христа народу, так что если бы Христос употреблял наименование в таком смысле, это не было бы новостью для Его современников. Неоспоримое доказательство этого представляет Ин.12:34 в связи с предшествующим контекстом 78 . Пришедшие в Иерусалим на праздник пасхи эллины обратились к ап. Филиппу и высказали желание видеть Иисуса ( Ин.12:20–21 ). Об этом желании было передано Иисусу, – и Он, в присутствии народа (ст. 29), сказал: «Пришёл час прославиться Сыну человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши на землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода... Когда я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе» (23–24 и 32). Этими словами Он, по замечанию евангелиста (ст. 33), давал разуметь, какою смертью Он умрёт. И вот, в ответ на это предсказание о смерти Его, Сына человеческого (никакого другого наименования Христос к Себе здесь не применяет) народ выражает недоумение: «Мы слышали от закона, что Христос (=Мессия) пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну человеческому? Кто этот Сын человеческий?» Очевидно, «народ принимает выражения: „Христос“ и „Сын человеческий“, как однозначащие; он знает, что Сын человеческий есть Мессия, но удивляется тому, что Иисус относительно обозначенного, как ος το νϑρπου, Мессии высказывает нечто такое, что доселе народ не привык соединять с мессианским понятием, – именно, что Мессия не μενει ες τν ανα, но должен умереть» 79 . Действительно, только этим и можно объяснить недоумение народа в настоящем случае. «Если тот Сын человеческий, о котором была сейчас речь, не Мессия (ибо должен умереть), то что же это ещё за Сын человеческий?» как будто так спрашивает народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Если сопоставить все подобного рода изречения, то у нас получится следующая целостная картина. «Вдруг после скорби дней тех (предшествующих кончине мира) солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (ср. кн. Еноха, гл. 102:2: «все светила потрясутся от великого страха»). Тогда явится знамение Сына человеческого на небе, и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силой и славой великой (ср. кн. Еноха, гл. 62:3–4). И пошлёт Ангелов Своих с трубой громогласной, и соберут избранных Его от четырёх ветров, от края небес до края их ( Мф.24:29–31 ), и соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие ( Мф.13:41 , – ср. кн. Ен.100:4). Тогда сядет (Сын человеческий) на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов ( Мф.25:32 , – ср. кн. Ен. гл. 69:27, 62:3). И пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники – в жизнь вечную ( Мф.25:46 ; ср. кн. Ен. гл. 69:27–8, 100:10, 69:29, 71:17 и др.). Сравнивая это евангельское изображение пришествия Сына человеческого для всеобщего суда с изображением того же пришествия в кн. Еноха (см. в предыдущ. главе), нельзя не заметить довольно близкого сходства между теми и другими не только в общем способе представления, но до некоторой степени и в самих выражениях. Само собой понятно, что совершенно несправедливо объяснять это сходство непосредственным знакомством Христа с содержанием книги Еноха и прямыми заимствования из названного апокрифа. Более вероятный источник этого сходства мог быть другой, именно – обычные иудейские представления того времени относительно пришествия Мессии – Сына человеческого, имевшие свой первоисточник в книге пр. Даниила и затем – в той же кн. Еноха. Во всяком случае, связь новозаветного евангельского употребления выражения: «Сын человеческий» с той и другой книгами, таким образом, не подлежит сомнению. Отсюда уже определяется для нас в основных чертах смысл выражения: «Сын человеческий» в его новозаветном употреблении в качестве наименования Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Иезекииля. Установить на основании этих случаев употребления выражения какие-нибудь особенные оттенки мысли (напр., понимать выражение в смысле указания на высокое положение человека в ряду других существ или – наоборот – на униженное состояние сынов падшего Адама – bendj-ha-Adam), как стараются сделать некоторые, едва ли есть какая-нибудь возможность. В этом отношении достаточно указать одно место, – Пс.8:5 : «Господи, что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его» (ср. Пс.143:3 ). Здесь, с одной стороны, речь идёт о ничтожности слабого человека (enosch), потомка падшего Адама (ben-Adam) пред величием мироздания (ср. ст. 4: «когда взираю я на небеса Твои, дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил: то что человек...» и т. д.), с другой – о его назначении господствовать над всей видимой природой («поставил его над делами рук Твоих», и т. д., – ст. 6–9), – т. е., говоря другими словами, ясно показывается, что выражение ben-adam заключает в себе самую безразличную идею человека, открывающую возможность применения к нему самых противоположных предикатов 48 . Ещё менее удачной следует признать попытку придать этому выражению условный смысл обозначения пророческого служения, – поводом к чему является для Вейцзеккера 49 частое употребление выражения ben-adam в книге пр. Иезекииля в применении к личности пророка. Нельзя, конечно, совершенно отрицать того, что употреблённое много раз в применении к личности пророка, выражение «Сын человеческий» могло в обычном употреблении сделаться синонимом слова «пророк». Такое превращение случайно употреблённого общего выражения в устойчивое обозначение какого-нибудь частного, специального понятия – совершенно в духе еврейского языка; для примера можно указать слово semah – отрасль, которое после употребления у пр. Исайи 4:2 ; Иер.23:5, 33:15 ; Зах.3:8, 6:12 – в позднейшей еврейской (талмудической) письменности делается собственным именем Мессии 50 . Но из того, что подобная специализация понятия возможна, ещё вовсе не следует, что она и в действительности имела место в данном случае.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Мк.9:31 и Лк.9:44 ; Мф.26:45 , – ср. Мк.14:41 ; ср. Лк.24:7 ), первосвященников и книжников иудейских ( Мф.20:18 ; Мк.10:33 и др.), и будет отвержен ими ( Мк.8:31 , – ср. Лк.9:22 ); и предадут Его язычникам на поругание, и биение, и распятие ( Мф.20:18–19 , – ср. Мк.10:33 и Лк.18:31 ; Мф.26:2 ); как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно быть вознесену (на крест) и Сыну человеческому ( Ин.3:14 , ср. 8:28); и как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Мф.12:40 , – ср. Лк.11:30 ) и в третий день воскреснет ( Мф.16:21, 17:22, 20:18 , – ср. 17:9; Мк.8:31, 9:31, 10:33 , – ср. 9:9; Лк.9:22, 44, 18:31 ). Чтобы не рассматривать отдельно всех указанных здесь изречений (что было бы слишком долго и при том повело бы к многократным повторениям одного и того же), постараемся установить общее отношение рассматриваемого наименования к подобного рода предсказаниям. Понимаемое в том смысле, какой мы старались установить выше, наименование Сын человеческий представляется наиболее соответствующим смыслу подобного рода предсказаний. Мы уже видели, что сущность Своего мессианского служения Христос полагал именно в деле искупления человечества Своими страданиями, – в том, чтобы «послужить и дать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ; Мк.10:45 ). Поэтому, говоря о Своих страданиях, Он всего естественнее должен был назвать Себя одним из тех наименований, которые означают Его именно как Мессию. Но какое же наименование было бы более подходящим в этом случае, чем наименование Сына человеческого? Наименование: «Христос» (Мессия) во всяком случае, слишком обще и неопределённо; наименование Сына Божия хотя и выражало всю полноту величия Божественной жертвы, тем не менее, не могло быть вполне уместно там, где говорится о страдании по человечеству; обычные у Его современников наименования: «Сын Давидов» и «Царь Израилев» хотя и выражали, действительно, изв. сторону Его мессианства, но кроме того, что не были употребительны в Его устах вследствие того, что получили извращённый смысл в сознании современников, – эти наименования также не были вполне уместны там, где речь шла о принятии зрака раба, о поругании и унижении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Мф.24:7–10 ). И после того настанет момент всеобщего суда. «В те дни ангелы сойдут в убежища грешников и соберут в одно место всех тех, которые помогали греху» (100:4, – ср. Мф.13:40 ). «И в те дни земля возвратит вверенное ей, и царство мёртвых возвратит вверенное ему, что оно получило, и преисподняя отдаст то, что она обязана отдать» (51:1). И Сын человеческий сядет на престол славы Своей (69:27), «и будут стоять в тот день все цари, и сильные, и вознесённые, и владеющие твердью, и увидят Его, и узнают, как Он сидит на престоле славы Своей, и пред ним судятся праведные в правде, и никакая пустая речь не говорится пред Ним» (62:3). «Тогда постигнет грешников боль, как жену, которая в родильных потугах, и которой трудно бывает родить, когда сын её входит в проход утробы и которая имеет боли при родах. И одна часть из них будет смотреть на другую, и они устрашатся, и потупят свой взор, и боль обоймёт их, когда они увидят того Сына жены сидящем на престоле славы Своей» (62:4). И Он произнесёт осуждение на них, и тогда погибнут с лица земли грешники и те, которые соблазнили мир: они будут связаны цепью (69:27–28) и ввержены в геенну – глубокую пропасть или долину с пылающим огнём (54:1–2), и будут гореть в озере огненного пламени за слова своих уст и за дела своих рук, которыми действуют нечестиво (100:10). В то же время подвергнутся осуждению и падшие ангелы, которые и будут закованы в цепи (54:4–5). Праведники же будут выделены (51:2) «и будет постоянно общество избранных, и будут стоять пред Ним в тот день все избранные» (62:15). Сын человеческий будет править обществом святых с премудростью и правдой (49). И Избранный в те дни сядет на престоле Своём, и все тайны мудрости будут истекать из мыслей Его, ибо Господь духов даровал Ему это и прославил Его. И в те дни горы будут скакать, как овны, и холмы будут прыгать, как агнцы, насытившиеся молоком, и все праведники сделаются ангелами на небе, их лице будет сиять от радости, так как в те дни восстанет Избранный, и земля возрадуется, и на ней будут жить праведные, и избранные будут ходить и шествовать по ней (51:3–5).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

н. Сивиллиных стихов. В настоящее время Церковь в своём догматическом учении о Благодати различает среди её видов т. н. естественную благодать, (gratia naturalis), обусловливающую возможность союза (хотя и несовершенного) между Богом и человеком – даже вне церкви („foedus ante legem“ или „foedus ante aut extra legem et evangelium“). Отсюда также ясно, что Церковь признаёт и возможность действительного Откровения Божия язычникам. Но наиболее достойными таких откровений —246— среди них были, несомненно, их поэты, художники и философы. Обращаясь собственно к свидетельствам Священного Писания, мы находим почти только одно указание касательно этого вопроса, но зато весьма ценное. Это в Деян.17:23–28 ст. 2404 . Св. Апостол Павел в речи своей перед Афинским ареопагом говорил: „я нашёл жертвенник, на котором написано: неведомому Богу. Сего-то, которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. – От одной крови Он произвёл весь род человеческий..., дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живём, и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: мы Его и род. Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту или серебру“... В этих словах мы различаем следующие положения: а) Бог проповедуемый св. Апостолом, есть Тот самый, Которого чтят и Афиняне, не зная Его 2405 ; b) но знать Его они могли бы, изучая идеальные свойства человеческого духа, в котором Господь отпечатлел Свою Божественную природу; с) эту истину о теоморфичности человека провозглашали поэты греческие 2406 . И мы полагаем, что не навязываем св. Павлу никакой чуждой ему мысли, утверждая, что он допускал воздействие Духа Божия даже на языческих поэтов. —247— В священном предании мы на этот счёт находим гораздо больше свидетельств. Св. Иустин мученик центральной идеей всего своего мировоззрения сделал мысль О „λγος σπερματικς“, действующем и действовавшем во всём человечестве, – как облагодатствованном, так и вне-благодатном.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На вопрос первосвященника: «Ты ли Христос, Сын Божий?» Иисус отвечает утвердительно (σ επας, – ср. Мк.14:62 : γ εμι) и к этому присоединяет: «отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (ср. Мк.14:62 ; Лк.22:69 ). Здесь, равно как и в других подобных изречениях ( Мф.24:30 , ср. Мк.13:26 ; Лк.21:27 ; Мф.16:27–28 ; Мк.8:38 и др.) связь с известным нам пророч. видением Даниила выступает настолько ясно, что даже Баур не находит возможным отрицать эту связь 82 . Сходство между приведённым евангельским изречением и лежащим в его основе пророчеством Даниила выражается в следующих чертах: a) Даниил видит «как бы Сына человеческого», шествующего на облаках небесных, – что, как мы видели, является символом Его божественной славы; Христос говорит о Сыне человеческом, грядущем на облаках небесных со славою великою. b) В видении пр. Даниила явившийся на облаках небесных приводится к Ветхому днями, т. е. к Иегове; в евангельском изречении Сын человеческий является сидящим одесную силы, т. е. Бога 83 . Если обратиться к другим евангельским изречениям, то здесь мы встретим еще новую черту сходства с пророч. видением Даниила. Приведённый к Ветхому днями, Сын человеческий, в видении Даниила, получает от Него власть над всеми племенами земли; по евангельским изречениям Бог-Отец передал Сыну человеческому власть производить суд ( Ин.5:27 ), и когда Он сядет на престоле Славы Своей для совершения этого суда, пред Ним соберутся все народы ( Мф.25:32 ). Черты сходства вполне достаточные для того, чтобы поставить вне всякого сомнения тесную связь и близкое соотношение между употреблением выражения: «Сын человеческий» у пр. Даниила с одной стороны и евангельским употреблением того же выражения – с другой. Нельзя также отрицать, при несомненном различии во многом, и некоторого сходства евангельских представлений о Сыне человеческом с представлениями о том же, известными нам из кн. Еноха. Это сходство особенно заметно в евангельских изречениях эсхатологического характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010