Тексты третьего часа (примерно 9 утра) тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории — суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа — естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. дня, и сошествие Св. Духа на апостолов, последовавшее точно в этот час«. (М. Скаблланович «Толковый типикон»). Третий час также состоит из трех псалмов (16, 24, 50), нескольких тропарей и молитв. Шестой час (примерно 12 дня) посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: « От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он» (Мф 27:45-47). Все три псалма (53, 54 и 90) описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов. В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией (священник в это время совершает в алтаре проскомидию). Довольно часто к ним примыкает и Девятый час (примерно 15 часов), который посвящен воспоминанию о смерти Спасителя на кресте. И эта привязка основывается на свидетельстве Евангелистов, например Матфея : " И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись« (Мф 27:47-51) . Три псалма (83, 84, 85) посвящены теме разлучения души от тела. По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии.

http://foma.ru/vremya-tserkvi-chasyi.htm...

Думается, евромайдан — плод фейкотерапии, в результате которой сознание многих людей оказалось настолько оторванным от реальности, что они вообще перестали отличать правду от выдумки и даже более склонны поверить в фейк. Фейковая «нэзалэжнисть» «Независимость — лучшее качество, лучшее слово на всех языках», — сказал Бродский. И с ним трудно не согласиться. Но, к сожалению, «политические импотенты и проститутки» испортили и это слово, создав фейковый его двойник. Фейковая независимость начинается, разумеется, с обмана. Как так могло случиться, что рьяные борцы за «нэзалэжнисть» (независимость) Украины столь рьяно сдали свою страну в кабалу ЕС, ратовали за подписание кабального соглашения, превращающего Украину в банальную колонию? Патриоты ли те, кто без тени смущения врал своему народу и гнал его в рабство, кто готов был на развал национальной экономики, на разорение и ухудшение жизни граждан, лишь бы сохранить свои личные, украденные у того же народа, капиталы? Патриоты ли те, кто своей антироссийской политикой развалили целое государство и ввели страну в состояние хаоса? Они не знали? О, их незнание — тоже фейк. Всё — ложь: от начала до конца. А правда опять за реалистами, которые понимают: истинная независимость никак не может базироваться на фейковых ценностях евромайдана или псевдопатриотизма-фашизма. Реальность требует реальномыслия и верности настоящим, а не бутафорским ценностям. Будьте внимательны, не перепутайте реальную Украину и фейковую. Фейковая — нежизнеспособна. Её смысл не в созидании, а в разрушении. Примечания: Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Евангельская цитата: «около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46 и  Мк. 15:34) Использована статья Н. Яременко «Кому нужен «новояз» Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 12.06.2014 - 18:54 всё верно. Спаси Христос. :

http://radonezh.ru/analytics/ne-ta-alisa...

Но чистоту и бескорыстие их намерений видит Всевидящее Око. Миссию обвиняли в пособничестве имперским амбициям государства 289 . Политикой, действительно, становились успехи её неполитической деятельности. Русские миссионеры пришли на помощь христианскому народу, жившему в мусульманском окружении, просвещали, знакомили с Россией, формировали к ней дружеское отношение, учили в школах, нравственно исправляли людей, мало живших духовными потребностями (более проявлявших склонность к торгашеству и практической расчётливости); защищали от несправедливостей мусульманского суда и призывали к состраданию к угнетённой сирийской бедноте. Нами неоднократно подчёркивалось, что миссионерам требовался образ сильной и мудрой России, освящаемой Православием, пребывающей под началом православного царя и за штыками верующего воинства. Образ этот был прочен в сердце нашего миссионера. Миссия, а также семейная традиция сформировали епископа Пимена патриотом, глубоко преданным интересам и чести России. Забыть о Миссии на Востоке, вычеркнуть её из биографии он уже не мог. В кафедральном соборе города Верного (Алма-Аты) звучали молитвословия на древнем арамейском языке − богослужебном языке ассирийских христиан и родном языке Спасителя. Возможно, в алма-атинских архивах до сих пор складированы, не разобранные и не атрибутированные, переводы миссионера с арамейского и магистерская диссертация по древнесирийской дидаскалии. Последние слова Христа, произнесённые на Кресте, которые в Евангелии традиционно пишутся на арамейском: «Или, Или! Лама савахфани?» 290 – может быть, вспомнились ему осенним вечером 1918 года в роще на краю города Верного, где представители того самого простого русского народа, которому он был предан всей душой, привели в исполнение решение «полевого суда». В дальнейшем он был вычеркнут не только из памяти ассирийцев, но осуждён на долгие годы забвения в родной стране. 88 Ассирийцы в публикациях урмийских миссионеров, в дипломатической переписке тех лет именуются также сирийцами, сирохалдейцами, айсорами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Я закричал громко: “Кто же тогда настоящий Мессия, который должен прийти?” Ответ был недвусмысленным, но слишком кощунственным, чтобы можно было его воспроизвести. Я написал книги и статьи, доказывающие, что Иисус был Мессией. Но теперь мне не приходило на ум ни одного аргумента. Демоны довели крупного норвежского евангелиста Нилса Хауге до того, что он поколебался в своей вере, пока сидел в тюрьме. И внушили сомнения даже Иоанну Крестителю в темнице. Теперь же они бесчинствовали здесь, в моей камере. Я был беззащитен. Моя твердость и радость бесследно исчезли. Раньше я чувствовал Иисуса так близко, Он утолял мою боль и разгонял мрак. Теперь в состоянии глубочайшей оставленности я только мог воззвать: “Или, Или, лама савахфани?” В эти дни, наполненные тьмой и страхом, я сочинил длинное стихотворение. Кто не испытал подобного физического или духовного состояния, вряд ли сможет предпринять нечто подобное. Но для меня это было спасением. Слова, ритм и мелодия помогали мне отражать атаки сатаны. Вот один из переводов, без рифмы и стихотворного размера, передающий смысл румынского текста: “В детстве я часто посещал храмы и церкви. В них прославлялся Бог. Каждый из священников пел и усердно кадил. Они утверждали: что любить Тебя праведно, но когда я вырос, я увидел такую глубокую скорбь в мире, принадлежащем этому Богу, что сказал себе: “У Него сердце из камня, иначе Он убрал бы все трудности с нашего пути”. Больные дети борются с температурой в больнице, опечаленные родители молятся за них. Небо — глухо, наши любимые идут в долину смерти, даже когда мы произносим длинные молитвы. Невинных людей сжигают заживо, а небо безмолвствует, оно оставляет событиям их собственный ход. Будет ли Бог удивляться тому, что даже верующие в Него начнут понемногу сомневаться? Голодные, замученные, преследуемые в своей собственной стране, мы не имеем ответа на эти вопросы. Ужас, случившийся с нами, — это позор для Всемогущего. Как я могу любить Творца микробов и тигров, мучающих людей? Как я могу любить Его, который мучает всех своих подданных только потому, что один из них съел плод, висящий на древе? Я — более жалок, чем Иов: у меня нет ни жены, ни детей, ни утешителя. В этой тюрьме нет ни солнца, ни света, а образ жизни — невыносим.

http://azbyka.ru/fiction/xristos-spuskae...

Двенадцать же патриархов похоронены не в Арбохе, а в Сихеме, где поле было куплено не Авраамом, а Иаковом (Нав 24:32). Я так подробно разъясняю и этот небольшой пример, чтобы недоброжелатели мои разобрались и поняли, что в Писании не о словах надо рассуждать, а о мыслях. Двадцать первый Псалом по еврейскому тексту начинается теми же словами, какие Господь сказал на кресте: “Эли, Эли, лама савахфани?” (Мф 27:46), что означает: “Боже мой, Боже мой, для чего Ты меня оставил?” Пусть мне объяснят, почему Семьдесят толковников вставили: “Внемли мне”? Они перевели: “Боже мой, Боже мой, внемли мне, почему Ты меня оставил?” (см. Пс 21:2). И мне ответят: ведь нет ничего предосудительного для смысла, если и прибавить два слова. Так пусть поверят, что и из-за меня не пошатнутся устои Церквей, если, диктуя в спешке, я опустил иные слова. 11. Долго будет сейчас пересказывать, сколько Семьдесят толковников прибавили от себя, сколько пропустили, какие различия есть в церковных списках, пометках и примечаниях. Мы читаем у Исайи: “Блажен, кто имеет семя в Сионе и домашних в Иерусалиме” (Ис 31:9, согласно Септуагинте), а евреи посмеялись бы над этим, если бы услышали. И у Амоса после описания роскоши нет слов: “И мнят все это вечным, а не преходящим” (Ам 6:6, согласно Септуагинте). (Риторичес­кий стиль и поистине Туллиево красноречие). Но что же нам делать с подлинными книгами, в которых отсутствуют эти добавления и другие подобные им (а если мы начнем их перечислять, потребуются бесконечные книги)? А сколько там они пропустили, — тому свидетели, как я уже сказал, и примечания, и наш перевод, если усердный читатель сверит его со старым. Однако перевод Семидесяти по праву принят в Церквах — либо как первый перевод, сделанный еще до Христова пришествия, либо потому, что им пользовались Апостолы (хотя они не отклоняются от еврейского текста). А Аквила 36 , прозелит и ревностный переводчик, попытавшийся передать не только слова, но и этимологию слов, отвергается нами, и по заслугам. Ибо кто же вместо слов “хлеб, вино и елей” (Втор 7:13) мог бы прочесть или понять — сеата, CpwrismTn, smilpnTmhma, что можно перевести как “излияние, плодоношение и блистание”? А поскольку в еврейском языке есть не только но и prTarqra 37 , то он kakoz»lwj 38 и слоги переводит, и буквы, и пишет sЭn тХп оЩгапХп ka€ sЭn g»n 39 , что ни по-гречески, ни по-латыни совершенно неприемлемо.

http://pravmir.ru/pismo-lvii-k-pammaxiyu...

Если же не воспринял и это, то и природу человечества – ведь это она согрешила. Если Он не воспринял человеческую волю, как прежде нежели будет разуметь доброе и худое, будет отвергать худое и избирать доброе ( Ис. 7:16 )? Ведь не Божественная воля отвергает, или повинуется, или избирает. Итак, Он отвергает худое и избирает доброе, добровольно повинуясь, как человек, воле Отчей – ибо избрание есть [действие] свободной воли, но Он не как мы, решает, и судит, и рассуждает о той или другой противоположности, то есть о добродетели и пороке, и познает их – но знает лишь благо, что есть благоволение воли Божией, и так уплачивает долг Адамов. Поэтому сказано: прежде нежели будет разуметь худое и доброе, – ведь воплотившийся Бог Слово не знал и не мыслил худого вследствие ипостасного соединения; помысел Его не был двоящимся или сомневающимся, но Сам будучи один Христос, и то, и другое, то есть Бог и Человек, Он пользовался Своими человеческими свойствами, то есть всем, что по природе присуще человечеству, для повиновения Отчей и Божественной Его воле. Если он принял помощь от ангелов (ибо сказано: и вот ангел укреплял Его (ср. Лк. 22:43 ), как и положено человеческой природе), – разве Он не воспринял волю? Ведь сказано, что ангелам Своим заповедает о тебе, и на руках понесут тебя ( Пс. 90:11–12 ). Если Он принял богооставленность, [то разве] не воспринял волю? Ведь Он говорит: Элои, элои, лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? ( Мф. 27:46 ). Ибо Бог Отец ради нас отдал на смерть единородного Своего Сына, ставшего Человеком, – и не оставлена была плоть Его, не отделена от Божества Его, не увидела тления (ср. Пс. 15:10 ), и душа Его не была оставлена в аде, но Бог Отец не пощадил собственного Сына, а за нас отдал Его на поругание, и бесчестье, и на невозбранные и безгреховные страсти и на смерть. Поэтому, быв послушным Отчему благоволению даже до смерти и пренебрегши посрамление ( Фил. 2:8 ; Евр. 12:2 ), Он увенчал природу нашу славою и честью нетления (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.3 из  5) Предыдущий Следующий 51. Домашнее псалмопение Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Вчера мы говорили о значении Псалтири, сегодня давайте обратим внимание на то, что правила псалмопения создавались в монастырях Египта и Палестины (в IV и V столетиях). Возникает вопрос: Почему Псалтирь была свойственна монашескому житию? Потому что, во-первых, они не могли читать иерейских молитв, не имея иерейского сана. Во-вторых, сам быт древних иноков делали невозможным выполнение песненных последований, свойственных приходским храмам. Втретьих, у них элементарно не хватало различных вещей, необходимых для совершения того или иного храмового обряда, да и самого храма часто не было. Отсюда следует, что если у кого-то нет возможности в домашних условиях совершать то, о чем мы говорим или будем еще говорить, то можно ограничиваться одним лишь псалмопением. Отсюда и вопрос: Как использовать Псалтирь самостоятельно? Можно посмотреть на примеры: Сам Христос молился иногда словами псалмов, например: после Тайной Вечери Он, “воспевши псалмы, пошел на гору Елеонскую” ( Мт. 26:30 ). А около 9го часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? ( Мф. 27, 46 ). Этот текст воспроизводился Им из Псалтири: Боже мой, Боже мой, для чего Ты оставил Меня? ( Пс. 21, 2 ). Таким образом, Господь Иисус Христос научает нас, что в самые тяжелые моменты жизни нужно обращаться к святой Псалтири и от ее псалмов находить для себя молитвенные слова утешения. По примеру Иисуса Христа и апостолов Псалтирь часто употреблялась для молитвы ( Еф.5:19 ; Кол.3:16 ; Кор.14:26). Пример из жизни св. князя Бориса. Он согласно сказанию летописца, когда узнал, что его собираются убить, начал петь псалмы… Шестопсалмия. По смыслу эти псалмы как нельзя более подходили к данному моменту, ибо в них изображается душа, которая возлагает все свое упование на Бога в скорбных обстоятельствах. 1ый псалом (в Псалтири – 3й) написан Давидом в то время, когда он убегал от Авессалома, сына своего, восставшего на него из-за царского престола. Видя многочисленность своих врагов, царь Давид, сознавая свою невиновность, взывает в недоумении: Господи, что так умножились притесняющие меня? Многие восстают против меня, многие говорят о мне: не получит он спасения в настоящей опасности от Бога, на которого надеется. Но вопреки этим утверждениям он выражает непоколебимую веру в Бога и взывает к Нему так: Ты же, Господи, будешь моим заступником, прославишь меня и дашь мне смелость и силу поднять голову свою, склонившуюся под тяжестью горя. В такой надежде он и спать ложился, и вставал, и не боялся многочисленности своих врагов.

http://azbyka.ru/video/51-domashnee-psal...

  Он и позднее тем же пользовался. Уже при советской власти охмурял вельможных чиновников. «А когда в Московском Совете,— вспоминает Мариенгоф,— надобно было нам получить разрешение на книжную лавку, Есенин с Каменевым говорил на олонецкий, клюевский манер, округляя «о» и по-мужицки на «ты»:— Будь милОстив, Отец рОдной, Лёв Борисович, ты уж этО сделай» 378 .   В религиозных стихах его начинает чувствоваться нарочитость и неискренность. Таковы стихотворения «Исус-младенец» (1916), «То не тучи бродят за овином...» (1916), «Не от холода рябинушка дрожит...» (1917)... Воспроизведение евангельских образов в реалиях крестьянского быта— чрезмерно сусально, слащаво. Все эти фальшивые россказни «О том, как Богородица,//Накинув синий плат,//У облачной околицы//Скликает в рай телят»,— достаточно притворны. Или вот как описывается Исус-младенец (именно Исус— «по-народному»):   А маленький Боженька, Подобравши ноженьки, Ест кашу. ……………. А сыночек маленький Просит на завалинке Хлеба. ………………….. А Боженька в хате Всё теребит мати, Есть хочет (1,212-214).   Тогда же (в 1916-1917 гг.) появилось и соблазнительное сопоставление себя с Христом, почти уподобление. Обращаясь к себе во втором лице, от чьего имени обращается поэт?   Не изменят лик земли напевы, Не стряхнут листа... Навсегда твои пригвождены ко древу Красные уста.   Навсегда простёр глухие длани Звёздный твой Пилат. Или, Или, лама савахфани, Отпусти в закат (1,252).   Лестно представить себя страдающим на Голгофе. Это дух времени: вспомним, что и у Маяковского нечто подобное есть. Мир раннего Есенина, если со стороны его воспринимать,— представляется почти ненарушимо гармоничным: ибо душа поэта бытует в изменяющемся, подвижном и оттого влекущем к себе и вечном мире. Но стоит вглядеться пристальнее— и в этом движении, смене обликов и состояний есть и переход к неживому, уходящему, исчезающему. Это отзовётся в позднем творчестве, но становится заметным и в совсем молодых стихах. Появляются первые трещинки в кажущейся целостности мировосприятия. Колеблется нравственное постоянство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Когда умирал Пушкин, он говорил: «В горнее, в горнее», т.е. наверх, наверх, выше, выше. Когда умирал Суворов, он сказал перед смертью: «Всё суета, покой души - перед Престолом Всевышнего». Когда умирал Гете, он сказал: «Света, больше света» «Licht, Licht, mehr Licht». Когда умирал Вольтер, он сказал: «Я ухожу в ад, и мне очень страшно. Я хочу пожить хотя бы ещё полгода». Люди говорят перед смертью самые разные слова, мы тоже будем говорить перед смертью или думать о чём-то перед смертью. Христос перед смертью сказал Отцу: «В руки Твои предаю дух Мой». Это было шестое слово, сказанное на кресте. Седьмое слово - это: «Свершилось», т.е. всё закончено, теперь - всё. Прекрасный фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы», по моему мнению. Прекрасный, потому что он совершил огромное миссионерское движение в мире, возвратил наше сознание ко Христу, к Его страданиям. Там есть такой нюанс, когда Христа бьют, и сильно бьют, безбожно, жестоко. Специально римляне зашивали в плетки пуговицы, били по глазам, по животу, по ягодицам, по ногам. Били страшно, от одного битья можно было умереть. В фильме Богородица смотрит со стороны и говорит: «Сын мой, когда Ты решишь прекратить всё это?». По фильму Она понимает, что Он Господь. То, что Его избивают, мучают, унижают - Он может всё в секунду прекратить. Она не понимает, почему Он это всё терпит, зачем это нужно всё. И там есть такие великие слова: «Когда Ты захочешь и решишь всё прекратить?» Христос терпел добровольно, Его не просто поймали, связали, избили, замучили, унизили, опозорили, распяли и похоронили. Ничего подобного, это не про Христа. Христос сильнее всех. Он в прах и мусор может превратить всех нас в одну секунду. Но, тем не менее, Он взял на себя добровольное страдание, и когда оно закончилось - Он сказал: «Свершилось», т.е. всё закончилось. Семь слов, которые Жизнодавец произнес с креста «Прости им, они не знают, что творят», «Жено! се, сын Твой», а ученику «Се, Матерь твоя», разбойнику «Ныне будешь со мной в раю», «Жажду», «В руки твои, предаю дух мой», «Или, Или! лама савахфани», «Боже Мой, Боже Мой, зачем ты меня оставил?» и последнее «Свершилось».

http://pravoslavie.ru/92644.html

Он и позднее тем же пользовался. Уже при советской власти охмурял вельможных чиновников. «А когда в Московском Совете, — вспоминает Мариенгоф, — надобно было нам получить разрешение на книжную лавку, Есенин с Каменевым говорил на олонецкий, клюевский манер, округляя «о» и по-мужицки на «ты»: — Будь милОстив, Отец рОдной, Лёв Борисович, ты уж этО сделай» . В религиозных стихах его начинает чувствоваться нарочитость и неискренность. Таковы стихотворения «Исус-младенец» (1916), «То не тучи бродят за овином…» (1916), «Не от холода рябинушка дрожит…» (1917)… Воспроизведение евангельских образов в реалиях крестьянского быта — чрезмерно сусально, слащаво. Все эти фальшивые россказни «О том, как Богородица,//Накинув синий плат,//У облачной околицы//Скликает в рай телят», — достаточно притворны. Или вот как описывается Исус-младенец (именно Исус — «по-народному»): А маленький Боженька, Подобравши ноженьки, Ест кашу. ……………. А сыночек маленький Просит на завалинке Хлеба. ………………….. А Боженька в хате Всё теребит мати, Есть хочет (1,212–214). И т.д. Тогда же (в 1916–1917 гг.) появилось и соблазнительное сопоставление себя с Христом, почти уподобление. Обращаясь к себе во втором лице, от чьего имени обращается поэт? Не изменят лик земли напевы, Не стряхнут листа… Навсегда твои пригвождены ко древу Красные уста. Навсегда простёр глухие длани Звёздный твой Пилат. Или, Или, лама савахфани, Отпусти в закат (1,252). Лестно представить себя страдающим на Голгофе. Это дух времени: вспомним, что и у Маяковского нечто подобное есть. Мир раннего Есенина, если со стороны его воспринимать, — представляется почти ненарушимо гармоничным: ибо душа поэта бытует в изменяющемся, подвижном и оттого влекущем к себе и вечном мире. Но стоит вглядеться пристальнее — и в этом движении, смене обликов и состояний есть и переход к неживому, уходящему, исчезающему. Это отзовётся в позднем творчестве, но становится заметным и в совсем молодых стихах. Появляются первые трещинки в кажущейся целостности мировосприятия. Колеблется нравственное постоянство.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010