И далее мы читаем: Мф.27:46 . «а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?». Если четырехбуквенное Имя «Янве», означающие божественное милосердие, встречается в сокращенной форме «Ян» – это означает милость, ограниченная судом. Следовательно, Имя  – «Элоним», означающее меру суда, в его сокращенной форме: «Эль», «Аль», «Эли», « Или » – означает умаление суда. То есть, Сын Божий как бы молился: «Милосердный Судья! Милосердный Судья! Почему Ты оставил Меня Своей милостью?» Находясь на Голгофском Кресте, Сын Божий вспоминает слова Псалтири и молится ими, пребывая в смертной агонии. Вот эти слова по тексту Псалтири: «Боже мой! Боже мой! [внемли мне] для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего» ( Пс.21:2 ). – Так Христос преподает нам еще один урок с Голгофского Креста: в минуту крайней скорби и опасности надо молиться по Псалтири. Евфимий Зигабен уточняет: «Сказал это, уверяя, что как истинно Он вочеловечился, так и был распят истинно, а не призрачно, как говорили многие из еретиков. Он и не возопил бы так, если бы не чувствовал боли. Можно и иначе сказать: умирая уже за людей, Иисус Христос воскликнул это в лице рода человеческого» 591 .  Современный человек едва ли может представить муки тела на кресте. Когда распятого на кресте человека ставят вертикально, вместе с крестом, то тело провисает на кресте и начинается удушье, так как грудная клетка сжимается. Чтобы сделать вдох, человеку, висящему на четырех гвоздях, необходимо приподняться, выпрямиться. Вдох едва ли получается полноценным, от судорог боли тело опять провисает на кресте, и подступает удушье, и человек чисто инстинктивно пытается вздохнуть опять. Когда распятым перебивали голени, они, не могущие выпрямиться для вздоха, быстро умирали от удушья. И далее мы читаем: Мф.27:47–48 . «Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Игольное Ушко в русских раскопках Сижу на этих ступеньках и жду, замерев в ужасе и трепете. Сама себе удивляюсь, сама себе радуюсь. Могла ли я, маленькая шестилетняя девочка с окраины Воронежа, которой бабушка читала детскую Библию, подумать, что однажды пройдёт по этому пути сама своими собственными ногами. Закрываю глаза и пытаюсь представить себе обычный пятничный день. Женщины и мужчины спешат по своим делам, надвигается праздник. А вот и зрелище, осуждённых ведут на казнь. Что могла чувствовать толпа по отношению к этому мужчине, который говорит совершенно безумные для обывателя вещи? Да что уж там толпа, даже самые близкие, ученики не очень понимали, с Кем имеют дело. Только Пречистая Дева была уверена… Тюрьма, где дожидался казни Спаситель В полдень на совершенно чистое небо прилетает туча «и померкло солнце» (Лк. 23:45). Всё как полагается. Туча висит над городом до трёх часов, а потом улетает в неизвестном направлении. Снова душный вечер, снова Русская миссия. Печальные службы Великой пятницы. Вынос плащаницы, погребение… Я поднимаю голову и замираю. На фреску с изображением Иисуса Христа наползает тень от Распятия. Я не знаю, такое происходит каждый день, или только сегодня такое совпадение? Очень впечатляет, я не могу оторвать глаз от этого явления, пытаюсь сфотографировать, но выходит как-то криво. Впечатленная этим видением, иду домой. В тот момент я ещё не знаю, с какими событиями столкнусь завтра. Мне той ещё не знакомо ликование толпы, бегающей по старинным улочкам с зажжёнными свечами и выкрикивающее: «Христос Анести!». Я ещё не прочувствовала этой радости, от которой сейчас на глазах выступили слёзы. Пока я иду с похорон Спасителя, дезориентированная и придавленная величием той страшной тайны, перед которой не властно время. «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.» (Мф.27:45-54)

http://pravmir.ru/ierusalimskie-strasti-...

Ин. 19:25–27 При кресте Иисуса Христа стояли: Матерь Его, с сестрой Своей, Марией Клеоповой, и с Марией Магдалиной, и любимый ученик Его, Иоанн. Увидевши Матерь и любимого ученика, Иисус Христос говорит Своей Матери: – «вот, сын Тебе». – Потом говорит ученику: – «вот Матерь тебе». – С этого времени, Иоанн принял Богоматерь в свой дом на свое попечение, и всегда заботился о Ней, как сын о родной матери. Мф. 27:45 ; Мк. 15:33 ; Лк. 23:44 . В шестом же часу сделалась тьма по всей земле, и продолжалась до часа девятого. Последняя четверть дня – девятый час. Последние воззвания и смерть Иисуса Христа на кресте. Страшные знамения. Исповедание сотника. Прободение в бок (Мф. 27:46–50; Мк. 15, 34–37; Лк. 23:36, 37, 46; Ин. 19:28–30) Около девятого часа, Иисус громким голосом возопил: – «Или! Или! лама савахфани?» – Это значило: – «Боже Мой! Боже Мой! почто Ты Меня оставил?» – Некоторые из стоявших тут, услышавши это воззвание, говорили: «слышите, Илию зовет». (Хотели ли этим сказать, что, вот уже Мессии понадобился Илия, который должен перед Ним явиться; или просто хотели заметить, что Иисус уже в крайней опасности, и зовет Илию на спасение, – так как у Иудеев существовало мнение, что Илия приходит на помощь, находящимся в крайней опасности; во всяком случае, эти слова составляли язвительную насмешку. Понимали, что воззвание относится к Богу; а по созвучию слов, ради жалкой остроты, относили его к Илие пророку). Тотчас же, подбежал один из воинов, взял губку, наполнил ее уксусом, и, наложивши на трость, поил Его. А другие говорили: «постой, посмотрим, придет ли Илия снять и спасти Его?» После сего, Иисус, зная, что уже все (что нужно претерпеть) исполнено, сказал: – «жажду». – Воины опять, напоивши уксусом губку, и возложивши на иссоп, поднесли к устам Его. Отведавши уксусу, Он сказал: – «свершилось!» – (именно, дело искупления рода человеческого). Потом громким голосом возопил: – «Отче! в руки Твои предаю дух Мой!» – и, преклонивши главу, предал дух. Мф. 27:51–53 ; Мк. 15:38 ; Лк. 23:45

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Несомненно, и Давид, в течение своей жизни, не раз испытывал глубокую скорбь, когда видел себя в смертельной опасности и был как бы оставлен Богом, но он не мог с полным правом недоумевать – почему его Бог оставил, ибо он сознавал свою греховность, с которой родился. Только совершенно невинный страдалец, Сын Божий, распятый на кресте не за свои грехи, имел основание произнести и произнес эти слова молитвы, полные глубочайшей скорби, в самый трудный момент своих страданий на кресте. По свидетельству Евангелистов, когда наступал момент смерти Искупителя, то «от шестого часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты меня оставил»? ( Мф.27:45–46 . Мк.15:34 ). 3. Боже мой, воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне. Страждущий праведник страдает непрестанно, а потому и молится постоянно, – и днем и ночью; но Господь не слышит его ни днем, ни ночью: воззову во дни, говорит он, т. е. когда по закону приносится утренняя и вечерняя жертва и обычно все молятся, Ты меня не слышишь... и в нощи, когда многие праведники имели особое благочестивое обыкновение обращаться к Богу, Ты также не слышишь... И не в безумие мне, – когда я еще не обнаруживаю безумия, т.е. чувств негодования или отчаяния, а напротив, храню к Тебе благоговение, любовь, смиренное сознание своих грехопадений (ст. 2). Так не постижима эта отчужденность Бога от преданного Ему праведника – страдальца! Известно, что и благочестивый Давид любил с величайшей радостью посещать богослужение при скинии и там изливать свою душу в молитве; имел он и особое обыкновение молиться в полночь и при этом всегда Господь слышал его молитву и посылал ему свою милость. Но не так было в единственную и страшную ночь, когда Христос, Сын Божий совершал свой последний молитвенный подвиг в саду Гефсиманском. «Тогда Он, преклонив колена, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет». Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» ( Лк.22:41–44 ). Можно ли представить более «прилежную» молитву более святого человека? и что же? – Нет, не прошла мимо Его «чаша сия» – чаша крестных страданий и смерти... Такова была непременяемая воля Божия!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Описание иконы Распятие Господа Иисуса Христа Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Описание иконы Распятие Господа Иисуса Христа Эта страничка относится к разделу   Икона Господа Распятие Господа Иисуса Христа РАСПЯТИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти, и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату: Правитель сказал какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят: Тогда: Иисуса, бив, предал на распятие: И придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью, и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий, и, сидя стерегли Его там: От шестого же часа тьма была по всей земли до часа девятого, а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! Лама савахфани? То есть Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?.. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить: Иисус же, опять возопил громким голосом, испустил дух. Страстная Седмица. Великая Пятница (Великий Пяток) В этот день литургия в храме не служится, а читаются Царские часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в момент смерти Господа на Кресте. Священнослужители выносят из алтаря на середину храма Плащаницу, то есть изображение Христа, лежащего во гробе. Она полагается на особое приготовленном месте, как бы на гробнице. Священнослужители и молящиеся поклоняются перед Плащаницей, прося прощения у Господа за собственные грехи. В песнопениях говорится обо всем, что происходило в Гефсиманском саду, на Голгофе. Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Господа Распятие Господа Иисуса Христа " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-834

Писатель Астафьев горько стонет: «Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа...». И потому, когда умер автор пятнадцатитомного собрания замечательных рассказов, повестей и романов, в найденной близкими его записке оказались слова: «От Виктора Петровича Астафьева. Жене. Детям. Внукам. – Прочесть после моей смерти: «Я пришел в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу из мира чужого, злобного, порочного. Мне не­чего сказать вам на прощанье. Виктор Астафьев». Когда нет ответа, тогда и что сказать?... Как и русский писатель, за тысячи лет до него пришел в мир маленький Аввакум, в мир светлый, мир прекрасный, добрый, ибо таков мир детства. А потом его охватила неправда и зло этого мира, очутившись в их объятиях, цепких и неумолимых, он безуспешно взывал к Богу: Доколе, о Ягве, я буду взывать, и Ты не слышишь?! А, правда – доколе? Может, уже и не стоит больше? Боровшемуся с Богом Иакову Бог так и сказал: Отпусти Меня, ибо взо­шла заря 15 . Зря ты борешься со Мной, толку нет, ни победить Меня, ни что-либо изменить в Моих планах Ты не можешь. Восходит заря, и ты встретишься с тем, кто ищет твоей жизни. Борьба бесполезна. А что Иаков? – Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сколько нас, взывавших вслед за Аввакумом: Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь? Не слышат сильные мира сего, не слышат злодеи, не слышат люди, но Ты почему не слышишь? Сын Человеческий, этот Новый Аввакум, захватил в объятия свои крест и не отпускал его, не отпускал, не схо­дил с креста, но взывал: «Или, Или! лама савахфани?» то есть: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты меня оставил?» Почему Ты не слышишь меня? Не слышит. Небо молчит, молчит Отец Небесный. – И доколе это? – Пока не благословишь меня. Слышишь, Аввакум, взывай к Неслышащему тебя, взывай дотоле, пока не благословит тебя! – Когда это будет?... А о чем, собственно, взывает Аввакум? Что смутило его дух? Что трево­жит его и заставляет едва ли не пререкаться с Богом? Почему молчит Бог ? Может, и правда нет ответа? Или отвечать не хочет? Как стрелы летят во­просы человеческого недоумения, более того – пророческого недоумения, бессильно падая на землю, столкнувшись со скалой Божьего молчания.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Тексты третьего часа (примерно 9 утра) тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории – суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа — естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. дня, и сошествие Св. Духа на апостолов, последовавшее точно в этот час». (М. Скаблланович «Толковый типикон»). Третий час также состоит из трех псалмов (16, 24, 50), нескольких тропарей и молитв. Шестой час (примерно 12 дня) посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: « От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он». (Мф. 27, 45-47). Все три псалма (53, 54 и 90) описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов. В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией (священник в это время совершает в алтаре проскомидию). Довольно часто к ним примыкает и Девятый час (примерно 15 часов), который посвящен воспоминанию о смерти Спасителя на кресте. И эта привязка основывается на свидетельстве Евангелистов, например Матфея : «И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись»(Мф. 27, 47-51) . Три псалма (83, 84, 85) посвящены теме разлучения души от тела. По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии.

http://pravoslavie.ru/77820.html

Эти слова взяты из 21 псалма, т.е. Христос от Себя ничего не говорил. Всё, что Он говорил, было из Старого завета, потому что весь Старый завет - боговдохновенный, и в нём скрыто Евангелие. В 21 псалме царя Давида написано: «Боже Мой, Боже Мой, вонми ми», т.е. «услышь меня, зачем ты оставил меня, вскую оставил мя еси?». Христос процитировал слова этого псалма на кресте, потому что Он сын Давида и потому что Давид пророчествовал о Нём. В этом крике, в этих словах содержатся все крики человечества. Человечество кричит и плачет с тех пор, как согрешило. Кричала Ева над трупом Авеля, кричали люди, погибающие в водах потопа, кричали те, кричали эти. Ещё мы будем кричать до скончания века. Всё крики наши собраны, сжаты в маленькую площадь, в маленький объём. И вот вам эти крики: «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты меня оставил?». Это сказал человек, который не имел ни одного греха. Человек Иисус Христос, который Господь наш, но вместе с тем настоящий человек. У него наша печень, наше сердце, наши легкие, наши почки, наша кровь, наши жилы, наши кости, наши нервы. И когда Его прибивали ко кресту, Ему было больно как всякому человеку, которого мучают, над которым издеваются. Когда Он на кресте кричал: «Или, Или! лама савахфани?». Он собрал все крики страдающих людей воедино и принес их Богу и Отцу. Это произнесено пятое слово. После этого Он сказал: «В руки Твои предаю дух Мой». И эти слова нужно запомнить нам, потому что нам с вами умирать, непонятно когда, но что умирать - это точно. И когда мы будем умирать, мы будем что-нибудь говорить. Нельзя ж молчать, когда ты умираешь, да вообще молчать не получается. Попробуйте помолчать полдня, у вас ничего не получится. Люди молчать не умеют, люди болтуны и трепологи. Они треплются, если бы они говорили о чём-нибудь хорошем, они треплются о всякой чепухе. Они даже полчаса помолчать не могут, они болтают о всякой белиберде с утра до вечера, всю жизнь от рождения до смерти. Поэтому когда мы будем умирать, мы будем тоже что-то говорить: «Какой ужас, мне страшно» или «Доктор, спасите меня».

http://pravoslavie.ru/92644.html

236 И ныне , на третьем часе. 237 Для понимания этого чувства богословы часто обращаются к Жертве Христовой, ибо Христос вознес на Крестное древо все скорби человеческие, разделяя с человеком все особенности его жизни в этом мире (кроме греха) в целях его всецелого спасения (речь идет о возглашении «Или, Или, лама савахфани»: 238 Исаак Сирин, преподобный. Беседа 1, 86 239 Есенин С. «Проплясал, проплакал дождь весенний… (1917)/Есенин С. [Избр. произведения.] М., 1958. С. 101 240 Догматик, глас 2. 241 На Господи воззвах стихира воскресна, глас 2. 242 В Последовании погребения мирских человек в каноне, егоже краестрочие. Шестую припеваю отшедшему песнь , Феофаново, глас 6. ирмос на 6-й песни. 243 «Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих»: 244 Исповедание грехов повседневное. 245 1Тим.1:15: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый»: 246 Великий четверток, тропарь, глас 8. 247 На утрени в Великий пяток антифон 6-й, глас 7. 248 На утрени в Великий пяток седален, глас 7. 249 На утрени в Великий пяток антифон 5-й, глас 6. 250 На утрени в Великий пяток антифон 3-й, глас 2. 251 Этот тропарь стоит здесь в последовании первой седмицы. В четверток пятыя седмицы постов он — ниже, где и комментируется. 252 Эти тропари стоят здесь в последовании первой седмицы. В четверток пятыя седмицы на утрени они — там, где нами комментируются. 253 Молитва перед Святым Причащением на литургии. 254 Как говорит Молитва на пострижение власов в Последовании измовения в 8-й день: «Владыко Господи Боже наш, иже образом Твоим почтивый человека, от души словесныя и тела благолепнаго устроивый его ...власы же главу покрыл еси, во еже не вреждатися преложеньми воздушными» . 255 Так, сын Аминадава Зан (Оза) был поражен смертью только за то, что коснулся под благовидным предлогом ковчега Завета, не имея на это никакого права (см.: 2Цар.6); не была принята жертва Корея с сыновьями Авироном и Дафаном (Числ.16), так что «расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества; умерли»:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

32Когда они выходили, им встретился человек из Кирены, по имени Симон, которого они понудили нести Его крест. 33И когда пришли они на место, именуемое Голгофа, что означает Лобное Место, 34давали они Ему пить вино, смешанное с желчью; и Он, отведав, не захотел пить. 35А распяв Его, стали делить между собой одежды Его, бросая жребий; 36и сев, стали Его там сторожить. 37И поместили над головой Его надпись с указанием вины: «Это Иисус, Царь Иудейский». 38Тогда распяли вместе с Ним двоих разбойников, одного по правую руку, другого по левую. 39А кто проходил мимо, хулили Его, качая головами 40и приговаривая: «Ты, что можешь разрушить Храм и в три дня восстановить его! Спаси Самого Себя, если Ты – Сын Божий, и сойди со креста!» 41Подобным же образом глумились и первосвященники вместе с книжниками и старейшинами, говоря: 42«Других спасал, а Самого Себя спасти не может! Это – Царь Израиля, пусть сойдет сейчас со креста, и мы уверуем в Него!». 43«Он уповал на Бога, пусть Бог теперь избавит Его, если Он Ему угоден!» «Он же сказал, что Он – Божий Сын». 44Также и разбойники, распятые вместе с Ним, поносили Его. 45А от шестого часа до часа девятого сделалась тьма по всей земле. 46Но около девятого часа возопил Иисус громким голосом: «Или, Или! Лама савахфани?» Это означает: «Боже мой, Боже мой! Зачем Ты оставил Меня?» 47А некоторые из тех, что стояли там, услышав это, говорили: «Он Илию зовет!» 48И один из них тотчас побежал, взял губку и, окунув ее в уксус и водрузив на трость, дал ему испить. 49А другие говорили: Оставь! Посмотрим, придет ли Илия спасать Его». 50Но Иисус, еще раз возопив громким голосом, испустил дух. 51И вот, завеса во Храме разодралась надвое; и сотряслась земля, и расселись скалы 52и отверзлись гробницы, и восстали многие тела усопших святых, 53и вышли по восстании Его из гробниц, и вошли в Святой Город, и многим являлись. 54А центурион и его воины, которые стерегли Иисуса, увидев землетрясение и все, что происходило, устрашились, говоря: «Этот человек был воистину Сын Божий!»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010