в) Августин: “сначала создано вещество смешанное и неустроенное, из которого произошло все, что явилось потом разделенным и устроенным. Сие-то веще­ство, думаю, Греки называют хаосом, как и в другом месте читаем: Ты сотворил мир из необразного вещества ( Прем. 11:18 ), или, по иным кодексам, из вещества невидимого. Это вещество, не имеющее формы, которое Бог сотворил из ничего, названо небом и землей; и сказано: в начале сотворил Бог небо и землю не потому, чтобы они тогда же действительно и произо­шли, но потому, что могли произойти; точно так, как если бы мы, смотря на семя дерева, сказали, что тут и корни, и сила, и ствол, и плоды, и листья, то сказали бы не потому, конечно, что все это уже есть, но потому, что все это имеет произой­ти”. 1235 Подобным же образом рассуждали святой Иоанн Златоуст , Иларий, Епифаний, 1236 Амвросий, 1237 Севериан, Григорий Великий и другие. 1238 2 . Моисей изображает происхождение всего мира вещественного (космогонию), а не одной земли (не геогонию). Ибо говорит, во-первых, что Бог сотворил небо и землю, т.е. весь мир; за тем упоминает о сотворении света, о сотворении тверди небесной, о сотворении светил, солнца, луны и звезд. Но с дру­гой стороны, очевидно, что главным образом и с особенной подробностью Моисей описывает происхождение земли с различ­ными ее обитателями, а неба и вещей небесных касается как бы мимоходом, в той мере, как они имеют отношение к земле. Посему-то при описании третьего, пятого и шестого дней творения говорит только, что сотворил Бог на земле, и умолчал о том, что в тоже время сотворил Бог на небе или на телах небес­ных, хотя, по всей вероятности, и в эти дни действия творче­ской силы не ограничивались одной землей. 1239 По той же причине, повествуя о создании светил небесных, упоминает только о назначении их частном, какое они имеют относительно к земле, дает им имена, приписывает свойства такие, какие можно дать и приписывать им только с земли. 3 . Моисей повествует о первоначальном происхождении мира и земли, а не о преобразовании их. Ибо пишет: в начале со­творил Бог небо и землю, т.е. сотворил тогда, когда не было еще ничего. Далее: и сказал Бог: да будет свет. И стал свет.., да будет твердь..., да будут светила на тверди небесной...: все такие выражения, которыми ясно предполагается предшество­вавшее небытие. Наконец заключает свое описание словами: Так совершены небо и земля и все воинство их ( Быт. 2:1 ); значит, совершились, окончены только теперь, а прежде не суще­ствовали. Следует присовокупить, что и Иудеи и все Христиане первых веков единодушно принимали, что Моисей описывает здесь сотворение Богом мира и земли, а не преобразование.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В комментариях Илария на Евангелие Матфея этот субординационизм устранен совершенно, и Сын Божий является равным Отцу не только в качественном, но и в количественном отношении. Он Бог в той же степени, как и Отец. В связи с евангельским текстом Иларий пользуется всеми основаниями для доказательства истинного и полного Божества Иисуса Христа. Христос простил грехи расслабленному ( Мф. 9:2 ). Это возбуждает ропот книжников, которые, видя во Христе простого человека, считают это присвоением Божественной власти с Его стороны. Прозревая их мысли, Господь говорит, что Ему легко отпускать грехи ( Мф. 4:5 ), и в этом дает свидетельство о Своем Божестве, потому что поистине никто не может отпускать грехи, кроме Бога; следовательно, кто отпускает, тот Бог. Так как никто не отпускает грехов, кроме Бога, Бог, пребывающий в человеке, даровал исцеление человеку, и не было никакой трудности в деле и слове у Того, для Которого возможно все, что Он говорит 1834 . Но отпускать грехи было свойственно только Христу вследствие общения Его в Отчей сущности 1835 . Христос Самого Себя называет Премудростью. «И оправдана Премудрость сынами своими», – говорит Он ( Мф. 11:19 ). Это значит, что Он есть не произведение Премудрости Божией, как утверждает Павел Самосатский, но Сама Премудрость по природе, потому что Он имеет власть над всем 1836 . «Чтобы кто-нибудь не подумал, что в Нем чего-нибудь меньше, чем в Отце, Он учит, что все предано Ему Отцом и что Он знаем только Одному Отцу и что Отец знаем только Ему и кому Он восхощет открыть». «Этим откровением Он показывает, что во взаимном познании обнаруживается одна и та же субстанция в Обоих, так как кто познает Сына, тот познает токмо Отца в Сыне, ибо все предано Ему Отцом. Предано же не другое что-либо, как то, что в Сыне ведомо только Отцу. Сыну же только известно то, что принадлежит Отцу. И, таким образом, в этой тайне взаимного познания разумеется, что в Сыне содержится не иное что-либо, как то, что непостижимо в Отце» 1837 . В силу акта рождения Сын получил от Отца и Его свойство вечности и неизменяемости 1838 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

«Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне, а если нет, верьте Мне по самым делам» ( Ин. 14:11 ). На это ученики отвечают Ему: «Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел» ( Ин. 16:30 ). По проявлению во Христе Божественных свойств всеведения и знания замышлений сердечных апостолы убеждаются, что Он от Бога исшел. Исшествие же от Бога означает рождение от Отца, потому что в предшествующих строках той же главы Христос отличает Свое исшествие от Отца и пришествие в мир ( Ин. 16:27–28 ). Далее, чтобы показать, что исшествие от Отца есть не отчуждение от Него, а рождение, сохраняющее в Себе природу Отца, Христос прибавляет: «Вот наступает час, и настал уже, когда вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного, но Я не один, потому что Отец со Мной» ( Ин. 16:32 ). Отец пребывает в Нем, силой и единством природы, говоря и действуя в Нем, говорящем и действующем 2271 . После этого Христос говорит: «Отче, пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» ( Ин. 17:1 ). В этих словах не содержится указания на Его низшую природу, а, напротив, дается понять, что Сын равен Отцу, так как, получая от Него прославление, Он со Своей стороны прославляет Его. Нет указания на низшую природу Сына и в самом факте получения славы, потому что это получение означает – здесь Иларий пользуется идеей ипостасного субординационизма – не что иное, как рождение. В акте рождения от Отца Он получает Божественную природу Отца со всеми ее свойствами, и в их числе Божественную славу: по бытию Своему Он зависит от Отца, по Своим Божественным свойствам Он совершенно равен Ему 2272 . За всеми этими изъявлениями Божественной природы Христа следуют, наконец, слова: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17:3 ). Рассматриваемые в связи с предшествующими, они не могут быть понимаемы в арианском смысле. Но и сами по себе они исключают такое толкование. Если при отделении Христа от единого истинного Бога и при исповедании Его одного нет спасения, то невозможно отделять Христа от Отца и в вере 2273 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Во-вторых, учение может скрываться потому, что оно открывается немногим. Но и в этом смысле Христос ничему не обучал втайне, поскольку Он выносил все Свое учение на суд или толпы, или собранных вместе учеников. Поэтому Августин, комментируя сказанное в [евангелии от Иоанна] ( Ин. 18, 20 ), пишет: «Кто посмеет сказать, что Он говорил втайне, если Он говорил пред столькими людьми? ...тем более что сообщенное Им немногим Он пожелал через их посредство сделать известным всем?». В-третьих, учение может скрываться со стороны способа его изложения. И в этом смысле Христос говорил толпе о некоторых вещах аллегорически, обучая их тем духовным тайнам, которые они не были способны или достойны понять, при помощи притч. Впрочем, им было гораздо лучше получить знание о духовных вещах, скрытое под покровами притч, чем быть лишенными этого знания вообще. Однако Господь явно и недвусмысленно открывал истину этих притч Своим ученикам, чтобы они могли донести ее достойным, согласно сказанному [в Писании]: «Что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» ( 2Тим. 2, 2 ). Это было предвозвещено в четвертой [главе книги] «Числа», когда сынам Аарона было предписано покрыть священные сосуды, которые должны были нести левиты. Ответ на возражение 1. Как говорит Иларий, комментируя эти слова, «нигде не сказано о том, что Господь имел обыкновение проповедовать ночью и разъяснять Свое учение в темноте. Он сказал так потому, что Его речи темны для суетных, а Его слова являются ночью неверных. Поэтому смысл сказанного состоит в том, что все, что Он говорил, мы должны, открыто исповедуя свою веру, говорить неверным». Или же, согласно Иерониму, Он говорит сравнительно, имея в виду, что Он проповедует в Иудее, которая очень мала по сравнению со всем миром, имеющем узнать об учении Христа благодаря апостольской проповеди. Ответ на возражение 2. Посредством Своего учения Господь не открыл всей глубины Своей мудрости ни многим, ни даже Своим ученикам, к которым обратился со словами: «Еще многое имею сказать вам – но вы теперь не можете вместить» ( Ин. 16, 12 ). Однако тому из Своей мудрости, что Он посчитал возможным сообщить другим, Он обучал не тайно, а явно, хотя при этом был понят не всеми. Поэтому Августин, комментируя сказанное в [евангелии от Иоанна] ( Ин. 18, 20 ), говорит: «Сказанное: «Я говорил явно миру» должно понимать так, как если бы Господь сказал: «Многие слышали Меня, и если что-либо не стало для них явным, то лишь потому, что они Меня не поняли " ».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Во-первых, поскольку человек наделен природной способностью мыслить и любить Бога; и эта способность связана с самой природой ума, которая обща всем людям. Во-вторых, поскольку человек актуально и по навыку мыслит и любит Бога, хотя и несовершенно; и этот образ связан с уподоблением по благодати. В-третьих, поскольку человек знает и любит Бога совершенно; и этот образ связан с уподоблением в славе. В самом деле, в словах: «Кто покажет нам благо? – яви нам свет Лица Твоего, Господи» ( Пс. 4, 7 ), глосса различает троякий образ, а именно «созданный», «воссозданный» и «уподобленный». Первый присутствует во всех людях, второй – только в праведниках, третий – только в блаженных. Ответ на возражение 1. Образ Божий в основном значении, а именно в смысле умственной природы, присутствует равно в мужчине и женщине. Поэтому после слов: «По образу Божию сотворил его», добавлено: «Мужчину и женщину сотворил их» ( Быт 1, 27 ). Кроме того, как заметил Августин, множественное число «их» употребляется затем, чтобы никто не подумал, будто бы был сотворен один человек, который заключал в себе оба пола 374 . Во вторичном же значении образ Божий присутствует только в мужчине, поскольку мужчина является началом и целью женщины подобно тому, как Бог является началом и целью всего сотворенного. Поэтому апостол, сказав, что муж «есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа», далее разъясняет, почему так сказано: «Ибо не муж от жены, но жена от мужа, и не муж создан для жены, но жена для мужа» ( 1Кор. 11,8,9 ). Ответ на возражения 2 и 3. Приведенные соображения следует относить к подобию образу по благодати и славе. Раздел 5. Присутствует ли в человеке образ Божий согласно троице лиц? С пятым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что в человеке образ Божий присутствует не согласно троице Лиц. Так, Августин говорит: «У Божества Пресвятой Троицы единая сущность, и потому образ, по которому был сотворен человек, также един» 375 . И Иларий говорит: «Человек сотворен по образу, общему всей Троице 376 . Следовательно, образ Божий в человеке является [образом] божественной сущности, а не троицы Лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Возражение 3. Далее, кажется излишним учить тому, что не может быть познано разумом естественным путем. Но нельзя говорить, что знание о Троице является излишним. Поэтому Троица может быть познана посредством естественного разума. Этому противоречит то, что сказал Иларий: «Пусть никто не думает что он сможет постичь священную тайну происхождения собственным умом» 485 . А вот слова Амвросия: «Невозможно познать тайну происхождения. Ум изменяет мне и язык мой немеет» 486 . А божественные Лица различаются именно своим происхождением (30,2). Следовательно, поскольку человеку не дано познать и проникнуть собственным разумением в то, к чему нет пути через необходимость умозаключений, Пресвятая Троица не может быть познана разумом. Отвечаю: невозможно обрести знание Троицы посредством естественого разума, поскольку, как уже было сказано выше (12, 4,12), человеку не дано добыть знание о Боге собственным разумом, кроме как через Его творения. Ибо творения ведут нас к познанию Бога так же, как следствия ведут к познанию своей причины. Соответственно, с помощью разума мы можем знать о Боге лишь то, что по необходимости принадлежит Ему как Началу вещей, и мы уже приводили основополагающий принцип в отношении богопознания (12,12). Но творящая сила Бога свойственна всей Троице, и, следовательно, она принадлежит к единству сущности и не связана с различием между Лицами. Поэтому с помощью разума мы можем познать только то, что принадлежит к единству сущности, но не то, что относится к различию между Лицами. Тот же, кто дерзает рассуждать о Троице, основываясь на разуме, умаляет значение веры двояким путем. Во-первых, в том, что касается достоинства самой веры, которое состоит в ее устремленности к вещам невидимым, превосходящим человеческий разум, о чем сказано у апостола: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр. 11, 1 ). И тот же апостол говорит: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но не мудрость века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную» ( 1Кор. 2, 6 и 7).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Всегда озабоченный поражением рабов Божиих, коварный во время мира, жестокий во время гонения, он, когда не может обольстить тайно, грозит открыто и явно» (св. Киприан Карфагенский . Книга о ревности). «Кратко сказать: его дело ночью и днем, – наша погибель» (прп. Феодор Студит . Послание 50(238)). «Он ходит, как лев с великой яростью, но если нападет на имеющих Христа и (знак) креста, и огонь Духа, то не в состоянии будет даже взглянуть на них, но обратившись назад, убежит и не посмеет возвратиться» (св. Иоанн Златоуст . Беседы на Псалмы, Пс.7:3 ). «Христос называется (в Писании) львом (см. Откр.5:5 ) по царственному достоинству и неодолимости, а диавол называется львом по зверству и кровожадности» (прп. Исидор Пелусиот . Письма, 1:675). 9). Противостоите ему твердой верой, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. «Великое различие между Богом и дьяволом . Если ты сопротивляешься Богу, Он тебя обратит в ничто, если противодействуешь дьяволу, ты его обращаешь в ничто» (св. Иларий Арльский). «Те страдания, от которых вы изнемогаете, являются для вас общими с теми, кто по всему миру принадлежит к Церкви Христовой. И тот факт, что с сотворения мира всегда страдали праведные, да устыдит вас перед всеми, если только вы не можете их вынести» (св. Беда). 10–11). Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь. «И в начале послания (1:2–3) апостол сказал, что Отец помиловал нас чрез Сына и теперь, в конце оного, учит, что тот же Отец призвал нас чрез Сына. Ибо в том и цель апостолов, чтобы проповедовать таинство (спасения), хотя бы и вместе с увещанием» (блж. Феофилакт). 12). Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите. «Этот Силуан превосходно верует и усердно подвизается в деле проповеди .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

«Да не посчитаем мы терпение Бога неведением, ибо Он потому откладывает и отсрочивает (наказание), чтобы достигнув лучшего, мы не были бы преданы мучениям» (прп. Орсисий Тавенисиотский. Свидетельство). «Не медлит Господь с исполнением обетования; еще немного, – и мы увидим Его, и тогда уже ни о чем не попросим, ни о чем не станем расспрашивать, потому что не останется ничего, к чему следовало бы стремиться, и ничто не будет сокрыто, о чем надлежало бы разузнать» (блж. Августин. Трактат на послание к парфянам). «Не видишь ли на мертвеце, как все отвращаемся от него и предаем земле, чтобы не наполнил всего червями, гноем, зловонием и гнилью? Такова пред Богом и душа умерщвленная грехом и добровольно себя отлучившая от жизни Божественной. Только воздерживается Бог и долготерпит, выжидая покаяния каждого желающего и обращения» (свт. Марк Ефесский . Ответ Иоанну Палеологу). 10). Придет же день Господень, как тать ночью и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. «Чтобы объяснить неизвестность и неожиданность пришествия Господня, апостол сравнивает оное с приходом вора и ночи. Ночь указывает на неизвестность, а вор, – на неожиданность… (Итак), пришествие Господа застигнет нечестивых неожиданно… Примечай, апостол сказал: земля и дела на ней сгорят, а не люди; следовательно, он говорит только о погибели дел нечестивых; ибо путь нечестивых погибнет ( Пс.1:7 ), а не сам нечестивый» (блж. Феофилакт). «Небеса с шумом прейдут, стихии же разрушатся. – Не то сие значит, что небеса и стихии исчезнут, но что они обновлены будут и приидут в лучшее и нетленное состояние» (прп. Симеон Новый Богослов . Слово 45:3). 11–12). Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? " В святой жизни, – то есть в трех законах (Ветхого Завета, Нового Завета и природы). И благочестии, – то есть в вере в Троицу» (св. Иларий Арльский).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Далее Христос присоединяет: «Все, что творит Отец, то же творит и Сын подобным образом» ( Ин. 5:19 ). «Все» и «то же» указывают на истинность Божественной природы Христа, потому что эти выражения исключают всякое различие в действиях, а одинаковость действий указывает на одинаковость природы. Словом же «подобно» исключается единичность делающего и потому дается намек на рождение Сына от Отца 2235 . За этим следуют слова: «Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам, и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» ( Ин. 5:20–21 ). Если в этих словах говорится о том, что Отец все, что творит, показывает Сыну, то в этом не заключается мысли о неведении Сына, потому что Ему уже известно то, что Ему будет показано и что удивит иудеев, т.е. что Сын воскрешает мертвых и живит, как и Отец. Но здесь снова, с одной стороны, сила Сына уравнивается с силой Отца и этим указывается на единство Их неотличимой природы (Exaequata virtus est per naturae indissimilis unitatem [Сила уравнена через единство неразличимой природы]) 2236 , а с другой – на рождение от Отца, «Он говорит, что Ему скорее показаны дела Отца, чем присоединена природа силы для совершения их; так что, по этому учению, показывание есть сама сущность рождения, которой по любви Отца врождено знание Отчих дел, которые Отец хочет совершить через Него. Далее, чтобы вследствие слов о показывании не признавалось в Нем различие неведущей природы, Ему хорошо известно то, о чем говорится, что оно должно быть показано. И до такой степени Он предполагает действовать не на основании авторитета примера, что оживляет, кого хочет» 2237 . Вторым обширным доказательством Божества Сына служат слова евангелиста Иоанна ( Ин. 10:22–38 ). В этих словах Христос исповедует как Свое равенство с Отцом, так и Свою зависимость от Него по происхождению или, как выражается Иларий, Свое рождение. Сначала Он свидетельствует о силе Своей природы, говоря об овцах: «Никто не похитит их из руки Моей» ( Ин. 10:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Еще на земле человек начинает жить вечной жизнью. От него самого зависит жизнь, как плод его веры. Верующий, познавший – не умирает вечно, ибо пребывает в Боге и Бог в нем пребывает. В св. Писании блаженство праведников прямо называется вечным, а именно: а) вечной жизнью: «и Я дам им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей» ( Ин.10:28 ). «Я есмь воскресение и жизнь: верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовеки» ( Ин.11:25,26 ). «Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная» ( 1Ин.2:25 ). «И пойдут... праведники в жизнь вечную» ( Мф.25:46 ); б) вечным царством Иисуса Христа: «так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» ( 2Пет.1:11 ); в) вечным спасением ( Евр.5:8,9 ); г) вечным наслаждением (9:15); д) вечною славою ( 1Пет.5:10 ; 2Кор.4:17 ). Вечность блаженства представляется под образом: а) сокровища неоскудеваемого на небсах ( Лк.2:33 , Мф.6:20 ); б) постоянного имения на небесах ( Евр.10:34 ); в) наследия нетленного, неувядаемого ( 1Пет.1:4 ); г) неувядаемого венца славы (5:4); д) всегдашнего пребывания со Христом ( 1Сол.4:17 ; Ин.12:26 ; Рим.8:19–29 ). О вечности блаженства праведников учили и писали все св. Отцы и учители Церкви: Феофил Антиохийский , Ефрем Сирин , Иларий, Иоанн Златоустый , Клемент Александрийский, Киприан, Амвросий, Григорий Богослов , Василий Великий и др. Из понятия о Боге и о душе вытекает понятие о вечности блаженства или мучения. Один только Бог вечен, всесовершен и неизменен; человек же, Им созданный для вечности – вечный по душе и по телу, изменяется, достигая постоянно совершенства, в чем и заключается его жизнь. Изменение – дальнейшее развитие – есть жизнь; следовательно, жизнь есть не прерывающийся переход из одного душевного состояния в другое. Где нет развития, там нет и жизни. Так как жизнь за гробом, блаженство или мучение, есть плод земной жизни, то по закону жизни, и блаженство и мучение не могут остановиться в своем развитии ни на один момент. Желания души никогда не могут удовлетворяться. Они сменяются новыми желаниями, и эта смена желаний, по вечности бытия души, составит безконечную, вечную смену желаний и удовлетворений их за гробом в раю: для праведников – вечное блаженство, все далее и далее развивающееся в целую вечность. Поэтому нет и быть не может меры, границы блаженству, а равно и мучению грешников. Это заключение здравого ума о вечности блаженства и мучения подкрепляется и словом Божьим, и свидетельством св. Отцов и учителей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010