12). Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине. «Чтобы при постоянном напоминании об одном и том же не подумали, будто их осуждают в праздности, и не опечалились, апостол прибавил: хотя вы знаете и утверждены в настоящей истине» (блж Феофилакт). «В настоящей истине, то есть в Новом Завете, потому что Павел говорит: древнее прошло и теперь все новое ( 2Кор.5:17 ) во Христе» (св. Иларий Арльский). 13–15). Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память. «Некоторые понимают это с такой перестановкой слов: буду стараться и после моего отшествия приводить вас всегда на память, то есть каждодневно и непрерывно вспоминать, и отсюда выводят мысль, что святые и по смерти помнят остающихся здесь и молятся за живущих. Справедливость такого (понимания) ежедневно видят те, кто призывает святых (в молитвах). Другие понимают иначе: буду стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда помнили это, то есть мы непрерывно повторяем вам одно и то же для того, чтобы обратить вам это в привычку, чтобы вы и после смерти моей завещание о сем хранили твердо и неизменно» (блж Феофилакт). «Прекрасно блаженный Петр назвал кончину свою не смертью , но оставлением храмины своей, поскольку очевидно, что таким образом достигшие предела лет рабы Божьи узы плоти оставляют, словно путешественники, которые обретают в конце пути собственный дом вместо обитания в шатре и словно те, кто в отчизну возвращается, завершив поход обращением в бегство врага и его унижением. Ибо единственное владение их, – на Небесах» (св. Беда). 16). Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. «Мы не пользовались человеческой мудростью и не обольщали вашего слуха красноречием, как язычники и еретики. Ибо язычники обольщают красотой и поэмами, а еретики, – вымыслами. Но мы преподали вам учение простым, безыскусным словом и преподали то, что своими глазами видели» (блж. Феофилакт). «Измышления еретиков являются поистине мифами и человеческими мудрствованиями. (Ап. Петр) уже начинает сражение с еретиками, поскольку они, не имея истины, принуждены лепить ложь при помощи цветистых слов. Но мы, говорит (апостол), не таковы, мы узрели истину (своими) глазами, когда были вместе с Ним на горе. Есть у нас и пророки, открывшие нам эту самую истину, и слово их, таким образом, благодаря нашим глазам стало для нас более достоверным. Ибо то, что они сказали, подтвердил явившись, Христос. И мы, – очевидцы, услышавшие свидетельство Отца» (свт. Кирилл Александрийский . Фрагменты).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

12). Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. «Законом свободным он называет нелицеприятие, ибо действующий по лицеприятию не свободный, но раб, потому что кто кем побежден, тот тому и раб» ( 2Пет.2:19 ) (блж. Феофилакт). 13). Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом. «Если в суде над бедным будешь сострадающим и мягким, не устрашишься суда Божия» (св. Иларий Арльский). «Действие милосердия сходно с тем, что производит древесное масло на борющихся на поприще. Борцы, намазанные маслом, легко ускользают от захватывания своими противниками. Так и наше милосердие к бедным даст нам на суде возможность избежать нападений со стороны бесов» (блж. Феофилакт). «Тот, кто сам впадает в грех , находится в опасности, но тот, кто (сверх того) убеждает других, (что это не грех) и отвлекает от благочестия, тому суд без милости» (прп. Ефрем Сирин ). 14). Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? «Подобны бесплодной смоковнице такие, кто разглагольствуют о вере, а самой веры не имеют, – держат только в уме предметы веры. Также и те, кто по внешнему поведению исправны, а по чувствам и расположениям очень неисправны и дела добрые делают лишь когда другие видят… Будем молиться, чтобы Бог не попустил нам быть такими» (свт. Феофан Затворник . МНКДГ). «Не думай, брат, что спасешься одной верой. И Сам Господь говорит: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ). Итак, хороша вера, если стяжаешь и дела» (прп. Симеон Новый Богослов . Слова, 48). 15–16). Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? «Одними благочестивыми словами не поможешь нагому и голодному; если не оденешь его и не накормишь, слово веры не будет иметь своей спасающей силы. Оно мертво без дел любви, любви возрождающей и животворящей» (св. Беда). «Если кто делом не докажет, что он верен Богу, то такого не нужно и называть верным, ибо не тот верен, кто просто называет себя Господним, но тот, кто любит Господа так, что за веру в Него готов и на смерть» (блж. Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

161 . Князи погнаша мя туне. С Евр.: «Князья гонят меня безвинно, но сердце мое боится слова Твоего». Под князьями бл. Феод. разумеет Саула и Авессалома, а св. Афан. – врагов истины. Т.е. не убоялся я врагов, но убоялся слова Твоего. 162 . Яко приобретаяй корысть многу. С Евр.: «Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль». 163 . С Евр.: «Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю. 164 . Седмерицею днем хвалих Тя, т.е. многократно я прославлял Тебя. Под. Притч. 24:16 ; Лев. 28:28 ; 1Цар. 2:28 . 165 . Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна. С Евр.: «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения», т.е. когда любят и хранят закон Божий, тогда наслаждаются великим миром и не претыкаются, не падают. 171 . С Евр.: «Уста мои произнесут хвалу, когда Ты научишь меня уставам Твоим». 172 . С Евр.: «Язык мой возгласит слово Твое, ибо все заповеди Твои праведны». 176 . С Евр.: «Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл». «Сие прилично было сказать, – говорит бл. Феод., – и пророку после греха, прилично всему естеству человеческому». Взыщи раба Твоего – т.е. взыщи Своею милостию меня, как овцу потерянную, спаси. Заблудшая, потерянная овца есть род человеческий; Спаситель – Господь Иисус Христос». 613 Поглумлюся αδολεσχησω – αδολεσχεω – говорю о чем вдоволь, с тонкостию и напряжением исследую. Под. ст. 23. 614 Воздрема ενυσταξεν – νυσταζω – поникаю головой, дремлю, сплю, но в др. изд. LXX: εσταξε ( σταζω – каплю, изливаю – stillo) лила, т. е. слезы. 616 Непщевах υπωπτευσα – подозревал, предполагал. Vulg: suspicamus sum. Посему, Иларий и Амвросий разумеют грехи сокровенные, рессата latentia ет ignota, quae cogimamione patrantur. У Тир. 618 Усырися ετυρωθη (от τυροω – обращаюсь в сыр). Vulg: coagulamum – створожившееся. Иероним: incrassatum – утолщенное. Акила: соделалось как жир. У Калм. и Тир. 619 Мех αδολεσχιας: – кожа и кожанный мех; на слане εν παχνη – η – иней, гололедица, изморозь. 620 Глумления αδολεσχισς – собственно: болтания, вздорные рассказы, басни, ложные рассуждения и т. п. Vulg: fabulationes.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

17–18). Илия был человек, подобный нам и молитвой помолился, чтобы не было дождя; и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился; и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой. «Молитвой Илия связал небо. Видите, братия, как сильна молитва . Во всей жизни человеческой нет ничего драгоценнее» (прп. Ефрем Сирин . О молитве). «Чтобы мы не сомневались в том, что способны уподобиться пророку, взошедшему на огненной колеснице на небеса, блаженный Иаков прибавляет о нем: Илия был человек подобный нам. Даже если он и не уступал в добродетели ни одному человеку, он был подобен нам по плоти, как мы, подвержен страданию по слабости плоти и духа» (св. Беда). 19–20). Братия! если кто из вас уклонится от истины и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов. «Выше блаженный Иаков призывал отстранить от учительства несовершенных в этом деле и ищущих его из тщеславия. Теперь же он учит выходящих на проповедь , что они должны действовать только из братской любви и ради спасения ближнего» (св. Беда). «И как нужно обращать? Как у земледельцев семена сеются разом, но не оставляются навсегда, а нуждаются в большом уходе. Если не покроют брошенных семян, вспахав землю, то сеяли для кур. Так и мы, если не укроем посеянного постоянным вниманием, – и дьявол расхитит и наше нерадение погубит, и солнце засушит, и дождь потопит, и терние заглушит. Таким образом, раз посеявшему нельзя удалиться, а нужно долго оставаться на месте, что бы отгонять птиц, вырывать терние, предотвращая, устраняя и уничтожая все вредное» (свт. Иоанн Златоуст . Фрагменты.). «Тот, кто возвещаете грешникам, чтобы отвратить их от грехов, пусть они и не обратились, спасает душу свою от смерти» (св. Иларий Арльский). Первое послание апостола Петра Первая глава 1). Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным, «Сказал пришельцам, потому что все живущие по Боге называются пришельцами на земле, как например, говорит Давид: ибо странник я у тебя и пришлец, как и все отцы мои» ( Пс.38:13 ) (блж. Феофилакт). «Избраны же они были для того, чтобы через обретение Духа освятиться» (св. Беда).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

17 λας νθρωπος ν μοιοπαθς μν, κα προσευχ προσηξατο το μ βρξαι, κα οκ βρεξεν π τς γς νιαυτος τρες κα μνας ξ· 18 κα πλιν προσηξατο, κα ορανς ετν δωκεν κα γ βλστησεν τν καρπν ατς. 17 Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. 18 И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой. В пример того, как много может молитва праведного, апостол Иаков приводит молитву пророка Илии: сначала о засухе, а затем о дожде 314 . Вобоих случаях молитва Пророка была исполнена Богом. В иудейских преданиях чудо дождя по чьей-то молитве высоко ставилось: оно приравнивалось к чуду воскрешения из мертвых. Однако, по слову апостола, пророк Илия был человек, подобный нам (λας νθρωπος ν μοιοπαθς μν) – т.е. обладавшей такой же природой, как и все люди, – бренной и слабой 315 , – поэтому-то он и может служить примером для каждого. Три года и шесть месяцев – в 3Цар.17 не сказано, что именно три с половиной года не было дождя, но позднее предание указывает именно на этот срок 316 . 5:19 19 δελφο μου, ν τις ν μν πλανηθ π τς ληθεας κα πιστρψ τις ατν, 20 γινσκετε τι πιστρψας μαρτωλν κ πλνης δο ατο σσει ψυχν [ατο] κ θαντου κα καλψει πλθος μαρτιν. 19 Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, 20 пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов. Речь идет о члене христианской общины, который отпал от веры 317 . Уклонится от истины (πλανηθ π τς ληθεας) – прельстится, уйдет в сторону, собьется с верного пути. Обратит (πιστρψ) – вернет на путь истинный. Поскольку выше речь шла о молитве, то и основной способ обращения, вероятно, молитвенный. Спасет душу (σσει ψυχν) – у NA добавлено слово «его» (ατο), т.е. обращенного грешника; и покроет множество грехов (πλθος μαρτιν 318 ) – речь здесь идет, вероятно, о том, что христианин, обративший грешника, этим самым искупает ( покроет – καλψει 319 ), множество своих грехов. Святитель Иларий Арльский: «Тот, кто возвещает грешникам, чтобы отвратить их от грехов, пусть они и не обратились, спасает душу свою от смерти» 320 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

17). Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. «Если верует кто правильно в Отца, и Сына, и Святого Духа, но не ведет правильной жизни, то ему нет пользы от веры во спасение. Поэтому если сказано: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога ( Ин.17:3 ), то мы не должны думать, что для спасения достаточно нам сказанного, а нужна чистота в личной и общественной жизни» (св. Иоанн Златоуст . Фрагменты). «(Протестанты) не понимают должным образом того, что говорит апостол Иаков. Они полагают, что одной только верой можно спастись… Они называют друг друга спасенными… А мы разве смеем считать себя спасенными? Мы разве не знаем, что многое еще требуется от нас? Нужна не просто вера, но действенная вера. Надо, чтобы она так крепко вселилась в сердца наши, всецело овладев нашими помышлениями и волей, чтобы мы не могли жить не так, как велит нам вера в Господа» (св. Лука Войно-Ясенецкий . Проповедь от 26 января 1949 г.). 18). Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»; покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. «Это не противоречит словам блаженного Павла, ибо слово «вера» употребляется в двояком значении, иногда означая простое согласие ума с явлением, (почему и бесы веруют о Христе, что Он Сын Божий), а иногда означая сердечное следование, соединенное с твердым согласием. Божественный Иаков называет мертвой верой простое согласие, как не имеющее одушевляющих его дел. А Павел говорит о вере сердечной, которая неразрывно соединена с делами» (блж. Феофилакт). 19). Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. «Те, кто верят и трепещут, но истины делами не творят, подобны демонам. Те же, кто верят и не трепещут, хуже демонов» (св. Иларий Арльский). «Верить, что есть Бог , могут и бесы. Но )подлинно) верить в Бога могут только любящие Его, являющиеся христианами не только по имени, но и по жизни, потому что вера без любви бесплодна. Вера с любовью, – христианка, вера без любви, – вера бесовская» (св. Беда).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

17). Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурей; им приготовлен мрак вечной тьмы. «Это источники безводные, – то есть, старые цистерны, в которые скот падает и не находит питья, но умирает» (св. Иларий Арльский). Некоторые «по заблуждению включают в область неизменного устроения нашего спасения и то, что привзошло в благочестивую жизнь христиан или по потребностям времени, или по ненамеренным ошибкам, или наконец, по намеренному злоупотреблению, не замеченному и не предотвращенному в свое время. Такие люди походят на тех, которые находясь при дороге прямой, запутались в прилипчивую траву и вертятся на одном месте, воображая, что делают важное для себя и для других дело, и тяжесть ненужных уз и сопряженных с тем неприятностей считая ценными в очах Божиих подвигами веры и благочестия. Эти люди только образ благочестия имеют, силы же его отвергаются; это безводные облака, гонимые бурей, хоть издали и кажутся несущими благотворное орошение. Заграждая самим себе путь, сами себя томя голодом и жаждой, изобретая не питающую пищу и не напояющую воду, они лишают себя чрез то истинно животворных сил и питательных соков, – стоят и чахнут» (свт. Феофан Затворник . Созерцание и Размышление). 18). Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Здесь «апостол опять начинает говорить о (древних еретиках) нечистых гностиках… Они по суетности произносят речи надутые, привлекая плотской похотью в разврат тех, которые совершенно избегли его или если некогда и находились в заблуждении, то впоследствии покорили себя Господу» (блж. Феофилакт). 19). Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. «В действительности существует лишь одна свобода, – святая свобода. Это та Христова свобода, которой Он нас освободил от греха, от зла, от дьявола. Она связывает с Богом Единым и Истинным. Все другие свободы неистинны, призрачны, ложны, т. е. на самом деле, все они, – рабство, каторга» (прп. Иустин Попович . Подвижнические главы, 2:36). «Кто кем побежден, тот тому и раб, – так что, братия мои, кто порабощен хоть одной страсти, даже самой малой, тот явно обладается ей и не может повиноваться заповеди Господней, ее запрещающей. Ибо как возможно, чтобы слушался Христа тот, кто имеет над собой другого господина?» (прп Симеон Новый Богослов . Слово 50:1). Итак, «если поработились мы плотским страстям, то явно, не порабощены Святому и бесстрастному Духу; потому что никто не может служить двум господам» ( Мф.6:24 ) (прп. Макарий Египетский . Послание, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

18). В ответ на это озлобление Христос присоединил: «Истинно, истинно говорю вам, Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца Творящего» (ст. 19). Этим Он указал на Свое рождение от Отца, т. е. на зависимость от Него по рождению. В этих словах содержится та мысль, что способность творить Сын получает не вследствие сообщаемых Ему на каждый случай сил, а обладает ими наперед в Своей природе, полученной от Отца, и созерцает Отца творящего не в смысле какого-либо телесного примера, как будто бы сначала творил Отец, а потом по Его примеру Сын, а потому, что в полученной от Отца природе Он в Себе Самом видит Отца творящего. Итак, в первом изречении Христос засвидетельствовал об одинаковости Его действий с действиями Отца, а во втором – о том, что силы и образец этих действий Он, в силу рождения, получил от Отца вместе со Своей Божественной природой (De Tr. VII, 16–17). Далее Христос присоединяет: «Все, что творит Отец, то же творит и Сын подобным образом» (ст. 19). «Все» и «то же» указывают на истинность Божественной природы Христа, потому что эти выражения исключают всякое различие в действиях, а одинаковость действий указывает на одинаковость природы. Словом же «подобно» исключается единичность делающего и потому дается намек на рождение Сына от Отца (ibid. VII, 18). За этим следуют слова: «Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все. что творит Сам, и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (ст. 20–21). Если в этих словах говорится о том, что Отец все, что творит, показывает Сыну, то в этом не заключается мысли о неведении Сына, потому что Ему уже известно то, что Ему будет показано и что удивит иудеев, т. е. что Сын воскрешает мертвых и живит. как и Отец. Но здесь снова, с одной стороны, сила Сына уравнивается с силой Отца и этим указывается на единство Их неотличимой природы (Exaequata virtus est per naturae indissimilis unitatem), a c другой, – на рождение от Отца. «Он говорит, что Ему скорее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

20–21). Зная, прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собой. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. «Петр предостерегает, чтобы мы не рассматривали (пророчества), главным образом исходя из места, времени и личности пророков, как если бы это были создания человеческого разума, но чтобы мы полагались на ясность и достаточность Духа» (св. Иларий Арльский). «Дух произнес священное Писание и только Дух может истолковать его. Вдохновенные Богом мужи, – святые Отцы истолковали его. Поэтому всякому, желающему стяжать истинное познание священного Писания, необходимо чтение святых Отцов. Если Вы ограничитесь чтением одного священного Писания, то по необходимости должны понимать и объяснять его произвольно. По той же необходимости невозможно Вам будет избегнуть заблуждений; потому что душевный человек не принимает того, что от Духа Божия и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор.2:14 ) (свт. Игнатий (Брянчанинов) . Письма к мирянам, 230). Кроме того, здесь «апостол объясняет… отличие истинного пророчества от бесовского и вымышленного, каковое принимается у еретиков… Пророки получают пророчество от Бога, но не как они хотят, а как действует Дух Божий; они сознавали ниспосылаемое им пророческое слово, это видно из того, что они подчинялись добровольно и что хотели, то высказывали, а чего не хотели, о том умалчивали. У лжепророков не так. Они во время действия не владели сознанием, но приведенные в неистовство, как пьяные, не знали, что с ними происходило» (блж. Феофилакт). Вторая глава 1–2). Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату и через них путь истины будет в поношении. О том, «какое различие между лжеучителями и лжепророками, этому научил Павел, когда сказал, что никто не называет Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор.12:3 ). Затем (апостол Петр) начинает обличать ересь николаитов, говоря, что они вдвойне худы. Ибо в учении они крайне нечестивы, так как хулят Владыку Христа; в жизни они весьма порочны, что и теперь он выражает, упоминая об их разврате» (блж. Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

20). Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. «Отвержение истины хуже невежества, ибо грехи нарушения (заповедей) хуже, чем грех неведения» (св. Иларий Арльский). «Те, кто грешит после Крещения, виновнее в своих грехах, чем некрещеные в своих, потому что имели от Бога особую помощь для совершения добра и отвергли ее» (свт. Филарет Московский . Катехизис). Поэтому «с великим тщанием христианам следует остерегаться, дабы опять не оказаться в плену дьявольских козней и не угодить еще раз в те капканы, о которых мы уже были предупреждены. Ибо, уподобившись ангелу света ( 2Кор.11:14 ), не перестал древний враг расставлять повсюду силки обмана и угрожать, что любым способом пошатнет он нашу веру» (свт. Лев Великий . Слово VII на Рождество Христово, 3). 21). Лучше бы им не познать пути правды, нежели познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. «Начинающим добрые дела, но не доводящим оные до конца, надобно внушать, что не оканчивая предположенного, они могут тем самим разрушить и начатое. Ибо если мы не умножаем своим усердием начатого, то у нас оскудевает и то, что сделано нами доброго… Лучше бы таковым не вступать на путь правый, нежели вступивши, возвратиться вспять, ибо если бы они не вступали на него, то не охладели бы в ревности к изысканию его» (свт. Григорий Двоеслов . О пастырском служении, 36). «Велико «бедственное состояние того христианина, который после святого Крещения вдался в беззаконные дела… Ибо познал было истину, но в ней не захотел жить; познал Бога, но не захотел Его почитать; обещал Богу служить, но в этом солгал Ему; «омылся, освятился, оправдался», но всего этого лишился… Посмотрим же на себя, не возвратился ли кто из нас от Христа к дьяволу ? Кто дьявольские дела творит, тот к дьяволу возвратился и ему служит, а от Христа уже отстал. Отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда ( Мф.10:15 ), нежели таким христианам» (свт. Тихон Задонский . Краткие нравоучительные слова, 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010