Пусть для нас будут страшными такие сообщения, в которых мы слышим, что есть люди, поклоняющиеся дьяволу . Пусть для нас евангельское повествование станет действительным светом; и для тех людей светом, чтобы они увидели, что сила дьявола – это необычайная сила, которая могла бы перевернуть весь мир, если бы Господь не сокрушил сатану. Поэтому слыша об этом, убоимся и устрашимся этого, но будем с надеждой взирать на Господа нашего, Победителя дьявола, и будем молиться о том, чтобы ни один из наших соплеменников, ни один из людей, который живёт в нашей стране, не обратил свое сердце к дьяволу, обратил все свое сердце к нашему Спасителю Иисусу Христу. Аминь. В День всех святых Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Часто, дорогие братья и сестры, человек, приходя к нам в Лавру, начинает спрашивать, есть ли среди братии святые люди. Он стремится найти такого святого человека, который бы помог ему в жизненных затруднениях, помог бы ему избавиться от грехов, помог бы ему стать на путь праведной жизни. Но задавая этот вопрос – и как правило, этот вопрос задают люди, которые недавно пришли в Церковь , – не всегда человек осознаёт, что есть святой человек, кого Церковь именует святыми людьми, и в чём собственно состоит святость. Святость – это такое свойство Бога, которое не принадлежит этому видимому миру. Святость – это свойство всесовершенства, неотмирное, поэтому Церковь учит о том, что Един свят Господь Иисус Христос . Те же люди, которых мы именуем святыми, мы их именуем святыми в той мере, в которой они приближаются к Богу и стяжают благодать Святого Духа. Святой человек – это не значит такой человек, который не грешит и не грешил. Мы знаем, что все святые люди приходили на исповедь. И если действительно посмотреть, чем отличается святой человек от несвятого, то мы увидим, что святой человек – это тот прежде всего тот, кто сознаёт себя грешным, и в меру сознания себя грешником очищает себя от грехов. А человек, далёкий от святости, он и считает себя безгрешным, считает, что он во всём прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Встречаются многие и другие названия. Св. Иоанн Златоуст (ум. 407 г.) прямо говорит: «сие очищение (крещение) имеет не одно имя, но многие и различные: называется оно банею пакибытия... просвещением... крещением.... погребением... образованием… крестом... Можно бы указать и еще многие наименования» 31 . Св. Василий Великий (ум. 379 г.), кроме уже перечисленных названий, так еще называет крещение: «Крещение, говорит он, – искупление пленных долгов, смерть греха, пакибытие души, светлая одежда, неприкосновенная печать, колесница на небо, предуготовление царствия, дарование сыноположения» 32 . «Сей-дар (крещение), говорит св. Григорий Богослов , как и податель его Христос, называется многими и различными именами; это происходит или оттого, что он очень приятен для нас, или оттого, что многообразие заключающихся в нем дарований произвело у нас и наименования. Мы именуем его даром, благодатью, крещением, помазанием, просвещением одеждою нетления, банею пакибытия, печатью, всем, что для нас досточестно. Именуем даром, как не даваемое тем, которые ничего не привносят от себя, благодатью, как подаваемое тем, которые и еще должны; крещением, потому что в воде спогребается грех; помазанием, как ничто священническое и царское, потому что помазывались цари и священники, – просвещением, как светлость, одеждою, как прикровение стыда, банею, как омовение, печатью, как сохранение и знамение господства» 33 . Давая общее понятие о таинстве крещения приступая к истории этого чинопоследования, естественно, мы прежде всего должны обратить внимание на вопрос откуда ведет свое начало это таинство? Положим, решение этого вопроса более существенное значение имеет в догматической истории крещения, тем не менее остановиться на нем в нашем историко-литургическом исследовании о крещении также необходимо, частью и потому, что мы излагаем историю чина крещения с момента установления этого таинства, частию и потому, что в связи только с этим вопросом находят свое оправдание все древнейшие существенные элементы крещальной формы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Мудро изобличила ты безумие идолослужения/божественными твоими учениями, всехвальная,/обручив над всеми царствующему Христу/дев множество неисчислимое/блистающее мученическою кровию. Видевши житие твое светоносное, Василла славная,/Божественне поревновавши и Христу обручися,/оставльши плотское все сладострастие,/и ныне мученическия радости сподобися. Увидев жизнь богоносную твою, Василла славная/тебе с любовью стала подражать:/ибо со Христом она обручается,/оставив все плотское наслаждение,/и радости мучеников ныне удостоена. Богородичен: Пажить исцелила еси смертную,/безсеменно рождши Жизнь Ипостасную, Дево Всенепорочная, Богородительнице Чистая./Тем же Тя, радующеся, источник безсмертия именуем. Богородичен: Остановила Ты распространение смерти,/Жизнь Ипостасную во чреве без семени носив,/Дева Всенепорочная, Божия Родительница Чистая./Потому мы, радуясь, Тебя/источником бессмертия именуем. Песнь 8. Ирмос: Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше,/Божиим велением халдеи опаляющая,/верныя же орошающая, поющия:/благословите, вся дела Господня, Господа. Песнь 8 Канон 1. Ирмос: Печь огненная некогда в Вавилоне/различные действия являла,/по Божественному велению Халдеев опаляя,/а верных окропляя росою, воспевавших:/“Благословляйте, все творения Господни, Господа!” Высоту воистинну неизреченнаго таинства, Небеса разумом покрывшему,/Непорочная зрящи, дивляшеся и глаголаше:/Престол Небесный пламенствуется, Тебе держай,/и како, Сыне Мой, понесу Тя? Высоте поистине неизреченного таинства/Того, Чье ведение покрыло небеса,/изумлялась непорочная Владычица и возглашала:/“Престол небесный пылает, Тебя держа,/и как Я буду носить Тебя, Сын Мой?” Носиши Отеческое подобие, Сыне Мой,/и како раба подобие, обнищав восприял еси?/Како в яслех восклоню Тя безсловесных,/избавляющаго вся от безсловесия?/Песнословлю Твое благоутробие. “Носишь Ты, Сын Мой, Отеческое подобие;/и как подобие раба Ты принял, обнищав?/Как положу в ясли тварей неразумных/Тебя, от неразумия избавляющего всех?/Воспеваю Твое милосердие!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/predprazd...

183. КТО БЫЛА ДЕВА МАРИЯ? Пресв. Дева Мария происходила из племени Авраама и Давида, из рода которых надлежало произойти Спасителю, по обетованию Божию. Она была обручена Иосифу, из того же племени, чтобы он был Её хранителем, т.к. Она была посвящена Богу с обетом пребывать всегда Девой. 184. ПОЧЕМУ МЫ ИМЕНУЕМ ПРИСНОДЕВОЙ? Пресв. Мария действительно всегда пребывала и пребывает Девой — прежде рождения, во время рождения и после рождения Спасителя и поэтому Она называется Приснодевой. 185. ПОЧЕМУ МЫ ИМЕНУЕМ ДЕВУ МАРИЮ БОГОРОДИЦЕЙ? Православная Церковь почтила Пресв. Деву Марию ещё одним великим именованием — Богородицы. 186. Это именование взято из св. Писания, из следующих слов прор. Исаии: Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис 7:14) (Еммануил в переводе с древнееврейского языка означает с нами Бог). Праведная Елисавета также называет Пресв. Деву Матерью Господа. А это именование равнозначно именованию Богородицы. И откуда это мне, что пришла матерь Господа моего ко мне? (Лк 1:43). 187. Пресв. Дева наречена Богородицей, несмотря на то, что Господь Иисус Христос родился от Неё не по Божеству Своему, которое вечно, а по человечеству. Она достойно наречена Богородицей, потому что родившийся от Неё был в самом зачатии и рождении от Неё, как есть и всегда, истинный Бог. 188. КАКОВО ДОСТОИНСТВО ДЕВЫ МАРИИ? Будучи Матерью Господа, Пресв. Дева Мария превосходит благодатью и приближением к Богу, а, следовательно, и достоинством всякое сотворённое существо, и потому Православная Церковь чтит Её превыше Херувимов и Серафимов. 189. О рождении Господа Иисуса Христа от Пресв. Богородицы следует заметить и то, что поскольку рождение это было святым и чуждым греха, то оно было и безболезненным: потому что в числе наказаний за грех определил Бог Еве в болезни ... рождать детей (см. св. Иоанна Дамаскина, Богословие, кн. 4, гл. 14, ст. 6). 190. ПО КАКИМ ПРИЗНАКАМ ЛЮДИ МОГЛИ УЗНАТЬ РОДИВШЕГОСЯ СПАСИТЕЛЯ? Провидением Божиим даны были признаки, по которым люди могли узнать родившегося ради них Спасителя. Это многие точные предсказания о разных обстоятельствах Его рождения и земной жизни. Например, прор. Исаия предсказал, что Спаситель родится от Девы (Ис 7:14). Прор. Михей предсказал, что Спаситель родится в Вифлееме, и предсказание это иудеи так именно и понимали раньше, чем узнали о самом событии (Мф 2:4-6).

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

Св. Кирилл Иерусалимский  – приводимый ин. Хрисанфом в доказательство, что Имя Господне не обладает Божественной силой, но есть лишь посредствующая сила, говорит, толкуя молитву Господню: «Имя Божие ПО ЕСТЕСТВУ СВЯТО, хотя говорим, или не говорим сие». Так же точно выражается он и о Самом Господе Иисусе Христе: «Действительно, Он един Свят, Свят ПО ЕСТЕСТВУ» 425 . Видите, как отождествляет св. Кирилл Имя Божие и Самого Бога: И ИМЯ ГОСПОДНЕ И САМ БОГ СУТЬ СВЯТЫ ПО ЕСТЕСТВУ. Св. Феофилакт, изъясняя, почему одно и то же есть быть крещённым во Имя Иисуса Христа, или во Имя Отца и Сына и Св. Духа, говорит: «ИМЯ ИИСУС ЕСТЬ БОГ, РАВНО КАК ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА» 426 . – Св. Афанасий Вел. говорит: «Хотя и невозможно нам понять, что такое Божия Сущность, однако мы, слыша слова – «Отец», «Бог», «Вседержитель» – понимаем, что сим означается не что иное, но САМАЯ СУЩНОСТЬ СУЩАГО» 427 . Также и св. Григорий Нисский говорит, что все Имена Божии, которыми мы именуем Его, равно ИМЕНУЮТ НЕИМЕНУЕМУЮ СУЩНОСТЬ СУЩАГО, почему: – «когда скажет одно имя, которое-либо (Божие), – этим самым одним БЕЗМОЛВНО ПРОИЗНОСИТСЯ ВЕСЬ СПИСОК 428 . Также св. Симеон Новый Богослов говорит: «Одно и то же ИМЯ ИЛИ СВОЙСТВО СОЗЕРЦАЕТСЯ В КАЖДОМ ЛИЦЕ И ВО ВСЕХ Так, например, если назовёшь (Бога) Светом, то и каждое Лице ЕСТЬ СВЕТ " 429 . – И в другом месте говорит: «И не только именуется (например, Светом), но и действительно производит то в нас (т. е. просвещает души соответственно Имени именуемому). СЛОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ТЕКУЧИ И ПУСТЫ (т. е. имена, которыми мы называем иногда Бога, как например, Отец и Сын, а иногда и людей Иисусами и Христами), СЛОВО ЖЕ БОЖИЕ ЕСТЬ ЖИВОЕ И ДЕЙСТВЕННОЕ (т. е. всякая Богооткровенная истина о Боге, а также и всякое Имя Божие). Равным образом и ИСТИНА БОЖИЯ (т. е. та истина о Боге, по которой мы именуем Бога), ЕСТЬ ПАЧЕ УМА И СЛОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БОГ НЕПРЕЛОЖНЫЙ, СЫЙ И ЖИВЫЙ» 430 . О Божественности Имени Божия св. Кирилл Иерусалимский говорит: «ДЛЯ НАС ДАЖЕ ТРУДНО СЛЫШАТЬ ИМЯ ЕГО» 431 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Прадеда бо его отец бяше рода князей с Новгородский области, именуем Борис Александрович, муж благ и благочестив и добродетелен, якоже последованием родителей ведение даже до нас дойде. Той во время смущения Руския земли, егда от шветов и поляков волновашеся Росия и мнози принуждаеми бываху крест целовати за чужестранных кралей, сей же благородный князь не восхоте в том учинити поползновения, но якоже крепок во благочестии, сице своим природным государем вернейший явися, не поддадеся чужестранным иноверным кралем, не восхоте креста за них целовати. А понеже велие налегание 190 тогда от противных бяше и бедствоваше Росия конечным бедством, остави сей отечество свое и поместья и вотчины и преселник бывает в Заонежской пятины, аки в пустыни некоей, в лесожителнем сельце, Пудо ская гора в немже, во иноческом чину Боголеп преименованный, благочестно преставися. Сын же его Иван Борисович священства и иночества чином назнаменован, Иона во иночестве именуем, упокойся. Того же дети Порфирий священник и Евстафий преселники на место, Повенец именуемо, незнатно и убого тогда суще. Яко бы послежде от них и рода их тое место населися, и из рубища нищеты и неволи очистися, и знатно в сих странах учинися. Сего бо Евстафия дети иже и дед бяше сего поминаемаго Петра, муж в сих странах знаменит и разумен, в гражданстве же словый и от великих государей самолично многажды милосердие гражданству же и сему Повенцу получивый; а наипаче во время воеводства на Олонце князя Терентия Василиевича от негоже по любви и милосердию благородия сродственнаго велие милосердие тогда получи. Такоже и братия вси Священному Писанию научени и церковными древними уставы просвещени, и в гражданстве в странах сих знаменити бяху. От них же Дионисий не токмо в мире правдою и добродетелию поживе, но и, оставив мир, пустынное житие лобызав, добре Богу девятолетно Свидетели житию и словесем его братства сего старожители суть. Помяновеннаго же Иякова сын Прокопий, произнесый 191 сию добрую отрасль, в мирстем 192 житии умре. Мати же сего добляго Евфросиния, во иночестве Екатерина, зело боголюбива и благочестива бяше, яко многия ея ради веры и любви к Богу единочадых своих, сего Петра и дщерь и вся мирския покои не пожале во время гонения веры оставити, да благочестно во благочестии скончается.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сия же рехом, не затворяюще будущая, но исповедающе, яко силу заповедей прияхом, и от уз смерти разрешихомся должницы же есмы делания прочее, и аще не соделаем заповедей Божиих, данная нам благодать, не открывается: како бо умершии во гресе доброе от себе творити возможем, аще не бы Сам Господь нас банею пакибытия оживотворил, и благодат Духа нам даровал? Темже разумеим, яко совершенна нам благодать даровася Духа во иснолнение всех заповедей, прилога от вас не приемлющи, но нам прилог еже во Христе ращения подающи, и укрепляющи до смерти делатели своя: дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова, ( Еф.4:13 ), по духовному последованию, еже предрекохом. Вопрос. Крестивыйся убо кого приемлет таинственне, Христа ли, ила Святаго Духа? зане овогда убо рекл еси Христу внутрь жити, овогда же Святому Духу. Ответ. Святаго Духа приемлем крещешем: а понеже и Дух Божий глаголется, и Дух Христов: сего ради крещением и Отца и Сына приемлем, по рекшему: аз и Отец приидем, и обитель у него сотворим 181 . Вопрос. Темже Дух Троица ли есть? Ответ. Того единоличне не глоголем быти Троицу, но понеже не разделися от Отца и Сына, сего ради в Нем Троицу исповедуем по Божеству Его и силе. Якоже бо во Отце есть Сын и Дух, и паки в Сыне Отец и Дух: тако и в Духе и Отец и Сын есть: не слиянием триех ипостасей единаго Божества, но соединением тогожде единого совета и Божества и существа. Темже и мы аще убо Отца единочастне именуем, аще же Сына, или Святаго Духа: то во едином имени Троицу именуем, по образу, его же предрекохом. Вопрос. Како Писание глаголет, небесному быти Иерусалиму ( Евр.12:22 ), ты же рекл еси, в сердце тому быти? Ответ. Не точию Иерусалим, но и прочая благая, елика имут в воскресении приимати праведнии, вемы, яко горе суть: сих же обручения и на чатки в сердцах известноверных отныне духовне действуют: яко да извествовани бывше о будущих, настоящая вся презрим, и до смерти Бога возлюбим. Сего ради не рече: приступити имате: но приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному ( Евр.12:22 ): приятелни 182 бо сих от крещения вси быхом: получити же тех едини сподобляются известновернии, иже любве ради Христовы на всяк день умирающии: то есть всяку мысль здешния жизни превосходящии, и ничтоже ино помышляющии, разве точию когда достигнут в совершенну любовь Христову, яже есть внутреннейшее отверзение сердца, идеже предтеча о нас вниде Иисус ( Евр.6:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

239. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВ. ДУХА? О том, что Св. Дух исходит от Отца, мы знаем из следующих слов Самого Господа Иисуса Христа: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин 15:26). 240. МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ИНОЕ УЧЕНИЕ ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВ. ДУХА? Учение об исхождении Св. Духа от Отца не может быть подвержено какому-либо изменению или дополнению. Во-первых, потому, что Православная Церковь в этом учении повторяет точные слова Самого Иисуса Христа; а Его слова, без сомнения, являются достаточным и совершенным выражением истины. Во-вторых, потому, что второй Вселенский Собор, главным предметом которого было утверждение истинного учения о Св. Духе, без сомнения, удовлетворительно изложил это учение в Символе веры; и Православная Церковь признавала это столь решительно, что третий Вселенский Собор своим седьмым правилом запретил составлять новый Символ веры. Поэтому св. Иоанн Дамаскин пишет: Св. Дух исповедуем исходящим от Отца и именуем Его Духом Отца; от Сына же не исповедуем исхождение Св. Духа, но только именуем Его Духом Сыновним (Богословие, кн. 1, гл. 11, ст. 4). 241. КАКАЯ СТЕПЕНЬ ПОКЛОНЕНИЯ ПРИЛИЧЕСТВУЕТ СВ. ДУХУ? Св. Духу приличествуют поклонение и прославление равное со Отцом и Сыном. Это видно из того, что Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19). 242. ПОЧЕМУ СКАЗАНО, ЧТО СВ. ДУХ “ГЛАГОЛАЛ ЧЕРЕЗ ПРОРОКОВ”? В Символе веры сказано, что Св. Дух глаголал (говорил) через пророков. Это сказано для обличения некоторых лжеучителей, которые утверждали, что книги Ветхого Завета написаны не Св. Духом. 243. Св. Писание свидетельствует о том, что через пророков действительно говорил Св. Дух. Ап. Петр пишет: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет 1:21). 244. ГОВОРИЛ ЛИ СВ. ДУХ ЧЕРЕЗ АПОСТОЛОВ? Св. Дух говорил через апостолов. Ап. Петр пишет: Им (пророкам) открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес (1 Пет 1:12).

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

Мы думаем, что, вышедши из мира и придя в монастырь, оставили все мирское; но и здесь, ради ничтожных вещей, исполняем пристрастия мирские. Это происходит с нами от многого неразумия нашего, что оставив великие и многоценные вещи, мы посредством каких-нибудь ничтожных удовлетворяем страстям нашим. Каждый из нас оставил, что имел: имевший великое, оставил великое, и имевший что-нибудь, и тот оставил, что имел, каждый по силе своей. И мы, приходя в монастырь, как я сказал, маловажными и ничтожными вещами питаем пристрастие наше. Однако мы не должны так делать, но как мы отреклись от мира и вещей его, так должны отречься и от самого пристрастия к вещам» 686 . После этого объяснения очень понятна причина, на основании которой святой Исаак Сирский, писавший свои наставления инокам самого возвышенного жительства, то есть безмолвникам, затворникам и отшельникам, определяет мир так: «мир есть общее имя для всех страстей. Если человек не узнает прежде, что есть мир, то он не достигнет узнать и то, сколькими членами он удалился от мира и сколькими привязан к нему. Находится много таких, которые двумя или тремя членами отрешившись от мира, и в них отказавшись от общения с ним, возомнили о себе, что они чужды мира жительством своим. Это случилось с ними оттого, что они не уразумели и не усмотрели премудро, что они умерли для мира только двумя членами, а прочие члены их живут внутри плотского мудрования, принадлежащего миру. Впрочем, они не возмогли даже ощутить страстей своих: не ощутив их, не могли позаботиться о исцелении себя от них. По исследованию (духовного) разума, для составления общего имени, объемлющего отдельные страсти, употребляется слово мир. Когда хотим наименовать страсти общим именем, именуем их миром: когда же намереваемся распределить их по частным названиям их, тогда именуем их страстями. Каждая часть есть частное действие по началам мира ( Кол. 2:8 ). Где престают действовать страсти, там остаются без действия начала мира. Страсти суть следующее: вожделение богатства, стремление к собранию разных вещей; телесное наслаждение, от которого блудная страсть; вожделение чести, от которого происходит зависть; желание начальствовать; кичение благолепием власти, украшение себя пышными одеждами и суетными утварями; человеческая слава, служащая причиною памятозлобия; страх телесный.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

«Когда же подумаю об отношении Ипостасей между Собою, то я понимаю, что Отец – пресущественное Солнце, Источник благости, Бездна сущности, разума, мудрости, могущества, света, Божества; Источник, рождающий и производящий скрытое в Нем благо. Итак, Он есть Ум, Бездна разума, Родитель Слова и через Слово Изводитель Духа, Который Его открывает; и, чтобы не говорить много, у Отца нет [иного] слова, мудрости, силы, желания, кроме Сына, Который есть единственная Сила Отца, предначинающая творение всех вещей. Тот, как совершенная Ипостась, рождающаяся так, как знает Он Сам, есть и называется Сын» с.179-180]. 2) «… в Троице Один только Виновник – Бог Отец ». Подобные слова присутствуют в сочинении «Точное изложение православной веры» (Книга первая. Глава XII. О том же. Еще о Божественных именах, подробнее). В русском переводе мы можем прочитать: «Но Он – Дух также и Сына, не как от Него исходящий, но как исходящий от Отца через Него. Ибо один только Отец – Виновник» с. 180]. 3) «Духа Святаго Духом Сына именуем, но не говорим, что Он от Сына». Эта цитата соответствует уже другой главе сочинения «Точное изложение православной веры» (Книга перва. Глава VIII. О Святой Троице. О различии трех Ипостасей; и о деле, и разуме, и мысли). Соответственно, русский перевод: «Но не говорим, что Дух – от Сына; Духом же Сына Его именуем (если же кто Духа Христова не имеет (Рим. 8:9), говорит божественный апостол)» с. 174]. II. Следующий важный для нас тезис выражен в сочинении c. 545-570]. Григорий утверждает, что отцы Церкви, «просвещаемые Духом, говорили, что Дух Святый через Сына, но никому из них не приходило в голову сказать, что Он через Сына исходит, а [все говорили], что Он через Сына воссиявает, является, открывается (πεφηνναι), посылается (προιναι), познается и подобное, что указывает просто на обнаружение или воссияние через Сына, но отнюдь не на происхождение, которое Дух Святый имеет единственно от Отца, как это все исповедуют» c. 556]. В данном тезисе Григорий вводит и разъясняет терминологию, которая раскрывает его понимание святоотеческой формулы «через Сына» и термин «воссияние» 2], предлагаемый патриархом. В качестве обоснования своего понимания святоотеческой пневматологии Григорий приводит ряд текстов отцов Церкви, среди которых цитирует и сочинения преподобного Иоанна Дамаскина. В частности, он приводит большой отрывок из главы VIII «О Святой Троице» книги 1 «Точного изложения православной веры», сопровождая цитирование своими комментариями:

http://bogoslov.ru/article/6026096

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010