В храме святого – тропарь Богородицы (иконы), тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы (иконы). Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы (иконы) . Апостол и Евангелие – дня и Богородицы (иконы). 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2019 года была утверждена к общецерковному богослужебному употреблению служба прмцц. Анне и Матроне Алексиевским. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5554082.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/487 ). 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 11 марта 2020 года были утверждены тексты тропаря и кондака преподобномученице Дарии (Зайцевой). Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5605342.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/492 ). 3 Минея содержит две службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»: 1) «Празднование Пресвятей Богородице в честь чудотворныя Ея иконы, нарицаемыя “Державная”», и 2) «Ина служба явлению иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы “Державныя”». 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466–468, 441. 5 Там же. С. 432–433, 438. 6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466. 7 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467. 8 Устав (см.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; ср.: 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри») не уточняет, сколько раз поется ирмос канона Минеи в песнях с трипеснцами. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 467), в данном случае ирмос канона Богородицы (иконы) должен петься дважды. 9 «Всякое дыхание...» перед хвалитными псалмами не поется, поскольку славословие на утрене читается (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-14/

Апостол, аллилуиарий и Евангелие – Богородицы (иконы). По прочтении Евангелия царские врата затворяются. Ектения сугубая: «Рцем вси...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров. Причастен: «Вкусите и видите...», и Богородицы (иконы): «Чашу спасения прииму...». На отпусте иерей в качестве дневных святых поминает святых следующего дня – мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска. Примечание. Канон рядовых святых (3 марта, мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска) поется на утрене, а вечерние стихиры с «Господи, воззвах» поются на хвалитех. См.: Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава, 4-е «зри». Примечание. «По отпусте же входим в трапезу, и ядим два варения с елеем, и пием вино. В среду же и пяток, ядим два варения без елея, и пием вино» (Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава). 1 Минея содержит две службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»: 1) «Празднование Пресвятей Богородице в честь чудотворныя Ея иконы, нарицаемыя “Державная”», и 2) «Ина служба явлению иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы “Державныя”». 2 При совершении богослужения следует руководствоваться 11-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в понедельник 2-я, или 3-я, или 4-я недели постов», и 12-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы во един от дней постных». 3 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 551. 4 Там же. 5 В каждой песни второго трипеснца после Богородична приводится еще дополнительный (5-й) тропарь, который не входит в счет. 6 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю...» поется: «Утверди, Боже...», является допустимой. 7 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 338–339. 8 Изобразительны начинаются с «Во Царствии Твоем...». 9 Перед чтением Евангелия на Литургии Преждеосвященных Даров священник, по аналогии с полной Литургией, читает молитву: Возсияй в сердцах наших... (ср.: Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1992 2 . Т. 1. С. 281; Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. Нижний Новгород, 1995. С. 181). Чтение Евангелия предваряется диалогом диакона и священника: Благослови, владыко, благовестителя... – Бог, молитвами святаго славнаго... (ср.: Великопостный служебник. В 3-х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. Ч. 1. С. 138–140; Ч. 2. С. 173–175).

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-15/

Однако мандорла Божией Матери отличается от мандорлы Спасителя как своими красками, так и отсутствием золотой разделки. Сине-зеленая, по краям окрашенная в розовый цвет, переходящий в красный, она, по-видимому, является образным переложением слов канона Божией Матери, где Она прославляется как «огнеобразная колесница Слова» 160 , как «утро светлейшее Солнца носящая Христа» 161 и др. Символика сочетания этих цветов, очевидно, соответствует ночному мраку греха и неведения и заре утра наступающего дня воссоздания мира. Этим подчеркивается космическое значение Богоматери и Ее роль в воссоздании как «мир обновившей во чреве Своем всецел» 162 . Холодный тон закрывающего борта иконы оклада, сделанного из тисненого серебра, и гравированные венчики усиливают общий теплый тон иконы и, прекрасно сочетаясь с красками, придают ей торжественный и праздничный вид. Богоматерь Одигитрия Богоматерь Одигитрия. Тверь. Первая четверть XV в. ЦМиАР Богоматерь Одигитрия. Начало VII в. Церковь Санта Мария ад Мартирес. Рим Богоматерь Одигитрия. Византия. Первая половина XIV в. Галерея Темпл, Лондон Иконографический тип Богоматери Одигитрии ( δηγτρια) имеет несколько прототипов, восходящих к глубокой древности. Византийское предание возводит его к образу, написанному св. Евангелистом Лукой. Согласно этому повествованию Сама Богоматерь благословила этот Свой образ со словами: «Мое благословение пребывает навеки с этой иконой». Святой Лука послал этот образ в Антиохию «державному Феофилу» вместе с текстом Евангелия. Около середины V в. по приказанию императрицы Евдоксии образ был послан в Константинополь в подарок ее свекрови, императрице Пульхерии 163 . Это повествование было общепринятым в Византии в IX в., когда впервые появляется наименование «Одигитрия» на печатях. Неизвестно, происходит ли это название от храма «Путеводителей» (τν δηγν), в котором императоры обычно молились перед выступлением в походы, или же икона Богоматери, именуемая «Путеводительница», дала название храму, перестроенному Михаилом III (842–867).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» установлено 15 марта. Ее явление произошло в день отречения от престола императора Николая II. Крестьянка Евдокия Адрианова трижды видела во сне, что в этом селе находится забытый образ, через который будет явлено покровительство Царицы Небесной русскому народу. Икона, до 1812 г. пребывавшая в московском Вознесенском монастыре, была обнаружена в храме села Коломенского под Москвой. Богородица изображена на ней при царских регалиях – в красной мантии, в короне, с державой и скипетром. В настоящее время икона находится в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, куда была возвращена в 1990 г. Святой благоверный князь Даниил Московский 17 марта — день памяти святого благоверного князя Даниила Московского , сына святого князя Александра Невского. В 1272 г. он получил по разделу небольшое Московское княжество и за время своего правления укрепил и увеличил его. Благочестивый князь никогда не пытался захватить чужие земли и всегда старался выступить миротворцем, за что получил от своего умершего родича Переяславские земли, что выдвинуло Московское княжество в число самых значительных. В 1303 г. князь Даниил тяжело заболел и перед смертью принял схиму. Сорок мучеников Севастийских 22 марта церковь празднует день памяти 40 севастийских мучеников . В 313 г. в армянском городе Севастии 40 воинов-христиан отказались принести жертву языческим богам. После мучений их вывели раздетыми на лед замерзшего озера и оставили на ночь. Чтобы сломить их волю, на берегу была растоплена печь. Когда один из воинов, не выдержав холода, зашел в баню, он упал мертвым. Стражник, увидев над головами мучеников светлые венцы, объявил себя христианином и присоединился к ним. Наутро мученики были казнены, а тела их предали огню. День памяти святителя Григория Двоеслова – 25 марта. Святитель Григорий Двоеслов Этот папа Римский, живший в VI в., известен благочестивой жизнью, мудрым управлением церковью, борьбой с ересями, а более всего – многочисленными богословскими трудами. В честь одного из них — «Беседы, или диалоги, о жизни и чудесах италийских отцов» — святителя стали называть «Двоесловом», то есть «ведущим диалог, собеседником». Кроме того святой Григорий составил на латинском языке чин Литургии Преждеосвященных Даров, которая до него была известна лишь в устном предании.

http://pravmir.ru/imeniny-v-marte/

Русь, начиная от Киевской купели, соприкоснулась со Христом и стала Святой Русью! А на мировой духовной арене стала Третьим Римом. Русский мир - это мир, который заплатил ценою жизни и крови своих предков за то, чтобы быть православным и русским. Начиная от первых мучеников на Руси за веру Христову и до нынешних дней, Русский мир - это та целая и неделимая история нашего народа и тех народов, которые вошли в ее духовный ареал. Это и период безбожия, когда у нас отнимали Бога, но от Бога нас не отняли. Разрушали храмы, расстреливали христиан, бездарно уничтожали цвет нации - интеллигенцию, формировали новый советский народ. Была и война, где только русский народ заплатил титаническую жертву - 27 миллионов погибших мучеников-соотечественников - в борьбе с сатанинской идеологией - фашизмом, чтобы иметь право быть. Это цена Великого Русского Мира и цена Русских святых. Но и были светлые страницы... и тем ценнее они, что при адских испытаниях русский народ не стерся с лица земли, а мир Христа - Святая Русь - жива! Миллионы соотечественников, которые оказались в рассеянии, несли в другие народы православие и культуру Великого Русского мира, поэтому и поныне у иноверцев есть понятие - «русская святость». Но в преддверии всех этих страшных событий было видение набожной христианке Матери Божией в белом храме в день свержения мученика-царя Николая. Икона, именуемая «Державной». Русский мир - держава Матери Божией: «Я буду управлять державой». Русский мир - сотни тысяч святых, миллионы мучеников – Русских святых, которые пострадали за Христа и за его истину. Их молитвы возносятся к престолу Божиему. Русский мир выражается в вечных словах святого преподобного Серафима Саровского: «Христос воскрес, радость моя». Он говорил их на протяжении всего года. Русский мир - это и праведно и свято живущие христиане, не предавшие Христа и свою Родину, на примере Новороссии. Русский мир - это наши святыни - центры святости, монастыри, намоленные храмы, святые источники, чудотворные иконы. Этот удивительный феномен явлен на Святой Руси. Чудотворные иконы Богоматери православного мира бесчисленно и разнообразно явлены как в мелких деревушках, так и в крупных городах. Мироточащие, кровоточащие, слезоточащие, сияющие, явленные на деревьях, камнях, обновившиеся! Русский мир - это огромное число храмов (приходов) и монастырей, которых не имеет ни одна другая Поместная Православная Церковь.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/23/na...

Да, некоторые винят Императора за его отречение от Царского престола, но причину такого отречения эти " некоторые " не хотят понять, а ведь о ней так много сказано. Именно за любовь к России и русскому народу Царь Николай принес себя в жертву разбойникам, изменникам, предателям и убийцам. Он, подобно пророку Ионе, святителю Григорию Богослову, ради спасения народа, ради мира решился на такой трагический шаг. Лучше пострадать самому, нежели страдать своим людям. Лучше предать себя в руки Божии и Его Святой воле, чем устраивать мятежи и братоубийственные войны. Император не раз говорил: " Нет таких жертв, которых бы я не принял, чтобы спасти Россию " . По пророчеству старца Авеля " Царь Николай сменил Царскую корону на Терновый венец по образу Христа, и он будет предан своими же людьми на мученическую смерть " . Неужели мы не понимаем, братие, слов праведного отца Иоанна Кронштадтского, ведь он назвал Царя Николая " праведным и благочестивой жизни; Богом послан ему тяжкий крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду " . А святая блаженная Параскева Саровская ставила портреты Царственных мучеников вместе со святыми иконами. Можно много приводить еще примеров, где Дух Святый через уста праведников свидетельствует об Императоре Николае II, как об избранном сосуде, страстотерпце, святом Царе, православном помазаннике, мученике за веру и народ Божий. Но и этого достаточно, чтобы понять, что почитание и прославление Царя- мученика требует от нас правда Божия. Он должен быть прославлен Церковью здесь на земле, как прославлены Новомученики Российские. К этому подвигает нас и всенародное почитание невинно убиенных Царственных страдальцев верующим народом не только в России, но и в других странах. Ведь не секрет, — в каждом доме, в каждой православной квартире теперь можно видеть портрет или икону Русского Царя- мученика Николая. За последние годы в разных изданиях появляется множество публикаций, в которых повествуется о благодатной помощи и небесном заступничестве Российских страстотерпцев, когда народ обращается к ним в своих молитвах. И то чудесное мироточение икон безвинных страдальцев, которое неоднократно наблюдается многими из духовенства и прихожанами православных храмов, еще раз подтверждает, что они имеют дерзновение пред Богом молиться за Россию и ее народ. Как вы знаете, в день отречения от престола Императора Николая II произошло событие, которое исполнило надеждой сердца православных людей. Именно второго марта в селе Коломенском под Москвой произошло явление Иконы Божией Матери, именуемой Державная, т.к. Царица Небесная была изображена на этой Иконе, как Царица с подобающей честью. Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-мученика Николая II и его особенное благоговейное почитание Божией Матери, русские люди не сомневались в том, что он умолил Царицу Небесную взять на себя верховную Царскую власть над народом России.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/08/31/my...

- Образ Успения Божией Матери. - Образ Пресвятой Богородицы, Одигитрии Смоленской, древнего хорошего письма с сребряно-позлащенными венцами. - Образ Пресвятой Богородицы с Предвечным младенцем на левой руке, именуемый «Что Тя наречем, о Благодатная». - Образ Пресвятой Богородицы, Одигитрии Смоленской. - Образ св. Николая чудотворца, обе иконы писаны в Москве по усердию державного внука св. патриарха Филарета, царя Алексея Михайловича, и присланы им к освящению Свято-Троицкого храма в 1666 г. Во время большого пожара в 1764 г. вынесены из храма и спасены. - Малый образ Живоначальный Троицы, дар царя Алексея Михайловича, присланный одновременно с вышесказанными к освящению Троицкого храма. Предание гласит, что после пожара в 1764 г., чудотворный образ Живоначальной Троицы был взят в Казанскую соборную городскую церковь, но на другой день явился в монастырском саду на яблони, потом был взят в Казанскую церковь ближайшего с. Ракитина, но и оттуда явился в монастырском саду на той же яблоне, наконец, взят в Троицкий монастырь г. Ельца, но и оттуда явился в монастырском саду Лебедянского монастыря. Это чудесное переселение св. образа было для святителя Тихона предзнаменованием восстановления погоревшего монастыря и того, что Елецкий монастырь был со всем штатом братским и имуществом переведен в сей Лебедянский в 1776 г. Св. образ на зиму поставляется в теплом Успенском храме в киоте за правом клиросом. Соборный Троицкий храм в 1874 г. внутри обновлен: стены окрашены масляною краскою и расписаны приличною живописью при помощи боголюбивых благотворителей. Колокольня каменная, крепкая, трехъярусная, небольшая, в связи с теплым Успенским храмом. Колоколов на ней 8, большой колокол в 98 пудов, слит в 1698 г. при игумене Филарете. Вкладчиками на отлитие были царь Петр Алексеевич и почти все его вельможи и полководцы. Звон всех колоколов очень гармоничен, вероятно, от вложенного при литье серебра. Каменный двухэтажный корпус настоятельский построен около 1670 г. В верхнем этаже помещается настоятель, духовник и старший иеромонах, а в нижнем казначей и прочая братия. Небольшой корпус двухэтажный, нижний этаж каменный, занимается рухлядью и столярною, а верхний деревянный – свободный, снаружи и внутри оштукатурен.

http://sobory.ru/article/?object=10180

В храме святого – тропарь Богородицы (иконы), тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы (иконы). Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы (иконы) . Апостол и Евангелие – дня и Богородицы (иконы). 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2019 года была утверждена к общецерковному богослужебному употреблению служба прмцц. Анне и Матроне Алексиевским. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5554082.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/487). 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 11 марта 2020 года были утверждены тексты тропаря и кондака преподобномученице Дарии (Зайцевой). Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5605342.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/492). 3 Минея содержит две службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»: 1) «Празднование Пресвятей Богородице в честь чудотворныя Ея иконы, нарицаемыя “Державная”», и 2) «Ина служба явлению иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы “Державныя”». 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466–468, 441. 5 Там же. С. 432–433, 438. 6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466. 7 Ср.: Типикон, 30 января, 2я Маркова глава, 1е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467. 8 Устав (см.: Типикон, 24 февраля, 3я Маркова глава; ср.: 30 января, 2я Маркова глава, 1е «зри») не уточняет, сколько раз поется ирмос канона Минеи в песнях с трипеснцами. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 467), в данном случае ирмос канона Богородицы (иконы) должен петься дважды. 9 «Всякое дыхание…» перед хвалитными псалмами не поется, поскольку славословие на утрене читается (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимны и чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас 7-й: «Господь крепость людем Своим даст…», со стихом). По «Да исправится молитва моя…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Малой ектении нет. Сразу после поклонов – обычные возглашения, предваряющие, как на полной Литургии, пение прокимна перед Апостолом (диакон: «Вонмем», иерей: «Мир всем», чтец: «И духови твоему», диакон: «Премудрость»), и поется прокимен, глас 3-й, песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа...» (со стихом). Апостол, аллилуиарий и Евангелие – Богородицы (иконы). По прочтении Евангелия царские врата затворяются. Ектения сугубая: «Рцем вси...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров. Причастен: «Вкусите и видите…», и Богородицы (иконы): «Чашу спасения прииму...». На отпусте иерей в качестве дневных святых поминает святых следующего дня – мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска. Примечание. Канон рядовых святых (3 марта, мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска) поется на утрене, а вечерние стихиры с «Господи, воззвах» поются на хвалитех. См.: Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава, 4-е «зри». Примечание. «По отпусте же входим в трапезу, и ядим два варения с елеем, и пием вино. В среду же и пяток, ядим два варения без елея, и пием вино» (Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава). 1 Литургия Преждеосвященных Даров служится, если совершается полиелей в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (вариант Б). 2 Минея содержит две службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»: 1) «Празднование Пресвятей Богородице в честь чудотворныя Ея иконы, нарицаемыя “Державная”», и 2) «Ина служба явлению иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы “Державныя”». 3 При совершении богослужения следует руководствоваться 11-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в понедельник 2-я, или 3-я, или 4-я недели постов», и 12-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы во един от дней постных».

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-15/

В 1480 году «Владимирская» спасла от нашествия золотоордынского хана Ахмета, а в 1521 году от набега крымского хана Махмет-Гирея. В самый канун праздника Сретения «Владимирской» Богородицы 25 Августа 1612 года русским ополчением были разбиты войска гетмана Хоткевича, который бежал из Москвы, бросив остатки польского гарнизона в Кремле. Неоднократно Крестные Ходы вокруг Кремля или вкруг стен Белого Города с иконой «Владимирской» останавливали моровые поветрия. О почитании иконы «Владимирской» Русскими Государями свидетельствует, например, то, что Царь Алексей Михайлович на протяжении Своего Царствования 26 Августа практически ежегодно участвовал пешим в Крестном Ходе с иконой Божией Матери «Владимирская» из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь на Лубянке. По сути дела, икона Божией Матери «Владимирская» сначала в виде списка Святителя Петра Московского, а потом и самог о древнего образа «Элеусы», окончательно перенесенного в Московский Успенский Собор в 1480 году, стала одной их духовных регалий или инсигний Великокняжеского, Царского и потом Императорского державного могущества, наряду с Шапкой и Бармами Мономаха, Скипетром, Державою - Яблоком Владомым, Троном, Государевой Хоругвью, Государевыми Мечом и Щитом, Мироносицей, Царским наперсным Крестом, Царской Перевязью, Царским Перстнем, Царской Чашей и Царским Блюдом. Знаменательно то, что соборная, самая полная редакция «Сказания об иконе Божией Матери «Владимирская»» была составлена на основании не дошедших до нас более древних источников специально для «Степенной Книги Царского Родословия». Сказание вошло в «Степенную Книгу» как неотъемлемая часть Русской Державной истории и церковно-государственной идеологии. В годы Царствования Алексея Михайловича царским иконописцем Симоном Ушаковым была написана знаменитая икона «Похвала Божией Матери Владимирская», именуемая также «Древо Государства Российского». На иконе изображен Московский Кремль с Успенским собором в центре, из собора произрастрает Древо - Виноградная Лоза с медальонами-образами на ветвях. В центре композиции в медальоне образ Божией Матери «Владимирская», на остальных медальонах изображены Святые Благоверные Великие Князья, Московские Святители и Преподобные.

http://ruskline.ru/analitika/2009/12/01/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010