Насколько эта постановка есть дело резчика или же копирует какую-либо новую монументальную композицию, мы догадаться не можем; возможно, скорее, первое, так как в данном случае и прочие детали разбиты по правилам медальонного дела, а именно: вместо прежних слетающих ангелов здесь, в сегменте, представлены два ангела, как две Виктории, поднимающие к небу в своем полете монограмму Спасителя, прежняя же сцена ликующего стада сокращена здесь в несложную схему. 125. Ампула Монцы. Garrucci, 434,8 126. Изображение Божией Матери с Младенцем на ампуле Монцы Но важнейшим для нас иконографическим типом Божией Матери на ампулах является ее особо торжественное изображение, заключенное в малый круг и окруженное той же греческой надписью: ΕΜΜΑΝΟΥΗΛ и пр., на лицевой стороне одной (рис. 125 и 126) ампулы. К несчастью, резчик форм для этой модели или сам уже не имел хорошего и вполне ясного образца, или настолько небрежно исполнил настоящую схему, что детали типа (см. рис. 126, по фотографии) остаются не вполне ясными. Сама композиция не оставляет ничего желать с точки зрения применения медальонных правил, – настолько заполнен тремя фигурами весь взятый круг; но за то эти фигуры являются только схемой людей и ангелов с крыльями и представляют минимальные оконечности. Главный же недостаток этой торжественной композиции Божией Матери, сидящей на троне с Младенцем на руках, заключается в полной неясности того, как изображен Младенец: ясно различается только голова, заключенная в крестообразный нимб, но не видно тела и ног, или скрытых в складках одежды Матери, или вовсе не изображенных. Можно думать даже, что здесь резчиком бессознательно воспроизведена схема изображения Божией Матери, держащей не Младенца, но медальон или щиток с головой Эммануила. 127. Ампула Монцы. Garrucci, 433,8 128. Ампула Монцы. Garrucci, 433,10 129. «Вознесение Господне». Ампула Монцы. Garrucci, 435,1 130. Ампула Монцы. Garrucci, 434,3 131. Ампула Монцы. Garrucci, 434,3 132. «Вознесение Господне». Ампула Монцы 133.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Тропарь, глас 5-й Пред святою Твоею иконою, Владычице, молящиися исцелений сподобляются, веры истинныя познание приемлют и агарянская нашествия отражают. Темже и нам, к Тебе припадающим, грехов оставление испроси, помыслы благочестия сердца наша просвети и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших. Кондак, глас 1-й Источник исцелений и веры Православныя утверждение Почаевская Твоя икона, Богородице, явися, темже и нас, к ней притекающих, от бед и искушений свободи, Лавру Твою невредиму сохрани, Православие во окрест стоящих странах утверди и грехи разреши молитвенник Твоих: елика бо хощеши, можеши. 18 сентября/1 октября Иконы Божией Матери «Целительница» Тропарь, глас 4-й Яко пресветлая звезда, просия Божественными чудесы святый Твой образ, Целительнице. Подаждь убо и нам, Богородице Марие, исцеление недугов душевных и телесных, спасение и велию милость. Кондак, глас 6-й Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. 12/25 октября Иконы Божией Матери «Иерусалимская» Тропарь, глас 4-й Богорадованная Владычице, препрославленная Мати щедрот и человеколюбия, всемилостивая о всем мире Ходатаице! Прилежно раби Твоя к Твоему предстательству прибегаем, и ко пречудному образу Твоему со умилением, припадающе, молимся: молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори, о Всепетая Царице Богородице, да от всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит, и от грехов всяких свободив, Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет: велие бо и неизреченное яко Мати к Нему дерзновение имаши и вся от Него испросити можеши, едина во веки Преблагословенная. Кондак, глас 3-й Твоего предстательства уверение и милосердия Твоего явление икона Иерусалимская нам, Владычице, показася, пред нею же души наша в молитве изливаем и верою Тебе вопием: воззри, Милосердая, на люди Твоя, вся скорби наша и печали утоли, утешение благое в сердца наша низпосли и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1732...

В 1936-м г. последнего священника храма Казанской Божией Матери, отца Романа, арестовали, а в 1938 г. храм разорили и превратили в зернохранилище. Верующие смогли спасти несколько наиболее чтимых икон, но храмовый образ Божией Матери богоборцы показательно бросили на землю, и по ней ходил скот и люди. Потом икону, перевернув ликом вверх, бросили вместо половой доски в превращенный в зернохранилище храм, так, чтобы входящие попирали ее ногами. Верующие скорбели о поруганной святыне, но подойти к ней боялись, поскольку богоборцы зорко следили за тем, чтобы икона оставалась на земле и ежедневно принимала поругание. Спасли икону слабые и убогие женщины, известные впоследствии почитаемые праведницы, жительницы с. Коробейниково Ольга Гавриловна Перегудова и Домника Фатеевна Капустина. Об этих подвижницах сохранилось мало сведений. Ольгу Перегудову в народе прозвали «Олюшка Темная», поскольку в детстве она ослепла после перенесенной оспы и всю последующую жизнь пребывала в молитве, которой ее научили старшие сестры. Ольга молилась непрестанно, а ее душевные качества, скромность, простота и незлобие вызывали уважение сельчан. Многие верующие приходили к ней, прося молитв, и относились к ней как к праведному человеку. Ночью во сне Олюшка Темная услышала голос Божией Матери, повелевающий ей взять Ее образ, который топчут люди. Ольга взмолилась Божией Матери, сказав, что она немощная и слепая и не может выполнить повеления. Проснувшись, она долго молилась, а потом призвала племянницу и рассказала ей о повелении. Девушка с испугом ответила, что храм охраняют сторожа. На следующую ночь сон повторился, но Божия Матерь повелела сказать о поручении не родственникам, но чужим людям. Олюшка снова пребывала в молитве, пока в гости не пришла бойкая, деятельная соседка. Услышав про повеление Божией Матери, она с радостью согласилась идти за иконой. Женщины сшили большой мешок и отправились к храму. Там они обнаружили, что сторож отлучился на какое-то время, и успели забрать икону, спрятав ее в принесенный мешок. Вскоре по селу разнесся слух о том, что икону унесли из храма, но, по молитвам Олюшки, расследования не последовало. Принеся икону домой, Ольга услышала повеление: «Наклони меня на левую руку, а правой обмой». Женщины принесли воду, и Ольга отмыла икону, после чего выяснилось, что верхний красочный слой был истерт ногами и раскрошился, лики Богоматери и Младенца Христа сильно повреждены и едва различимы, а посреди иконы образовалась щель толщиной в палец. Неповрежденными остались только очи Богоматери и Богомладенца. Женщины, увидав это, плакали и молились. От иконы же был голос, которые услышали все присутствующие: «Все, все согрешили!» – и из очей Богоматери потекли слезы.

http://pravoslavie.ru/107793.html

Ко всему этому надо присоединить, что первая жена мироносица, спешно идущая к открытым дверям, представлена – в общем и во всех подробностях убора – так же точно, как сама Божия Матерь. А так как и у нее на мафории имеются три золотых звездочки, – над челом и по обоим плечам, то ясно, что никакого специального значения для самой Божией Матери в древнейшую иконографическую эпоху этого рода атрибут не имел. Подобным же памятником является и замечательный эмалевый крест, сохраненный в том же Латеранском кладе 140 и также относящийся к сиро-египетскому, не византийскому искусству, и важный, вместе с немногими мелкими бляшками, уцелевшими от VII–VIII столетий на Кавказских иконах, как вещественное доказательство восточного происхождения перегородчатой византийской эмали. На Латеранском кресте имеются сюжеты: Благовещение, Посещение Елисаветы, Путешествие в Вифлеем, Рождество, Поклонение волхвов, Сретение и Крещение. Повсюду Божия Матерь имеет вид юной матроны, облаченной в пурпур (в Путешествии одежды голубые), и композиции сюжетов здесь те же, только более сокращены. Любопытно, что кроме общего изумрудного фона, избранного для всех сюжетов, гамма красок в них почти та же, что в мозаиках Равенны. 135. Образ Божией Матери на шелковом коптском клаве. Собрание проф. И. Стриговского 136. «Благовещение» на коптской ткани в Кенсингтонском Музее Коптские и греко-восточные ткани В дополнение к нашему обзору греко-восточной иконографии Божией Матери в период, предшествующий иконографическому, можно указать несколько (рис. 135 и 136) коптских и греко-восточных материй с евангельскими изображениями, в которых имеется образ Божией Матери 141 . Между ними на первом месте приходится пока поставить куски ткани, вынутые в том же Латеранском кладе 142 , который только что нами упомянут. Ткани эти попали на Запад вместе с мелкими частицами мощей, которые в них завертывались, в виде кусков, которым однако же придавали ценность. Часто некоторые куски тканей, вынимаемые вместе с частицами святых мощей (большинство орнаментальных тканей, открытых собственно в Европе, также принадлежит именно к этому разряду древностей и сохраняется в соборных ризницах различных епископских городов Германии и Франции по преимуществу), сохранили прекрасно даже свои цвета, тогда как другие, особенно шелковые, совсем разрушены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Высота храма с крестом – 10 саж. 1 арш. и 8 вершков. При входе в паперть Сретенского храма, где помещается теперь трапезная кухня, но левой стороне в стене вделан алебастровый четырехконечный крест, величиною в 3 / 4 арш., замечательный своею глубокою древностию. В паперть ведут три двери: одна западная, ведет в нижний этаж Сретенской церкви, вторая южная – в верхний этаж и, наконец, третья внутренняя – из теперешней кухни в самый храм, где в настоящее время устроена братская трапеза, отделяющаяся стеною от Сретенской церкви. Потолок храма и трапезы, со сводами, поддерживается каменным столбом посреди церкви, а далее к иконостасу – капитальною стеною, половина которой упирается в арку южной стены, с северной же – сделан в старину, как сказано выше, входь в нижний этаж. Пол в храме деревянный, окрашенный масляною охрою. Перед иконостасом – солея в одну ступень. Стены прежде были окрашены брайцшвейном, а затем, позднее, масляной краской. Иконостас деревянный с накладною позолоченною резьбою. В 1842 году, старанием архимандрита Иннокентия и усердием блоготворителей, особенпо на пожертвования генерал-лейтенанта Смагина, иконостас отделан заново, весь вызолочен и, для вящего благолепия, увеличен размером против прежнего. Все окна, как в нижнем, так и в верхнем этаже храма, так же значительно увеличены размером, сравнительно с прежними. Высота иконостаса – 2 саж. 2 арш. и 8 верш., ширина – 3 саж. 12 верш. Царские двери резные, позолоченные; на верху – Тайная Вечеря в сиянии. В полукружии алтаря утвержден св. престол, а над ним повешен медный высеребренный парящий голубь. Алтарь освещается тремя окнами; печка в нем железная. В трапезном отделении Сретенского храма, с северо-восточной стороны – три окна. Здесь, в 1793 году, был устроен придел, во имя священномученика Антипы, епископа Пергама-Асийского. С благословения преосвященного Феодотия, епископа Старорусского, в 1842 году, придел этот перенесен в нижний этаж Сретенского храма, где и находится по ныне. По исправлении, нижний храм, в марте месяце того же года, освящен преосвященным Феодотием, епископом Старорусским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все запомнили фотографию матушки Валентины на одре болезни, в необычно повязанном белом платке, цепко вглядывающейся в самую душу, крепко сжимающей в кулачке деревянный крест… Матушка осеняла, благословляла им своих посетителей и духовных чад. Деревянный крест матушки Валентины сохранился до наших дней. 2. Крест свой деревянный матушка Валентина украшала этими же самодельными веревочками и бумажными цветами. Цветы она делала из жатой бумаги – той, которую тогда называли «папиросной». Эту бумагу привозили матушке Валентине ее духовные чада. А если не было у нее жатой цветной бумаги, так она скручивала цветики, напоминающие колокольчики, из простой, тетрадной. Делала она их по типу маленьких кульков: сворачивала, а снизу – закручивала плотнее. Эти бумажные цветы матушка Валентина раздавала людям с молитвенным напутствием. Немало цветочков матушки Валентины сохранилось у православных и поныне. У некоторых чад матушки Валентины хранятся и пояски Ахтырской Божией Матери, как называла их сама старица. Из тех же хлопчатобумажных ниток она плела эти пояски толщиной с мизинец; их она давала только самым любимым своим посетителям, передавала священникам. Пояски Ахтырской Божией Матери носили поверх рубахи, как девяностый псалом. Упомянутая икона Божией Матери, на которой Богородица молится распятому Христу, была в доме у матушки Валентины. Она висела у дверного косяка и была маленькая, темная, неприглядная. Своим духовным чадам матушка Валентина говорила: «Молитесь Ахтырской Божией Матери!». 3. И еще об одном делании матушки Валентины хотелось бы сказать. Она занималась старинным монастырским трудом – переписыванием духовных книг. Сохранились ее многочисленные автографы, где в обычных тетрадях с монашеским старанием записаны церковные службы, акафисты, молитвы, множество стихотворений. На их страницах есть приписки, вплетенные в канву списки имен, иносказания, цифровые подсчеты. Старица считала количество дней, сколько она лежит: столбики, колышки, даты… Матушка Валентина благословляла на труд переписчиков и своих гостей и духовных чад.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во время нашествия Наполеона драгоценная утварь кремлевских соборов, чудотворная икона Владимирской Божией Матери и сокровища Патриаршей ризницы были переправлены в Вологду. Во время нашествия Наполеона драгоценная утварь кремлевских соборов, чудотворная икона Владимирской Божией Матери и сокровища Патриаршей ризницы были переправлены в Вологду. Часть какого населенного пункта Вологодской области скрылась под водой, когда построили Рыбинское водохранилище: Фото ВВ Фролова/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Череповца Устюжны Грязовца Шексны Увы, да. Часть древнего Череповца была затоплена в начале сороковых годов ХХ века, когда построили Рыбинское водохранилище или, как его еще называют, Рыбинское море. По площади (4580 км²) оно в десять раз превосходит Сейшелы или Палау. Устюжна осталась цела. А вот часть древнего Череповца была затоплена в начале сороковых годов ХХ века, когда построили Рыбинское водохранилище или, как его еще называют, Рыбинское море. По площади (4580 км²) оно в десять раз превосходит Сейшелы или Палау. Грязовец уцелел. А вот часть древнего Череповца была затоплена в начале сороковых годов ХХ века, когда построили Рыбинское водохранилище или, как его еще называют, Рыбинское море. По площади (4580 км²) оно в десять раз превосходит Сейшелы или Палау. Шексна уцелела. А вот часть древнего Череповца была затоплена в начале сороковых годов ХХ века, когда построили Рыбинское водохранилище или, как его еще называют, Рыбинское море. По площади (4580 км²) оно в десять раз превосходит Сейшелы или Палау. Что такое дежонь: верхняя одежда болотное растение блюдо северной кухни деталь кровли северной избы Нет, дежонь — это традиционная крестьянская северная еда, которая очень нравится детям. Готовится из толокна, простокваши, сметаны, ягод или варенья. Толокно растирается с водой до состояния мелкой крупки, получается «сухомес». Простоквашу или кефир смешивают со сметаной, добавляют ягоды или варенье. Этой кисломолочной «полёвой» поливают сверху «сухомес» и едят, не перемешивая, забирая того и другого понемногу ложкой и «схлебывая».

http://sever.foma.ru/ds_quiz/znaesh-li-t...

Такожде есмы указали имати нанас великого Государя, по рекам, и помостом, всяких чинов людей. и вмонастырскйх, или укого в вотчинах и в поместьях есть навеликих реках перевозы, на волге, и на оке, в вешнюю полу воду пониколин день, с большия здвойныя телеги по десяти денеги, содинакия стоварныя телеги пошти денеги, а с тутошних суездных людей с хлеба, и с сена, кто повезет в город насебя, и напродажу, непроезжих бестоварных телег по четыре денги, а свершника проезжого человека по три денги, спетого человека поденге, а вмежень от вешняго николина дни до покрова перевоз имати, звойныя телеги пошти денег, содинакия товарныя телеги, и суездных людей потри денги: свершника подведенги, спетого человека поденге: анаменишк реках где перевозы, здвойныя телеги потри денги. с малыя содинакия товарныя телеги подведенги, спорожния телеги и с вершника поденге, с пешого человека пополушке. а намостах имати здвойныя товарныя телеги, подведенги, немалыя поденге, а с пеших людей мостового неймать, акоторыя проезжия люди навсех реках во всякое время похитят ехать на брод мимо перевозу имосту итем людем не насиловать, иникакою нуждею их к перевозу не волочить. переежжать им поволно бесперевозного, анакоторых реках запружена вода для мельниц, и построены для того мосты иперевозы, и натех реках мосты иперевозы держати, попрежнему, а перевозити и помостом пропущати всяких людей безденежно, акто всяких чинов люди забыв страх вседержителев, инашу Государскую опалу, в вотчинах своих и в поместьях нареках накоторых перевозы и мосты бывали, перевозов и мостов делати неучнут, или проезжих людей каким любо пронырством перевозити незахотят, или нуждею к перевозом и мостом учнуть волочити, итем отнас великого Государя быти вопалы, и в самом жестоком наказании. Такожде заповедаем о Христе Бозе детем нашим и внучатом, и всем хранящим державу царствия Российского емуже Господь Бог блоговолит хранити в пред идущия веки, сие наше изображение, еже есть уставную грамоту, непреступно соблюдати. и того ради да воздаст ему Господь Бог в будущем веце вечная не тленная благая, он их же божественный Апостол извествует, яже око не виде, и ухо неслыша, и на сердце человеку не взыде, яже у готова Бог любящым его, акто сей наш великого Государя указ дерзнет преступити, велит проезжия пошлины, имыт, и перевоз, имостовщину, и головщину, и иныя мелкия пошлины сверх рублевыя пошлины имати лишние, и ядомыя всякия харчи, и иныя всякия мелкия промыслы, которыя писаны выше сего, на откуп давати.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При храме этом с северной стороны, до конца XVIII столетия, были братские келии, которые затем, по ветхости их, были разобраны; от них остался в настоящее время проделанный в стене ход в нижний этаж, каким был в то время, освещаемый с восточной и с северной стороны двумя небольшими окнами. Наружный вид Сретенского храма квадратный, с полукруглым выступом для алтаря. Храм и алтарь опоясаны стрельчатыми карнизами. В верхнем этаже, в алтаре, имеются два окна; в нижнем же одно окно. В XVIII столетии, в нижнем полукружие было устроено отделение, в котором содержались колодники, подлежавшие суду тайной канцелярии. У клиросов, внизу, два окна малого размера, а в верху два окна большого размера. С западной стороны, к храму примыкает каменное двухэтажное здание, в форме неправильного квадрата, называвшееся в то время трапезою, почему Сретенский храм и назывался трапезным, как видно из дел монастырского архива. Трапеза эта была- обширнее самого храма, выступая северною стеною более чем на сажень. В южной стене трапезы имеется 5 окон: два большие – в верхнем этаже и три меньшого размера – в нижнем; столько же окон имеется в северной стене, и, сверх того, полукруглая ниша. Размер этого храма как в верхнем, так и в нижнем этаже – одинаков: в длину, считая от горняго места – 11 саж. 13 верш, и в ширину – 3 саж. 1 арш. и 8 верш. Вход в храм сделан в южной стене, из паперти Рождественской церкви, существующей и поныне. В 1853 году, архимандритом Владимиром был устроен вход в западной стене трапезы и пристроена двухэтажная паперть, шириною – 7 саж. 12 верш, длиною – 2 саж. 1 арш. и вышиною, до карнизов – 3 саж. В западной стене сделаны 5 окон и в северной – одно. Паперть покрыта листовым железом и окрашена медянкою. На Сретенском храме с трапезою, до 1816 года, кровля была деревянная; в этом же году, при архимандрите Дионисии, покрыта листовым железом и окрашена медянкой. На крыше храма возвышается круглая, с фальшивыми окнами, каменная шея, на которой утверждена крытая железом глава, окрашенная медянкою; яблоко и осьмиконечный крест вызолочены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Можно ли умолчать о чудных делах Ее милосердия к оставленному Ей в наследие роду человеческому? Сколько раз избавляла Она от опасностей и спасала от врагов и бедствий каждого из нас! Матерь Божия по обещанию Своему не оставила мира и во успении Своем: Она всюду является Радостью скорбящих, Охранительницей царств, Заступницей обидимых, Защитницей беззащитных. Прошло почти два тысячелетия после Ее благодатного успения, и не прекращаются знамения Ее могущественного и милостивого ходатайства за нас, бедных грешников. Она всех слышит, о всех милосердствует, никого не оставляет без помощи. Нет человеческой возможности исчислить все благодеяния нашей Заступницы, в молитвах не усыпающей! Трудно и даже невозможно изобразить все чудотворные иконы, которые как знамение попечения Царицы Небесной сохраняются верующими и как неисчерпаемый источник благодати Божией изливают на всех людей дивную помощь и неисчислимые благодеяния. Как бы ни были велики твои грехи, христианин, но если случится с тобою какая беда, несчастье, – смело прибегай под державный покров Богоматери, и Она – Заступница усердная – защитит тебя от всякого зла. Примеров сильного ходатайства Божией Матери за грешников весьма много. В одной стране был могучий и отчаянный разбойник. Занимая пути и распутья, он с отважной шайкой бил, грабил и убивал всех встречных; но находясь в таком погибельном состоянии, он, между прочим, имел добрый обычай – каждодневно совершать известное правило и читать молитвы, особенно молитву Богородице: «Богородице Дево, радуйся!..» Однажды некоторый подвижник-прозорливец проходил тем путем, где разъезжали разбойники. Они, как дикие звери, схватили подвижника и представили своему атаману. Перед атаманом прозорливец начал говорить: «Послушай, чадо, я хочу открыть тебе и твоим товарищам великую тайну: прикажи для этого собрать сюда всех твоих подчиненных». Атаман подал знак предстоявшим, и в один миг собрана была вся шайка разбойников. «Все ли здесь, – оглядывая шайку, спросил подвижник, – или кого еще нет?» «Один еще не пришел», – ответил атаман.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010