Святой источник Феодоровской иконы Божией Матери (Кашпир) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Источник Феодоровской иконы Божией Матери — святой источник в селе Кашпир Самарской область. Содержание История [ править править код ] Дореволюционная Россия [ править править код ] В один из летних дней 1713 года к безымянному источнику, находившемуся ниже села Кашпир, пастухи гнали скот. Сюда же шли хлебопашцы на отдых. Вдруг недалеко от родника пастухи увидели необыкновенный свет. Это явление затем повторялось несколько дней кряду, но каждый раз, когда пастухи подходили к роднику, свет исчезал. Наконец, в один из дней пастухи увидели над чудным местом еще более яркий свет, который, впрочем, опять исчез, как только они подошли к роднику со стадом. На сей раз они увидели святую икону, стоявшую на камне. Весть о чуде быстро облетела ближайшие селения. Местные священнослужители благоговейно взяли икону и перенесли в приходской храм. Но в последующую ночь явленная икона из запертого храма «ушла» на прежнее место своего явления. Узнав об этом, жители Кашпира снова устремились к роднику и молились перед иконою о том, чтобы Небесная Владычица сподобила иметь эту икону в их приходском храме. Священнослужители с иконами и хоругвями вновь пошли к роднику. Здесь, перед стоявшей на камне святой иконой, был отслужен благодарственный молебен, после чего икона была вторично внесена в приходской храм. Когда в 1730 году Кашпир был приписан к Сызрани, его жители на общем совете решили перенести святой образ из Кашпира в Сызранский собор. Но на следующий день кашпирский землевладелец, пахавший землю и пришедший на родник, увидел здесь святой образ Божией Матери и поспешил сообщить об этом властям. Взволновались жители Сызрани и решили крестным ходом перенести икону уже не в собор, а в Вознесенский мужской монастырь. При этом они дали обет за себя и за потомство в будущем брать ежегодно икону из монастыря в город для общественного молебствия. 12 июня начался крестный ход. В толпе была одна крестьянская девица, страдавшая проказою на лице. Черпая из родника воду и умывая свое лицо, она в слезах просила Божию Матерь об исцелении от проказы. Крестный ход еще не вошел в Сызрань, а девица получила исцеление. Все прославили Бога и Пресвятую Богородицу за такое благодеяние. Об этой чудесной истории знала вся дореволюционная Россия. Нескончаемым потоком сюда ехал православный люд. Перед иконой Божией Матери, которую стали именовать «Феодоровской», молились, а к колодцу шли за необыкновенно вкусной да к тому же целительной водой. В советские годы [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Святой_источни...

Владимирская икона Божией Матери. Первая половина XV в. Круг преп. Андрея Рублева Преподобный Андрей Рублев в своих иконах показал русский образ святости. В Византии более значимым представлялось осенение человека Божественными энергиями и преображения его творческой силой Бога. На Руси же не менее важной считалась необходимость возрастания в добродетелях к Богу. Самый известный византийский аскетический сборник назван «Филокалия». На русской почве он укоренился с названием «Добротолюбие» (добрута – духовная красота 112 ). Это соотносилось с библейской традицией единства духовной и телесной красоты и ответственности человека за всё творение. Внешность преображается так же, как и душа при нравственном совершенствовании, и вместе с человеком освящается вокруг него мир. Во времена Святой Руси человек осознавал себя соработником Богу, и поэтому жертва его должна была быть великой. Для спасения людей Бог отдал лучшее – Сына Единородного. Богородица тоже отдала самое дорогое. И глядя на Владимирскую икону прп. Андрея Рублева, каждый мог спросить себя: «А чем жертвую я?». Сейчас Владимирская икона Божией Матери находится в церкви святителя Николая в Толмачах при Музейном комплексе государственной Третьяковской галереи. Феодоровская икона Божией Матери 113 Древний Феодоровский образ в настоящее время закрыт окладом, лики темны и недоступны созерцанию. Представление об иконе можно составить по несовершенным фотографиям начала XX века и реставрационным материалам, а также на основании списков традиционно высокого качества, самый древний из которых XIII века (собр. МКГТГ). Судя по ним лики Богородицы и Богомладенца не раз поновлялись, но образ удержал свои первоначальные черты. Лик Божией Матери очень напоминает Владимирский образ. Скорее всего поэтому в 1970-е годы появилась гипотеза о том, что Феодоровская икона – список с Владимирской 114 . Но думается, что схожесть ликов можно объяснить общим византийским происхождением памятников. К тому же, согласно древнему «Сказанию о святом граде Китеже» XIII века, Феодоровская икона появилась на Руси раньше Владимирской. Уже в XI веке она находилась в часовне близ Городца на Волге, а в XII веке великий князь Георгий Всеволодович построил для неё Феодоровский монастырь. Монастырь Батыевым нашествием был превращён в груду развалин, а икона, по преданию, обретена в 1239 году 115 в лесу, недалеко от Костромы, в праздник Спаса Нерукотворного образа.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Православные верующие Саратова смогут сегодня поклониться чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери 05.03.2007 Великая православная святыня — чудотворная Феодоровская-Костромская икона Божией Матери — прибывает в Саратов в понедельник, 5 марта, сообщили в пресс-службе Саратовской епархии Русской Православной Церкви. " В течение недели лик будет пребывать в храме в честь Покрова Божией Матери. Чудотворная Феодоровская-Костромская икона Божией Матери будет предложена для молитвенного поклонения верующим " , - сказали в пресс-службе. Одной из особенностей иконы является то, что она двухсторонняя: лик Богородицы близок по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери, а на оборотной стороне изображена святая великомученица Параскева (Пятница), покровительница Полоцкого княжеского дома. Считается, что именно этим образом князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына, св. Александра Невского, на брак с полоцкой княжной. Широкое почитание Феодоровской иконы началось в 1613 году - после того, как при избрании на царство ею был благословлен Михаил Романов. После этого события было установлено празднование иконе 14 марта в дополнение к воспоминанию ее явления 16 августа (по старому стилю) и начали появляться многочисленные списки (копии). Сам же образ стал родовой святыней семьи Романовых. " В Саратов прибывает именно подлинник иконы, а не один из более поздних списков с нее " , - уточнили в епархии. Свое название Феодоровская икона получила в честь святого Феодора Стратилата, небесного покровителя Костромы. История обретения чудотворного образа связана с именем этого святого. Образ был обнаружен святым князем Василием близ реки Запрудни. На следующий день после его обретения жители Костромы пришли в соборный храм великомученика Феодора для поклонения святому образу, многие рассказали князю и духовенству, что за день до этого они видели человека, по описаниям напоминавшего святого Феодора, носившего икону по улицам города.

http://drevo-info.ru/news/2497.html

Икона известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволжского города Городца. Впоследствии здесь был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице-Феодоровским. Чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года, когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города. По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Вместе с благоверным князем Феодоровская икона путешествовала в Орду, где святой Александр отстаивал интересы Русской земли; этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы; перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь. Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия. Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках. В воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. На следующий день, 16 августа, по старому стилю, князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской. В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено празднование, совершаемое 16/29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса-на-Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в ХХ веке, возрождена в 1990 году.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/19/ya...

Для решения этого вопроса необходимо принять во внимание то, что явленная костромскому князю Василию святыня первоначально находилась в деревянной часовне, затем уже в каменном храме (мужской обители на кладбище в Городце). Этот город построен на месте небольшого поселка Малый Китеж еще князем Юрием (с. 729) Долгоруким в 1149–1157 годах и доныне существует в виде торгово-промышленной слободы в Нижегородской губернии. Городец в 1237 году был разрушен лютыми монголами, при чем монастырь и храм сгорели, икона же Божией Матери так называемая Одигитрия не была никем вынесена из храма и с того времени «не обретеся в их городе». Но, оказывается, икона эта осталась невредимой от огня: спустя лет 25 она чудесным образом явилась князю Василию Ярославичу на сосне в Запрудне и, по торжественном принесении в город Кострому, поставлена в соборной деревянной Феодоровской церкви, что была на Мшанской улице – вблизи нынешней Богоотцовской церкви. И вот из прибывших вскоре же в город Кострому многочисленных богомольцев на поклонение новоявленной святой иконе Божией Матери жители разоренного Городца, как только вошли в храм во имя святого великомученика Феодора Стратилата, тотчас же признали ее за свою икону чудотворную, которая непостижимым или чудесным образом как бы скрылась во время татарского погрома. Поведав об этом князю Василию и костромичам, они рассказали о многих преславных чудесах от этой своей иконы в Городце. Но явленная князю, ранее же городецкая, великая святыня стала теперь составлять уже неотъемлемое достояние и драгоценное сокровище города Костромы. Жители же Городца, не имея возможности возвратить свою святыню, с восстановлением своего благоустройства несомненно вскоре же приобрели точный список с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Так, известно, что список с подлинной этой иконы был у них уже в 1263 году, когда в Городце скончался князь Александр Невский, который под сенью ее принял схиму с именем Алексий в древнем Феодоровском монастыре, последний же снова устроен на прежнем месте пребывания подлинной иконы и в нем доселе особенно почитается эта икона. Таким образом, самый древний или первый список костромской святыни находится в Феодоровском храме Городецкой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Тихвинская Ипатьевская " Описания иконы Ипатьевская икона Божией Матери Источник: Официальный сайт Костромской Епархии Ипатьевская икона Божией Матери, хранящаяся в Свято-Троицком соборе Ипатьевского монастыря града Костромы, относится к числу наиболее чтимых святынь костромской земли. Икона является точной копией чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и, по преданию, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол. В 1619 году была подарена царем Михаилом Ипатьевской обители и на протяжении веков пребывала в иконостасе Троицкого собора монастыря. Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Ипатьевская икона принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне. В 1919 году икона была изъята у Церкви и на долгие годы стала недоступна для поклонения верующих. 13 апреля 2004 года, в день памяти небесного покровителя обители – свяще[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Икона Тихвинской Божией Матери. В соборе Ипатьевского монастыря. Фото Прокудина-Горского 1911г. Эта икона находилась в центре иконостаса - слева от Царских врат. Файл 18267.jpg:   Размер: 549x733, 0.4 MPix, 132 Kb. Дата: 2012-06-17, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (229) , (11) . Описание: Икона Тихвинской Божией Матери в соборе Ипатьевского монастыря. Кострома, 1911 год. Фото С.М.Прокудина-Горского, Библиотека Конгресса, Вашингтон. Library of Congress Prints and Photographs Division Washington, D.C. 20540 USA. Файл 32208.jpg:   Размер: 2073x2969, 6.15 MPix, 1756 Kb. Дата: 2018-07-05, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (104) , (1) . Описание: действующий храм Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря. Чудотворная икона Тихвинской Божией Матери Древней святыней Ипатьевского монастыря, до настоящего времени пребывающей в нем, является икона «Богоматерь Тихвинская», удивительный по красоте и духовной глубине памятник. Икона издревле почиталась в монастыре как чудотворная. В краеведческой литературе середины XIX века икона связывается с вкладами XVII века в Ипатьевский монастырь царя Михаила Федоровича Романова. Опись монастырская[...] Файл 33877.jpg:   Размер: 800x1072, 0.86 MPix, 510 Kb. Дата: 2019-07-18, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (85) , (0) .

http://pravicon.com/icon-697

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Феодоровская (в Вознесенском Оршине монастыре Тверской епархии) Феодоровская икона Божией Матери, написанная, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, в судьбе Руси играет особую роль. Именно этой иконой благословлен на царство первый царь династии Романовых Михаил Феодорович.... Его избрание состоялось в 1613 г. на Всероссийском Земском Соборе, специально для этого собравшемся в Москве. Посольство Земского собора прибыло к Михаилу Феодоровичу в костромской Ипатьевский монастырь, куда из Успенского собора принесли и Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы. Мать Михаила Феодоровича, инокиня Марфа долго не давала согласия на высокое призвание сына. Но после, упав в слезах перед Феодоровской иконой, произнесла: «Да будет воля Твоя, Владычица! В Твои пречистые руки предаю чадо мое! По воле Твоей устрой полезное ему и всему православному христианству!» Представители земского Собора от имени народа подписали документ, называемый Уложенная грамота, в котором дают новому государю и его наследникам клятву верности «на вечные времена». Среди участников Земского Собора был настоятель Оршина монастыря архимандрит Иосиф. На Уложенной грамоте в числе других стоит и его подпись. Предполагают, что, возвращаясь с Собора, настоятель доставил в родную обитель список с Костромской Феодоровской иконы. В скором времени от него стали совершаться чудеса и исцеления. Оршинская икона была известна, к ней приезжали отовсюду. В середине XIX века, когда к Вознесенскому собору был пристроен теплый трапезный храм, в честь Феодоровской иконы был освящен его южный придел. После преобразования Оршина монастыря в женский почитание иконы сохранялось и умножалось. В 1913 г. в ознаменование 300-летия Дома Романовых, стараниями игуменьи Сергии была построена в г. Твери на средства обители каменная часовня в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. После закрытия и разорения обители многие монастырские святыни оказались безвозвратно утрачены. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, принадлежавшая Оршину монастырю, слава Богу, не погибла. После разорения храма она находилась сначала у местных жителей, потом в частной коллекции, а затем была передана в Тверскую картинную галерею, где помещалась в экспозиции древних икон. Существовала традиция, по которой прямо в музей, к Феодоровской иконе приезжали тверские молодожены после бракосочетания, для того чтобы получить благословение на предстоящую супружескую жизнь.

http://pravicon.com/info-4014

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Феодоровская Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Феодоровская " Тропарь, глас 4 Днесь светло красуется преименитый град Кострома и вся Русская страна,/созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския,/на преславное торжество Божия Матере,/пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа,/днесь бо явися нам пресветлое великое солнце,/приидите, вси Богоизбраннии людие,/новый Израиль, ко источнику цельбоносному,/источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица/и избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих./Но, о Всемилостивая Госпоже Дево Богородице Владычице,/спаси страну нашу, и архиереи,/и вся люди Твоего достояния от всех бед по велицей Твоей милости,/да зовем Ти://радуйся, Дево, христианом похвало. Ин Тропарь, глас 4 Днесь светло красуется преименитый град Кострома и вся Русская страна, созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския, на преславное торжество Божия Матере, пришествия ради чудотворна-го Ея и многоцелебнаго образа, днесь бо явися нам пресветлое великое солнце, приидите, вси Богоизбраннии людие, новый Израиль, ко источнику цельбоносному, источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица и избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих. Но, о Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице, Владычице, спаси страну нашу, и архиереи, и вся люди Твоего достояния от всех бед по велицей Твоей милости, да зовем Ти: радуйся, Дево, Христианом похвало. Кондак Феодоровской иконе Божией Матери, глас 8 Притецем, людие, вси к тихому и доброму пристанищу,/в дом Божия Матере, чудному образу Царицы и Богородицы,/за неизреченную милость Ея явленному,/верно припадающе и вопиюще:/о Всемилостивая Владычице, за спасительное Твое смотрение,/чуднаго образа к нам пришествие, посети нас, грешных,/светло сотворяющих празднество Твое,/укрепи страну нашу, дивно на враги победу подающи,/и веру утверди. Церковь Сына Твоего непоколебиму соблюди,/притекающих к Тебе спаси, от всяких напастей избави,/сохраняющи в мире все Православие, да зовем Ти://радуйся, Невесто Неневестная. Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Феодоровская " .

http://pravicon.com/info-1129

Выставка «Православная Русь. Романовы» завершит свою работу 24 ноября 21 ноября 2013 г. 18:45 XII Церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь — к Дню народного единства. Моя история. Романовы»  закончит свою работу 24 ноября 2013 года. Феодоровская икона Божией Матери будет находиться в ЦВЗ «Манеж» до дня окончания выставки. В последний день работы выставки в 21.00 перед чудотворным образом будет совершен торжественный молебен, после чего состоятся проводы святыни. Выставка закроется в 24.00.  25 ноября с 7.00 до 22.00 и 26 ноября с 7.00 до 20.00 Феодоровская икона Пресвятой Богородицы будет доступна для поклонения верующих в Малом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря столицы.  Феодоровская икона Божией Матери была принесена в Москву из Костромы по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на период проведения выставки-форума «Православная Русь. Романовы». По словам Его Святейшества, помещая святыню в центр выставки, мы наполняем ее не только интеллектуальным и эмоциональным, но и, в первую очередь, духовным содержанием.  «Это великая святыня всей нашей земли, потому что перед ней молились и тогда, когда избирали царя, когда помазывался он на царство, и в последующие годы, — отметил Святейший Патриарх Кирилл, говоря о Феодоровском образе Божией Матери в день открытия выставки. —  И мы знаем, что с династией Романовых связаны достижения нашей страны, благодаря которым Россия стала одной из самых сильных держав на планете. Вспоминая эту 400-летнюю историю, не упуская из вида и то, что каждому из рода Романовых, восшедших на русский престол, были присущи и слабости, и ошибки, подводя как бы итог 400-летней истории, мы говорим: это была славная история нашего Отечества, и она также совершалась под Покровом Пречистой Царицы Небесной». 4 ноября, во время Патриаршего богослужения , святыня находилась в Успенском соборе Московского Кремля, а по окончании Литургии была доставлена в ЦВЗ «Манеж». Здесь перед чудотворным образом ежедневно совершаются богослужения. Тысячи и тысячи верующих приходят поклониться святыне, помолиться Богородице перед Ее чудотворным образом.  Предполагалось, что работа выставки «Православная Русь. Романовы» продлится до 12 ноября, однако в связи с большим интересом, проявленным к экспозиции, дважды выставка была продлена. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла пребывание Феодоровской иконы Божией Матери в первопрестольном граде было также продлено до окончания выставки. Синодальный информационный отдел /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3383918.ht...

Ипатьевская икона Божией Матери Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Ипатьевская икона Божией Матери Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Тихвинская Ипатьевская Ипатьевская икона Божией Матери, хранящаяся в Свято-Троицком соборе Ипатьевского монастыря града Костромы, относится к числу наиболее чтимых святынь костромской земли. Икона является точной копией чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и, по преданию, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол. В 1619 году была подарена царем Михаилом Ипатьевской обители и на протяжении веков пребывала в иконостасе Троицкого собора монастыря. Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Ипатьевская икона принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне. В 1919 году икона была изъята у Церкви и на долгие годы стала недоступна для поклонения верующих. 13 апреля 2004 года, в день памяти небесного покровителя обители – священномученика Ипатия Гангрского – святыня была возвращена Костромской епархии и вернулась на свое историческое место. Источник: Официальный сайт Костромской Епархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Тихвинская Ипатьевская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-300

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010