" С Федоровской иконой связано прекращение великой смуты " Интервью с архиепископом Костромским и Галичским Александром ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск " С ФЕДОРОВСКОЙ ИКОНОЙ СВЯЗАНО ПРЕКРАЩЕНИЕ ВЕЛИКОЙ СМУТЫ " ИНТЕРВЬЮ С АРХИЕПИСКОПОМ КОСТРОМСКИМ И ГАЛИЧСКИМ АЛЕКСАНДРОМ С 29 июня по 1 июля 2002 года Всероссийская святыня - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери была доставлена из Костромы в Архангельск, а затем в Соловецкий монастырь. В своем интервью архиепископ Костромской и Галичский Александр, председатель Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви, рассказывает об этой поездке святыни на Русский Север. - Ваше Высокопреосвященство, откуда возник этот замысел - доставить нашу Всероссийскую святыню в Архангельск и на Соловецкие острова, - и какова была цель пребывания там чудотворной иконы? - С ходатайством о том, чтобы чудотворная Феодоровская икона посетила Архангелогородскую землю, обратился епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. Цель визита святыни на Север - освящение собою церковных торжеств по случаю 320-летнего юбилея исторического бытия Архангельской и Холмогорской епархии. Благословил это благое дело предстоятель Русской Православной Церкви - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Нельзя не сказать при этом, что владыка Тихон - наш земляк, коренной костромич; детство и юность его прошли под покровом нашей величайшей святыни. И ныне Архангельский архипастырь не забывает родной край, часто посещает Кострому, совершает богослужения в кафедральном Богоявленско-Анастасиином соборе, где хранится святыня. - В прошлом, 2001 году, Феодоровская икона уже покидала пределы Костромы. Чем это было вызвано? - Да, по благословению Святейшего Патриарха, чудотворный образ, по традиции считающийся покровителем православной семьи и подрастающего поколения, доставлялся в Москву и в Екатеринбург, где освящал собою крупные православные молодежные форумы. За время пребывания святыни в этих городах сотни тысяч верующих людей смогли поклониться ей, получить благодатное молитвенное утешение. Отмечу, что в столицу Урала икона была доставлена крестным ходом по воздуху, и этот крестный ход сопровождался, можно сказать, чудесными знамениями. Несмотря на очень плохие метеоусловия, наш самолет со святыней на борту - единственный из десятков других - смог совершить посадку в аэропорту Екатеринбурга. В Екатеринбурге состоялся покаянный крестный ход с Феодоровской иконой к местам убиения и погребения святых царственных страстотерпцев. Событие это имеет глубокое символическое значение: ведь Феодоровская икона на протяжении 300 лет была покровительницей Царского Дома Романовых.

http://pravoslavie.ru/guest/alexandr.htm

Вахитовский район. Троице-Феодоровский (Феодоровский) монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Архитектурный стиль: Нарышкинский Год основания:Между 1595 и 1607. Год утраты:1932 Адрес: Республика Татарстан, город Казань, улица Пушкина, д. 86 (площадь Султан-Галиева). Координаты: 55.801605, 49.125853 Проезд:От площади Свободы по улице Пушкина в сторону реки Казанка (на север) мимо зданий Кабинета министров Республики Татарстана и Госсовета Республики Татарстан около 500 метров. На месте монастыря в настоящее время находится Национально-культурный центр " Казань " . Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Феодоровский, нештатный, общежительный монастырь возник в период времени между 1595 и 1607 годами. До настоящего столетия он был мужским и по бедности материальных своих средств мало существовал самостоятельно, а большую часть времени своего существования был приписным к другим монастырям. В 1900 г. монастырь сей преобразован в женский. Храм в монастыре один — в честь Св. Троицы с приделом во имя Св. Феодора Стратилата, — каменный, с такою же колокольней, построен в конце XVII в., освящен в 1700 г. Главную Святыню монастыря составляет икона Божией Матери Феодоровской. Из " Справочной книги Казанской епархии " (1904). Орфография приведена в соответствие современным нормам русского языка. Заштатный и приписанный к монастырю Спасо-Преображенскому, расположен в конце Верхне-Федоровской улицы, на живописном крутом обрыве берега р.Казанки, на урочище, еще в XVI в. носившем название " старого городища " . Этот обрыв, представляющий собой сильно укрепленное природою городище, в прежнее время огражденное еще ныне уже засыпанными оврагами, проходившими со стороны Казанской и Касаткина улиц, был местом первоначального расположения Казанской крепости до перенесения ее на нынешнее место при хане Улу-Махмете, откуда и древнее наименование этого урочища " Старым городищем " . Основание этого монастыря предполагают около 1600 года, быть может, в честь царевича Федора, сына царя Бориса Годунова. В настоящее время при монастыре, вмещающем в себя две церкви - во имя Живоначальная Троицы и во имя св.Федора Стратилата - находится епархиальный свечной завод. Река Казанка каждую весну немилосердно подмывает обрыв, на котором расположен монастырь, серьезно угрожая в весьма близком будущем его незатейливым сооружением.

http://sobory.ru/article/?object=30318

С 5 по 12 марта в Саратове будет находиться чудотворная Феодоровская-Костромская икона Божией Матери. В Саратове чудотворная икона (прибывает не список, а именно подлинная икона!) будет предложена для молитвенного поклонения верующим в храме в честь Покрова Божией Матери - ежедневно с 8 до 24 часов. По традиции перед этой иконой молятся о семейном благополучии и о даровании чад бездетным супругам, а также о благополучном разрешении от бремени, сообщает Пресс-служба Саратовской епархии. Свое название Феодоровская икона получила в честь святого Феодора Стратилата, небесного покровителя Костромы. История обретения чудотворного образа связана с именем этого святого. Образ был обнаружен святым князем Василием близ реки Запрудни. На следующий день после его обретения жители Костромы пришли в соборный храм великомученика Феодора для поклонения святому образу, многие рассказали князю и духовенству, что за день до этого они видели человека, по описаниям напоминавшего святого Феодора, носившего икону по улицам города. Это убедило князя в том, что сам святой Феодор принес в дар городу этот образ. После чудесного обретения князем был основан первый монастырь на костромской земле - Спасо-Запрудненский мужской монастырь. Одной из особенностей иконы является то, что она двухсторонняя - лик Богородицы близок по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери, а на оборотной стороне изображена святая великомученица Параскева (Пятница), покровительница Полоцкого княжеского дома. Считается, что именно этим образом князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына, Александра Невского, на брак с полоцкой княжной Братиславой. Широкое почитание Феодоровская икона получила в 1613 году после того, как при избрании на царство ею был благословлен Михаил Романов. После этого события было установлено празднование иконе 14 марта в дополнение к воспоминанию ее явления 16 августа (по старому стилю) и начали появляться многочисленные списки с нее. Сам же образ стал родовой святыней семьи Романовых. Существует множество свидетельств о чудотворности Феодоровской иконы. Дважды Костромской собор пережил пожар, и оба раза из огня она выходила невредимой. После этих пожаров князь Василий решил построить для иконы особый храм - Успенский собор с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата. Алтарем он был обращен не на восток, а на север - к месту обретения иконы. Феодоровская икона пребывала в этом соборе, ставшем в 1835 году кафедральным, до 1929 года. После всевозможных перемещений из храма в храм, связанных с «историческими изменениями» в стране, 18 августа 1991 года икона была перенесена в новый кафедральный Богоявленско-Анастасиин собор Костромской епархии, где и пребывает до настоящего времени.

http://pravoslavie.ru/21108.html

В 1274 году при его участии состоялся во Владимире большой церковный Собор. Непосредственным поводом его явилась хиротония во епископа Владимирского святителя Серапиона (+ 1275, память 12 июля), из Печерских игуменов, митрополитом Кириллом III (+ 1282) и собором русских святителей. Содержание соборных деяний было очень широко — это был первый Собор в Русской Церкви со времени монгольского нашествия. Главной задачей было возрождение русской церковной письменности - восстановление традиций древнерусского «княжеского строения». Собор принял новую редакцию Кормчей книги - основного канонического кодекса православной церковной жизни. В 1276 году князь Василий Ярославич завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрёл место последнего упокоения, в церкви Феодора Стратилата, придельной к Успенскому собору . Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата ( деревянный храм не сохранился). Затем был построен в Костроме Успенский собор — первое каменное сооружение Костромы. Время его постройки не вполне ясно, наиболее распространена датировка серединой XVI века . В этот собор и была перенесена Феодоровская икона Богоматери. Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский) — пятиглавый двухстолпный кафедральный собор Костромской епархии в XVIII — XX веках. Время его постройки не вполне ясно, наиболее распространена датировка серединой XVI века. Стоял в Костромском кремле на возвышенном левом берегу Волги . Получил известность как место нахождения величайшей святыни Костромской земли — Феодоровской иконы Богоматери . Неоднократно посещался российскими государями. Снесён в 1930-е годы вместе со всеми другими кремлёвскими постройками. Феодоровская икона Подлинная Феодоровская икона Божией Матери – Костромская, к счастью, сохранилась и не покинула церковных стен даже в годы гонений, утратив лишь золотой оклад весом в почти 10 кг. После окончания Великой Отечественной войны верующие всем миром собрали средства на изготовление новой драгоценной ризы для Феодоровского образа.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

Губернатор Кузбасса передал благотворительному фонду икону Божией Матери «Феодоровская» Кемерово, 7 октября 2008 г.  6 октября 2008 г. губернатор Кузбасса Аман Тулеев передал благотворительному фонду «Будущее Кузбасса» в Кемерове икону Божией Матери «Феодоровская», приложенную к чудотворному первообразу в Костроме, сообщает Пресс-служба Кемеровской и Новокузнецкой епархии. Подарок Фонду, работа которого направлена на увеличение рождаемости, сделан в честь очередного выпуска существующей при ней православной школы будущих матерей. На занятиях, три из которых проходят на ранних и три на поздних сроках беременности, духовник Фонда иерей Сергий Фонов рассказывает девушкам о грехе аборта, о том, как правильно, с православной точки зрения, подготовиться к рождению ребенка, выбрать крестных родителей, о необходимости, если есть возможность, венчания. Икона от губернатора размещена на одной из стен школы, и перед ней уже совершен первый молебен о благополучии будущих мам с детьми. По словам отца Сергия, в день выпуска Феодоровская икона Божией Матери уже явила первое чудо. Решился вопрос о предоставлении школе более просторного помещения, в котором разместится часовня, либо молельная комната. В ней можно будет не только проводить занятия, но и совершать Таинство Крещения новорожденных. Фонд «Будущее Кузбасса» создан в декабре 2004 года врачами-энтузиастами на базе межвузовской студенческой поликлиники 10 Кемерова. Специалисты благотворительной организации в лице акушеров-гинекологов и православного священника проводят беседы с беременными женщинами, которые собираются сделать аборт. Беседы направлены на то, чтобы девушка изменила свое решение. Кроме этого Фонд берет на себя обязательство до трех лет содержать ребенка, ежемесячно выплачивая маме 3 тысячи рублей. А при рождении выделяет материальную помощь на сумму около 20 тысяч рублей. Молодой маме помогают приобрести коляску, кроватку, питание и другие необходимые вещи. Учредителем Фонда является Председатель Совета директоров шахты «Заречная» г. Полысаево Наталья Ермакова. На сегодняшний день, помимо Кемерова, филиалы фонда «Будущее Кузбасса» существуют при Центральных городских больницах г. Анжеро-Судженска, Кемеровского и Ленинск-Кузнецкого районов. В планах руководства организации – открытие филиала в г. Юрге. За почти четыре года работы специалисты фонда «Будущее Кузбасса» спасли уже 75 маленьких кузбассцев. 7 октября 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/27841.html

Несколько лет назад чудотворная икона была возвращена Русской Православной Церкви и сейчас она находится в Софийском кафедральном соборе города Новгорода. Икона Знамения в смысле иконописном – «Оранта», то есть «Предстоящая», с молитвенно поднятыми руками; на груди Богоматери – диск или медальон с полуфигурой Христа-Эммануила, благословляющего правой рукой, а левой держащего свиток. Праздник иконы: 27 ноября ст.ст. (10 декабря н.ст.). Икона Божией Матери «Феодоровская» Первые сведения об этой иконе восходят к XII веку и связаны с памятью святого великомученика Феодора Стратилата – воина, пострадавшего и обезглавленного за веру во Христа в IV веке. Предание говорит, что святой Феодор Стратилат неоднократно приносил эту святую икону людям после татарских разорений. Потому-то ее первоначальное название – Феодоровская. После построения в Костроме специально для этой иконы Успенского собора с приделом в честь святого Феодора Стратилата она стала известна как Феодоровская-Костромская. «Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними промчался неведомый всадник. Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно сиял позолоченный щит. Русские узнали в нем святого великомученика Феодора Стратилата. На татар же напал ужас, и они бежали с поля битвы. Так была спасена Кострома». Эта чудотворная икона связывается в русской истории с избранием на царство Михаила Феодоровича Романова. В те знаменательные дни, когда после долгой смуты собрался всероссийский собор для избрания царя, в Ипатьевский монастырь (около Костромы), где укрывался Михаил Феодорович, отправилось посольство, чтобы просить его на царство. Посланники несли с собой из Москвы Владимирскую икону Божией Матери, а в Костроме взяли с собой и Феодоровскую икону Божией Матери. Предстали они перед матерью юного Михаила, старицей Марфой, и просили ее отпустить сына на царство. После первого отказа матери, ссылавшейся на молодость Михаила, архиепископ Рязанский взял в руки икону Божией Матери и обратился к Марфе и Михаилу со следующими словами: «Для чего же иконы Пресвятой Владычицы шествовали с нами в далекий путь? Если нас не слушаетесь, то ради Богоматери склонитесь на милость и не прогневайте Господа Бога». Против таких слов старица Марфа не смогла устоять: она упала перед Феодоровской иконой на колени и сказала: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего. Наставь его на путь истинный, на благо себе и отечеству!» Так перед этой иконой был избран первый царь из дома Романовых.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Феодоровская икона Пресвятой Богородицы была чудесно обретена во второй половине XIII века костромским удельным князем Василием Ярославичем, младшим братом святого благоверного великого князя Александра Невского. В 1613 году, когда Земский собор избрал на престол государства Российского Михаила Феодоровича Романова, соборное посольство прибыло на Костромскую землю в Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь, где тогда находился Михаил Феодорович вместе со своей матерью благочестивой старицей-инокиней Марфой. В стены обители пришел и многолюдный крестный ход костромского духовенства и мирян с главной святыней города — чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Именно перед этим образом юный Михаил Феодорович принял свое избрание на Всероссийский престол, и этой иконой мать благословила его на царство. В память об этом событии Церковью было учреждено ежегодное торжество, а Феодоровская икона стала особо чтимой святыней для всех последующих поколений российских самодержцев. Начиная с Николая I, все российские императоры и многие члены царской семьи считали своим долгом посетить Кострому «колыбель дома Романовых» и поклониться иконе. В ее честь переходившие в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество Феодоровна. В годы гонений на Церковь в ХХ столетии Феодоровская икона осталась в храме и сохранилась. Образ почитается православными как покровительница семьи, рождения и воспитания детей, помогающая в трудных родах. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. По благословению митрополита Александра, до назначения на Астанайскую кафедру 21 год управлявшего Костромской епархией, в Костроме был возрожден крестный ход от кафедрального собора города к месту явления Феодоровской иконы — церкви Спаса-на-Запрудне. С 2001 года по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Феодоровская икона неоднократно приносилась для поклонения в города России и Украины.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути - военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой благоверный князь Александр Невский. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери — благословение отца постоянно находилась при святом благоверном князе Александре Невском, была его моленным образом. Вероятнее всего, князь молился перед Феодоровской иконой, когда готовился к сражениям: Невской битве 1240 года, битве на Чудском озере 1242 года, битве за Торжок 1245 года. Надеясь и уповая на милость Царицы Небесной, святой благоверный князь Александр не проиграл ни одной битвы. Городец в феврале 1238 года город сожжён войсками Батыя , но быстро восстановился и между 1263 и 1282 годами был столицей Городецкого княжества . 14 ноября (ст. стиля) 1263 года на пути из Золотой Орды в Городце умер святой благоверный князь Александр Ярославич Невский . Согласно церковному преданию, накануне кончины он принял монашеский постриг в Фёдоровском монастыре с именем схимонаха Алексия ( Изначально святой благоверный князь Александр Невский был похоронен в Рождественском монастыре во Владимире. В 1724 году по приказу Петра I мощи святого благоверного князя Александра Невского торжественно перенесены в Александро-Невский монастырь (с 1797 года — лавра) в Санкт-Петербурге ) . Феодоровская икона, в память о нём, была взята его младшим братом Василием Ярославичем. Феодоровская икона до 1917 года В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого благоверного князя Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий Ярославич двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской Богоматери. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; монголо-татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Сегодня, 27 марта, Церковь чтит Феодоровскую икону Божией Матери 2 мин., 27.03.2024 Чудотворную  Феодоровскую икону Божией Матери , сыгравшую важную роль в истории России XVII века, чествует Православная Церковь 27 марта. По Преданию Церкви, Феодоровская икона была написана святым апостолом Лукой. Когда эта икона была принесена на Русь точно неизвестно, но в начале XII века она уже была в нашей стране. Именно в начале XII века Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович, дядя святого благоверного князя Александра Невского, при обустройстве города Китеж пожелал перенести в него икону Богородицы. Однако, как ни старался князь, икона не сходила с места. Приняв это за особый знак от Матери Божией, князь основал на месте нахождения иконы, в небольшой часовне, Городецкий монастырь. С этого времени икона стала пребывать в Городецком Феодоровском монастыре, название которого происходило от города Городец Нижегородской области, который располагался рядом, а также храма святого великомученика Феодора Стратилата. В дальнейшем с историей Феодоровского образа было связано множество чудесных случаев. Так, в 1238 году, во время захвата ордами хана Батыя Городца, икона таинственно скрылась из города, т.к. сами жители не успели ее спасти от татаро-монголов. В 1239 году икона чудесным образом явилась костромскому князю Василию Георгиевичу (будущему Великому князю Владимирскому), младшему брату Александра Невского. Она была помещена в храме святого Феодора Стратилата, в честь чего (по одной из версий) и получила название «Феодоровская». Этот образ особо почитался на Руси девушками и замужними женщинами, т.к. по молитве к нему благополучно протекала беременность, успешно разрешались тяжелые роды, а бесплодные зачинали детей. Также икона считалась покровительницей рода Александра Невского. Феодоровская икона сыграла свою роль во время преодоления Смуты XVII века, ведь именно перед ней будущий царь и основатель новой династии Михаил Романов получил в 1613 году благословение на восшествие на престол. С того момента икона стала покровительницей и рода Романовых, связав два выдающихся княжеских рода России.

http://foma.ru/tserkov-chtit-feodorovsku...

Феодоровская икона Божией Матери, Ярославская икона Божией Матери. «Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются: Влахернская икона Божией Матери, Грузинская икона Божией Матери, Иверская икона Божией Матери, икона «Троеручица», икона «Скоропослушница», Казанская икона Божией Матери, Козелыцанская икона Божией Матери, Смоленская икона Божией Матери, Тихвинская икона Божией Матери, Ченстоховская икона Божией Матери. Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи. Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской. В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу. Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла. Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kak-ustr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010