Жировицкая икона Пресвятой Богородицы 4 ноября 2010 г. 11:15 Явление Жировицкой иконы Пресвятой Богородицы произошло в 1470 г. в местечке Жировицы Гродненского края в лесу, принадлежавшем православному литовскому вельможе. Местные пастухи увидели необыкновенно яркий свет, проникавший сквозь ветви грушевого дерева. Пастухи подошли ближе и увидели на дереве небольшую икону Божией Матери в лучезарном сиянии. Они с благоговением взяли икону и отнесли помещику, который запер ее в ларец. На следующий день он захотел показать икону своим гостям, но она исчезла. Через некоторое время пастухи снова нашли икону на том же месте и опять отнесли ее барину. Тогда он дал обет соорудить на месте явления церковь в честь Пресвятой Богородицы. Около деревянного храма вскоре появилось селение и образовался приход. Около 1560 г. храм сгорел, и все решили, что икона погибла в огне, пока однажды не однажды увидели чудное видение: Дева необыкновенной красоты в лучезарном сиянии сидела на камне у сгоревшего храма, а в руках у Нее была икона, которую все считали сгоревшей. Дети рассказали об этом взрослым, и те вместе со священником отправились к храму. На камне у зажженной свечи стояла Жировицкая икона Божией Матери. После этого события был построен монастырь. Его братство возглавило борьбу за Православие против унии и латинства. В 1613 г. монастырь был захвачен католиками, но и они почитали Жировицкую икону. В 1839 г. монастырь был возвращен православным и стал первым местом восстановления православного богослужения в западнорусском крае. Во время первой мировой войны Жировицкую икону Божией Матери перевезли в Москву, а в начале 1920-х годов она была возвращена в обитель. Эта икона — самая малая по своим размерам (5,7x4,1x0,8 см) из почитаемых Богородичных икон и представляет собой овал из яшмы с изображением Богородицы и Предвечным Младенцем на руках. В иконографии такие иконы относятся к типу «Умиление». Уже в 1621 г. отмечалось, что изображение на иконе сильно стерто, сглажено. Тем не менее, от первого взгляда на икону остается впечатление необыкновенной утонченности и глубины. Ныне икона находится в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы Жировицкого монастыря Минской епархии и глубоко почитается за ее благодатную помощь в болезнях и в житейских нуждах. Стало традицией принесение святынь и чудотворных икон на выставку-форум «Православная Русь». В прошедшие годы на выставку были принесены Донская икона Божией Матери (2004 г.), Феодоровская икона Божией Матери (2006 г.), мощи свт. Митрофана Воронежского (2007 г.), Великорецкая икона Николая Чудотворца (2008 г), Почаевская икона Божией Матери (2009 г.). Символом единства православных народов, крепости в вере станет и нынешнее духовное событие — принесение древнего чудотворного образа с белорусской земли на IX церковно-общественную выставку-форум «Православная Русь — к Дню народного единства» . Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1305400.ht...

Храм иконы Божией Матери " Спорительница хлебов " (Лобня). Несколько лет назад группа жителей микрорайона Луговая выступила с инициативой создать в микрорайоне православную общину и возвести храм. Руководство института ВНИИ кормов пошло навстречу и в 2003 году выделило в одном из своих корпусов помещение под временный храм. Он был назван ХРАМ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ». И это не случайно… Храм находится в Научном городке бывшего Института луговодства, многие жители которого всю жизнь трудились и продолжают трудиться на благо развития сельского хозяйства, а Икона Божией Матери «СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ» издавна почитается земледельцами и крестьянами. Одновременно с открытием временного Храма начались переговоры с руководством Российской Академии Сельскохозяйственных Наук, в ведомстве которой находится Институт, о выделении земли под строительство нового храма. В начале 2008 года такое решение было принято, и сразу началась разработка проекта, согласно которому в ближайшие годы в Луговой будет построен Храмовый комплекс. Адрес: 141055, Россия, Московская область, город Лобня, м-н Луговая, ул. Полевая, д. 7-А Телефон : +7 (498) 672-87-91 Электронная почта: hramlugovaja@mail.ru Сайт: http://hramlug.cerkov.ru Подробнее... Храм иконы Божией Матери " Феодоровская " (Новокуркино) [ править править код ] Храм иконы Божией Матери " Феодоровская " (Новокуркино). Первым объектом комплекса стал построенный в 2006 году крестильный храм-звонница в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Этот образ особо почитал святой благоверный князь Александр Невский. В 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович, носивший в святом крещении имя Феодор (отсюда наименование – Феодоровская), благословил этой иконой своего сына Александра на брак. С тех пор святыня всегда была с благоверным князем Александром, вплоть до его смерти в 1263 году. В настоящее время Феодоровская икона находится в Костромском Богоявленском кафедральном соборе. Первым объектом комплекса стал построенный в 2006 году крестильный храм-звонница в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Этот образ особо почитал святой благоверный князь Александр Невский.

http://azbyka.ru/palomnik/Химкинский_окр...

Новости К Царским дням на уральскую землю прибыла чудотворная Феодоровская икона Богоматери 16.07.2008 12:46 Екатеринбург, 16 июля. В преддверии Царских дней в Екатеринбург по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия из Костромы прибыла чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - родовой образ царского Дома Романовых, сообщает Информационное агентство Екатеринбургской епархии . Как некогда совершилось перед этой иконой поставление на царство первого царя из династии Романовых, так и сопровождала она до самой мученической кончины последнего государя и его семью. Императрица Александра Феодоровна особенно чтила Феодоровскую икону. В доме Ипатьева в Екатеринбурге после кровавой расправы над царской семьей был найден Феодоровский Богородичный образ. Икона, которая накануне прибыла на уральскую землю, является особенно древней иконой из костромского Успенского собора. В 1991 году главная святыня Костромы была торжественно перенесена в восстановленный после страшного пожара и возвращенный церкви Богоявленско-Анастасиинский кафедральный собор Костромы, где и пребывает ныне. В аэропорту святыню, посетившую Урал уже во второй раз, встречал архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Образ был доставлен к месту, где ранее располагалась старая железнодорожная станция Шарташ. После молебна Крестным ходом образ был пронесен до Храма-на-Крови. Не смолкали песнопения и молитвы. Ширился людской поток, все новые и новые люди примыкали к шествию.  Звоном колоколов встречал Храм-на-Крови чтимую святыню. Здесь был отслужен молебен с акафистом Феодоровскому образу Божией Матери. По окончании богослужения архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий обратился к прихожанам со словами поздравления.  В столице Урала чудотворная Феодоровская икона пробудет в продолжение всех Царских дней. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В 2015 г. создан Историко-архивный отдел, целями работы которого являются сохранение и публикация исторического наследия М. и У. е., а также сбор и систематизация архивных документов. На территории М. и У. е. действуют правосл. молодежные братства. Вместе с отделом по делам семьи и молодежи они устраивают творческие встречи, концерты, посещения детских домов, больниц, тюрем, организуют работу молодежных лагерей. Богословско-исторический научно-исследовательский центр им. архим. Василия (Пронина) создан по благословению архиеп. Феодора в 2008 г. Сотрудники центра разработали устав и долгосрочную программу научных исследований по изучению богословского наследия закарпатских правосл. деятелей, истории правосл. Церкви на территории области и в смежных регионах. Центр издает книги, сборники статей, «Научные записки», организует научные конференции. Так, 11 сент. 2010 г. епархиальное руководство и научный центр провели Всеукраинскую научно-практическую конференцию, посвященную 650-летию Мукачевского мон-ря,- «Мукачевский Свято-Николаевский монастырь на Чернечьей горе: история и современность». Святыни Основными святынями епархии являются часть десницы прп. Моисея Угрина (Николаевский женский мон-рь в Мукачеве, перенесена архиеп. Мукачевско-Ужгородским Евфимием в 1996 из Киево-Печерской лавры ); икона Божией Матери «Скоропослушница» (Успенский жен. мон-рь в с. Домбоки Мукачевского р-на; написана на Афоне, передана патриархом Иерусалимским Тимофеем в дар православным Карпатской Руси в 1937); икона Божией Матери «Скоропослушница» (Николаевский жен. мон-рь в Мукачеве), Иверская икона Божией Матери (Иоанно-Предтеченский жен. мон-рь в с. Дубровка Иршавского р-на); Иерусалимская икона Божией Матери (Воскресенский муж. мон-рь в Ужгороде); икона св. Марии Магдалины (жен. мон-рь во имя равноап. Марии Магдалины в с. Заречеве Перечинского р-на); Казанская икона Божией Матери (муж. мон-рь в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Тишев Воловецкого р-на); икона Божией Матери «Умиление» (Серафимовский жен. мон-рь в с. Приборжавском Иршавского р-на); икона Божией Матери «Семистрельная» (Введенский жен. мон-рь в с. Кушница Иршавского р-на); Феодоровская икона Божией Матери (Кирилло-Мефодиевский жен. мон-рь в г. Свалява); икона Божией Матери «Неустанная помощь» (р-н Дравцы в черте Ужгорода). Архиереи

http://pravenc.ru/text/2564328.html

Состоялось принесение в Казахстан чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери 6 марта 2015 г. 17:25 4 марта 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Алма-Ату из Костромы была принесена чудотворная Федоровская икона Божией Матери. Святыню сопровождали: епископ Костромской и Галичский Ферапонт и клирики Костромской епархии; председатель Костромской областной Думы А.И. Бычков; глава города Костромы Ю.В. Журин; председатель Союза женщин Костромской епархии Л.Н. Матвеева. 5 марта в Софийском соборе Иверско-Серафимовского женского монастыря г. Алма-Аты глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр и глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий совершили Божественную литургию по случаю принесения чудотворной Феодоровской иконы. Главам Митрополичьих округов сослужили: архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний; архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий; епископ Гурий (Шалимов); епископ Костанайский и Рудненский Анатолий; епископ Талдыкорганский Нектарий; управляющий делами Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский Геннадий; епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава, епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий, епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим, епископ Костромской и Галичский Ферапонт, епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион, епископ Петропавловский и Булаевский Владимир; клирики Казахстанского митрополичьего округа и Костромской епархии. Поклониться великой святыне Православия прибыли многочисленные верующие — жители Алма-Аты, паломники из городов и сел Казахстана и Киргизии. После сугубой ектении была вознесена молитва о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. На заупокойной ектении поминались приснопамятные почившие архипастыри Казахстана. Литургия завершилась славлением перед Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы.

http://patriarchia.ru/db/text/4008997.ht...

Книга о Феодоровской иконе Божией Матери и другие новые издания, посвященные 400-летию Дома Романовых, представлены в Санкт-Петербурге марта 2013 Смысл древнего образа - жертвенное служение Христу, поэтому к нему всегда припадали русские монархи. Книга о Феодоровской иконе Божией Матери и другие новые издания, посвященные 400-летию Дома Романовых, представлены в конференц-зале при   храме иконы Божией Матери " Неупиваемая Чаша " на Цветочной улице .  " Тайна царской святыни: история Феодоровской иконы Божией Матери " - так называется книга, материалы для которой почти 10 лет собирал историк Алексей Федоров. Она выпущена петербургским издательством " Царское Дело " . Как подчеркнул автор исследования, смысл иконографии древнего образа - это учение о земной власти, как образе Власти Христовой. Поэтому к Божией Матери в образе Ее Феодоровском, во времена смут и нестроений, всегда обращались за помощью русские князья и монархи. Явление иконы в Костроме в 1239 году было важным событием для современников этого чуда - на месте обретения был основан первый костромской монастырь Спаса Нерукотворного Образа, поскольку это случилось в праздник его перенесения.  Позднее для святыни был выстроен каменный Успенский собор в память того, что накануне обретения, в праздник Успения Богородицы, икона была внесена в Кострому святым Феодором Стратилатом. Причем алтарь собора был ориентирован не на восток, как обычно, а на север, в сторону места явления иконы. Несколько веков, включая и Смутное время, близ Успенского собора устраивались осадные дворы, принадлежавшие знатнейшим русским фамилиям. Автор книги постарался собрать все исторические факты об иконе, которая была прославлена при призвании на царство Михаила Федоровича, первого царя новой династии Романовых.  Большой интерес представляют сведения об обследования святыни в послереволюционное время. В 1919 году икона реставрировалась в Костроме, а в 1929-м - в Москве. При повторной реставрации по вине академика Игоря Грабаря были серьезно повреждены лики иконы. В том же году был закрыт, а в начале 30-х взорван Успенский собор - главный храм Костромы.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=274...

Третья (в соборе) икона Феодоровской Богоматери – в деяниях. В ризнице (истребленной пожаром в 1773 г.) хранится евангелие (в большой Александрийский лист) печати 1698 года, с замечательными по отделке изображениями Евангелистов. Две привески к чудотворной иконе унизаны по золотой фольге крупным жемчугом с золотыми кольцами и колодками; на них надпись: «Сии рясны – подарок царя Михаила Феодоровича, в пятое лето государства своего». Есть здесь еще другая прелестная жемчужная риза Феодоровской (XIII в.) иконы, украшенная драгоценными камнями (золотая риза на этой иконе сделана в 1805 г.); хороши еще иконы Толгской Божией Матери, Тихвинской Божией Матери и другие менее интересные, но относящиеся несомненно к XVII в. Икона Иоанна Богослова написана «при державе царя и великаго князя Иоанна Васильевича всея России самодержца в лето от Рождества Христова 1559». «Подпись эта, – говорит профессор Покровский, – быть может исправлена, а быть может и сделана вновь в XIX в., но икона сохранила на себе следы древности, если не XVI, то XVII века». К концу XVIII в. отнести можно икону Николая Чудотворца. Любопытен храм, который держит в руке Святой, и написан в стиле Московской архитектуры XVII в.; здесь же изображена часть Кремлевской стены с башнями. Интересны большая икона с 171 изображением явлений Богоматери; подпись: «Писал сей образ иконописец Дмитрий Васильев Серебряков в 1794 году»; Деисис XVII века и прекрасной работы икона Казанской Божией Матери, по Н.В. Покровскому, написанная в манере царских иконописцев конца XVII в. и также считающаяся даром царя Михаила Феодоровича. Над южными алтарными вратами находится икона Владимирской Божией Матери с цатой и в венце, с окладом 1698 года. В соборной ризнице интересны и иные рясны и цаты, но особенно хороша вышеупомянутая вторая риза чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери. В приделе Феодора Стратилата интересны две иконы: одна, писанная в 1552 году при Иоанне Грозном, и другая икона Николая Чудотворца XVI века. В новом Богоявленском соборе прекрасен лишь осеняльный крест XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=23506

Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила Романова – инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа. Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме до 1917 г. Так образ «Феодоровская», которым был благословлен на престол первый из Романовых, становится родовым для всей августейшей династии. Согласно установившейся традиции, перед Феодоровской иконой стали принимать православие вступающие в династический брак иноземные принцессы, нередко при этом получая отчество «Федоровна»: императрица Мария Феодоровна, Александра Феодоровна; великая княгиня, преподобномученица Елисавета Феодоровна. Особо почитал икону – покровительницу Дома Романовых царь Николай молилась перед ней и вся его Августейшая семья. В Царском селе в 1909-1912 годах на месте, которое выбрал сам монарх, на честь святыни был выстроен Феодоровский собор. Незадолго до 1917 года икона Феодоровской Богоматери потемнела и стала почти черной. В наше время Феодоровская чудотворная икона находится в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасииного монастыря в Костроме. Богоявленский собор Богоявленско-Анастасииного монастыря в Костроме Монастырь основан происходившим из Подмосковья учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского — преподобным Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове , а затем Высоко-Покровского монастыря в Боровске . Эта икона Богоматери всегда находилась при государях — до самых последних и страшных дней. После расстрела Царственных страстотерпцев в доме Ипатьева в Екатеринбурге был найден образ «Феодоровская», с которым Царица Александра Федоровна никогда не расставалась. Таким образом, родовая икона святого благоверного князя Александра Невского стала покровительницей новой царской династии Романовых, Палладиумом Царской России. Торжественная закладка Феодоровского собора состоялась 20 августа 1909 года в присутствии Императора, который положил первый камень в его основание .

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

В Костроме в день Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы состоится общегородской крестный ход Кострома, 24 августа 2007 г. В Костроме 29 августа, в день празднования чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы, состоится общегородской крестный ход, сообщает сайт Костромской епархии . Феодоровская икона Пресвятой Богородицы – святыня не только Русской Православной Церкви, но и всей России – является одной из древнейших русских икон. Первые исторические известия о ней относятся к XII веку. Уже в это время она почитается жителями старинного поволжского города Городец. По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, Феодоровская икона была моленным образом святого благоверного и великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. С середины XIII века икона пребывает на Костромской земле, в пределах младшего брата Александра Невского − князя Василия Ярославича (Квашни). В 1613 году перед чудотворным ликом Феодоровской иконы в стенах костромского Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря произошло призвание на царство Михаила Феодоровича Романова. С этого времени икона стала почитаться покровительницей Царского Дома и российской государственности, помощницей в семейном благополучии, в рождении и воспитании детей. С 2001 года была возрождена традиция принесения Феодоровской иконы в разные города России. В 2001 году она была в Москве и Екатеринбурге, в 2002 году посетила Архангельск, Соловецкие острова и Санкт-Петербург, в 2004 году – Нижний Новгород, Казань и Тверь. Осенью 2004 года по приглашению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Киевского и всея Украины Владимира главная святыня Костромского края принимала участие в проведении Всеукраинского крестного хода, который прошел по 40 крупным и малым городам Украины и собрал несколько миллионов человек. С 20 июня по 15 июля 2006 года чудотворная Феодоровская икона Божией Матери по благословению Святейшего Патриарха Алексия пребывала в пределах Краснодарского края и Республики Адыгея. Сотни тысяч православных верующих юга России впервые получили возможность поклониться этой древней святыне. По пути в Краснодар икона побывала в Москве, где к ней в рабочей Патриаршей резиденции на Чистом переулке приложился Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Алексий II. Его Святейшество совершил молебен и передал в дар для этой иконы новую драгоценную ризу – копию утраченного в революционные годы оклада, который в 1891 году при личном участии императора Александра III был изготовлен на добровольные пожертвования костромичей и жителей других областей России.

http://pravoslavie.ru/23666.html

Если же это нападение было не Батыево, между тем, по рукописным известиям, случилось в княжение Василия Ярославича, то событие это следует отнести к несколько позднейшему времени: или упомянутое в повести нашествие татар на город Кострому есть то самое, которое случилось в 1259–1262 годах («Софийский временник», 1, 270–271) и, следовательно, имело свое место во время удельного княжения Василия Ярославича в Костроме, или же событие может быть относимо к 1272–1274 годам великого княжения того же Василия. Признается более вероятным – ко времени удельного княжения Василия Ярославича (и отнюдь не к 1239 году) относить чудесное явление ему иконы Божией Матери, и оно должно быть рассматриваемо как особое событие безотносительно к разорению Владимира и Галича 2 . Относительно времени написания Феодоровской иконы Божией Матери не сохранилось сведений ни в письменных памятниках, ни в предании. Сами обыватели разоренного Городца, по признании этой иконы в городе Костроме за свою чудотворную, говорили князю Василию Ярославичу, что им совершенно неизвестно, кем икона написана и сколько времени пребывала у них. По древнему описанию, Феодоровская икона по принесении в город Кострому имела такой вид: «Написана масляными красками на сухой доске, мерою 1 аршин 2 ½ вершка в длину, 12 вершков в ширину». Матерь Божия изображена несколько склоняющей Свою главу к правому плечу; правой рукой Она поддерживает Богомладенца Иисуса, обнимающего Богоматерь, а левая рука покоится на груди. На обратной стороне иконы изображена святая великомученица Параскева, называемая Пятница; нижняя часть иконы имеет рукоять в 1 ½ аршина длины. Со времени чудесного своего явления Феодоровская икона Божией Матери не раз подвергалась опасности быть уничтоженной огнем, именно в два вышеозначенные пожара, истребившие Феодоровскую деревянную церковь , в которой она была поставлена. Но чудотворная икона оставалась невредимой: так, на третий день первого пожара она была найдена в пепле пожарища, во время же второго пожара была видима выше пламени стоящей на воздухе, поддерживаемая руками ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010