Фотография показывает и такие важные детали, как форма чепца Богоматери, обильный ассист на гиматии, крестики и лилии на хитоне Младенца, надпись на фоне: ΜΡ ΘΥ Oδηγ[τρια]. Эту надпись и упоминание в Хиландарском типиконе монастыря как " Хиландар Богородицом Наставником " , Л. Миркович трактует как доказательства того, что монастырь был посвящен Богоматери Одигитрии, а икона Троеручицы была патрональной . В средневековых фресках только в росписях Матеич (1356–1357) уделяется внимание культу Троеручицы , а единственная средневековая икона с написанной живописью третьей рукой Богоматери известна только в иконостасе Белой церкви Каранской (1340–1342) . Оба примера указывают на локальное почитание иконы Троеручицы в Скопие до 1340 года, где находилась посвященная ей церковь, а не на икону в Хиландаре. На Балканах и в России легенды, связанные с Хиландарской святыней, получили достаточно позднее распространение, по-видимому, начиная с 1661 года или около этого времени . Местонахождение Прп. Иоанн Дамаскин с иконой Божией Матери " Троеручица " . Современная икона с греческим и арабским надписанием. Икона " Троеручица " находится на восточной стороне ближайшего к алтарю юго-западного столба Хиландарского собора, посвященного празднику « Введения Богоматери во храм ». Она помещена на месте игуменского трона под богато украшенным резным балдахином XIV века. Рядом находится трон игумена монастыря. Местонахождение иконы связано с одной из легенд, согласно которой во время смуты, возникшей между братией монастыря при выборе нового игумена, икона, находившаяся в алтаре, чудесным образом появляется на игуменском месте. Это чудо прекратило вражду в монастыре, икона осталась на месте, выбранном ею самой, и начинается ее почитание, как «Игумении», т. е. настоятельницы монастыря . Чудотворная икона продолжает считаться настоятельницей монастыря, и экклисиархи получают у нее благословения на все дела. В этой легенде важно, что двусторонняя выносная икона хранилась в алтаре и довольно поздно становится одной из главных святынь монастыря. По-видимому, с изменением функций было связано уничтожение ручки, остатки которой хорошо видны на фотографии. Когда чудотворная икона получила металлическую руку и другие вотивные предметы, утраченные при изготовлении оклада XIX века - неизвестно. Можно допустить, что это произошло уже в новое время. Но совершенно исключается одновременность живописи иконы и вотивной третьей руки.

http://drevo-info.ru/articles/10959.html

Вечером в тот день блаженный, узнав, что гнев князя утих, послал к нему моление через друзей своих, говоря: «Умножается болезнь моя и несказанно меня мучит; и не могу иметь отрады, доколе рука моя, на позор повешенная, не будет мне отдана». Князь склонился на моление страдальца и повелел отдать отсеченный член. Получив его, Иоанн затворился в свою молитвенную клеть, и падши пред св. иконою Богоматери с Богомладенцем, приложил отсеченную мертвую свою руку к составу и из глубины сердца со слезами и рыданиями молился пред иконою Богоматери об исцелении руки своей на пользу верных. По молитве Иоанн заснул и в сонном видении узрел Богоматерь, светлыми и милостивыми очами на него взирающую. «Се здрава тебе рука, – сказала Она ему, – не скорби более и исполни то, что ты обещал Мне в молитве своей» 596 . Иоанн проснулся без болезни, с рукою исцеленною. В благодарность за чудесное исцеление руки своей помощью Богоматери и в память этого благодатного события св. Иоанн сделал из серебра изображение ручной кисти и приложил ее к иконе своей Заступницы, a no сказанию иных, подписал третью руку. Отчего эта икона впоследствии и получила название Троеручица. Примеч. По мнению некоторых, русские иконописцы будто бы ошибочно изображают на иконе «Троеручица» третью снизу руку, как бы принадлежащую Самой Богоматери. Эта третья рука не имеет никакого отношения к изображаемому на иконе пречистому телу Божией Матери. Третья рука должна считаться совершенно отдельной и как бы приложенной к образу 597 . Но, кажется, иконописцы изображают согласно с древними описаниями иконы «Троеручица» 598 . Подлинная икона «Троеручица» из Дамаска самим Иоанном перенесена в лавру св. Саввы Освященного, куда Дамаскин переселился для подвигов благочестия, и пребывала там от середины VIII до XIII века. В этом веке она перенесена св. Саввою, архиепископом Сербским, в Сербию, а отсюда – на Афон и ныне находится в афонском монастыре Хиландаре («уста Львовы»). Первоначально она поставлена была в алтаре соборного храма и там находилась несколько лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Колокольня Хиландара находится в восточном корпусе обители. На ее последнем, четвертом, этаже располагается параклис святого Иоанна Рыльского, а к югу от него находятся монастырская больница и часовня Покрова Божией Матери, построенная в 1740 году на средства архимандрита Герасима. Вне обители при кельях – 30 церквей. Хиландару принадлежит несколько келий в районе афонской столицы Кареи. Среди них стоит выделить «Типикарницу» (в ней хранится чудотворный образ Божией Матери «Млекопитательница»), «Патерицу» (хранится посох Саввы Сербского) и келью Успения Пресвятой Богородицы, более известную как «Моливдоклисья» (она расписана мастерами критской школы в XVI веке). В Хиландаре пребывает несколько чудотворных икон Богоматери. Самая известная из них – «Троеручица». История этого образа связана с жизнью преподобного Иоанна Дамаскина – богослова, борца с иконоборческой ересью, насаждавшейся в VIII веке византийским императором Львом Исавром. Император-еретик оклеветал святого, служившего при дворе дамасского халифа. Император подделал письмо, в котором Иоанн якобы предлагал императору способ нападения на своего правителя-мусульманина. Халиф приказал отсечь святому кисть правой руки. Всю ночь Иоанн молился перед иконой Богородицы, и отрубленная рука чудесным образом приросла к запястью. В благодарность Иоанн заказал мастерам серебряную руку и подвесил ее к иконе. После этого Иоанн принял монашеский постриг и удалился с этим образом в Лавру преподобного Саввы Освященного. Там «Троеручица» пребывала пятьсот лет, пока Лавру не посетил будущий великий сербский святитель Савва, которому она и была передана. Сначала святитель Савва отнес образ в Сербию, но, когда там возникла смута, икону возложили на осла и пустили его странствовать по воле Царицы Небесной. И осел пришел к Хиландару. Поначалу «Троеручица» пребывала в алтаре собора. Но через некоторое время в обители возникли нестроения, связанные с выбором нового игумена: монастырские отцы никак не могли прийти к единому решению. И вот однажды братия увидела, что образ «Троеручицы» перенесся из алтаря и стоит на игуменском месте. Икону перенесли обратно, а собор тщательно закрыли. Однако, несмотря на это, на следующий день «Троеручица» опять оказалась на месте игумена. Когда это повторилось в третий раз, братия поняла, что Пресвятая Дева желает Сама игуменствовать в их монастыре. С тех пор в Хиландаре не выбирают игумена, а перед всяким важным делом иноки берут благословение у своей Игуменьи – «Троеручицы». Интересно, что эта икона двусторонняя: на одной стороне изображена Богородица, на другой – святитель Николай Чудотворец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Сочинения И. Д. широко использовались старообрядческими авторами XVII - нач. XX в. Почитание Пространное Житие И. Д., написанное Иоанном, патриархом Иерусалимским, переведено на славянский в составе студийского комплекта Миней-Четьих не позднее XII в. Старший русский список - в составе Волоколамского комплекта Миней-Четьих посл. четв. XV в. (РГБ. Ф. 113. 593. Л. 24 об.- 47). Житие включено в состав ВМЧ (уже в древнейший, Софийский, комплект), опубликовано в 1901 г. в составе 1-го выпуска (дни 1-5) декабрьского тома свода. Краткое Житие переведено в XII в. на Руси (или в К-поле или на Афоне) в составе редакции Пролога Константина , еп. Мокисийского, и затем трижды в 1-й пол. XIV в. у юж. славян или на Афоне в составе стишного Пролога. Болг. редакция этого перевода получила известность на Руси на рубеже XIV и XV вв. Древнейший перевод и перевод XIV в. проложного Жития во 2-й четв. XVI в. также были включены в состав ВМЧ. Косвенным свидетельством почитания И. Д. у правосл. славян в период позднего средневековья - раннего Нового времени является история предания о чудотворной иконе Божией Матери «Троеручица». Еще в сер. XVI в. судьба одной из главных святынь серб. Хиландарского мон-ря на Афоне - иконы «Троеручица» - не связывалась с именем И. Д. Согласно известиям монастырского посольства 1558-1559 гг. в Москву, в обители имелась отдельная чудотворная икона («что исцели руку отрезанную святому Иоанну Дамаскину»), по преданию привезенная св. Саввой Сербским из одного путешествия (вероятно, 1-го) в Св. землю, тогда как происхождение большого храмового образа «Троеручица» связывалось со Скопье и датировалось XIV в. (см.: Турилов А. А. Рассказы о чудотворных иконах мон-ря Хиландар в рус. записи XVI в.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 513, 521, 517-519). Уже в XVII в. версия о том, что хиландарская икона «Троеручица» является иконой, исцелившей И. Д., получает широкое распространение. В России эта версия засвидетельствована в связи с принесением с Афона в Москву копий с чудотворного образа, а также в антииконоборческом трактате 10-х гг. XVIII в. «Солнце Пресветлое», на Афоне и в Сербии - в сказании о чудесах («чуде») от этой иконы, известном в списке 1804 г. (НБС. Рс-74. Л. 236-244) при переводе «Чудес Пресвятой Богородицы» Агапия Ландоса (Критского) (см.: Чудеса Пресвете Богородице Aranuja и ново чудо Богородице Tpojepyчuцe манастира Хиландара//АрхПр. 1984/1985. 6/7. С. 275-290). Во 2-й пол. XIX в. «дамаскинская» версия происхождения хиландарской храмовой иконы была канонизирована в многократно переиздававшемся сборнике сказаний о чудотворных святогорских иконах «Вышний Покров над Афоном».

http://pravenc.ru/text/Иоанном ...

Два года ушло на создание списка для Нарымского края. Новый список приложили к первообразу - чудотворной иконе Божией Матери " Троеручица " . Летом 2015 года архиереи Томской митрополии совершили паломничество на Святую Гору и привезли икону в Томск. Восхождение на вершину Афона, из личного архива епископа Силуана, 2015 год В монастыре Хиландар, возле образа Божией Матери «Троеручица», из личного архива епископа Силуана, 2015 год В Томске святыню встречали соборным богослужением в Петропавловском соборе и крестным ходом по улицам города. Фото http://pravoslavie.tomsk.ru Фото http://pravoslavie.tomsk.ru Фото http://pravoslavie.tomsk.ru Несколько дней святыня была доступна для поклонения томичам, после чего началось ее шествие по сельским приходам Томской митрополии. Встреча иконы в селах Верхнекетского района Томской области, 2015 год. Фото http://svjatoynarym.ru В с. Белый Яр, фото http://svjatoynarym.ru В Спасо-Преображенском храме с. Молчаново, 2015 год. Фото Владимира Мандракова В Спасо-Преображенском храме с. Молчаново, 2015 год. Фото Владимира Мандракова В Спасо-Преображенском храме с. Молчаново, 2015 год. Фото Владимира Мандракова Встреча образа в с. Парабель, 2015 год. Фото Максима Меденцева 19 сентября 2015 года долгожданный образ Богоматери торжественно встретили в Вознесенском соборе г. Колпашево. Спустя некоторое время в левой части центрального придела для иконы установили резной киот. Епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан: «В образе Пресвятой Богородицы «Троеручица» я вижу святыню всей нашей епархии, благословение свыше всему Нарымскому краю. Эта икона соединяет в себе благодать двух мест в нашем мире, наиболее близких православному сердцу, - Святой Земли и Святой Горы, Палестины и Афона. В молитвенном предстоянии Троеручице нам радостно переживать чувство причастности благодати святых мест, с которыми нас разделяют тысячи километров и государственные границы. Но быть может, ещё более значимо для жителей сурового таёжного края, нередко обделённых земными благами, - иметь в этом образе яркое зримое указание на безграничность любви Приснодевы к человеческому роду. Обе руки изображённой на иконе Богоматери заняты Её возлюбленным Сыном. Символическое же изображение третьей руки несёт нам свидетельство о том, что любви Царицы неба и земли хватает и для нас - людей несовершенных и грешных, но детски вверяющих себя Её материнскому заступничеству». Богослужение в Вознесенском кафедральном соборе

http://foma.ru/narymskaja-troeruchica-ka...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Троеручица - описание История этого чудотворного образа тесно связана с судьбой защитника Православия и почитания святых икон преподобного Иоанна Дамаскина. В 717 году император Лев Исаврянин, вступив на византийский престол, начал гонения на почитателей икон. Святой Иоанн жил в то время в столице Сирии Дамаске и занимал должность советника халифа. Своим многочисленным знакомым в Византии он писал письма, обличающие ересь иконоборчества, ссылаясь на тексты Священного Писания. Мудрые письма преподобного Иоанна привели в ярость Льва Исаврянина, но поскольку автор посланий находился вне досягаемости императора, то он решил прибегнуть к клевете. По приказу императора от имени Иоанна Дамаскина было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр якобы предлагал Льву Исаврянину свою помощь в завоевании сирийской столицы. Затем это письмо было отправлено дамасскому халифу. Разгневанный правитель приказал немедленно отстранить министра от должности, отрубить ему кисть правой руки и в знак устрашения вывесить её на городской площади. Вечером преподобный Иоанн через друзей направил к князю просьбу: «Умножается болезнь моя и несказанно меня мучит, и не могу иметь отрады, доколе рука моя, на позор повешенная, не будет мне отдана». Правитель сжалился над страдальцем и повелел возвратить ему отсечённую кисть руки. Преподобный затворился в своей келье и долго со слезами молился перед иконою Божией Матери об исцелении. Наутро, проснувшись, святой Иоанн ощупал руку и увидел её целой и невредимой с небольшим рубцом на месте отсечения. Вскоре преподобный удалился в монастырь Саввы Освященного и принял там монашеский постриг. В благодарность об исцелении преподобный приделал к нижней части иконы изображение руки из серебра, откуда и имя иконы«Троеручица». В XIII веке икону Божией Матери «Троеручица» преподнесли в дар святителю Савве Сербскому, который перенёс её на свою родину. Во время турецкого нашествия на Сербию, во избежание надругательства над святыней, хранители иконы положили ёё на осла и пустили животное на волю Божию. Со своей чудной ношей осёл беспрепятственно дошёл до Афонского Хилендарского монастыря, где святыня была с благоговением принята братией.

http://pravicon.com/info-506

Жители окрестных селений, по принятому благочестивому обыкновению, берут в свои дома св. икону для молебствий. Один житель г. Карачева, имевший в своём доме больных, пошёл в пустыню, чтобы взять чудотворную икону. В его отсутствие сделался пожар; домашние прежде всего старались спасти больных, но они, к общему удивлению, сами вышли из дома совершенно здоровыми, и огонь, охватив все вокруг дома, не коснулся его. В это время была принесена чудотворная икона, и пожар вдруг стал утихать и вскоре совсем погас. Празднество сей иконе совершается 12 июля. 12.07. Троеручица – в Воронеже В Акатовом Алексеевском монастыре находится замечательная святыня, древняя, свято чтимая икона Божией Матери Троеручицы. Икона написана древним искусным писанием и с XVI века находится в монастыре. 12.07. Троеручица – в Сухотинском монастыре Сухотинский Знаменский женский монастырь в Тамбовской губернии основан благочестивою помещицею Сухотиной, отдавшей на его устройство все своё имение. В этой обители есть чудотворная икона Богоматери Троеручицы, присланная со св. горы Афонской в благословение новой обители и впоследствии прославившаяся чудотворениями, привлекающими к ней многочисленные толпы богомольцев. 16.07. Чирская, или Псковская 70 Чирская, или Псковская, икона Пресвятой Богородицы первоначально находилась в церкви села Чирска Псковской епархии, а потому называлась Чирскою. В 1420 г. 16 сентября во время морового поветрия, бывшего во Пскове, от Чирской иконы Богоматери из обоих глаз истекли Чирская, или Псковская слёзы. Узнав об этом знамении, псковский князь Феодор Александрович послал священнослужителей принести чудотворную икону во Псков. Во сретение иконы совершён был крестный ход при великом стечении народа и участии князя; все с благоговением молились. Псковитяне внесли икону в город и поставили в соборную церковь Св. Троицы. Празднество установлено 16 июля в воспоминание знамения великих чудес, бывших от сей иконы, и прекращения морового поветрия. По перенесении во Псков Чирская икона стала называться Псковскою.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

В 1876 году был освящен правый придел Соборного храма во имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца, в 1879 году - левый придел во имя святого мученика Иоанна Воина. Главный Престол в честь Преображения Господня был освящен в 1897 г. Во всех трех приделах были устроены мраморно-мозаичные иконостасы работы академика живописи В.Д. Фартусова. По преданию, близ левой стороны Собора, почивали мощи Преподобного Поликарпа Брянского. В Соборе находилась древняя икона Преподобного Поликарпа с крестом от его вериг, икона просветителя Брянского края священномученика Кукши с частицей его мощей, Евангелие и иконы XVII века. В ризнице Собора было устроено древлехранилище. Ежегодно из Собора совершалось несколько Крестных ходов: 1) в праздник Вознесения Господня - вокруг Собора; 2) 29 июня, в день памяти святых первоверховных Апостолов Петра и Павла - в Брянский Петро-Павловский монастырь; 3) 12 июля с иконой Божией Матери, именуемой «Троеручица», на молебен к городским лавкам; 4) 11 августа с иконой Божией Матери, именуемой «Свенская», накануне переносимой из монастыря в Собор - вокруг всего города: этот Крестный ход совершался в память избавления от нашествия французов на г. Брянск в 1812 году; 5) 15/28 августа в Свенский монастырь; 6) 1 октября ежегодно в Собор приносилась на один месяц икона Божией Матери «Свенская». В часовне, принадлежащей Собору, находилась чтимая икона Божией Матери «Троеручица». Ежегодный Крестный ход с этой иконой установлен в память следующего события. В сороковых годах XIX столетия 12 июля в г. Брянск была страшная гроза. Молния ударила и в то самое место, где висела святая икона Божией Матери, именуемая «Троеручица», но пожара не произошло, хотя кругом вблизи был большой пожар. При Соборе была женская Церковно-приходская школа, две школы грамоты, духовная библиотека и читальня. После образования в феврале 1920 года Брянской губернии, в декабре того же года была образована Брянская Епархия. Покровский Собор стал Брянским Кафедральным Собором. В конце 1923 года за право заключить соглашение с органами власти на пользование Собором боролись православная и обновленческая общины. В 1924 году Собор был закрыт. Утварь, имеющая художественно-историческую ценность, была передана губмузею, подризники - мехартзаводу для проведения карнавала, остальная церковная утварь была роздана общинам Смоленского, Троицкого, Воскресенского, Казанского старообрядческого и Серафимовского храмов. В Соборе долго размещался народный дом имени 25 октября (клуб с кинотеатром), антирелигиозный музей. Собор сильно пострадал в Великую Отечественную войну. В начале 1960-х годов его разрушили. Осталась древняя колокольня. Были предложения реставрировать ее и передать музею, но 20 июля 1968 года по решению местной власти колокольню взорвали.

http://sobory.ru/article/?object=41247

Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызывали среди братии распри и разделение. И тогда Матерь Божия, явившись одно­му затворнику, объявила, что отныне Сама будет игу­мений обители. В знак этого дотоле стоявшая в алта­ре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место. С тех пор и по сей день Хилендарем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» – Игуменьи сей обители. От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена. Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев: турки признавались, что нередко ви­дели таинственную Жену, охранявшую стены Хилендарской обители и недосягаемую для человеческих рук. «Троеручица» издавна почиталась и в России, где пре­бывает немало списков с первоявленного образа, также прославившихся чудотворениями. Еще в 1661 году хилендарские иноки прислали один такой список в дар Ново-иерусалимскому монастырю. С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в москов­ском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола. Ны­не в храме перед этим образом ежепятнично читается акафист. В изразцовом киоте на наружной западной сте­не храма Успения в Гончарах помещен еще один список, и перед ликом Божией Матери «Троеручицы» здесь слы­шатся неустанные моления. Чудотворные списки с самого первоявленного афонско­го образа либо же с других списков «Троеручицы» на­ходились также в московском храме Покрова в Голиках, в тульской Владимирской на Ржавце церкви, в Белобережской пустыни под Брянском, в воронежском Алексеевском Акатовом монастыре, в Ниловой пустыни на Се­лигере и в иных местах. Рейтинг: 9.7 Голосов: 1718 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии

http://pravoslavie.ru/1901.html

В благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название «Троеручица» 25 июля. ПРАВМИР. В IX веке, во время иконоборчества, за ревностное почитание святых икон преподобный Иоанн Дамаскин был оклеветан императором Львом III Исавром перед Дамасским калифом в государственной измене. Калиф приказал отсечь кисть руки преподобного и повесить ее на рынке. К вечеру святой Иоанн, испросив у калифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Преподобный просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы он задремал и увидел во сне, что Пречистая обращается к нему, обещая скорое исцеление. При этом Матерь Божия повелела ему без лени трудиться этой рукой. Пробудившись от сна, преподобный Иоанн увидел, что рука невредима. В благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название «Троеручица». По преданию, преподобный Иоанн написал благодарственную песнь Матери Божией «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», которая является задостойником в литургии святого Василия Великого. Святой Иоанн Дамаскин принял иночество в Лавре преподобного Саввы Освященного и передал туда чудотворную икону. Лавра даровала икону «Троеручицы» в благословение святителю Савве, архиепископу Сербскому. Во время нашествия турок на Сербию христиане, желая сохранить икону, поручили ее попечению Самой Матери Божией. Они возложили ее на осла, который без погонщика пришел на Афон и остановился перед Хилендарским монастырем. Иноки поставили икону в соборном храме. Во время разногласий при выборе настоятеля Матерь Божия благоволила Сама принять настоятельство, и Ее святая икона заняла игуменское место в храме. С тех пор в Хилендарской обители избирается только наместник, а иноки, по монастырскому обычаю, получают от святой иконы благословение на все послушания. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tserkov-otmechaet-den-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010