Бесконечная и неизглаголанная милость Божия многих из нас уже удостоила принять величайший дар благодати - причастие Божественных Таин Тела и Крови Христовой. Одни удостоились принять Святые Христовы Тайны вчера, другие сегодня, третьи подготовляются и ждут воспринять Христову благодать. Этот дар очень велик, и нет в целом мире другого, к которому можно было бы его приравнять. Величие причастия Святых Таин изобразил Сам Иисус Христос в следующих словах: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54). Из этих слов Спасителя мы должны уразуметь: достойное принятие Святых Таин соединяет человека с Богом навеки, навсегда. Такой человек в себе самом носит благодать Божию. Он так же близок к Господу, как близка зеленеющая ветвь с плодоносным деревом, на котором растет. В этом смысле Спаситель сказал Своим последователям: Аз есмь лоза, вы же рождие (Ин. 15, 5). Только от ветвей здорового дерева можно ожидать плодов. Только здоровая и неиспорченная ветвь способна извлечь из корня древесного живительную влагу. Сухой отломленной ветви нельзя привить жизни. Таким образом, человек, причащаясь благоговейно Святых Христовых Таин, воспринимает в себя способность жизни чистой, святой, такой именно, какую заповедал Христос нам, Своим детям и ученикам. Приняв Христовы Тайны, мы должны свою жизнь украсить добродетелями, должны из себя представить ветви христианства и Православия. Достойно причастившимся обещана Спасителем вечная жизнь. Спаситель наш Своим учением ведет людей к познанию этой жизни. В Спасителе, как истинном Боге, воплощается эта вечная жизнь. Для человечества Иисус Христос есть Жизнь и Источник жизни. Кто достойно приобщился Святых Таин, тот не умрет. Не страшны такому человеку ни бури жизненных бедствий, ни подводные камни житейских обстоятельств, от которых мы, слабые, так часто и малодушно теряем свою голову. Не страшна человеку тяжелая бедность, не страшна для него ни сума, ни тюрьма, ни обида людская, потому что он - причастник Божий. Бедствия - принадлежность земли; счастье - удел неба. Горе и страдания ранят и терзают только тело; они уязвляют, но не убивают облагодатствованную душу. Всякая жгучая скорбь, всякое страждущее одиночество находит себе успокоение и утешение в Спасителе, не только пролившем Свою бесценную кровь за нас, но и даровавшем ее нам как целебное, чудотворное врачевство, способное воскрешать, животворить, просветлять верующую душу, внести небесную радость в тоскующее сердце.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2114...

За нерадение отступает ПОМОЩЬ БОЖИЯ Послышим, что далее, по жалостном том слове, глаголет Иудеом Господь: «Се оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф. 23, 36 ). Хотел их собрати под криле защищения Своего и спасения премилосердый Иисус, но не хотели. Осталися убо в запустении и заблуждении и погибели, как и были. Без Иисуса нет спасения никому; всяк подлежит вечному осуждению, кого Иисус не защитит. «Гнев бо Божий пребывает на нем» ( Ин. 3, 46 ). Прибегнем, возлюбленне, верою ко Иисусу, да покрыет нас кровом крил Своих от грядущаго гнева. Прибегнем, пока зовет и обещает нам милость Свою, да не нам скажется от Него: «Се оставляется вам дом ваш пуст». Той же Иисус, Который ныне зовет к Себе всех, в день суда отошлет от Себе непришедших: «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» ( Мф. 25, 41 ) (5:116). Нерадение отсекает от Христа и обрекает на сожжение Видишь ветвь, отсеченную от древа и изсохшую, которая ни на что не потребна, как только на сожжение. Разумей от сего, что тако всяк, кто от Христа, «Иже есть лоза истинная», нерадением и злым житием отсечется, не только никакого плода не приносит, но якоже розга, изшет, и собирают ю, и во огнь влагают, и сгорает, как Сам Он о том поучает ( Ин. 15, 1, 5 и 6). Сие увещавает тебе крепко держаться Его верою и любовию, удаляться от всякаго греха, и Христу единому прилепляться, смирением и терпением Ему последовать (2:27). Нерадение делает ДУШУ мертвой. Молиться, чтобы Христос оживил ДУШУ Видишь паки древо изсохшее, и ни к чему, как только к сожжению годное. Разумей, что тако имеется грешнаго душа, которая живые веры и плодов ея не имеет, которыя кончина – посечение и вечнаго огня АД. «Всяко бо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и в огнь вметаемо» ( Мф. 3, 10 ). Сей случай подает тебе причину обратить очи твои на душу твою, не находится ли и она в таком бедном состоянии, и молиться Христу Богу, Который и мертвых оживляет, чтоб оживотворил ее, и росою благодати Своея напоил к прозябению плодов духовных (2:27).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Следовательно, поклонение духом есть поклонение мыслью, познанием, стремлениями, чувствованиями и свободными действиями. В обыкновенном понятии о поклонении непременною чертою является телесное припадание. Так Иов – пад на землю, поклонися Господеви ( Иов.1:20 ); диавол требует от Христа, чтобы Он падши поклонился ему ( Мф.4:9 ); двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле и поклоняются Живущему во веки веков. ( Апок.4:10 ). Иисус Христос со властью божественного законодателя требует, чтобы поклонение соединялось с припаданием духовным, с покорением, подчинением и посвящением Богу всех мыслей, желаний и чувствований, как это бывает в подвиге пламенной молитвы (ср. Мф.26:39 ; Лк.22:41–45 ). Как Учитель, восполняющий ветхозаветный закон, Он требует, чтобы в поклонении, которое понимали прежде лишь как телесное, первое участие принадлежало духу. Ветхозаветные поклонники заслуживали упрека, что они приближаются к Богу устами своими, – сердце же их далече отстоит от Бога ( Мф.15:8 ; Ис.29:13 ), что поклоняются они только телом, дух же их не участвует в поклонении. Господь же Иисус требует, чтобы в поклонении участвовал прежде всего дух, чтобы он первый припадал к Богу, как наиболее подобный Ему, чтобы дух и здесь предводительствовал телом, как вождь и повелитель его. Что же теперь означает поклонение истиною? Что такое истина? Когда сравниваются слова, речи, учения, то очевидно, что истина есть противоположность лжи: в истинном учении, в истинных словах излагается то, что есть, а в ложных – то, чего нет ( Ин.8:44–45 и 55). Когда сравниваются предметы, одинаково существующие в действительности (как манна и Христос, естественная лоза и Христос, Ин.6:32, 15:1 ), то истинным называется предмет прообразуемый, по отношению к которому другой, низший, является прообразом. Если, наконец, сравниваются действия людей одни с другими, то истинными называются те из них, которые совершаются по чистому побуждению, от искреннего сердца ( Евр.10:22 ), а не с иным намерением, не с притворством, без лицемерия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не гнушались ранние христиане даже языческой мифологией: один из их излюбленных образов – Орфей, который настолько проникновенно играл на свирели, что его заслушивались дикие звери. Орфей напоминал первым христианам Христа. Свирель – учение Христово, а хищные звери – звероподобные люди с пороками, грехами и страстями. Учение Христово и Божия благодать укрощают зверообразный нрав греховного человека. Встречалось изображение виноградной лозы, которая до сих пор украшает Царские врата. Иногда ее можно увидеть на обложке Библии, потому что Христос сказал о Себе: Я есмь Истинная Виноградная Лоза ( Ин.15:1 ). Изображение рыбы является шифром в прямом смысле слова. Если взять первые буквы греческих слов «Иисус Христос Сын Божий Спаситель», получается XΘYΣ (ΙΗΣΟYΣ ΧΡΙΣΤΟΣ YΙΟΣ ΤΟY ΘΕΟY ΣΩΤΗΡΟΣ). Слово «Ихтис» порусски означает – «Рыба». Сохранились изображения Богоматери с Младенцем на коленях, обычно в окружении волхвов, относящиеся ко II–IV векам. Так в изображениях появляется сюжет. Со II столетия в катакомбах встречаются изображения Христа и самарянки. Это – уже не символика, а иллюстрация евангельских сюжетов. Кроме древнехристианских символов существовало, конечно же, и распятие. В основном кресты были без Христа, их форма была различной, поэтому споры о том, какой крест «правильный»: четырехконечный, шестиконечный или восьмиконечный, — догматического значения не имеют. Впервые крест с изображением Христа появляется в V веке – на дверях храма святой Сабины в Риме. Вплоть до XIX столетия Христос на Кресте – всегда живой и торжествующий, не провисающий на руках. И сейчас в католических храмах распятый Христос – непременный атрибут, в то время как икон может почти и не быть. В X веке Христос впервые изображается на кресте мертвым; со временем этот образ становится практически повсеместным. Появилась некая фигуральность, неодухотворенность изображения. На древних изображениях ноги Христа прибиты к кресту двумя гвоздями, и только с XIII столетия на Западе появляются изображения, на которых они скрещены и пробиты одним гвоздем.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

104 Другого Утешителя, в греческом – параклита (λλον παρκλητον). Точное значение слова параклит – ходатай, посредник, помощник, учитель. Даст вам другого ходатая («Дух ходатайствует о нас воздыханиями неизреченными; Он ходатайствует за святых», Рим.8:26–27 ); другого помощника («силою Духа Святаго»... Рим.15:13, 16, 18 и пр.); учителя (Кор. 2:10–13, 12:3–11); «Дух Святый научит вас всему, напомнит вам все» – в этой же беседе Господа Иисуса. 105 Мир оставляю вам. До послания Духа Святого Иисус завещает и передает Свой мир Своим ученикам, т. е. прощение их грехов, их примирение с Богом, мир в себе самих, и ту внутреннюю радость, которая вытекает отсюда – радость бесконечно высшую всех радостей мира, которые все мимолетны и обманчивы, как и все в мире, как и самый мир. 106 Да не смущается сердце ваше... Да, не могли не волноваться глубоко ученики: Учитель скоро оставляет их, и им предсказывает что-то страшное. Вот почему Иисус Христос считает необходимым укрепить сердце своих учеников. Он убеждает их вверить себя Богу, а также и Ему, потому что Он Сын единородный и посланник Божий и поэтому имеет силу сохранить их среди всех опасностей. Он удаляется, но это для того, чтобы приготовить им место в вечных обителях. Притом Он опять будет скоро с ними, не личным присутствием, но посредством Духа Святого, и они войдут в духовное и вечное общение с Ним ( Ин.12:29, 17:24 ). Таким образом Учитель их всегда будет с ними, и они с Ним как на настоящем жизненном пути, так и за пределами этой жизни. A, кроме того, не могли и не знать ученики, куда теперь идет их Учитель, и какой путь ведет к месту Его вечного пребывания: так часто Он напоминал им о Своем возвращении к Отцу небесному ( Ин.6:62, 7:33 и пр.), и о необходимости веровать в Него, чтобы чрез то быть с Ним в обиталище жизни, блаженства и славы. 108 Здесь кончилось собеседование Иисуса с учениками в доме. Отсюда они пошли на гору Елеонскую. Можно думать, что они проходили, или даже на несколько времени останавливались среди виноградника, потому что Иисус употребил сейчас же обыкновенный способ Своего собеседования – делать приложение из того, что на глазах: «Я есмь истинная лоза» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. ( Ин.15:1 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В Евангельском отрывке, прослушанном нами за Божественной литургией, Господь наш Иисус Христос продолжает прощаться с учениками, духовно подготавливая их к тем трагическим событиям, которые должны в скором времени произойти (см. Ин.14:27-15, 7 ). Христос говорит: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Попробуем разобраться в этих словах Господа. Выражение: идите с миром было свойственно всем благочестивым и соблюдающим приличия людям еще в Ветхом Завете. Так прощались и приветствовали друг друга. Но обычное выражение в устах Сына Божия приобретает особый смысл. Для Него это не просто пожелание, которое может и не исполниться, а действительное дарование мира, которым был преисполнен Иисус Христос, мира, царящего в Его душе. Господь вправе сказать: …мир Мой даю вам. Он — Творец вселенной, Владыка жизни и Властитель мира. Особую благодать душевную, неизреченный свет Христов, как величайшее сокровище оставляет Божественный Учитель святым апостолам. С этим миром, с этой благодатью и озарением им отныне не будут страшны никакие трудности и нестроения земного мира, никакие выпады врагов и недоброжелателей, никакие муки и страдания, даже когда Господь удалится от них к Отцу Небесному. Все это, конечно, понимают ученики. Но даже приобретая такое сокровище, они остаются грустны и печальны. Для них, всей душой любящих Господа, нет сейчас ничего страшнее и тяжелее, чем расставание. Сын Божий видит, как страдают апостолы. Ему хочется поддержать и утешить их, тем более обетования Господа благодатны и утешительны.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Слова Христовы ясно говорят: приимите, ядите, сие есть тело Мое..; пийте от нея вси.., сия чаша, новый завет есть в Моей крови и проч. С этими словами мы соглашаемся, их неизменно держимся, весьма охотно желая видеть тех, которые своим руководительством представляют учение и дела Христовы не в таком виде, как Он Сам сказал о них» (Catech. major, р. II, art. IV, 554). Те же мысли встречаем в «Формуле согласия». После слов установления евхаристии: сие есть тело Мое, здесь читаем: «на этом слове мы твердо стоим; здесь мы безопасно будем пребывать и ожидать исхода, в силах ли будут противники победить его» (Form. conc., р, II, а. VII, 731).  «В этих словах установления таинства евхаристии наш фундамент, защита и оружие против всех ошибок и изворотов, которые до сего времени делались или когда-либо будут делаться по настоящему предмету» (Ibid., 732). На этих словах Иисуса Христа, как на «единственном прочнейшем, неразрушимом и вне всякого колебания положенном камне истины», Лютер утверждает свое учение о таинстве евхаристии (Form. conc., р. II, art. VII, 737). 76 Цвинглиане понимали слова установления таинства евхаристии не в буквальном смысле, а в образном, фигуральном. Они соглашаются с Лютером, что под выражением сие в словах Иисуса Христа: сие есть тело Мое – нужно разуметь хлеб, а под выражением тело нужно разуметь в буквальном смысле то тело, которое имел Христос Спаситель во время земной жизни своей; но они не хотят понимать буквально связку есть. Эта связка, по их мнению, не указывает в данном случае на тождество двух предметов – хлеба и тела, а должна быть понимаема в смысле «означает» (significat). В таком смысле Иисус Христос часто употребляет эту связку; напр., говоря: Аз есмь лоза истинная ( Иоан. 15, 1 ), Аз есмь пастырь добрый ( Иоан. 10, 11 ) и т. п. В таком же точно смысле во время тайной вечери Он говорит: сие (хлеб) есть (означает, изображает) тело Мое, т. е. хлеб будет для вас образом, или напоминающим знаком Моего тела и его искупительной смерти (см. Pfaff, acta et scripta publica eccles.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/simv...

Отнимая у детей Христа, на что ты рассчитываешь? Когда апостол Павел стал проповедовать слово Божие в Афинах, тамошние философы отказались от собственных учений, потому что поняли: Бог, Которого они искали – это не Зевс, не Афина или Гермес, а Иисус Христос. И Платон, уважаемый господин чиновник, искал Христа, как и остальные греческие мыслители, а доказательством здесь служит то, что они сразу же приняли Евангелие – без какого-либо давления и принуждения со стороны. И последовали за Христом, и крестились, и все свои труды и учения также «окрестили» учением Христа. А сейчас ты, уважаемый, хочешь быть царем больше Царя? Или еще кем-то, раз сравниваешь Платона со Христом? Невероятно! Философ – человек, который родился, жил и умер, — сравнивается со Христом, Предвечным Словом Божиим, Началом всего! Со Христом, Который был распят, а затем воскрес, Который существует всегда и Который сказал о Себе то, что Платон никогда а себе не говорил – «Я есть Путь, Истина и Жизнь». Говорил ли такое про себя Платон, уважаемые гости телепередачи? «Я – Альфа и Омега», — сказал Христос в Своем Откровении. «Я – Начало и Конец, Первый и Последний. И в руке Моей ключи от жизни и смерти. Я – Лоза истинная, Манна небесная». Говорил такое про себя Платон? А? Да и в конце концов, как вы думаете, почему все эти философы никак не изменили мир? Мы называемся христианами. Весь цивилизованный мир – христианский. Христос изменил мир, и это говорю не я, это говорит история. Что же вы предлагаете детям? Что даете им? Неужели Платон когда-то говорил, подобно Христу: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5)? А Господь говорил так. И вот доказательство Его словам. Забираешь у детей Христа? Хорошо. Раз тебе так хочется – пускай, но очень скоро ты увидишь результаты: увеличение детской преступности; детская депрессия; компьютерная зависимость, игромания, чувство вины. Увидишь детей, блуждающих в Интернете, в местах, которые представляют опасность, угрозу их жизни и здоровью. Именно так и будет. И тогда ты удивишься – как?! А я не удивлюсь, даже когда будет еще хуже. Отнимая у людей Христа, забирая Его из детской комнаты, детского сердца, — на что ты рассчитываешь? Что у ребенка будет все хорошо?

http://pravmir.ru/arhimandrit-andrey-kon...

XVI. 16). Итак, слово Божие, не удержимое никакими преградами, или недостатком орудий, как молния сквозь облако, проторглось сквозь омраченную душу и устами человека неправды проповедало человека святыни: «се человек!» Дабы почерпнуть из сего изречения, по-видимому, только земного, скрывающийся в нем свет чистого небесного познания, поучимся, слушатели, ведению человека от мужа, которого в сем наставил сам «человек Христос Иисус» ( 1Tuм. II. 5 ), показав ему свое Божественное человечество с небеси и собственным словом удостоверив его в истине сего откровения: «Аз есмь Иисус» ( Дeяh. IX. 5 ). Апостол Павел в целом мире считает только два человека, из коих одного называет первым, а другого вторым и последним. Он говорит: «первый человек от земли перстен; вторый человек Господь с небесе» ( 1Kop. XV. 47 ); «бысть первый человек Адам в душу живу, последний Адам в дух животворящ» ( 1Kop. XV. 45 ). Все прочие человеки принадлежат к сим двум, как ветви к древу и корню, или, по точному изречению самого второго человека Иисуса Христа, как рождие к виноградной лозе: «Аз есмь лоза, вы же рождие» ( Uoah. XV. 5 ). Где ныне первый человек? – быв отторгнут от Бога преслушанием заповеди, он исторжен из святыя земли райския, повержен на сию землю пораженную проклятием, где сие славное некогда древо тщетно до бесчисленности умножает листвие и ветви, непрестанно увядающие, и не может произвести никакого плода в жизнь вечную. Все те, которые по происхождению от первого Адама называются «сынами человеческими» ( Ncaл. IV. 3 ), по истинному достоинству их деяний и самого естества, в Слове Божием именуются «семенем змия» ( Быm. III. 15 ) древнего, прельстившего человеков, «древом злым» (Мат. VII. 17), «при корени коего лежит секира» ( Mф. III. 10 ) осуждения вечного, «плотию», в которой «не... пребывает Дух Божий» ( Быm. VI. 3 ) и «уподобляются скотом несмысленным» ( Ncaл. XLVIII. 13 ). И где же человек? Веки и тысячелетия произвели ли его? Общества сложили ли его в один состав? Законы начертали ли образ Его? Мудрецы вдунули ли ему душу живу? – Если бы род Адамов мог ощутить себя единым общим ощущением, – оно было бы ощущением беспомощного Иерусалимского расслабленнаго, и весьма естественно изобразилось бы его же словами: «человека неимам» ( Uoah. V. 7 )! Но се пришел, наконец, столь долгое время ожиданный, человек, долженствующий исцелить расслабленнаго или, лучше сказать, от смерти, которая по тому только могла называться жизнию, что была ощущаема, воздвигнуть к истинной жизни, превышающей чаяния и желания расслабленнаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Здесь показано отношение между двумя различными конкретными реальными предметами. Оба предмета не уравнены связкой, но связка выражает только, что один предмет есть отношение другого. Этим способом еще не вполне определяется отношение между подлежащим и сказуемым. Смерть Иисуса Христа есть, конечно, следствие злобы врагов Его, но этим суждением еще не вполне определяется весь её смысл и значение; эта смерть есть еще и нечто другое. – Вот ряд возможных суждений, в которых связка «есть» имеет то такое, то иное буквальное значение. Но мы не находим никакой возможности отнести сюда евхаристические слова Иисуса Христа, в которых связка указывала бы на такое соединение подлежащего с сказуемым, какое признают лютеране между евхаристическим хлебом и телом Христа Спасителя. При лютеранском взгляде на евхаристию, кажется, менее всего следовало бы говорить о буквальном понимании слов установления её, – гораздо естественнее было бы требовать иносказательного понимания их. Рассмотрим теперь существующие небуквальные понимания указанной связки. 1) Встречается целый ряд таких или иных объективных отношений предмета; но может случиться другой предмет с совершенно такими же отношениями, – тогда он представляет аналогию с первым предметом; напр.: Иисус Христос находится в следующих отношениях к миру: Он охраняет своих последователей, заботится об их нуждах, борется с врагами. Все эти отношения между Иисусом Христом и верующими встречаются и между хорошим пастухом и его овцами. Отсюда образное выражение Иисуса Христа: Аз есмь пастырь добрый ( Иоан. 10, 11. 14 ). Здесь сказуемое не есть предмет, существующий подле подлежащего, а выражает содержание качеств или отношений. В подобных образных выражениях может быть два случая: или предмет, отношения которого должны быть названы, есть подлежащее, а комплект отношений есть сказуемое, или наоборот. В первом случае связь бывает описательная (относится к бытию подлежащего); напр.: Аз есмь лоза истинная виноградная ( Иоан. 15, 1 ); а во втором случае она именная (относящаяся к значению подлежащего); напр: семя есть слово Божие ( Лук. 8, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/simv...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010