Почему священномученика Игнатия называют Богоносцем? Говорят, вот почему. Когда Господь, еще живя на земле и уча людей, сказал: «Пустите детей приходить ко Мне» ( Мк. 10, 14 ), в народе случайно были родители Игнатия вместе с мальчиком, который уже начинал ходить. Господь, призвав его к себе, поставил посередине и, взяв его на руки и обняв его, сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф. 18, 3 ). Потому-то и был святой Игнатий назван потом Богоносцем, что был носим руками воплощенного Бога. Но не менее и потому он был назван Богоносцем, что носил Бога своем сердце. Когда мучители бросили его на съедение зверям за Христа, то спросили, почему у него на устах всегда имя Христово? Святой ответил: «Это имя у меня написано в сердце, и устами я исповедую Того, Кого всегда ношу в сердце». После, когда святой был съеден зверями, то по Божию изволению сердце его сохранилось. Неверные, найдя его и вспомнив слова святого, разрезали это сердце пополам, желая узнать, правду ли он говорил, и нашли, что внутри на обеих сторонах разрезанного сердца золотыми буквами было написано: «Иисус Христос». Таким образом, святой Игнатий и по имени, и самым делом оказался Богоносцем, поскольку носил в сердце своем Христа Бога. ?? ??Мы же, возвращаясь к беседе, скажем про себя: вот где любит насаждаться мысленная лозаХристос: в сердцах Своих верных рабов, истинно любящих Его. Пусть же каждый посмотрит в свое сердце – найдет ли в нем Христа? О сердце христианское, сердце строптивое, развращенное, ожесточенное и окаменелое! Есть ли в тебе Бог, носишь ли в себе Бога? Насаждается ли в тебе истинная виноградная лозаХристос? Не больше ли ты рождаешь непотребное, смрадное и вредное зелье злых помышлений, о которых говорит Сам Господь: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния... кражи»? ( Мф. 15, 19 ). ?? ? Был бы безумцем тот, кто в своем малом саду, из которого он имеет все Свое пропитание, вместо каких-либо необходимых для пропитания плодов насаждал крапиву или терние и такими бесполезными растениями портил бы полезную землю. Не к разумным, но к глупым причисли и того, кто в сердце своем насаждает вместо лозы-Христа репейники страстей и грехолюбия и рождает вместо гроздей терния. Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 448–449 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

«Исследователями экзегетических трудов святителя Филарета отмечается высокое достоинство истолкования им 2-го псалма»… 146 В частности, Н. Троицкий говорит: «У Филарета – обстоятельный разбор и точный перевод текста по еврейскому подлиннику, отчетливое понимание и изложение буквального смысла, основательный вывод пророчественного мессианского значения, научный метод с критической обработкой данных, русская речь и литературный слог». 147 Псалом 6 При рассмотрении псалма 6 обращают внимание на стих 9: «Удалитесь от меня все делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего». Господь Иисус Христос вспоминает эти слова, когда обличает лжепророков: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф. 7, 22–23 ). Псалом 8 Надписание в русском переводе: «Начальнику хора. На гефском орудии. Псалом Давида». В славянской Псалтири надписание: «О точилех». Святитель Афанасий Великий указывает, что «псалом говорит о Христе и о Церквях по вочеловечении, так как и Единородный именуется виноградною лозою, а верные – рождием. Если же иудей пытается утверждать, что псалом повествует вообще о человеке, то и в сем случае да будет известно, что покорено все человеку, потому что вочеловечился Сый во образе Божием. Раньше в подзаконном служении было одно предточилие, т.е. жертвенник в храме, по призвании же язычников – точил много, и это суть Церкви, собирающие плоды преуспевающих в благочестии». 148 Блаженный Феодорит также под точилами понимает Церкви, «потому что и Господь именуется виноградною лозою. Ибо Сам сказал в Священном Евангелии: «Аз есмь лоза истинная» ( Ин.15:1 ). 149 «Сей псалом, – говорит блаженный Феодорит, – в победную песнь приносится Победодавцу Богу, сокрушившего врага и местника диавола и окончательно освободившему людей от его мучительства. Точилами же пророк называет церкви, потому, что и Господь именуется виноградною лозою. Ибо Сам сказал в Священном Евангелии: «Аз есмь лоза истинная» ( Ин.15:1 ). Поэтому сей псалом, надписанный: «о точилех», предрекает спасение вселенной, показывает попечительность Божию о людях и предсказывает вочеловечение Единородного». 150

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

4:4—5). Но Христос избрал для этого хлеб и вино, потому что этим продуктам в еврейской священной символике придавалось особое значение. Хлеб являлся символом жизни. И Сам Христос пользовался этим символом, когда говорил о Себе иудеям: «Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес; ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру… Я есть хлеб жизни… Я — хлеб живой, сошедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век» (Ин. 6:32—51). Виноградная лоза — символ избранного народа Божия (Ис. 5:1—6). «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его» (Ис. 5:7). В Новом Завете Сам Господь — «истинная виноградная Лоза», а Бог Отец — виноградарь, все же люди, кто пребывает со Христом, — ветви этой Лозы (Ин. 15:1—6). Чаша вина — прежде всего символ спасения. «Чашу спасения приму и имя Господне призову» (Пс. 115:4), но вместе с тем она и символ страданий. «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить?» — сказал Иисус матери сыновей Зеведеевых (Мф. 20:22). Свои собственные страдания Он тоже назвал чашей: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия… Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф. 26:39—42; ср. Мк. 14:36, и Лк. 22:42). Хлеб и вино, взятые вместе, — это евр. «bashar — bisra», греч. η σαρξ και το αιμα, что соответствует славянскому «плоть и кровь» и означает психофизическую природу человека без того, что Священное Писание называет в человеке образом и подобием Божиим («Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» — (Быт. 1:26—28)) или духом («Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его» — (Пс. 145:4)) и без того, что на богословско-философском языке выражается терминами η υποστασις, substantia, а по-русски — личность.     Это еврейское образное выражение несколько раз употребляет апостол Павел. Им он называет человеческую природу Иисуса Христа: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он воспринял оные» (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Господь Иисус Христос, Единородный Сын Божий, Своим воплощением, земной жизнью, учением, страданиями, крестной смертью и прославлением по человечеству приготовил все необходимое для спасения людей. Но чтобы воспользоваться даруемыми нам благами, мы должны войти в тесное единение со Христом – Источником нашего спасения и от Него почерпать духовные силы, обновляющие нашу греховную природу, делающие нас способными приносить добрые плоды веры и христианского благочестия. Образ такого единения христианина со Христом мы имеем в притче о виноградной Лозе. «Я есмь истинная виноградная лоза , – говорил Спаситель ученикам в прощальной беседе, – а Отец Мой – виноградарь... Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15, 1, 4–5 ). Каким же образом можем мы получать эту необходимую нам помощь? Как можем мы войти в единение со Христом, вознесшимся на небо и седящим одесную Отца? На это Священное Писание дает нам следующий ответ. Еще перед Своими крестными страданиями Спаситель дал апостолам, а в их лице и всем спасаемым, такое обетование: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя… Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин. 14, 16, 26 ). И это обетование исполнилось. В день Пятидесятницы Дух Святой явился видимым образом (в виде огненных языков), дабы с тех пор невидимо, но неотлучно (см. Ин. 14, 16 ) пребывать в основанной Господом Иисусом Христом Церкви, совершая или завершая спасение людей на основе исполненного Христом дела (см. Ин. 17, 4 ), и не без участия при этом Самого Искупителя. Теснейшая взаимосвязь деятельности Христа Спасителя и Духа Святого в едином процессе спасения выражается в наименовании Духа Святого Духом Христовым (см. Рим. 8, 9 ), Духом Сына (см. Гал. 4, 6 ), а также в том, что Христос изображается Раздаятелем даров Духа Святого верующим (см. Ин. 7, 37–39 ; Еф. 4, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

И апостол мог применить к христианам основную идею Израиля как народа, избранного Богом. «Вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, чтобы возвещать совершенства призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет» (1 Посл. Петра 2, 9).    Эта чисто историческая сторона благой вести, в которой она примыкает к ветхозаветному представлению об Израиле как избранном народе Божием, вместе с тем согласуется с самим — изложенным выше — существом благой вести. Открытие бесконечной полноты богочеловеческой основы человеческого бытия означало, как уже не раз было упомянуто, преодоление одиночества, покинутости, сирости человека; но, тем самым, оно означало преодоление изолированности, замкнутости в себе единичного человека, индивида. Дети единого Отца, вернувшиеся в дом Отца и совместно. Его обитающие, естественно, составляют единую семью — семью в глубоком, древнем смысле этого слова, в котором она есть единый коллективный организм, единое духовное существо, как бы имеющее общее питание и более того — почти какое-то общее кровообращение. Если Бог, как мы видели, есть не отрешенная от человека трансцендентная инстанция, а имманентный источник, имманентная основа самой человеческой жизни, то все соучастники этой богочеловеческой основы не изолированы друг от друга, а внутренне слиты между собой. С открытием этой глубинной бесконечной богочеловеческой основы человеческого бытия совершенно меняется сама структура человеческого общения: в силу единства и общности для всех людей этой глубинной их основы общение есть не внешнее соприкосновение человеческих существ, а выражение их общей укорененности в едином живом целом. А так как живым, зримым воплощением этой общей богочеловеческой основы является Иисус Христос, и так как эта основа переливает в нас свои силы через Него, то единство участников богочеловеческой жизни есть их единство «во Христе», и Христос мог открыть людям: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь… Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Еван.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3869...

На вопрос же, для чего Богу нужны святые людские души, правильнее всего ответить так: нам, живущим на земле, этого знать не дано. Чтобы понять до конца весь Божий Замысел, надо обладать мудростью божественного уровня, а мы не божественны, мы только богоподобны. Не будем повторять греха Адама и Евы, дерзнувших проникнуть в непостижимую для человека тайну всего сущего, вкусив от древа познания добра и зла. Как разведчик или контрразведчик должен неукоснительно исполнять данные ему инструкции, не пытаясь вникнуть во все тонкости плана операции, разработанного в центре специалистами, так и мы должны заботиться и думать только об одном: чтобы выполнить то, чего требует от нас наш Создатель. А Он требует, чтобы мы принесли плод. Как же это сделать? На это нам даны совершенно четкие инструкции: «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы больше принесла плода… Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» ( Ин.15:5 ). Пребывать во Христе означает следовать Его заповедям. В них Он указывает нам путь к истине и жизни. Беседа четвертая «не вы меня избрали, но я вас избрал» Когда на Тайной Вечере Иуда вышел из горницы и за ним закрылась дверь, Иисус сказал ученикам: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:34 ). Почему эта заповедь названа Иисусом «новой» – ведь задолго до этого Он разъяснил фарисею в присутствии большого числа народа, что надо любить ближнего как самого себя и это есть одна из главнейших заповедей ( Мф.22:37 )? На первый взгляд, Христос на Тайной Вечере просто повторил эту заповедь, так что ее никак нельзя назвать новой. На самом деле между этими двумя обращениями имеется принципиальное различие – оно заключается в том, кому они адресованы. В одном случае Христос обращается к конкретному лицу (фарисею) и к каждому индивидуальному человеку, который Его слышит, и говорит «люби», а в другом случае Он обращается сразу ко всем собравшимся, говоря «да любите», так что субъектом восприятия заповеди становится весь коллектив, рассматриваемый как новая духовная единица. Отсюда и заповедь делается новой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А время это и есть тот первый месяц у евреев, в который празднуется Пасха, прежде прообразовательная, а теперь истинная. Время это есть время сотворения мира. Ибо тогда Бог сказал: да прорастит земля зелень... дерево... приносящее по роду своему плод ( Быт.1:11 ). И теперь, как видишь, всякая трава уже дает семя. И как тогда Бог, сотворивши солнце и луну, установил для них равноденственное течение, так точно за несколько до сего дней было время равноденствия. Потом сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию ( Быт.1:26 ). Что относится к образу, это человек удержал; а что к подобию, это преслушанием своим исказил. Итак, в то же самое время, в которое он утратит это, последовало и исправление. Когда сотворенный человек за преслушание изгнан был из рая, в то же время уверовавший введен в него за послушание. Итак, спасение совершилось в то время, в которое произошло отпадение; т.е. когда цветы показались и время пения настало ( Песн.2:12 ). 11 . Сад был местом погребения, в котором насаждены были виноградные лозы. А Иисус говорит: Я есмь... лоза ( Ин.15:1 ). Итак, Он насажден был на земле, чтобы искоренить проклятие, навлеченное Адамом . Земля осуждена была произращать терние и волчцы; из земли произошла лоза, чтобы исполнилось написанное: истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес ( Пс.84:12 ). Что же будет говорить погребаемый в саду? Набрал мирры Моей с ароматами моими ( Песн.5:1 ), и потом: мирра и алой со всякими лучшими ароматами ( Песн.4:14 ). Вещи эти суть признаки погребения; и в Евангелии сказано: пришли женщины, неся приготовленные ароматы ( Лк.24:1 ). Пришел также и Никодим... и принес состав из смирны и алоя ( Ин.19:39 ). Потом написано: поел сотов Моих с медом Моим ( Песн.5:1 ): вкушал горькое во время страдания и сладкое по воскресении. Воскресши, взошел Он, когда затворены были двери: ученики не верили, ибо подумали, что видят духа ( Лк.24:39 ). На это Он сказал: осяжите Меня и рассмотрите ( Лк.24:39 ), вложите персты в раны от гвоздей, как испытывал Фома.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Аминь. Слово в Неделю 1ю по Пятидесятнице, Всех Святых 26 июня 1986 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В этот воскресный день, когда мы снова празднуем Воскресение Господа Иисуса Христа, совершаем еще память Всех Святых. Эта память связана с предшествующим праздником Святой Троицы и с днем Святого Духа. В лице Всех Святых мы видим результат действия верующих, угодивших Богу содействием Святого Духа, Святая Церковь выбирает некоторых, особенно выдающихся, которых прославляет как святых. Вернемся к празднику Святой Троицы. Трогательный народный обряд существует в этот праздничный день – украшать храм березками, приносить ветви березок в свой дом, украшать там святые иконы и вообще все наше жилище. Это символично, потому что березка – это живой организм. Это жизнь, которая указывает нам на Присносущную Жизнь Божию, на приснодышащую благодать Святого Духа. Вот почему мы украшаем свои дома березками. Это жизнь Новая, возрастающая, растущая. Это народный обычай. Народ правильно понял, что значит благодать Святого Духа и что соответствует ей, потому придерживается этого обычая. Знаменательно, что и Сам Господь наш Иисус Христос в своих словах, обращенных к Апостолам, приводил примеры из жизни растений: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь», и далее Он говорит: «Я есмь лоза, а вы ветви» ( Ин.15:5 ). Видите, в этом растении, виноградной лозе, заключается пример духовной жизни. Еще есть в послании святого Апостола Павла к Римлянам ( Рим.11:17 ) пример с растением маслиной. Для того чтобы показать, как возникает духовная жизнь, святой Апостол Павел пишет: «Ты, дикая маслина, – обращается он к тем, кто только что уверовал, – привился к настоящей маслине и стал общником корня и сока маслины». Обратим наше внимание еще больше на мир растений, он многому учит. Он, весь мир растений, взятый в целом, является символом множества святых. Одна земля, а много растений: есть там и маленькие травки, есть и цветы, есть и кустарники и деревья; растут рядом, но они различные. Одна земля их питает, а как они разнообразны! Точно так: один Пресвятой Дух, но от Его благодати рождается множество святых, которые различны по своему характеру, по роду занятия, по жизни, но одинаковы по своему благочестию и по своей благодати, по одухотворенности Духом Святым.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

В горнице их легко могли взять вместе с Ним. Не исключено, что Иуда сначала удостоверился, что дом опустел, и лишь потом повел стражу в глухой сад за Кедроном, где Учитель часто уединялся с Двенадцатью. По пути Христос продолжал беседовать с учениками. Он объяснял им смысл таинства Чаши, которое слило причастников в единое целое. «Я — истинная виноградная лоза, — говорил Господь, — и Отец Мой — виноградарь. Всякую ветвь на Мне, не приносящую плода, Он удаляет, и всякую, приносящую плод, — очищает, чтобы больший плод приносила... Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не пребывает на лозе, так не можете и вы, если во Мне не пребываете. Я — лоза, вы — ветви» 1 . Иисус говорил о Духе — Заступнике(от греч. ι κτης) и Утешителе , Чья сила преобразит апостолов, когда Сына Человеческого не будет с ними. «Еще многое имею вам сказать, но теперь вам не под силу. Когда придет Он — Дух Истины, Он введет вас во всю истину». Церкви предстоит, как и Христу, пройти через крещение скорбью и испить чашу страданий. Но разлука будет временной. Ученики не должны унывать, расставаясь с Христом. Он вернется к ним. «Истинно, истинно говорю вам: вы будете плакать и рыдать, а мир будет радоваться. Вы печальны будете, но печаль ваша в радость обратится. Женщина, когда рождает, печаль имеет, потому что пришел час ее. Когда же родит дитя, уже не помнит скорби от радости, что родился человек в мир. И вы теперь печаль имеете, но Я снова увижу вас, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас. И в тот день вы не спросите Меня ни о чем». Посланцы Мессии избраны для великого служения, и Он приведет их в Царство Отца. «Сам Отец любит вас, потому что вы Меня возлюбили и уверовали, что Я от Бога исшел; исшел от Отца и пришел в мир. Снова оставляю мир и иду к Отцу». Им показалось, что они начинают прозревать.  — Вот теперь Ты открыто говоришь и притчи никакой не говоришь. Теперь мы знаем, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто Тебя вопрошал . Поэтому веруем, что Ты от Бога исшел.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Да и вообще, Церковь Христова с самого ея основания подвергалась нападкам и с внешней стороны – от язычников, и внутренней – со стороны искажающих истинное Христово учение. Так, еще при апостоле Павле были некто “Именей и Филит, которые отступили от истины и разрушали в некоторых веру” (Тим. 2, 17–18). А в последующие за Апостолами времена! Сколько было разных ересей, вроде Ария, Нестория, Евтихия, ересь иконоборческая, а в позднейшие времена – латинство, лютеранство, секты: скопцы, хлысты, штундисты, баптисты, адвентисты, толстовцы, пашковцы... Все они старались разрушить Церковь Христову, но Она осталась неодолима. Все эти ереси и секты являются орудием в руках главного врага рода человеческого – диавола, который как [Л. 3] лев рыкающий ходит, ища кого поглотить ( 1Петр. 5, 8 ). Церковь Христова сама по себе неодолима, но нельзя этого сказать об отдельных ея членах. Им всегда грозит опасность попасть в руки диавола, оторваться от Церкви и погибнуть. Вот почему Господь Иисус Христос Церковь Свою сравнивает с деревом. “Я есмь Лоза, а вы – ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь и оне сгорают ( Ин. 15, 5–6 ). Эта Лоза,– Христова Церковь ,– нетленна. Это Дерево вечно будет стоять непоколебимо; но не то – ветви его. Эти ветви, если будут на Дереве (в Церкви Христовой), если будут питаться его соками (Таинство Причащения), то принесут много плода, но они могут и оторваться,– [Л. 3 об.] могут быть извергнуты вон и засохнуть, а такие ветви собирают и бросают в огонь, и оне сгорают. Вот враг рода человеческого – диавол и принимает все меры, пускает все в ход, и ереси, и секты, чтобы как можно более оторвать ветвей от дерева и погубить их. Вот и среди вас, братья-Христиане, стали распро-страняться сектанты, и они употребляют все меры разрушить веру православную, погубить некоторых членов Церкви. Преходят из веси в весь, дабы совратить хотя одного, и когда это случится, делают его сыном геенны ( Мф. 23, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Selishi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010