Виноградная лоза не упоминается в Писании до повествования о потопе, а после, особенно после выхода израильтян из Египта, очень часто употребляется как символический образ для описания их жизни и их отношения к своему Богу. Виноград возделывался в Палестине повсеместно и ему уделялось много внимания. Закон наряду с полями и другой собственностью дает подробные указания и насчет виноградников. Ухоженная виноградная лоза (виноградник) есть символ мира и благополучия. Господь Иисус Христос Себя назвал истинной виноградной Лозой, а Своих учеников - ее ветвями. Последний храм, отстроенный и украшенный Иродом, имел над входом огромное золотое изображение виноградной лозы. От Иоанна 15 5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. От Иоанна 15 1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Почему Христос называет Себя Лозой истинной? Разве обыкновенные лозы не истинные? 3десь прилагательное " истинный " (????????) имеет, несомненно, значение: " принадлежащий к вышнему миру, но действующий в этом мире среди людей подобно подчиненной закону органической жизни лозе " (Гольцман). Господь этим хочет сказать, что Его отношение к людям всего лучше (истинная) сравнить с отношением ствола виноградной лозы к ее веткам. Отец Мой - Виноградарь, т.е., как показывает употребленное здесь греческое слово (? ???????), не простой работник, а Хозяин. Он насадил истинную виноградную Лозу - Христа, пославши Его в мир. Ветви Лозы - Христа - это все верующие или обратившиеся в христианскую веру (Господь здесь взор Свой обращает на далекое будущее). Среди христиан будет немало таких, которые будут христианами только по имени, внутренне же будут далеки от Христа. Таких Бог отсекает от общения со Христом. Это отсечение сначала происходит невидимо, а потом совершится и на страшном последнем суде. Наоборот, ветви добрые Бог очищает, удаляя из них всё, что портит чистоту и вкус получаемого из лоз вина: это так называемые водянистые ветви. В отношении к истинным христианам, которые должны приносить только плоды добродетели, Бог действует так же. Он очищает, зачастую, путем тяжелых испытаний (1 Пет. 1:6, 7) их от всего, что мешает им идти по пути духовного самоусовершенствования.

http://pravicon.com/info-861

Христос - истинная виноградная лоза (Ин. 15:1-17) Иоанна 15:1 Я есмь. Одно из славных высказываний Иисуса о Самом Себе (см. на 6:20. ср. 8:12. 10:7, 11. 11:25. 14:6). О значении " Я есмь " без местоимения " Он " - см. на 8:24. Истинная. Гр. " алетсенос " - " подлинный " . В Библии Израиль представленный виноградной лозой (Пс. 79:8-16. Ис. 5:1-7. 27:2, 3. Иер. 2:21. 12:1-10). Искусно сделанная из золота Лоза украшала вход в храм Ирода (см. Мишна Миддах 3, 8 в Талмуде изд. Санкина стр. 15), и изображение листьев лозы или кистей винограда свисали на углах и в архитектурном оформлении. Спасение Израиля зависело от его тесной связи и Истинной Лозой. Но Израиль проявил неверность к своим духовным преимуществам и отверг своего истинного Царя - Иисуса. Теперь Иисус представил Себя как истинную виноградную Лозу. Только через жизненную связь с Ним люди могут быть спасены. Виноградарь. Гр. " георгос " - " труженик земли " , здесь - виноградарь. Ср. применение " георгос " в Лк. 20:9. 2Тим 2:6. Иак. 5:7. Сначала Бог взял лозу из Египта (Пс. 79:9) и посадил её в земле ханаанской. Теперь Он взял другую Лозу - Своего Собственного Сына и посадил Его в земле Израильской (см. ЖВ 675). Иоанна 15:2 Всякую у Меня ветвь. Ученики представлены как ветви лозы. Как жизнь ветвей и принесение плода зависит от связи с главным стволом Лозы, так и духовная жизнь христиан и принесение плода зависит от их связи со Христом. Не приносящую плода. Заявляющие, что они пребывают во Христе, должны приносить плоды согласно своему исповеданию. Эти плоды в другом месте Св. Писания названы " Плод Духа " (Гал. 5:22. Еф. 5:9) или " плоды праведности " (Фил. 1:11. ср. Евр. 12:11), т. е. плоды, которые являются праведностью. Эти плоды, очевидны в характере и в жизни. Когда эти " добрые плоды " (Иак. 3:17) отсутствуют, возникает необходимость отсечь бесплодные ветви. Отсекает. Гр. " аиро " (см. ниже " очищает " ). Очищает. Гр. " катхаиро " - " очищать " , в данном случае удаляя лишние прорастания. Характер очищается посредством испытаний и опытов жизни. Отец, как небесный виноградарь наблюдает за этим процессом. И хотя наказание вначале кажется печалью, но после, наученным через него доставляет мирный плод праведности (Евр. 12:11).

http://pravicon.com/info-861

Читайте также: «Где будет труп, там соберутся орлы»: в чем пророческий смысл этих слов из Евангелия? Что же касается происхождения Христа, то в Новом Завете неоднократно указывается, что по плоти Он принадлежал к колену Иудину. Это два родословия Спасителя, которые приводят евангелисты Матфей и Лука, и замечание апостола Павла в Послании к Евреям, где он пишет о принадлежности Иисуса к роду Иуды как об известном факте: ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина (Евр 7:14). Свидетельство, что Иисус Христос — герой пророчества, обращенного к Иуде, мы находим и в Откровении Иоанна Богослова. Жертвенный Агнец, который символизирует Спасителя, принесшего Себя в жертву за грехи людей, назван там львом от колена Иудина (Откр 5:5). Но не только о происхождении и времени пришествия Мессии говорится в пророчестве. Как писал Иоанн Златоуст, «благословение, данное Иуде, таинственно: оно предзнаменовало все то, что относится ко Христу». Образ льва, который лег так, что никто не может его поднять, тоже не случаен. Толкователи обращают внимание, во-первых, на сам выбор животного. Как лев — царь зверей, так и Иисус Христос — владыка неба и земли, царство Которого не от мира сего. Ему поклонятся народы, просвещенные проповедью Евангелия. Во-вторых, в словах, что лев лег, и кто поднимет его , святые отцы видят указание на смерть и воскресение Иисуса Христа, Который добровольно принимает смерть и воскресает Сам, будучи Богом. Упоминаемые в пророчестве осленок и ослица напоминают нам о Входе Господа в Иерусалим. На многочисленных изображениях этого события фигурирует, как правило, только одно животное. Однако евангелист Матфей пишет именно об ослице и молодом осле, которых апостолы по просьбе Иисуса привели к Нему и на которых Он въехал в город. Некоторые отцы Церкви толкуют этот эпизод, как приведение к Спасителю как иудеев, с давних времен хранивших веру в единого Бога, так и язычников, еще не познавших истинную веру. Лоза, к которой привязываются животные в пророчестве, тоже символ Христа, Который однажды так и сказал о Себе: Я есмь истинная виноградная лоза < ... > а вы ветви (Ин 15:1, 5). Как живая органическая связь с лозой может обеспечить жизнь ветвям, так и живое общение со Христом способно принести людям спасение.

http://foma.ru/prorochestvo-o-primiritel...

Да и вообще, Церковь Христова с самого ея основания подвергалась нападкам и с внешней стороны – от язычников, и внутренней – со стороны искажающих истинное Христово учение. Так, еще при апостоле Павле были некто “Именей и Филит, которые отступили от истины и разрушали в некоторых веру” (Тим. 2, 17–18). А в последующие за Апостолами времена! Сколько было разных ересей, вроде Ария, Нестория, Евтихия, ересь иконоборческая, а в позднейшие времена – латинство, лютеранство, секты: скопцы, хлысты, штундисты, баптисты, адвентисты, толстовцы, пашковцы... Все они старались разрушить Церковь Христову, но Она осталась неодолима. Все эти ереси и секты являются орудием в руках главного врага рода человеческого – диавола, который как [Л. 3] лев рыкающий ходит, ища кого поглотить ( 1Петр. 5, 8 ). Церковь Христова сама по себе неодолима, но нельзя этого сказать об отдельных ея членах. Им всегда грозит опасность попасть в руки диавола, оторваться от Церкви и погибнуть. Вот почему Господь Иисус Христос Церковь Свою сравнивает с деревом. “Я есмь Лоза, а вы – ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь и оне сгорают ( Ин. 15, 5–6 ). Эта Лоза,– Христова Церковь ,– нетленна. Это Дерево вечно будет стоять непоколебимо; но не то – ветви его. Эти ветви, если будут на Дереве (в Церкви Христовой), если будут питаться его соками (Таинство Причащения), то принесут много плода, но они могут и оторваться,– [Л. 3 об.] могут быть извергнуты вон и засохнуть, а такие ветви собирают и бросают в огонь, и оне сгорают. Вот враг рода человеческого – диавол и принимает все меры, пускает все в ход, и ереси, и секты, чтобы как можно более оторвать ветвей от дерева и погубить их. Вот и среди вас, братья-Христиане, стали распро-страняться сектанты, и они употребляют все меры разрушить веру православную, погубить некоторых членов Церкви. Преходят из веси в весь, дабы совратить хотя одного, и когда это случится, делают его сыном геенны ( Мф. 23, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Selishi...

16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.  (Еф. 6:10-17)       Вопросы на понимание текста, для размышления  над отрывками   Ответить на вопросы,  поделиться своими размышлениями, можно,   в комментариях.     Святитель Феофан Затворник.Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Неделя св. Отец. (Дея.20,16-18,28-36; Ин.17,1-13). Арий стал отвергать божество Сына Божия и Его единосущие Богу Отцу. На него поднялась вся Церковь; все верующие, во всех концах мира, едиными устами исповедали, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий Единородный, Бог от Бога, рожден, не сотворен, единосущен Отцу. Иной подумал бы, что это случайное какое-либо воодушевление на единомыслие; но эта вера прошла потом огненное испытание, когда на сторону ариан склонилась власть и знать. Ни огонь, ни меч, ни гонения не могли истребить ее, и она тотчас обнаружилась повсюдно всеми, коль скоро прекращалось давление внешней силы. Это значит, что она составляет сердце Церкви и сущность ее исповедания. Слава Господу, хранящему в нас эту веру! Ибо пока она есть, мы еще христиане, хоть и худо живем; не станет ее — и христианству конец. Понедельник. (Деян.21, 8-14; Ин. 14, 27-15, 7). Господь Иисус Христослоза, дерево виноградное; христиане — ветви и отростки. Мы прицепляемся к Нему верою, плод же приносим жизнью по вере. Отец Небесный — вертоградарь, который смотрит за этим деревом. Какая ветвь не приносит плода, то есть кто верует, а не живет по вере, — ту Он отсекает; а какая приносит плод, ту очищает, то есть кто не только верует, но усердствует и жить по вере, тому Бог всячески помогает богатиться добрыми делами, которые плоды веры. По этому закону Божия действия на нас всякий и устраивай свою жизнь, твердо помня, что без Господа ничего сделать нельзя. К Нему прибегай со всякой нуждою. Имя же Его пресвятое и пресладкое да вращается неотступно в уме, сердце и на языке твоем.

http://bible.predanie.ru/nedelya-7-aya-p...

   Посему приидите, возлюбленные, и мы, последуя ангельскому хвалению, благомысленно воздадим по силам говоря: «радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» (Лук. 1:28). Ибо Тебе надлежит поистине радоваться, так как с Тобою божественная благодать, как [она одна] ведает, вселилась; с рабою – Царь славы, с прекрасною – Тот, Кто «красен добротою паче сынов человеческих» (Псал. 44:3), с нескверною – освящающий всяческая. С Тобою Бог и совершенный человек, в котором «обитает вся полнота Божества» (Кол. 2:9). Радуйся, благодатная, источник Света, просвещающаго всех верующих в Него. Радуйся, благодатная, восток мысленнаго солнца и нескверный цвет жизни. Радуйся, благодатная, луг благоухания. Радуйся, благодатная, лоза всегда цветущая, веселящая души прославляющих тебя. Радуйся, благодатная, нива невозделанная и принесшая прекрасные плоды, сообразно с естеством, потому что сообразно с нами и потому что сообразно с временем чревоношения, но и против естества, или, лучше, выше естества, потому что свыше вселился Бог Слово и в святом Твоем чреве возсоздал Адама; и хотя способность к рождению Святой Деве подал Святой Дух, однако, истинное тело взято из Ея тела. И как жемчужина образуется из двух естеств, из молнии и воды, сокровенных явлений моря, так и Господь наш Иисус Христос неслитно и неизменно происходит из Чистой и Непорочной, Нескверной и Святой Девы Марии, совершенный в Божестве и совершенный в человечестве, по всему подобный Отцу и единосущный нам во всем, кроме греха.    Весьма многие из святых отцев, патриархов и пророков хотели видеть Его и сделатъся самовидцами Его и не сделались. И одни из них созерцали Его посредством видений образно в гаданиях, другие слышали божественный глас [Его] в столпе облачном и удостоились явления святых ангелов. И только к одной Марии, Святой Деве, светозарно пришел архангел Гавриил, благовествуя Ей: «радуйся, Благодатная» (Лук. 1:28). И таким образом, она восприняла Слово и по времени телеснаго исполнения принесла многоценную жемчужину.    Посему приидите и вы, возлюбленные, воспоем представленное нам богодухновенным Давидом на гуслях: « воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твое й» (Псал. 131:8). Ибо воистину Святая Дева – кивот, внутри и вне позлащенный, воспринявший в себя целое сокровище освящения. «Воскресни, Господи, в покой Твой» (Псал. 131:8). Возстани, Господи, из лона Отца, чтобы возставить падший род первозданнаго. Прославляя это, Давид пророчески говорит к лозе, имеющей произрастить из него прекрасно-плодный цвет: «слыши, Дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое, и забудь народ твой, и дом отца твоего, и возжелает Царь красоты твоей, и поклонишься Ему» (Псал. 44:11—12). Слыши, дщерь, пророчествуемое о тебе, чтобы и очами ведения узрела и самое дело. Слыши меня, предзнаменующаго Тебе, и архангела, ясно возвещающаго тебе совершенное таинство.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3055...

В правильности сего понятия о смерти душевной мы можем еще более убедиться тогда, когда противоположим сие понятие понятию о благодатной жизни, даруемой Иисусом Христом. Благодатная жизнь в существе своем есть одна и таже с жизнию духовною, потерянною нами во Адаме. Жизнь сия возвращается истинным сынам благодатного царствия только заслугами Ходатая нашего Иисуса Христа, разорившего средостение ограды между Богом и человеками ( Еф. 2:14 ). Иисус же Христос сам называет Себя лозою: Аз есмь лоза, говорит Он; а верующих в Него – ветвями или рождиями: вы же рождие, продолжает Он ( Иоан. 15:5 ). Апостол Павел называет Его главою Церкви, как тела, зане уди есмы тела Его, от плоти Его, и от костей Его ( Еф. 5:30 ). Но известно, что ветви живут только жизнию своей лозы; тело и все члены его живут и действуют только тогда, когда соединены бывают с своею главою, в коей находится начало их жизни и деятельности. Отсюда уже очевидно, что благодатная жизнь христианина состоит в соединении его с Богом или Иисусом Христом. По противоположности же сей жизни, и смерть души также, как первоначально в Адаме, должна состоять и состоит в удалении от Бога, или Иисуса Христа. Сие же самое понятие как о жизни духовной-благодатной, так и о противоположной ей смерти сообщает в ясных словах и святый Иоанн: Имеяй Сына Божия, говорит Он, имать живот; а не имеяй Сына Божия, живота не имать ( 1Иоан. 5:12 ). Итак, вот существенное понятие о смерти душевной: она состоит в удалении от Бога. Сего понятия о смерти душевной, казалось бы, довольно для того, чтобы познать, сколь страшна смерть душевная и сколь пагубен тот сон, который влечет ее за собою. Но в человеке, на все привыкшем смотреть чувственными очами, и понятие о удалении от Бога производит такое же впечатление, какое понятие о смерти душевной. Для нас ужасна смерть телесная потому, что видим плачевные и мучительные явления, коими она сопровождается; но мы не видим подобных явлений в смерти душевной, и потому остаемся к ней нечувствительными и нисколько не тревожимся. Между тем как явления смерти душевной несравненно ужаснее и разрушительнее, нежели явления телесной смерти!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Есть изыскание боговдохновенных мужей о священномученике Игнатии Богоносце : почему он называется Богоносцем? Говорят, вот почему: когда Господь, ходя по земле и уча людей, говорит: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне» ( Мк. 10:14 ), – тогда в народе случайно были родители Игнатия вместе с отроком Игнатием, который уже начинал ходить. Господь, призвав к Себе от них отрока Игнатия, поставил его посередине и, взяв на руки и обняв его, сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф. 18:3 ). Потому-то и был святой Игнатий назван потом Богоносцем, что был носим руками Бога воплощенного, а еще не меньше и потому был назван Богоносцем, что носил Бога в сердце своем. Когда он мучителями был брошен на съедение зверям за Христа, то был спрошен ими, почему он всегда на устах имеет Христово имя? Святой на это ответил: «Я имею Его имя написанным в сердце, ибо устами исповедую Того, Кого всегда ношу в сердце». После, когда святой был съеден зверями, то по Божию изволению среди костей его сердце сохранилось целым, не съеденным зверями. Неверные, найдя его и вспомнив слова святого, разрезали это сердце посередине надвое, желая узнать, правду ли он говорил, и нашли, что внутри на обеих сторонах разрезанного сердца золотыми буквами было написано: «Иисус Христос». Таким образом, святой Игнатий и по имени, и самим делом оказался Богоносцем, поскольку Христа Бога носил в сердце своем. Мы же, возвращаясь к беседе, скажем про себя: вот где любит насаждаться мысленная Лоза, Христос, – в сердцах Своих верных рабов, истинно любящих Его. Посмотрим же в свое сердце каждый, найдем ли в нем Христа? О сердце христианское, сердце строптивое, развращенное, ожесточенное и окаменелое! Есть ли в тебе Бог, носишь ли в себе Бога? Насаждается ли в тебе истинная виноградная лозаХристос? Не больше ли ты рождаешь непотребное, смрадное и вредное зелье злых помышлений, о которых говорит Сам Господь: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи» ( Мф. 15:19 )? Был бы безумцем тот, кто в своем малом саду, из которого он имеет все свое пропитание, вместо каких-либо необходимых для пропитания плодов насаждал бы крапиву или терние, и такими бесполезными растениями портил бы полезную землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«…после крещения Руси … духовный выбор Святого Владимира, который был и Новгородским, и Великим Киевским князем, и сегодня во многом определяет наше родство». Вот на этом месте в статье нашего президента и будет сосредоточен мой основной не политический, не религиозный, и не исторический комментарий. Как лингвист, занимающийся корнесловием, педагогикой и преподаванием церковнославянского языка, ставлю закономерно вытекающий из вышесказанного в статье президента нашего государства риторический вопрос: если не заботиться на уровне государства-наследника Святой Руси о корнях единого Православного Древа и не возделывать родословные деревья жизни «гордых внуков», правнуков и праправнуков славян, проживающих на территории современной России, Белоруссии и Украины, что станет с новой порослью? Принесет ли заброшенное системой государственного образования и семейного воспитания Древо новые культурные плоды, или, как яблоня в лесу, одичает, выродится и засохнет? – Ответ, по-моему, очевиден. Впрочем, о плачевной участи «гордых внуков» народов Божьих, забывающих о своем Древе Жизни, нас предупредил еще Иисус Христос в Евангелии: « Аз есмь лоза истинная, и Отец мой делатель есть: всяку розгу о мне не творящую плода, измет ю: и всяку творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет. Уже вы чисти есте за слово, еже глаголах вам. Будите во мне, и аз в вас. Якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во мне не пребудете. Аз есмь лоза, вы (же) рождие: (и) иже будет во мне, и аз в нем, той сотворит плод мног, яко без мене не можете творити ничесоже: аще кто во мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсышет: и собирают ю и во огнь влагают, и сгарает: аще пребудете во мне и глаголголы мои в вас пребудут, егоже аще хощете, просите, и будет вам: о сем прославися Отец мой, да плод мног сотворите и будете мои учениицы. Якоже возлюби мя Отец, и аз возлюбих вас: будите в любви моей: аще заповеди моя соблюдете, пребудете в любви моей, якоже аз заповеди Отца моего соблюдох и пребываю в его любви. Сия глаголах вам, да радость моя в вас будет и радость ваша исполнится. Сия есть заповедь моя, да любите друг друга, якоже возлюбих вы: болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15: 1-13).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/16/dr...

В молитвах «Дидахэ» достаточно ясно выступают два слоя их образования. Один из них – ранний – может быть отнесен ко времени первого поколения христиан, употреблявших на трапезечГоспоДней застольные благословения, существовавшие в религиозном быту современников Иисуса Христа. Другой слой – собственно христианский, создававшийся постепенно в непосредственной связи с трапезой Господней. Чертами раннего слоя являются прежде всего краткость молитв над чашей и хлебом и трехчастность третьей молитвы. К этому же слою относятся многократно встречающаяся фраза «Тебе слава вовеки» и близкие ей по смыслу «ибо Твоя есть слава и сила» (в конце молитвы над хлебом) и «ибо Твоя есть сила и слава» (в конце третьей молитвы). Подобные окончания часто встречаются не только в ветхозаветном Писании, но и в новозаветном. Таким окончанием Христос завершил молитву «Отче наш» ( Мф. 6,13 ). Его часто употребляли апостолы, например: 1Пет. 5,11 ; Иуд. 1, 25 ; Рим. 11, 36 ; Гал. 1, 5 ; Флп. 4, 20 ; Евр. 13, 21 . Это же касается именования Иисуса Христа Отроком. Слово «отрок» ( το παιδον) в отношении к Иисусу Христу встречается в мессианских пророчествах Исаии (7,16; 9,6 и др.). Отрок как образ ожидаемого Мессии был широко распространен среди евреев, поэтому в апостольской проповеди , обращенной к евреям, Иисус Христос нередко называется Отроком ( Деян. 3,26; 4, 27, 30 ). От апостолов это именование Иисуса Христа переходит в раннее христианское богословие, и Климент Римский употребляет его в своей молитве 52 . Для второго слоя характерна интерпретация отдельных мест первЪначального слоя в христианском значении, а также замена их новыми. Так, благословение Бога за создание плода лозы виноградной превратилось в благодарение «за святую лозу Давида», которую Бог явил через «Своего Отрока Иисуса»: Основанием к такой интерпретации были слова Самого Христа, сказанные Его ученикам после Тайной вечери: «Я есмь истинная виноградная лоза» ( Ин. 15,1 ). Бераках над хлебом превратился в благодарение Богу «за жизнь и ведение», которое Он явил через Отрока Своего Иисуса. Интерпрет тация могла быть сделана под влиянием слов Господа, сказанных Им в прощальной беседе с учениками: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» ( Ин. 14, 6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010