Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Адам ван Ноорт. Проповедь Иоанна Крестителя. 1601 Иоанн Креститель: иконы и картины 2 мин., 20.01.2016 «Велиим гласом в пустыни вопиет Предтеча:/Христу уготовайте пути/и стези Богу нашему правы соделайте, верою взывающе:/несть свят, якоже Бог наш» (из Канона Крещению Господню, глас 2) Собор Иоанна Предтечи – так называется праздник, который Церковь отмечает 20 января на следующий день после Крещения Господня. Последний из ветхозаветных пророков, чья проповедь ознаменовала переход к Новому Завету. Тот, о котором «сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф. 3: 3), и о котором Господь Иисус Христос сказал «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11: 11). Образ святого Иоанна Предтечи с древних времен занимал важное место в иконографии и  творчестве художников. Иоанн Предтеча Ангел Пустыни. XVI в Иоанн Креститель. Фреска. Монастырь XIV век. Иоанн Предтеча. Икона. Вторая половина VI в. Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, Киев Иоанн Предтеча - Ангел пустыни. 1620-е гг. Прокопий Чирин, Строгановская школа иконописи. 1620-е гг. Государственная Третьяковская галерея Иоанн Креститель. Византия. XIV в. Греция. Афон, монастырь Хиландар Се Агнец Божий. Иоанн Предтеча и Креститель Господень, прор. с Богомладенцем. Россия. XVIII в. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием. XVII в. Церковь Воскресения на Дебре в Костроме Иоанн Креститель. Византия. XIII в. Египет. Синай, монастырь св. Екатерины Монастырь Св. Екатерины, Синай Иоанн Креститель. Византия. Афон. XIV в. Греция. Афон, монастырь Хиландар Иоанн Креститель. Византийская икона, XIV век Деисис. Триптих Арбавиля. Византия, ок. 950 г. Гертген тот Синт Янс. Иоанн Креститель. ок.1490. Гертген тот Синт Янс. Иоанн Креститель. ок.1490. Лукас ван Лейден. Иоанн Креститель в пустыне. 1513 Якопо дель Конте. Проповедь Иоанна Крестителя Маттиа Прети. Проповедь Иоанна Крестителя

http://foma.ru/ioann-krestitel-ikonyi-i-...

Сербская икона: монастырь Жича Фотогалерея 16 июня 2015 года в Москве состоится открытие выставки-продажи икон, написанных сестрами сербского монастыря Жича. Основанный в начале XIII века монастырь Жича сейчас особенно известен своей иконописной школой. Иконы и иконостасы из его мастерской украшают многие православные храмы по всей Сербии и миру. Основываясь на знании, полученном от афонских учеников, монахини десятилетиями развивали собственный стиль. Организаторы выставки надеются, что и тихий свет, проглядывающий сквозь лики святых на жичских иконах, обогатит сердца всех нас стремлением к вневременной, непреходящей красоте, являющейся образом и тенью непостижимой славы, которая откроется в будущем веке. В рамках благотворительного вечера будет рассказано об истории Сербской царской лавры, имеющей огромное значение для истории Сербской Церкви, государства и культуры. Все собранные средства будут направлены монастырю на реставрационные работы. Выставка-продажа будет открыта для всех желающих в галерее «Царская башня» с 17 июня до 26 июня. Адрес галереи " Царская башня " : Москва, метро Комсомольская, Комсомольская пл., 2 Тел: 8 (499) 266-04-69 Время работы: пн-вс: 10.00 - 19.00 (перерыв: 13.00 - 14.00) Вход в галерею «Царская башня» на Казанском вокзале со стороны Рязанского проезда vk fb tw ok @ g+ lj Пресвятая Богородица • Исполнение: липовая доска, яичная темпера • Сусальное золото 23 карата • Размер: 40 x 30 см • Автор: Монастырь Жича • Дата изготовления: 2015. год. vk fb tw ok @ g+ lj Господь Иисус Христос • Исполнение: липовая доска, яичная темпера • Сусальное золото 23 карата • Размер: 50 x 50 см • Автор: Монастырь Жича • Дата изготовления: 2015 год. vk fb tw ok @ g+ lj Святой Иоанн Предтеча • Исполнение: липовая доска, яичная темпера • Сусальное золото 23 карата • Размер: 74 x 50 см • Автор: Монастырь Жича • Дата изготовления: 2015 год. vk fb tw ok @ g+ lj Пресвятая Богородица • Исполнение: липовая доска, яичная темпера • Сусальное золото 23 карата • Размер: 70 x 50 см • Автор: Монастырь Жича • Дата изготовления: 2015 год.

http://pravoslavie.ru/79915.html

Часто изображаются и апостолы, спешащие со всех концов земли к месту успения Богородицы. Они как бы восседают на облаках, которые несут ангелы. Иногда встречается и такая сцена: опоздавший апостол Фома получает из рук Богоматери, уносимой ангелами на небо, Ее пояс. Считается, что первая на Руси икона этого сюжета принесена из Царьграда в 1073 году и вручена Антонию и Феодосию Печерским . Она находилась над Царскими Вратами Успенской церкви Киево-Печерской Лавры. Древняя икона “ Успение ” конца XII – начала XIII века из Десятинного монастыря в Новгороде находится в Третьяковской галереи. Иконография усложненная – здесь представлено как бы несколько сцен. Одна – традиционная: около лежащей на ложе Богоматери столпились апостолы, а Христос принимает душу Матери. В другой – те же апостолы летят к смертному одру Девы Марии на голубых облаках, следом за Ангелами. И в третьей – архангел Михаил возносит душу Богородицы в рай. Иисус на этой иконе предстает без “славы”. Автор выделяет и некоторые бытовые детали: за ложем стоят две свечи, а на скамеечке перед ложем – красные туфли Богоматери. Сюжет “ Успения ” изображен и на обратной стороне иконы Феофана Грека “ Богоматерь Донская ”, написанной в 1392 году. Здесь мастер особо выделяет фигуру Христа, держащего душу Марии на покрытых гиматием руках. Его огромная, по сравнению с другими персонажами, фигура в окружении серафимов выделяется на фоне темно-синей славы. В иконах Господского цикла Богоматерь изображается в сюжетах: Рождество Христово – обычно лежит на красном ложе в центре композиции; Сретение – протягивает Младенца Симеону Богоприимцу или стоит рядом, если Младенец у него на руках; Распятие Христово – стоит в горестной позе рядом с крестом; Положение во гроб – склоняется в центре композиции над телом Спасителя; Вознесение Христово – стоит в середине группы апостолов с воздетыми к небу руками; Сошествие Святого Духа на апостолов – изображается в окружении апостолов, седящей на возвышении, как правило, посередине. Мы рассказали лишь о самых чтимых и известных образах Богородицы. На самом деле Церковь чтит около 800 образов Пресвятой Девы. Иконы святых

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX веков. СПб., 2000. Икона Древней Руси XI-XIV веков. Альбом/Сост. Н. И. Бердник, научн. консульт. Т.В. Вилинбахова. СПб., 1993. Икона. Секреты ремесла. Сборник/Сост. А. С. Кравченко, А. П. Уткин. М., 1993. Иконописный сборник. Вып. 1. СПб., 1907. Иконопись Палеха. Из собрания Государственного музея палехского искусства/Авт-сост. Л.П. Князева, Н. П. Кузенина, О.Я. Колесова. М., 1994. Иконостас. Происхождение – развитие – символика. М., 2000. Иконы Владимира и Суздаля//Древнерусская живопись в музеях России. М., 2008. Иконы Вологды XIV–XVI веков. М., 2007. Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV – начала XX века. Каталог выставки. М., 2004. Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника//Древнерусская живопись в музеях России. М., 2008. Иконы Москвы XIV-XVI вв.//ЦМиАР. Каталог собрания. Серия Иконы. Вып. II/Ред.-сост. Л.М. Евсеева, В.М. Сорокатый. Отв. ред. Г.В. Попов. М., 2007. Иконы Мурома//Древнерусская живопись в музеях России. М., 2004. Иконы Пскова//Древнерусская живопись в музеях России. М., 2006. Иконы Ростова Великого//Древнерусская живопись в музеях России. М., 2006. Иконы Русского Севера. Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье. Статьи и материалы/Ред.-сост. Э. С. Смирнова . М., 2005. Иконы Русского Севера. Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств. Т. 1, 2. М., 2007. Иконы Рыбинского музея. М., 2005. Иконы строгановских вотчин XVIXVII веков. По материалам реставрационных работ ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря/Каталог-альбом. М., 2003. Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV–XVI вв.//ЦМиАР. Каталог собрания. Серия Иконы. Вып. I/Ред.-сост. Л.М. Евсеева, В.М. Сорокатый. М., 2000. Иконы Углича XIV–XX веков/Сост. А. Н. Горстка. М., 2006. Иконы Ярославля XII–XVI веков//Древнерусская живопись в музеях России. М., 2002. Иконы Ярославля XVII–XVIII вв. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля. Т. 1–2. М., 2009. Иконы XIII–XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева//Древнерусская живопись в музеях России. М., 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

В.В. Гурулева полагает, что М. Италик, как и его современники, принимали за Константина и Елену самые обиходные в монетных типах образы: императора и императрицу или двух императоров. Интересно, что реальное изображение святого Константина (в нимбе) впервые появилось через полвека после смерти Михаила Италика в правление Алексея III Ангела (1195–1203). На этих монетах святой в нимбе изображен рядом с действующим императором. А парный образ Константина и Елены чеканился только после захвата Константинополя крестоносцами на медной монете Латинской империи в первой половине XIII века. Специалисты считают, что монета Михаила Италика могла быть солидом Юстиниана II второго периода его правления в 705–711 годах. Подобную монету со следами вторичного использования (припаянным оглавием для крепления цепочки) В.В. Гурулева обнаружила в коллекции Государственного Эрмитажа. Этот солид, превращенный в «константинат», соответствует описанию Италика: 1) на аверсе: погрудное изображение Христа «сирийского» типа с короткими вьющимися волосами, с усами и едва намеченной бородой, позади головы – крестчатый нимб, по кругу латинская надпись («Господь наш Иисус Христос, Царь Царствующих» ); 2) на реверсе: две персоны, держащие Голгофский крест (безбородая персона может быть принята за женщину); надпись по кругу DNIЧS («Владыки наши Юстиниан и Тиберий, вечные августы» ). Место крепления оглавия ориентировано на ношение монеты образами императоров к зрителю . Понятно, что Италик дарил другую монету, но данный образец может служить примером описанного им оберега. Византия. Юстиниан II (705–711). Константинополь. Солид. Золото. Диам. 20 мм. Вес 4,66 г. ГЭ. Инв. ОН-А-Аз-4800. Источник: Источник: Гурулева В.В. К вопросу о монете-обереге Михаила Италика      Как видим, в XII веке в Византии монета с христианскими образами и знаками наделялась двойным действием: 1) силой, исходящей от Бога через указанные образы и знаки; 2) силой самой монеты, в которую эта сила была введена «инструментами чеканщиков». Подобное мы видим и у В.С. Куткового, у которого рукописная икона обладает благодатью Святого Духа, сообщенной иконе как предмету руками, трудами и талантом иконописца, поскольку «икона пишется духовным опытом изографа в синергии со Святым Духом» .

http://pravoslavie.ru/147477.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ХРИСТОФОР ЛИКИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мч. Христофор Ликийский, икона Христофор Ликийский (+ ок. 250 ), мученик (в греческих месяцесловах великомученик ) Память 9 мая Пострадал около 250 года, при императоре Декии . О жизни и чудесах его существует много различных сказаний, память его чтится и в Восточной, и в Западной Церквах, особенно в Испании . О происхождении его говорится по-разному. По одним источникам, он происходит из хананеев , по другим - из киноцефалов . Святой Христофор был человеком высокого роста и необычайной силы, лицо же его было зверообразно. По преданию, он первоначально имел красивую наружность, но, желая избегнуть соблазнов для себя и окружающих, просил Господа дать ему безобразное лицо, что и исполнилось. До своего крещения он носил имя Репрев (негодный), что было связано с его обезображенной внешностью. Еще до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. За это он однажды был избит неким Вакхом и принял побои со смирением. Вскоре после этого были присланы 200 воинов , чтобы привести его, известного силача, к императору Декию . Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: сухая трость в руке святого расцвела, по молитве его умножились хлебы, которых недоставало у путников, подобно умножению хлебов Спасителем в пустыне. Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом Вавилой . Репрев получил имя Христофор, что означает " Христоносец " . Мч. Христофор. Греческая икона Развивая этимологию имени, Legenda Aurea (XIII в.) рассказывает, как великан Христофор собирался переплыть реку. На берегу он встретил Ребёнка, Который попросил перенести его на ту сторону. Чем дальше шёл Христофор, тем тяжелее становился Ребёнок. Наконец Он стал тяжелее всей вселенной. Тогда Христофор понял, что Ребёнок - это Иисус Христос, сотворивший мир... Именно эта версия широко распространилась на Западе, где святого Христофора изображают великаном с Младенцем на руках. Такая иконография проникла и на православный Восток .

http://drevo-info.ru/articles/1718.html

Со 2-й пол. XI в. получает распространение сопоставление образов И. Х. Ветхого денми, Еммануила, Пантократора и Священника. В рукописи Евангелия XI в. (Paris. gr. 74. Fol. 167r) на заставке к Евангелию от Иоанна в центре квадрата с ковровым орнаментом находится медальон с пишущим евангелистом Иоанном, ниже в 3 медальонах - сидящие на престолах И. Х. Пантократор, Ветхий денми и Еммануил. Такой же состав изображений в куполах ц. Богоматери Елеусы в Велюсе, Македония (1085-1093). В Лекционарии из мон-ря Дионисиат (Ath. Dionys. 587. Fol. 3v, 80-е гг. XI в.) в инициале в начале Евангелия от Иоанна представлен Ветхий денми на престоле с Еммануилом на коленях. В рукописи НЗ (Vindob. Suppl. gr. 52. Fol. 1v, XII в.) в заставке изображена Св. Троица - Ветхий денми на престоле, Еммануил на коленях, Св. Дух в виде голубя в медальоне. В Мюнхенской серб. Псалтири (Monac. slav. 4. Fol. 97 v, XIV в.) - медальон с полуфигурой Ветхого денми и Еммануилом перед грудью, вокруг медальона - символы евангелистов. В 4 куполах ц. вмч. Пантелеимона в Нерези, Македония (1164), представлены И. Х. Пантократор, Ветхий денми, Еммануил и Священник. В ц. св. Стефана в Кастории (сер. XII в.) Ветхий денми, Пантократор и Еммануил в медальонах расположены на своде с востока на запад. В ц. св. Бессребреников в Кастории (кон. XII в.) аналогичные медальоны помещены в восточной части свода: И. Х. Еммануил с надписью представлен в алтарной арке над Богородицей, еще одно изображение в рост находится в нише жертвенника. И. Х. Еммануил изображен оглавно в медальоне на щеке арки над апсидой ц. Спаса Преображения на Нередице (1199), над ним в алтарном своде в медальоне поясное изображение И. Х. Ветхого денми. Еммануил с архангелами. Икона. Кон. XII в. (ГТГ) Еммануил с архангелами. Икона. Кон. XII в. (ГТГ) Изображения И. Х. Еммануила включаются в иконографические программы, призванные указать на Воплощение, Евхаристическую Жертву или вневременную вечную славу Сына Божия. В сцене «Благовещение» Он представлен: в арм. рукописи - Venez. Mechit. 888/159, рубеж XI и XII вв.; в сборнике 1286 г.- Матен. 979. Л. 293а; в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192), на вост. арке над алтарем между арх. Гавриилом и Богоматерью; в соборе в Монреале, Сицилия, над центральной апсидой. Вместе с Ветхим денми И. Х. Еммануил изображен на своде ц. св. Стефана в Кастории, XII в.; в наружных росписях апсид в румын. церквах XVI в. монастырей Воронец и Сучевица. C пророками - в мозаиках собора Сан-Марко в Венеции: в куполе (ок. 1200) и в сев. нефе (1220-1230); в апсиде капеллы Сан-Дзено (1-я пол. XIII в.).

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

В нередицких фресках находится косвенное подтверждение этого: одна из фигур, приготовляющихся сойти в воду, в которой стоит Иисус Христос, имеет сумку, повешенную через плечо; не есть ли это признак мытаря и не указывает ли он на Евангелие Луки ( Лк. 3:12 )? Совместное и одновременное крещение Иисуса Христа вместе с народом не могло поражать глаз византийца. Когда византийские песнопевцы говорят, что Иисус Христос «яко един посреди всех просит крещения» (4 Января 3-й троп.9-й песни на повечерии) или, что «Он сшедшимся без числа людем от Иоанна креститися, Сам посреди их ста (6 Янв. 1-й троп. 5-й песни), то, очевидно, допускают возможность совместного крещения Иисуса Христа с народом. Признавали ли при этом художники и авторы совместность и современность изображаемых событий за исторический факт или же, относясь по обычаю свободно к требованиям единства места и времени в картине, имели в виду исключительно полноту выражаемой идеи – все равно: важно то, что рассматриваемая подробность имеет определенное значение. Позднейшее греческое искусство (киевск. икона 28) воспользовалось этим художественным мотивом для изображения христианского таинства крещения совместно с крещением Иисуса Христа как со своим первообразом. Художественный образ крещения, установленный в искусстве византийском, послужил исходным пунктом для иконографии крещения в памятниках итальянских, французских, немецких и английских. Памятники эти в достаточном количестве перечислены, объяснены и изданы в сочинениях Корбле 1368  и Стриговского 1369 , и потому мы, не повторяя сказанного этими авторами, ограничимся лишь краткими замечаниями об общем историческом движении композиции крещения в памятниках западноевропейских. Памятники итальянские XII-XIII вв. (Exultet в церкви Maria Sopra Minerva, врата в Monreale u nuзahckue и др.) удерживают не только общую византийскую схему крещения, но и ее важнейшие иконографические детали и даже византийский стиль 1370 . Джотто в падуанской капелле Scrovegni оживляет византийский шаблон; облагораживает неподвижные фигуры, сообщая им большую естественность и красоту, вводит изображение Бога Отца в лучистом сиянии неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ» Спас «Благое молчание». Фреска алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. 1482 или 1514–1515 гг. Спас «Благое молчание». Фреска алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. 1482 или 1514–1515 гг. Спас " Благое молчание " . Икона. Кон. XVIII в. (ГИМ) [Спас], иконографический образ Спасителя в виде крылатого ангелоподобного отрока со скрещенными на груди руками, иногда облаченного в саккос и митру; в поздних памятниках (XVII-XVIII вв.) над головой нимб с восьмиконечным сиянием. Ангельский облик и крылья указывают на посланничество Христа и роднят этот образ с изображением Ангела Великого Совета Иисуса Христа . В образе «Б. м.» воплотились идеи жертвенности (юный облик, жест скрещенных рук) и священнического достоинства (облачение) Христа. Формирование иконографии относится к XIV-XV вв. и связано с изобразительным искусством Греции, Афона и Балкан, где подобные образы известны не позднее XV в. На Руси «Б. м.» над входом в жертвенник в ряду полуфигур преподобных появился в монументальной живописи кон. XV в. (фреска алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля, ок. 1482 или 1514-1515) и получил широкое распространение в памятниках XVII в. (росписи в зените арки юж. врат Борисоглебского мон-ря близ Ростова, кон. XVII в., и др.). Особое развитие иконография «Б. м.» получила в XVIII-XIX вв. в иконописи и прикладном искусстве старообрядческих художественных центров, ориентировавшихся на старые образцы (иконы, писанные на дереве, и меднолитые наперсные образки). Сохранилось большое число произведений поморского литья, вышедших из мастерских литейщиков, работавших в Выголексинском общежительстве. Многочисленные упоминания об иконах «Б. м.» имеются в описях скитов Нижегородской губ. (сер. XIX в.). По данным архивов МВД и Святейшего Синода, немалое количество таких икон, отнятых у старообрядцев, находилось на хранении в архиве Синода. Лит.: [Сообщение гр. А. С. Уварова]//Древности: Тр. МАО. М., 1882. Т. 9. Протоколы. С. 50; Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. СПб., 1905. Т. 1. С. 68; LCI. Bd. 1. S. 396-398; Культура староверов Выга: Кат. Петрозаводск, 1994. С. 105, 2/29. Ил. 25; Неизвестная Россия: К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни: Кат. выст. М., 1994. Кат. 37, 56. Ил. С. 44; Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX вв. СПб., 2000. С. 394, 395; София Премудрость Божия: Выст. рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. С. 78. Кат. 16. Ил. С. 79. Н. В. Пивоварова Рубрики: Ключевые слова: АГНЕЦ БОЖИЙ символическое наименование, усваиваемое Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву для спасения человека АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС особый тип изобр. Господа Иисуса Христа в облике крылатого ангела, юным, с крещатым нимбом, основанный на христологическом толковании мессианского пророчества из Книги пророка Исаии

http://pravenc.ru/text/149315.html

В русских памятниках XVI-XVIII вв. находим новые композиции распятия, не имеющие прототипов в византийской древности. Сюда относится прежде всего распятие в лоне Отца. Бог Отец держит в своих руках концы поперечной балки креста с распятым на нем Спасителем; над крестом Св. Дух. Общая форма распятия при этом видоизменяется: титло креста опускается; возле креста изображаются иногда херувимы; Сам Иисус Христос – с крыльями, которые прикрывают Его чресла. Таково миниатюрное изображение в рукописи Вахрамеева XVII в. и в лицевой Библии публ. библ. XVIII в. (Толст. 1, 24) 2356 . Композиция эта известна в России уже с XVI в.: такая икона написана была иконописцами для московского Благовещенского собора после пожара 1547 г. и, как дело необычайное, вызвала протест со стороны дьяка Висковатого. Дьяк видел в этом изображении западное мудрование и ссылался на латинян, которые думали, что тело Иисуса Христа на кресте херувимы от срамоты покрывали. Отцы Собора, созванного для разрешения споров по поводу вновь написанных икон, старались оправдать эти новшества ссылками на Евангелие Иоанна и сочинения Дионисия Ареопагита : о том свидетельствует Иоанн Богослов: «Бога никто же виде нигде же; Единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда. Сие прообразует, яко плотию распялся и пострадал Христос Бог наш, а Божество Его без смерти пребывало… По великому Дионисию Ареопагиту , описуются два крыла багряныя, понеже Иисус Христос душу словесную и умную приял» 2357 . Однако какими бы теоретическими соображениями мы ни оправдывали этих композиций, остается вполне вероятной фактическая сторона протеста против них: распятие в недрах Отца впервые появляется в памятниках западных XII-XIII вв. и удерживается на Западе даже в XV-XVI вв., как это можно видеть в гравюрах Аженкура и Дидрона и во многих других памятниках 2358 . Объяснить происхождение крыльев распятого Спасителя трудно. Они не суть крылья окружающих Христа херувимов, но Его собственные, прикрепленные к плечам Иисуса Христа. Изображения этого рода на памятниках по большей части стоят рядом со сценами создания мира и выражают собой конец Ветхого завета в противоположность его началу, а также, быть может, указывают и на всеобщий конец мира; по крайней мере известно, что подобные изображения писались на иконах Страшного суда 2359 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010