После этого скажет Царь грешникам, стоящим по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его, потому что, когда Я был голодным, вы не накормили Меня; жаждал, вы не напоили Меня; был нагим, вы не одели Меня; был странником, вы не приняли Меня. Грешники скажут Ему в ответ: Господи, когда мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или нагим, или больным, и не послужили Тебе. Царь скажет им в ответ: «истинно, говорю вам, так как вы не сделали этого одному из меньших братьев Моих, то не сделали Мне». И пойдут грешники в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Верую в Господа Иисуса Христа и паки грядущего со славою судити живым и мертвым (которые воскреснут перед вторым пришествием Иисуса Христа), Егоже Царствию не будет конца. § 34. Предательство Иисуса Христа Иудой (Мф. 26:3–5; 14–16; Мк. 14:1–2; 10–11; Лк. 22:1–6) После торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим, первосвященники и книжники Иудейские советовались между собой, как бы им погубить Иисуса Христа. Удобный случай скоро представился. Иуда Искариотский, один из двенадцати учеников Иисуса Христа, пришел к первосвященникам и сказал им: «Что вы дадите мне, и я вам предам Его?». Они обещали дать ему тридцать серебряников. Иуда согласился, и за тридцать серебряников предал Своего Учителя и Господа. Предание Иисуса Христа Иудой Православная Церковь вспоминает в среду на Страстной неделе Великого поста. Кроме того она заповедует среду каждой недели проводить в посте и молитве, в воспоминание предания Иисуса Христа. § 35. Тайная вечеря (Мф. 26:17–30; Мк. 14:12–31; Лк. 22, 7–22) В четверг вечером накануне крестных страданий Иисус Христос пришел со Своими учениками в Иерусалим. Здесь в одном доме Ему приготовили горницу для совершения Пасхи. Вошедши в нее с учениками, Иисус Христос снял с Себя верхнюю одежду, опоясался полотенцем и начал умывать ноги ученикам и отирать их полотенцем. Этим Он показал высочайший пример смирения всем Своим ученикам и последователям. После омовения ног Иисус Христос установил великое Таинство Святого Причащения. Он взял хлеб, благословил его, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Потом Он взял чашу с вином, благословил ее и, подавая ученикам, сказал: «пейте от нея вси, сия есть кровь Моя нового завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Причастив Апостолов, Иисус Христос дал заповедь всегда совершать это Таинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Случилось, когда Иисус Христос говорил слово, некоторая женщина из народа, возвысив голос, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, питавшие Тебя. Он же сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк.11:27–28). Слушатели-христиане! Иисус Христос пришел к Марфе в дом для того, без сомнения, чтобы откушать хлеба-соли. Но когда подавали, по обыкновению, на стол, Он говорил слово, поучение, и Мария, сестра Марфы, с таким вниманием слушала Его, что все забыла, забыла и о том, что надобно позаботиться об угощении Гостя. Почему Мария так внимательно слушала Иисуса Христа, что и о хлебе забыла? Потому что Иисус Христос так говорил, как никто из людей говорить не может. Из уст Его исходила благодать, слово Его слаще меда, поучение Его вкуснее всякой пищи. Счастлива Марфа, что удостоилась принять в дом свой Иисуса Христа, но еще счастливее сестра ее, что удостоилась слышать слово Божие из уст Иисуса Христа. Слушатели-христиане! Как всякий из нас может слушать слово Божие из уст Иисуса Христа? Слушая и читая Святое Евангелие. Да, апостолы в своих посланиях, пророки в своих пророчествах говорят об Иисусе Христе, во имя Иисуса Христа. Но в Евангелии говорит Сам Иисус Христос. Вот потому-то, слушатели, каждому из нас непременно бы следовало иметь у себя в доме книгу Евангелие. Всякий христианин имеет в доме иконы святые, точно так же необходимо всякому христианину в доме и Евангелие Святое. Только надобно, чтобы книга Евангелие так же чтима была нами и в доме, как чтим мы святые иконы. Где святая икона Иисуса Христа стоит у нас, там должно стоять и Его Святое Евангелие. Видите, на каком святом месте лежит Евангелие у нас в церкви, – на самом святом, на святом престоле. Вот особенно почему всякому христианину непременно нужно учиться грамоте – чтобы всякий мог сам читать Святое Евангелие. Да, и для этого одного, чтобы всякому самому уметь читать Святое Евангелие Господа и Спаса нашего, стоит всем учиться грамоте. Счастлив дом, в котором есть книга Святое Евангелие, – домашние, значит, могут видеть у себя Иисуса Христа. Но еще счастливее тот из домашних, кто умеет читать Святое Евангелие, – он, значит, может слышать Самого Иисуса Христа, беседовать с Ним.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Таким образом, Иисус Христос есть величайший пророк, безмерно превосходящий всех других пророков. Все остальные пророки были только люди, а Иисус Христос есть Богочеловек; те пророки были люди несвободные от грехов, а Иисус Христос – безгрешен; тем пророкам только в известной мере сообщены были дары Духа Святого, а Иисусу Христу они сообщены были в безмерной степени; те пророки проповедовали о Христе и были рабы Христа, а Иисус Христос есть Господь пророков; то были пророки для одного народа и времени, а Иисус Христос есть пророк для всех времен и народов. Правда, в 7-м веке по Рождестве Иисуса Христа явился человек, утверждавший, что Он есть высший и последний из пророков, это именно Магомет. Но это утверждение его было ложно и сам он есть лжепророк. Есть один только высочайший и последний из всех пророков, – это Иисус Христос, единородный Сын Божий. Через Него Одного Бог говорил в последние дни сии и Его Одного Он превознес выше всех и даровал Ему имя паче всякого имени человеческого. Вот почему и учение Иисуса Христа есть учение совершеннейшее. Но об этом учении скажем далее. 11. Пророческое служение Иисуса Христа Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Ин.1:17 . Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Мф.18:11 . Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили. Деян.2:22 –23. Мы уже знаем, что Иисус Христос, когда Ему исполнилось 30 лет, выступил на служение роду человеческому. Как величайший пророк Он открыл людям волю Божию в полноте и совершенстве. В чем состояло новое совершеннейшее учение Его, это мы рассмотрим теперь. «Ибо закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа», – такими словами определяет новое преданное Иисусом Христом учение евангелист Иоанн. Значит, Богом было даровано два закона: закон ветхозаветный – через Моисея и закон новозаветный или Евангелие – через Иисуса Христа. Содержанием последнего служат, по словам апостола, благодать Божия и вечная истина.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Условия для вступления в Царство Божие А) Вера в Иисуса Христа Исповедание апостола Петра (Мф.16:13–20; Мк.8:27–30; Лк.9:18–21) Чтобы войти в Царство Божие, нужно, прежде всего, веровать в Иисуса Христа. Мы знаем, как Спаситель говорил Иаиру, когда ему сказали о смерти дочери: «не бойся, только веруй, и спасена будет»; исцеленному слепому Христос сказал: «вера твоя спасла тебя»; хананеянке, у которой была больна дочь, Спаситель сказал: «велика вера твоя; пусть будет тебе, как ты хочешь»; исцеленному от проказы самарянину Христос сказал: «вера твоя спасла тебя»; расслабленного в Капернауме Христос исцелил, когда увидел веру больного и его друзей. Таким образом, Спаситель помогал людям Своими чудесами тогда, когда видел, что люди веруют в Него. Как же именно должно веровать в Иисуса Христа? Это мы узнаем из следующего. Однажды Иисус Христос спросил Своих учеников: «за кого Меня считают люди?» Ученики сказали: «одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за одного из пророков». – «А вы за кого считаете Меня?» – спросил Спаситель. Апостол Петр за всех апостолов сказал Ему: «Ты – Христос, Сын Божий». Спаситель подтвердил эти слова или исповедание апостола Петра и сказал ему: «блажен ты, потому что не люди открыли тебе это, но Отец Мой Небесный». В этой беседе с апостолами Спаситель ясно показал, что в Него должно веровать именно, как в Сына Божия. Таким образом, чтобы получить помощь от Иисуса Христа, должно веровать в Него, как Сына Божия. Что Спаситель говорил Иаиру? Что Он сказал исцеленному слепому? – хананеянке? – исцеленному от проказы самарянину? Что означали слова Спасителя о вере исцеленных? О чем Христос спрашивал Своих учеников? Что отвечали Ему ученики? Как Христос спросил учеников об их вере в Него? Что отвечал Спасителю апостол Петр? Что на это сказал Петру Иисус Христос? Что означают эти слова Спасителя? Что нужно для получения помощи от Иисуса Христа и для вступления в Царство Божие? Б) Надежда на Иисуса Христа Хождение Иисуса Христа по воде (Мф.14:22–33; Мк.6:45–51)

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Мы видим, что во всех четырех случаях в той или иной форме упоминается имя Божие. У Матфея говорится об «имени Отца и Сына и Святаго Духа»: эта крещальная формула станет тем зерном, из которого будет вырастать христианская Церковь на протяжении всех веков своего исторического бытия. У Марка подчеркивается особая сила имени Иисусова, благодаря которой уверовавшие во Христа будут совершать чудеса. У Луки говорится о покаянии во имя Иисуса. У Иоанна – о жизни во имя Иисуса, которой удостаиваются уверовавшие в Него. Таким образом, христианская вера, переданная Самим Иисусом Христом в наследие Своей Церкви, немыслима без имени Иисусова, которое остается в центре евангельского повествования до последних его страниц. Имя Иисуса в Деяниях и посланиях апостолов Если от Евангелий обратиться к Деяниям апостольским, то мы увидим, что они являются «книгой о победоносном шествии имени Бога, после преславного восшествия на небо Иисуса Христа» 143 . Вся книга Деяний пронизана удивлением перед могуществом и чудотворным действием имени Иисуса. «Именем Иисуса Христа совершались поразительнейшие знамения пред лицем всего христианского общества, что возбуждало питать во всем обществе христианском веру в неограниченную силу имени Иисуса», – говорит по этому поводу святитель Игнатий (Брянчанинов) 144 . В книге Деяний несколько тем, связанных с этим именем: 1) покаяние, прощение грехов и крещение во имя Господа Иисуса; 2) спасение именем Иисуса; 3) страдание за имя Иисуса; 4) вера во имя Иисуса; 5) чудотворная сила имени Иисуса. Приведем характерный рассказ о беседе Петра и Иоанна после исцеления ими хромого со священниками, старейшинами и саддукеями: На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины и книжники и поставивши их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это? Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им: именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

А что делают вестники, то делается, собственно, не ими, а тем, кто посылает их, ибо они делают это по повелению и вместо пославшего их. Значит, и апостолы возвещали Евангелие не только по повелению, но и вместо Иисуса Христа; иначе говоря, они возвещали его во имя Иисуса Христа. Для подтверждения Своей проповеди Господь творил великие чудеса. Подобно Ему творили чудеса и апостолы. Так, вскоре после сошествия Святого Духа апостол Петр исцелил нищего хромого, сказав ему: «серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея, встань и ходи». А когда удивленный этим народ стал думать, будто апостол своею силою совершил это чудо, то Петр вразумил его и сказал, что не своею собственною силою он исцелил хромого, а «ради веры во имя Иисуса Христа». Значит, апостол был только орудием, посредством которого Сам Иисус Христос совершил это чудо. Таким образом, если мы говорим, что апостолы проповедовали и творили чудеса во имя Иисуса Христа, то этим выражаем, что они поступали так вместо Иисуса Христа и по вере в Него. Если бы они именно не имели веры в Иисуса Христа, то не могли бы и проповедовать во имя Его. Равным образом, если бы они не верили обещанию Спасителя о даровании им власти творить чудеса, то не могли бы творить и чудес во имя Его. Теперь становится отчасти понятным и то, что значит молиться во имя Иисуса Христа. Но прежде, чем ответить на этот вопрос, мы приведем здесь следующий пример из жизни одного человека, который просил другого во имя же человека. В некотором месте жил один человек, впавший в великую бедность. Между тем к известному сроку ему непременно нужно было иметь некоторую сумму денег. В таком положении он пришел к своему священнику. Последний охотно желал помочь ему, но, не имея и сам в то время денег, посоветовал ему обратиться с просьбою к одному зажиточному человеку, жившему в том же месте. На это бедняк заметил: «я бедный человек, и богач тот не знает меня; потому я не смею идти к нему и сомневаюсь, чтобы он помог мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Мф.27:11.   Иисус же ста пред игемоном … Иисус же стал перед правителем. Иоанн (18, 29—31) говорит, что, когда они привели Иисуса Христа в преторию, то Пилат вышел к ним и сказал: «кую речь приносите на Человека Сего; Отвещаша и реша ему: аще не бы (был) Сей злодей, не быхом предали Его тебе. Рече же им Пилат: поимите Его вы и по закону вашему судите Ему» … Они предали Иисуса Христа Пилату для убиения, а не для расследования дела. Но он не мог допустить, чтобы Иисуса Христа убили прежде расследования дела, поэтому и желает знать, в чем состоит вина Иисуса Христа; они же, не надеясь на себя, не говорят вины, а только отвечают: «аще не бы (был) Сей злодей, не быхом предали Его тебе» , потому что никогда и ни в чем мы не поступаем несправедливо. Пилат, вознегодовав на то, что они желают убить Иисуса Христа без расследования, предоставляет им самим убить. Обманувшись в надежде, они уже против желания обвиняют Его, как написал Лука (23, 2), который говорит: «начаша же Нань вадити, глаголюще: Сего обретохом развращающа язык наш и возбраняюща Кесареви дань даяти, глаголюща Себе Христа Царя быти» . Обрати внимание на их лукавство. Желая возбудить гнев Пилата против Иисуса Христа и таким образом скорее взять Его для убиения, они обвиняют Его в возмущении и присвоении царской власти; делают это и для того также, чтобы Пилат, испугавшись кесаря, даже и при своем желании, не мог освободить Иисуса Христа от смерти. Мф.27:11.   И вопроси его игемон, глаголя: Ты ли еси Царь Иудейский; Иисус же рече ему: ты глаголеши . И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. «Ты глаголеши, ты рекл еси» и т. п. безукоризненное и полное смирения согласие. Иоанн (18, 33—37) и об этом рассказал подробнее: «вниде паки Пилат в претор и пригласи Иисуса и рече Ему: Ты ли еси Царь Иудейсте; Отвеща ему Иисус: о себе ли ты сие глаголеши, или инии тебе рекоша о Мне; Отвеща Пилат: еда аз жидовин есмь; род Твой и архиерее предаша Тя мне: что еси сотворил; Отвеща Иисус: Царство Мое несть от мира сего: аще от мира сего было бы Царство Мое, слуги мои (убо) подвизалися быша, да не предан бых был иудеом: ныне же Царство Мое несть отсюду.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Наступил праздник Пасхи, в Иерусалиме все успокоилось. Только враги Иисуса Христа не знали покоя. Они пришли к Пилату и сказали: «господин, мы вспомнили, что этот обманщик, еще будучи в живых, говорил, что Он на третий день воскреснет. Итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики ночью не украли тела Иисуса и не сказали, что Он воскрес из мертвых». Пилат сказал им: «Возьмите стражу, идите и охраняйте, как знаете». Они пошли, приставили у гроба стражу и приложили к камню печать. Погребение Иисуса Христа Православная Церковь воспоминает на Богослужении Великой субботы. В конце утреннего Богослужения после пения «Слава в вышних Богу», священнослужители торжественно обносят Плащаницу вокруг храма в воспоминание погребения Иисуса Христа. Перед Плащаницей несут крест и хоругви. Верую в Господа Иисуса Христа, распятого же за ны (за нас) при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. § 40. Воскресение Христово (Мф. 28:1–15; Мк. 16:1–14; Лк. 24:1–48; Ин. 20:1–31) Суббота кончилась. Наступил первый день недели. Стража стояла у гроба и охраняла его. Вдруг сделалось сильное землетрясение. Ангел Господень сошел с неба, отвалил камень от гроба и сел на нем. Лицо Ангела блистало как молния, и одежда его была бела как снег. Иисус Христос воскрес из мертвых. Воины в страхе разбежались. Потом они пошли к первосвященникам и рассказали им о случившемся. Первосвященники дали им денег и убедили говорить, что ученики, пришедши ночью, украли тело Иисуса Христа, когда они спали. Верую в Господа Иисуса Христа, воскресшего в третий день по Писанием. (Как было предсказано в священных книгах Ветхого Завета). Праздник Воскресения Иисуса Христа из мертвых есть самый радостный и торжественный из всех праздников. Богослужение в этот праздник отличается особенной торжественностью. Во всю Пасхальную неделю царские двери бывают открыты в знак того, что Иисус Христос Своим воскресением открыл верующим вход в Царство Небесное, и совершается целодневный звон в колокола в знак духовной радости и торжества.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил… дабы не сказал кто, что я крестил во имя мое ( 1Кор.1:10–15 ). Далее в том же послании апостол Павел говорит о членах Коринфской церкви, которые омылись, освятились и оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор.6:11 ). В Послании к Колоссянам Павел говорит о том, что необходимо всё делать во имя Господа Иисуса Христа ( Кол.3:17 ), а в Послании к Римлянам – о благодати и апостольстве, полученном им от Христа, чтобы во имя Его покорять вере все народы ( Рим.1:4–5 ). Здесь же слова пророка Иоиля – Всякий, кто призовет имя Господне 436 , спасется ( Иоил. 2:32 ) – отнесены к тем, кто исповедует Иисуса Христа Господом ( Рим.10:9–13 ). Таким образом, Павел переносит на имя Иисусово то понимание, которое в Ветхом Завете вкладывалось в имя Яхве 437 . Наконец, в Послании к Филиппийцам мы находим один из самых значительных новозаветных христологических текстов, в котором в числе прочего говорится об имени Иисуса: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человеку и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп. 2:6–11 ). Темой этого текста является обожение человеческого естества в лице Иисуса Христа: смирив Себя до крестной смерти, Иисус возвысил человеческое естество до славы Божией, благодаря чему имя Господа Иисуса Христа, Богочеловека, приобрело вселенское значение, став объектом поклонения не только людей, но и ангелов и демонов. Тема вселенского значения имени Христа прочно войдет в христианское Предание. Во II веке она будет продолжена, в частности, в «Пастыре» Ерма : «Имя Сына Божия велико и неизмеримо, и оно держит весь мир… Он поддерживает тех, которые от всего сердца носят Его имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

С этого времени вражда между Пилатом и Иродом прекратилась. § 93. Второй суд Пилата над Господом Иисусом Христом. (Мф. 27, 15–26; Марк. 15, 6–15; Лук. 28, 13–25; Ин.18, 39–40; 19, 1–6) «Я предал хребет Мой биющим, и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплеваний» ( Ис. 50, 6 ). Когда Иисуса Христа привели от Ирода обратно в Преторию, то Пилат сказал первосвященникам, книжникам и народу: „ни я, ни Ирод не нашли в Нем ничего, достойного смерти; итак, я, наказав Его, отпущу“. Последними словами этот неправедный судья выразил свое малодушие, потому что хотел наказать невинного, единственно по угодливости евреям, чтобы не раздражить их. Евреи тотчас подметили эту слабость в Пилате и неотступно стали требовать, чтобы он наказал Иисуса Христа не иначе, как смертною казнью. Пилат стал прибегать теперь к разным средствам, чтобы выйти из затруднения, в которое сам поставил себя. „Есть у вас обычай, сказал Пилат евреям, чтобы я одного узника освобождал вам ради Пасхи: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву или Иисуса, называемого Христом?“ Пилат нарочито сопоставил Иисуса Христа с Вараввою, возмутителем и разбойником, не сомневаясь, что народ предпочтет ему Иисуса Христа. Пока шли переговоры в народе, Пилат получил вразумление свыше чрез жену свою: „не делай ничего Праведнику тому, писала ему жена, потому что я ныне во сне много пострадала за Него“ 83 . Между тем, первосвященники и старейшины употребляли все усилия, чтобы склонить народ в пользу Вараввы, и когда Пилат снова спросил: „кого отпускать?“ все закричали: „не Его, но Варавву!“ Пилат воскликнул: „что сделать с Иисусом, называемым Христом?“ Все опять закричали: „распни Его?“ „Какое же зло сделал Он?“ – спросил Пилат. В толпе еще сильнее раздались крики: „распни, распни Его!“ Пилат настаивает, однако, на своем первом решении, т. е. наказать Иисуса Христа, в надежде, что этим удовлетворится злоба Его врагов. По приказанию его, воины отвели Господа внутрь двора и там, привязав к столбу, избили его бичами, потом сплели венец из терновника и надели Ему на голову, одели Его в багряницу 84 и начали с насмешками приветствовать Его: „радуйся, царь иудейский“, и били Его по ланитам. Наконец, в этом позорном виде, по приказанию Пилата, вывели Иисуса Христа к народу. Пилат указал на Него евреям, говоря: „се человек“ 85 . Народ молчал, пораженный видом Божественного Страдальца, только первосвященники и служители их продолжали кричать: „распни, распни Его!“ Пилат сказал им: „возьмите Его вы и распните, а я не нахожу в Нем вины“... § 94. Осуждение Иисуса Христа на смерть. (Ин.19, 7–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010