Христианство не есть только проповедь одних истин, не есть простое наставление в религии, но есть дело спасения падшего в Адаме человека. Человечество постоянно нуждается в спасении, поэтому необходимо для блага людей непрерывное продолжение спасающей деятельности христианской религии. Дело освящения и спасения каждого человека в отдельности совершается христианской Церковью. Христианская Церковь есть великое Священное учреждение Христово, продолжающее спасительную деятельность Самого Иисуса Христа, она как бы Сам Иисус Христос и Его дело в продолжении. Иисус Христос был истинный Бог и истинный человек, так же точно и заступающая Его Церковь есть невидима, Божественна и видима человеческая; у Иисуса Христа Божество и человечество были соединены воедино, подобным образом и в Церкви Христовой соединяется Божественное с человеческим. Христианская Церковь заместительница Иисуса Христа на земле в Его троякого рода деятельности: как Учителя всего человечества, как Первосвященника, принесшего Себя в жертву для спасения всего человечества и как Небесного Царя, царственная сила Которого никогда и ни от чего не ослабеет. В христианской Церкви продолжается Первосвященническое служение Иисуса Христа установленными Им священнослужителями; продолжается учительство Иисуса Христа, ибо в ней постоянно возвещается во всей полноте Его Божественное учение; Церковь продолжает вместо Иисуса Христа руководство и управление христианским народом. Христианской Церкви принадлежит благодать и истина ( Ин.1:17 ). Эту благодать и истину она сообщает людям не как простое частное лицо, но как назначенная для этого Самим Иисусом Христом и уполномоченная Им, получившая на это полномочия от Самого Иисуса Христа. Следовательно, Церковь имеет власть, полномочия, благодать, истину от Самого Иисуса Христа. Апостол Павел говорит: «и так каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих ( 1Кор.4:1 ). От Иисуса Христа Церковь получила право и назначение возвещать истину. «Итак, мы посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом ( 2Кор.5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

В ранней Церкви было распространено множество вероисповедальных формул, соответствовавших различным аспектам христианской веры. Наиболее распространенные формулировки носили исключительно христологический характер. Чаще всего в них фигурируют два элемента: смерть и Воскресение Христа и как следствие – Его божественная природа 319 . Иными словами, основное внимание уделяется жизни Христа и тому, Кто Он. Жизнь Иисуса Христа Первые христиане твердо верили в «Иисуса Христа, пришедшего во плоти» – это исповедание веры приводится в 1Ин.4:2 . Мало где вера в Воплощение Иисуса выражена более явно, чем в «написанном до Павла гимне» в Флп.2:6 и далее 320 , где говорится о человеческой и божественной природах Иисуса, о Его смиренной жизни на земле – и о небесной славе («образ Божий»), о Его возвышении, о поклонении Ему. Другое древнее вероисповедание, подчеркивающее контраст между разными аспектами жизни Иисуса, – 2Тим.2:8 321 . Рождение Иисуса – потомка Давида – противопоставляется Его воскресению из мертвых, что снова подтверждает: ранние христиане помещали Иисуса в контекст исторических событий 322 . Еще одно древнее вероисповедание, появившееся до Павла, Рим.1:3–4 323 . Иисус, «Который родился от семени Давидова по плоти», но Он же – «открылся Сыном Божиим… через воскресение из мертвых» 324 . Здесь достаточно упомянуть о том, что уже в ранних источниках прослеживается интерес к земному, физическому родству Иисуса, происходившему из семьи потомков Давида. Как отмечает Моул, именно этот Человек Иисус жил, умер и подтвердил Свою истинность после смерти 325 . Одна из ранних вероисповедальных формулировок приводится в 1Тим.3:16 326 (иногда ее называют «гимном Христу»). В ней содержатся краткие упоминания о человеческой и божественной природах Иисуса: «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе». Моул обращает внимание не только на раннюю дату этого вероисповедания, но и на ритмическую структуру, которая скорее всего использовалась в богослужении и в пении гимна 327 . В этой формулировке также подчеркивается контраст между рождением Человека Иисуса «во плоти» и Его божественной природой 328 ; далее упоминаются оправдание Духом и свидетельство ангелов. Христос был проповедован среди народов мира; люди уверовали в Него, прежде чем Он «вознесся во славе».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drevnie...

По приказанию Пилата, иисуса Христа наказали бичами. Воины Римские после бичевания смеялись над Ним. Они надели на Него багряницу (короткую одежду красного цвета), возложили на голову Его терновый венец, а в руки вместо скипетра дали трость. Потом становились перед Ним на колени и говорили: «радуйся, Царь Иудейский». Затем плевали на Него и, взявши трость, били Его по голове. Пилат вывел Иисуса к народу и сказал: «Се человек». Оп думал, что Иудеи сжалятся над невинным страдальцем. Но в народе снова закричали: «распни, распни Его!» Пилат ответил: «возьмите его вы и распните; а я не нахожу вины в Нем». «По закону нашему Он должен умереть, потому что Он выдал Себя за Сына Божия», ответили ему члены Синедриона. Это новое обвинение против Иисуса встревожило Пилата, и он высказал решительное желание отпустить Иисуса. В народе закричали: «если отпустишь Его, то ты не друг Кесарю». Пилат, видя, что ничто не помогает, а смятение в народе увеличивается, взял воды и, умыв руки, сказал: «невиновен я в крови этого Праведника». Народ воскликнул: «кровь Его на нас и на детях наших!» Тогда Пилат, против своего убеждения, по требованию Иудеев, предал Иисуса на распятие. 59. Крестные страдания и смерть Иисуса Христа Мф.27:31–56 ; Лк.23:26–49 ; Ин.19:16–30 . Воины Римские повели осужденного на смерть Иисуса Христа на лобное место, по-еврейски Голгофу 19 , и там на крестах распяли Его и по сторонам Его – двух разбойников. Над головой Иисуса Христа была прибита доска с надписью: «Иисус Назорей Царь Иудейский». Это было в третьем часу дня (по нашему счету в девятом часу утра). Когда Иисуса распинали, Он милосердый молился за Своих мучителей: «Отче, прости им! Они не знают, что делают». Враги Иисуса Христа не оставили Его в покое и на кресте. Они с насмешкой говорили: «спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди со креста, и мы уверуем». К врагам Христовым пристали и воины. Даже один из распятых разбойников – и тот с насмешкою сказал Иисусу: «если Ты Христос, спаси Себя и нас». Но другой разбойник ответил первому: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Но мы достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал». Сказав это, он обратился к Иисусу Христу с молитвою: помяни мя, Господи, егда пртдеши во царствии Твоем. «Истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю», ответил ему Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

случаях крещения «во имя Господа Иисуса» в результате проповеди апостолов. Так, когда после проповеди Петра в Иерусалиме народ умилился сердцем и спросил: «Что нам делать?» - Петр ответил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян 2. 38). Проповедуя в доме Корнилия, Петр говорит о Христе: «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его», после чего обращается к слушателям с призывом креститься «во имя Иисуса Христа» (Деян 10. 43, 48). В Эфесе Павел крестит «во имя Господа Иисуса» тех, кто ранее были крещены крещением Иоанновым (Деян 19. 5). Об имени Иисуса говорится в соборных Посланиях, в частности у апостолов Петра и Иоанна (1 Петр 4. 14; 1 Ин 2. 12; 3. 23; 5. 13). В Посланиях ап. Павла тема имени Иисуса Христа занимает весьма важное место (см.: 1 Кор. 1. 10-15; 6. 11; Кол 3. 17; Рим 1. 4-5; 10. 9-13). В Послании к Филиппийцам содержится один из самых значительных новозаветных христологических текстов, в к-ром, в числе прочего, говорится об имени Иисуса: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп 2. 6-11). Имя, к-рое Бог Отец даровал Сыну, как явствует из контекста, есть имя «Господь» (κριος). Греч. слово κριος - не что иное, как один из переводов евр.   (Яхве). Т. о., Иисус Христос отождествляется с Яхве ВЗ, а имя Иисуса Христа - со священным именем Яхве. Темой приведенного текста ап. Павла является обожение человеческого естества Христова: Иисус Христос как человек, смирив Себя до крестной смерти, возвысил человеческое естество до славы Божией, благодаря чему имя Господа Иисуса Христа как Богочеловека приобрело вселенское значение, став объектом поклонения не только людей, но и ангелов и демонов.

http://pravenc.ru/text/389525.html

(К празднику Воскресения Христова) Все евангелия согласно свидетельствуют, что на третий день после того, как Иисус Христос был распят и положен мертвым во гроб, Он ожил, вышел из гроба, явился Своим ученикам и затем вознесся с плотью на небо во славе. Ученики Его видели пустую могилу, осязали раны Его на руках и ребрах, беседовали с Ним, словом, имели очевидные и бесспорные доказательства Его телесного воскресения. Свидетельство о воскресении Иисуса Христа занимает самое важное и первостепенное место в их проповеди христианства. «Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели», – не раз утверждает апостол Петр ( Деян.2:32; 3:15; 5:32 ). Апостол Павел основывает на воскресении Иисуса Христа истину всего христианства: «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал» ( 1Кор.15:14–15 ). Вера в воскресение Иисуса Христа является непременным условием спасения: «если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом, и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых: то спасешься» ( Рим.10:9 ). Глубокое, основное значение Христова воскресения для христианской веры сознается и признается и врагами христианства, и вообще мыслителями, свободно обращающимися с содержанием христианского вероучения (настроенными рационалистически). Поэтому они направляют свои главные удары и возражения против факта воскресения Христова. Для своей цели они употребляют обыкновенно два метода или способа. С одной стороны они стараются извратить или подорвать действительный, подлинный смысл евангельских сказаний о воскресении Иисуса Христа, а с другой – объяснить естественным путем возникновение в умах первенствующих христиан веры в телесное воскресение Иисуса Христа. В настоящей заметке мы подвергнем разбору одну из попыток последнего рода, принадлежащую английскому богослову-писателю Мартино 1 . Мартино рассматривает евангельское повествование о воскресении Иисуса Христа в его настоящем виде, как благочестивую легенду сравнительно позднейшего происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nikolin/e...

На этот вопль сознающих свою виновность грешников, апостол Петр отвечает: «покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа». Апостол Петр дает своим слушателям тоже наставление, каким Иоанн Предтеча в пустыне приготовлял Иудеев к вере в Иисуса Христа ( Мф.3:2 ). Тем же наставлением начал свою проповедь и сам Иисус Христос, как сказано у Евангелиста: Оттоле начат Иисус проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо царство небесное ( Мф.4:17 ). По воскресении из мертвых, Господь сказал Апостолам: яко тако писано есть, и тако подобаше пострадати Христу, и воскреснути от мертвых в третий день, и проповедатися во имя Его покаянью и отпущенью грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима ( Лк.24:47 ). Покайтеся. Как бы так говорил Петр Иудеям: сознайте ваше заблуждение, сознайте великий ваш грех тот, что вы отвергли обещанного вам Спасителя Иисуса Назорея, оклеветали Его и предали на поносную крестную смерть; веруйте теперь, что Он есть Господь и Царь неба и земли, и Спаситель всех людей; сознайте все ваши грехи, и ищите в Нем спасения. Как этого достигнуть? И да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов. И каждый из вас крещением да засвидетельствует свою веру в Иисуса Христа, и будет последователем Его, чтобы силою заслуг Его, получить вам отпущение своих грехов. Или, пусть каждый из вас, приняв крещение в Иисуса Христа, будет истинным последователем Его, чтобы, по Его заслугам и ходатайству, отпущены были вам грехи ваши, и тот великий грех, что вы предали на смерть своего Спасителя и Царя, и все другие грехи. Иудеи слышали о крещении Инновом и, может быть, некоторые или многие из слушателей апостольской проповеди крестились крещением Инновым; но Петр требует иного крещения, крещения во имя Иисуса Христа. Крещение Инново было только приготовлением к вере в Иисуса Христа, было выражением готовности к принятью приближающегося царства Божия, но не сообщало благодатных даров сего царства; а крещение, установленное Иисусом Христом и свидетельствующее веру в Иисуса Христа, освобождает крещаемого от всех грехов, и приобретает ему благодатное благословение Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

46-47). В Евангелии от Иоанна рассказ о Воскресении завершается словами: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин 20. 31). Во всех четырех случаях в той или иной форме упоминается И. Б. У Матфея говорится об «имени Отца и Сына и Святаго Духа»: эта крещальная формула станет тем зерном, из которого будет вырастать христ. Церковь на протяжении всех веков своего исторического бытия. У Марка подчеркивается особая сила имени Иисусова, благодаря к-рой уверовавшие во Христа будут совершать чудеса. У Луки говорится о покаянии во имя Иисуса. У Иоанна - о жизни во имя Иисуса, к-рой удостаиваются уверовавшие в Него. Т. о., христ. вера, переданная Иисусом Христом в наследие Церкви, немыслима без имени Иисусова, которое остается в центре евангельского повествования до последних его страниц. Имя Иисуса в Деяниях св. апостолов и апостольских Посланиях Деяния св. апостолов являются «книгой о победоносном шествии имени Бога, после преславного восшествия на небо Иисуса Христа» ( Лосев А. Ф. Имя. СПб., 1997. С. 7-8). Вся книга Деяний пронизана удивлением перед могуществом и чудотворным действием имени Иисуса. «Именем Иисуса Христа совершались поразительнейшие знамения пред лицом всего христианского общества, что возбуждало питать во всем обществе христианском веру в неограниченную силу имени Иисуса» ( Игнатий (Брянчанинов), еп. Соч. Т. 2: Аскетические опыты. СПб., 1886. С. 252). В книге Деяний присутствуют неск. тем, связанных с И. Б.: 1) покаяние, прощение грехов и крещение во имя Господа Иисуса; 2) спасение именем Иисуса; 3) страдание за имя Иисуса; 4) вера во имя Иисуса; 5) чудотворная сила имени Иисуса. Имя Иисуса занимает центральное место в повествовании о беседе Петра и Иоанна после исцеления ими хромого со священниками, старейшинами и саддукеями: «На другой день собрались в Иерусалим начальники их, и старейшины, и книжники... и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это? Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им: ...именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.

http://pravenc.ru/text/389525.html

§ 8. Повествование евангелиста Луки из истории отрочества Господа Иисуса Из истории детства Господа Иисуса Христа евангелия передают о поклонении пастухов, обрезании Его, принесении во храм, поклонении волхвов и бегстве Его родителей с Ним в Египет. Все эти события, представляющие глубокий интерес во многих отношениях, не имеют значения для философии евангельской истории, потому что, во-первых, ниоткуда не видно, чтобы эти события имели влияние на характер общественного служения Иисуса Христа, и, во-вторых, что еще более важно, участие младенца Иисуса в этих событиях не было делом Его сознания и воли: они были с Ним, но Его воли не было в них. Иное нужно сказать о том единственном событии, которое сообщается в евангелии Луки из истории отрочества Иисуса Христа. После указанных событий детства Иисуса Христа, родители Его возвратились с Ним в Галилею, в город сбой Назарет. Отсюда каждый год они ходили в Иерусалим на праздник пасхи. Когда Ему было двенадцать лет, пришли они, по обычаю, в Иерусалим на праздник с Ним. Когда же, по окончании праздника, они возвращались, отрок Иисус незаметно для них остался в Иерусалиме. Проискав Его тщетно в пути, среди родственников, и возвратившись в Иерусалим, они чрез три дня нашли Его в храме среди учителей, беседовавших с Ним и дивившихся разуму Его и ответам. «Чадо, что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и я с великою скорбью искали Тебя», сказала Ему матерь Его. Он же ответил им: «Зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Они, заканчивает евангелист свое повествование, не поняли сказанных Им слов, а по возвращении в Назарет Он был в повиновении у них. Это событие с отроком Иисусом в Иерусалиме в высшей степени значительно потому, что в нем впервые обнаружилось самосознание Его, которым определялась вся общественная деятельность Его. Так как самосознание Господа Иисуса Христа лежит в основе Его призвания и необходимо предполагается, как вполне сложившееся, уже началом Его общественного служения, то исследователю евангельской истории должно остановить на нем свое внимание прежде, чем приступить к объяснению дела Христа, хотя вполне обнаружилась внутренняя жизнь Его только в Его делах и речах в течение общественного служения. К указанному же событию, в котором впервые проявилось самосознание Христа, следует приурочить изучение Его самосознания потому, что из позднейшей жизни Христа, до начала Его общественного служения, в евангелиях ничего не передается. § 9. Исключительность самосознания Христа по его соединению с богосознанием

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

14. Мне же да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, имже мне мир распяхся, и аз миру. Обличив лжеучения и недостойные побуждения лжеучителей, – которые учили тому, будто и христиане должны принимать обрезание по закону Моисееву, – святой Павел говорит о духе своей веры и своей проповеди . «А мне да не будет того, чтобы хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым мир для меня распят, и я для мира». Мне да не будет хвалитися. Сказав о мнимой похвале мнимых учителей, Апостол какбы так говорит: А я никак не хочу хвалиться тем, чем они любят хвалиться; я ничем не хочу хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, – разве только тем, что я верую в Иисуса Христа, за мои грехи и за грехи всего мира умершего на кресте; разве только тем, что всю мою надежду возлагаю на заслуги Господа Иисуса, распятого на кресте и от Него уповаю получить вечную жизнь; разве тем, что я всем возвещаю спасение чрез веру в Иисуса распятого на кресте; разве тем, что подкрепляемый силою Иисуса Христа, распятого на кресте, я весь принадлежу Ему, Спасителю моему, – и мир и похоти его потеряли силу надо мною, – мир этот мертв для меня; и я распят для мира, не служу ему, не дорожу его благами, не увлекаюсь его похотями. Моя жизнь, моя сила, моя слава, моя радость, моя надежда во времени и в вечности, все мое – Иисус Христос , распятый на кресте за меня и за весь мир. Имже мне мир распяся, и аз миру. В этих словах св. Павел показывает, что он всецело предан Иисусу Христу, всеми силами любит Его и служит Ему. Выше, в этом же послании, свою жизнь в Иисусе Христе он изобразил так: Христови сораспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос: а еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившего мене и предавшего Себе по мне ( Гал.2:20 ). 15. О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но нова тварь. «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь». Объясняет Апостол, почему он не хвалится тем, в чем ищут своей похвалы иудействующие учители, требовавшие от Галатов обрезания, и почему всю похвалу свою полагает только в Иисусе Христе распятом. Какбы так говорит Павел: не хочу хвалиться ничем другим, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа: ибо в обновленной Благодатию жизни ничего не значит, был ли кто прежде обрезанный иудей, или необрезанный язычник; а вся важность в самом обновлении благодатию Христовою, и все достоинство состоит в том, чтобы сохранить это обновление – быть новою тварию, проводить жизнь благочестивую и добродетельную, по учению Иисуса Христа. Благодатию бо есте спасени чрез веру, в другом же послании пишет Павел: и сие не от вас, Божий дар; не от дел, да никтоже похвалится. Того бо есмы творение, создани во Христе Иисусе на дела благая ( Еф.2:8–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

22 . И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. И еще плод истинной любви к ближним: в нашей молитве к Богу услышаны будем. И чего ни попросим, получим от Него: потому что соблюдаем заповеди Его, и делаем благоугодное пред Ним. Бог любит соблюдающих заповеди Его и делающих угодное Ему, и Сам делает по их молитве. Иисус Христос говорит: «и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полýчите» ( Мф.21:22 ). 23 . А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его, Иисуса Христа, и любили друг друга, как Он заповедал. Апостол опять обращает взор к причине, которой показал благотворные действия, и раскрывает ее полнее. Все евангельское учение о благочестии и благоугождении Богу Он называет одною заповедью: «А заповедь Его та», и потом разделяет ее на две половины: первая половина сей заповеди – чтобы мы веровали во имя Сына Его, Иисуса Христа; вторая – «любили друг друга, как Он заповедал нам». Первая половина есть основание второй; соединяя в одну заповедь веру в Иисуса Христа и любовь к ближнему, Апостол показывает их нераздельность: истинная любовь к ближнему есть плод веры в Иисуса Христа, и истинная вера в Иисуса Христа невозможна без любви к ближнему. Любовь к ближнему есть необходимое действие и выражение истинной веры: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» ( 1Ин.4:20 ). Апостол Павел пишет: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» ( Гал.5:6 ). Словами: «чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа», святой Иоанн обнимает все учение о спасении чрез веру в Иисуса Христа. Так он, сказавши о плодах любви к ближним, показывает, что эта любовь должна соединяться с верою в Иисуса Христа; что эта любовь друг к другу должна быть такая, какую Иисус Христос заповедал нам; т. е. Бога должны мы любить всем своим существом, ради Его Самого, а ближних должны мы любить для Бога, по заповеди Божией, как самих себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010