В начале XX века монастырю принадлежали 6 скитов и 3 пустыни. На Соловках было 19 церквей с 30 престолами и 30 часовен. В обители существовали: училище для детей поморов — «безбрадых трудников», Братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, ботанический сад. Некоторое время работала здесь биостанция — первое научное учреждение на Беломорье. Монастырь содержал на архипелаге около тысячи трудников, работавших «ради молитв преподобных» безденежно, и несколько сот наемных рабочих. Обитель могла принять множество паломников, число которых достигало 15 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись монастырскими пароходами. Богомольцы стремились к древним святыням, обретая на соловецкой земле душевное умиротворение и покой. Паломников приводило в умиление молитвенное усердие иноков и весь уклад повседневной жизни обители. Соловецкий патерик повествует: «С той минуты, как утром, среди ночной тишины, раздается в обители звук колокола, призывающий на утреннее молитвословие, вседневная жизнь соловецкого инока представляет постоянную смену молитвы и труда». Подвижники благочестия Святую обитель прославили подвижники благочестия, в разное время подвизавшиеся в монастыре, его скитах и пустынях. Особенно почитаются на Руси преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV в.) — первоначальники обители; преподобный Елисей Сумский (XV — XVI ), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI в.), преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (XVI в.), святитель Филипп, митрополит Московский (XVI в.), преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (XVII в.), преподобный Диодор (в схиме Дамиан) Юрьегорский (XVII в.), преподобный Елеазар, основатель СвятоТроицкого скита на острове Анзер (XVII в.), преподобный Иов( в схиме Иисус), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (XVIII в.). Соловецким постриженником и учеником преподобного Елеазара Анзерского был Святейший Патриарх Московский и всея России Никон (XVII в.). Разрушение Соловецкого монастыря XX век принес святой обители страшные и жестокие перемены. После октябрьского переворота 1917 года новая богоборческая власть открыто объявила войну Церкви, верующему народу и всему православному укладу русской жизни. Монастырь был закрыт по решению советской власти, а в 1923 году превращен в Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН, преобразованный с 1937 года в Соловецкую тюрьму особого назначения СТОН (расформирована в 1939 году). На Соловки ссылали в первую очередь иерархов Русской Православной Церкви, монахов и священников, участников Белого движения — офицеров и солдат. Новая власть отправляла сюда своих политических противников, неугодных ей представителей творческой интеллигенции. С начала 30-х годов на острова начинают доставлять раскулаченных крестьян из России, Белоруссии, Украины. Добровольное заточение

http://pravmir.ru/istoriya-soloveckoj-ob...

Прежде молитвы Иисусовой, подобает испросить у Бога прощение прегрешений и умертвить в себе ярость и похоть. Тогда сам Бог будет тебе учителем в молитве сердечной. Сердечная молитва есть дар Божий, подаваемый возлюбленным рабам Божиим; сподобляется сего один из тысячей. Мнится мне, что одна молитва Иисусова, без делания заповедей, быть не может. Как некоторые думают, что они молитвенники, и учат других молитве Иисусовой, ни мало не заботясь об исполнении заповедей Господнихъ?… Еще: и всесвятое Его имя (Иисус) должно часто произносить устами. Хорошо строить храмину с основания, а не с крыши. Писано есть: мельзи млеко, и будет масло. То есть: поговори молитву Иисусову устами подольше, заговорить и сердце. Возлюби количество и придет качество; то есть: после долгого и многолетнего пребывания в устной молитве, стяжешь сердечную. Кто же сначала учит, или учится творить молитву в сердце, тот, видно, и устами творить ее не умеет. Божия благодать приходить не заметно. Иногда благодать дается подвижнику в начале подвига, а иногда под конец жития. В Соловецкой и Анзерской книжницах, есть много письменных сборников. Из них видно, что и здесь были прежде молитвенники Иисусовы. Теперь же эти сборники спокойно лежат в библиотеках. Не мни кто либо, чтобы ныне не было сподобившихся дара умной молитвы. В Гороховском Николаевском монастыре, жил монах о. Амвросий, бывший учеником Паисия Молдавскаго. Амвросий, не далеко от монастыря, в селении, имел друга, художеством иконописца, именем Афанасия. Однажды Амвросий ночевал у Афанасия, расположившись для сна на дворе, Афанасий ночью, выйдя на двор, увидел Амвросия стоящим на коленях и молящимся, и лице его сияло необыкновенным светом. Афанасий ужаснулся; когда же заметил это Амвросий, закричал: «не верь, не верь: это прелесть»; потом не велел сказывать виденного никому. Это слышал я от самого Афанасия. У Амвросия в том же монастыре был также сподвижник и ученик Паисиев, имевший не меньшую благодать, именем Афанасий. Излишним считаю говорить о богоугодной жизни схимонаха Василиска Валаамскаго. Василиск был представлен митрополиту Гавриилу, желавшему видеть его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

Уединенный, суровый Анзерский остров лежит в двадцати двух верстах от Соловецкого острова и прежде был необитаем. В 1616 году на нем поселился преподобный Елеазар, вокруг которого собралось несколько ревнителей скитской жизни. Келии отшельников стояли в версте одна от другой. В субботу вечером они собирались для общей молитвы в церкви, а в воскресенье после литургии расходились опять по келиям, дли уединенных подвигов молитвы и богомыслия. Вступив в число братии Анзерского скита, о. Иов считал себя последним послушником, и всем смиренно служил, особенно больным и старым. Но вскоре братия избрала его своим начальником. В новом звании своем о. Иов еще усилил свои иноческие подвиги. В сердце, мысли и на устах его была постоянно молитва Иисусова, а телом он неутомимо трудился, прежде всех приходил на богослужение и на работу и последним уходил. Весь день у скитян обыкновенно проходил в келейной и соборной молитве, трудах и послушаниях, а по ночам о. Иов обыкновенно обходил кельи. Если слышал он, что стоят на молитве, то радостно отходил. Если же слышал разговоры, то стуком напоминал о молитве и утром обличал наедине виновных. Этим обычаем подражал он великим отцам русского монашества, преподобным Феодосию Киево-Печерскому и Сергию Радонежскому. Сам же настоятель большую часть ночи проводил, стоя на молитве на коленях, а с первым ударом колокола первым шел в церковь к утрене. Скитяне и наружно должны были выражать свое внутреннее настроение. Они держали руки на груди, при встрече кланялись друг другу в пояс. Умиление и мир сияли на лицах их, приветливость была во взорах. Послушание было в скиту беспрекословное — ничего не делалось без благословения старших. Заботясь о больных, о. Иов своими руками обмывал и перевязывал им раны, часто мазал больные места освященным маслом, и тем исцелял их. В 1710 г. о. Иов принял схиму с именем Иисус, в память Иисуса Навина, вождя израильского. Ища уединения, особенно же со времени принятия схимы, иногда от трудов настоятельства он удалялся куда-нибудь в пустынное место, а еще чаще уходил на время к пустынникам.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Май: 9 – Храмовой праздник в церкви Святителя Николая. Июнь: 8 – Придел в юго-западной главе Преображенского собора, во имя Феодора Стратилата. 12 – Храмовый праздник в кладбищенской церкви преподобного Онуфрия Великого. 30 – Придел двунадесяти апостолов в юго-восточной главе Преображенского собора. Июль: 5 – Храмовый праздник в церкви прп. Сергия Радонежского, что на Большом Муксаломском острове, 7 – Строгий пост в воспоминание бомбардирования обители в 1854 году. После литургии акафист пред мощами преподобных без канона. 8 – На всенощной акафист Божией Матери, после часов благодарственный молебен, после литургии молебен Божией Матери и пр. Зосиме и Савватию пред мощами их и затем крестный ход по крепостной стене в память избавления обители от бомбардировки. 12 – Храмовый праздник в теплой церкви Свято-Троицкого Анзерского скита во имя прп. Михаила Малеина. 28 – Храмовый праздник в церкви иконы Смоленской Божией Матери в Савватиевском ските. 30 – Храмовый праздник в церкви прп. Германа Соловецкого, в которой под спудом почивают мощи его. Август: 1 – Водоосвящение на Святом озере. 6 – Храмовый праздник в Преображенском соборе. 8 – Храмовый праздник в Зосимо-Савватиевском приделе Троицкого собора, в память перенесения мощей сих угодников Божиих из их усыпальниц в сей храм, на всенощной акафист преподобным Зосиме и Савватию. 15 – Храмовый праздник в Успенском соборе и в теплой Успенской церкви Голгофо-Распятского скита, в которой почивает под спудом основатель скита иеромонах Иов, в схиме Иисус. 29 – Придел во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, над трапезой. 30 – Храмовый праздник в Александро-Невском приделе, при Троицком соборе. Сентябрь: 6 – Храмовый праздник в теплой церкви Вознесенского скита, что на Секирной горе, во имя Чуда Архистратига Михаила в Хонех. 8 – Храмовый праздник в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, где находится икона Божией Матери, именуемая «Запечная», явившаяся Св. Филиппу, когда он находился еще на послушании в хлебопекарне; церковь эта находится рядом с нынешнею хлебопекарнею, под трапезою, 25 – Храмовый праздник в церкви прп. Сергия Радонежского, что на Больше-Муксаломском острове. 27 – Храмовый праздник в приделе прп. Зосимы и Савватия, при Троицком соборе. На всенощной читается житие прп. Савватия и акафист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Большую часть своих доходов он употреблял на милостыню. Заступался за обиженных и страждущих несправедливо. Оклеветанного в сношениях с врагами Государя шестидесятилетнего старца Иоанна Пётр I повелел отослать в Соловецкий монастырь для пострижения в монашество. В 1701 году 3 апреля Иоанн был пострижен в монашество с именем Иова. На первое время послали отца Иова на послушание в монастырскую поварню. Он первый являлся на работу. Старец рубил дрова, носил их по высоким лестницам в поварню. Так же усердно проходил и другие послушания. Не однажды являлся ему искуситель в образе знакомого ему в мире врача и говорил как бы с состраданием: «Возлюбленный! Следует тебе поберечь своё здоровье, чтобы, изнуривши плоть трудом и воздержанием, не ослабеть под игом, которое ты взял на себя Христа ради. Бог не желает трудов или поста выше сил, а ищет сердца чистого и смиренного. Ты, при старости своей, работаешь черноризцам, как купленный раб, не привыкши прежде к таким трудам. Не следует тебе так трудиться и потому, что ты священноинок. Довольно с тебя и того, что, оставив славу и честь в мире, ты пришёл в убожество и принял тяжкие труды ради пищи. Я даже удивляюсь, как ты можешь принимать суровую пищу после сладких брашен. Берегись, чтобы недуги твои не умножились, тогда и я не возьмусь помочь тебе, и ты прежде времени умрёшь. Если совета моего не послушаешь, то мне будет очень жаль». «Хорошо не щадить плоти, чтобы она не восстановляла брани, – отвечал Иов мнимому своему знакомцу, – впрочем, хотя бы плоть изнемогала, но сила Божия в немощи совершается. Пост есть мать целомудрия, ты внимай себе с подобными». Услышав такой ответ, врач исчез. Слава о Соловецком подвижнике дошла до Петра I; удостоверясь в клевете на духовника своего, он хотел возвратить его к царскому двору на прежнее служение, но Иов просил оставить его в Соловках. В 1702 году он переселился в Анзерский скит. В 1710 году пострижен в схиму с именем Иисуса. Однажды Иисус, находясь у пустынника Паисия, жившего в 6 вёрстах при высокой горе, называемой ныне Голгофа, продолжил молитву свою до полуночи; уставши, он сел и в тонком сне вдруг увидел в келье своей необыкновенный свет и в сиянии небесной славы Пресвятую Богородицу и с Нею преподобного Елеазара Анзерского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что наипаче сделало эти орудия врага Св. Церкви основателями и распространителями раскола? Именно означенная их злоба против Патриарха Никона и гордость. С самого того времени, как Патриарх Никон отставил их от печатного дела, они признавали его главным виновником их унижения и их потери временных выгод. С того же самого времени они сделались внимательными ко всему, что делалось на печатном дворе, и как исправлялись книги, дабы, чем только можно, доставить себе оправдание. В то же время они внимательно наблюдали за всеми поступками Никона, дабы опорочить его поведение и сделать его для всех ненавистным. Эта их злоба, умножаясь мало-помалу, наконец возвысилась на степень злобы сатанинской, когда патриарх Никон , напечатав исправленный при нем Служебник и тогда же переведенную книгу Скрижаль, предписал, с разрешения Царя Алексея Михайловича, разослать их по всем монастырям, соборам и церквам, с тем, чтобы церковные службы везде были совершаемы по сему исправленному Служебнику, а Служебники изданий прежних, напечатанные означенными отставленными справщиками церковных книг, все были отобраны и сожжены. Не находя справедливой причины к своему оправданию и тем более справедливых причин к очернению Патриарха Никона , все прежние справщики церковных книг, по общему совещанию 1361 , взялись за клевету, и старались чернить патриарха Никона совершенно всем, что только по тогдашним обстоятельствам можно было клеветнически вымыслить с некоторым правдоподобием. И именно они везде расславляли: 1) Будто патриарх Никон с своими учениками учит, что Господь наш Иисус Христос умер не за наши грехи, а за некое свое погрешение 1362 . 2) Будто он же учит Православных ходить по-татарски без крестов 1363 , и пр. и проч. 3) Будто «духопросвещенный преп. Елеазар Анзерский видел змия, обвившагося вкруг шеи Никона во время его служения, когда Никон был еще Иеромонахом в Соловецком монастыре, и предсказал братии, что Никон некогда смутит пределы России, и многих потрясений и бед наполнит ее» 1364 . – Все эти слова – прямо выдумка. В житии преп. Елеазара явно сказано, что он видел тогда на Никоне не змия, а омофор 1365 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Всех вообще, а особенно новоначальных иноков, о. Иов постоянно поучал смиренномудрому послушанию Богу и начальству, без чего, говорил нет спасения; послушание – первое из всех добродетелей. Сверх соборного и келейного правила, скитская братия занималась трудами телесными и непрестанно умною Иисусовой молитвою. В ночное время, старец имел обычай обходить братские келии и напоминать о ночном бдении. Кого слышал стоящим на молитве, радуясь отходил от келии, а кого беседующим с кем-либо, стукнув в дверь, отходил с печалью в душе своей, а утром призывал такового брата и обличал наедине. Сам он в келии в ночной молитве упражнялся с коленопреклонением, и иногда до самого утреннего клепания, и затем первый являлся в церковь на утреннее славословие. Наружный образ иноческой жизни старец преподавал братии иметь таковой: всегда ходить должно, руки держа на персях; при встрече, один другому должен кланяться в пояс; лицо иметь умиленное, глаза приветливые; речь ласковую, любовь по Бозе не лицемерную, послушание одного к другому беспрекословное; дело всегда творить с благословения старшего, а при ошибке какой-либо от нерадения, просить прощения себе и желать исправления. Так из братии, кои ревновали о добродетелях иноческих и желали жития более безмолвного для свободного упражнения в непрестанной молитве, получали благословение у о. Иова и уходили в пустынные близ скита келии. Старец, как начальник скита, имел их под своим руководством, часто сам посещал их, побуждал к пустынным подвигам и давал рукоделие скитское. Удостоенный уже получить от Бога дар прозорливости, старец Иов пустыннослужителей обличал иногда в их неисправностях, прежде чем они каялись ему. Воспомянув однажды, что Господь наш Иисус Христос , умыв на тайной вечери ноги Своих учеников, сказал им: и вы творите также ( Ин.13:15 ), о. Иов начал, с горьким рыданием, себя укорять: о, окаянне, окаянне, как высоко возведен ты! имеешь сугубый сан священноиноческий и строительский, а не имеешь смирения в подражание Христу Спасителю!...Отселе он начал постоянно посещать больную братию, стал сам служить больным, обмывать и обвязывать своими руками раны их, у некоторых больные части мазал св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рассказ Жития И. о видении святому Пресв. Богородицы и прп. Елеазара Анзерского нашел отражение в иконописи. По описи Соловецкого мон-ря нач. ХХ в. иконы с таким сюжетом находились в храмах о-ва Анзер: в часовне прп. Елеазара - «Явление Божией Матери преподобному Иисусу Голгофскому, длиною 24, шириною 12 вершков»; в притворе ц. Распятия Господня - «Явление Пресвятые Богородицы Иисусу Голгофскому, длиною 31, шириною 24 вершка; на ней риза и два венца сребропозлащенные, чеканной работы; на Богородице венец с короною, украшенный стразами и разноцветными стеклами; вверху церковь и сияние, а внизу подпись - белыя; зарукавья у Богородицы низаны мелким жемчугом; весу двадцать пять фунтов» (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 40. Л. 437-438, 459 об.). В ц. Распятия Господня на стене висел образ Соловецких чудотворцев: «Преподобные Зосима, Савватий, Герман, Иринарх, Елеазар и Иисус Голгофский» (Там же. Л. 455 об.). Изображение горы Голгофы стало важным дополнением к образу И. как в живописи, так и в графике. Так, на гравюре «Свято-Распятский скит на Анзерском острове, на горе Голгофе» 1830 г. (оттиски офорта в собраниях ГРМ, ЦАК МДА) значительную часть композиции занимает высокая гора с растительностью, животными, а также с многочисленными постройками на вершине и склонах. Над горой - образ Распятия Христова с предстоящими, по сторонам - фигуры прп. Елеазара и И. в молении ( Ровинский. 1884. Ил. 18; Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 192). В Соловецком патерике помещена иллюстрация с изображением И., созданная в Соловецком мон-ре и отпечатанная в 1897 г. в литографии Веферс в С.-Петербурге. И. представлен фронтально в рост, в схиме и мантии, руки с четками сложены на груди; на фоне - водная гладь и высокая гора с церковью на вершине (Соловецкий патерик. М., 1992р. С. 108-111. Ил.). Икона И. была написана в Соловецком мон-ре в 1999 г. ко дню памяти святого 6/19 марта (в наст. время образ находится на о-ве Анзер в алтаре Воскресенской ц.). И. изображен по пояс, вполоборота влево, в мантии и куколе, с окладистой седой бородой, в покрытой мантией правой руке - модель 5-главого храма с колокольней, напоминающего церковь на Голгофе.

http://pravenc.ru/text/578146.html

  В самый год смерти Никодима (1667 г.), по указу патриарха Иоасафа, отобраны были в Анзерском ските иконы, церковные сосуды, книги, ризы, жалованныя грамоты и денег 494 рубля. Но, по просьбе строителя Романа, Царь Феодор Алексеевич велел все отобранное возвратить и продолжать ружное и денежное жалованье на скит. В 1685 г. в бытность свою в Москве, Роман награжден многими царскими вкладами для Анзерской обители.     До этого времени скит был независим от Соловецкаго монастыря и такая независимость его не раз была подтверждаема Царскими грамотами. Но в 1682 году указом архиепископа холмогорскаго Афанасия скит был отдан в ведение Соловецкаго архимандрита и ему велено иметь строжайшее наблюдете за пустынниками и распоряжаться во всем по усмотрению. В 1698 году архиепископ Афанасий учредил в ските должность казначея по причине обветшания скитской колокольни и келейных зданий, а Царь Петр I повелел, с 1700 года, вместо ружнаго и денежнаго жалованья на 17 монашествующих и церковныя потребности, выдавать по окончании каждаго года 145 рублей 26 алтын и 4 деньги. Видно, что скит не был в цветущем положении.   Составитель жития преподобнаго Елеазара, около 1705 года, жалуется, что память об основателе скита почти изгладилась, и гробница его мало посещается. Неизвестно, чем бы кончилось такое положение скита, если бы не явился муж, который возстановил пустынную жизнь в Анзерском ските, оживил память об основателе его и положил начало новому приюту пустынников на горе Гогофе. Это был Иов, в схиме Иисус, в миру московский священник Иоанн Иоаннов, Царский духовник, о котором мы скажем ниже.   При строителе Спиридоне был построен новый деревянный храм и поправлен каменный Троицкий; но успехи духовной жизни за это время неизвестны. В 1757 г., при рытии фундамента для устройства часовни в память преподобнаго Елеазара, в числе, четырех гробов найден один, у котораго верхняя доска и колода целы; тело нетленно, только одежды истлели; от гроба исходило благоухание.   Анзерские иноки заключили, что это - гроб преподобнаго основателя скита Елеазара, и донесли архиепископу архангелогородскому Варсонофию. Преосвященный указом 16 августа 1758 года предписал Анзерскому строителю Мельхиседеку с братиею гроб основателя скита поставить в новую могилу в самой часовне; эту могилу покрыть брусьями или каменным сводом и поставить над нею присланную от преосвященнаго раку, которую окружить железными решетками и покрыть покровами; при переложении мощей петь молебны о препод. Елеазаре. Впоследствии, вместо деревянной часовни, устроенной над могилою Преподобнаго в 1757 году, построена каменная, а в нынешнем столетии прежняя обветшавшая рака заменена новою, сделанною из меди и посеребренною.

http://isihazm.ru/1/?id=598

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Соловецкие острова     Соловецкие острова     Соловецкие острова       Соловецкие острова (Соловки) — архипелаг в Белом море на входе в Онежскую губу. Площадь — 347 км². Это крупнейший архипелаг беломорского бассейн. Соловецкие острова состоят из шести крупных островов: Соловецкий (Большой Соловецкий) остров — 246 км²   Соловецкий (Большой Соловецкий) — остров в составе архипелага Соловецкие острова. Является его самым большим по площади островом. Административно входит в Соловецкое сельское поселение Архангельской области России. Высшая точка — 80 метров. Расположена в центральной северной части.     Анзерский остров, или Анзер — 47 км²       Анзерский — второй по величине остров в составе Соловецкого архипелага после Соловецкого. Площадь 47 км². Административно принадлежит Архангельской области России. Наивысшая точка острова и всего архипелага — гора Вербокольская (высота 86 метров). С вепсского языка «Анзер» переводится как «очень вытянутый остров». От других островов архипелага Анзерский отделён проливом Анзерская Салма. Большая часть острова покрыта болотами, поросшими сосной. Имеется множество озёр, в их числе Большое Елизарово, Голгофское, Капорское. Крайние точки: мыс Кеньга — западная мыс Колгуев — восточная мыс Вербокольский — северная мыс Капельский — южная На острове были основаны первые скиты Соловецкого монастыря. В XVII веке преподобный Елеазар Анзерский по благословению соловецкого игумена Иринарха основал Свято-Троицкий скит. В 1620 году на деньги матери царя Михаила Фёдоровича инокини Марфы в скиту была построена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя преподобного Михаила 31 июля 1633 года царь Алексей Михайлович даровал скиту независимость от Соловецкого монастыря и установил ему ежегодное а в 1638 году отдал скит под охрану сумского В XVIII веке преподобный Иов Анзерский (в схиме — Иисус) организовал Голгофо-Распятский скит на горе Голгофа (высота 64 метра). В 1714 году им была построена первая деревянная церковь в память о Распятии Христовом. В 1856 году при архимандрите Досифее она была заменена каменным храмом, а деревянную церковь перенесли на вершину горы и заново освятили в 1865

http://isihazm.ru/1/?id=598

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010