Находясь на этой горе, иеросхимонах Иисус однажды, начав молитву с раннего времени, продолжил ее, не прерывая, далеко за полночь. Наконец, утрудившись, он забылся в легком сне и видит: его келия озарилась неземным светом и в нее вошла Пресвятая Дева с преподобным Елеазаром Анзерским. В благоговейном трепете и духовной радости до земли преклонился старец пред Небесною Царицею. Она же сказала ему: «сия гора отныне нарицается второю Голгофою: на ней имеет быть построена великая каменная церковь во имя Сына Моего и Господа, и устроится скит на вселение твое с двумя учениками, имена коих схимонах Матфий и монах Макарий; скит прозовется Распятским, соберется к тебе множество монахов и прославится на ней имя Божие. Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки». Когда Пречистая и преподобный Елеазар удалились, раздался другой голос с неба: «освяти гору Голгофу и постави на ней крест». С радостью выслушал Божию волю старец Иисус и рассказал обо всем своему другу – старцу Паисию и вместе прославили Бога. На другой день освятил он эту, предызбранную Богом, гору окроплением св. воды, отслужил двукратно молебен; с ним были тогда Паисий, Матфий, Макарий и вся Анзерская братия. Согласно воле Божией на горе был водружен св. крест из дерева; он был сделан еще ранее самим о. Иисусом, а тогда старец Паисий вырезал на нем слова Пресвятой Богородицы и глас с неба. В настоящее же время крест этот находится над гробницей подвижника (в киоте под стеклом). После этого Иисус сложил с себя строительское звание и с учеником Макарием отправился в Архангельск к преосвященному Варнаве за разрешением на постройку церкви и скита. Архипастырь исполнил волю Пресвятой Богородицы во всем и 15 июня 1713 года дал свою грамоту на постройку двух церквей – одной во имя Распятия на вершине горы, а другой под горой, на месте явления, – в честь Успения Божией Матери, повелевая назвать гору Голгофою. С радостью возвратился старец и стал устроять скит; но встретились непредвиденные препятствия, и старец снова отправился к владыке, прося дать грамоту пока на постройку одной церкви (первой).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В это время уже во всей очевидности открылись в старце иеросхимонахе Иисусе следы высшей духовной силы. Старец видел, что братию весьма изнуряет то, что воду приходится носить постоянно из-под горы – с большими затруднениями. Жалея их, он обращается за помощью к Божией Матери. Молитва его была услышана: Пресвятая Дева вторично явилась Иисусу с Преподобным Елеазаром Анзерским и двумя ангелами. Старец пал до земли перед небесной Гостьей. «Востани – сказала Она ему, – услышана молитва твоя. Заутра возьми учеников твоих и ископай на горе кладезь (указывает место). Тут будет вода на потребу тебе и братии». И на утро был открыт на самой горе новый источник воды. Через несколько времени после этого события к Иисусу пришли разбойники. В ожидании скорого его ухода к литургии, они скрылись около кельи, намереваясь его ограбить. Старец, провидя это, в своей молитве просит Бога вразумить их и послать им сон. Господь исполнил его желание, и воры, не пробуждаясь, проспали пять суток. Старец разбудил их, накормил, уличил и, когда раскаялись, с миром отпустил. Вскоре эти воры подпали суду, но отец Иисус спас их, продав свои последние книги. Воры пришли в скит, прожили в трудах на братию год и возвратились в мир уже честными тружениками. Такими же честными людьми и так же после годичной жизни у старца возвратились в мир другие воры, хотевшие украсть братские овощи из огорода, они не могли даже сойти с места, пока сам старец, по молитве, не отпустил их. Были и другие случаи, ясно говорящие верующему сердцу, что иеросхимонах Иисус – угодник Божий и помощник людям в их болезнях и нуждах. Предчувствуя кончину, старец выкопал себе, могилу и нередко проводил у нее время в молитве. Вскоре случилась с ним старческая немощь, осложнилась горячкой, и он трое суток пролежал без движения. Все думали, что он уже умрет. По истечении трех дней, старец очнулся, к нему на некоторое время возвратились силы, и он избрал себе преемника в лице ученика Макария. Еще задолго до этого, при первом изнеможении, по откровению свыше иеросхимонах Иисус возвестил братии свою кончину – «в недельный день до восхода солнца».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

В 1710 году за строгую подвижническую жизнь удостоен был по­стрижения в схиму с именем Иисуса, Израильского вождя. Нередко удалялся иеросхимонах Иисус в пустынные места ради без­молвия, и также часто ходил к пустынножителям для духовной беседы. Однажды, пребывая в келлие, предоставленной ему одним пустынножи­телем Паисием, жившим при горе, называемой Голгофою, он ночью долго читал псалмы и молился. Когда же, утомленный, он задремал, то увидел во сне – среди необыкновенного света, озарившего келлию, Божию Ма­терь и преподобного Елеазара Анзерского; Божия Матерь сказала ему, что на горе Голгофе будет устроена церковь Распятия Иисуса Христа, и учредится скит, и соберутся иноки для прославления имени Божиего... Почувствовав радость от сновидения этого, принимая его как бла­гословение Божие, старец Иов предпринял с этой минуты учреждение новой киновии на Голгофской горе. Он переселился на жительство на гору Голгофу и вскоре, с помощью учеников своих, основал Голго- фо-Распятный скит на Анзерском острове. Скоро братии собралось тут до 20-ти человек; каждый из них должен был сам устроить келлию для себя; пустынники же жили в уединенных местах под ведением схим­ника Иисуса и приходили в скит каждое воскресенье для присутствия при Божественной службе и для исповеди перед старцем. Тут жили все эти подвижники в подвигах духовных и в трудах телесных. Сам старец Иисус, в пример другим, нередко рубил дрова, носил на гору воду для поварни, в пекарне растворял тесто для хлеба. В келлие в свободное время он постоянно занимался рукоделием; вырученные за труд деньги употреблял на церковь , на нужды братии и на милостыню. Так прошли годы, и старец стал чувствовать приближение смерти. Он сосредоточил тогда всю заботу свою на приготовлении к жизни загробной; смиренная душа его возбуждала себя к покаянию: «Душе моя, душе моя, восстань! Что спишь? Конец приближается, и долж­на смутиться...» Всю жизнь свою угождавший Богу трепетал, как бы не угодивший... Между тем Господь, удостоивший его и прежде особенных от­кровений, не утаил от него теперь и времени его кончины. Задолго до смерти он сказал братии, что смерть его последует в воскресный день до восхода солнца. Так и сбылось. И в предсмертные минуты он весь исполнен был необыкновенной радости, которая доказывала, что он готов был перейти в вечность... И вечность наступила для него. По­жив на земле подобно Ангелу, бестрепетно отошел он продолжать свое ангельское житие перед лицом Живущего во свете неприступном... Перенесение мощей святого мученика Авраамия Болгарского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Через нек-рое время свящ. Иоанна обвинили в сочувствии Г. Талицкому , автору сочинения о Петре I как об антихристе . талицкий был арестован в 1700 г., под пыткой он сообщил, что рассказал о своих взглядах на исповеди о. Иоанну. Духовник, храня тайну исповеди, не доложил царю и по повелению Петра I был сослан в Соловецкий мон-рь. 13 марта 1701 г. о. Иоанн прибыл в Холмогоры. Архиеп. Афанасий (Любимов) в грамоте в Соловецкий мон-рь писал о том, что свящ. Иоанн должен быть пострижен в монашество и отдан в послушание опытному старцу. 3 апр. соловецкий архим. Фирс совершил постриг Иоанна с именем Иов, о чем доложили царю. Инок был отдан в научение мон. Ионе. Святой удивлял братию смирением, ночным молитвенным подвигом. Он выполнял тяжелую физическую работу, соблюдая при этом строгий пост. Сначала его послушанием была заготовка дров, затем он трудился в поварне, позже - в братской трапезной. По сообщению Житий, И. в преклонном возрасте не отличался здоровьем и его неоднократно искушал бес, являясь в образе врача и уговаривая меньше трудиться и жалеть себя. однако эти испытания лишь укрепляли дух подвижника. Вскоре И. был освобожден от монастырских послушаний, архимандрит благословил его затвориться в келье. Петр I хотел вернуть И. на прежнее служение, но старец просил оставить его на Соловках. В 1702 г. по благословению архим. Фирса И. переселился в Свято-Троицкий скит на о-ве Анзерском. После того как в 1703 г. строитель скита старец Исаия скончался, Холмогорский архиепископ предложил архим. Фирсу назначить настоятелем (строителем) скита И. Вызванный в Соловецкий мон-рь, святой в 1706 г. принял назначение и просил, чтобы его удостоили пострижения в схиму, в чем ему было отказано. Одной из важнейших сторон деятельности И. в качестве строителя Свято-Троицкого скита было сохранение памяти об основателе обители прп. Елеазаре . По инициативе И. были созданы неск. редакций Жития прп. Елеазара, молитва, тропари святому. 1 марта 1710 г. ученик И. Макарий начал составление вкладной книги скита. Согласно «Сказанию… о разорении Троицкия пустынныя церкви… и како собрася вкладная сия записная книга», открывающему перечень вкладчиков во вкладной книге, И. хотел вернуть в скит имущество и книги, собранные по большей части прп. Елеазаром и утраченные во время и после Соловецкого восстания 1667-1676 гг. Составлением вкладной книги старец Макарий стремился прославить прп. Елеазара и И. как устроителей Свято-Троицкой обители. Эта цель обусловила особенность книги: 7 глав из 8 открываются небольшими вступлениями, посвященными прп. Елеазару, в «Сказании...» же подробно описана деятельность И. по возвращению собственности скита. При И. число насельников увеличилось до 30 чел. Монахов, желавших отшельничества, И. благословлял на пустынножительство. В 1710 г. по разрешению архим. Фирса святой был пострижен в схиму с именем Иисус в память Иисуса Навина. Прп. Иисус стал часто удаляться для молитвы в пустынные места, нередко посещал анзерских отшельников для духовных бесед.

http://pravenc.ru/text/578146.html

На новом поприще служения священноинок Иов умножил свои труды и подвиги. Братство при нём стало умножаться и в скором времени достигло числа 30-ти. Всех вообще, и особенно новоначальных иноков, о. Иов поучал смиренному послушанию Богу и начальникам, считая послушание первой добродетелью, без которой не может быть спасения; заботился также о том, чтобы они постоянно были в труде; посещал больных, сам служил им, омывая и перевязывая их раны собственными руками, и недуги их нередко молитвой своей исцелял. В 1710 г. за строгую подвижническую жизнь удостоен был пострижения в схиму с именем Иисуса, Израильского вождя. Нередко удалялся иеросхимонах Иисус в пустынные места ради безмолвия, и также часто ходил к пустынножителям для духовной беседы. Однажды, пребывая в келье, предоставленной ему одним пустынножителем Паисием, жившим при горе, назыв. Голгофой, он ночью долго читал псалмы и молился. Когда же, утомлённый, он задремал, то увидел во сне – среди необыкновенного света, озарившего келью, Божию Матерь и преподобного Елеазара Анзерского; Божия Матерь сказала ему, что на горе Голгофе будет устроена церковь Распятия Иисуса Христа, и учредится скит, и соберутся иноки для прославления имени Божьего... Почувствовав радость от сновидения этого, принимая его как благословение Божие, старец Иов предпринял с этой минуты учреждение новой киновии на Голгофской горе. Он переселился на жительство на гору Голгофу и вскоре, с помощью учеников своих, основал Голгофо-Распятный скит на Анзерском острове. Скоро братии собралось тут до 20-ти человек; каждый из них должен был сам устроить келью для себя; пустынники же жили в уединённых местах под ведением схимника Иисуса и приходили в скит каждое воскресенье для присутствия при Божественной службе и для исповеди перед старцем. Тут жили все эти подвижники в подвигах духовных и в трудах телесных. Сам старец Иисус, в пример другим, нередко рубил дрова, носил на гору воду для поварни, в пекарне растворял тесто для хлеба. – В келье в свободное время он постоянно занимался рукоделием; вырученные за труд деньги употреблял на церковь , на нужды братии и на милостыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ему назначили послушание в братской поварне. Семидесятилетнийстарец рубил дрова, носил их на плечах по крутым лестницам и целые ночи проводил в молитве. Братию он изумлял смирением и по­корностью всем, строгостьюсвоего постничества: он не вкушал ничего, кроме воды и хлеба. За это его прозвали Иовом Постником. Узнав о его великих подвигах, настоятель снял с неговсе послушания и предоставил ему отдельную келию, где бы он мог заниматься рукоделием, читать Священное Писание и творить Иисусову молитву. До Петра Iдoшeл слух о святой жизни его бывшего духовника. К тому времени Петр узнал о непричастнос­ти старца Иова к делу Талицкого и стал звать его обратно к себе.Но старец не захотел возвращаться в мир: ему предсто­ял новый подвиг – скитское житие.    Он переселился в скит на Анзерском острове, основанный преподобным Елеазаром. Братские келии стояли в этом скиту на версту одна от другой. Отшельникисобирались вместе по субботним дням в храме, а в воскресенье после Литургии опять расходились по своим уединенным келиям. Старец Иов считал себя последнимпослушником в скиту, однако братия избрали его своим настоятелем. Но и в настоятельстве он целыми дня­ми трудился, а ночами молился, стоя на коленях.Подражая преподобным Феодосию и Сергию, он обходил келии иноков, чтобы стуком напомнить о молитве тем, кто сходился для разговоров. Заботясь о больныхскитниках, он перевязывал их раны, мазал освященным маслом и тем исцелял их. На службу старец всегда приходил первым, а в уме и сердце непрестанно держалИисусову молитву.    В 1710 году старец Иов принял великую схиму с именем Иисуса в память о пророке Иисусе Навине. Однажды иеросхимонах Иисус остался на ночь у подножия горы состроконечной вершиной. В тонком сне подвижнику явилась Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром, который на этом месте начинал свои подвиги.Богородица сказала старцу: «Сия гора отныне нарицается второю Голгофою. На ней будет Церковь во имя распятия Сына Моего и Бога, устроится скит и наречетсяРаспятским». Это видение отец Иисус поведал своему духовному брату Паисию, который описал его, вырезав письмена на де­ревянном кресте.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Находясь на этой горе, иеросхимонах Иисус однажды, начав молитву с раннего времени, продолжал ее, не прерывая, далеко за полночь. Наконец, утрудившись, он забылся в легком сне, и видит: его келья вся осветилась неземными светом и в нее вошла Пресвятая Дева с Преподобным Елеазаром Анзерским. В благоговейном трепете и духовной радости до земли преклонился старец перед Царицей Небесной. Она же сказала ему: «Сия гора отныне нарицается второю Голгофою: на ней имеет быть построена великая каменная церковь во имя Сына Моего и Господа, и устроится скит на вселение твое с двумя учениками, имена коих схимонах Матфий и монах Макарий; скит прозовется Распятским, соберется к тебе множество монахов и прославится на ней имя Божие. Я сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки». Когда Пречистая и Преподобный Елеазар удалились, раздался другой голос с неба: «Освяти гору Голгофу и постави на ней крест». С радостью выслушал Божию волю старец Иисус и рассказал обо всем своему другу – старцу Паисию, и вместе прославили Бога. На другой день освятил он эту, предизбранную Богом, гору окроплением св. воды, отслужил двукратно молебен; с ним были тогда Паисий, Матфий, Макарий и вся Анзерская братия. Согласно воле Божией на горе был водружен св. крест из дерева; он был сделан еще ранее самим о. Иисусом, а тогда старец Паисий вырезал на нем слова Пресвятой Богородицы и глас с неба. В настоящее же время крест этот находится над гробницей подвижника (в киоте под стеклом). После этого Иисус сложил с себя строительское звание и с учеником Макарием отправился в Архангельск к преосвященному Варнаве за разрешением на постройку церкви и скита. Архипастырь исполнил волю Пресвятой Богородицы во всем и 15 июня 1713 года дал свою грамоту на постройку двух церквей – одной во имя Распятия, на вершине горы, а другой под горой, на месте явления – в честь Успения Божией Матери, повелевая назвать гору Голгофой. С радостью возвратился старец и стал устраивать скит, но встретились непредвиденный препятствия, и старец снова отправился к владыке, прося дать грамоту на постройку одной церкви (первой).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

18 июня 1712 г., как рассказывается в Житиях И. и в Повести об основании Голгофо-Распятского скита, святой посетил анзерского пустынножителя иеродиак. Паисия, к-рый подвизался недалеко от Свято-троицкого скита у горы, позднее названной Голгофа. После вечерней молитвы прп. Иисус в особой келье, по обычаю, читал Псалтирь и, утомившись, задремал. В видении ему явились Пресв. Богородица и прп. Елеазар Анзерский. Пресв. Дева повелела прп. Иисусу вместе с учениками схим. Матфием и мон. Макарием основать на горе, к-рую следовало назвать Голгофа, Распятский скит. Богоматерь предсказала, что в скиту будет много насельников. Др. голос повелел преподобному освятить Голгофу и водрузить на ней крест. Об увиденном и услышанном старец рассказал иеродиак. Паисию, к-рый вырезал на кресте, изготовленном прп. Иисусом, рассказ о видении. По преданию, Пресв. Богородица открыла святому, что анзерская Голгофа станет местом мученичества. Значение пророчества открылось в советский период, когда упраздненный скит стал местом гибели мн. мучеников и исповедников. 29 июня 1712 г. прп. Иисус с учениками Макарием и Матфием отправились из Свято-Троицкого скита на гору Голгофу, окропили ее св. водой, водрузили на ней крест и поставили часовню, после чего отслужили благодарственный молебен Господу Богу и Пресв. Богородице. Прп. Иов Анзерский. Хромолитография. Посл. четв. XIX в. (ГПИБ) Прп. Иов Анзерский. Хромолитография. Посл. четв. XIX в. (ГПИБ) В 1713 г. прп. Иисус и мон. Макарий были у холмогорского архиеп. Варнавы и 15 июля получили благословенную грамоту с разрешением переселиться на Голгофу и начать строительство 2 каменных церквей: на горе - в честь Распятия, под горой, где преподобному явилась Пресв. Богородица,- в честь Успения Божией Матери. В грамоте повелевалось скит именовать Распятским, а гору - Голгофа. 18 сент. 1714 г. святой просил у архиеп. Варнавы разрешение вместо 2 храмов поставить небольшую деревянную ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с трапезной в честь Распятия. 15 мая 1715 г. по указу царевны Марии Алексеевны соловецкому архим. Фирсу построенная на Голгофе церковь была освящена в честь Страстей Господних. Под горой, у бывш. кельи иеродиак. Паисия, пустынники определили место для скитского кладбища. Первые и самые значительные вклады в строящийся Голгофо-Распятский скит поступили от членов царского дома: Петр I повелел ежегодно отпускать из архангельских гос. магазинов хлеб для братии, царица Параскева Феодоровна, вдова царя Иоанна V Алексеевича , пожаловала на строительство церкви 100 р., царевна Мария Алексеевна пожертвовала церковную утварь, облачения и книги, а также образ-мощевик Успения Божией Матери в серебряной ризе с позлащенными полями и напрестольный сребропозлащенный крест со св. мощами.

http://pravenc.ru/text/578146.html

Архив Пн Голгофо-Распятский скит Соловецкого монастыря 22 августа 2009 г. 12:00 1712   Преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский, пребывая в пустынной келье у высокой горы посредине острова, в тонком сне увидел Пресвятую Богородицу и преподобного Елеазара Анзерского, и услышал обращенные к нему слова Царицы Небесной: «Эта гора отныне назовется второй Голгофой, на ней будет устроена великая каменная церковь Распятия Сына Моего и Господа, и учредится скит, который назовется Распятским, и соберется к тебе множество монахов, и прославится имя Божие. Я Сама буду посещать ту гору и пребуду с вами во веки». 1713   По благословению владыки Варнавы, епископа Холмогорского и Важского, на Анзере было разрешено устроить скит с наименованием его Распятским, а горы — Голгофою. Преподобный Иисус покидает Свято-Троицкий скит и переселяется с учениками на Голгофу. Устав скита был самым строгим на Соловках, даже в праздники насельники скита обязаны были принимать только постную пищу. 1715   На вершине горы Голгофы построена маленькая деревянная церковь, которая освящена в честь Распятия Господня. 1720   Преподобный Иов (в схиме Иисус) отошел ко Господу и был похоронен у церкви на вершине горы. Ученики его разошлись, скит пришел в запустение. 1827   Архимандрит Досифей II получил от Святейшего Правительствующего Синода благословение на строительство нового храма в Голгофо-Распятском скиту. 1828-1831   На Голгофе построена каменная церковь Распятия Господня с колокольней, трапезной и приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм является высочайшей точкой архипелага и виден в открытом море за десятки километров. 1831-1833   Вокруг храма возводятся келейные и хозяйственные постройки, конюшня с жильем для трудников. 1833-1835   Старая деревянная церковь переносится вниз, на монастырское кладбище, и освящается в честь Воскресения Христова. В Голгофо-Распятском скиту возобновилась иноческая жизнь. 1923   После упразднения Соловецкого монастыря в Голгофо-Распятском скиту был организован больничный стационар Соловецкого лагеря особого назначения. Общее число заключенных достигало трехсот человек, обращение с ними отличалось особой жестокостью.

http://patriarchia.ru/db/text/724304.htm...

В это время уже во всей очевидности открылись в старце иеросхимонахе Иисусе следы высшей духовной силы. Старец видел, что братию весьма изнуряет то, что воду приходится: носить постоянно из под горы с большими затруднениями. Жалея их, он обратился за помощию к Божией Матери. Молитва его была услышана; Пресвятая Дева вторично явилась о. Иисусу с преподобным Елеазаром Анзерским и двумя ангелами. Старец пал до земли пред Небесною Гостьей. «Возстани, сказала Она ему, услышана молитва твоя. Заутра возьми учеников твоих и ископай на горе кладезь (указывает место). Тут будет вода на потребу тебе и братии», – и на утро был открыт на самой горе новый источник воды. Чрез несколько времени после этого события к о. Иисусу пришли разбойники. В ожидании скорого его ухода к литургии, они скрылись около его кельи, намереваясь его ограбить. Старец, провидя это, в своей молитве просит Бога вразумить их и послать им сон. Господь исполнил его желание, и воры, не пробуждаясь, проспали пятеро суток. Старец разбудил их, накормил, уличил и, когда раскаялись, с миром отпустил. Вскоре эти воры подпали суду, но отец Иисус спас их, продав свои последние книги. Воры пришли в скит, прожили в трудах на братию год и возвратились в мир уже честными тружениками. Такими же честными людьми и также после годичной жизни у старца возвратились в мир другие воры, хотевшие украсть братские овощи из огорода; они не могли даже сойти с места, пока сам старец по молитве не отпустил их. Были и другие случаи, ясно говорящие верующему сердцу, что иеросхимонах Иисус – угодник Божий и помощник людям в их болезнях и нуждах. Предчувствуя кончину, старец выкопал себе могилу и нередко проводил у нее время в молитве. Вскоре случилась с ним старческая немощь, осложнилась горячкой и он трое суток пролежал без движения. Все думали, что он уже умрет. По истечении трех дней старец очнулся, к нему на некоторое время возвратились силы, и он избрал себе преемника в лице ученика Макария. Еще задолго до этого, при первом изнеможении, по откровению свыше, иеросхимонах Иисус возвестил братии свою кончину – «в недельный день до восхода солнца».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010