Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОВ АНЗЕРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобный Иов Анзерский. Иов Анзерский , в схиме Иисус ( 1635 - 1720 ), преподобный Память 6 марта , 29 мая , в Соборах Архангельских , Новгородских и Соловецких святых В миру Иоанн, родился в 1635 году в Москве . Вероятнее всего, происходил он из духовного звания, был воспитан в добрых нравах и получил хорошее воспитание. По достижении зрелого возраста благочестивый Иоанн был поставлен священником одной из Московских приходских церквей и проходил своё служение с таким вниманием и любовью, что имя его скоро сделалось известным по Москве. Истинное утешение он находил в совершении Литургии, которую служил с таким вниманием, благоговением и воодушевлением, что все невольно молились усерднее обыкновенного. После молитвы любимым делом отца Иоанна было творить милостыню. Он близко входил в положение своих прихожан, для бедняков часто устраивал трапезу, а для облегчения участи несчастных пользовался своим авторитетом среди влиятельных знакомых. Ворота его дома были всегда открыты, и всякий мог свободно прийти к любимому пастырю. А он, после беседы, при прощании одарял ещё каждого, чем мог. Весть о добром пастыре дошла вскоре и до самого императора Петра I . Император сделал отца Иоанна сначала придворным священником, а потом и духовником всего царственного дома. Став лицом важным, отец Иоанн ещё более стал благотворить ближним, ни в чём остальном не изменяя прежнего скромного образа жизни. Особенной любовью его с этого времени стали пользоваться богадельни и тюрьмы, которые он часто навещал. Через некоторое время случилась со старцем-иереем тяжкая болезнь (малокровие и обмороки), однако, через три месяца он поправился и, как бы предчувствуя приближавшуюся беду, стал опять всех принимать и со всеми прощаться. И предчувствие не обмануло святого старца. Когда началось «дело вора Гришки Талицына» отец Иоанн был оклеветан. Гришка во время исповеди открыл батюшке своё злоумышление, а отец Иоанн, сохраняя тайну исповеди, не донёс о сем начальству. Во время допросов Гришка объявил, что он исповедался пред духовником. На отца Иоанна донесли государю, который счёл обвинения против духовника обоснованными и приказал отправить отца Иоанна к епископу Холмогорскому Афанасию для пострижения в монахи на Соловках .

http://drevo-info.ru/articles/9521.html

Писася на Холмогорах, в дому Всемилостивого Спаса и в наше Архиерейском, лета Господня 1713 Июля в 15 день». У подлинной грамоты печать вислая, красного воску, со Святительскою благословляющею рукой. В 1714 году, препод. Иисус, сдав строительство Анзерского Троицкого скита, переселился уже навсегда жить на помянутой горе Голгофе и именовался Анзерского Голгофораспятского скита строителем. К сооружению испорченных двух каменных церквей встретились многие непредвиденные затруднения и препятствия, а потому Преподобный лично исходатайствовал дозволение у Преосвященного Варнавы построить и освятить одну деревянную церковь с трапезой, во имя усекновения главы Св. Крестителя Иоанна, на что и получил антиминс при нижеследующей грамоте: «Божией милостью Преосвященный Варнава архиепископ Холмогорский и нашей епархии Анзерского Распятского скита строителю иеромонаху Иисусу, да схимонаху Матфею. В нынешнем 1714 году Сентября в 18 день, нам Преосвященному Архиепископу били челом вы, строитель Иисус и схимонах Матфей, и подали челобитную за руками, а в челобитной вашей написано: в прошлом де 1713 году дана вам наша Архиерейская благословенная грамота, велено вам строить на горе Голгофе каменные церкви, во имя распятия Господня да Успения Пресв. Богородицы, и де церкви строить ныне у вас за припасами остановились, и в нынешнем году зачатия у вас тем церквям не будет, а вы де живете в службе без просвещения церковного, паче же без причастия святых безсмертных и пречистых Таин: и нам Преосвященному Архиепископу пожаловать бы вас, строителя и схимонаха, благословить и повелеть на вышеописанной горе Голгофе, поспешения ради, построить малую деревянную церковь с алтарем и с трапезою, во имя Св. Иоанна Предтечи, честною его главы усекновения и о том строении дать нашу Архиерейскую благословенную грамоту и антиминс выдать. И мы Божией милостию, Преосвященный Варнава Архиепископ Холмогорский и Важский, слушав того вашего строителева Иисусова и схимонаха Матфея челобитья, пожаловали, благословили и указали на то строение лес ронить, и всякие припасы готовить, и тем лесом и припасы строить новую деревянную церковь теплую с трапезою, во имя Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1710 году старец Иов был вызван соловецким настоятелем, архимандритом Фир– сом, в обитель и за строгую подвижническую жизнь удостоен пострижения в великую схиму с именем Иисус, в честь и память об израильском вожде Иисусе Навине. Получив такое священное имя духоносный старец с еще бблыыим вниманием и усердием стал проводить свою ангелоподобную жизнь. Он, теперь уже иеросхимонах Иисус, нередко удалялся на безмолвие в пустынные места, а также ходил к отшельникам для духовной беседы. Однажды, в 1712 году, старец захотел посетить уважаемого им пустынника, иеродиакона Паисия, жившего в четырех верстах от Анзерского скита, при высокой горе, называемой ныне Голгофой. После беседы скитоначальник пожелал некоторое время пробыть с пустынножителем, и отец Паисий выделил ему особую келью. Спустя некоторое время старец Иисус, по своему обычаю, стал на вечернюю молитву, которую продолжал до самой полуночи. Утомившись, он присел и в тонком сне вдруг увидел в кельи необыкновенный свет и в сиянии небесной славы Пресвятую Богородицу, а с Ней преподобного Елеазара Анзерского. В благоговейном страхе, встав с места, он поклонился видению до земли. При этом услышал голос Небесной Царицы: «Эта гора отныне назовется второй Голгофой, на ней будет устроена великая каменная церковь Распятия Сына Моего и Господа и учредится скит для тебя с двумя учениками, схимонахом Матфием и монахом Макарием, скит назовется Распятским, соберется к тебе множество монахов и прославится имя Божие. Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки» (1, с. 121). С этими словами Пречистой видение окончилось. Но в то же время послышался с высоты другой голос: «Освяти гору Голгофу и водрузи на ней крест!» (1, с. 121). Старец удивился виденному и слышанному и всё рассказал иеродиакону Паисию. Тот же всё слышанное вырезал на кресте, сделанном руками самого иеросхи– монаха Иисуса. 29 июня, в праздник святых апостолов Петра и Павла, преподобный Иисус, исполняя волю Божию, с учениками Матфием и Макарием отправился из Анзерского скита на гору Голгофу, там освятил воду, и, окропив ею гору, водрузил приготовленный крест с надписью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Иов Анзерский Аудио Память 6/19 марта Скачать (MP3 файл. Продолжительность 2:32 мин. Размер 1.9 Mb ) Читает иеромонах Зосима (Мельник) Преподобный Иов, в схиме Иисус, Анзерский Святой Иов родился в Москве в 1635 году, был рукоположен во священника и стал духовником царя Петра Великого. Жертва клеветы, он был отправлен в изгнание на север, в Соловецкий монастырь. Там он предался суровому подвижничеству. Узнав, что Иов невиновен, царь хотел вернуть его в Москву, но блаженный отказался и попросил разрешения удалиться в Свято-Троицкий скит, расположенный на острове Анзер, в некотором удалении от монастыря. Вскоре Иов был избран игуменом скита, и вокруг него собралось около тридцати монахов. В 1710 году он принял великую схиму с именем Иисус (в честь Иисуса Навина) и удвоил аскетическое рвение. Но даже более, чем телесными подвигами, он стал известен внимательным отношением к болящим. Несколько лет спустя (1715) Пресвятая Богородица явилась ему в сопровождении преподобного Елеазара, основателя скита. Показав на один из холмов, Матерь Божия повелела водрузить там крест и основать церковь, посвященную Распятию, и новый скит, обещая преподобному Иову Свою помощь в этом начинании. Святой повиновался и отправился в путь, чтобы обосноваться на этом холме, который он назвал Голгофой. С ним был его духовный друг Паисий. Преподобный не жалея тратил средства, чтобы основать монастырь в этом диком месте. И Пресвятая, верная Своему обещанию, вновь явилась, чтобы извести источник. Община насчитывала двадцать монахов, когда преподобный Иисус почил о Господе в возрасте 85 лет (6 марта 1720 г.). Отходя ко Господу, он воскликнул: «Благословен Бог отец наших! И коль Он таков, у меня больше нет страха, но я оставляю мир сей с радостью!» 19 марта 2013 г. Этот святой был почитаем народом на протяжении долгого времени. Его местное почитание было признано в 1999 г., а в августе 2000 г. принято всей Русской Церковью. скрыть способы оплаты Комментарии Надежда 28 марта 2013, 13:05 Преподобне Отче Иисусе, моли Бога о нас. О болящих Дмитрие,Александре,Зиноиде, Екатерине, Нине, Николае, Нине и о покаянии России!

http://pravoslavie.ru/60177.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иов (Иисус) Анзерский, прп. - житие " Освященный Юбилейный Архиерейский Собор, рассмотрев ...праведную жизнь, исполненную смирения и благодатных даров Святого Духа, непрекращающееся народное почитание, чудеса и молитвенный подвиг преподобного Иова Анзерского (+ 1720), в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1993 году) ... единомысленно определяет ... причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса... память преподобному Иову, в схиме Иисусу, Анзерскому праздновать 6/19 марта и 29 мая/11 июня... писать прославляемым святым иконы для поклонения... напечатать жития их для назидания и наставления в благочестии чад церковных... " (Москва, Храм Христа Спасителя, 13-16 августа 2000 года) КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ Преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский, Соловецкий чудотворец, в миру носил имя Иоанна. Он родился в 1635 году в Москве. Кем были его родители – неизвестно, но предпологают, что они имели духовное звание. Сам Иоанн многие годы служил приходским священником в Москве. О. Иоанн отличался сострадательностью к бедным и бедствующим людям. Почти все свои доходы употреблял на милостыню нищим, часто устраивая угощения в своем доме. Он открыл свой дом для всех бедных и страждущих, кормил, лечил, а главное - утешал попавших в беду людей. Всех приходивших к нему отец Иоанн принимал с искренней любовью, встречая как самых дорогих гостей. В беседах он " старался применить свой разговор к положению, званию и состоянию каждого " , говоря о необходимости молитвы, об опасности пагубных увлечений, о воспитании людей в христианском духе. Все примеры о.Иоанн обосновывал Священным Писанием, историями житий святых и церкви. Нередко о.Иоанн заступался за несправедливо обиженных и его заступничество было успешным, ибо пользовался он огромным уважением среди людей. Отец посещал тюрьмы, раздавая заключенныхм на пасхальные и рождественские подарки. Не было человека, нуждавшегося в его помощи, которому он бы в ней отказал.

http://pravicon.com/info-2520

архим. Мелетий (Шергин) Историческое описание Среди самого Анзерского острова, от Троицкого скита на восток, находится конусообразная необыкновенной высоты крутая гора, на которую для въезда сделана винтообразная дорога. С вершины горы при ясной летней погоде представляется взору прекрасный вид: необъятное для глаз пространство морских вод, по которым часто несутся с распущенными парусами суда, а на самом острове возвышенные холмы с зеленеющим лесом и озера различной величины с пресною водою. С неё можно обозреть часть островов Соловецкого и Муксальмского и виден остров Жигжин, а на материке видны летние берега и так называемый Орлов мыс. Гора эта – конечное возвышение цепи холмов, простирающихся по острову от северо-запада к востоку, называется Голгофою. Здесь первоначально жил в уединении преп. Елеазар, основатель Троицкого Анзерского скита. Эту гору никогда не оставляли пустынножители, но как бы преемственно один за другим имели на ней свое пребывание. В 1712 году жил при ней доблестный подвижник, благоговейный иеродиакон Паисий. Из уважения к нему в том году приходил Анзерского Троицкого скита строитель иеромонах Иов, в схимонасех Иисус, который, окропив святою водою гору, водрузил на ней крест. Местная надпись свидетельствует, что это сделано не просто, а по бывшему, летом 1712 года июня в 18 день, в тонком сне явлению Пресв. Богородицы с Пр. Елеазаром Иисусу распятскому. Достопамятная эта надпись, открывающая начально причину основания Распятского скита, вырезана на деревянном позолоченном кресте, который сохранился доныне и находится на стене в теплой церкви, против гробницы вышеупомянутого Иисуса. На кресте следующая надпись: «Лета 1712 июня в 8 день в среду, у иеродиакона Паисия в келии, в тонце сне явися Пресвятыя Богородица с преподобным Елеазаром Богоблаженному отцу Иисусу распятскому и глагола ему: сия гора нарицается Голгофа; на ней же имат быти церковь распятия Господня и, устроится вселение твое, со двумя ученики твоими, на верху горы сея и скит Распятский построится; слыши глас Божий, освяти гору сию Голгофу и постави на ней крест Господень. Иисус взем с собою два ученика своя, ихже в явлении виде, и шед с ними в неделю по литургии, в память святых Апостол Петра и Павла, и освяти воду по показанному ему образу, и пояше тропари, и каждяше и кропяше гору, и постави сей крест по изволению Пресвятыя Богородицы во уверение и в поклонение».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но церковь была заперта, и тогда, прислушавшись, все поняли, что пение раздавалось из кельи усопшего старца. Они вошли в келью и огласили ее своим горьким плачем. С честию приготовили тело старца к погребению и перенесли его в церковь без народа. Хотя множество собралось на Голгофу людей, – а их никто не уведомлял о кончине старца, – но не могли прийти на перенос тела из кельи, вследствие особенно сильного дождя. Желание старца исполнилось – он был перенесен и погребен без «бытности мирских людей». Благоговейно отпели братия его тело, похоронили в могиле, собственноручно им выкопанной. Ныне над его могилой храм и устроена рака, на которой сделано и изображение самого иеросхимонаха Иисуса. А братия еще тогда положили на его могилу доску, на которой было написано: «Здесь скончался 1720 г., марта 6 дня, преподобный Иов, в схиме Иисус строитель прежде бывший анзерский, а потом голгофский, рожденный 1635 года. В монашество поступил 1701 года. В Анзерский скит пришел на безмолвие 1702 г. Строительство Анзерское принял 1706 г. В схиму постригся в 1710 году, на гору Голгофу пришел жить строителем 1714 года. Показавший образ добродетелей словом и житием, любовию и духом, верою и чистотою сердечною». Этими словами братия кратко, но верно выразили свое замечательно правильное понимание личности иеросхимонаха Иисуса. Действительно, это был истинный христианин, никакие испытания не могли отвратить его от любви к Богу, ввергнуть в отчаяние и уныние. Вера и надежда всегда его поддерживали и тогда, когда другой впал бы в отчаяние, он нашел новые силы для новой деятельности и является перед нами великим в своем смирении подвижником благочестия. Благоговейная память о нем свято чтится служением панихид. Скит иеросхимонаха Иисуса, после его смерти, утратил свою самостоятельность, был в подчинении у Соловецкого монастыря, и из него были вывезены все его сокровища; братия разошлась в Анзерский скит и Соловецкий монастырь. В 1723 году он соединен с Анзерским скитом. В 1764 году отдан в ведение Соловецкого монастыря, настоятелем которого, Досифеем II был возобновлен и приведен в благоустроенный вид.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в., Козельск - 13.01.1656, Анзерский Свято-Троицкий скит), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Анзерский, основатель Анзерского Елеазарова во имя Святой Троицы мужского скита на Анзерском о-ве (Анзере) Соловецкого архипелага, писатель, иконописец. Источники Сведения о Е. содержатся в автобиографическом соч. святого «Свиток» (варианты заглавия в списках: «Свиток преподобнаго отца нашего Елеазара, написанный им самим», «Своеручная хартия преподобнаго Елеазара Анзерскаго о бывших ему видениях и откровениях», «Житие и подвизи преподобнаго отца нашего Елеазара и о зачатии жития его на Анзерском острове, и о устроении скита, и о видениях его, и о прочем» и др.), написанном, вероятно, в 1636-1638 гг. Е. рассказывает о начале своего пребывания на Анзерском о-ве, о строительстве деревянной Троицкой ц. в скиту и об искушениях, с которыми ему пришлось бороться. Прп. Елеазар Анзерский. Фрагмент иконы «Прп. Елеазар Анзерский, с видом обители». Сер. XVIII в. (СГИАПМЗ) Прп. Елеазар Анзерский. Фрагмент иконы «Прп. Елеазар Анзерский, с видом обители». Сер. XVIII в. (СГИАПМЗ) Известны неск. редакций более позднего Жития Е. Краткое Житие святого существует в 2 разновидностях: «История вкратце о преподобнем Елеазаре, Анзерскаго скита началнике», и «Сказание вкратце о строители Елеазаре Анзерскаго скита и о прочих подвижницех» из Соловецкого патерика 1-й четв. XVIII в. Пространное Житие («Житие и чудеса преподобнаго отца нашего Елеазара чудотворца, начальника Анзерского скита, собрано от многих и верных сказателей и списано вкратце») предположительно составлено анзерским мон. Макарием на основе местных преданий, запись которых активно велась в скиту в нач. XVIII в. Краткие и пространная редакции были созданы между окт. 1704 и февр. 1707 г., при строителе Свято-Троицкого скита Иове (см. Иисус , прп., Анзерский), они близки между собой по характеру сообщаемых сведений, более подробно изложенных в пространном Житии. Важная информация о святом содержится во вкладной книге Анзерского скита, начатой в 1710 г. по благословению прп. Иисуса составителем Жития Е. мон. Макарием, в документах из скитского архива. Сведения из разных источников дополняют друг друга (весь комплекс источников, относящихся к Е., опубл. С. К. Севастьяновой: Прп. Елеазар. 2001). Биография

http://pravenc.ru/text/189679.html

Анзеро-Распятский скит находится почти на средине Анзерского острова, на горе, именующейся Голгофою 13 , в расстоянии от Троицкого к востоку в четырех верстах. Гора сия с давнего времени была пристанищем безмолвных отшельников, иноков Анзерских и Соловецких. В уединенном месте сем часто упражнялся в богомыслии Строитель Анзерского скита Священноинок Иов, в схиме Иисус, который в 1712 году посетив там жившего Иеродиакона Паисия, сподобился узреть в видении Пресвятую Богородицу с Преподобным Елеазаром. Он слышал глас, что гора сия наречется второю Голгофою, и что на ней имеет быть великая церковь во имя Распятия Господня и скитом Распятским назовется. Вскоре на горе Голгофской с молебным пением и водоосвящением был водружен крест Господень с кратким надписанием об упомянутом видении; а Преподобный Иисус в 1713 году с двумя учениками своими отправившись к Преосвященному Варнаве, Архиепископу Холмогорскому и Важескому, испросил грамоту о сооружения па Голгофе двух каменных церквей: во имя Страстей Христовых и при подошве ея (где было Препод, видение) во имя Успения Пресвятой Богородицы и чтобы скиту сему быть в своем управлении. Сдав строительство Троицкого скита в 1714 году, он совершенно переселился для жительства на голгофскую гору; но в построении упомянутых каменных церквей встретил непреодолимые препятствия. Недостаток в келейных строениях для помещения работников и трудное доставление из города Архангельска материалов, были причиною, что Препод. Иисус испросил вторичную грамоту на построение деревянной церкви с трапезою во имя Святаго Иоанна Предтечи, честныя главы его усекновения, которая вскоре и была выстроена, а освящена во имя Распятия Господня и снабжена иконами, книгами и всякою церковною утварию от щедрот Царицы Параскевы Феодоровны (вдовствовавшей супруги Царя Иоанна Алексеевич а) и от Великой Княжны Марии Алексеевны, которые особенное имели благоволение к Преподобному, бывшему их духовнику. 1718 Года Ряспятский скит ограблен был от разбойников; однако же Строитель Иисус не отлагал попечительности своей о построении каменных храмов. В Анзерском Троицком ските уже заготовляем был кирпич на то строение; но с последовавшею за сим кончиною его окончилась и надежда к совершенному устроению скита; ибо, по смерти его, упомянутый материал был неправильно присвоен Троицким скитом, оставшиеся ученики Преподобного отошли от сего пустынного места, а имущество церковное, скитское и собственное Строителя Иисуса взято частию в скит Анзерский и монастырь Соловецкий, а оттуда вытребовано в дом Епархиального Архиерея. Наконец оное паки возвращено было в Соловецкий монастырь по ходатайству Архимандрита Досифея I в 1768 году. Преподобный Иисус преставился 1720 года Марта 6-го дня, имея от рождения 85 лет. Он был прислан в Соловецкий монастырь для пострижения по воле Государя Петра I в 1701 году; в Анзерский скит перешел на жительство 1702 года; Строителем в Троицкий скит определен 1706 года, а в схиму постригся 1710 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Забота об устроении в ските каменной церкви не оставляла блаженнаго старца на смертном одре. В 1719 году он упросил Анзерскаго строителя Германа, за достаточное количество денег, заготовить кирпич и другие материалы, которых уже не мало было приготовлено. Но эти приготовления остановились по причине перевода Германа в другой монастырь. На одре смертном Иисус просил Анзерскаго строителя Спиридона о продолжении этого дела и вручил ему 236 рублей, 1 алтын и 2 деньги. Этого достаточно было для совершения дела. Будучи уже при смерти, сверх этих денег, он отдал иеромонаху Филарету, монаху Проклу и послушнику Онисиму 100 червонных и 38 руб. на ту же постройку. Иисус дожил до воскреснаго дня, в который тогда пришлась неделя православия. Рано утром призвав к себе всех учеников, он последний раз облобызал и благословил каждаго, а ученики свидетельствовали преданность свою старцу горькими слезами. Простившись со всеми, иеросхимонах Иисус сказал: «отхожу ко Владыке моему Господу Иисусу Христу, а вам оставляю путеводителем к царствию небесному о. Макария; от него не отставайте на пути добродетелей. Еще заповедаю вам: тела моего по смерти не омывайте, одежду на нем не переменяйте, а в которой теперь нахожусь, в ней положите во гробе; погребете сотворите сами, без мирских людей.» Когда плачущие иноки спросили: «отче святый, как мы останемся в сиротстве без тебя: желали бы и мы умереть с тобою, ибо ты нас вел ко Христу за собою, а ныне далеко оставляешь» – старец сказал: «утешьтесь, мои возлюбленные, ибо я хотя телом разлучаюсь, но духом пребуду навсегда с вами», и с этими словами отпустил их в кельи. Из числа учеников один служивший старцу в болезни, вышедши от старца, остановился и не пошел в свою келью. Он тайно, чрез скважину, посмотрел на больного и увидел, что, проводив из кельи иноков, старец встал с одра, преклонился на колена посреди кельи, молился со слезами Богу и Пресвятой Богородице, призывая и святых угодников, и в молитве этой часто поминал устроенную им св. киновию и братию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010