Как бы вопреки светлому и мирному характеру равнины Изреельской, на ней совершались события мрачного, кровавого свойства: во все времена – как библейские, начиная с периода Судей, так и позднейшие, до наших дней, равнину Изреельскую попирали военные полчища, принадлежавшие различным племенам и приходившие из различных стран света, и на ней происходили кровопролитные битвы. В период Судей на равнине Изреельской сыны Изреилевы поразили военное ополчение Иавина, царя Ханаанского, царствовавшего в Асоре, и Мадианитян вместе с Амаликитянами и другими жителями востока. Ополчение Иавина было совершенно истреблено коленами Завулона, Неффалима и Иссахара 230 под предводительством Барака и пророчицы Девворы. Битва происходила при Кисоне и трупы убитых Израильтянами врагов были уносимы волнами потока 231 . Смерти не избежал и предводитель ополчения Сисара, погибший от руки женщины 232 . Поражение Мадианитянам и их союзникам, пришедшим из-за Иордана и расположившимся на долине Изреельской 233 , нанес Гедеон, предводительствуя отрядом воинов лишь в триста человек 234 . В период царей на Изреельской равнине сыны Израилевы сражались с Филистимлянами, Сирийцами и Египтянами. Битвы с Филистимлянами и Египтянами окончились несчастливо для Израиля; в первой из них погиб, на горах Гелвуйских, царь Саул с тремя сыновьями, была поражена краса Израилева 235 ; в последней был ранен благочестивый царь Иосия 236 . Но, что касается Сирийцев, то они были поражены Аха- авом, царем Израильским 237 , несмотря на их многочисленность. В период послепленный равнина Изреельская была попираема войсками Ассирийскими под предводительством Олоферна 238 и Сирйскими, находившимися под начальством Трифона 239 ; во время борьбы Иудеев с Римлянами – Римскими легионами 240 . В среднее века на равнине происходило немало битв между крестоносцами и сарацинами. Наконец на ней 16 апреля 1799 г. 3.000 Французов, под предводительством Наполеона, одержали победу над 25-тысячным Турецким войском. Святая Земля, как известно, разделяется на две почти равных половины, восточную и западную, низменною полосою земли, идущею с севера на юг и вмещающею в себе озера Меромское, Тивериадское и Мертвое море, соединенные Иорданом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Венадад Венадад [евр. Бен-Хадад, «сын Хадада» ], сир. (арам.) цари, правившие в Дамаске и бывшие в IX и VIII в. до Р.Х. непримиримыми врагами Израильского (Северного) царства в борьбе за господство над Сирией и Палестиной: 1) В. I, сын Тавримона и внук Хезиона, был призван иуд. царем Асой на помощь в войне против израил. царя Ваасы. В. I решил воспользоваться возможностью для расширения своего царства, разорвал договор с Ваасой, вторгся в сев. области Израиля и захватил Аин, Дан, Авел-Беф-Мааху, а также весь Киннероф и землю Неффалима. Как следствие, Дамаск получил контроль над торговыми путями, ведшими через Тир и Изреельскую долину в филистимскую землю и в Египет. Асе тем самым перестала грозить опасность со стороны Ваасы, который хотел превратить отвоеванную у Иудеи Раму в мощную крепость. Но все же наиб. выгоды добилась для себя Сирия, ставшая противником как Иудеи, так и Израиля ( 3Цар. 15:18–22 ; 1Пар. 16:1–6 ). Найденная в сев. части Сирии надпись времен В. I подтверждает библ. сведения о его отце и деде. Неясно, однако, можно ли отождествлять личность Хезиона с Разоном ( 3Цар. 11:23–25 ), положившим начало возвышению Дамаска; 2) В. II, сир. царь, ставший впоследствии противником израил. царя Ахава. При осаде Самарии он был разбит, хотя был абсолютно уверен в своей победе. Год спустя он потерпел сокрушит. поражение при Афеке, но спас себе жизнь ценою заключения выгодного для Израиля договора ( 3Цар. 20:1–34 ). Затем три года между Израилем и Сирией царил мир ( 3Цар. 22:2 ), и даже был заключен временный союзнич. договор, т.к. обе страны опасались возможного нашествия ассир. царя Салманасара III. В битве при Каркаре они и несколько других союзников объединили силы в борьбе против ассирийцев: у Ахава, согл. ассир. источникам, было 2 тыс. боевых колесниц и 10 тыс. человек войска, у царя Дамаска же – 1200 колесниц и 20 тыс. человек войска. Как только ассирийцы отступили, Ахав попытался захватить Рамоф Галаадский, но потерпел поражение и был убит ( 3Цар. 22:2–36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

1 . Финкельштейн просто выдумал из ничего “государство Саулидов в Гибеоне”. Основная цель этой книги – утверждать, что библейская “Единая Монархия” Давида и Соломона в 10 веке до н.э. является более поздней художественной литературой, придуманной южными библейскими писателями иудаисткого настроя. Реальное “израильское государство”, по словам Финкелштайна, является северным царством Израиль, но даже это возникло только в 9. веке до н.э., то есть, в эпоху Омридов (как утверждает Финкельштейн уже около 20 лет). Взгляните на то, что на самом деле Финкельштейн подразумевает под «государством Саулидов», используя свои собственные предположения и утверждения: 1) Саул был иудеем, южанином племени Вениамина. (2) Гибеон был южным поселением, всего в 6 милях от Иерусалима. (3) Саул по праву считается исторической личностью, царём, правивший не позднее начала 10. века до н. э. (4) Успешное правление Саула простиралось через Самарию (!) вплоть до Изреельской долины на севере. Таким образом, было царство десятого века, которое охватывало Иудею и Самарию, управляемые из иудейской столицы. Другими словами, «государство Саулидов» Финкельштейна во многом аналогична библейской «Единой монархии», созданной еще до Давида и Соломона. Ирония в том, что на этот раз Финкельштейн был настолько умен, что перехитрил себя. С его воображаемым «государством Саулидов», его часто повторяющиеся утверждения, что северное царство Израиль является поздним развитием, независимым от Иуды, непризнанным до обнаружения им, разваливается. Как и эта книга. Другим столпом, на котором покоится вновь открывшееся северное царство Финкельштейна, является его хваленая «малая хронология», в которой он сокращает ранее принятые даты происхождения Израиля на целых сто лет. Однако большинство археологов также считают, что это не имеет под собой существенных оснований. Впервые предложенную 20 лет назад, Финкельштейн неустанно отстаивает свою «малую хронологию» с тех пор. Здесь он представляет его без единой ссылки на его многочисленных критиков, некоторые из которых – сокрушительны (как Kletter 2004; Бен Тор и Бен Ами 1998; Девер 1997; Мазар 2007; Stager 2003; 2 В многочисленных публикациях за 20 лет Финкельштейн неустанно перерабатывал стратиграфию и хронологию месторасположенй не только в Израиле и на Западном берегу, но даже в Иордании, чтобы отстоять свою «малую хронологию».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/o-knige...

Каковы факты? (1) Все свидетельства Финкельштейна о «культовом месте» у Шило являются косвенными; он сам это признает. (2) Он интерпретирует хорошо известный дом А с колонным двором периода раннего железного века в Шило, который был первоначально раскопан датской экспедицией и впоследствии вновь исследован им самим как общественное здание только потому, что в нем находится «слишком много» этажей (до 20). Тем не менее его собственные раскопки дома раннего железного века, раскопанный в Мегиддо (o/K/10) – опубликованный явно как «обычный частный дом» – содержал более 40 больших кладовых. И он возможно предполагает отсутствие других частных домов в Шило только потому, что было раскопано мало других районов, и там, где они были раскопаны, известно нахождение ещё других домов. (3) Что касается доверия «культурной памяти» по еврейской Библии (последнее увлечение в библейских исследованиях), то Финкельштейн, как известно, отверг эту «культурную память» как ненадежную. И он осуждал других археологов за то, что они ссылались на это! Однако здесь (и в других местах) он, не колеблясь, обращается к библейской традиции, когда она соответствует его целям. Что касается доказательств уничтожения Шило ок. 1050 до н. э. филистимлянами, то Финкельштейн приводит не археологические свидетельства, а только Иеремию 7:12–14; 26:6–9, который, по его собственному признанию, скорее относится к уничтожению Шило ассирийцами в конце VIII века до н. э. (что невозможно даже тогда, поскольку место было пустынным). Он сам вынужден опираться на библейскую «культурную память». В целом, «ранний культовый центр Шило» Финкельштейна – это фантазия, продукт его воображения. Фундаментальным для всей реконструкции Финкельштейном истории Северного царства Израиля является « государственное устройство Саулидов », от её центра в Гибеоне вплоть до Изреельской долины (стр. 37–43:52–61). Опять же, каковы факты? (1) Стратиграфия и хронология раскопок Джеймса Притчарда в Гибеоне (Телль-эль-Джиб), настолько печально известный своей ошибочностью, что скудные доказательства периода раннего железного века не могут быть датированы в пределах менее века; это не может быть использовано для какой-либо исторической реконструкции (в отчётах о раскопках нет даже каких-либо номерации пластов). (2) Единственным доказательством Финкельштейна по административному центру в Гибеоне является предполагаемый план казематной стены (рис. 11:2, составленный студентом). Однако даже случайный взгляд не обнаруживает ничего, кроме короткого отрезка разрушенной одной стены, прилегающей к двум фрагментам эфемерной стены. (3) Что касается утверждения о том, что Саул правил из своего рода столицы в Гибеоне, то единственные библейские упоминания касаются того, что он однажды побывал там и запомнился в дни Давида как убивший его жителей, которые даже не были израильтянами (ср. 2 Самуил 21:1ff.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/o-knige...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Мегиддо Мегиддо (в Синод. пер. также – Мегиддон). Телль-эль-Мутеселлим, холм с руинами города Мегиддо, находящийся прим. в 15 км юго-зап. ⇒ Назарета , относится к числу важнейших мест археологич. раскопок в Палестине (⇒ Раскопки ). Существование города М. прослеживается приблизит. с 3500 г. до Р.Х. Гор. стена, первонач. четырехметровой ширины, впоследствии была расширена вдвое. Крепость удерживала ключевые позиции на границе между Самарией и Галилеей, на перевале между Саронской и Изреельской долинами. Согл. памятной надписи фараона Тутмоса III, захватить эту крепость оказалось для него труднее, чем завоевать тысячу городов. Древнеегип. тексты упоминают М. в связи с Таанахом (в Синод. пер. – Фаанах, см. Нав. 17:11 ). Хананейский цар. город М. ( Нав. 12:21 ) достался в удел колену Манассии ( Нав. 17:11 ), которое, однако, поначалу не смогло изгнать из него хананеев ( Суд. 1:27 ). Поблизости от М. Варак одержал победу над Сисарой ( Суд. 5:19 ). Впоследствии, в годы правления Соломона, М. был одним из израил. «колесничных городов», т.е. местом, где располагался гарнизон с конницей и боевыми колесницами ( 3Цар. 9:15.19 ; 3Цар. 10:26 ), а также резиденцией цар. приставника (наместника, 3Цар. 4:12 ). Археологами найдены руины дворца, домов воиновстрельцов и укреплений гор. ворот, относящиеся к той эпохе. Захват города фараоном Шешонком в 925 г. до Р.Х. [евр. Шишак, в Синод. пер. – «Сусаким» ] подтвердился надписью на обломке стелы этого фараона (см. 3Цар. 14:25 ). Иуд царь Охозия умер здесь после того, как бежал от Ииуя ( 4Цар. 9:27 ). От эпохи Иеровоама II сохранилась печать Шемы, слуги этого царя, с изображением льва. После гибели Северного царства иуд. царь Иосия вышел на сражение с фараоном ⇒ Нехао и пал близ М. (609 до Р.Х.; 4Цар. 23:29.30 ). Рим легион располагался лагерем близ древнего М., к югу от него, в Легио [араб. Леджун]. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Объединение колен по сю сторону Иордана с присоединением к ним и заиорданских колен под двояким давлением филистимлян и аммонитян. Преимущественное участие в этом объединении сначала Ефремова колена, потом Вениаминова. Причины возвышения в это время Вениаминова колена Такое разъединенное или, лучше, раздвоенное положение западных колен Израиля продолжается до подчинения его филистимлянами. Филистимляне подчиняют себе и южный и средний Ханаан и тем порывают существовавшее доселе разъединение между иудеями и остальными израильтянами. При этом объединении колен колено Ефремово не играет, по-видимому, никакой роли; но все-таки главные движения этого времени выходят из области этого колена, от лиц, принадлежащих к нему, если не по своему происхождению, то по месту своего жительства постоянного или первоначального. Естественно предположение, что и первые и ближайшие сподвижники этих лиц – ефремляне, и, во всяком случае, так или иначе, внимание всех колен обращено и в это время на колено Ефремово и позднее на колено Вениаминово, родственное и всегда дотоле стоявшее с ним в тесной связи. Начало более прочному объединению западных колен, со включением и южной группы, прежде стоявшей вне связи с другими, полагает, как мы заметили, филистимское иго. Одновременное с ним иго аммонитское привлекает к этому единству и колена заиорданские. Неизвестно, как далеко филистимляне распространили свою власть на первых порах. Мы видели, что во дни Самсона им подчинены были иудеи, конечно, вместе с симеонитянами и даняне. Пока господство их ограничивалось, быть может, этими коленами, оно не встречало сильного отпора со стороны израильтян. Самсон из колена Данова был один или почти один борцом за свободу; иудеи равнодушно относились к рабству. Но вот филистимляне скоро распространяют свое господство и на другие колена. При Илии и Самуиле они владеют уже и коленом Вениаминовым ( 1Цар.7:11,12,14 ). Быть может, господство их в это время простирается даже до долины изреельской, 192 обладание которою для них было важно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8–11 И снова происходит как бы расщепление одной египетской язвы («тьмы»; Исх. 10:21 ) на две, связанные с чашами гнева. Ангел, вылив четвертую чашу гнева на солнце, делает его более горячим, но не уменьшает его света. Пятая чаша, вылитая на престол зверя, создает тьму. Возможно, что страдания от этой язвы были обусловлены сатанинской силой саранчи, появившейся после пятой трубы и вызывавшей мучения у поклонявшихся зверю (9:1–6). Такое толкование согласуется с взаимосвязью между трубами и чашами гнева, о чем говорится во введении к гл. 15–16. 12–16 Шестая чаша, как и шестая труба, ассоциируется с рекой Евфрат (ср.: 9:13–16), но если шестая труба возвещает о нашествии сатанинского воинства, шестая чаша возвещает о подготовке пути царям от восхода солнечного. Эти цари далее описываются в 17:12–13; но они сами отдадут себя во власть антихриста (17:17), разорят блудный город (17:16) и развяжут войну против Агнца (17:14). Повеление совершить это исходит от трех бесовских духов, которые выходили, подобно жабам, из уст дракона, зверя и лжепророка. В древности жабы считались нечистыми тварями, иногда даже служителями злых сил. Здесь в их задачу входит, как и в истории Ахава и «духа лживого» ( 3Цар. 22:19–23 ), склонить правителей всего мира объединиться в великой последней битве против Бога на месте, называемом по–Еврейски Армагеддон. Точное значение этого имени неизвестно. Слово «Армагеддон» является транслитерацией на греческий еврейского выражения «гора Мегиддо», но этот город расположен на Ездрилонской (Изреельской) равнине в Израиле, и в его окрестностях нет никакой горы (ближайшая гора – гора Кармил лежит к северу от города). Подобно числу 666, Армагеддон – один из излюбленных апокалиптических терминов, но мы не владеем его секретом. Для Иоанна это слово обозначает не столько место, сколько событие, а именно последний мятеж нечестивых против Бога, после которого устанавливается Его царство. 17–21 Седьмая чаша, вылитая ангелом на воздух, предполагает нечто гораздо более страшное, чем опустошения, связанные с предыдущими язвами; она означает окончательный отпор, который будет дан силам зла, а посему раздался громкий голос от престола» (голос Бога?), который возвестил: Совершилось! На ум приходит возглас Иисуса с креста: «Совершилось!» ( Ин. 19:30 ), а также возвещение о свершении замысла Бога в новом творении (21:6).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Ахаав вступает преступною ногою в виноградник Навуфеев, чтобы принять его в свое владение. Здесь явился Ахааву пророк Илия, как вестник грознога суда Божия всему дому Ахаава. Невинная кровь отомщена кровью безбожных убийц: сам Ахаав, внезапно пораженный стрелою одного сириянина, умер на своей колеснице, и обмыли колесницу, обагреную его кровью, в пруде Самарийском, и псы лизали кровь его, и омывали блудницы, по слову Господа, которое Он изрек через пр. Илию ( 3Цар.22:34–38 ). Такая же участь постигла и прочих представителей дома Ахаава. Здесь, в виду города Изрееля, поражен был Ииуем сын Ахаава Иорам, а Иезавель была выброшена из окна дворца своего, растоптана ногами лошадей ииуя и свиты его. Здесь же, у ворот, были сложены головы сыновей Ахаава, живших в Самарии и истребленных по требованию Ииуя. Страшен суд Божий для нечестивых. Изреельский источник . Из Зераина по узкой ногорной тропинке спускаемся к источнику Изреельскому, именуемому ныне Голиафовым, по причине его величественного вида и замечательной его истории. При нем стояли лагерем Гедеон пред сражением с амаликитянами и мадианитянами и Саул пред сражением с филистимлянами ( Суд.7:1 ; Цар.29:1). Сулим – Сонам . Недалеко отсюда находится Сулим, библейский Сонам, ныне большая деревня, утопающая в зелени. Здесь некогда одна богатая замужняя и бездетная женщина приняла на жительство пророка Елисея в свой дом и, по соглашению с мужем, выстроила для него особую горницу. Елисей в благодарность испросил ей у Бога сына. Ребенок подрос и умер. Мать тотчас отправилась к Елисею на гору Кармил и высказала ему свое горе. Елисей пришел в дом ее и молитвою воскресил ее сына. Горы Гелвуйские. Долину Ездрилонскую со всех сторон окружают горы. Таковы: по северным границам Самарии – Гелвуйские и Кармил. Горы Гелвуйския представляют целую цепь возвышенностей, на границе колена Иссахарова и Манассиина, на юго-восточной стороне долины Ездрилонской. При этих горах расположено было войско Саула; филистимляне же занимали северную сторону равнины изреельской: израильтяне были обращены в бегство, убиты три сына Саула, а сам Саул, покрытый ранами, боясь попасть в руки неприятелей, пал на свой меч и умер ( 1Цар.31:1 -; 1Пар.10:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пол баптистерия был покрыт цветной мозаикой с различными геометрическими изображениями. На нем выложены монограмма Христа (в сев. апсиде) и 3 надписи. В юж. нефе посвятительная надпись: «Святые Косма и Дамиан принимают приношение тех, чьи имена известны Богу. Аминь, Господь». Такая надпись может указывать на посвящение всей базилики святым Косме и Дамиану. Надпись в медальоне в центральном нефе сохранилась хуже; читаются лишь неск. слогов, предположительно это была мемориальная надпись о строительстве или украшении баптистерия мозаикой в 591 г. Нельзя считать обоснованным мнение, что этим же временем датируется весь комплекс храма, т. к. уровень пола баптистерия с надписями расположен выше пола основного храма примерно на 0,3 м, что указывает на его более позднее возникновение. Базилика могла быть выстроена многими десятилетиями ранее. В целом комплекс представлял собой роскошную постройку. Каменные породы из Египта и М. Азии, к-рые были использованы при его сооружении, в Палестине известны только среди остатков неидентифицированного храма, экспонируемых близ мечети Аль-Акса на Храмовой горе в Иерусалиме. План храма прекрасно уравновешен, виртуозно соединен с большой пристройкой баптистерия. «Двойные» церкви подобного типа встречаются в Иерусалиме и его окрестностях, в V-VI вв. в Негеве и в Изреельской долине. Наиболее ранние образцы подобных планировок известны по памятникам в Италии (базилика в Аквилее; 313-350) и Германии (Трир, после 326), хотя некоторые исследователи настаивают на палестинском происхождении подобного типа конструкций ( Margalit. 1995). Северо-западная базилика (рубеж V и VI, посл. четв. VI, 1-я пол. VII в.) раскрыта в 2000-х гг. экспедицией Варшавского ун-та (Й. Млынарчик, М. Бурдаёвич). Планировка сев.-зап. базилики близка к планировке юго-восточной: 3-нефный храм (2 ряда колонн по 6 в каждом) с 3 входами по зап. стороне и с атриумом, колонны к-рого образовывали 4 крытые галереи вдоль его стен. Храм построен на месте греко-рим. святилища, к-рое ко времени возведения христ. постройки уже пришло в запустение. Подобные отдельные случаи известны в позднеантичный период, в Палестине это храм Гроба Господня в Иерусалиме (20-30-е гг. IV в.) и базилика Евдоксиана в Газе (нач. V в.). Обычно же предпочитали строить храмы разных религий в разных местах, иногда рядом, но не на одном месте, один вместо другого. Примеры же перестроек и переосвящений, как правило, относятся к кон. VI-VII в. ( Gregory T. E. The Survival of Paganism in Christian Greece: A Critical Essay//The American J. of Philology. 1986. Vol. 107. N 2. P. 229-242). Т. о., местоположение сев.-зап. базилики в И. позволяет представить взаимоотношения между конфессиями в этом полисе в период его христианизации, а также изучить некоторые аспекты генезиса базиликальной формы христ. храма.

http://pravenc.ru/text/673805.html

12–13. Положи князи их яко Орива и Зива, и Зевеа и Салмана, вся князи их, иже реша: да наследим себе святилище Божие. Воспоминая помощь Господа своим праотцам, псалмопевец молит, чтобы Он и теперь помог народу одолеть врагов своих. – Положи князи их – этих враждебных союзных народов, или поступи с ними как некогда поступил с Оривом и Зивом, Зивеем и Салманом, которые говорили: возьмем себе во владение святилище Божие, или – землю, которая принадлежит Богу, как избранная Им собственность, где и святилище или храм Его. Это было также во времена судей. Во дни судии израильского Гедеона, «все Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока собрались вместе, перешли реку (– Иордан) и стали станом на долине Изреельской». Гедеон, собрав значительное войско, выступил против них. Но Господу угодно было явить Свою милость особенно дневным образом. Господь повелел Гедеону взять с собой только триста человек. Так он и сделал. Между тем «Мадианитяне и Амаликитяне и все жители востока, расположились на долине (Изреельской) в таком множестве, как саранча; верблюдам их не было числа, много было их, как песку на берегу моря». – Гедеон, употребив военную хитрость, ночью подошел к стану неприятелей. И вот, «между тем, как триста человек (воины Гедеона) трубили трубами, обратил Господь меч одного на другого во всем стане врагов, и бежало все их «ополчение». Израильтяне, преследуя врагов, «перехватили переправу через реку Иордан и поймали двух князей Мадиамских: Орива и Зива, и убили Орива в Цур-Ориве, и Зива в Иекев-3иве, и преследовали Мадианитян; головы же Орива и Зива принесли к Гедеону за Иордан» ( Суд.6:33;7:12–25 ). Перейдя чрез Иордан с тремястами своих воинов, Гедеон решил преследовать Зевея и Салмана, царей Мадиамских. «Зевей и Салман были в Каркоре и с ними их ополчение до пятнадцати тысяч, все, что осталось из всего ополчения жителей востока; пало же сто двадцать тысяч человек, обнажающих меч». Гедеон поразил это ополчение. Зевей и Салман побежали; Гедеон погнался за ними и схватил обоих царей Мадиамских, Зевея и Салмана, и весь стан привел в замешательство. И, возвратившись с войны, Гедеон убил Зевея и Салмана» ( Суд.8:4–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010