Изменой Феодота, египетского наместника в Килисириии Финикии, для Антиоха была уже подготовлена почва, когда новый египетский царь Птоломей Филопатор, поняв коварный замысел Феодота, послал в эти провинции другого сатрапа. Но именно это и дало повод к войне. Феодот держался в Птолемаиде и Тире и оттуда просил Антиоха о помощи. Тот является и располагается не только в сирийской Селевкии, собственно портовом городе Антиохии, который, однако, до тех пор принадлежал египтянам, но и в укрепленном Тире и в важной, как ключ к Изреельской долине, Птолемаиде (прежде Аккоу). Это удалось ему, потому что там правителем был Феодот. Он занял и другие небольшие местности Финикии; более важные пункты были с трудом защищаемы египтянами. Так обстояло дело в 219 году. Осенью было заключено четырехмесячное перемирие и были завязаны переговоры о мире. Антиох III требует мирной сдачи Килисирии (между Ливаном и Антиливаном) и Финикии. С другой стороны, египтяне требуют признания особого царя для Малой Азии. Обе стороны не соглашаются на эти условия. В 218 году война снова возгорается, но и в этом году она привела только к покорению некоторых городов Финикии (Арад, Берит) и к безуспешной осаде Сидона. Настоящая военная сила египтян только весною 217 года сталкивается с войском Антиоха. Вплоть до юга от Газы Антиох шел на встречу Филопатору; здесь, при Рафии, дело дошло до решительной битвы. Египетское войско насчитывало 70 тысяч человек и имело 70 ливийских слонов, которые здесь впервые введены были в бой. Все количество сирийского войска не указывается; во всяком случае, по числу слонов, которых оно имело при себе 120 (это были испытанные боевые индийские слоны), оно превосходило египетское. Ливийские слоны египтян не могли переносить запаха индийских и своим бегством привели левое крыло египетского войска в смятение. Но тем больше напрягали свои силы все остальные части египетского войска. Антиох был разбит, сорок его индийских слонов попали в руки египтян. Заключено было перемирие, которое впоследствии перешло в мир. Египет удержал свои угрожаемые провинции и добился того, что бунтовщик, который желал сделаться царем М. Азии, был усмирен Антиохом. Этим театр войны был, по крайней мере, удален от границ Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пояс пророка, вынутый после долгого времени из расселины скалы, оказался истлевшим, ни к чему не годным; так и народ Еврейский после плена уже не будет годен к внешнему украшению Господа, и феократический союз с Богом уже не восстановится (13:1–11). События среди языческого мира приближали это печальное время для Иудеев. Ассирийская монархия отживала последние дни свои; цари Вавилонии и Мидии отторгали от нее свои владения и успешно воевали против Ниневии; воинственный фараон Нехао шел на Евфрат, чтобы отомстить давнишнему врагу Египта и отторгнуть от Ассирии прибрежья Средиземного моря. В Иерусалиме было две политические партии: одни хотели держать союз с Ассирией, а другие с Египтом (2,18). Пророк Иеремия не одобрял ни тех, ни других; он предсказывал, что и союз с Египтом, как и союз с Ассирией одинаково гибельны для Иудеев; царь Иосия сочувствовал пророку и хотел держать нейтралитет между воюющими сторонами. Но когда фараон Нехао, следуя со своими войсками к Кархемису на Евфрат, хотел пройти через пределы бывшего царства Израильского, то Иосия, считая земли царства Израильского своими и уже фактически владея ими, выступил против фараона и преградил своими войсками путь ему по известной долине Изреельской. Фараон через своих послов просил царя Иудейского мирно пропустить его войска; тоже советовал царю и пророк Иеремия ( 2Ездр.1:28 ). Но Иосия не послушался; он вступил в битву с войсками фараона при Мезиддоне, был тяжело ранен и умер на пути в Иерусалим. Весь народ горячо оплакивал лучшего из царей, потомков Давида; пророк Иеремия написал на смерть царя особую «плачевную песнь». 2. Деятельность пророка Иеремии в царствование Иоакима. После смерти Иосии настало смутное время в Иерусалиме и Иудее. Два брата, сыновья Иосии Елиаким и Саллум или Иоахаз, спорили из-за царского престола; народ страны был за Иоахаза и провозгласил его царем, хотя он был моложе Елиакима. Но Елиаким не успокоился, он стал интриговать против брата, призвал к себе на помощь войска фараона Нехао, обещая подчинить ему Иудею и платить дань, и, действительно, при помощи фараона Елиаким, переименованный в Иоакима, воцарился, а брат его Иоахаз после трехмесячного царствования был схвачен войсками фараона и узником отведен в Египет, где и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Вид его был как молния, и они от страха помертвели ( Мф. 28:2–4 ). Суд.6:23 . И рече ему Господь: мир тебе, не бойся, не умреши. Голос Господа, успокоивший Гедеона послышался ему или отвне от Ангела, который скрылся только с глаз Гедеона, но тайно продолжал присутствовать около него, – или это было внутреннее в душе Гедеона откровение Божие. Суд.6:24 . И созда тамо Гедеон жертвенник Господу, и назва его мир Господень даже до дне сего. Жертвенник на месте Богоявления создан был Гедеоном не для жертвоприношений, потому что по закону они не должны совершаться вне скинии, а для того, чтобы он служил памятником Богоявления и благоволения Божия к Гедеону и чрез него ко всему Израильскому народу. Жертвенник с подобным значением, а отнюдь не для жертвоприношений, был устроен заиорданскими коленами ( Нав. 22:10, 28 ), по завоевании земли Обетованной, в котором они принимали участие. – Наименование жертвенника мир Господень, должно было напоминать потомкам о мире, который изречен Гедеону для успокоения его после испуга, – и о мире, который чрез Гедеона дарован Израилю после наказания Мадиамлян. – До дне сего, т.е. до времени Самуила, написавшего книгу Судей. Паримия о явлении Гедеону Ангела приурочена к празднику в честь Ангелов вероятно под влиянием мнения, бывшего, например, у блаженного Феодорита , что это был бесплотный служебный дух, а не Сам Господь. Возможно и другое объяснение: цель этого приурочения могла состоять в том, чтобы, хотя явившийся Гедеону не был сотворенным Ангелом, внушить празднующим в честь Ангелов высокое понятие о них – чрез то, что именем их называется иногда Сам Господь Ангелов, Сын Божий. II. Паримия на вечерне Богоявления. Суд. VI:36–40 В сей паримии повествуется о чуде над руном. Гедеон, как мы видели, призван был Господом к избавлению сынов Израиля от притеснений со стороны Мадиамлян. И вот Мадиамляне не замедлили вызвать Гедеона к борьбе с ними. Соединившись, по обычаю, с Амаликитянами и другими кочевниками востока, они переправились через Иордан и раскинули свой стан на долине Изреельской в колене Иссахаровом. Тогда Дух Божий объял Гедеона. Он вострубил трубою, и на этот бранный клич собралось к нему сначала родство его, а потом пришли к нему воины из всего колена Манассиина, Асирова, Завулонова и Неффалимова. Но прежде чем идти с этим ополчением против неприятеля, Гедеон желал получить от Господа новое знамение, новое чудесное удостоверение в Его помощи, – именно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

13:9. Амулеты ( в русском переводе – «знаки»). На древнем Ближнем Востоке амулеты носили для защиты от злых духов. Драгоценные металлы и камни считались в этом отношении наиболее эффективными. Иногда на амулетах делали магические надписи, или заклинания. Еврейская традиция относилась к амулетам неодобрительно, но эта идея легла в основу знаков-напоминаний об исторических событиях или о законе (см.: Втор. 6:8 ), представлявших собой некие материальные объекты, содержащие молитвы или благословения, – такие, например, как маленькие серебряные свитки, найденные в 1979 г. в гробнице допленного периода близ Иерусалима. Они содержат благословение из Чис. 6:24–26 и представляют древнейший из дошедших до нас образцов библейского текста. 13:11–16. Жертвоприношение первородных. Первородное из скота приносилось в жертву в знак благодарности Господу, но ослы не годились для жертвоприношения. В религиозной практике хананеев жертвоприношения ослов иногда допускались, о чем свидетельствует текст из Мари, описывающий церемонию заключения союзного договора. По-видимому, исключение, сделанное для ослов, объясняется тем, что они ценились как вьючные животные. По этой причине ослов, как и человеческих первенцев, разрешалось выкупать, то есть приносить вместо них другие жертвы. 13:17–14:31 Переход через море 13:17. Дорога земли Филистимской. Дорога земли Филистимской – главная магистраль, проходившая через «Плодородный Полумесяц» из Египта в Вавилонию. Она шла вдоль побережья Средиземного моря в Южную Палестину, откуда поворачивала вглубь страны по Изреельской долине южнее Кармильского хребта. Ту часть пути, которая проходила по северу Синайского полуострова, египтяне называли «Дорогой Гора». Здесь дорога надежно охранялась, поскольку этим маршрутом пользовались не только торговые караваны, но и войска завоевателей. 13:18. Чермное море. Водное пространство, названное в переводах «Чермным морем», определяется как «Тростниковое море» – понятие, применимое к ряду различных водных массивов. Тростник – это, очевидно, папирус, в изобилии произраставший в болотистой местности, протянувшейся от Суэцкого залива до Средиземного моря, по которой ныне проходит Суэцкий канал.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

4:2. Асор. Упоминаемый в текстах из Мари (XVIII в. до н. э.) и в амарнских письмах (XIV в. до н. э.), Асор (Телль-эль-Кеда, el-Qedah) находился в стратегически важном пункте в Северной Галилее, на пути из Мегиддона в Дамаск. В Книге Иисуса Навина Асор назван «главою всех царств их», а поражение царя Асора, Иавина, описано и в Книге Иисуса Навина, и в Книге Судей ( Нав. 11:13 ; Суд. 4:24 ; см. также: 1Цар. 12:9 ). Археологические раскопки действительно показывают значительные разрушения в слое XIII в. до н. э., которые могли возникнуть в результате нападения «народов моря» или израильтян. Впоследствии Асор был заново укреплен Соломоном ( 3Цар. 15:29 ). Город оставался крупным торговым центром на северной границе Израиля вплоть до ассирийского завоевания ( 4Цар. 15:29 ). См. коммент, к Нав. 11:1 . 4:2. Харошеф-Гоим. В Септуагинте это словосочетание переведено как «леса народов», поэтому не вполне ясно, что оно обозначает: город или лесистый регион в Галилее. Предложенные варианты идентификации (Tel el-Harbaj и Tell Amr) не имеют веского археологического подтверждения. Кроме того, нет никаких оснований отождествлять его с Muhrashti амарнских писем. Из описания в тексте явствует, что Харошеф-Гоим был местом сбора войск в пределах Изреельской долины, возможно, в зоне, находившейся под контролем филистимлян (Сисара – несемитское имя). Скорее всего, так называлась область, принадлежавшая Сисаре, который был военачальником Иавина. 4:3. Девятьсот железных колесниц. Количество колесниц, использованных в этом сражении, столь внушительно, что некоторые исследователи считают его завышенным. Иногда на древнем Ближнем Востоке прибегали к гиперболам при описании могущества противника, чтобы подчеркнуть заслуги военачальника или божества в достижении победы. Подобные гиперболы можно встретить, например, в анналах ассирийского царя Сал манасара III (858–824 гг. до н. э.), который насчитывал в войсках противника 3240 колесниц, или Тутмоса III, который утверждал, что захватил в битве при Мегиддоне 892 колесницы. В библейских рассказах большое число колесниц упоминается также в 1Цар. 13 (30тыс.; в Септуагинте – 3 тыс.); 3Цар. 10 (1400); 1Пар. 19 (32 тыс.). См. также коммент. к Суд. 1:19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

9:8. Притчи о деревьях. В старовавилонской сказке «Тамариск и пальма» (начало 2-го тыс. до н. э.) два дерева спорят, какое из них важнее, выясняя вклад каждого в устройство царского дворца. Представляет интерес раздел поэмы о Набу и Ташмету, в котором кроны различных деревьев (кедра, кипариса и др.) метафорически изображают царское покровительство. В шумерском мифе Lugale Нинурта сражается с врагом, которого растения избрали своим царем. 9:9–13. Маслина, смоковница и виноградная лоза. Эти важнейшие сельскохозяйственные культуры составляли основу экономики Палестины. Они символизируют внутреннее благополучие и успешные внешние связи, достигнутые благодаря мудрому правлению царя. 9:14. Терновник. Многие полагают, что это колючий кустарник семейства Buxus, чрезвычайно тонкие листья которого практически не дают тени. В сухом климате Палестины кустарник нередко возгорается, вызывая лесные пожары, в которых погибают большие деревья. В арамейских «Поучениях Ахи кара» содержится разговор между шиповником и гранатовым деревом. 9:21. Беер. Древнееврейское слово béer означает «колодец» и входит в названия многих городов и селений (напр.: Беэршива). Поэтому точная идентификация этого города невозможна. Полагают, что это el-Bireh в Изреельской долине, к северу от Сихема и поблизости от Офры, родного города Гедеона. 9:25. Засады в горах. Через город, расположенный на торговом пути, постоянно проходили купцы, которые продавали свои товары и покупали продукцию местного производства, способствуя тем самым оживлению деловой активности в городе и пополняя его казну. Участившиеся нападения грабителей делали Сихем непривлекательным для купцов и лишали Авимелеха возможности брать с них пошлину. Таким образом, этот план преследовал цель разорить Авимелеха посредством подрыва торговли. 9:26. Гаал и его братья. По всей видимости, Гаал и его браться принадлежали к небольшому, не имеющему земли клану, каких было немало в тот период. Изгнанные из своих родных селений, они становились бродячими ремесленниками или наемниками, надеясь найти место, где смогут, наконец, обосноваться. В амарнских текстах подобные группы населения получили название «хабиру».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

18:2. Рамоф Галаадский. Местоположение Рамофа Галаадского точно не установлено, но предполагают, что это мог быть Tell Ramith, если учитывать его размеры, расположение и керамику железного века, обнаруженную в процессе археологических раскопок. Если эта идентификация верна, то Рамоф находился в Трансиордании, примерно в 45 милях к востоку от Изрееля. Это стратегический пункт на «Царской дороге» в том месте, где дорога, проходящая к югу от Дамаска, поворачивала на запад, далее пересекала Иордан вблизи Беф-Сана и входила в пределы Изреельской долины, соединяясь с главной магистралью (см. статью «Основные торговые маршруты» в коммент. к Быт. 38 ). В 3Цар. 20сирийский царь обещал вернуть города, захваченные у Израиля. Возможно, он этого не сделал, и Рамоф Галаадский остался во владении Сирии. В этом сражении погиб Ахав, следовательно, оно произошло после битвы при Каркаре с ассирийцами (см. коммент. к 3Цар. 22:1 ), в которой Израиль и Сирия выступали как союзники. 18:4. Роль пророка. В этот период пророки Израиля исполняли в целом такую же роль, что и их древние коллеги на Ближнем Востоке (см. коммент. к Втор. 18:14–22 ). Одним из животрепещущих вопросов того времени были военные действия. Поскольку считалось, что вмешательство Бога определяет исход военных мероприятий, они начинались с повеления Бога выступить против врага. Такое божественное повеление записано в типичной царской надписи ассирийцев. Важно также было испрашивать совета бога о времени и стратегии сражения. Иногда, однако, пророческие вести получали, не вопрошая о них, или неожиданно. Такие божественные повеления можно нередко увидеть в ассирийских надписях. Во время правления Саула и Давида такого рода информацию обычно получали с помощью священников, использующих оракульские средства (см. коммент. ко 2Цар. 14:10 ; 22и 23:9–12). Ныне вместо обращения к священнику или жрецу вопросы задавались пророку, который, как представитель Бога, отвечал от Его имени. 18:7. Пророчествует худое. Во всем Древнем мире бытовало поверье, что пророки не только провозглашают весть божества, но и одновременно дают ход божественным деяниям. Неудивительно поэтому, что пророка, настроенного против царя, нужно было контролировать, дабы избежать неприятностей, смуты и разрушений. Асархаддон требовал от своих вассалов, чтобы они сообщали о любых странных или отрицательных высказываниях любого человека, особенно пророков, людей находящихся в исступлении, а также толкователей снов. Понятно, почему царь стремился упрятать в тюрьму пророка, чьи заявления могли спровоцировать восстание или вызвать роковые события.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Названия других городов Ивлеама с его селениями, Ен-Дора и Фаанаха, читаемые здесь в еврейском тексте, отсутствуют в Ватиканском списке и два первые в Александрийском, в котором находятся только, в дополнение к Ватиканскому списку слова κα τος κατοικοντας Τανακ κα τς κμας ατς – «и живущих в Танахе и веси его». В позднейших греческих списках количество городов читается здесь то же, как и в нынешнем еврейском тексте; очевидно, оно восполнено на его основании. Первоначальный вид перевода LXX, как он сохранился в Ватиканском списке и отчасти в Александрийском, имеет здесь особо важное значение, так как он открывает путь к объяснению следующих за перечислением городов слов еврейского текста: «шелошет таннафет», что по буквальному переводу значит «три высоты» (слово «нафет» употреблено только в данном месте). Объяснение этого выражения представляет большие трудности вследствие того, что в предшествующих словах, в отношении к которым оно служит, очевидно, заключением, перечислено не три, а шесть городов. У руководящихся исключительно еврейским текстом это число три объясняется в том смысле, что из названных 6 городов оно относится к трем последним: Ендору, Фаанаху и Мегиддо, но какого-либо основания для этого текст не дает. Так как по Ватиканскому списку читаются в данном месте названия только трех городов 162 , то выражение «три высоты» или «три области» 163 , является достаточно понятным, почему этот перевод приведенного еврейского выражения и мог бы быть признан за наиболее соответствующую его передачу 164 . Что касается других названных здесь в нынешнем еврейском тексте городов, то Ивлеам находился в Изреельской долине, вероятно, на месте нынешнего Белямэ, как называются источник и близ него развалины, верстах в 10-ти на юг от Изрееля; Ен-Дор на северном склоне малого Ермона, на месте нынешней деревни Евдур; о Фаанахе см. Нав.12:21 . Из этих городов Ивлеам и Фаанах названы в Суд.1:27 в числе городов, из которых сыны Манассии не изгнали ханаанитян; отсюда, вероятно, названия этих городов и перенесены в еврейский текст ( Нав.17:11 ); название третьего – Ен-Дора, – отсутствующее здесь у LXX, не признается изначальным в еврейском тексте и некоторыми из сторонников последнего ввиду отсутствия его в Суд.1:27 по еврейскому тексту; они видят в нем не более как видоизменение предшествующего названия: Дор 165 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Из этих отрывков становится ясно, что Саул, чтобы еще больше унизить Давида, сразу после его бегства из дворца отослал Мелхолу к некоему Фалтию (Палтиэлу). Но комментаторы сломали немало копий по поводу того, в каком именно качестве царь передал дочь этому человеку. Радак , к примеру, был убежден, что, объявив Давида мятежником, заслуживающим смерти, Саул воспользовался старым еврейским законом, по которому «приговоренный к смерти все равно что мертв». На этом основании царь объявил свою дочь вдовою и предложил ее в жены Фалтию, бывшему одним из его приближенных. Фалтий не осмелился перечить царю, но, понимая всю сомнительность его решения, а значит, и законность такого брака, тайно страшась Давида, так и не притронулся к Мелхоле. Абарбанель же считал, что Саул просто не мог пойти на такое грубое нарушение закона и при живом муже отдать дочь в жены другому, сведя ее таким образом до положения шлюхи. По версии Абарбанеля, Фалтий был глубоким старцем, обремененным большой семьей, и Саул отослал дочь в его дом в своеобразную ссылку. При этом и Радак, и Абарбанель настаивают на том, что, хотя Фалтий, возможно, и воспылал страстью к Мелхоле, до интимной близости между ними не дошло. В противном случае, говорят они, по законам Торы Давид не мог бы принять Мелхолу обратно: Тора запрещает сожительствовать с нарушившей супружескую верность женой, а также второй раз жениться на собственной жене, если после развода она была с другим мужчиной. Однако ряд других комментаторов считают, что Мелхола все же «предалась блуду» с Фалтием или с мужем своей сестры Адриэлом, и Давид знал об этом. На такой сценарий развития событий указывает все та же «Вторая книга Самуила», где упоминаются «пятеро сыновей Михали, дочери Шаула, которых она родила Адриэлу, сыну Барзилая из Мехолы» ( 2Цар. 21:8 ). Раввинистические авторитеты, однако, говорят, что речь идет о приемных детях Мелхолы, которых та усыновила после смерти своей старшей сестры Меровы. Но так это или нет, получить Мелхолу назад было для Давида лишь вопросом чести, а никак не чувства. Оказавшись в пустыне, Давид недолго оставался в одиночестве и вскоре женился на Ахиноаме — девушке из Изреельской долины, которая и сопровождала его в течение всего периода бегства от Саула.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/?ful...

Почва Ездрелонской равнины, не терпящая недостатка во влаге, очень плодородна, за исключением немногих, или сухих, или болотистых местностей. Вследствие плодородия почвы равнина Ездрелонская отличается богатством и разнообразием растительности. Особенно богатою и роскошною является растительность равнины в весеннее время. Один из путешественников, Фуррер 217 , посетивший весною равнину Изреельскую, говорит, что если смотреть на нее с высоты Гелвуйских гор, то она представляется зеленым озером, обрамленным высокими, имеющими мягкие очертания берегами. Другой путешественник, Шуберт 218 , проходивший по равнине также в весеннее время, не мог налюбоваться ее изумрудною зеленью, ее разнообразными благовонными цветами. Кроме травы на Ездрелонской равнине во множестве произрастают одичавшие хлебные злаки. Здесь нередко полосы, покрытые ячменем, пшеницею, просом, сменяются полосами, на которых произрастают бобы, горох, чечевица, лен; овес в диком состоянии растет на равнине повсюду. Но как ни обильна водами, как ни плодородна Ездрелонская равнина, ее естественными богатствами, как и богатствами Сарона и Сефелы, почти никто но пользуется по крайней малочисленности ее народонаселения. Из ста плодородных частей равнины не возделывается и десяти; ее густые высокие травы по большей части вянут, никем не тронутые; ее хлебные злаки, созревши, осыпаются, удобряя из года в год почву, на которой произрастают. Шуберт называет Ездрелонскую равнину полем, которого не засевает ни одна человеческая рука, и созревшая жатва которого никак не может дождаться жнеца. Малочисленные стада малочисленных обитателей равнины не столько употребляют в пищу богатую растительность, сколько затаптывают ее. Дикие кабаны, обитатели Фавора и Кармила, спускаются из своих горных убежищ в равнину и взрывают ее почву. Причины того, что равнина Ездрелонсная почти лишена народонаселения, при всем обилии ее естественных богатств, заключаются в крайне дурном управлении страною, не ограждающем ни прав собственности, ни даже личной безопасности. Обилием растительности, плодородною почвой отличаются также и восточная ветви Изреельской равнины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010