Художественное произведение гармонично тогда, когда конструктивное и композиционное начала уравновешены. При перевесе конструктивного начала возникает произведение односторонне объективное; художника занимает лишь соотношение сил самой действительности, а изобразительность тяготит его. Но, избегая композиционного единства, художник не дает и единства конструктивного. Он не может действительно до конца устранить себя и вместо функционального единства вещи изображает образ этого единства, искаженный своим субъективным взглядом. Так возникает, натурализм, правдивость которого есть верность случаю, случайность. От натурализма (художественный нигилизм) неизбежен переход к такой деятельности, когда художник хочет дать не изображение вещи, а самую вещь. Тут возможны три решения: 1) создавать объекты природы – организмы, пейзажи и т.д.; 2) создавать такие вещи, которых нет в природе, – машины; 3) создавать вещи нефизического порядка – логические машины, т.е. орудия магического воздействия на действительность, назначение которых состоит в том, чтобы выходом за пределы изобразительности принудить к известным действиям всех, на них смотрящих, и даже заставить смотреть на них. Такие произведения (уже не художественного творчества) суть машины для внушения, а внушение есть низшая ступень магии. В стремлении только к смыслу произведение теряет самый смысл и оказывает воздействие на окружающих непосредственной наличностью красок и линий. «Супрематисты и другие того же направления, сами того не понимая, делают попытки в области магии; и если бы они были удачливее, то произведения их вероятно вызывали бы душевные вихри и бури, засасывали и закручивали бы душевный организм всех, вошедших в сферу их действий, и оказались бы центрами могущественных объединений.» 577 В стремлении только к композиционности, изобразительности произведение становится крайне субъективным, заумным, теряет саму изобразительность и оказывает воздействие на окружающих непосредственной наличностью чувственного материала: красками, линиями (изобразительные искусства), звуками (музыкальные искусства).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Личность же самого отца, его нравственные качества – целеустремленность, энергия, воля к созидательному труду, навсегда остались для художника постоянным источником творческих импульсов. Высказывания Н.И. Фешина о своем отце приводит в своих мемуарах художник Давид Давидович Бурлюк (их общение не прерывалось весь американский период жизни); «Мой отец был выдающийся резчик по дереву, он был настоящий профессор в своем деле, превосходящий И.Е. Репина. Я чувствую, как многим обязан отцу, я помню, как терпелив он был, как добр и человечен, справедлив к рабочим в его артели. Все они были пьяницы, но мой отец делал вид, что не видит этого, он только постоянно хвалил их за непревзойденную технику в резьбе по дереву». Склонность Д.Д. Бурлюка к мифотворчеству не позволяет поручиться за достоверность цитируемого, однако известно, что ни при каких обстоятельствах жизни в Америке Н.И. Фешин не расставался с живописным портретом отца. На всю жизнь сохранил он и уважение к ремеслу в лучшем значении этого слова, к тому, что сам впоследствии называл «умением руки». А хорошо знакомая с детства многоязычная, пестрая, своеобразная и красочная жизнь Среднего Поволжья питала творческое воображение художника и доминировала в темах и сюжетах его многофигурных жанровых полотен. Портреты отца Н.И. Фешин писал неоднократно, два из них ныне в собрании Музея изобразительных искусств РТ. «Портрет отца» (1918) – самый известный, экспонирующийся в постоянной экспозиции музея и неоднократно воспроизводимый в каталогах и публикациях о творчестве Н.И. Фешина, сфокусировал те настойчивые поиски большой психологической правды и глубокого реализма, которые постепенно накапливались в ряде создаваемых в разное время и по-разному решаемых портретах отца, личность которого на всю жизнь была для художника окружена высоким моральным авторитетом. В этом монументальном полотне всё безыскусно правдиво – тяжёлая кряжистая фигура в громоздкой шубе и кондовое кресло подстать ей, неприветливое выражение старческого лица, в сердитом взгляде – усталость прожитой жизни и одновременно неизжитая крепость духа, властность характера. Сурова и немногоцветна красочная гамма полотна, но звучит она сильно, впечатляюще. Сама техника широкого, мощного свободного письма, уверенность ударов кисти способствует созданию силы образа, его психологической полифонии. Таким предстает образ создателя иконостаса епархиальной училищной церкви в свете отражения его личности в личности сына, выдающегося художника, чей талант еще при жизни был признан в России и США, а также живописных портретов, принадлежащих к лучшей части музейной коллекции Музея изобразительных искусств РТ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я ему обязана жизнью. Хотя в момент опасности, как правило, шахтер товарища не бросает. Для него это естественно. «Чувство локтя» просто необходимо в такой опасной работе. Но «сорвать наряд» нельзя, и я доработала смену с огромной шишкой на лбу. Чтобы унять боль, я прикладывала ко лбу глиняные пыжи. Сначала — в Цепилово, затем — на Кавказ Через пару дней мне повезло: я смогла наконец улететь на материк. Но не прямо на Кавказ, как это было мной сначала запланировано. Под влиянием столь недавно пережитой мной опасности меня стала преследовать следующая идея. Рано или поздно шахта расправится со мной, и если уж мне суждено лечь во враждебную всему человеческому вечную мерзлоту, то пусть со мной в могиле будет хоть горсть родной цепиловской земли! Эту ладанку положит мне в гроб Мира Александровна. Решено: я заеду в Цепилово и возьму горсть земли с папиной могилы. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. всяких других (лат.) . апостольскими стопами (лат.) . название буквы «м» в русской азбуке-кириллице. «Извините, мсье! Скажите, где находится Национальная галерея изобразительных искусств?» (фр.) Из стихотворения В.А. Жуковского «Воспоминание». Один из героев романа Г. Сенкевича «Потоп». помни о смерти (лат.). сколько нужно (лат.). патронташ на груди у кавказцев. к праотцам (лат.). Доктор Бомбар, потрясенный случаем из своей медицинской практики (он не смог вернуть к жизни 43-х человек, потерпевших кораблекрушение), задался целью доказать, что такие «потерпевшие» погибают скорее от страха при мысли о безнадежности своего положения, нежели от голода и жажды. Море может дать им все что надо, чтобы выдержать: рыбу в качестве пищи и питья (рыбий сок), витамины в планктоне, можно понемногу пить и морскую воду. Он проделал опыт на себе: на резиновой лодке пересек Атлантический океан от Канарских до Антильских островов. Опыт длился 65 дней и завершился удачно. Хоть и в плачевном состоянии, но все же живой, Бомбар достиг своей цели. Молодец! Но, надо признать, что немного и авантюрист. — Из дневниковых записей Е. Керсновской. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/skolko-stoit-ch...

В Крыму проходит X Славянский Форум искусств «Золотой Витязь» Севастополь, 17 сентября 2019 г. С 14 сентября по 31 октября 2019 года в Севастополе, в Суздале и в Москве в рамках X Славянского Форума искусств «Золотой Витязь», по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, при поддержке Министерства культуры РФ, Правительства города Севастополя, при участии Севастопольского Благочиния Симферопольской и Крымской Епархии, проходит X Славянский форум изобразительных искусств «Золотой Витязь».      Во время форума открылась серия выставок, на которых будут представлены живопись, акварель, керамические изразцы и фотографии. С 14 сентября по 17 октября 2019 года в г. Севастополе будут проходить сразу 3 выставки: Уже второй год подряд Форум изобразительных искусств «Золотой Витязь» стартует в Севастополе. Открылся форум молебном перед началом всякого доброго дела, который в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе совершил благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта. Отец Сергий обратился к участникам кинофорума с пастырским словом, в котором отметил важность искусства в деле воспитания души человека, и пожелал всем помощи Божией в этом делании света, правды и нравственной чистоты, борющемся за возвышение христианских добродетелей, так необходимых в сегодняшний день нашему молодому поколению. О Славянском Форуме изобразительных искусств «Золотой Витязь» Славянский форум изобразительных искусств «Золотой Витязь» проводится Международным Форумом «Золотой Витязь» ежегодно с 2010 года в рамках Славянского Форума искусств «Золотой Витязь» по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, при поддержке Министерства культуры РФ и руководства регионов РФ. На Славянском форуме изобразительных искусств «Золотой Витязь» свои лучшие работы представляют художники, скульпторы и мастера декоративно-прикладного творчества из разных регионов России и стран Славянского мира. В рамках Форума проходят творческие встречи художников со зрителями, концерты духовной музыки, мастер-классы по декоративно-прикладному искусству, показы документальных фильмов по тематике Форума.

http://pravoslavie.ru/123952.html

В Ростове впервые проходит выставка икон из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, организованная Областным музеем изобразительных искусств и Донской митрополией 16 октября 2014 г. 15:14 15 октября 2014 года митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий посетил выставку икон из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева (Москва). Выставка «О Тебе радуется» является первым совместным проектом Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Ростовского областного музея изобразительных искусств и  Донской митрополии . На выставке присутствовали министр культуры Ростовской области Тимофей Субботин, заместитель директора музея им. Андрея Рублева Мария Иващук, директор Ростовского областного музея изобразительных искусств Светлана Крузе, главный хранитель музея им. Андрея Рублева Оксана Смирнова, председатель Искусствоведческой комиссии Донской митрополии, руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Ростовской епархии протоиерей Валерий Волощук, члены комиссии, духовенство епархии, студенты художественного техникума им. Грекова. Глава Донской митрополии обратился с приветственным словом к посетителям выставки, отметив, что она открывается в дни празднования Покрова Пресвятой Богородицы — особо чтимого праздника на Дону среди казачества. «Радует то, что выставка посвящена Богоматери и называется " О Тебе радуется " . Слово  " радость " сейчас в нашей жизни становится редкостью. Но радоваться человек может не только от человеческого общения, но иногда и от того, что что-то приятное и полезное увидел. Икона тоже является радостью. Сегодня для нас такая радость — через Богоматерь, через Ее изображение можно заглянуть в мир небесный. Эта выставка предоставляет счастливую возможность для посетителей порадоваться тому, что Бог не оставляет нас», — подчеркнул архипастырь. На выставке в Ростовском областном музее изобразительных искусств в отдельном оборудованном зале представлены также иконы из древлехранилища Донской митрополии и запасника Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря. Открытие данного зала стало возможным благодаря совместным усилиям сотрудников музея и представителей Донской митрополии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

В Минске подвели итоги международного конкурса изобразительного искусства «Праздник праздников» 29 апреля 2023 г. 15:42 28 апреля 2023 года в Минске подвели итоги международного конкурса изобразительного искусства «Праздник праздников». Награждение финалистов и победителей масштабного пасхального проекта, объединившего пять стран, прошло столичном храме-памятнике в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших.  Инициатива провести конкурс изобразительного искусства, посвященный главному христианскому празднику, принадлежит Российскому клубу православных меценатов. Поддержали благое начинание Белорусская Православная Церковь и Национальный центр художественного творчества детей и молодежи. Юным дарованиям дали возможность показать значимость и важность сохранения и развития православных и культурных традиций славянских народов. Вдохновленные праздником, участники конкурса отразили в своих работах богатство и разнообразие архитектурного наследия, исторические сюжеты на библейские темы, изобразили портреты библейских героев, выразили отношение к светлому празднику Воскресения Христова. В итоге только на этапе национального отбора в Белоруссии свои работы представили более 1350 ребят из разных уголков страны. Кроме того, участие в конкурсе приняли тысячи детей из России, Молдовы, Сербии, Боснии и Герцеговины. В финал были отобраны по десять работ от каждой страны, которые были представлены в храме-памятнике в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших. Подобные инициативы уникальны не только своим посылом, но и результатом, считает председатель Синодального отдела Белорусской Православной Церкви по сотрудничеству со светскими учреждениями образования протоиерей Феодор Повный. Он выразил надежду, что в будущем конкурс обязательно получит продолжение. «Как же хорошо, что мальчишки и девчонки из разных городов и стран все вместе празднуют Пасху. И не праздно празднуют, а отмечают своим творчеством. Ведь каждая картина — это прославление Воскресшего Христа в красках, в настроении, которое дети вложили в работу, — отметил отец Федор. — Выражаем благодарность организаторам конкурса, жюри и всем тем, кто объединял нас своей любовью, трудом и служением. Ведь эти люди показали, насколько прекрасно взаимодействие, насколько мы все одинаковы, если сохраняем человечность. Мы одинаково радуемся, печалимся и переживаем различные эмоции. Наши ценности и традиции близки настолько, что мы действительно можем называться братьями и сестрами не только во Христе, но и по славянскому происхождению». Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010