сост. Г. И. Катышев Избранные труды святителя Афанасия Величания и псалмы избранные на праздники Господские, Богородичные и святых, поемые идеже их храм или идеже празднование им с полиелеем Избранные псалмы – это особый вид церковной поэзии, когда текстами древнейших авторов характеризуются события и лица ближайших к нам времен, когда словами ветхозаветных библейских гимнов воспеваются новозаветные праздники, прославляются христианские подвижники, возносится хвала Господу за проявление милостей Его к Православной Церкви и к православным людям в новейшие времена. В богослужебном исполнении пение на праздничной утрени избранного псалма должно переплетаться с пением многократно повторяемого после каждого псаломского стиха так называемого «величания» или краткого хвалебного песнопения в честь воспоминаемого события или прославляемого угодника Божия. Величания и избранные псалмы обычно печатаются в конце Псалтири в Ирмологионе. В Минее месячной (за исключением некоторых новейших служб) о них нет упоминания. Их не знает наш Типикон, по которому отличие полиелейных праздников заключается только в пении полиелейных псалмов 134-го и 135-го со следующей непосредственно за ними ектенией и всем, что далее предшествует чтению Евангелия. Такое умолчание о величаниях и избранных псалмах объясняется тем, что они появились значительно позднее того, как в основном сложился наш церковный устав. Как нечто новое, необычное и особливо торжественное, первоначально величания предназначались лишь для великих праздников, для которых и было составлено семнадцать величаний и избранных псалмов (на праздники Господские Богородичные Архангелов, два Предтечевых и Первоверховных апостолов). На случай храмовых праздников, приравниваемых церковным уставом к великим, составлены общие величания и псалмы святителям, мученикам и преподобным и величание апостолам. В качестве общего псалма каждому из апостолов указан псалом на 29 июня. Новый вид праздничных похвал так пришелся по душе православным, что с течением времени величание стало необходимой частью не только великих праздников, но и всех средних.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Глава 10 – Церковное Пение Скорее всего, первое, что услышит человек, случайно зашедший в православный храм – это пение. Оно занимает очень важное место в православном богослужении. Пение, как и слово, выражает человеческие мысли, чувства и особенно настроение: радость и горе, скорбь и ликование, надежду и просьбу о помощи и защите. С самых древних времен пение употребляется в богослужении у всех народов, населяющих землю. Хорошо знали его и в Ветхозаветной Церкви. Сам Христос освятил Своим примером употребление музыки в молитве: когда с учениками шел на гору Елеонскую, Он пел вместе с ними псалмы. Об этом мы можем прочитать в Евангелии. 113 Апостолы и сами пели, и учили других христиан прославлять Бога “в псалмах, пениях и песнях духовных” 114 . Уже в апостольские времена пение имело свой порядок и устав. Святой апостол Павел недаром перечисляет виды раннехристианских песнопений: псалмы, пения (или гимны) и духовные песни. Из них выросло все богатство современной церковной музыки. Псалмыизбранные места из священной книги Псалтирь. Они очень часто читаются за богослужением, а иногда и поются. Песни или гимны – это девять упоминаемых в Библии песнопений, соответствующих важным моментам Священной истории. 1) Песнь после перехода богоизбранного народа через Красное море и избавления от преследователей после исхода из Египта. ( Исх.15:1–19 ) 2) Обличительная песнь Моисея перед смертью. ( Втор.32:1–43 ) 3) Песнь Анны, матери пророка Самуила. ( 1Цар.2:1–10 ) Песни пророков: 4) Исайи ( Ис.24:9–17 ), 5) Аввакума ( Авв.3:1–12 ), 6) Ионы ( Ион.2:3–10 ). 7) Песнь трех отроков ( Дан.3:24–90 ). 8) Песнь Богородицы ( Лк.1:46–55 ). 9) Молитва Захарии ( Лк.1:68–79 ). Эти гимны важны потому, что по их образцу в православном богослужении строятся песни канона на утрене ( см. “Богослужение”). Песни духовные составлены христианскими поэтами и писателями богослужений. Они стали появлятся уже в апостольский период, но расцвет их приходится на послеапостольские времена. Эти духовные песни составляют великое богатство нашей Церкви и очень разнообразны и многочисленны.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Псалмы на разные случаи жизни В этом уникальном издании собрано десять различных указателей чтения псалмов на разные случаи жизни. Указатели составлены по наставлениям святых отцов: святителя Афанасия Великого, преподобного Ефрема Сирина, преподобного Амвросия Оптинского, святителя Филарета Московского, святителя Димитрия Ростовского, святого праведного Иоанна Кронштадского, преподобного Арсения Каппадокийского и афонского старца Паисия Святогорца. В состав книжечки вошли тексты не всех псалмов, а лишь избранных: входящих в Шестопсалмие и в правило чтения псалмов на каждый день седмицы. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Псалмы на разные случаи жизни Составитель Т. С. Олейникова Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя! Псалом 83, стих 13 Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 12-212-1157) Предисловие Псалом да будет непрестанно в устах твоих. Преподобный Ефрем Сирин Псалтирь – священная книга, содержащая в себе собрание священных песней Ветхозаветной Церкви. Содержание Псалтири разнообразно – в ней есть и учение веры, и учение нравственности, и пророчества о Христе и Церкви Новозаветной, и повествования о чудесах Ветхого Завета, и полные священного восторга изображения силы Божией, являющейся в творении мира, в промышлении о нем и особенно в промышлении о тех, которые знают и чтут Бога. Сам Давид, творец псалмов, отмечает, что «благолепны псалмы Израилевы», и объясняет причины этого благолепия: Дух Господень глагола во мне, и слово Его на языце моем (2 Цар. 23, 2). Это внутреннее высокое достоинство псалмов было причиною того, что с начала христианства Псалтирь вошла в употребление между верными. Святые отцы, и особенно пустынножители, почти все время свое проводили в пении псалмов, не прерывая его и во время своих телесных занятий. Таким образом, Псалтирь вошла в обширное употребление в Церкви христианской и, оставаясь книгою богодухновенною, сделалась в то же время и книгою богослужебною.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Псалом 3 Шестопсалмие Шестопсалмие составляют следующие шесть псалмов: 3-й, 37-й, 62-й, 87-й, 102-й и 142-й. Они читаются в начале утрени, вслед за возглашением славословия Пресвятой Троицы. По содержанию своему они исполнены умиления и располагают к покаянию, живописуя состояние грешника, видящего свою грешность и желающего очиститься от грехов и присвоиться к Господу, наперекор многочисленным врагам, окружающим его и полагающим препоны зарождению в нас всяких добрых расположений и начинаний. – При чтении их в церкви погашаются свечи, исключая немногих. Примрачность с одной стороны помогает размышлению о читаемом, с другой напоминает о мрачности греховного состояния, изображаемого псалмами, и о том, что грешнику не к лицу внешняя светлость. – Обставляя так это чтение, св. Церковь хочет расположить нас к самоугублению, чтоб, вошедши в себя, мы вступили в собеседование с милостивым Господом, не хотящим смерти грешника, а само-нужнейшем деле нашем – спасении души, чрез введение ее в должные к Нему, Спасителю нашему, отношения, нарушенные грехом. Посему в Уставе (гл. 9) пишитеся: «Егда глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежать: покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сии псалмы с благоговением и страхом Божиим, яко самому Господу невидимо беседующе, и молящеся о гресех наших». Внимательные в церкви молитвенники больше или меньше исполняют это правило, и, углубляясь в смысл стихов, входят с помощью их в область духовных предметов, созерцанием которых и питают в себе дух покаяния, умиления и благоговения пред Богом. Настоящее краткое толкование псалмов, входящих в шестопсалмие, предлагается в пособие им. Говорим – в пособие; потому что оно никак не может и не должно заменять собственного размышления, а только помогать ему, отчасти расширением его кругозора, отчасти руководством в направлении мыслей, отчасти возбуждением вопросов, раздражающих энергию ума. Толкование не должно ставить оковами собственному размышлению. Оно только определяет смысл стихов; но что на основание его всякий может надумать в свое назидание, в это оно не входит и входить не может. – И один стих иному может подать повод породить столько мыслей, что их станет на целый том.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Скачать epub pdf Аллилуиа (псалом) 149 Псалом сей, как и другие шесть хвалитных псалмов, не имеет даже и надписания «псалом», а надписывается просто: Аллилуиа , что и означает принадлежность его к числу хвалитных псалмов, составленных в начале послепленного периода. Неизвестный составитель сего псалма приглашает в нем сынов Сиона воспеть новую песнь Царю своему, имеющему воздать отмщение враждебным им народам земным, разумея под сим царем не иного царя, а Господа Бога, Царя Небесного. Пс.149:1 Воспойте Господеви песнь нову: хваление Его в церкви преподобных. Такими словами начинаются и некоторые другие псалмы, как, например, 95 и 97. Но те псалмы составлены в другое время, другими лицами, с иными намерениями и иными побуждениями. А в сем псалме, как и в других последних псалмах, мы видим от лица народа выраженными и чувство возвращенной свободы, и сознание себя, как и в былые времена, особым, избранным народом Божиим и Церковию Иеговы, и недавно происшедшие многознаменательные события восстановления Иерусалима и храма, и торжественное освящение их, – все это такие обстоятельства, которые вызывали в сердце возвратившихся в отечество пленников попеременно: то чувства скорби и глубокого сокрушения о грехах, то благодарной радости и ликования пред Богом, и возбуждали из среды их вдохновенных певцов – воспеть новые, то скорбно-молитвенные, то торжественные, хвалебно-благодарственные, песни Господу, к каковым, т.е. хвалебно-благодарственным, принадлежит и сей псалом, предназначенный неизвестным составителем его для пения в церкви преподобных. Под церковью преподобных разумеется здесь все общество возвратившихся из плена иудеев, все собрание верных тогда Господу израильтян. Сему благочестивому псалмопевцу израильскому, без сомнения, известна была и другая новая песнь, возвещенная еще до пленения вавилонского, чрез пророка Исайю ( Ис.42:10 ), который говорил, что настанет время, когда Бог чудным образом прославит и распространит царство Свое на земле. Пс.149:2–4 Да возвеселится Израиль о сотворшем его, и сынове Сиони возрадуются о Цари своем. Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему. Яко благоволит Господь в людех Своих, и вознесет кроткия во спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

12. Пятница. Иверской иконы Божией Матери. Свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского. Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского. Приводим порядок совершения полиелейной службы в честь Иверской иконы Божией Матери (А), порядок совершения полиелейной службы в честь свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (Б), а также схему соединения службы в честь Иверской иконы Божией Матери со службой свт. Алексия (В). А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры Богородицы – 8. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8-й. Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3. На стиховне стихиры Богородицы (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 5-й: «Приидите, вси монаси и мирстии…». По Трисвятом – тропарь Богородицы, глас 1-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны Богородицы. Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде»; стих: «Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви». Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 6-й: «Егда явление…». Канон Богородицы со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды). Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – седален Богородицы. «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак и икос Богородицы. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы. «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Богородицы – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Богородицы. Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Богородицы, глас 1-й (единожды). На часах – тропарь и кондак Богородицы.

http://patriarchia.ru/bu/2022-02-25/

II. Богослужение православной церкви § 6. Богослужение православной церкви Богослужение православной церкви бывает общественное и частное. Общественное Богослужение совершается в храме Божием в положенное по уставу время; частное – совершается в храме и вне храма, но время совершения его определяется нуждами и обстоятельствами жизни христиан, – от чего и называется требами. § 7. Составные части общественного Богослужения: Чтения из книг Священного Писания Общественное Богослужение состоит из чтений книг Священного Писания , из молитв и песнопений, содержащихся в Богослужебных книгах, и сопровождается особенными священнодействиями. Чтения из книг Священного Писания составляют одну из важнейших частей Богослужения православной церкви. Читаются книги ветхого и нового завета. а) Из ветхозаветных книг чаще всего читается псалтирь. Она состоит из 150 псалмов, разделенных на 20 кафизм 9 . Каждая кафизма разделяется на три славы, или части, которые чтец оканчивает: слава Отцу, и Сыну, и св. Духу,... а лик поет: и ныне и присно... Аллилуия (3-жды) слава тебе Боже... Это наз. стихословием кафизмы. Чтение псалтири бывает рядовое, т.-е. в течение недели она вся прочитывается, начиная с 1-й кафизмы на вечерни в субботу, в том порядке, в каком кафизмы стоят одна после другой. Исключение из ряда чтений сделано в пятницу; так как следующая по ряду кафизмы – 16-я и 17-я, прославляющая блаженство праведных (Блажени непорочнии), отнесены к субботе на утрени, как более сообразный с субботнею службою, посвященною прославленно праведных, непорочных душ. После кафизм во псалтири помещаются: а) песни Свящ. Писания, которые читаются и поются с каноном на утрени (в Великий, напр., пост, б) избранные псалмы с величаниями в праздники Господни и нарочитых святых 10 . Из других ветхозаветных книг чтения предлагаются в так называемых паримиях, т.-е. в избранных чтениях преимущественно из книг ветхого завета применительно к событию праздника или ко времени поста и покаяния. (Паримии читаются обыкновенно на вечернях великих праздников; а в Великий пост на вечерни, часах и на литургии преждеосвященной, – также на царских часах и на литургии Василия Великого , когда она соединяется с вечернею. Паримии помещаются в минеях и триодях на ряду в тех службах, на которых назначено читать их. Если же случится местный праздники, и празднуемому святому наряду не положено паримией в минеи месячной, тогда они берутся из общей минеи по лику святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

А. О Церковном пении Беседа 1. О том, как пели древние христиане I. Христианское богослужение, братья, состоит, кроме священных обрядов, из пения священных песнопений, молитв, чтения Священного Писания , совершения св. таинств и проповедания слова Божия. Скажем сначала о церковном пении и прежде всего обратимся к вопросу: как пели древние христиане? II. а) У древних христиан были различные роды пения : Иногда пел один только певец, а все прочие верующие молча слушали. Так пели, например, у египетских пустынников: у них во время богослужения пел один мерно и благозвучно псалмы, а другие молча слушали. (Евсевий «Церковная история», кн. 2 гл. 14). Иногда же пели все, собравшиеся на молитву, мужчины и женщины и даже дети. Св. Златоуст говорил: «жены и мужи, старцы и юноши различны полом и возрастом, но не различны по отношению к пению, потому что Дух Святый, соединяя голоса каждого, из всех устрояет одну мелодию» («Православное обозрение», 1873 г.). Такой образ пения употреблялся во многих местах; но в IV веке Лаодикийским собором (364 г.) постановлено было (прав. 15), чтобы вместо всего собрания народа пели только одни избранные, способные певцы. Такое постановление сделано было, вероятно, потому, что пение всем собранием народа оказалось уже нестройным и неблагозвучным, так как в это время число священных песней значительно увеличилось, а люди, между тем, уже не с таким усердием посещали храм Божий, с каким посещали прежде, и потому многие не могли быть вполне знакомы с пением и священными песнями и своим участием в пении лишь мешали знающим петь как следует. Иногда пели попеременно два хора. Такое пение, называвшееся антифонным, ввел в церковное употребление св. Игнатий Богоносец , епископ Антиохийский, по образцу слышанного им пения ангелов. («Церковная история», Сокр. кн. 6, гл. 8). А по мнению других (Феод. «Церковная история», кн. 2, гл. 24), оно было введено в употребление антиохийскими иноками Флавианом и Диодором. В IV веке оно употреблялось во многих церквах и считалось самым торжественным, а на западе введено было св. Амвросием Медиоланским . («Духовные беседы», 1872 г, 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Библия, изложенная для семейного чтения. Мученичество Стефана и обращение эфиоплянина Мученичество архидиакона Стефана Св. первомученик архидиакон Стефан В это время, «когда умножились ученики, произошел у Еллинистов (евреев из стран языческих) ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей». «Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме, и из священников очень многие покорились вере. А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога. И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые предал нам Моисей. И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела».  (Деян. 6, 1–15) «Так ли это?» — спросил Стефана первосвященник, выслушав обвинения против него. Тогда Стефан, отвечая ему и забывая опасность, которой подвергается за правду, смело и подробно привел на память присутствующим всю историю Божия избранного народа, и слова, начертанные в законе, и псалмы пророка царя Давида, и вещания прочих пророков, основывая на них неопровержимые для иудеев доводы в пользу нового учения. При этом он и не помышлял оправдываться от обвинений против себя, а заботился только о том, чтобы объяснениями своими вразумить неверующих в понимании учения Христова. Речь же свою он закончил следующим обращением к обвинителям и судьям: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши! Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, — вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили».

http://pravoslavie.ru/3183.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Спасение молчанием 14.09.2005 1779 Молчание - золото. В правильности этого утверждения не сомневаются монахи Латрунского монастыря - самой необычной и закрытой общины Святой Земли. Они приняли обет молчания и считают, что тишина, царящая в стенах обители, помогает им услышать Бога. Им позволено лишь петь псалмы. Связки, привыкшие к молчанию, дают неуверенный высокий звук под сводами неоготического собора. Два раза в день он разрушает абсолютную тишину монастыря молчальников-траппистов в Латруне - наверное, самой необычной и закрытой общины Святой Земли. " Молчальники, которые здесь живут, прежде всего, хотят слушать Бога. И если человек слушает Бога, после он может слушать другого человека. В этом тайна призвания молчальников " , - объясняет отец Ян - священник при монастыре. Он не давал обета молчания и с удовольствием практикуется в русском, выученном когда-то в пражской школе. В пышном монастырском саду таблички, закрывающие вход праздным посетителям. У входных ворот - знак, призывающий паломников к абсолютному молчанию. Проникнуть в святая святых - удел избранных. " Из братии разговариваю лишь я да аббат - отец Поль. Я предпочел бы молчать, но у меня иное послушание. Прошу вас не нарушать тишины в братских покоях " , - говорит монах Гильом. Тишина буквально звенит в монастырской библиотеке, где отец Августин штудирует Плутарха. Она нарушается лишь стуком посуды в небольшой монастырской столовой, где главные блюда - маслины, рис и вино. " Не спугнуть " тишину пытается и отец Поль - аббат вполголоса, почти шепотом в 5 утра по мобильному телефону решает вопросы монастырского устройства. Этот удивительный монастырь в конце позапрошлого столетия возвели здесь последователи Святого Бенедикта на месте крепости крестоносцев, разрушенной в 1191 году Саладином и вновь возведенной Ричардом Львиное Сердце. Живописная обитель - будто бы занесенный на Ближний Восток уголок Франции. То ли восточное Бордо, то ли Перегор, то ли Оверн - то же вино, та же архитектура, та же грассирующая речь у тех служителей, кто еще не возложил на себя обет молчания.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010