22 . С Евр.: «Ибо я хранил пути Господни, и не был нечестивым пред Богом моим». 23, 24 . С Евр.: «Ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал. Я был непорочен пред Ним, и остерегался, чтобы не согрешить мне». 25 . С Евр.: «И воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его». 26, 27 . С преподобным преподобен будеши. Т.е. со святым человеком Ты, Господи, поступишь свято; и с мужем неповинным неповинен будеши, т.е. невинного оставишь без наказания, не наказываешь; и со избранным избран будеши, т.е. с избранным поступаешь, как с избранным или совершенным, по его достоинству. Здесь та мысль, что Господь Бог воздает каждому должное, никого не обижая, сообразуя Свои воздаяния с заслугами и нравственным состоянием каждого. И со строптивым 123 развратишися, т.е. для лукавого или порочного изменяешься, превращаешься из милостивого в грозного Судию. С Евр.: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно; с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его». «С сердечным расположением людей, – поясняет бл. Феод., – сообразуешь Ты воздаяния Свои, Владыка. Преподобным уделяешь то, что достойно их преподобия (т.е. святости): неповинным и свободным от греха уделяешь, что им соответственно; избранным и совершенным – что совершенно, а для совратившихся с правого пути, идущим путем противоположным устрояешь то, что они находят и конец сообразный с сим путем». Давид приводит причину, почему Бог спас и избавил его от врагов, – потому, что Бог правосуден. «Поскольку я сохранял пути Твои: то и Ты, Который преподобен с преподобным, не остановил взора на уклонении от правды, какое было со мною на время, но воздал мне на суде Твоем по жизни, какую вел я после, и по делам, совершенным мною в правде» (Св. Афанасий Ал.). 28 . Очи гордых смириши. С Евр.: «очи надменные унижаешь». Т.е. «тех, кои подъемлют брови и порабощены кичливости, принуждаешь склонить взор к земле и размыслить о бедности своего естества» (Бл. Феод.). С Евр.: «Ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

4 . Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати 684 вины 685 о гресех. Т.е. не попусти, Господи, уклониться сердцу моему ко злым помыслам, к тому, чтобы непщевати – извинять свои грехи и оправдывать свои пороки (Злат.). С Евр.: «Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных». Симмах перевел: «Не отврати сердца моего в слова лукавые, помышлять мысли беззаконныя». С человеки делающими беззаконие, и не сочтуся со избранными их. С Евр.: «Вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их». Т.е. да не буду оправдывать свои беззакония вместе с людьми нечестивыми, или как это делают беззаконники, и да не будет у меня общения даже с избранными из них, т.е. с более богатыми и сильными. «Избранными, – говорит бл. Феод., – пророк называет здесь людей лукавых и благоденствующих». «Таким людям, – говорит св. Злат., – особенно свойственно искать предлогов и бесстыдствовать. Здесь пророк выражает, что должно избегать удовольствий и пиршеств людей, где особенно возрастает грех, и где бывает много бесстыдства». 5 . Накажет мя праведник милостию, и обличит мя, елей 686 же грешного да не намастит глави моея. С Евр.: «Пусть наказывает меня праведник, это милость; пусть обличает меня, это лучший елей, который не повредит голове моей». «Всякое вразумление охотно прииму от праведного, но от грешника не прииму благословения и ласкательства, которым, как елеем, умащают главу мою» (Св. Афан.). «В тех обществах, в которых приятно говорят ко вреду, я не хочу участвовать, но лучше желаю быть с теми, которые обуздывают, исправляют, обличают, обнажают грехи, наказывают... а от нечестивых не приму и приятных слов» (Злат.). Яко еще и молитва моя во благоволениих их. С Евр.: «Но мольбы мои против злодейств их». «Я, говорит пророк, не только буду избегать пагубной их (нечестивых) благосклонности, не только охотно приму обличение праведных, но и восстану противу похотей беззаконников; я так далек от желания их милости, что даже молюсь против их похотей. Это означают слова: во благоволениих их» (Злат.). «Столько далек от желания себе благоденствия их, что и им желаю перемениться, чтобы, с переменою благополучия, изменились и сами они, отложив злобу свою» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

    «Бог сидит на престоле Своем святом». Что значит: «сидит на престоле»? Царствует, управляет. Хорошо сказал про­рок: «на святом», потому что Он не только царствует, но и царствует свято. Что значит: царствует свято? Чисто. Люди, достигнув такой власти, употребляют свою силу на неправду, а Его владычество чуждо всего подобного, чисто и свято. Его судилище не изменяется и не искажается ни обольщением, ни чем-нибудь подобным, но всегда чисто, праведно, сияет светлее всякой чистоты, блистает неизреченною славою. «Князья народов собрались к Богу Авраама, ибо мощные (избранники) Божии на земле весьма превознесены» (Пс.46:10).    6. Здесь указывается на распространение евангелия, которое коснулось не только простых людей, но и облекающихся в диа­дему и сидящих на царском престоле. Потом выражая, что один и тот же Бог и нового и ветхого завета, пророк го­ворит: «к Богу Авраама»; иначе сказать; один и тот же Бог — Бог праотцев, и давший закон. Потому и Иеремия гово­рил: «завет, который Я заключу с домом Израилевым, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской» (Иер.31:32, 33), — выражая, что один и тот же Законодатель и нового и ветхого завета. Также Варух говорил: «сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар.3:36-38), — выражая, что Давший закон есть и Во­плотившийся, а Воплотившийся есть и Давший закон. То же и этот пророк говорит в словах: «собрались к Богу Авраама». В еврейском, вместо: с Богом, сказано: «ем Елои Авраам». Каким образом это произошло? «Мощные (избранники) Божии на земле весьма превознесены». Кто же эти «избранники Божии», как не апостолы и все верующие? Так как сила их столько просияла, то пророк и говорит, что они вознеслись над всеми. Хорошо назвал он их державными. В самом деле, не державны ли те, которые противостали всей вселенной, бесам, диаволу, народам, городам, язычникам, тиранам, наказаниям, муче­ниям на сковородах и в печах, обычаям, силе природы, преодолели все, стали выше всего и ничем не были побеж­даемы? Не державны ли те, которые и по смерти явили такую силу? Не державны ли те, которых слова крепче адаманта, и никакое время не сокрушает их, но с каждым днем более и более возрастают, так как проповедь евангельская распро­страняется везде, по всем странам вселенной? За все это воз­благодарим человеколюбивого Бога, Которому слава и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

б) Вторую четверть дня (от 3-го до 6-го часа) Израильтяне « исповедовались в грехах своих и в преступлениях отцов своих, и поклонялись Господу Богу своему ». Это значит, что они повергались на землю пред святилищем храма и, стоя на коленах, слагали импровизированные покаянные молитвы, и свободно выражали в них чувства своей греховности, своего неведения и нарушения заповедей Господних. Эго были самые трогательные моменты всенародной покаянной молитвы пред святилищем Господним и пред очами всевидящего Бога. в) Затем восходят на возвышенное место избранные левиты и « громко взывают ко Господу Богу своему » о помиловании и прощении от лица коленопреклоненного и безмолствующего народа. Может быть, здесь произносились избранные покаянные псалмы даря Давида. По произнесении их, левиты взывают к народу: « встаньте, славьте Господа Бога нашего, от века и до века. Да благословят достославное и превысшее всякого славословия и хвалы имя Твое! » Ст. 6–37. Лишь только встал народ и прославил имя Господне, как раздается пламенная и вдохновенная молитва самого Ездры. В ней он, исповедав всемогущество Господа Бога, создавшего небо и небеса небес, перечисляет милости Его к народу израильскому, начиная от времен Авраама. Он вспоминает, как Господь призвал Авраама из Ура Халдейского и отдал его потомству землю Ханаанскую; как Он заставил Фараона отпустить Израильтян из Египта, как рассек пред ними море, как вел столпом облачным и огненным, как дал им на Синае закон, кормил их небесным хлебом и из камня источал воду; затем припоминает Ездра, как, несмотря на измену и упорство евреев, сделавших себе золотого тельца и хотевших возвратиться в рабство свое, Господь не отнимал от них Своих чудесных милостей в продолжении всего сорокалетнего странствования и, наконец, ввел в прекрасную землю Хананеев, где они ели, насыщались, тучнели и наслаждались, по великой Его благости. Потом приводит на память, как евреи сделались упорны и презрели закон Божий, как Господь отдавал их за это в руки врагов, но сейчас же возвращал к ним милость Свою, как только они обращались к Нему с раскаянием 915 . Потом же, когда евреи развратились окончательно и хребет свой сделали упорным, и шею свою держали упруго, и не слушали вразумлений Господних через пророков 916 , Господь предал их в руки иноземных народов; но, по великому милосердию Своему, не истребил их до конца, а возвратил из плена. « И ныне, Боже наш, – заключает Ездра молитву свою, – Боже великий, сильный и страшный, хранящий завет и милость! Да не будет малым пред лицем Твоим все страдание, которое постигло нас... от дней царей Ассирийских до этого дня». Т. е., сочти за удовлетворение Своей правде вытерпенное нами тяжкое рабство, которое, однако же, продолжает тяготеть над нами и доселе. Ибо, „вот, мы до этих пор рабы на той земле, которую Ты дал отцам нашим... И телами нашими, и скотом нашим иностранные цари владеют по своему произволу, и мы в великом стеснении“.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

«Видите все это? Воистину говорю вам, что не останется камня на камне, который не будет низвержен». 3А когда сидел Он на Масличной горе, подошли к Нему ученики, чтобы наедине спросить: «Скажи нам, когда это будет? И каково знамение Твоего пришествия и скончания века?» 4Иисус сказал им в ответ: «Берегитесь, чтобы кто не ввел вас в обман! 5Ибо многие придут под Моим именем, говоря: «я – Христос»; и многих введут они в обман. 6Вам предстоит также слышать о войнах и о слухах о войнах; смотрите, не ужасайтесь! Ибо так должно быть, но это еще не конец. 7Да, восстанет народ на народ и царство на царство, и повсюду будет голод, и мор, и землетрясения; 8но все это – начало родовых мук. 9Тогда станут вас предавать на терзание и убивать вас, и станете вы ненавистны всем народам ради имени Моего. 10И многие тогда впадут в соблазн, и станут друг друга предавать и возненавидят друг друга. 11И многие лжепророки объявятся, и введут в соблазн многих. 12И от того, что умножится беззаконие, любовь во многих охладеет. 13Но тот, кто претерпит все до конца, будет спасен. 14И возвещено будет это Благовестие Царства по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. 15И вот, когда увидите вы ту «мерзость опустошения», о которой говорил пророк Даниил, воздвигнутую «на месте святом», – кто читает, пусть уразумеет! – 16тогда те, кто в Иудее, пусть бегут в горы; 17и кто будет на кровле, пусть не спускается за скарбом в дом свой, 18а кто будет в поле, пусть не возвращается взять плащ свой. 19И горе в те дни носящим во чреве и кормящим грудью! 20Молитесь, чтобы не приключилось бегство ваше зимой или в субботу. 21Да, будет тогда скорбь великая, какой не было от начала мира доныне и не случится более. 22И если бы не были сокращены дни те, не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных дни те будут сокращены. 23Если вам скажут тогда: «смотри, Христос здесь!», – или: «Он там!», – не давайте веры. 24Ибо объявятся лжехристы и лжепророки, и явят великие знамения и чудеса, чтобы ввести в обман, если возможно, даже избранных. 25Слышите, я наперед сказал вам. 26Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне!», – не ходите туда; «вот, Он в потаенных покоях!», – не верьте. Ибо как молния исходит от востока и блистает до запада, таково будет пришествие Сына Человеческого. 28Где мертвое тело там соберутся стервятники.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Необычное истолкование слова соблазню находим у преподобного Ефрема: «Соблазню ее обещаниями пророков. Пророками обещано будет много хорошего, на самом же деле ничто не совершится» . По стилю (а порой и по содержанию) комментарии Ефрема к Пророкам так порой напоминают Таргум Йонатана ! У истолковывающего Септуагинту Кирилла – прямо противоположное объяснение. Александрийский святитель, как обычно, все объясняет в психологическом ключе: это не Израиль, а душа «соблазняется» милосердием Божьим: «Как от добродетели к пороку соблазняется душа, так точно, думаю, она может быть представляема как бы соблазненною, если удаляется от развращенных нравов, отвращается от собственной цели и уже не ходит излюбленною стезею. И как прежде пути ее с пользою преграждались терниями, чтоб она не владела своими любовниками, так и теперь, как бы стремглав низринувшись к смерти и погибели, она, по-видимому, соблазняется милосердием Божиим, будучи направляема к добродетели и воспринимая в ум и сердце свет истинного богопознания» . Легко соблазнить и увлечь за собой юную девицу. Но как сделать это со старой и разлюбившей женой, у которой в груди все давно перегорело, и от былого огня любви остались одни головешки и пепел, которая забыла своего мужа, давно и постоянно изменяя ему с любовниками? Но муж пытается разжечь в ее сердце это потухшее пламя любви. Чтобы заставить изменницу-жену вспомнить о былых отношениях и в надежде эти отношения возродить, он решает: …приведу ее в пустыню… Чтобы напомнить о былом. Когда-то в Синайской пустыне из разрозненной толпы бывших рабов, из угнетенного египетского быдла родился свободный и великий, избранный Богом для Себя израильский народ. Время «первой любви» Бога и Израиля – время исхода из Египта. Пустыня у Осии – романтическое место «обручения», заключения Завета, утвердившего когда-то совершенно особые и неповторимые отношения Господа с освобожденным и возлюбленным народом. В библейской поэзии время исхода и странствования по пустыне часто изображается как идеальный период – Пророки и Псалмы нередко вспоминают о нем с ностальгией. Вот как, к примеру, пророк Иеремия передает эту «ностальгию» Господа по времени, проведенном с Израилем в пустыне: «Я вспоминаю о дружестве юности твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незаселенную» (Иер 2:2) . После Осии пройдут века, и по окончании вавилонского плена для иудеев (но увы, не для ассимилированных потомков северных колен) будет новый исход, и новая пустыня: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис 40:3); «Вот, Я делаю новое… Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне… Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой» (Ис 43:19-20).

http://bogoslov.ru/article/4784932

12:1–9  Виноградник  — символ Израиля как Народа Божия. Этот образ развивается в ряде ветхозаветных текстов, например, в Пс. 79/80:9–16: «Из Египта перенес Ты виноградную лозу, изгнал народы, и укоренил ее, расчистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю; горы покрылись тенью ее, и ветви ее, как кедры Божьи. […] Боже сил! Обратись же, призри с небес, и воззри, и посети виноград сей, охрани то, что насадила десница Твоя…» Но особенно важна для понимания нижеследующих слов Христа грозная притча о винограднике Ис 5:1–5, имеющая своей темой недостоинство Народа Божия и возможность для него утратить свое избранничество: «У Возлюбленного моего был виноградник, на вершине утучненного холма. И Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные лозы виноградные, и построил башню посреди него, и выкопал в нем давильню, и ожидал, что принесет он гроздья добрые, — а тот принес дикие ягоды! И ныне, жители Иерусалима и мужи иудейские, рассудите Меня с виноградником Моим! Что еще надлежало сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что принесет он гроздья добрые, принес он дикие ягоды? Итак, Я скажу вам, что сделаю Я с виноградником Моим…», — далее рисуется картина кар, ожидающих неверный виноградник. Затем следует разъяснение иносказания (5:7): «Виноградник Господа Сил есть дом Израилев, и мужи иудейские — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль». Очень интересную параллель евангельской притче о винограднике представляет собой недавно опубликованный кумранский текст 4 Q500/1. Ср. G. J. Brooke, 4 Q500 1 and the Use of Scripture in the Parable of Vineyard, Dead See Scrolls 2, 1995, p. 268–294. Обнес его оградой. Закон, отделяющий Израиль от язычников. Выкопал в нем давильню, и построил сторожевую башню. Цитата из только что процитированных слов Ис 5:2. Святоотеческая экзегеза склонна была отождествлять давильню с алтарем, а сторожевую башню — с Храмом.

http://predanie.ru/book/217042-evangeliy...

12 . Внегда быти им малым числом, малейшым и пришельцем в ней. С Евр.: «Когда их было еще мало числом, очень мало (в 1Пар. 16:19 : «были ничтожны»), и они были пришельцами в ней». Т.е. когда было дано обетование о земле Ханаанской, тогда избранный народ был весьма малочислен, ничтожен в сравнении с другими народами, и был в сие время только временным пришельцем в этой земле (Сн. Втор. 7:7 . Исх. 1:5–7 ). 13 . И преидоша от языка в язык, и от царствия в люди ины. С Евр.: «И переходили от народа к народу, из царства к иному племени», – Так напр. Авраам из Халдеи перешел в Харран, отселе в землю Ханаанскую, Иаков удалился в Месопотамию, потом в землю Ханаанскую, отселе в Египет. 14 . И обличи о них цари; напр. обличил царей Фараона и Авимелеха за Сарру, жену Авраамову ( Быт. 12:17, 20:3 ). С Евр.: «Никому не позволял обижать их, и возбранял о них царям». 15 . Не прикасайтеся помазанным моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте. С Евр.: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла». «Помазанные, – говорит св. Афан., – суть Авраам и подобные ему; потому что сподобились в видениях своих узреть явление Бога Слова». «Нарек же помазанными, – говорит бл. Феод., – не как помазанных елеем, но как соделавшихся избранными». Здесь пророками называются патриархи, наприм. Авраам ( Быт. 20:17 ), и Исаак, Иаков ( Быт. 27:28, 49:3 ). Но как в последствии, по повелению Божию, стали помазывать свящ. елеем царей, пророков и священников, то приведенные слова справедливо относятся и к ним; ибо сказано вообще на все времена. А потому и теперь справедливо цари наши называются помазанниками Божиими, к коим не должно прикасаться не только делом, но и словом не хорошим». 16 . Всяко утвержение хлебное сотры. С Евр.: «И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил». Т.е. «сделал редким, что может питать не только пшеницу, но и ячмень и овощи, и все прочее, чем поддерживают жизнь люди», – всяко утвержение (Бл. Феод.). Св. Афанасий замечает, что «по действию гнева Божия, в голодные времена обыкновенно бывает, что люди, вкушающие хлеб, не укрепляются».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

14Но когда увидите вы «мерзость опустошения», воздвигнутую там, где нельзя ей быть, – кто читает, пусть уразумеет! – тогда те, кто в Иудее, пусть бегут в горы; 15и кто будет на кровле, пусть не спускается за скарбом в дом свой, 16а кто будет в поле, пусть не возвращается взять плащ свой. 17Но горе в те дни носящим во чреве и кормящим грудью! 18И молитесь, чтобы не случилось это зимой. 19Да, дни те будут такой скорбью, какой не было от начала творения, сотворенного Богом, – доныне, и никогда не будет. 20И если бы не сократил Господь дней тех, не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, дни те будут сокращены. 21Если вам скажут тогда: «Смотри, Христос здесь!», или: «Он там!», – не давайте веры. 22Ибо объявятся лжехристы и лжепророки, и явят знамения и чудеса, чтобы ввести в соблазн, если возможно, даже избранных. 23А вы будьте готовы; Я все наперед сказал вам. 24И в те дни, после скорби той, «солнце померкнет, и луна не даст света своего, 25и звезды падут с неба, и силы небесные сотрясутся», 26и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего по облакам с великою силой и славой. 27И тогда пошлет Он ангелов и соберет избранников Своих от четырех стран света, от края земли до края неба. 28Научитесь от притчи, которую являет смоковница. Когда набухает ее ветвь и пускает листья, вы знаете, что лето близко. 29Так и вы, когда увидите, что это сбывается, знайте: близко, у дверей! 30Аминь, Я говорю вам, что не прейдет поколение это, как все это сбудется. 31Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. 32Но об этом дне и часе не знает никто, – ни ангелы на небе, ни даже Сын, – только Отец. 33Будьте готовы, бодрствуйте [и молитесь]; ведь вы не знаете, когда настанет пора. 34Это как если бы некто, удаляясь в другую страну, оставив дом свой на рабов и каждому определив его дело и его власть, привратнику особо наказал – бодрствовать. 35Так бодрствуйте же, потому что вы не знаете, когда вернется хозяин дома: вечером ли, или в полночь, или когда запевают петухи, или поутру. 36Как бы Он, воротившись неожиданно, не застал вас спящими! 37И то, что Я говорю для вас, Я говорю для всех: бодрствуйте!»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

17А ему нужно было отпустить им кого-нибудь по случаю Праздника. 18Но они всей толпой закричали: «Ему – смерть, а отпусти нам Варавву!» 19Это был некто, за учиненный в городе мятеж и смертоубийство брошенный в тюрьму. 20И снова Пилат обратился к ним, высказывая желание отпустить Иисуса. 21Но они кричали: «Распни, распни Его!» 22А он в третий раз сказал им: «Что же Он сделал худого? Никакого преступления, заслуживающего смерти, я в Нем не нашел. Поэтому после наказания я Его отпущу». 23Но они с громкими воплями требовали, чтобы Он был распят, и вопли их делались все неистовее. 24И Пилат решил сделать по их желанию: 25он отпустил брошенного в тюрьму за мятеж и убийство, за которого они просили, а Иисуса предал воле их. 2бИ когда повели Его на казнь, задержали некоего Симона из Кирены, как раз шедшего с поля, и принудили его нести крест за Иисусом. 27И следовало за Ним великое множество народна, также и женщины, которые били себя в грудь и оплакивали Его. 28А Иисус, обернувшись к ним, сказал: «Дочери Иерусалима, не плачьте обо Мне! Плачьте лучше о себе и о детях ваших, 29потому что настают дни, когда скажут: «Блаженны бесплодные: утробы, никогда не рожавшие, и сосцы, никого не вскормившие!» 30Тогда станут говорить горам: «Упадите на нас!» – и холмам: «Скройте нас!» 31Ибо если с деревом зеленым так поступают, что же будет с сухим?» 32Вместе с Ним вели на казнь и двух преступников. 33И когда пришли на место, называемое Череп, там распяли Иисуса и этих преступников – одного по правую руку от Него, другого по левую. 34А Иисус говорил: «Отче, прости им, ибо они не ведают, что творят!» И они делили между собой Его одежды, бросая жребий. 35А народ стоял и глядел; также и старейшины говорили в насмешку над Ним: «Других спасал, теперь пусть спасет Себя Самого, если Он Помазанник Божий, Избранник!» 36Глумились над Ним и воины, предлагая Ему уксус 37и говоря: «Если Ты – Царь Иудейский, спаси-ка Себя Самого!» 38Была над Его головой и надпись по-гречески, по-латыни и по-еврейски: «Это Царь Иудейский».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010