Разделы портала «Азбука веры» Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг. В Избранное ( 6  голосов:  4.3 из  5) Оглавление В истории наших заграничных духовных миссий самое блестящее время — это 50–60 годы прошлого столетия. После неудачной Крымской войны и печальных последствий ее для нашего отечества, когда в Западной Европе распространялись неблагоприятные сведения о России и Русской Церкви, в столице враждебной нам Франции образовался кружок из трех лиц, который, не смотря на свою незначительность, заставил врагов православия быть осторожнее в своих нападках и зорко прислушиваться к высказываемым этим кружком суждениям. Кружок этот составляли: о. Владимир Гетто, С.П.Сушков и протоиерей Иосиф Васильев. Инициатором, организатором и душей кружка был протоиерей Васильев, принадлежавший к числу весьма крупных духовно-общественных деятелей XIX века, имя которого хорошо известно не только в России, но и заграницей. Уроженец Орловской губ. (1821 г.) протоиерей Васильев, по окончании курса С.-Петербургской Духовной Академии со степенью магистра в 1846 году, он был назначен священником при русской посольской церкви в Париже, где и пробыл до 1867 года, когда, по Высочайшему повелению, был определен председателем Учебного Комитета при Св. Синоде, в каковой должности и скончался 27 декабря 1881 г. Последний год своей жизни, протоиерей Васильев всей душой предался делу учрежденного им «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви». Деятельность сего общества была столь ему по душе, что он был готов, по его словам, оставить все другие занятия и исключительно предаться этому великому делу, к которому он чувствовал и способность, и призвание. Двадцатилетнее пребывание протоиерея Васильева за границей было всецело посвящено энергичному и в высшей степени успешному труду на пользу Православной Церкви, с обрядами, учреждениями и духом коей он старался познакомить заграничную публику, для чего перевел на французский язык наши молитвы, богослужение, целый ряд сочинений наших духовных писателей, основал православно-богословский журнал «L’Union Chrétienne», входил в частые сношения с учеными богословами Франции, Англии, Германии и Америки, старался рассеивать неверные понятия и предубеждения Запада против Православной Церкви, выясняя и устанавливая истинную на нее точку зрения. Обладая глубокой эрудицией, прекрасным даром слова и силою убеждения, протоиерей Васильев явился для своих противников убежденным борцом за Православную Церковь и высоко поднял ее знамя за границей.

http://azbyka.ru/fiction/parizhskie-pism...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин; греч. Γρηγριος Θεολγος, Ναζιανζηνς] (325-330, поместье Арианз (ныне Сиврихисар, Турция) близ Карвали (ныне Гюзельюрт), к югу от г. Назианза, Каппадокия - 389-390, там же), свт. (пам. 25 янв., 30 янв.- в Соборе Трех святителей ; пам. зап. 2 янв., 9 мая), архиеп. К-польский, отец и учитель Церкви. Жизнь Главным источником жизнеописания Г. Б. являются его собственные сочинения (основные научные работы о биографии Г. Б.: Gallay. 1943; Bernardi. 1995; McGuckin. 2001). По обилию автобиографических сведений в ряду древних христ. авторов Г. Б. может сравниться лишь с блж. Августином . Среди автобиографических произведений Г. Б. основное место занимает кн. «О себе самом», содержащая 99 стихотворных произведений, в т. ч. поэму «О своей жизни». Автобиографическими являются отдельные слова, посвященные событиям жизни святителя (пресвитерской хиротонии, удалению в пустыню, удалению с епископского престола), его ближайшим родственникам и друзьям (отцу, младшему брату Кесарию, сестре - св. Горгонии , свт. Василию Великому ). Обширная переписка Г. Б. также проливает свет на нек-рые детали его биографии. Среди свидетельств современников выделяются письма к Г. Б. свт. Василия Великого ( Basil. Magn. Ep. 2, 7, 14, 19, 47, 71, 169, 171), к-рый говорит о своем друге как о «сосуде избранном» (ср.: Деян 9. 15), «глубоком кладезе», «устах Христовых» (Ep. 8). Детство и юность В поэме «О своей жизни» Г. Б. пишет, что ему было ок. 30 лет, когда он вернулся (ок. 356-357 гг.) домой по окончании обучения - на этом основана общепринятая датировка его рождения (De vita sua//PG. 37. Col. 1046). Согласно лексикону «Суда», Г. Б. дожил до 90 лет, однако эта информация вряд ли верна (Suda. Lex. 450). Буд. святитель род. в имении отца, свт. Григория , еп. Назианзского (старшего). Свт. Григорий, богатый и влиятельный аристократ, в молодости принадлежал к секте ипсистариан ( Greg. Nazianz. Or. 18. 5). В возрасте 45 лет, гл. обр. под влиянием жены, он принял христ. веру, обратившись с просьбой о крещении к епископам, отправлявшимся на Вселенский I Собор , и был крещен архиеп. Каппадокийским Леонтием (Ibid. 12). В 328 или 329 г. он был избран пресвитером и затем епископом Назианза; управлял епископией до смерти, сочетая кротость пастыря со строгостью администратора (Ibid. 27)

http://pravenc.ru/text/166811.html

Обзор СМИ: 24-31 марта ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ОБЗОР СМИ: 24-31 МАРТА Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 24-31 марта. - Феодоровская икона Божией Матери. - Отлучение от Церкви. - Обращения и письма. - Война как шоу. - Статистические данные. - Имущественные вопросы. - Люди наизнанку. - Крестопоклонная неделя. 27 марта православные христиане отмечают праздник Феодоровской иконы Божией Матери. " Феодоровская икона сыграла важную роль при венчании на царство первого царя из династии Романовых. Марфа, мать Михаила Феодоровича, никак не соглашалась отпускать юношу на царство. Только при виде святой Феодоровской иконы она изменила своё решение. " Тебе, Владычице, вручаю сына моего! - сказала она. - Да будет Твоя святая воля над ним " . Избранный царь немедленно был возведён на престол. Так Феодоровская икона стала святыней дома Романовых (она была и святыней Рюриковичей; за три с половиной века до венчания на престол Михаила под сенью Феодоровской иконы скончался скромный схимник Алексий, в миру - Александр Невский - великий князь и святой) " , - рассказывает " Православная газета " . В наши дни икона находится в соборе Богоявленско-Анастасиинского монастыря, в деревянном киоте у правого клироса. Темой номер один в России и в мире, по-прежнему, остается война в Ираке. Новостям, касающимся войны, посвящены все " горячие новости " . И похоже, подобная ситуация будет сохраняться еще долгое время. Антииракская коалиция уже не рассчитывает на молниеносную войну. " Буш признал: воевать придется долго " , - сообщает сайт " Вести.Ru " . По мнению экспертов, для того, чтобы ускорить войну и применить ядерное оружие, американцы могут инсценировать применение иракцами химического оружия. " Вероятность такого сценария, с учетом сложностей, с которыми сталкиваются американские и британские войска в Ираке, велика " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor37.htm

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия С молитвенным благодарением Богу, заступничеством Святителя Филарета, к моему 80-летию. Содержание Заслуженному профессору Московской Духовной Академии К.Е. СКУРАТУ Константину Ефимовичу Скурату, заслуженному профессору МДА, почетному члену минской духовной академии Предисловие 1. Время святителя Филарета 2. К духовному образу святителя Филарета 3. Догматические темы 4. Мысли экзегетические 5. Путь духовного делания а) Избегай... б) Твори... в) Нищета и богатство 6. Духовное руководство – духовные советы а) Бог – и мы б) Ближние – и мы в) Мы – сами г) Разное 7. Промысл Божи й 8. Божия Матерь 9. Молитва а) Молитва в храме б) Молитва вне храма в) Святые таинства 10. Священство 11. Духовная школа 12. Монашество 13. «Кто даст ми криле – полещу и почию в лавре» (святитель Филарет) 14. Чтение священного писания и творений святых отцов церкви 15. Забота о ближних 16. Почтительность к родным 17. Немного о дружбе 18. Церковно-практические и административные советы и распоряжения 19. Взаимоотношения – начальствующие и подчиненные 20. Хозяйственные пожелания 21. Заметки о миссионерстве 22. О переводах на русский язык Священного Писания и творений святых Отцов Церкви 23. Мнения и отзывы о публикациях 24. Забота о единстве Вселенского Православия 25. Суждения о нарушениях церковной дисциплины и Православной веры 26. Праздничные приветствия 27. Почтение к Августейшим 28. Думы об Отечестве 29. Разные наставления 30. Юмор 31. Поучительные рассказы 32. Примеры подвигов 33. Кончина – за гранью земного бытия 34. Просил и себе... Вместо заключения Письма святителя Филарета по времени издания Издания в журналах     Данная работа Константина Ефимовича Скурата , заслуженного профессора Московской Православной Духовной Академии, почетного члена Минской Духовной Академии, доктора Церковной истории – это собрание драгоценных зернышек Богомудрия светлейшего Божия служителя Митрополита Московского Филарета (Дроздова) (1782–1867), разбросанных на тысячах страниц его писем. Цель ее автор так определяет: «Еще и еще послушать самому поучительное слово святого Московского Иерарха и помочь усвоить его ищущим истины и стремящимся к святости».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

  Столичная реклама " раскололась " Ряд участников московского рынка " наружки " пытается воспрепятствовать установлению в столице монополии News Outdoor Russia Как стало известно RBC daily, в последних числах августа ряд участников рынка наружной рекламы г. Москвы предъявили ультиматум президенту Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Владимиру Евстафьеву. Коллектив членов Комитета по наружной рекламе АКАР и Союз профессионалов наружной рекламы послали г-ну Евстафьеву сразу два аналогичных обращения. Их суть состоит в том, что заявители приостанавливают свое членство в комитете Ассоциации на то время, пока его возглавляет Валерий Романов, якобы нелегитимно избранный в июле на этот пост компанией News Outdoor Russia (лидер московского и российского рынков) и дружественными ей структурами. По мнению обратившихся в АКАР, профильное подразделение самой влиятельной общественной организации рекламщиков сегодня полностью подконтрольно генеральному директору News Outdoor Russia Сергею Железняку, что в принципе противоречит задачам комитета, призванного отстаивать интересы всех участников рынка. Между тем в АКАР говорят, что обращения рекламщиков связаны не с заботой о рынке, а с желанием ряда небольших компаний " остаться на плаву " и хоть как-то противостоять наметившейся тенденции к сокращению числа игроков на рынке. По прогнозам, ситуация может разрешиться к концу сентября. При этом нет никаких гарантий, что в АКАР прислушаются к просьбам рекламщиков. Коллективное заявление членов Комитета по наружной рекламе АКАР было отправлено 27 августа, а письмо Союза профессионалов наружной рекламы - 31 августа. " Письма были отправлены по электронной почте и с курьерами. На сегодня у нас есть письменные уведомления о том, что в АКАР их получили " , - сообщил RBC daily Сергей Клюшкин, президент Союза профессионалов наружной рекламы, являющегося коллективным членом Ассоциации коммуникационных агентств России. По словам заявителей, их обращения к президенту АКАР Владимиру Евстафьеву поддерживают не менее 30 компаний-операторов московского рынка наружной рекламы. Фактически же коллективное заявление подписали только те из них, кто является членами Комитета по наружной рекламе АКАР, а именно " Расвэро " , " В.Е.Р.А. & Олимп " , " Вершина " , " БигБорд " , " Корпорация НТА " , " Радуга " и " Максима - Сонар " .

http://moral.ru/news/04_0902_reclama.htm

Он утверждает, что Патриарх Варфоломей направил письма с приглашениями иерархам украинских церквей 5 декабря. ПРАВМИР. Президент Украины Петр Порошенко объявил дату проведения «объединительного собора» по созданию единой поместной церкви на Украине. «Объединительный собор, который должен провозгласить создание автокефальной поместной православной церкви на Украине, утвердить ее устав и избрать предстоятеля, состоится 15 декабря 2018 года в Святой Софии, которая на протяжении веков была центром украинской религиозной жизни», — написал Порошенко в Twitter. Он утверждает, что Вселенский Патриарх Варфоломей направил письма с приглашениями иерархам УПЦ Киевского Патриархата, УАПЦ и иерархам УПЦ Московского Патриархата. Позднее  Константинопольский патриархат подтвердил ТАСС названную Порошенко дату. Константинопольский Патриархат намерен в одностороннем порядке предоставить автокефалию Православной Церкви на Украине, однако не называет дату проведения «объединительного собора». Пока Фанар только разработал проект устава для создаваемой Поместной Церкви Украины. Украинские СМИ проанализировали его и пришли к выводу , что создаваемая структура будет полностью подчинена Константинополю. Украинские власти уверяют, что Константинопольский Патриархат уже утвердил текст томоса об автокефалии, однако его сможет увидеть лишь предстоятель новой церкви, избранный на соборе. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 29 ноября, 2018 30 ноября, 2018 4 декабря, 2018 27 февраля, 2024 18 марта, 2020 3 сентября, 2019 2 сентября, 2019 16 июля, 2019 12 апреля, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/poroshenko-schitaet-ch...

30. Юмор «Взять... самообличения, положить в... ступку смирения и... толочь пестом терпения; сей порошок принимать...» (7:25) Говорят, что юмор – разумеется, здоровый, мудрый – облегчает нашу жизнь – помогает стряхнуть с себя житейскую шелуху, переменить неприятную тему, изменить к лучшему настроение, примирить спорящих, а самое главное – в доброжелательной, не скучной форме дать хороший, полезный совет, который может стать более действенным, чем объемный отвлеченный трактат. Святитель Московский Филарет – мудрейший святой Иерарх – в своих многополезных наставлениях неоднократно применяет и юмор. Здесь приводятся лишь отдельные его высказывания, имеющиеся в его письмах – в форме свидетельств и советов. 1 . Свидетельства: «Красноречием г. Благонравова воспользоваться не хочу, а возвращаю оное Вам. И мне случалось встречать от него излишние требования, облеченные видом добрых побуждений» (14:186). «Ваш священник, кажется, почитает себя вселенским и думает, что если он произнес свое имя, то уже все знают, кто это, и не нужно упоминать о месте своей службы. У меня священники менее о себе думают» (14:267). «Слышу, что по Москве и в Чудов по праздникам ходит некто босоногий. Видно, в будни не нужен подвиг, потому что мало удивляющихся. Обратите на сие внимание» (18:64). «Посетил меня на сих днях вручитель письма Вашего, не так краткий, как письмо Ваше. Но и за то я благодарю, зная, что и того молчанием моим не заслужил» (19–1:43). Пришла однажды к святому Митрополиту игумения СпасоБородинского монастыря. Святой спросил, довольна ли она сестрами обители. Игумения ответила, что все они славные, «да беда в том, что я грешная». Святитель улыбнулся, перекрестился и сказал: «Благодарю Господа, наконец-то в моей епархии нашлась грешная игумения. А то с кем ни поговори – все святые» (27:6). «Прежде говорили, что думали, и не все печатали, что писали. А нынче печатают все, что придет на ум» (27:7). «Вы говорите: собор за две версты от архиерейского дома. А у меня за четыре. Не прикажете ли Москву перестроить?» (36:4; 29:114).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Вопрос: Меня сильно беспокоит Послание к римлянам (13:1-7). Понятно, что нужно платить налоги и т.п. Но неужели всякая власть от Бога, неужели я должен благословлять Гитлера, который сжигал евреев, или Сталина, убившего тысячи священников? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : В данном месте св. апостол Павел применительно к обществу выражает ту истину, которая проходит через все Священное Писание. В сотворенном Богом мире всякая власть исходит от Бога: власть человека над природой (Быт. 1.28), мужа над женой (Быт.3.16), родителей над детьми (Лев.19.3), царя над подданными. Господь из начальной безвидности и пустоты (Быт.1:2) устроил порядок: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт.1:31). После дней творения Бог не оставил мир на произвол. Для поддержания порядка во всех областях бытия Бог установил различные виды власти. В этом смысле всякая власть от Бога. Она хранит мир от губительного неустройства. Опыт показывает, что наиболее тяжелыми для народа периодами всегда являются времена безвластия – так называемые смутные времена. «Многовластие же порождает партии, а партии – причина разделения и разложения» (преп. Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления. Слово 41). Не только вождям и правителям избранного народа Господь дает полномочия управлять подданными, но и языческим монархам. Так, например, Навуходоносор был поставлен по воле Божией над всем ближним Востоком (Иер 27:6; Дан.2:37). Однако из этого не следует, что все деяния власть предержащих угодны Богу. «Итак, слушайте, цари, и разумейте, научитесь, судьи концов земли! Внимайте, обладатели множества и гордящиеся пред народами! От Господа дана вам держава, и сила — от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытает намерения. Ибо вы, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией. Страшно и скоро Он явится вам, — и строг суд над начальствующими» (Прем. Сол.6:1-5). При утверждении, что нет власти не от Бога (Рим.13:1) надо точно различать власть прямо установленную Богом и власть попущенную Им. «Потому вправе мы сказать, что самое дело, разумею власть, т. е. начальство и власть царская, установлена Богом, чтобы общество не пришло в неустройство. Но если какой злодей беззаконно восхитил сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему … изблевать все свое лукавство, как фараону, и в таком случае понести крайнее наказание» (преп. Исидор Пелусиот. Письма, ч.2. К Дионисию). Даже помазание на царство не исключает тяжелые ошибки и преступления, не угодные Богу. Достаточно вспомнить библейскую историю. Известны примеры также из истории Византии и России. Каждый имевший и имеющий власть над людьми (Божиим творением) даст на Страшном Суде ответ Богу за свои дела и будет либо оправдан, либо осужден.

http://pravoslavie.ru/6960.html

Весна Православия Серия «Письма о духовной жизни» пополнилась избранным из переписки преподобного Феодора Студита. Вошедший в историю христианства, прежде всего, как автор студийского устава монашеской жизни в книге преподобный открывается с главной стороны всей свой жизни: защита чистоты православия и противостояние иконоборцам. Преподобный Феодор Студит. Весна Православия: Сб. писем/Сост. диак. Алек¬сандр Гумеров. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. — 288 с.: ил. — (Письма о духовной жизни). Родившийся в Константинополе в 759 году, выходец из благородной и богатой семьи, Феодор в неполные тридцать два года оставляет мир, чтобы посвятить себя иноческой жизни. Вместе со своим дядей преподобным Платоном (участником Седьмого Вселенского Собора) и двумя братьями он отправился к Олимпу, чтобы там в тишине и уединении иноческого жития провести остаток дней. Феодор хорошо постигал монашескую науку, уже через пять лет он был единодушно избран настоятелем обители. И когда позже ему в управление достался запустевший Студийский монастырь, туда к нему за короткое время собралось более тысячи ищущих отшельнической жизни иноков. Однако Богу было угодно, чтобы следующие 27 лет своей жизни стали для Феодора временем гонений и ссылок – непрекращающейся, мужественной борьбой за веру. Его оружием были письма – смелые и бескомпромиссные, удивительно богословски выверенные и аргументированные. До наших дней дошло всего лишь около 550 писем, написанных рукой преподобного. Его адресатами были монархи и все высшие восточные иерархи, министры и простые горожане, Римский папа и монахи. Одних он обличал, других вразумлял, третьих увещевал, четвертых утешал и ободрял. Новость о поднятых Львом 5 Армянином новых гонениях на сторонников иконопочитания преподобный Феодор встретил крестным ходом. За высокоподнятые хоругви и иконы святой подвергся жестоким истязаниям. «Христос не Христос, если он не может быть изображаем!» - писал он своим сторонникам. Таких же как он исповедников Христовых он призывал стоять мужественно и с благодарностью принимать страдания за Спасителя как сокровища.

http://pravoslavie.ru/6065.html

Разделы портала «Азбука веры» 28 Окт 2022 В Александро-Невской лавре открылась выставка, посвященная 100-летию Петроградского процесса В Избранное Фото: Андрей Петров, mitropolia.spb.ru 26 октября 2022 года в древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга открылась выставка «100-летие подвига священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, и с ним пострадавших в ходе кампании по изъятию церковных ценностей», пишет ИА «Вода живая» . «Александро-Невская лавра не могла не откликнуться на эту дату — 100-летие Петроградского процесса, — которую мы отмечаем целый год, — сказал на церемонии открытия наместник обители епископ Кронштадтский Назарий. — Назвать эту дату праздником очень сложно, ведь речь идет о гибели мучеников. Но мы, православные, странные люди: день смерти святых — это всегда праздник их памяти. Священномученик Вениамин Петроградский погиб не здесь, но лавра была местом его служения, а Митрополичий корпус, где в то время была резиденция правящего архиерея, запечатлел своей гибелью один из первых новомучеников — протоиерей Петр Скипетров. Наше древлехранилище участвовало в предыдущих выставках в Музее истории Санкт-Петербургской епархии, в комплексе “Россия — моя история”, предоставляла для них экспонаты. Наши экспонаты также можно было увидеть в фойе Большого зала Филармонии во время концерта, посвященного памяти жертв Петроградского процесса. Эти вещи, хоть их и не так много, очень важны для нас: предмет, связанный со священномучеником, становится не просто музейным раритетом, но и святыней». Хранитель древлехранилища Роман Катаев провел экскурсию по экспозиции. Дата открытия выбрана не случайно: 26 октября — день тезоименитства священномученика митрополита Вениамина, день памяти мученика Вениамина диакона, а 27 октября — дата монашеского пострига владыки. Один из разделов выставки размещен рядом с подлинной дверью камеры со Шпалерной улицы и посвящен лаврским новомученикам. Лавра одной из первых приняла на себя удары советской власти. Экспозиция содержит фотографии священников и епископов, ставших жертвами репрессий. Помимо фотографий есть и вещественные экспонаты: письма священномученика протоиерея Михаила Чельцова , ряса и епитрахиль, принадлежавшие протоиерею Леониду Богоявленскому, расстрелянному в 1937 году. А за дверью камеры из дома предварительного заключения, куда отвезли митрополита Вениамина после ареста, демонстрируются экспонаты из частного собрания — конверт письма митрополита Вениамина и фотография с его автографом.

http://azbyka.ru/news/v-aleksandro-nevsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010