2 апреля 1858 Письмо 98     К ней же: о жизни в монастыре    Продолжительное жительство наше в монастыре приносит нам хотя тот плод, что мы начинаем зреть наши немощи и все упование наше возлагать не на себя, но на Искупителя нашего.    30 апреля 1859 Письмо 99     К ней же: о Евангельских заповедях    Господь да помянет любовь Вашу! Заповеди Евангельския суть свет наш во время странствования нашего в нощи земнаго жития. На них надо неуклонно смотреть, чтоб не сбиться с пути, и по ним выходить на путь, когда собьемся с Него. Такого жительства себе и Вам желаю.    4 января 1861 Ставрополь. Письмо 100     К ней же: о скорбях, своем здоровье    Милосердый Господь, дарующий путь спасения и самое спасение произволяющим спастись, да укажет Вам подобающий путь. В наше время предоставлено спасаться наиболее терпением скорбей.    Вообще здоровье мое очень разстроено. Приехал сюда полумертвым. На все свое время. Было время, когда я большую часть его отдавал ближним, а теперь пришло другое время, — время, в которое должно обратить внимание особенно строгое на себя, чтоб приготовиться покаянием к переходу из сей жизни.    28 ноября 1861    Св. Исаак Сирский, сл. 58    Патерик Скитский буква «С», в статье о Сисое Великом    Смотри статьи о прелести, идеже и о иных многих предметах    Св. Исаака Сирскаго слова 26, 27, 28-е    Каллист и Игнатий гл. 14    Св. Исаак Сирск. Письма к монашествующим (продолжение) Письмо 101     К ней же: о скорбях и покаянии    Что нахожу полезным для себя, то нахожу полезным и для Вас, а именно: благодушное терпение внешних и внутренних скорбей и благовременное приготовление себя покаянием к переходу в вечность. Письмо 102     К ней же: о самоукорении    Благо иноку и инокине, долго жившим в монастыре и достигшим преклонных лет, остаток дней своих провести во внимании себе, в безмолвии, в приготовлении себя к переходу в вечность. Желающему благочестно и успешно безмолвствовать надобно в основание жительства своего положить постоянное самоукорение, как сказал некоторый великий старец горы Нитрийской Феофилу Патриарху Александрийскому. Прошу Ваших святых молитв о мне ко Господу, чтоб и мне даровалось то делание, которое Вам указываю, и без котораго невозможно душе успокоиться и выйти из состояния смятения и развлечения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

62. Там же. С.241 (письмо 235). 63. Там же. С.269 (письмо 282). 64. Там же. С.261 (письмо 266). 65. Там же. С.254 (письмо 256). 66. Там же. С.114 (письмо 42). 67. Там же. С.210 (письмо 182). 68. Лицо не установлено. 69. Там же. С.241 (письмо 235). 70. Ср.: " аще будет число сынов исраилевых яко песок морской, останок спасется " (Рим.9:27). 71. Там же. С.247 (письмо 245). 72. Отечник. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). 4-е изд. СПб., 1903. С.549. 73. " ...Откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею " (2Фес.2:3-4). 74. Там же. С.260 (письмо 264). 75. Мф.26:41. 76. Там же. С.110 (письмо 37). 77. Мф.18:7. 78. Там же. С.222 (письмо 202). 79. Анания, Мисаил и Азария, брошенные в печь за отказ поклониться золотому истукану Навуходоносора (Дан.3). 80. Там же. С.226 (письмо 206). 81. Там же. С.255 (письмо 259). 82. См. прим. VIII,6. 83. Отечник. Цит. изд. С.283-284.  Письмо десятое 2 января 1924 г. День пр. Серафима Саровского " Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете " (1Пет.4:12-13). Этими словами апостола закончил, если помните, я свое седьмое письмо к вам, друзья мои. Ими же начинаю теперешнее мое письмо. Там слова эти не являлись итогом и заключением к целому письму, а скорее должны были послужить ободрением в противовес печальной теме письма и естественно грустным выводам из него. Сейчас же вышеприведенное слово апостольское должно ввести вас в самую суть предстоящей беседы, внося вместе с тем и сокрытый в нем дух христианского упования. Апостол увещевает христиан, внушает им, чтобы они не относились к " огненному испытанию " " как к приключению для них странному " , чтобы " не чуждались " его, как чего-то для них неожиданного, им - христианам - не свойственного.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Об устроении человека. СПб., 1995. С. 26-27. [v] Свод законов представляет собой офциальное издание от лица законодательного органа власти расположенного в систематическом порядке полного собрания действующих законов, объединенных в единую систему путем инкорпорации или кодификации. Существовал Свод законов Российской Империи, но Свода законов Российской Федерации не существует. См., напр. Коркунов Н.М. Лекции по теории права. С.-Пб., 1914. С. 324. [vi] Различие между пустыми и мнимыми понятиями состоит в возможности первых и невозможности вторых: Свода законов Российской Федерации не существует, но возможно, что он будет создан; Ильи Обломова как реального лица, изображенного И.А. Гончаровым, не было, не существует и, что очевидно, существовать не может, как и рыбы кита, потому что животное не может быть одновременно рыбой и млекопитающим. [vii] Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: «Прогресс», 1984. С. 80. [viii] Там же. С. 80. [ix] Здесь и в дальнейшем строение словесности излагается в основном по книге: Рождественский Ю. В. Общая филология. М., 1996. [x] Рождественский Ю.В. Общая филология. С. 21. [xi] Гельб И.Е. Опыт изучения письма. С.67. [xii] Коротков Н.Н., Рождественский Ю.В., СердюченкоГ.П., Солнцев В.М. Китайский язык. М., Издательство восточной литературы, 1961. С.24-26. [xiii] Подробно см. Гельб И.Е. Опыт изучения письма. Основы грамматологии. Пер. М., УРСС, 2004. [xiv] В качестве одного из таких прототипов рассматривают протобиблское письмо из г. Библ (Ливан), бывшее, возможно, силлабическим. [xv] См. Коротков Н.Н., Рождественский Ю.В., Сердюченко Г.П., Солнцев В.М. Китайский язык. С. 28. [xvi] Рерих Ю.Н. Тибетский язык. М., Изд-во восточной литературы, 1961. С. 36. [xvii] См. Романова В.Л. Рукописная книга и готческое письмо во Франции в XIII-XIV вв. М., «Наука», 1975. С. 168-176. [xviii] В средневековых университетах либрариями назывались книготорговцы и хранители книг, стационариями же были книготорговцы, занимавшиеся организацией производства книг.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Не верю я этому слуху, хотя и понимаю силу скорби: подавал же я сам просьбу о переводе из Томска. Получая такие известия, я душевно соскорблю вам и потому прошу усердно – напишите мне поскорее о своем положении на новом месте. Когда ни вы, ни я не думали еще, что Бог приведет вам быть на Алтае, я писал довольно сильно против выбранного для монастыря места 168 . Как нашли вы теперь на месте выгоды и невыгоды избранного места. Недавно я рассуждал об этом с преосв. Парфением (который гостил у меня четыре дня). Он, согласно своему отзыву в св. синод 169 , и теперь находит, что для монастыря, как приюта и места отдохновения монашествующих миссионеров, место это выгодно потому, что здесь только можно иметь рыбу, но как средоточие управления миссией оно неудобно, по неудобному сообщению. Потому он высказал наконец такую мысль, что настоятелю миссии лучше было бы жить где-нибудь в таком месте, откуда было бы удобнее сообщение 170 . Я же, с своей стороны, высказал ему такую мысль, что если бы настоятеля Алтайской миссии сделали викарием, то всего лучше было бы жить в г. Бийск, где оканчивается почтовое сообщение; и он согласился с моим мнением 171 . Викарий необходим для Томской епархии не для одних язычников, но и для раскольников. Для раскольников, я слышал, и св. синод предполагал определить викариев в те епархии, где их много. Много утекло воды с тех пор, как я писал вам; многое, прежде интересное, теперь потеряло свой интерес. Итак начну писать с конца, о том, что теперь около меня делается. Вчера прибыла сюда артиллерия под прикрытием казачьей конной бригады. Для чего же, спросите? – Для защиты Посольска! Если газеты от первых чисел июля не придут к вам прежде моего письма, то вы имеете получить от меня самую свежую новость: 25 июня взбунтовались поляки, расположенные для работы по дороге от Посольска до Култуха, т. е., по новому кругоморскому тракту. Возмущение началось от Култука. Телеграф был нарочно прерван и мы, посоляты (?), узнали о нем уже 27 числа утром, когда прибыло сюда на пароходе войско из Иркутска, чтобы предупредить приход бунтовщиков в Посольск.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теперь действия, противные Православию, легко закрывать и отклонять ответственность за них. Судя по тому, что видел до ныне, я убеждён, что Илья Гаврилович не может действовать на пользу Православной Церкви, и по принятой им системе, и по сфере его окружающей, и по самим его убеждениям – а необходимо будет вольным или невольным орудием недоброжелателей сей Церкви. Но какая ж цель настоящего письма. Неужели судья Дисненского уезда Корженевский? – Разумеется, резкое его устранение, как избранного в бытность под надзором полиции, было бы сильным обузданием злонамеренных действий и предостережением гражданских начальств. Однакож для этого одного я не взял бы на себя неприятной обязанности излагать всё здесь прописанное. Моею целью было представить настоящее положение дел Православных в здешней стране и связать письмом сим в одно целое все сведения, изложенные в двух секретных рапортах Св. Синоду и в четырёх конфиденциальных отношениях, вместе с сим отправляемых к Вашему Сиятельству. Илью Гавриловича латино-польская партия называет своим благодетелем; на него возлагает свои надежды – и теперь, может быть, будет действовать ещё смелее, когда брат его министром внутренних дел. Не считайте ж излишним, моё писание. Если я не смогу чего отстранить – то мне позволительно по крайней мере умыть руки. Графу Протасову, 27 сентября 1852 года 3821. С нынешнею почтою, то есть 27 сентября, отправлены к Вашему Сиятельству два секретные рапорты мои Св. Синоду, от 21 и 25 сего сентября за 3727 и 3804, а также четыре конфиденциальные отношения к Вашему Сиятельству, от 20 сего ж сентября за 3708, от 22 за 3753, от 24 за 3772 и от 25 за 3810. По особым обстоятельствам покорнейше прошу Ваше Сиятельство уведомить меня о получении сих шести бумаг. Графу Протасову, 25 ноября 4603 (конфиденциально). Долгом поставляю препроводить при сем к Вашему Сиятельству два рапорта Св. Синоду, въ тесной связи по содержанию находящиеся, от 22 и 25 сего ноября за 4563 и 4604, и покорнейше прошу деятельного участия вашего в добром удовлетворении оных относительно устройства в Вильне женского Православного монастыря и училища для девиц духовного звания. Всё это дело известно Вашему Сиятельству несколько уже лет, и вы лучше меня знаете, дать ли оному дальнейший ход собственно от себя, или же передать в Св. Синод.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Возьмут душу грозные ангелы, Пронесут мытарства многие И покажут царство небесное, Потом покажут муки вечные. В других стихах путешествие души по мытарствам изображается несколько полнее, но тоже в неопределённых чертах. Говорится, что когда душа поднимется «ко лестнице ко небесной», то на первой ступени встречают её полтораста врагов, на второй – двести, на третьей – две тысячи… Встретивши душу, враги рассказывают её грехи. Вот несут они письма, да раскатывают, Да раскатывают, все грехи рассказывают 1028 . Наконец душа является к Богу и узнаёт о своей участи из уст Самого Бога, который ей определяет или блаженство, или мучение. Но это ещё не окончательный суд. Последний суд будет при втором славном пришествии Иисуса Христа на землю. Наступление и ход Страшного Суда в Библии изображается таким образом. Приити бо имать Сын человеческий во славе Отца Своего со Ангелы Своими, и тогда воздаст комуждо по деянием его ( Мф.16:27 ). Господь явится на суд миру внезапно. Приидет же день Господень, яко тать в нощи, в онь же небеса убо с шумом мимоидут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же и яже не ней дела сгорят ( 2Пет.3:10, 12 ), явится небо ново и земля нова ( Откр.21:1 ). Якоже молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие Сына человеческого ( Мф.24:27 ; Лк.17:24 ). Прежде всего Господь послет Ангелы Своя с трубным гласом велиим, и соберут избранныя Его от четырёх ветр, от конец небес до конец их ( Мф.24:31 ), и соберут от Царствия Его вся соблазны и творящих беззаконие ( Мф.13:41 ) и отлучат злыя от среды праведных ( Мф.13:49 ). Тогда явится знамение Сына Человеческаго (по объяснению Ефрема Сирина – св. крест) на небеси: и тогда восплачутся вся колена земная (рук. 27; Мф.24:30 ). Затем уже явится Сам Сын Человеческий в славе Своей и вси святии Ангели с Ним, тогда сядет на престоле славы Своея ( Мф.25:31 ) и объявит советы сердечные, и тогда похвала будет комуждо от Бога ( 1Кор.4:5 ; Откр.2:23 ). Затем Господь разлучит представших на суд друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ: и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю ( Мф.25:32–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зачем разрушать чудесную рериховскую сказку? 220 Schary Е. G. In Search of the Mahatmas of Tibet. (With Illustrations and Maps). London, 1937. P. 200–208. 224 Штейнер Р. Духовное водительство человека и человечества. Калуга, 1992. С. 12. Эта работа была написана Штейнером в 1911 г., т. е. уже после того, как он отделился от теософов. 233 См.: Кришнамурти Дж. У ног Учителя (1-е издание книги вышло в 1911 г.): Джинараджадаса С. Мировой Учитель как источник мистицизма; Великий Ми­ровой Учитель и проблемы войны; Ледбитер Ч. Великий Мировой Учитель, Чему Он будет учить; Вудхауз Е. Мир в ожидании; Пушкина В. Братство и любовь как основа грядущего века. 235 Benjamin Н. Basic self-knowledge. An introduction to esoteric psychology. New York, 1973. P. 157–158. 236 Фосдик 3. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922–­1934. М., 2002. С. 316. Запись от 30 августа 1928. 239 См.: Памятные места семьи Рерихов в Санкт-Петербурге/Сост. И. С. Аникина. А. П. Соболев. СПб., 2003. С. 20. Отец Рериха родился в гор. Газенпоте Курлянд­ской губ. (ныне Айзпут, Латвия), а его деда звали Фридрих Иоганн (Friedrich Jo­hann), что не оставляет сомнения в германском происхождении Рерихов. 244 Алёхин А. Д. Как начинался художник Николай Рерих//Утренняя Звезда. Альманах. 1993. 1. С. 88. 249 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Серия 3: Письма. Т. 75. М., 1956 (репр. изд.). С. 91–92. Письмо датировано 30 апреля/13 мая 1903. 250 Шустова С. Р. Литературно-художественная критика в публицистике Дж. Рёскина (1819–1900) и судьба его наследия в России. Автореферат диссерта­ции. М., 1981. С. 11. 254 Ольденбургская Евгения Максимилиановна (1845–1932) – жена принца Алек­сандра Петровича, урожд. герцогиня Лейхтенбергская. См.: Состав Императорско­го Общества поощрения художеств. СПб., 1901. 256 Фрагменты воспоминаний Н.В. Шишкиной. Цит. по изданию: Беседы с Учителем. Избранные письма Елены Ивановны Рерих. Рига, 2001. С. 27. 262 Грабарь И.Э. Моя жизнь. С. 170–171. О неискренности Рериха говорит и С.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gimalajs...

 Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1913 год//Богословский вестник. 1914. 5. С. 608–640 (3-я пагин.); Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1913 год//Богословский вестник. 1914. 6. С. 641–712.  Цит. по:  Кривошеева Наталия.  «Блажени непорочнии в путь ходящии»: Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого). С. 217.   Троицкий В.А.  Письмо Л.П. Архангельской от 1912 г., из Петрограда//Архив А.В. Никитского.   Троицкий В.А.  Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от [начала ноября] 1912 г.//Архив А.В. Никитского.   Троицкий В.А.  Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от февраля 1913 г.//Архив А.В. Никитского.   Троицкий В.А.  Письмо Л.П. Архангельской от 30 октября 1912 г.//Архив А.В. Никитского.   Троицкий В.А.  Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от [начала ноября] 1912 г.//Архив А.В. Никитского.   А.  Из академической жизни//Богословский вестник. 1913. 4. С. 881 (2-я пагин.).   Феодор (Поздеевский) , архиепископ. Жизнеописание. Избранные труды/Сост. иеромонах Роман (Лукин). Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. С. 386.   Иларион (Троицкий) , иеродиакон. Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1913 г.//Архив А.В. Никитского.   Иларион (Троицкий) , иеродиакон. Письмо священнику Леониду Архангельскому от 27 апреля 1913 г.//Архив А. В. Никитского.   Иларион (Троицкий),  иеромонах. Письмо Л.П. Архангельской от 5 июля 1913 г.//Архив А.В. Никитского.  Там же.  Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1913 год//Богословский вестник. 1914. 4. С. 549–550 (4-я пагин.).   Голубцов Сергий , протодиакон. Материалы к биографиям профессоров и преподавателей МДА: Архиепископ Иларион (Троицкий). С. 158.   Троицкий В.А.  Письмо Л.П. Архангельской от 30 октября 1912 г.//Архив А.В. Никитского.   Иларион (Троицкий) , архимандрит. Письмо Л.П. Архангельской от 6 апреля 1914 г.//Архив А.В. Никитского.   Иларион (Троицкий) , архимандрит. Письмо священнику Леониду Архангельскому от 29 апреля 1914 г.; Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1914 г. (в копии – вторая часть письма, ошибочно датированного апрелем 1913 г., первая часть этого составного письма – другое письмо, отправленное В. Троицким Л.П. Архангельской в январе 1913 г.)//Архив А.В. Никитского

http://pravoslavie.ru/67049.html

Влияние К. Н. Леонтьева на личность и мировоззрение В. В. Розанова было огромным, и он, полемизируя по отдельным вопросам (например, о понимании византизма в русской истории) с Леонтьевым, в целом не отличает свою позицию от позиции учителя, стоит в тени Леонтьева, что будет не характерно для его более поздних статей о нем (см., например, предисловие к письмам Леонтьева «Неузнанный феномен» или статью «О Константине Леонтьеве », включенную в данный сборник). Розанов сам признает в одном из своих писем К. Н. Леонтьеву его влияние на свое религиозное мировоззрение: «Должен предварительно сказать в объяснение, что православным я стал лишь недавно... все это скрепилось и уяснилось в идее через Ваши слова: что такое христианство без православия (или другой формы), что такое православие без византийских форм и пр. Вообще раньше я был абстрактно религиозен – к православию относился даже недружелюбно (тогда и писалось «Место»). Теперь не то...» (с. 136). 26 Эпиграф – из первых строк работы «Племенная политика как орудие всемирной революции. Письма к о. И. Фуделю» (1888), при жизни Леонтьева опубликованной под заглавием «Национальная политика как орудие всемирной революции» (отд. изд. – М., 1889). См.: Леонтьев К. Н. Избранное. М., 1993. С. 307. 27 Анализ, стиль и веяние. По поводу романов гр. Толстого. См. «Русский вестник», 1890 г., июнь–август. 28 Полное собрание сочинений Ф. М. Достоевского. СПб., 1883. Т. I. Отд. 2. С. 369 («Из записной книжки ») 29 Розанов ссылается на издание «Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского» с портретом Ф. М. Достоевского и приложениями (Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч. СПб., 1883. Т. 1), вышедшее под редакцией Н. Н. Страхова. Приводим запись, сделанную Достоевским, по всей видимости в 1880 г., по поводу опубликованной в «Варшавском дневнике» 162, 169, 173) статьи «О всемирной любви: По поводу речи Ф. М. Достоевского на Пушкинском празднике»: «В этой идее есть нечто безрассудное и нечестивое. Леонтьеву. (Не стоит добра желать миру, ибо сказано, что он погибнет.) Сверх того, чрезвычайно удобная идея для домашнего обихода: уж коль все обречены, так чего же стараться, чего любить добро делать? Живи в свое пузо.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Пишет о сем в собрании своем во ответе 70-м к беспоповляном, и сие имать достверно». Ркп. нашей библиотеки 72, л. 77–77 об. Срав. Хлудова 293. То же рпк сборник 200. 30 «Извещения от них не получихом, точию слышу от ваших избранников и рабов поныряющих в домы понос, укор и оклеветания». Беседа первая, л. 27. 32 К сожалению, в рукописи утрачено несколько листов: после листа 35 недостаёт статей (вопросов) 6–19, предложенных Игнатием. 39 Сборник нашей библиотеки в 4» нового письма 72 «Ответы Православныя» л. 77 об. сходный по содержанию с Хлудовским, у Попова 203 с. 508. Эта, по-видимому, вторая редакция ответов имеет обращения во множественном числе (например, у Попова, с. 570); это первоначальная реакция, составленная иноком Ф. Наш сборник 731 значительно от неё разнится и имеет обращения в единственном числе. 46 Список с письма, л. 70 об.: «По чину величества их нарицаются староверцы и обительные большаки, наставники, учители, духовники, крестители, избранники, честныя рабы Христовы (далее их именно 11), от них воспрямигнул Феодосий Васильев, главнейший обительный наставник и собиратель». 50 Сборник нашей библиотеки 237, в 4», где эти извлечения занимают листы 63 об. – 106, обозначаются 20 главами и озаглавлены: «Список 1 с писем страдальческих священнопротопопа Аввакума о исповедании православной веры вкратце». Каждая «глава» составляет выдержку из сочинения или послания протопопа и по содержанию своему имеет особое заглавие. 51 Приписано на поле. Так как приписки на полях сделаны той же рукой и теми же чернилами, то мы вносим их в текст, оговаривая это в примечаниях. Ссылки же на книги оставляем в примечаниях. 52 Приписка на поле: после 1710 прибавлено: мор был. В рукописи 7211; полагаем описка вместо 7218; иначе не будет соответствовать 1710 году; а 1710 год нужно признать правильным: в этом году действительно была «моровая язва», о чём свидетельствует Голиков (Деяния, IV, c. 138), распространившаяся из-под Риги. 68 Тако просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже есть на небесех.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010