Всепокорнейше прошу избранных Отцов о Господе и Пастырей Российской Церкви восприять эти письма к Его Величеству в соображении, совокупно с мыслями моими о полной Библии на российском наречии в переводе с оригиналов, которые ныне приемлю смелость передать рассуждению Вашего о Христе Иисусе Господе нашем, Святейшества. Благотворно и достохвально издание Творений Святых Отцов на чистом русском языке. Но Святые Отцы посылают нас к Св. Писанию, которое все богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, чтобы совершен был человек Божий, ко всякому доброму делу приуготовлен ( 2Тим.3:15 −17). Святые Отцы посылают нас к здравым словам Господа нашего Иисуса Христа ( 1Тим.6:3 ), к Апостолам Его, которые приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, что и возвещают не такими словами, коим бы научились от человеческой мудрости, но каким научились от Духа Святого ( 1Кор.2:12 −13), Святые Отцы и Апостолы посылают нас к слову Пророческому, которое не было произносимо по произволу человеческому, но которое изрекали Святые Божии люди, будучи движимы Духом Святым ( 2Пет.1:21 ). Святые Отцы и сами были утверждаемы, и хотят чтобы и мы утверждались на основании Апостолов и Пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем ( Еф.2:20 ; 1Кор.2:13 ). Святые Отцы други Апостолов, Святые Отцы и Апостолы други Пророков, и все они строители единого живого Храма, посвященного великому Богу. От чего же такая недоверчивость к Пророкам, что им воспрещается говорить к нам на том языке, на котором позволяется говорить Святым Отцам, и на котором Апостолы столь прекрасно благовествовали нам истины Нового Завета, высшие, нежели учение Ветхого? И вы, рабы невидимого Сеннахирима, прельщающие народ и отклоняющие от послушания Господу и Христу Его, и вы говорите к народу живым языком. А стражам Сиона и защитникам Иерусалима предоставлено говорить согражданам не иначе, как на языке умершем и словами, для многих невразумительными! Но возьмем в рассуждение состояние женщин в простом народе, военных людей, служителей правосудия, земледельцев, даже миссионеров и многих приходских священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

«Прославлю Тебя, Господи, ибо Ты принял меня и не дал торжествовать врагам моим. Господи Боже мой, я воззвал к Тебе. И Ты исцелил меня, Господи! Ты извел душу мою из ада, Ты спас меня, не оставив с низверженными в пучину. Пойте хвалу Господу, пойте Ему, все святые Его, и прославляйте святость Его. Ибо ярость в негодовании Его и в воле Его жизнь». И также все святые Божии, простершись перед Господом, сказали единогласно: «Ты пришел, Спаситель мира, и исполнил все, что предсказал Ты через закон и пророков. Ты искупил живущих крестом Твоим и через смерть крестную Ты снизошел к нам, чтобы избавить Твоим величием от уз ада и смерти. Господи, как водворил ты знамение славы Твоей на небе и знамение искупления – крест Твой на земле, – водвори так же, Господи, и в аду знамение победы Креста Твоего, дабы не царствовала больше смерть». И Господь, простерши руку, сотворил знамение крестное над Адамом и всеми святыми Своими и, держа десницу Адамову, исшел из ада. И все святые последовали за Ним. Тогда пророк Давид громко воскликнул: «Пойте Господу песнь новую, ибо сотворил Он дела дивные. Десница Его и рука Его спасла нас. Господь поведал нам спасение Свое; Он открыл правду Свою пред лицом всех племен земных». И все множество святых ответило, говоря: «Отныне слава сия для всех святых. Аминь. Хвалите Господа. И тогда вскричал пророк Аввакум, говоря: Ты пришел для спасения Твоего народа и освобождения избранных Твоих». И все святые ответили, говоря: «Благословен грядый во имя Господне, Господь Бог просвещает нас». Так воскликнул и пророк Михей, говоря: «Кто между богами, как Ты, Господи, снимающий грехи и беззакония наши? И ныне Ты сдержал свидетельство гнева Твоего, ибо склонился более к милосердию. Ты умилосердился над нами, и Ты отпустил нам грехи наши и погрузил беззакония наши в пучину смертную, как и клялся отцам нашим во дни оны». И все святые ответили, говоря: «Он Бог наш во веки и во веки веков, Он будет царствовать над нами во все времена. Аминь. Хвалите Господа». Подобно сему все пророки и святые словами древних пророчеств своих славили Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

     Если спросить у какого-нибудь человека: «Знаешь ли ты заповеди?» Он ответит: «Знаю. Не укради; не убей; чти отца и матерь…» Вспомнит, что было начертано на каменных скрижалях. Но заповедей очень много. Например, Господь говорит на Тайной вечере: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов». Это — заповедь. «Пийте от Нея вси…» — это заповедь. Любое слово Христово, сказанное в повелительном наклонении, является заповедью для всех, кто верит в Господа. Но вот удивительная заповедь: «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш»(Лев.19,2). Это пишется в книге Пятикнижия Моисеева, Господь повелевает нам быть святыми. А что такое святость и все ли могут быть святыми? Размышляет священник московского храма Воскресения Словущего протоиерей Андрей Да, друзья мои, все мы должны быть святыми. Апостол Павел говорит эти слова в своём послании, обращаясь к христианам: «избранные Божии, святые и возлюбленные» (Кол.3,12). Некогда вы были чужие Богу, а сегодня вы Богу присные — близкие, родные. Как стяжается святость? Нет никого из святых людей, кто был бы свят личной святостью. Святость есть подарок Бога человеку. Бог свят по существу, а человек свят по причастию к Богу. Все святые освятились и очистились, и оправдались, и омылись, благодаря близости Господу и союзу с Ним. По причастию получили благодать, но никто из них не гордится, «ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф.2,8). Святые угодники Божии прекрасно понимали, что не они являются источником святыни, ибо сами по себе они просто люди, просто плоть и просто кровь, прах и пепел. Пища червям человек без Бога. А с Богом – это сын Божий и наследник вечных благ. Вот и мы с вами должны прекрасно понимать, что мы без Бога никто и ничто, но должны стремиться к святости. Когда на богослужении преломляются Дары, священник говорит: «Святая святым», то есть Святые Дары святым людям. А кому это? Нам. А мы что, святые? Нет, но Церковь смотрит на нас как на возможных, потенциальных святых. Г.Честертон писал в одном из своих эссе, что демократия верит, что каждый человек должен быть хорошим и честным гражданином, сознательным и просвещённым; а Церковь верит, что каждый человек должен быть святым. Церковь зовёт нас к святости. Причём мы знаем святых, которые были святы от младенчества до самой старости. Например, Иоанн Предтеча – сын святых родителей, святой с детства, святой до смерти. Мы знаем святых, которые были грешными в детстве и юности, зрелом возрасте, а освятились, например, во второй половине своей жизни – как Мария Египетская. Полжизни беззаконий и полжизни тяжелейших подвигов. Мы знаем святых, которые освятились в последние часы своей жизни. Именно последние часы жизни разбойника благоразумного искупили его душу для вечной жизни, открыли ему ворота рая. Разбойничье покаяние рай открыло! Так что мы знаем разных святых.

http://pravoslavie.ru/105755.html

А идол что такое? Насколько сильно отличается он от иконы? Икона является изображением истинной вещи, а идол – это изображение пустой прелести. Что представляют мне идолы? Представляют Дия, Эрмия, Аполлона, Артемиду и прочие бесчисленные бесовские капища. Что изображают для меня идолы? Изображают солнце, луну, Купала, Лада, Перуна. Ты скажешь, что это изображения богов. Но вот в чем вопрос: истинные ли те боги, которые изображаются язычниками? Кто назовет истинным Богом Бахуса, который является начальником всех пьяниц? Кто назовет истинной богиней Артемиду, или Венеру, которая начальница всяких нечистот и мерзостей? «Все боги язычников – бесы, Господь же наш небеса и землю сотворил» ( Пс. 95:5 ), как свидетельствует об этом сосуд избранный, апостол Павел, в Послании к коринфянам: «Хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» ( 1Кор. 8:5–6 ), и един Дух Святой, в Нем же всяческое, и мы в Нем. Я буду говорить так: посмотри, как идол, изображающий Бога, изображает на самом деле пустую прелесть, изображает обман. Ведь он представляет собой бога, который есть не Бог, а бес, не Создатель, но создание. Совсем не то святые иконы, которые всегда изображают истину, как я уже говорил об этом. Из этого можно убедиться, насколько велика разница между истиной и пустой прелестью. Кто же еще дерзнет называть святые иконы идолами? Разве не слышите звук страшного грома, который, как из высокого облака, происходит из Седьмого Вселенского святого собора и громогласно вещает: «Говорящим, что святые иконы – идолы, анафема, анафема, анафема!» Если же святые иконы не идолы, то как можно назвать идолопоклонниками тех, которые поклоняются святым иконам? Как ты смеешь, семиглавый змей иконоборческой ереси, отрыгать свой яд на святые иконы и на поклоняющихся им? Я отвечу, но говорить буду с тобой, семиглавый змей, на основании Божественных Писаний. Разве никогда вы не читали, беззаконные иконоборцы, что заповедал Господь Моисею устроить сделать двух золотых Херувимов и поставить их на ковчеге Господнем? Ведь кланяющиеся ковчегу Господню кланялись и Херувимам, стоящим на ковчеге, однако, они не делались через это идолопоклонниками, но оставались избранными людьми Божиими.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. 1Пет. 1, 15 Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Евр. 12, 14 Как можно спрашивать святости с нас – таких немощных духовно, живущих в мире, где кругом царствуют страсти, порок и соблазн? И неужели спасутся только святые и только они могут увидеть Господа? Чтобы рассеять это недоумение, надо выяснить, что теперь обычно понимают под словом «святость» и что понимали под ним апостолы и первые христиане. В настоящее время под словом «святые» подразумевают обычно только прославленных и канонизированных Церковью святых. При современной же практике канонизации к святым причисляют преимущественно мучеников за Христа и тех из усопших христиан, святость жизни которых удостоверена чудесами (часто посмертными) и великими подвигами. Отсюда – в широких кругах современных христиан слились вместе понятия «святой», «чудотворец» или «мученик». Между тем не то понималось под словом «святые» в первой Апостольской Церкви. Ап. Павел вообще всех членов Церквей Христовых называл «святыми». Свое Послание к Филиппийцам он начинает словами: «Всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа»( Фил. 1, 1–2 ). В конце этого же послания он пишет: «Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома» (4, 22). Противопоставляя язычникам христиан, ап. Петр так обращается к последним в своем послании: «Вы – род избранный… народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2, 9–10 ). Можно ли думать, что все христиане в апостольский век были совершенны и безгрешны? Конечно, нет! Это ясно видно из апостольских посланий и из многочисленных упреков и обличений, которые пишут им апостолы. Вместе с тем даже прославленные Церковью святые не были вполне совершенны и обладали некоторыми слабостями, свойственными людям. Этих слабостей не были чужды даже сами св. апостолы. Ап. Павел в Послании к Галатам указывает на неправильность поведения ап. Петра, когда тот стал уклоняться от трапезы с христианами из необрезанных язычников( Гал. 2, 11–12 ). Из Деяний апостолов мы узнаем также о разногласии и «огорчении» между апостолами Павлом и Варнавою в Антиохии ( Деян. 15, 36–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Сатана побежден. Господь славы простирает руку свою и взывает: «идите за Мною, все мои святые 260 , умершие чрез древо, к которому он (Адам) прикоснулся, ибо вот чрез древо креста я опять восстановил вас всех». И собрались все святые под десницу Господню. Господь же, держа Адама за правую руку, сказал ему: «мир тебе и всем сынам твоим, моим праведникам!» Проникнутый глубоким чувством благодарности, Адам крепко лобызает Господа и благодарит Его громким голосом: «благодарю, Господи, Твое величие, Ты искупил меня, Ты не дал врагам моим радоваться надо мною, Ты вывел душу мою из ада преисподнего и избавил меня от нисходящих в ров. Воспойте Господу, все преподобнии Его, и исповдуйте память святыни Его, яко гнвъ въ ярости Его, и животъ въ воли Его» 261 . Тогда святый Давид воспел Господу хвалебную песнь, говоря: «воспойте Господу новую песнь, сотворившему чудное. Господь победил своею правостью и своею святою десницею. Господь возвестил спасение свое, пред лицем народов открыл правду свою». Все воинство святых воскликнуло: «слава всем святым Его, аминь, аллилуйя». Пророк Аввакум вспомнил прежде возвещенное им пророчество: «во спасение народа своего пришел Ты и во избавление избранных Твоих», и все святые подтвердили ему: «благословен, грядущий во имя Господне, Бог и Господь явился нам, аминь, аллилуйя». Затем пророк Михей стал прославлять Господа так же, как некогда на земле: «Кто Бог, якоже Ты? отъемляй и оставляяй Не удержа гнва своего во яко волитель милости есть. Той обратитъ и ущедритъ ны, и погрузитъ неправды наша, и ввержетъ въ глубины вся грхи наша... якоже клялся еси отцемъ нашимъ во дни первыя» 262 . Все святые отвечали: «Он есть Бог наш во веки и в век века, Он управит нас во веки, аминь, аллилуйя». Так прославляли Господа все пророки и восхваляли Его, говоря: «Господи, Ты исполнил то, что возвестил в пророках и законе. Крестом твоим Ты спас живых и сошел в ад избавить нас от ада и смерти. Спаситель! Ты явил образ славы Своей на небе 263 и воздвиг знамя искупления Своего на земле, оставь же и здесь знамя победы Своей, чтобы смерть больше не владычествовала». Как бы исполняя просьбу святых, Иисус Христос простер руку Свою, сделал знамение креста на Адаме и всех святых Своих и, взяв Адама за правую руку, вышел из ада. Все святые последовали за ним. Главы 9-я и 10-я (25 и 26)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

То есть Христа. Христос не приходил в старость, но всегда был так прекрасен, что и сказать нельзя, прекраснее сынов человеческих (Пс. 44:3). Ибо не сотворил греха, который старит и растлевает. И мы, созданные Им по образу Его, должны отсекать от себя всякое греховное растление и старение. Создание разумеет апостол и то, которое бывает в крещении, и то, которое бывает от прекрасного образа жизни. Где нет ни Еллина, ни Иудея. Где нет ни Еллина, ни Иудея. То есть прозелита и иудея из знатного рода. Ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Вот и еще похвальное отличие нового во Христе человека, что в нем не берется во внимание ничто внешнее: ни род, ни достоинство, ни предки, но что Христос есть черта отличия его, характер его. Во всех, по духу истинно добродетельной жизни образовавшихся, все есть Христос, то есть и род, и достоинство. Или иначе можно сказать, — все вы — один Христос, будучи телом Его. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные. Этим словом показывает легкость добродетели: ибо как легко надеваем одежду, так удобно может воспринять и добродетель, но добродетель должно иметь непрестанно, и пользоваться ею, как величайшим украшением: не имеющий ее безобразен. Увещание соединено с похвалой, и чрезмерной. Ибо были, говорит, святые, но не избранные и не возлюбленные, а вы все это имеете. В милосердие. В милосердие. Не сказал: облекитесь в сострадание, но в милосердие. Это для того, чтобы не унизить тех, которые достойны сожаления, а вместе с тем и показать, что снисходить к ним нужно по внутреннему расположению, не так, как братья к братьям, а как отцы к детям. Для того чтобы ты не сказал, что брат согрешил, апостол и говорит: требую от тебя вседушного милосердия — σπλγχνα. Благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение. Благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

3 . Сказано, однако: «Во все дни старцев, которые жили долгие дни после Иисуса» ( Суд.2:7 ). Мне отнюдь не кажется случайным, что о древних или живших «долгие дни» говорится как о старцах, «которые жили после Иисуса». Притом, только Бог знает, кто будет жить «после Иисуса» среди старцев, чьи дни будут долгими, то есть кто изольет из себя больше света – Павел или Петр, Варфоломей или Иоанн; однако святые названы живущими «долгие дни». И, напротив, когда мир наполнится соблазнами, когда «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» ( Мф.12:24 ) и когда Сын Человеческий, придя, едва ли найдет веру на земле (ср. Лк.18:8 ), тогда не сказано, что это будут «долгие дни»; скорее, говорится, что они сократятся, как и Господь сказал: «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть» ( Мф.24:22 ). Таким образом, плохие дни, как сказано, сократятся, а «дни старцев» суть хорошие дни с обилием времени и, в определенной мере, большой продолжительностью, когда мы служим Господу. Но смотри: Он также отмечает в Евангелии, что «ради избранных сократятся те дни» ( Мф.24:22 ). Следовательно, «ради избранных» плохие дни, дни несправедливости и искушений, «сократятся», и мне видится, что когда худые дни начнут ради избранных сокращаться, они будут постоянно сокращаться и уменьшаться до тех пор, пока не обратятся в ничто, полностью не истают и не исчезнут бесследно. Я думаю, что одним из таких избранных был сказавший: «Погибни день, в который я родился» ( Иов.3:3 ). Итак, плохие дни ради избранных сократятся и исчезнут, а дни святых старцев – долгие и пространные. Но сейчас, во время нашей беседы, подумалось – и надеюсь, что эта мысль пришла к нам произволением Господним! – что не должно обойти вниманием место, когда Он говорит: «Народ служил Господу во все дни Иисуса» ( Суд.2:7 ). Не сказано, что день Иисуса один, но много дней Иисуса. Так сколько же дней мы посвящаем Господу согласно тому устроению, которое мы объяснили? Я думаю, что один Его день есть праведность, иной – освящение, иной – рассудительность, иной – милосердие, и так всякая благая черта из добродетелей считается днем Иисуса, в который мы служим Господу, потому что этими добродетелями души мы угождаем Богу. Его днем считаются и терпение, и кротость, и благочестие, и благость, и все, что относится к добродетелям, можешь назвать Его днем. И так будешь служить Господу «во все дни Иисуса», то есть станешь служить Господу всеми этими добродетелями; ибо Священное Писание , наставляя нас, не хочет, чтобы ты обладал одними сторонами добродетели и пренебрегал другими, но желает, чтобы, украшенный всеми этими добродетелями и претворяющий их в делах своих, служил ты Господу. И таким же образом кто-то имеет в себе и дни старцев и служит Господу во все дни их (ср. Суд.2:7 ), когда исполняет сказанное апостолом Павлом: «Подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор.4:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Как благодать есть начало славы и делает людей достойными славы; так грех есть начало осуждения и делает грешников достойными ада. А как много званных, а мало избранных! Можно ли представить что–либо страшнее, как то, что Бог попускает быть числу осужденных великому, а числу избранных малому? Кто не ужаснется страшных слов Спасителя, сказанных в ответ ученикам, спрашивавшим его: действительно ли мало число избранных? Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их ( Мф. 7:13–14 )! Кто может постигнуть то, что Он чувствовал, произнося сии слова: немногие находят их! Весь мир некогда погиб от потопа и только восемь душ спаслись в ковчеге. Это, по свидетельству Апостола Петра ( 2Пет. 2 ), показывает нам, как мало число спасающихся в сравнении с числом осужденных. Бог вывел из Египта шестьсот тысяч человек, не считая жен и детей, чтобы ввести в землю обетованную; в продолжении пути они видели тысячи опытов милосердия Божия, но из такого великого числа двое только имели счастье взойти в обетованную землю. Все святые отцы говорят, что это есть образ великого числа осужденных и малого числа спасающихся; ибо много званных, но мало избранных. Если же число избранных так мало, то как не трепетать среди сей общей опасности? Если бы только половина рода человеческого спаслась, то уже слишком много причин трепетать сего. Но что говорить о половине, если бы из всего рода человеческого только один должен быть осужден на вечные мучения, то и это должно бы устрашить всех. Когда Господь на вечери Своей сказал ученикам: что один из вас предаст Меня ( Ин. 13:21 ) они все смутились, ибо каждый из них трепетал, чтобы не быть виновным в столь страшном беззаконии. Если бы собралось множество людей и, по Божественному откровению, все бы узнали, что один них будет убит громом, то каждый трепетал бы за себя. Что же было бы, если бы знали, что половине угрожает эта опасность? Как велико было бы их смятение? О, человек мудрый для мира и безумный для дел всего, что касается твоего спасения! Бог открывает тебе, что число погибающих весьма велико, а спасающихся очень мало, и ты можешь жить в беспечности, не зная, к числу которых принадлежишь.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Апостол Иаков упоминает о том, что пророк Илия помолился – и три года не было дождя 223 в наказание израильскому народу за отступление от почитания истинного Бога и за уклонение в идолопоклонство. Тогда началась страшная засуха и голод. Потом он опять помолился: и небо дало дождь 224 . Апостол приводит это событие в доказательство силы молитвы, подчеркивая, что Илия был человек, подобный нам 225 , а помолился – и вот какое чудо произошло! Мы забываем, казалось бы, простую, совершенно очевидную, более того, подтвержденную прямыми высказываниями в Священном Писании истину: святые угодники Божии, какими бы великими они ни были, являлись людьми, подобными нам. Конечно, если Илия был подобен нам, то и прочие святые пророки, сами апостолы и святые отцы – все подобны нам. Однако они святые, а мы нерадивые, они сподобились благодатных дарований, а мы, к сожалению, часто не ощущаем благодати Божией и не понимаем, в чем состоит ее действие. В Евангелии от Луки приведены слова Спасителя, сказанные им для обличения назаретских иудеев, не веровавших в его избранничество и мессианство. Господь укорил их, приведя пример из Священной истории, и напомнил о том, что в древности израильтяне также отвращались от своих великих пророков, а пользу от них получали язычники. Этим Спаситель намекал на приближение времени, когда евреи окончательно лишатся благодати Божией и Ветхозаветная Церковь прекратит свое существование, а в Новозаветную Церковь войдут преимущественно язычники, то есть недавние идолопоклонники, жившие в нечестии. Для нас слова Спасителя имеют и еще одно, особенное, значение, хотя это, может быть, и неожиданный подход к ним: Господь подтверждает подлинность Священного Писания Ветхого Завета, его абсолютный, непререкаемый авторитет. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую 226 . Вот то краткое изречение Господа, в котором упоминается пророк Илия.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010