Христология антропоцентрическая (II: 201,439. 291,776),–Павлова есть центр апостольского созерцания, (I: 240), но якобы проникнута элементами иудейской теософии (I: 193,56. II: 307 сл. 349) и обезличивает Христа (II: 306); христология протестантская (II: 289,773. 290,776. 313,834). Христос: вопрос о лице Его–темный (II: 1241) и различ(ен)ие Христа исторического и догматического (I: LXVIII,541. II: 1301), – историчестого и мифического (II: 821), причем Он или существовал за 100 л. до р. Хр. (II: 816), или Его совсем не было (II: 36. 989. 997,116. 1077, 1276), и Христос есть мифическое создание (II: 1257. 1275. 1301,488) Христос–сын своего века (I: XXVII), апокалиптик (II: 1242) и экстатик (II: 600,574. 1247), сначала хотел просто обратить язычников на основе «Ноевых заповедей» (II: 813), был лишь ученик Гиллела, иудейский реформатор, во многом извративший иудейство (II: 3. 429,1, 813 сл. 1088. 1090. 1254) и действовавший только среди грецизированных иудеев (II: 15). Раввинизм замалчивает Христа (II: 84,178). Учение Христа о втором пришествии и последнем суде (I: XXXIV,230). Христос–животворящий дух при (по) воскресении (II: 245–6. 249–250. 253). Христос и Дух Св. (I: 557,248. 770,215). Христос предсуществующий (I: 242 сл. 297 сл. 305. 311 сл. 334.335. 584,522) якобы небесный человек или второй, небесный Адам (I: 243 сл. 623. II: 200 сл. 230. 231, сл. 250 сл. 257,666. 265–6. 312,837), причем идея преэкзистенции взята из иудейства (II: 215), и допускалась премирная человечность Христа (II: 207–210. 244), который будто бы представляется у Ап. Павла под формою мужчины (I: 722,215. 996,116). Христос прославленный (I: 270–1). Христос и универсализм (II: 1262). Божество Христа (II: 309,827. 311. 312,835. 565,492. 584,522) по исконному христианскому верованию (II: 314,841) и поклонение Ему (II: 999,116. 1280) Хуна бен-Абин рав. 96 I: 403. II: 854,146. I: 431,464. Царство Божие в иуд. (I: 467,56); царство Божие и царь (I: 663,70. 961,536). Царство Божие в христианстве–частию по соотношению с иуд. (I: 436–8. 441. 442. II: 585,522. 1126–7); царство Божие и Церковь (I: 442–3. 588,336).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

409 Г. Христолошке распре у XII веку и nojba нових сцена у апсидалном декору buзahmujckux црква: apxujepeu служе пред Xemuмacujoм и apxujepeu служе прд Агиецом//ЗЛУ. 2. 1966. С. 9 и сл. 412 Стерлигова И. А. Литургические сосуды//Декоративно-прикладное искусство Новгорода. Художественный металл XI–XV веков Μ.. 1996. 3. 414 Смирнова Э. С. Новгородская икона «Благовещение» начала XII в.//ДРИ. XII в. СПб., 2002. С. 517 и сл. 415 Анисимов А. И. Домонгольский период//Анисимов А. И. О древнерусском искусстве. Μ., 1983. С. 303 и сл.; ГТГ, Каталог. 8 (Корина О. А.); Лазарев В. Н. Русская иконопись... С. 38, 166, 12; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы богородичной иконографии XII в.//ДРИ. Балканы. Русь. СПб., 1997. С. 288 и сл.; Стерлигова И. А. Новгородские кратиры и икона «Богоматерь Знамение»: Некоторые проблемы иконографии//Там же. С. 311 и сл.; Гиппиус А. А. К атрибуции новгородских кратиров и иконы «Богоматерь Знамение»//Новгород и новгородская земля: История и археология. Новгород, 1999. С. 379 и сл.; Гордиенко Э. С. Каталог икон НГИАМЗ (в печати). 416 Мраморные иконы Великой Панагии, печати, монументальные росписи известны с конца XI в. (см.: Смирнова Э. С. Новгородская икона... С. 292). 418 Лихачев Д. С. Слово о полку Игореве и культура его времени. Л., 1985. С. 270 и сл; Этингоф О. Е. Образ Богоматери... С. 157 и сл. 419 К этому же мнению независимо пришла и убедительно его доказала И. А. Стерлигова, с чьей работой удалось познакомиться лишь в 2004 г.: Стерлигова И. А. Святыни Успения Богоматери в произведениях древнерусского искусства//Восточнохристианские реликвии: Сб. ст./Под ред. А. Μ. Лидова. Μ., 2003. С. 553 и сл. 422 Там же. СПб., 1848. Т. 4. С. 12, 177; Там же. Л., 1925. Т. 4. С. 171; Там же. СПб., 1862. Т. 9. С. 284. 423 См. об этом: Дмитриев Л. А. Житийные повести русского севера как памятники литературы XIII–XVII вв. Л., 1973. С. 97 и сл.; Frolow А. Le Znamenie de Novgorod//RES. 1948. Vol. 24. P. 67 ff.; 1949. Vol. 25. P. 45 ff.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

770 Собор – белокаменный, с резным декором (см.: Иоаннисян О. М., Зыков П. Л.. Леонтьев А. Е., Торшин Е. Н. Архитектурно-археологические исследования памятников древнерусского зодчества в Ростове Великом//Сообщения Ростовского музея. Ростов, 1994. Вып. 6. С. 199 и сл.). 771 Иоаннисян О. М. Комплекс древнейших построек Спасского монастыря в Ярославле//ДРИ. XIII в. СПб., 1997. С. 199 и сл. 772 Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. 2. С. 68 и сл.; Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. С. 98 и сл.; Столетов А. В. 1) Материалы к реконструкции Георгиевского собора города Юрьева-Польского//Культура Древней Руси. М., 1966. С. 263 и сл.; 2) Георгиевский собор города Юрьева-Польского и его реконструкция//Из истории реставрации памятников культуры. М., 1974. С. 111 и сл.; Торшин Е. Н. К вопросу о хронологии черниговского строительства рубежа XII и XIII вв.//ДРИ. XIII в. СПб., 1997. С. 163; Иоаннисян О. М., Торшин Е. Н., Зыков П. Л. Церковь Бориса и Глеба в Ростове Великом//Там же. С. 229. 773 Верх собора рухнул в 1445 г., здание сохранилось примерно до середины высоты стен, включая одноярусные притворы. Нынешний облик собора имеет не только чинки 1445 г., но обновлен в 1530 г., когда его разобрали до половины высоты стен, надстроили из кирпича, сделали пять глав, изменили апсиды. 775 Об уровне завершения собора можно отчасти судить по апсидам, переделанным в XVI в., но примерно сохранившим свою древнюю высоту. 777 Собор рухнул и восстановлен в 1471 г. В. Д. Ермолиным с обновлением верхних частей, опор, углов южного фасада. 778 Разные точки зрения: Кавельмахер В. В. Краеугольный камень из лапидария Георгиевского собора: К вопросу о так называемом Святославом кресте//ДРИ. XIII в. СПб., 1997. С. 185 и сл. 779 Позднее с северной стороны пристроили крошечный придел-усыпальницу для князя Святослава (ум. в 1252 г.). 782 Реконструкции переложенной резьбы (уцелевшей лишь на северном и отчасти западном фасаде) различны и дискутируются; наиболее аргументированной выглядит реконструкция А. В. Столетова, реставратора собора, сохраняющая для центральных прясел и люнетов притворов принцип свободной поверхности выше аркатуры с вмонтированными в неё сценическими изображениями. Символика изображений, тесно связанная с местом рельефов на поверхности стены, думается, нуждается в дополнительном исследовании с учетом новых знаний (см. о ней: Вагнер Г. К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси, г. Юрьев-Польской. Μ., 1964; Воронин H. Н. 1) Зодчество Северо-Восточной Руси. Т. 2. С. 98 и сл.; 2) Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской. Μ., 1967. С. 275 и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Находясь при Домициане в 90-е годы в условиях гонений, св. Иоанн пишет как будто о гонениях при Нероне (именно его имеет в виду число 666 – см. ниже). Местом написания Откр. св. Иоанн называет Патмос ( Откр. 1:9 ) – маленький остров, один из многих в Эгейском море, примерно в 100–110 км на юго-запад от Ефеса. Судя по всему, Иоанн находился там в ссылке или даже в заключении, что вполне отвечает обстановке преследований. Вместе с другими подобными мелкими островами Патмос действительно использовался римскими местными властями как место изгнания 1077 . Авторство Откр. В тексте Откр. пять раз упоминается имя Иоанна как автора книги – в третьем или в первом лице. Церковное Предание издревле отождествляет автора Откр. со святым апостолом Иоанном Богословом, написавшим Четвертое каноническое Евангелие и три Соборных послания 1078 . В самом начале автор говорит о себе в третьем лице («рабу Своему Иоанну»), а также об Ангеле (1, 1), через которого Бог удостаивает его быть зрителем открывающихся тайн. В Откр. все время подчеркивается момент зрения этих тайн: глагол «видеть» («я (у)видел» и т.п.) встречается более пятидесяти раз 1079 . За это св. Иоанн получил прозвище «Тайнозритель». В стихире, посвященной св. Иоанну Богослову, он именуется как «зритель неизреченных откровений». С другой стороны, еще в III веке Дионисий Александрийский усомнился в тождестве ап. Иоанна, написавшего Евангелие и три послания, и «старца Иоанна», как его назвал Папий Иерапольский (около 125-го года), написавшего Откр. Сомнения основаны на разнице лексикона и стиля Ин. и посланий, с одной стороны, и Откр., с другой. 1080 Слишком резким диссонансом звучит язык Откр. – наиболее неправильный и семитизированный из всех книг Нового Завета. Однако разница стиля и лексикона, определяемая жанром писания, совсем не обязательно означает, что трудились разные авторы 1081 . Наконец, последние исследования и открытия в области структуры Откр. и других Иоанновых писаний говорят в пользу единства их авторства 1082 . (Вместе с лексиконом, стилем и другими литературными особенностями структура произведения является одной из важнейших, хотя часто и игнорируемой его характеристикой). Но главное, что несмотря на разницу жанра, которая обязывает писателя соблюдать соответствующий стиль и использовать соответствующий словарь (а апокалиптика, как мы видели, выработала целый арсенал подобных средств), между Откр. и другими Иоанновыми писания имеются существенные (и вербальные, и концептуальные) сходства. Несколько ярких примеров:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Откр.12:9 с Откр.20:2 ). Слова св. Иустина в той же главе об абсолютном уничтожении смерти при втором пришествии Христа для тех, кто Ему верит и проводит богоугодную жизнь, напоминают Откр.20:14 и Откр.21:4 . Изображение вечного осуждения грешных ясно отсылает к Откр.14:11 , а изображение блаженства праведных – к Откр.21:4 . В 113 главе своего диалога Иустин Философ так же выражается о Христе: «Это Тот, в Котором и через Которого Отец обновил небо и землю» (ср. Откр.21:5 ), а затем далее: «Это Тот, Который будет светить, как вечный свет, в Иерусалиме (ср. Откр.21:23 и Откр.22:5 ). В 117 гл. говорится о блестящих одеждах (λευκα στλαι) праведных, в чём можно видеть ясный намёк на Откр.7:9, 13 и Откр.19:8 . В других сочинениях Иустина Философа также можно усматривать его знакомство с Апокалипсисом. В своей первой апологии (28 гл.) Иустин говорит: «у нас вождь злых демонов называется и сатаною, и диаволом, как вы можете узнавать об этом при исследовании наших писаний» 36 . Но из всех священных писаний в одном только Апокалипсисе дана вышеуказанная комбинация наименований диавола ( Откр.12:9, 20:2 ) 37 . Из всех указанных ссылок, намёков, параллелей и аналогий с несомненностью следует, что Иустин Философ признавал Апокалипсис книгой Священного Писания и приписывал его ап. Иоанну. Странным на первый взгляд кажется тот факт, что об авторстве ап. Иоанна он ясно говорит только в 81 главе своего диалога и ни разу в других своих сочинениях. Но если мы обратим внимание на общий характер его новозаветной цитации, то нам, наоборот, покажется необычайной та обстоятельность и определённость, с какого он в приведённом месте говорит об авторе Апокалипсиса. Иустину, несомненно, известны и послания ап. Павла, и Евангелие Иоанна, однако он нигде в своих сочинениях определённо не ссылается на них, хотя его богословский язык и образ мыслей ясно предполагают в своей основе писания апп. Павла и Иоанна. Вообще нужно заметить, что в сравнении с массою ветхозаветных цитат и авторитетов, с которыми мы на каждом шагу встречаемся в его произведениях, новозаветные писания занимают весьма скромное место.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kanoni...

Нельзя также сразу не отметить, какое особое или даже необычное место занимает Откр. в Библии, в богослужении Церкви и в сознании людей. Что касается Библии, то Откр. является ее последней книгой. Ею заканчивается Новый Завет, в чем невозможно не увидеть глубокого смысла. Последние главы Откр. (21–22) содержат блистательное описание красоты и славы Небесного Иерусалима — того преображенного, изобилующего красотой мира, которым, согласно первым главам Библии (Быт. 1–2), должно была с самого начала стать все творение. Таким образом, перед нами зеркальное соотношение изначального Божьего замысла и его непреложного осуществления — тех двух полюсов, что определяют направленность истории всего творения и обрамляют ее библейское изложение. Причем концовка Откр. (и Библии) отражает напряженное христианское ожидание намеченного осуществления: Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22, 20) В то же время последнее место Откр. в каноне Нового Завета имеет и другое объяснение — не богословское, а более практическое. Дело в том, что Откр. было принято в канон Нового Завета не без серьезных колебаний и сомнений, особенно на Востоке. Канонический авторитет за ним окончательно закрепился лишь к III–IV векам. Очевидно, этим объясняется и то, что Откр. не входит в состав Писаний, читаемых за богослужением в Православной Церкви (в отличие от Католической и протестантских) . Кстати, при этом Откр. не было последней по времени написания новозаветной книгой (скорее всего, такой является 2 Петр. ). Колебания по поводу каноничности Откр. были вызваны тем, что с точки зрения содержания и понимания эта книга слишком специфична. Адекватное понимание Откр. требует определенного опыта христианской веры, воспитанной на основополагающих новозаветных книгах (прежде всего, Евангелиях), жизни в Церкви, и в не меньшей степени достаточно конкретных знаний об особенностях такого рода литературы древности, как апокалиптика в целом. Без такого церковного опыта и историко-литературных познаний чтение Откр. является в высшей степени небезопасным, т. е. сопряженным с большой долей риска неправильного понимания.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

Перед концом мира, когда, по ап. Павлу, «будет взят от среды удерживающий теперь» ( 2Сол.2:7 ), диавол будет отпущен на свободу, т. е. получит власть вновь безнаказанно возмущать против Бога народы земли ( Откр.20:7–8 ). Он выведет на брань со святыми антихриста и его лжепророка, а также целые полчища своих пособников, «Гога и Магога», как зовет их Апостол, заимствуя это название у прор. Иезекииля (39 гл.); под ними подразумевались враждебные иудеям народы. 3. Воскресение мертвых и всеобщий суд (Откр.20:9–15) Бог окончательно и навсегда поражает диавола и его лжепророка-антихриста: сшедший от Бога огонь вверг их навеки в озеро огненное, где будут они мучиться «во веки веков» ( Откр.20:9–10 ). Затем последовало всеобщее (второе) воскресение на суд ( Откр.20:12–13 ). Раскрытая книга, по которой производится суд, есть книга жизни, т. е. ведение Божие жизни каждого человека. Каждый судим по делам своим ( Откр.20:13 ). Сама же смерть и ад низвержены в озеро огненное – в мире воцаряется вечное царство Христово ( Откр.14:20 ). 5. Новый Иерусалим и блаженство праведников (Откр.21:9–22, 21) Один из ангелов вознес Иоанна на великую и высокую гору и показал ему великий город, святой Иерусалим, сходящий с неба, от Бога. Это Церковь Божия, вступившая в новое состояние по обновлении неба и земли. Теперь это – единая, торжествующая Церковь первенцев, соборное единство праведников с Богом, живая скиния Бога с Его народом ( Откр.21:3 ), украшенная, как невеста, невинностью, правдой и добрыми делами святых. Иерусалим земной был только слабым прообразом Иерусалима небесного. В этом святом граде уже не будет особого храма ( Откр.21:22 ), так как вся вселенная станет единым храмом, а жизнь вечная будет непрестанным богослужением. Религия будущей земли будет вполне духовна и безобрядна. Наше служение есть сень и прообраз, – тогда же все явится совершенным и узрим Бога «лицем к лицу». Ему, живому Богу, в личности Сына Его Христа будет воздаваться поклонение ( Откр.21:24 ). В горнем Иерусалиме не будет никакого светила для освещения, ибо свет славы Сына Божия будет освещать все ( Откр.21:23; 22, 5 ). Все будут объяты этим невечерним, нетварным благодатным светом. В этом граде все спасенные от всех народов будут блаженствовать в ненарушаемом мире и славе ( Откр.21:23–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Чрез три года он перестал платить установленную дань и умер (в 11-м году по восшествии на престол), или при защите своей столицы от халдейского войска, осадившего Иерусалим, или не задолго до этой осады Иерусалима халдеями (см. 4Цар. 24:6, 7, 10 ). Иехония, сын его, держался только три месяца и сдался наконец вавилонскому царю, который и переселил его в Вавилон с его семейством и с знатными и ремесленными людьми города Иерусалима. На престол посажен был брат Иоакима, Матфания, переименованный в Седекию. Во всех этих событиях ясно обнаружилась сила вавилонской монархии, уже начинавшей налагать свою руку на царство иудейское. Угрозы Иеремии начинали исполняться. Но нравственного исправления в народе и его начальниках не последовало. Священники своекорыстно заботились лишь об исправном приношении жертв, не считая своим делом, или забывая заботиться о нравственном исправлении народа; вельможи, ревнуя о независимости родного государства, и слышать не хотели о покорности вавилонскому царю, которую советовал пророк Иеремия ( Иер. 27:1–15, 38:4  и сл.); а ложные пророки выдавали за откровение Божие свои предсказания о скором и полном прекращении зависимости Иудеи от Вавилона и о возвращении уведенных в плен с Иехониею ( Иер. 27:14  и сл.; Иер. 28:1–4 ). Нерешительный Седекия колебался, волнуемый то надеждами, которые внушали ему ложные пророки, то страхом пред угрозами пророка Иеремии, то опасениями за свою безопасность со стороны вельмож, из ложной любви к отечеству настаивавших на сопротивлении царю вавилонскому ( Иер. 37 и Иер. 38 главы). Пророк Иеремия, видя, что современное поколение должно погибнуть от халдеев, утешается только мыслию о том, что на развалинах Иерусалима и других городов Иудеи возстанет новое поколение, с которым Господь заключит новый вечный завет и которое будет носить закон Божий в сердце своем (главы Иер. 30 , Иер. 31 , Иер. 33 ). Поддерживаемый надеждою на это лучшее будущее, пророк старается успокоить своих сограждан, убеждает их не оказывать сопротивления врагу, так как плен неизбежен и упорство иудеев может лишь увеличить число безполезных жертв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Иер.6:22 .  Так говорит Го­с­по­дь: вот, идет народ от страны северной, и народ великий поднимает­ся от краев земли; Иер.6:23 .  держат в руках лук и копье; они жестоки и немило­серды, голос их шумит, как море, и несут­ся на конях, выстроены, как один человек, чтобы сраз­иться с тобою, дочь Сиона. Пророк имеет здесь, очевидно, в виду вавилонян (ср. Иер 1.15 ; Иер 4.15 ) «Дочь Сиона» – главным образом население Иерусалима. Иер.6:24 .  Мы услы­шали весть о них, и руки у нас опустились, скорбь объяла нас, муки, как женщину в родах. Иер.6:25 .  Не выходите в по­ле и не ходите по дороге, ибо меч неприятелей, ужас со всех сторон. Это говорит народ, живущий на Сионе. Иер.6:26 .  Дочь народа моего! опояшь себя вретищем и по­сыпь себя пеплом; сокрушайся, как бы о смерти един­ствен­ного сына, горько плачь; ибо внезапно при­дет на нас губитель. Пророк приглашает иудеев оплакивать свою гибель как вполне несомненную. Иер.6:27–30 . В заключение пророк говорит, что, по повелению Божию, он исследовал нравственное состояние своего народа и нашел, что этот народ вполне заслужил отвержение от Бога. Иер.6:27 .  Башнею по­ставил Я тебя среди народа Моего, столпом, чтобы ты знал и следил путь их. «Башнею» – точнее с евр.: испытателем (по слав. искусителем) если вместо bochon ­­ башня читать: bochen. – «Столпом» – по евр.: mebazer. Это выражение, очевидно, параллельное выражению bochen, но точное значение его установить нельзя. Иер.6:28 .  Все они – упорные отступники, живут клеветою; это медь и железо, – все они раз­вратители. Это слова пророка. По его наблюдениям, иудеи представляют, собою только медь и железо и не могут быть сравнены с какими-либо благородными металлами. Иер.6:29 .  Раздувальный мех обгорел, свинец истлел от огня: плавильщик плавил напрасно, ибо злые не отделились; Иер.6:30 .  отвержен­ным серебром назовут их, ибо Го­с­по­дь отверг их. Сравнивая свой народ с металлическою рудою, пророк, подобно плавильщику, хотел отделить шлаки или примеси от серебра. Но все было напрасно – шлаки или злые люди не отделились – все иудеи оказались совершенно однородною массою. Один свинец!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иер.7:11 .  Не соделал­ся ли вертепом раз­бойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Го­с­по­дь. Иудеи самый храм превратили в вертеп или пещеру, куда временно укрываются от преследования властей разбойники. Иер.7:12 .  Пойдите же на место Мое в Силом, где Я пре­жде назначил пре­бы­вать име­ни Моему, и по­смотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля. «Силом», город колена Ефремова, до смерти первосвященника Илия был таким же теократическим центром, каким теперь служит Иерусалим. Однако за грехи дома Илия и всего народа Израильского он лишен был своего великого преимущества и теперь, во время Иеремии, он представлял собою одни развалины. Иер.7:13 .  И ныне, так как вы делаете все эти дела, говорит Го­с­по­дь, и Я говорил вам с ран­него утра, а вы не слушали, и звал вас, а вы не отвечали, – Иер.7:14 .  то Я так же по­ступлю с домом сим, над которым наречено имя Мое, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как по­ступил с Силомом. Иер.7:15 .  И отвергну вас от лица Моего, как отверг всех братьев ваших, все семя Ефремово. Точно также поступит Господь и с нынешним центральным пунктом теократии – Иерусалимом и его храмом. – «Семя Ефремова» – 10 колен Израилевых, названные здесь по имени сильнейшего колена. Иер.7:16 .  Ты же не про­си за этот народ и не воз­носи за них молитвы и про­ше­ния, и не ходатай­с­т­ву­й пре­до­ Мною, ибо Я не услы­шу тебя. Иер.7:17 .  Не видишь ли, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалима? Иер.7:18 .  Дети собирают дрова, а отцы раз­водят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать воз­лияния иным богам, чтобы огорчать Меня. Иер.7:19 .  Но Меня ли огорчают они? говорит Го­с­по­дь; не себя ли самих к стыду своему? Иер.7:20 .  Посему так говорит Го­с­по­дь Бог: вот, изливает­ся гнев Мой и ярость Моя на место сие, на людей и на скот, и на дерева по­левые и на плоды земли, и воз­горит­ся и не по­гаснет. Чтобы показать неизбежность наказания, возвещаемого иудеям, Господь запрещает пророку и молиться за этот народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010