Из Слова Божия мы узнаём, во-первых, что клятва установлена и освящена Самим Богом ещё для народа Израильского: «Господа Бога твоего, – говорит Бог чрез Моисея, – бойся и Ему (одному) служи (и к Нему прилепись), и Его именем клянись» ( Втор.6:13:10:20 ). «Если кто отдаст ближнему своего осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрёт, или будет повреждён, или уведён, так что никто сего не увидит, клятва пред Господом да будет между обоими в том, что взявший не простёр руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а тот не будет платить» ( Исх.32:10–11 ; Иер.4:1–2 ). Ветхозаветные пророки предсказывали, что во времена Мессии даже и сами язычники будут клясться Именем Бога истинного. «Кто будет клясться на земле, – говорит прор. Исайя, – будет клясться Богом истины» ( Ис.65:16 ; ср. Ис.19:18 ). Во-вторых, Священное Писание ясно даёт видеть, что клятва была во всеобщем употреблении и в Ветхом и Новом заветах. Ею клянутся патриархи. Так, например, патр. Авраам клялся Богом Авимелеху ( Быт.21:23–24 ), клялся Моисей ( Нав.14:9 ), клялись Давид и Ионафан ( 2Цар.21:7 ; 3Цар.1:17:29–30 ). Клялся апостол Павел ( Рим.1:9:9:1 ; 2Кор.1:23 ; Гал.1:20 ; 1Фес.5:27 ; 1Тим.5:21 ; 2Тим.2:14:4:1 ). Клянутся Ангелы ( Дан.12:7 ; Откр.10:5–6 ). Клянётся, наконец, Сам Господь Бог . «Мною клянусь», – говорил Он Аврааму, обещая ему Своё особенное благословение ( Быт.22:16–18 ; Пс.88:4–5 ; Ис.45:23 ; Иез.33:11 ). Апостол Павел пишет; «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою... Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр.6:13–17 ). Когда первосвященник иудейский обратился к Спасителю с вопросом, сопровождаемым клятвою, говоря: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, ты ли Христос, Сын Божий?» ( Мф.28:63 ), – то Спаситель не отверг этой клятвы, а уважил её, давши прямой ответ о Божестве Своём: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Скачать epub pdf Глава XLIX Иер. 49:1 . Еда не суть сынове Исраилевы, или наследника несть им? То есть разве не повинуются Богу или совсем лишены Его помощи, что так восстали на израильтян? Этим показывает иудеям, что за причиненные им бедствия (Бог) наказывает народы. Иер. 49:4 . Что хвалишися во удолиях «в Иакиме» ( и ακμ) 247 . Иаким был самым большим городом, лежащим на равнине; он служил средоточием военных действий против врагов. Итак говорит: не надейтесь да него, так как ниспровергнется. Иер. 49:4 . Стече удолие твое. То есть не этот только (город) погиб, но и другие, лежащие на равнине, вместе с самыми долинами ( τν πεδ ων), когда враги опустошали все, попадающееся (им). Иер. 49:13 . В проклятие «Восора» ( τς Βοσ ρ 248 ) посреде «части» ( μρους) его. Говорит о Бостре, так как нынешняя Аравия была тогда Идумеей. А слова: посреде части его присоединены потому, что он был главным городом. Иер. 49:19 . Се якоже лев изыдет от среды Иордана на место «Эфам» ( θμ 249 ), яко скоро сотворю им бежати от него. Эфам нужно читать согласно с еврейским текстом, а значит: сильное. Хочет же сказать то, что варвар, поднявшись, подобно льву, опустошит страну; об Иордане упоминает, потому что там особенно появляются эти звери и бывают страшны. Иер. 49:28 . К Кидару, царице двора, егоже порази Навуходоносор, царь Вавилонский, потому что так, именем Кидара, обыкновенно называет божественное Писание этот народ. А царица двора есть название города, который по-еврейски произносился «Мелхед асор», из них первое (греческий переводчик) передал словом: ( βασιλσσα) – «царица», а «асор» значит: двор; может быть, так называли этот город и в качестве митрополии; подобно многим городам, и этот получил такое название. После этого пророчествует об Эле. Говорят, что это эламиты, называемые ныне персами. 248 В древн. греч. сп., как и в Слав. Б., «Восора» отсутствует, а в евр. тексте и в латин. переводе название этого города читается. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

1882 . Подгорецкий – Рождество – Богородицкий, мужской, ныне село Подгорце, Люблинской губ., Грубешовского у., в 10 вер. к зап. от Грубешова, при р. Гуйве. Основание ему положено помещиком Гвоздем при владыке Паисие и с его благословения, в первой четверти XVII ст. Сын основателя в 1641 г. осо­бою записью обеспечил этот м-рь имениями. Батюшков, “Холм. Русь”, 83, 90. 1883 . Поддубецкий, мужской, ны­не село Поддубцы, Волынской губ., Луц­кого у., в 20 вер. к вост. от Луцка. История его неизвестна, но здесь издавна находилась чудотвор. икона Бож. Матери. Надобно полагать, что он уже прекра­тил свое существование в XVII ст., так как в духовном завещании 1710 г. двор. Ловдыковский просит похоронить его при церкви Успения Богород. в селе Поддубцах, не упоминая о м-ре. “Волын. епар. в.”, 1867 г., 8 (краткое известие); “Архив Юго-Зап. России”, ч. 4, т. I, 363, (духовн. завещание). 1884 . Поддубисский или Поддубинский, мужской, ныне приход­ская церковь в мест. Поддубиссах (По­дубись), Ковенской губ., Шавельского у., в 19 вер. к юго-зап. от Шавли, при рч. Дубиссе. Принадлежал к числу древних в крае и существовал ранее половины XVII ст.; при введении унии отнят униатами, устроившими в нем среднее учебное заведение для дворян. “Сурдегский Св. Духов м-рь”, 15. 1885 . Покровская – Сосновская, мужская пустынь, ныне деревня Сосновка, Рязанской губ., Зарайского у., в 20 вер. к сев.-зап. от Зарайска, при р. Оке. По писцовым книгам кн. Ив. Львова она значится существующею в 1628 г. и владела тогда землями и сельцом Сос­новкою. В 1631 г. она значилась в Ростиславском стане и имела церковь Покрова «древяну клетцки». В 1680 г. приписана к Воскресенскому, Нов.-Иерусал., м-рю, за которым состояла и в 1723 г. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 185; “Кратк. ист. опис. ставропиг. Воскресен. м-ря”, 1852 г., 51; Воздвижен­ский, “Ист. обозр. Рязан. епар.”, 334; “Рязан. губ. в.”, 1855 г., 43 (выпись из писцов. книг); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 440 (в 1620 г. игум. Сергий); “Дополн. к Акт. истор.”, X, 81 (Роспись приписн. м-рей 1683 г.); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1874 г., III, Отд. 1, 57 (о приписке пуст. к Воскр. м-рю), IV, Отд. 1, 183 (игум. Иосиф 1656 г.), 1875 г., II, Отд. 1, 532 (описание пуст.); “Опис. до­кументов и дел архива Св. Синода”, II, ч. 1, прилож., DLVI, XLIX (в 1678 г. имел крест. 20 двор.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Нетрудно согласиться в том, что сие изъяснение вероятно. Не доказано только то, что слова сера и огонь точно значат молнию. Их знаменования нельзя определять по их употреблению в других местах Св. Писания (Пс. X. 6. Иез. XXXVIII. 22). Ибо сии места не без основания могут быть принимаемы за указания на историю Содома и потому должны объясняться ею, а не объяснять ее. Необходимо должно признать в потреблении Содома действие сверхъестественное: поелику оно предсказано Богом; поелику Ангелы приписывают оное Богу как первой причине, и себе как орудиям (13); поелику огнь, низведенный Иеговою от Господа, по напряженности самого сего выражения, значит нечто более, нежели простое действие природы. И в других местах Св. Писания огнь от лица Иеговы (Лев. IX. 24), также огнь с небес (2 Пар. VII. 1) значит чудодейственный огонь. О истреблении Содома и Гоморры некоторые пророки говорят как о конечной гибели (Ис. XIII. 19. 20. Иер. XLIX. 18. Соф. И. 9). Но Иезекииль, назвав Содом и Самарию сестрами Иерусалима по беззакониям, всем им предсказывает обращение и восстановление (XVI. 46. 47. 53. 55). Иероним указывает Содом на берегу Мертвого моря. В истории христианских Церквей упоминается епископ содомский, принадлежавший к митрополии Петры (Labb, t. 1. Concl.). Должно думать, что Содом у пророка значит разврат язычников; у Иеронима — развалины или следы города, а в церковной истории — такой город, который с древним Содомом ничего не имеет общего, кроме имени, и никакой связи, кроме запутанных преданий. НЕСЧАСТИЕ ЖЕНЫ ЛОТОВОЙ 26. Жена же Лотова оглянулась назад и стала соляным истуканом. Некоторые новейшие толкователи, не могши согласить с образом своих мыслей сего превращения жены Лотовой, превращают ее истукан в памятник, ей воздвигнутый (Михаэлис); а другие (Дате, Мейснер) стараются истолковать из слов Моисея только такой смысл, что она увязла в соли. Напротив того, древние вообще полагали, что жена Лотова превращена в каменно–соляный истукан или столп (Прем. X. 7). Климент Римский говорит, что сей истукад оставался до его дней (Ер, ad Corinth.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

12. Вот род Измаила, сына Авраамова, которого родила Аврааму Агарь, Египтянка, служанка Саррина, и 13. вот имена сынов Измайловых, имена их по поколениям их: первенец Измаилов Неваиоф, за ним Кедар, Адбеел, Мивсам, 14. Мишма, Дума, Маеса, 15. Хадар, Фвма, Ивтур, Нафиш и Кедма. 16. Сии суть сьилы Измайиловы, и сии суть имена их, в ордах их, в кочевьях их. Это двенадцать князей народов их. 17. Лет же жизни Измайловой было сто тридцать семь лет; наконец он изнемог, и умер, и присоединился к народу своему. 18. Потомки его расселились от Хавилы до Сура, что при входе в Египет, и даже до Ассирии. Так пал ему жребий жить пред лицом всех братьев своих. Первенец Измаилов Неваиоф. От сего Наватеи, богатые овнами (Ис. LX. 7). Кедар. И от сего знатное колено, также обиловавшее скотоводством. Кажется, что его именем в Св. книгах нередко вообще означается Аравия каменистая (Пс. CXIX. 5. Песн. I. 4. Ис. XXI. 16. 17. XLII. 11. LX. 7. Иер. XLIX. 28). У Плиния (L. V, с. И) Кедреи. Дума. Город сего имени есть и ныне, как можно видеть в описаниях Аравии у Абулфеды и Нибура. Хадар. В тексте самаритянском Хадад; равно как в книге Паралипоменон (1 Пар. I. 30). Фема. Племя сие упоминается у Исаии (XXI. 14) и Иеремии (XXV. 23). Иетур. От сего производят имя Итуреи, страны за Иорданом, где обитало колено Манассиино (1 Пар. V. 19). Кедма. От сего, может быть, имя пустыни Кедемоф (Втор. II. 26). Это двенадцать князей народов их. Аравляне и ныне управляются старейшинами поколений, под именем эмиров. Так пал ему жребий жить пред лицем всех братьев своих. Сие выражение против еврейского дополнено, по сличению с подобным полным выражением (Пс. XV. 5, 6). Жребий значит здесь предоставление Прог мысла Божия. Писатель указует здесь событие предсказания (Быт. XVI. 12). ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ИСААК, ИАКОВ, ИОСИФ Верою о грядущих благословил Исаак… верою Иаков… верою Иосиф (Евр. XI. 20 — 22) РОЖДЕНИЕ И СВОЙСТВА ДВУХ СЫНОВ ИСААКА. Б. XXV. 19–34 19. Вот род Исаака, сына Авраама. Авраам родил Исаака. 20. Исааку было сорок лет от рождения, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамлянина из Подан Арама, сестру Лавана Арамлянина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

Замечание это имеет свою особенную важность и не может быть оставлено Библейским историком без некоторой утилизации. Как попятно, определение времени хотя некоторых из этих субботних годов весьма много помогает определить по ним более точно и время многих других, из коих от времени Иисуса Навина до последних времен Библ. истории только немного упоминаются в Свящ. Писании, дополняясь в других случаях Иосифом. В Свящ. Писании определенно и точно названы субботними года: 1) освящения Соломонова храма (1004 до Хр. начало LXIII субб. года, 2Nap.5:3; VII, 8–10 ; срав. 3Цар.8:2, 65 ); 2) следующий за поражением Сеннахерима (709 до Хр. – CV субботний, 4Цар.19:29 ; срв. Ис.37:30 ); 3) первый год трехлетней осады Иерусалима Навуходоносором (591/90 до Хр. Иер.34:14 – CXXII субботний) и 4) год осады Иерусалима Антиохом Евпатором ( 1Мак.6:49 ). Сверх этих указаний, еще 2 субботних года точно определяются у Иосифа; это – год смерти первосвящ. Симона Маккавея (163 до Хр. ρχ. ХΙΙ, 7, 4 – CLXXXΙΙΙ субботний), и наконец – год взятия Иерусалима Иродом в последнем случае. Это последнее замечание дает возможность установить, что описываемое событие имело место в 717 году от основания Рима, т.е., за 37 л. до Христ. эры. Замечание Иосифа, что то было время консульства Агриппы и Галла имеет вариацию в другом источнике, имение у Dio Cass. XLIX, 22, где консульство указывается более раннее – Клавдия и Норбана (38 г.). Однако, большая обстоятельность и детальность Иосифа представляет более шансов на достоверность пред кратким и сжатым очерком Диона, и все новейшие исследователи отдают предпочтение первому. В самом деле, мы знаем, что Пакор, военачальник Парфян, был побежден Вентидием, Римским полководцем, 9 июня 38 г. После этого Вентидий идет на Антиоха Комагенского и осаждает его в Самосатах (Plut. Anton. 34), во время каковой осады приходит к Самосатам и Антоний, навещаемый потом Иродом. Осада эта, как известно, затянулась (Plut. Anton. 34: τς δ πολιορκας μκος λαμβανοσης) и только после нее Сосий получает приказание помочь Ироду (ρχ. XIV, 15, 8–9). Эта помощь, т.о., могла прийти к Ироду не раньше осени 38 г., а повествование Иосифа, с другой стороны, не оставляет сомнения в том, что до падения Иерусалима после этой поддержки прошла еще зима (ρχ.XIV, 15, 11: πολλο χειμνος κατααγντος; 15, 12: χειμν πσχε βαθς; потом 15, 14: λξαντος δ το χειμνος, и наконец – 16, 2: θρος τε γρ ν). Таким образом, завоевание Иерусалима, вопреки Gumpach’y, Caspari и др., произошло летом 37 г. (срв. Sanclemente, do vulg. 366–371. Ideler, Handb. ΙΙ, 390; Ewald IV, 646; Burcklein и Kellner)…

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

“Ист. Росс. Иер.», III, 461; “Кратк. ист. опис. ставроп. Воскр. м.», 1852 г., 52; Токмаков, “Муром, у. г-д Влад. губ.», 24 (подтвердит. грам.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 716, 53; “Дополн. к Акт. истор.», X, 81 (Роспись приписн. м-рей 1683 г.); “Акты юридич.», 227 (Сотная 1574 г. на Муром. посад); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 18; “Чтения в И. Общ. ист.», 1874 г., III, Отд. I, 59 (приписка к Воскр. м-рю); 1875 г., I, Отд. 1, 375, 377 (оброчн. приписн. м-ри); II, Отд. 1, 536 (кратк. истор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, прилож., DLXII, XLIX (в 1678 г. имел крест. 26 двор.). 993. Николаевский – Немировский, женский, 2-го класса (с 1795 г.), Подольской губ., Брацлавского у., Немировской волости, в 17 вер. к сев. от Брацлава и в 1½ вер. от местечка Немирова, в лесу. Первоначально был мужским и основан в ст. графом Потоцким; в 1783 г. преобразован в женский. В соборном храме Успения находится чудотвор. икона Божией Матери и св. Николая, писанная в одной раме. При м-ре находится училище, учрежденное в 1860 г. “Ист. Росс. Иер.», V, 143; Ратшин, 440; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 200; “Опис. монаст.», 1817 г., 70 (во всех этих сочинениях неправильно называется Неморовским); “Памят. кн. Подоль. губ. на 1859 г.», Отд. I, 20; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1870 г., 199 (училище); 1884 г., 250 (тоже); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 552. 994. Николаевский – Особный, мужской, ныне приходская церковь в гор. Торопце, Псковской губ. Существовал в XVII ст., именно в 1611 г., когда образ св. Николая участвовал в крестном ходе вокруг города, совершенном по случаю ожидавшегося нападения поляков. В 1623 г. им управлял игумен Кирилл. В 1676 г. игум. Никон получил руги 24 руб. 21 алтын пол-4 денги. Упразднен в 1764 г. “Зап. И. Р. Геогр. Общ.», 1864 г., кн. I, 19, 25, 26, в примеч.; Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г., 389; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 408, 44; “Временник Общ. ист.», 1856 г., XXIV, Чиновн. патр. Иоакима 1675 г., 66 (посвящение во игумена черн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

30:18, Ис. 33:1–5, Ис. 59:16–19, Иер. 9:23–24, Иез. 18:20–24, Дан. 9:7. О Божием всеведении: Иер. 17:9-10. О святости Божией: Ис. 6:3, Ис. 57:15, Ос. 11:9. О вечности Божией: Ис. 43:10. О Царстве Божием О Новом Завете: Ис. 55:3, 59:20-21Иер. 31:31–34, Дан. 9:24–27 (см. Деяния 13:34). О призвании язычников в Церковь: Ис. 2:2, Ис. 11:1-10, Ис. 42:1-12, Ис. 49:6, Ис. 54:12–14, Ис. 65:1–2, смотри Гал. 4:27, 1:9 и 2:23. О внутреннем обновлении: Ис. 44:3, Зах. 12:10–13:1, 14:5–9, Ис. 35:1–7, Ис. 55:1, Ис. 55:10–11, Ис. 12:3–5, Иоиль 2:28–32. Сердце единое и дух новый: Иез. 11:19–20, Из. 36:24-2. О Царстве Божием в образе горы Божией: Ис. 2:2–3, Ис. 11:1-10 (см. Рим. 15:12), Дан. 2:34, Иоиль 3:17, Авд. 17, Зах. 8:3. О добродетелях О благоговении перед Богом: Мал. 4:2, Мал. 3:16–18. О вере: Авв. 2:4. О надежде на Бога: Ис. 8:9-14, Ис. 25–27 гл., Ис. 26:2-12, Ис. 30:7, Ис. 30:15, Ис. 40:29–31, Ис. 51:7–8, Ис. 51:12–14, Ис. 54:10, Иер. 9:23–24, Иер. 15:20–21, Иер. 17:7–8, Иез. 34:14–16, Мих. 7:7-19, Авв. 3:17–19. О познании Бога: Ис. 2:2–3, Ис. 11:1-10, Ис. 54:13, Иер. 9:23–24, Иер. 31:31–34, Ос. 6:3. О смирении: Ис. 57:15–16, Ис. 66:1–2, Мих. 6:8. О стремлении к добродетели: Ис. 1:17, Ис. 33:14–16, Ис. 55:6–7, Вар. 4:4, Зах. 7:9-10, 8:16–17. О справедливости: Ис. 1:27, Мих. 6:8 . О милосердии: Ис. 1:17-Ис. 58:2-12, Ос. 6:6. Призыв к покаянию Обличительные речи: Ис. 1:3–6, Ис. 3:9-11, Ис. 5:20–23, Ис. 10:1–2, Ис. 19:13, Ис. 30:1, Ис. 42:18–20, Ис. 45:9-10, Ис. 57:20–21, Ис. 59:1–4, Иер. 2:13, Иер. 5:1–5, Иер. 7-я гл., Иер. 8:9-11, Иер. 9:8, Иер. 15:1–2, Иер. 17:1, Иер. 17:5, Иер. 22:13–17, Иер. 44:4–6, Иер. 48:10, Мих. 7:1–6, Соф. 3:1–5, Мал. 1:6. Призыв к покаянию: Ис. 1:16–20, Ис. 64:6–9, Иер. 8:4–5, Иез. 18:30–32, Ос. 6:1–3, Иоил. 2:11–17, Зах. 1:3–4, Мал. 1:9. О последних временах О духовным голоде: Ам. 8:11 . О лжепророках: Ис. 9:15, Иер. 14:14–16, Иер. 23:15–17, Иер. 23:26–28, Иез. 13:3-16, Иез. 14:9-11, Соф. 3:4, Мих. 3:5–7. О пастырях: добрых — Иер. 3:15; негодных — Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Через Иеремию Бог предпринял последнюю попытку призвать народ к покаянию, которое спасло бы его от наказания. Пророк говорит не о грехе вообще, он указывает конкретные прегрешения народа и его вождей ( Иер. 7:9 ; Иер. 19:4.5 ; Иер. 34:16 ). Но это не речь обвинителя, требующего наказания, а призыв к очищению от грехов с тем, чтобы Бог явил Свою милость. Для того чтобы подвигнуть народ к покаянию, необходимо предупредить его о приближающемся наказании. Иудеи считали, что поскольку в Иерусалиме стоит храм Господень, то все несчастья минуют город. Поэтому Господь угрожал разрушить и город, и храм ( Иер. 26:6 ; Иер. 34:2 ; Иер. 37:8 ), а Божий народ рассеять среди язычников, угнав из страны, которую Он даровал его предкам. Но Бог при этом взывал к народу: «Исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте» ( Иер. 7:3 ). Помимо речей, обличающих современников Иеремии, мы встречаем у него пророчества, относящиеся ко времени после падения Иерусалима. Мы узнаем об ограничении вавил. владычества 70 годами ( Иер. 25:11 ), о возвращении евреев из плена и о восстановлении Иерусалима ( Иер. 30:18 ). кроме того, уже в начале К.п.И. дается обетование о будущем спасении Израиля, когда люди не будут больше вспоминать о ковчеге завета, потому что Иерусалим станет «престолом Господа», к которому соберутся все народы ( Иер. 3:16.17 ). В момент величайшей нужды брошенный в темницу Иеремия снова и снова провозвещает грядущую славу Иуды и Израиля ( Иер. 30Иер. 33:26 ). IV. КОМПОЗИЦИЯ Книга пророка Иеремии состоит из 52 глав и представляет собой собрание речей пророка, произнесенных им почти за полвека. Приняв за кульминационный момент описание разрушения Иерусалима, композицию книги можно представить след. образом: Введение: призвание пророка на служение ( Иер. 1:1–19 ). 1 . Период до разрушения Иерусалима ( Иер. 2Иер. 39:18 ): а) призывы к покаянию ( Иер. 2Иер. 29:32 ); б) будущее спасение и новый завет ( Иер. 30Иер. 33:26 ); в) осада и разрушение Иерусалима ( Иер. 34Иер. 39:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

«Для чего вышел я из утробы, чтобы видеть труды и скорби, и чтобы дни мои исчезали в поношении?» ( Иер.20:14–18 ). Пророк колебался, не прекратить ли ему свою мучительную для него деятельность, как колебался и ранее, боясь выступления на ответственное служение пророка ( Иер.1:6, 17:18 ). Но Господь избирает его на служение себе, плачущего, колеблющегося, робкого, нерешительного. И как избирает?!. О немногих подчеркнуто это в Библии – до рождения, даже до сформирования в утробе матери ( Иер.1:5 ; ср. Суд.13:15, 16:17 ; Ис.49:1 ; Лк.1:15 ; Гал.1:15 ). Так в лице Иеремии Господь избирает слабое и немощное человеческое, показывая этим, что пред ним не ценны сами по себе ни твердость воли, ни бесстрашность в действиях: все – от Него, Им подается. Иеремия искал помощи у Господа с надеждою ( Иер.17:17 ), и Господь сам укрепляет пророка ( Иер.1:7–8, 2:2, 19:14, 26:12,15 ), чтобы тот не малодушествовал ( Иер.1:17 ), был тверд в слове своем, хотя и не по сердцу будет оно его нечестивым соотечественникам ( Иер.15:20 ). Твердость грозных облечений пророка – дар Божий: Иеремия чувствовал с собою Господа, как сильного ратоборца ( Иер.20:11 ); с помощью Его он был неодолимою, крепкою стеною ( Иер.15:20, 1:18–19 ). Сила Божия возгрела дух Иеремии, сердце его горело ревностью по Боге ( Иер.20:9 ) и изливался из уст всепожирающий пламень слова Господня ( Иер.5:14 ). – Но пророк был не только возвышен Богом, – он был Им и испытан ( Иер.12:3 ). Много он перенес горя ( Иер.3:1–14 ) – до пресыщения ( Иер.3:15 ). Прежде он недоумевал, зачем ему приходится терпеть так много ( Иер.12:1–2 ). Но потом он понял, что Господь, смиряя, воспитывал его; Он стеснил его во благо ( Иер.15:11 ) для того, чтобы приучить его к терпению. Пророк научился предаваться Богу ( Иер.15:19, 26:14–15 ), благодушно переносить беды, несправедливости и огорчения, краткость обиды соразмеряя с вечностью блаженства 9 . Вся жизнь пророка в ее постоянном чередовании между действием горящего огня силы Божией ( Иер.20:9 ) и реакцией человеческих чувствований 10 завершилась победою в духе Иеремии Бога над смиренно открытым пред ним сердцем пророка ( Иер.12:3 ). Признание его: «Ты влек меня, Господи, и я увлечен; Ты сильнее меня и потому превозмог меня» ( Иер.20:7 ) дает право на поучительный вывод. Иеремия пророк неразрывно связан с Иеремиею человеком. Пророческое служение требовало от Иеремии предания им всех своих сил на служение делу Завета Господня, и он ощущал особенно глубоко, остро и живо нужду в непосредственном укреплении его духа Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010