Но что особенно надобно заметить, это то, что отречение первых христиан от своего имущества в пользу общины было не принудительным и внешне обязательным, а совершенно свободным для каждого актом общественной благотворительности, вытекающим из внутренней потребности горячо любящего сердца. О каких-либо принудительных отчуждениях частной собственности, на которых настаивают социалисты, здесь не может быть и речи. Апостолы не издавали для иерусалимской общины закона, который обязывал бы каждого ее члена продавать свое имущество и вырученное отдавать апостолам. Это очевидно из слов Деяний Апостольских: «И никто ничего из имения своего не назвал ( ελεγεν) своим, но все у них было общее» ( Деян. 4:32 ). Самое это изречение было бы невозможным при предположении общеобязательного закона продажи и раздачи имений. Если при принятии в общину требовалось, чтобы человек отчуждал свою собственность для увеличения общественной кассы, то нельзя уже было бы сказать, что имущество его принадлежало ему, потому что в действительности у него не было уже никакого имущества. Что «общение имуществ» отнюдь не было принудительным, а было именно добровольным, это с особенною ясностью выступает из слов Петра к Анании, обращенных к нему по поводу сокрытия им денег, вырученных от продажи части имения: «Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, но Богу» ( Деян. 5:4 . Ср. Деян. 3:9 ). Очевидно, не существовало закона совне, который обязывал бы Ананию продать свою собственность и вырученное отдать бедным. Апостол прямо говорит, что Анания волен был распорядиться своими деньгами, как ему было угодно, и не в том состояло его преступление, как думает Каутский, 796 что он утаил часть своих денег от общины, а в том, что он решился обмануть апостолов и всех верующих, и тем, с одной стороны, обнаружил скупость и лукавство, с другой – наругался над Духом Святым, думая обмануть в лице верующих Самого Бога. Св. Иоанн Златоуст видит еще в этом преступлении Анании страшный грех святотатства. «Заметим, – говорит он, – что Анания был обвинен в том, что утаил часть денег, которые посвятил Богу. Апостол говорит ему: разве ты, продав свое имение, не мог располагать ценою его как своею собственностью? что препятствовало тебе в этом случае? Итак, зачем ты крадешь после того, как ты добровольно обещал? Я не приказывал тебе ни продавать, ни приносить мне денег; ты сделал это по своему собственному желанию. Итак, зачем ты украл серебро, которое сделалось священным? Но ты мог сохранить свое имущество и ничего не обещать. Утаивая его после того, как оно стало священным, ты совершил великий грех святотатства... Твой поступок не заслуживает прощения и извинения» 797 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

О, если бы народ внимал заповедям Господним, (ст. 18) тогда бы мир его уподоблялся течению тихой величественной реки, несущей благоденствие, успокоение и благословение; правда же его уподоблялась бы силе волн, устремляющихся на берега неверия и размывающих их и пробивающих самые скалы непрестанным действием. Тогда бы, говорит условно ст. 19-й, семя Израиля (земного) было бы как песок; но в том же стихе указывается и будущее,-„тогда не изгладилось бы имя Израиля пред Господом“. Но народ не внимал заповедям Господним, а потому Господь и сказал этому народу: „отнимется от вас царствие Божие и дано будет народу, приносящему плоды его“ ( Мф. 21:43 ). Поэтому и „истребилось имя народа сего пред Господом“. Он не нужен для дальнейшего развития царствия Божия. Весь строй его жизни, с отступлением от заповедей Божиих, оказался основанным на лжи и неправде: и Господь отнял у плотского Израиля народную жизнь. 20 . Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев, со гласом радости возвещайте и проповедуйте это, распространяйте эту весть до пределов земли; говорите: „Господь искупил раба Своего Иакова“. Все христианские комментаторы, не зараженные духом отрицания, согласны в том, что это мессианское пророчество. Решительно невозможно отнести этот и следующий стихи к возврату из плена, возврату, разрешенному царем персидским. Точно также не может этот стих считаться подтверждением взгляда, относящего самое пророчество ко времени Ездры или позже. Пророчество говорит о бегстве от Халдеев, подобном бегству из Египта. Трудно представить себе, чтобы событие возврата было изображено видевшими уже это событие в подобных ст. 20 выражениях. Но с другой Стороны, как пророчество, стих 20-й по своим выражениям также не соответствует историческому событию, выходу из Вавилона (с позволения царя) той колонии Иудеев и Левитов, которые шли с священными сосудами, отданными им Киром заведомо для Богослужения и украшения храма, который он же разрешил построить. (Ездры I, Ис. 44:28 ). Бегства от Халдеев быть не могло, в то время, когда „Шешбацар (или Зоровавель) князь Иудин ( 1Ездр. 1:8, 2:2 ) выводил Иудееев в Иерусалим. Очевидно, что здесь надо разуметь пророчество Мессианское, раскрытие которого начинается с XLIX главы 1558 . В пророчестве этом Вавилон является понятием отвлеченным, типическим образом зла, как мы на то указывали в XIV главе (и выше в общем вступлении); а бегство от Халдеев знаменует удаление от скверн мира, возрождение к новой чистой жизни во Христе (ср. 2Кор. 6и ссылку). Об этой новой жизни, возможной только после великой тайны искупления, и пророчествует 20-й стих, словами: „распространяйте эту весть до пределов земли; говорите: Господь искупил раба Своего Иакова“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Обличу тя, — говорит Господь, - и представлю пред лицем твоим грехи твоя (Псал. XLIX, 21). Будем же, увещеваю вас, внимать и вразумляться. Если ты будешь иметь огонь порочного пожелания, — представь огонь тамошнего мучения, и твой огонь погаснет. Если ты захочешь сказать что-нибудь непристойное, представь скрежет зубов, и страх послужит для тебя уздою. Если ты пожелаешь похитить что-нибудь чужое, припомни слова Судии: связавше ему руце. и нозе... вверзите во тьму кромешнюю (Мф. XXII, 13) и ты оставишь свое намерение. Если ты жесток и немилостив, - вспомни тех дев, у которых погасли светильники от недостатка елея, отчего они и лишились брачного чертога, и ты скоро будешь человеколюбивым. Если у тебя будет желание упиваться и роскошествовать - послушай богача, который говорил: посли Лазаря, да ома чит конец перста своего в воде и остудит язык мой и не получил желаемого (Лк. XVI, 24), — и тотчас же оставишь свою страсть. И все другие страсти ты можешь укротить таким образом». Так нередко поступали святые подвижники, когда искушение оказывалось настолько сильным, что ни молитва, ни напряжение воли не могли преодолеть соблазна и потушить пламень страсти. В подобном случае мысль о Страшном Суде и о вечных муках являлась для них самою надежною опорою и лучшим способом борьбы. В Прологе есть рассказ о некоем старце, который в искушении блудной похоти сжег в одну ночь все свои пальцы на свече, чтобы таким образом напомнить себе об огне вечного мучения. " Второе пришествие Господа на землю для суда над нею, — продолжает св. Иоанн Златоуст, — будет внезапное и неожиданное. День тот как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному (Лк. XXI, 35). Но страшно будет это пришествие! Целый ряд необычайных грозных знамений предшествует ему. Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются (Мк. XIII, 24-25); а евангелист Лука добавляет: будет на земле уныние, народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную (Лк. XXI, 25-26). Будут знамения на небе и на земле, - предсказывает пророк Иоиль, — кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный (Иоил. II, 30-31). Вот, приходит день Господа лютый, — читаем у пророка Исайи, — с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим (Исх. XIII, 9-10)».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

Отсюда новое условие достойного приобретения собственности состоит во внутренней независимости от нее, не в рабском, а владычественном отношении к ней. «Полагал ли я, – спрашивает праведный Иов, – в золоте опору мою и говорил ли сокровищу: ты – надежда моя. Радовался ли я, что богатство мое было велико, и что рука моя приобрела много?» ( Иов. 31:24–25 ). Тем большую внутреннюю независимость от своего богатства должен сохранять христианин. Все усилия его должны быть направлены на создание в себе такого настроения, при котором он, обладая и пользуясь «миром сил», был бы, по выражению ап. Павла, «как не пользующийся; ибо проходит образ мира сего» ( 1Кор. 7:31 ). Мы всегда должны быть готовы к превратностям судьбы, и потому никогда не можем сказать себе, пародируя поистине эпикурейское обращение к самому себе безумного богача: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» ( Лк. 12:19 ). Напротив, нам во всякое время должно хранить в себе живое сознание того, что от нас, может быть, потребуется послужить своему Господу и в борьбе с изнурительными заботами о куске насущного хлеба (Ср. Флп. 4:12 ), под давлением которой особенно живо чувствуется истинность изречения: «Не хлебом одним будет жить человек» ( Мф. 4:4 ). Вот почему христианин, по убеждению св. Иоанна Златоуста , не должен бояться потерять свое состояние 816 . «Презирай имеющееся богатство, – наставляет св. отец, – чтобы если некогда оно и отойдет, тебе не предаваться скорби. Для того оно и называет ее стяжанием ( κτματα), чтобы мы владели им, а не были его владением» 817 . «Раб Христов не будет рабом богатства, но его властелином» 818 . И по мысли Златоуста, гораздо скорее можно добиться власти над «неестественною», по его выражению, страстью к богатству, чем над всеми остальными страстями. «Из пожеланий, – говорит он, – одни необходимы, другие естественны, а иные ни то, ни другое. Так, все те желания, от неудовлетворения которых гибнет животное, естественны и необходимы, как, например, желание пищи, питья и сна. Вожделение плотское естественно, но не необходимо, так как многие преодолели его, и, однако, не погибли. А желание богатства ни естественно, ни необходимо, а излишне: если мы захотим, то и не подчинимся ему» 819 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

По евангельскому сказанию, Иисус Христос возмутился духом при пророчественном созерцании будущих развалин этого прекраснейшего храма и плакал при мысли о предстоящем разрушении самого великого града ( Лк. 19:41–44 ). Он же, по преданию, Сам благоволил отобразить Лик Свой на полотне, когда этот Лик не мог быть воспроизведен искусством живописца, дав через это людям такое художественное произведение, которому в живописи, конечно, не могло быть ничего равного. Религиозно-нравственную живопись признавали и одобряли св. отцы Церкви. Св. Григорий Нисский , как мы видели, относил такого рода живопись к искусствам, происходящим, по его мнению, от Бога 489 . Даже скульптуру, вообще не пользовавшуюся сочувствием в древнем христианстве, признавали св. отцы и готовы были удивляться искусству ваятеля, когда он «из распадающейся глины мог образовать невообразимую красоту художественного произведения» 490 . В христианской Церкви, с первых времен существования принявшей некоторые из этих искусств под свое покровительство, все, по возможности, носит печать красоты: внешнее и внутреннее устройство ее богослужения, ее обряды, торжественные и печальные, и проч. – все исполнено св. поэзии и высокой художественности. Конечно, много не поэтического вносится в это исполнителями ее предначертаний и уставов, но это уже делается не по ее вине, а вопреки ее желанию 491 . Итак, христианство высоко ценит все истинно прекрасное. Что сказал Спаситель, когда одна женщина, по всей вероятности, Мария, сестра Лазаря, во время вечери в Вифании, в доме Симона прокаженного, «приступила к Нему с аловастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову» ( Мф. 26:7 ; Мк. 14:3 ; Ин. 12:3 )? «Ученики Его при этом вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» ( Мф. 26:8–9 ). Господь же сказал им: «Что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете. Возлив миро сие на Тело Мое, она приготовила Меня к погребению».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Подобно тому, скорее, духовным (νοητς), чем чувственным образом (ασθητς) и Иисус «прикоснулся» к прокаженному, чтобы очистить его в двояком отношении, как я думаю: а именно: освободить его, как большинство толкует, не только от телесной проказы через прикосновение телесное (Ср. Мф. 8:3 ; Мк. 1:41 ; Лк. 5:13 ), но и от другой еще проказы 123 через свое поистине Божественное прикосновение. В таком же именно смысле нужно понимать и изречение Писания: «свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде, сказал мне: «на кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым». И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» ( Иоан. 1:32–34 ). Небеса открылись над Иисусом, и тогда никто, кроме Иоанна, по свидетельству Писания, не видел отверзнутых небес. Но эти именно небеса предсказывал Спаситель ученикам своим, которым в будущем надлежало быть очевидцами того же самого события; Он говорил им: «истинно, истинно говорю вам, отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну человеческому» ( Иоан. 1:51 ). И точно также Павел был восхищен на третье небо, после того как наперед увидел его отверзнутым, потому что и он был учеником Иисуса. Впрочем, ответ на вопрос: почему Павел говорит: «в теле ли» (это случилось) – «не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает,» ( 2Кор. 12:2 ) – в данном случае не входит в нашу задачу. XLIX. После этого – не знаю почему только – он умышленно, как я думаю, оставляет без внимания весьма важную сторону вопроса об Иисусе, а именно то, что о нем предсказывали пророки иудейские, в частности, Моисей и те (пророки), которые жили после Моисея и даже ранее его. Думаю, что (Цельс) поступает так ввиду невозможности сказать что-либо в доказательство того (своего) положения, что ни иудеи, ни все эти многочисленные секты якобы не желают пророчеств об Иисусе. Можно предположить, впрочем, что Цельс даже и не знал пророчеств об Иисусе.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

Поучительный в этом отношении пример представляют нам св. апостолы, мученики, исповедники. »Я ни на что не взираю, – говорит ап. Павел при своем прощании с ефесскими пресвитерами, зная об ожидающих его узах и бедствиях в Иерусалиме, – и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией« ( Деян. 20:24 ); и когда в Кесарии верующие со слезами просили его не ходить в Иерусалим, апостол отвечал им: «Что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» ( Деян. 21:13 ). «Я связан за Христа, – писал иченик ап. Иоанна Богослова, св. Игнатий Богоносец , христианам в Рим, шествуя туда для принятия мученического венца, – и ничто не удержит меня придти к Иисусу Христу... Лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всею землею... Я горю желанием умереть. Моя любовь распялась; и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая, говорящая во мне, взывает мне извнутри: «Иди к Отцу»... Не хочу более жить жизнию человека» 673 . Отсюда ясно, что если бы, например, христианин-воин во время сражения стал бежать с поля битвы, чтобы не быть убитым, если бы врач во время эпидемии отказался лечить больных, чтобы самому не заразиться, если бы пастырь духовный, обязанный «положить жизнь свою за овец» ( Ин. 10:11 ) словесного стада, в тех же обстоятельствах и по той же причине «оставил овец и бежал» ( Ин. 10:12–13 ) от них, отказавшись напутствовать умирающих и т.п., то никто, конечно, не стал бы оправдывать их во имя обязанности самосохранения. В первые века христианства бывали случаи, когда мечтательно возбужденные люди нарочно искали мученичества за веру Христову. Но Церковь не одобряла таких исканий. «Мы, – пишет смирнская община в окружном послании, в котором она извещала о мученической смерти своего епископа св. Поликарпа, – не хвалим тех, которые предают себя сами, ибо Евангелие не учит сему» 674 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Прерывается же и разделяется на многие части речь божественная для того, чтобы мы, не будучи в силах воспринять всю ее, принимали ее по частям. Но чтобы кто-либо не подумал, что эта проповедь обращается ко всему семени Иакова, а не к тем только, кои уверуют чрез апостолов, то говорится и присоединяется: нечестивым нет мира, говорит Господь , то есть оставшимся при прежнем заблуждении, не удостоившимся пить, от камня, из бока которого, раненного копьем, – чтобы употребить новое выражение, истекли воды и кровь (Иоанн. гл. 19), указывая нам на крещение и мученичество. Глава XLIX. Ст. 1–4. Слушайте, острова, и внимайте, народы дальние. Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей позаботился, (recordatus est) об имена Моем. И соделал уста Мои, как меч острый; тению руки Своей покрыл Меня. И соделал Меня стрелою избранною; в колчане Своем сокрыл Меня. И сказал Мне: ты раб Мой, Израиль, ибо в Тебе Я прославлюсь. А Я сказал: напрасно Я трудился; попусту и ни на что истощал силу Мою: но суд Мой с Господом и дело Мое с Богом Моим. LXX : Слушайте Меня острова, и внимайте, народы. После многого времени состоится, говорит Господь. От чрева призвал Меня и от утробы матери Моей назвал имя Мое. И соделал уста Мои как меч острый, и под покровом руки Своей сокрыл Меня. Соделал Меня как стрелу избранную, и в колчане своем сокрыл Меня. И сказал Мне: ты раб Мой Израиль, и в Тебе Я прославлюсь. А Я сказал: напрасно Я трудился, попусту и ни на что употреблял силу Мою. Поэтому суд Мой у Господа и труд Мой пред Богом Моим. Я знаю, что это и то, что ниже мы скажем, относится к познанию или в разумению одного отдела и все должно быть понимаемо в отношении к лицу Христа. Но я не хотел, излагая все вместе, обременять мысль читателя, и большим количеством своего запутывать то, что легче можно сказать по частям. Поэтому я изложил оба издания, чтобы кажущееся темным в одном издании уяснялось чтением другого. Итак, после призвания остатков Израиля и отвержения народа, остающегося в неверии, о котором Он сказал: нечестивым нет мира, говорит Господь ( Пс. 48:24 ), переходит к церквам, составившимся из язычников, и говорит к ним под именем островов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Рабба Рабба , или Равва (великий) ( II Цap. XII, 26 , Bmop. III, 11 ). В первый раз упоминается об этом городе, как об месте, в котором хранился железный одр ц. Ога. Он был главным городом аммонитским и был расположен в горах Галаадских, недалеко от потока Арнона, и здесь лишился жизни Урия, при осаде этого города Иоавом ( II Цap. XI, 17 ). Затем он был взят под предводительством самого Давида ( II Цap. XII, 29 ). В означенной цитате он называется царственным городом (ст. 29). Некоторые пророки изрекали на этот столичный аммонитский город грозный суд Божий за его нечестие, как-то: Иеремия ( Uep.XLIX, 1–3 ) и Иезекииль ( Ueз.XII:20, XXV:5 ). Разрушение города ясно предсказано пр. Амосом, и притом в таких выражениях, которые показывают, что это был город некогда очень важный и сильный. И запалю огонь в стенах Раввы, от лица Господня говорит пророк, и пожрет чертоги ее, среди крика в день брани, с вихрем в день бури ( Aм. I, 14 ). В настоящее время место, на котором стоял город Равва, известно под именем Амман; оно находится в 22 англ. милях от Иордана, где доселе еще видны огромные развалины со многими замечательными остатками храмов, дворцов, театров, колонн, цистерн и проч., свидетельствующими о древнем богатстве и величии этого города. Вся земля кругом его представляет обширное пастбище, густо усеянное стадами бедуинов, для которых развалины различных древних строений служат готовыми, даровыми хлевами. Так разительно исполнилось пророчество Иезекииля: Я сделаю Равву стойлом для верблюдов и сынов Аммоновых – пастухами овец, и узнаете что Я Господь ( Ueз. XXV, 5 ). По имени одного из Птоломеев, Равва называлась также Филадельфией. Во времена Первенствующей Церкви город Равва служил кафедрой для епископа, и один из епископов оного, по имени Кирион, присутствовал на Никейском соборе в 325 г. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Радостью всех родов. (16) И будешь сосать молоко народов, И груди царей сосать будешь, И узнаешь, что Я Иегова – Спаситель твой, И Искупитель твой, Сильный Иакова. (17) Вместо меди Я пошлю золото, И вместо железа пошлю серебро, И вместо дерева – медь, И вместо камней – железо, И поставлю правителем твоим мир И надзирателями твоими – правду. (18) Не будет слышно более насилия в земле твоей, Опустошения и истребления на границах твоих; И назовешь спасением стены твои, И ворота твои – славою. (19) Не будет для тебя более солнце светом дневным, И блеском своим луна не будет светить тебе; Но будет тебе Иегова светом вечным, И Бог твой – славою твоею. (20) Не зайдёт уже солнце твое, И луна твоя не затмится, Потому что Иегова будет для тебя Светом вечным 467 , – И прекратятся дни плача твоего. (21) И народ твой, – весь он праведный, – На веки наследует землю, – Отрасль насаждения Моего, Дело рук Моих славное. (22) Малый – он станет в тысячи, И ничтожный – будет народом сильным; Я – Иегова – В свое время скоро сделаю это. XLIX 458 Богатство стран, лежащих на западе от Палестины, по Средиземному морю. В след. ст. 6 и 7 описываются богатства восточн. стран. 459 молодые верблюды; по некоторым, этим словом означается особенная порода верблюдов, отличающаяся необыкновенною лёгкостью хода, дромадеры (от греч. δρμος бег). известный город на восточном берегу аравийского залива. В Суд. 7, 12 говорится, что верблюдов в Мидиане было такое же бесчисленное количество, как песку в красном море. В соседстве с Мидианою была Ефа, упоминаемая Быт. 25, 4 . Птоломей вблизи Мидианы указывает город ππος; думают, что это была тα же Ефа. Если халд. перевод называет этот город Голад, то это объясняют тем, что евр. корень (откуда Ефа) значит обессилеть, что у арабов . 461 О Кедаре см. примеч. к 42 гл. 11 ст. Кедаряне, потомки Исмаила, вели торговлю овцами и верблюдами с Тиром. Tes. 27, 21. 463 Пророк как будто видит перед собою самые события обещаний. Народы с быстротой облака торопятся принести свои богатства избранному народу Божию и поселиться среди его.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010