Утопия или маниловщина? Ответ на письмо из России. Впервые: Вестник. 1974. I. 111. В предыдущем номере было опубликовано открытое письмо редактору «Вестника РХД» Н.А.Струве «Опыт журнальной утопии 108–109–110. С. 6–23), где «Вестник» назван «важнейшим фактором развития независимой мысли в России», «уже сейчас лучшим журналом на русском языке». Однако, по мнению автора письма, недостаток «Вестника» в том, что это «наполовину богословский журнал», ему в известной степени недостает «актуальных» материалов о социально-политической жизни страны. Еще о направлении журнала. Впервые: Вестник. 1974. II-III. 112–113. По поводу письма А. Солженицына Зарубежному Собору. Впервые: Вестник. 1974. II-III. 112–113. В номере опубликованы письмо А.Солженицына третьему Собору Зарубежной русской церкви и ответ ему митрополита Филарета. «Надлежит быть и разномыслиям...» Впервые: Вестник. 1974. IV. 114. Слова ап. Павла, давшие заглавие передовой, автор считает ключевыми для номера в целом: здесь собраны различные материалы дискуссионного характера, в частности статьи прот. К.Фотиева, М.Агурского, Д.Гришина и др. К юбилею патриарха Тихона. Впервые: Вестник. 1975. I. 115. В номере также дана большая подборка материалов к 50-летию со дня смерти патриарха Тихона. В нее вошли: отрывки из воспоминаний прот. А.Рождественского , три послания патриарха Тихона (от 19 янв. 1918 г., 8 окт. 1919 г., 1 июня 1923г.), заявление во ВЦИК (от 30 сент. 1924 г.), три неизданных письма, слово о патриархе Тихоне о. С.Булгакова , воспоминания Е.Бакуниной «О последних днях патриарха Тихона». О патриархе Тихоне см. также: 103. С. 111; 89–90. С. 10–19 и др. Нобелевская премия мира А. Сахарову. Впервые: Вестник. 1975. II-III-IV. 116. В «Вестнике» не раз оспаривались те или иные взгляды, позиции А.Д.Сахарова, но неизменным было признание его гражданского, нравственного подвига. Единое на потребу. Впервые: Вестник. 1976. I. 117. Номер посвящен монастырям. В него вошли статьи о. П.Флоренского «Троице-Сергиева лавра и Россия», Ф.Уделова «Монастырь и мир», иер. Амфилохия Радовича «Византийская «Эйфелева башня», или Тайна горы Афонской», П.Грибановского «Б.Зайцев о монастырях», письма Валаамского старца схиигумена Иоанна, материалы о последних днях Оптиной пустыни (20-е годы), глава из книги Г.Честертона «Святой Франциск Ассизский».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Др. традиции, связанные с И., сохранили жившие в Египте иудеи. Из «записей пророка Иеремии» (2 Макк 2. 1) известно, что пророк не только предостерегал от забвения закона и призывал иудеев «не заблуждаться мыслями» перед изображениями языческих богов, но и приказывал взять с собой огонь жертвенника (2 Макк 2. 1-3), который сохранился до времени Неемии, когда от него вновь был зажжен огонь в алтаре. Кроме того, пророк «по бывшему ему Божественному откровению» взял с собой скинию, ковчег и жертвенник и спрятал их в пещере на горе Нево, где священные предметы должны были храниться, «доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа» «и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место» (2 Макк 2. 4-8). Прор. Даниил сообщает, как он прочитал в Книге прор. Иеремии о 70 годах плена (Иер 25. 11; 29. 10), которые им истолкованы как 70 седмин (Дан 9. 2, 24). Мн. аллюзии на Книгу прор. Иеремии встречаются в 4-й книге Ездры (4 Ездр 1. 4-6, 25-26, 30-33; 2. 1, 18-19, 31; 15. 10-11, 23, 28-29, 57; 16. 9). Во время земной жизни Иисуса Христа иудеи ожидали воскресения И. из мертвых (Мф 16. 14). В апокрифах и экзегетической литературе В первые века по Р. Х. возник ряд апокрифических писаний, сохранивших предания о судьбе И. и его секретаря Варуха. К этим произведениям относятся Апокалипсисы Варуха (сирийский (100-120 гг. по Р. Х.) и греческий (II в.), к-рые позднее были отредактированы христианским автором), а также созданные в 1-й трети II в. Паралипоменоны Иеремии (об этих произведениях см. в ст. Варух ). Интерес иудеев к И. особенно очевиден после разрушения храма в 70 г. и до поражения восстания Бар-Кохбы (135), а также неск. десятилетий после этого события. Пророчества И. о катастрофе, постигшей Иудею в результате иноземного завоевания, понимаются также как предсказания более позднего по времени рим. завоевания, при этом сохраняются ожидания, что предреченные в древности пророком спасение и восстановление страны осуществятся и после разгрома, учиненного новыми завоевателями.

http://pravenc.ru/text/293630.html

И еще: чесо ради, говорит оно, прогнева нечестивый Бога? Рече бо в сердце своём: не взыщет, отврати лице своё, да не видит до конца. И здесь опять оно излагает мысль и суждение человека нечестивого и развращенного, для того, чтобы мы не просто слушали, но и сами воздерживались… Не только должно не разрывать связи речи, но и приводить изречения Писаний в целости и ничего не прибавлять к ним» (И. Злат., на Иер.10:23 ) «Для уразумения воли Божией, предписывающей, чего мы должны желать и чего удаляться, прежде всего нужно иметь страх Божий… Потом должно соделаться кроткими посредством духа благочестия, не противоречить божественному Писанию, понятно ли оно, когда обличает наши пороки, или (в других случаях) не понятно – так, что нам казалось бы, будто мы сами можем лучше рассуждать и лучшие преподать правила… За сими двумя степенями страха Божия и благочестия следует третья, именно степень знания» (Блаж. Августина, Христ. наука, кн. II и IX, X). «Потребна и постоянная молитва , чтобы хотя немного прозреть во святилище слова Божия» (И. Злат., на Ев. Иоанна бес. XXI). «Если, прочитав место свящ. Писания раз или два, мы не поймем того, что читали, не будем терять духа, но потерпим, поразмыслим, спросим других. Вопроси, сказано, отца твоего и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе» ( Втор.32:7 ) (Иоанна Дамаск., Точн. излож. прав. веры, кн. IV, гл. 17). «Возьми в руки книгу, читай всю историю; понятное удержи в памяти, а неясное и непонятное прочитай несколько раз. Если же и при постоянном чтении не возможешь постигнуть того, о чём говорится, ступай к мудрейшему, поди к учителю» (И. Злат., бес. III о Лазаре). «В рассуждении канонических книг Писания испытатель оного должен следовать руководству Соборных Церквей » (Христ. наука, кн. II, и XII). «Аще будет исследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях» (Шестого Всел. Собора пр. 19). Иак.1:5 . Аще же кто от вас лишен есть премудрости, да просит от дающаго Бога всем нелицеприемне и не поношающаго, и дастся ему.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Возможно, что эти греческие выражения суть транскрипция еврейского be-gan-Uzza – «в саду Уззы» ( 4Цар.21:18 ), т.е., по предположению, в саду царя Озии-Азарии, где были погребены: 1) сам этот царь Озия ( 2Пар.26:23 ); 2) Манассия ( 4Цар.21:18 ; 2Пар.33:20 ) и Иоаким – все нечестивые цари, лишенные чести погребения в царских гробницах. 2Пар.36:9 .  Восемнадцати лет был Иехония, когда воцарился, и три месяца и десять дней царствовал в Иерусалиме, и делал он неугодное в очах Господних. 2Пар.36:10 .  По прошествии года послал царь Навуходоносор и велел взять его в Вавилон вместе с драгоценными сосудами дома Господня, и воцарил над Иудеею и Иерусалимом Седекию, брата его. «Царствование Иехонии в книгах Паралипоменон вместо летописи имеет только общую формулу, которой начинаются обыкновенно летописные известия, и в переводе LXX не распространено. Очевидно, что государственная летопись прекратилась и заметка сделана частным лицом» (проф. Олесницкий, «Государственная летопись царей иудейских», с. 431). В сравнении с ( 4Цар.24:8–16 ), известие 2 Паралипоменон о трехмесячном царствовании сына Иоакимова Иехонии чрезвычайно сокращено. В принятом масоретском тексте и принятом тексте LXX в ст. 9 показан 8-летний возраст Иехонии при вступлении на престол. Но в евр. кодексе 525 у Кенникотта и греческих кодексах: 19, 44, 64, 71, 74, 106, 108, 120, 121, 134, 158, 55, 60, 119, 243 у Гольмеса, в Библии Альдинской, Комплютенской стоит дата: 18 лет, согласно с показанием ( 4Цар.24:8 ), что гораздо вероятнее. Несмотря на заявленную лояльность Иехонии в отношении к вавилонскому царю (И. Флавий, «Иудейские Древности», кн. X, 7, 1), последний, с открытием времени военных походов ((ст. 10); ср. ( 2Цар.11:1 )), поспешил сделать новое нашествие на Иерусалим, низложил Иехонию, захватив в плен с ним весьма значительное число евреев из богатых и образованных классов и многие сокровища (( Иер.29:1–2 ); см. «Толковую Библию», т. II, с. 577). Преемником Иехонии, последним (20-м) царем иудейским Навуходоносор назначил Седекию (ранее называвшегося Матфанией ( 4Цар.24:17 )), сына Иосии, следовательно, приходившегося Иехонии не братом (как по еврейскому тексту 11 и в русском переводе), а дядей (LXX, Vulgata, славянский).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

II «К кому мне говорить и кого увещевать, чтобы слушали»? ( Иер.6:10 ). Православный русский народ, христолюбивые сыны всем нам дорогого отечества, возлюбленные о Господе чада! Без всякого прекословия вы дорожите счастьем отечества. Вы храните нерушимо отцепреданную верность вашей православной Церкви. Вы не только верите ей, но и знаете, что она есть единая, святая, соборная и апостольская церковь по неизменной верности своей единой, истинной, святой, кафолической и апостольской вере. Знаете, что Бог на всём пространстве веков, от самого основания Церкви и по ныне, благоукрашает её явлением своих угодников и возвеличением их как при жизни, так и еще более по блаженном их успении, прославляя их нетлением мощей их и многими чудесами. Нетление мощей их вы видите собственными очами, с умилением преклоняясь пред ними в пращуре градов Российских, богоспасаемом Киеве, как в окрестных градах. О чудесах же, как и о прозорливости святых угодников Божиих, вы или слышали от испытавших или даже сами испытали то и другое на самих себе, каковы многочисленные чудеса от новоявленных Божиих угодников, святителей Митрофана и Тихона, епископов Воронежских, из коих многие засвидетельствованы тысячами непосредственных свидетелей. Зная же всё это, вы страшитесь самой мысли об измене святой своей Церкви и отвращаетесь вероломной штунды, как и всякого сектантства. Тем не менее сознаться должно, что все мы, по многим грехам нашим, не невиновны и в происхождении штунды. как и всякого вероотступничества, и в поддержании оных в нашей народной среде. Так именно некоторые виновны недостаточным усердием к изучению нашей веры и иногда поразительным неведением содержания оной. Виновны малым знанием и пониманием церковных молитвословий. Виновны слабым разумением общественного нашего богослужения по причине слабого вникания в оное, или даже вследствие редкого посещения храма Божия, даже во дни воскресные и праздничные. Виновны малым образованием своего собственного ума и детей ваших даже до малограмотности, вследствие чего среди нашего народа весьма мало распространено чтение святого евангелия, как и прочих священных и других душеспасительных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Главным свидетельством того, что Библия есть Слово Божие, служат пророчества, часть которых уже исполнилась, а остальные исполнятся в будущем. Другим указанием на божественную природу Библии можно назвать ее единство: сорок авторов, писавшие на протяжении полутора тысяч лет на трех континентах, были непохожи друг на друга, но смогли создать собрание книг, которое отличается поразительным единством в вопросах веры и нравственности. Человеческая сторона Писания многогранна. Во-первых, авторы часто пишут о себе в первом лице, а также делятся личным опытом ( Ездр.8:15–30 ; Неем.1:1–11 ; Ис.1:1; 6:1–8 ; Иер.1:1–19 ; Дан.7:1–28 ; Ам.1:1 ; Рим.1:1 ; 1Кор.1:1 ; 2Кор.1:1 ; Гал.1:1–3, 1:12–2:10 ; Откр.1:9–19 ). Более поздние авторы цитируют более ранних, называя их по имени, но, воспринимая цитируемые тексты как плод труда исторических личностей, не считают, будто человеческое участие как-либо принижает авторитет священных текстов ( Рим.9:27,29 ; 2Пет.3:15,16 и т.д.). Иногда ссылки на Ветхий Завет носят поразительно неформальный характер, например: «Напротив, некто негде засвидетельствовал» ( Евр.2:6 ) 19 . Во-вторых, сами авторы библейских книг говорят о своем творческом участии (см. Лк.1:3 ; 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13 ; Рим.15:15 ; 1Кор.7:6 и т.д.). Апостол Иоанн писал верующим, опираясь на то, что сам слышал, видел и осязал ( 1Ин.1:1 ). Составляя свое Евангелие, он отбирал материалы из огромного количества событий, о которых можно было бы рассказать ( Ин.21:24–25 ). Апостол Лука для начала проделал историческое исследование – собрал сведения о жизни Спасителя, тщательно проанализировал и упорядочил их – и лишь затем приступил к написанию Евангелия ( Лк.1:1–4 ) 20 . В-третьих, авторы неотъемлемо привязаны к своему социально-историческому окружению. Они являются носителями конкретной культуры, языка, конкретных идей, живут в конкретную историческую эпоху. Многие законы Моисея имеют явные параллели с другими древними законами, такими как Кодекс Хаммурапи. Патриархальные обычаи и социальные условия в книге Бытия очевидным образом отражают исторические условия, существовавшие в Месопотамии и Египте во II тысячелетии до Р. X. Существуют параллели между некоторыми псалмами и ханаанской религиозной литературой, а также между некоторыми библейскими и египетскими притчами того времени 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Ис.13:15 . Но кто по­падет­ся, будет про­нзен, и кого схватят, тот падет от меча. Ис.13:16 . И младенцы их будут раз­биты пред глазами их; домы их будут раз­граблены и жены их обесчещены. Картина избиения младенцев у пророка нарисована совершенно согласно с теми известиями древних писателей, какие они сообщают о жестокостях, какими сопровождалось взятие в древности вражеских городов, долго сопротивлявшихся. Ис.13:17 . Вот, Я подниму про­тив них Мидян, которые не ценят серебра и не при­страст­ны к золоту. Ис.13:18 . Лýки их сраз­ят юношей и не по­щадят плода чрева: глаз их не сжалит­ся над детьми. «Мидяне». Это имя (ср. Быт.10:2 ; 4Цар.17:6 ; 4Цар.18:11 ) подразумевает под собой, может быть, не только обитателей древней Мидии, а и всех арийских обитателей Ирана. Во времена Исаии мидяне причинили немало вреда Ассирийскому государству. Тиглат-Пилезер и Саргон Ассирийские смирили этот беспокойный народ и последний переселил даже значительное число мидян в Емаф и Келесирию (712 г.). Но чем больше ослабевало могущество Ассирии, тем больше возвышалось значение Мидии. И Вавилону, таким образом, в свою очередь, приходилось считаться с этим народом. О персах, как союзниках мидян, пророк не упоминает, потому что персы во времена Исаии были евреям еще не известны (еламитяне, упоминаемые у Исаии ( Ис.21:2 ), не имеют ничего общего с персами). «Не ценят серебра». Мидяне нападут на Вавилон не из простого желания ограбить этот богатый город. Исаия хочет сказать, что они явятся бессознательными исполнителями воли Божией относительно Вавилона (ср. Иер.51:11, 28 ). «Луки» были главным орудием у северных народов (Герод VII, 61; Кироп II, 1. 1), и это оружие в руках мидян будет смертоносно для юношей вавилонских, которых мидяне будут расстреливать без жалости, так как молодые, сильные люди, естественно, казались им опасными. «Не пощадит плода чрева». В древности при взятии вражеских городов иногда победители рассекали чрево у беременных женщин, чтобы вражеское племя уничтожить до последнего зародыша ( 4Цар.8 и др.)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Повод к столкновению – укрепление Рамы Ваасою для прекращения сношений Асы с севером. Рама – имя многих городов и местностей древней Палестины, но здесь, очевидно, имеется в виду город в Вениаминовом колене ( Нав.18:25 ; Суд.4:5,19:13 ), упоминаемый в известном месте кн. пророка Иеремии ( Иер.31:15 ; ср. ( Ос.5:8 ) и др.), на 2 часа пути или, по Евсевию – Иерониму, на 6 римских миль, к северу от Иерусалима (Onomast. 769), ныне Er-Rama (Robinson, Palest. II, s. 566 ff. ). Опасения Ваасы, побудившие его укрепить Раму, чтобы не было случаев переселений из пределов его царства в Иудейское, имели фактическую основу: после блистательной победы Асы над Зараем многие из колен Ефремова, Манассиина и Симеонова перешли во владения Асы ( 2Пар.15:9 ). В случае укрепления Ваасою Рамы 16 , Асе в будущем грозила блокада Иерусалима. Убоявшись этого, Аса малодушно и преступно искал помощи против единоплеменного Израильского царства в союзе с царем Сирии (Арама) «Венадада», евр. Бен-Гадад («сын солнца»), Vulg.: Benadad; иначе LXX: υς Αδερ, слав.: «сын Адеров» (в пользу чтения LXX, по-видимому, говорит написание этого имени Bir-idri в Дамасской надписи 654–846 гг. до Р. X.: равным образом код. 246 Кенн. и кодд. 174, 627 Росси имеют: Годар). Три царя Дамасской Сирии с этим именем встречаются в Библии ( 3Цар.15:18,20 ); ср. ( 2Пар.16:2 ; 3Цар.20:1–34 ; 4Цар.6:24,8:7 ), и это, конечно, не дает еще права считать это название титулом царя Сирийского (вопреки Кейлю). Предложение Асы Венададу расторгнуть союз с израильским царем и заключить с ним, подкрепленное дарами из «оставшегося (т. е. после разграбления Сусакимом), ( 3Цар.14:26 ) в сокровищницах дома Господня и дома царского «серебра и золота», свидетельствует о глубокой растерянности Асы и о недостатке веры в помощь того самого Иеговы, Который недавно чудесно даровал ему поразить Зарая ( 2Пар.14:9–12 ). Союз с иноверцами против единоплеменников был богопротивен, и его преступности не ослабляло то, что он вызван был уже ранее состоявшимся союзом израильского царя с сирийским: очевидно, по разделении Еврейского царства, Сирийское царство чрезвычайно усилилось (начало усилению положил ещё Разон: ( 3Цар.11:23–25 ) ), и каждое из еврейских царств искало его союза для опоры против соседнего евр. царства (уже Авия, видимо, был в союзе с отцом Венадада, ст. 19). Когда пророк Анания обличил Асу за то, что, оставив Бога и помощь Его, он искал опоры у сириян, Аса не только не сознал греха своего, но, в раздражении на него, заключил его в темницу, равно как и притеснял «некоторых из народа», быть может, мысливших одинаково с пророком ( 2Пар.16:7–10 . Ср. блаженный Феодорит, вопр. 47). Внешний успех, хотя и преступными средствами, Асою на этот раз был достигнут: войска Венадада вторглись с севера в пределы Израильского царства и этим остановили дальнейшие завоевательные стремления Ваасы: угрожаемый сирийским царем, он оставил укрепление Рамы и удалился в Фирцу (ст. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Также точно и неразумных пастырей обличал Он чрез пророков: u держащии закон не ведеша Мя, u пастыри нечествоваша на Мя, не ведяще смысла, вси путем своим последоваша ( Ис.56:11 ; Иер.2:8, 8:10 ). Здесь сама Истина жалуется, что подобные пастыри не ведают ее, свидетельствуя тут же, что и Она не ведает их и не признает начальства и власти не познающих ее, потому что не ведающих яже суть Господня не ведает и Господь, по засвидетельствованию апостола Павла: аще ли кто не разумеет, да не разумевает (1Kop.14:38). 1 И надобно при этом заметить, что часто неведение пастырей вполне соответствует заслугам пасомых, так что хотя они, эти пастыри, собственно по своей вине удалены бывают от Божьего света, однако же, по праведному суду Божию, из-за невежества их должны бывают страдать и те, которые им последуют, составляя их паству Посему-то в Евангелии и говорит Истина с учениками наедине: оставите их: вожди суть слепи слепцем; слепец же слепца аще водит, оба в яму впадут ( Мф.15:14 ). Потому же и Псалмопевец, не в смысле желания, a по обязанности пророческой, взывает: да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляци ( Пс.68:24 ). Под очами тут разумеются пастыри, которые для того и поставляются выше прочих членов Церкви, чтобы все предусматривать и руководить их: а хребтом названы те, кои последуют им с покорностью. Когда же потемняются очи, то преклоняется и хребет; потому что как скоро у руководителей омрачается свет богопознания – то и последователи их, конечно, не могут не пасть под бременем грехов. Глава II. Кто жизнью своею не соответствует умственной подготовке, иначе. кто на словах хорош, но на деле не хорош, тот лучше не принимайся за бразды управления пастырского Есть и другого рода люди, которые тщательно изучают правила духовной науки и внимательно следят за умственным усовершением себя в боговедении· но жизнью своею разрушают то, что умом добывают: все поучения и назидания их, почерпаемые из одной теории, а на практике ничем неподтверждаемые, даже нередко к противоречии состоящие, мгновенно и бесследно проходят, таким образом, что проповедуют они словами, то ниспровергают своими делами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

1 . Лудим. От него производят Лидиян Африканских. Пророки Исаия ( Ис.46:19 ) и Иеремия ( Иер.46:9 ), говорят, что этот народ отличался искусством стреляния из лука. Полагают, что Лидияне жили в долине Нила, на западном берегу его (Ленорман). 2 . Анамим. Думают, что Анамим означает народ, называвшийся Гамманами и кочевавший на западе от Египта, в пустыне Ливийской (Бохарт). 3 . Легавим. От него производят Ливийцев Египетских, поставляемых в Св. Писании подле Эфиоплян и Египтян ( Наум.3:9 ; Дан.11:43 ). 4 . Нафтухим , думают, означает жителей области Нефтис, в северо-восточной части Египта (Бохарт). 5 . Патрусим , думают, означает жителей области Патрос, близ Фив ( Иер.44:15 ; Иез.29:14 ). 6 . Каслухим был родоначальником Филистимлян ( Быт.10:14 ). 7 . Кафторим , думают, означает жителей острова Крита, посреди которых, как кажется, жила часть потомков Каслухима ( Иер.47:4 ; Ам.9:7 ), переселившихся потом в Палестину ( Втор.2:23 ). III. Фут. У пророков это имя встречается между народами Африканскими; думают, что Фут населил Мавританию (Флавий). IV. Ханаан имел одиннадцать сыновей, которые населили землю, получившую название Ханаана. Имена их: Сидон , Хет , Иевусей , Аморрей , Гергесей , Евей , Аркей , Синей , Арвадей , Цемарей и Химафей . «И были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши» ( Быт.10:19 ). § 4. Страны, населенные потомками Сима Сыновья Сима были: Елам, Ассур, Арфаксад, Луд и Арам ( Быт.10:22 ). I. Елам был родоначальником Еламитов или Еламитян, т. е. Персов ( Дан.8:2 ). II. Ассур был родоначальником Ассириян. Он первоначально утвердился в земле Сеннаар, но потом вышел оттуда и основал Ниневию, на восточном берегу Тигра, и несколько других городов ( Быт.10:11 ). III. Арфаксад утвердился на севере Ассирии (Бохарт). Он был родоначальником народов, названных впоследствии Халдеями (Флавий). – Внук Арфаксада Евер , давший имя евреям, имел двух сыновей – Фалека, от которого произошел Авраам, и Иоктана, родоначальника 13-ти малоизвестных народов ( Быт.10:26–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010