Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСИЯ [Древнеевр.  ,   греч. Ωση], ветхозаветный прор. (пам. 17 окт.), согласно иудейской и христ. традициям, автор одноименной книги, входящей в собрание книг малых пророков . Имя В тексте ВЗ имя пророка О. упоминается лишь в начале Книги Осии: в Ос 1. 1 и 1. 2. Кроме того, оно упомянуто 1 раз в НЗ (Рим 9. 25). По мнению исследователей (см., напр.: Rudolph. 1971. S. 35; Köhler L., Baumgartner W. Hebrew and Aramaic Lexicon of the OT. Leiden, 1994. Vol. 1. P. 242-243; Gesenius W. et al. Hebräisches und aramäisches Handwörterbuch über das AT. B.; Heidelberg, 199518. Lfg. 2. S. 272), имя Осия является краткой формой имени  /   значение к-рого - «Яхве спас» или «Яхве, спаси!» (Иер 42. 1; Неем 12. 32 - в синодальном переводе передается как Гошаия; Иер 43. 2 - в синодальном переводе - Осаия, также имя часто встречается в древнеевр. эпиграфике - см. примеры в: Clines D. Dictionary of Classical Hebrew. Sheffield, 1995. Vol. 2. P. 507). Масоретская вокализация этого имени (  ) предполагает его интерпретацию как форму абсолютного инфинитива или форму муж. р. ед. ч. императива породы «хифиль» древнеевр. глагола   - «спасать» («Он спас» или «Спаси!»). Прор. Осия. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XIV в. (Vat. gr. 1613. P. 119) Прор. Осия. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XIV в. (Vat. gr. 1613. P. 119) Помимо пророка в Библии этим именем названы еще неск. персонажей: 1) ефремлянин Осия, сын Навина, переименованный Моисеем в Иисуса (  ), преемник Моисея (Числ 13. 9(8), 17(16); Втор 32. 44 (в последнем отрывке в синодальном переводе - Иисус)); 2) последний царь Израиля, т. е. Северного царства (4 Цар 15. 30; 17. 1, 3, 4, 6; 18. 1, 9, 10); 3) Осия, сын Азазии, начальник ефремлян при царе Давиде (1 Пар 27. 20); 4) соратник Неемии (Неем 10. 23(24)). Кроме того, имя Осия засвидетельствовано в текстах на евр. языке из Вади-Мураббаат (Mur 17 B) и Масады (Mas 665 2).

http://pravenc.ru/text/2581621.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЕННА [греч. γεννα; арам.      ], обозначение в Свящ. Писании места наказания грешников, соответствующее понятию ада . Арам. термин  (букв.- долина Хинном) восходит к евр.    («к долине Енномовой» - Нав 15. 8; Неем 11. 30), сокращенной форме от       («перед долиною сына Еннома» - Нав 18. 16; 2 Пар 33. 6) или       («на долине сыновей Еннома» - 4 Цар 23. 10). Это наименование получила расположенная в юж. части Иерусалима Енномова долина, где в эпоху правления иудейских царей Ахаза и Манассии совершались человеческие жертвоприношения (4 Цар 16. 3; 21. 6). Ок. 622 г. до Р. Х. иудейский царь Иосия уничтожил здесь языческие жертвенники (4 Цар 23. 10). Позднее долина Енномова превратилась в свалку, где постоянно поддерживали огонь, на к-ром сжигали привозившийся из города мусор, а также трупы людей и животных. Дальнейшие проклятие и осуждение этого места в пророческой лит-ре (Иер 7. 32; 19. 6; ср.: Ис 31. 9; 66. 24) повлияли на то, что долина Хинном в апокалиптической лит-ре стала восприниматься как синоним огненной преисподней (см.: 1 Енох 26. 4; 27. 1-3 сл.; 54. 1 сл.; 56. 3 сл.). Впосл. название Г. стало использоваться для обозначения адского огня последних времен (4 Ездра 7. 36 (Vulgata); Apocalypse... de Baruch. 59. 10; 85. 13; Syb. I 103; II 292; IV 186; ср.: 3 Езд 2. 29). Это понимание термина легло в основу учения о Г. в НЗ. Греч. термин γεννα не встречается в LXX; Иосиф Флавий также его не употребляет, хотя сам, будучи фарисеем, признавал существование вечных мучений для нечестивых ( Ios. Flav. De bell. II 8. 14; Contr. Ap. II 218). В схожих по контексту отрывках Филон Александрийский использует греч. термин τρταρος ( Philo. De exsecrat. 152; Quaest. in Exod. (fragm) II 40). Геенна огненная. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 180) Геенна огненная. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 180) В НЗ Г. встречается 11 раз (в синоптических Евангелиях и Иак 3.

http://pravenc.ru/text/геенне.html

1 См.: Максим Козлов, прот. Краткие сведения о св. Иоанне Дамаскине и его творениях//Творения прп. Иоанна Дамаскина. М., 1997. С. 8. 2 Louth A. St. John Damascene. Oxf., 2002. P. 6. 3 См.: Χρστου Π . Κ . 57; Ελληνικ Πατρολογα . Θεσσαλονκη , 1992. Τ . 5. Σ . 320. Ср.: Admonitio//PG. 94. Col. 1421. 4 Это косвенно подтверждается и в самом трактате (§ 8), где автор, а точнее — его податель, клянется «не общаться ни с кем из иноверных... особенно с маронитами». 5 Т.е. уже после начала иконоборческих споров, о чем есть слабый намек в тексте трактата (см. § 7 и прим. 40). 6 См.: Nasrallah P. J. Saint Jean de Damas. Harissa, Beyrouth, 1950. P. 139. Во вступлении автор, податель этого исповедания веры, действительно обращается к какому-то архиерею, не называя его по имени, а в конце (§ 8) выражает свое послушание ему и митрополии Дамаска. 7 По-видимому, речь идет о Петре, митрополите Дамаска. См. предисловие. 8 Иер. 11:19. В синод. пер.: «как кроткий агнец». См. также: Иоанн Дамаскин, прп. Гомилия на Великую Субботу. 21//PG. 96. Col. 617с. 9 Ср.: Мф. 12:19. 10 Ср.: Ос. 4:16. 11 По всей видимости, попросив митрополита Петра избавить его от обязанности составить это исповедание веры, епископ Илия (податель исповедания) не получил такого разрешения. 12 Ср.: Мф. 16:19. 13 Ср.: Деян. 2:36. 14 Ср.: Втор. 32:1. 15 Перевод по конъектуре. 16 Ср.: ДионисийАреопагит. О божественных именах. 1. 1//Corpus Dionysiacum, I Hrsg. v. B. R. Suchla. B.; N. Y., 1990. S. 109. (PTS; 33); Иоанн Дамаскин, прп. Изложение веры. I 8//PG. 94. Col. 821a; Там же. I 12//PG. 94. Col. 848b. 17 Ср.: Дионисий Ареопагит. О божественных именах. 2. 4//Corpus Dionysiacum, I. S. 126; Иоанн Дамаскин, прп. Изложение веры. I 8//PG. 94. Col. 808d; Там же. II 2//PG. 94. Col. 864c. 18 Ср.: Григорий Богослов, свт. Слово 38. 7//PG. 36. Col. 317b; Слово 45. 3//PG. 36. Col. 625c; Иоанн Дамаскин, прп. Изложение веры. I 9//PG. 94. Col. 836b. 19 Ср.: Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея. 2. 163. 8; Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии. 1. 3; 2//Corpus Dionysiacum, II Hrsg. v. G. Heil, A. M. Ritter. B.; N. Y., 1991. S. 143—145. (PTS; 36).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3244...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕФ [Гат, евр.  ,   - точило, винный пресс], один из 5 главных городов филистимлян, упоминаемых в ВЗ. Располагался в Шефеле, к югу от г. Екрон (Телль-Микне), в наибольшей близости к территории Иудеи с востока (1 Цар 17. 52). ВЗ описывает Г. как город Ханаана, где после эпохи Иисуса Навина еще сохранялись поселения легендарного племени Енакимов (Нав 11. 22). Из Г. происходили исполинский воин филистимлян Голиаф (1 Цар 17. 4) и др. воины-гиганты (2 Цар 21. 19-22). Г. упоминается как Gimti в списке ханаанских городов в амарнских письмах (EA. 290. 9). Там находился ковчег завета во время его пленения филистимлянами (1 Цар 5. 1-12). Царь Давид, изгнанный из окружения царя Саула, скрывался в Г. (1 Цар 21. 10-15) и затем поступил на службу к филистимскому правителю Г. Анхусу (1 Цар 27. 6). Библейское выражение «не рассказывайте в Гефе» было изначально связано с оплакиванием Давидом погибших в бою Ионафана и Саула (2 Цар 1. 20; ср.: Мих 1. 10). Впосл. воины из Г. упоминаются среди наемных воинов Давида (2 Цар 15. 18-23), а Аведдару Гефянину (2 Цар 6. 10) был доверен ковчег завета на 3 месяца, до его переноса в Иерусалим (2 Цар 6. 10-11; 1 Пар 13. 13). В 1 Пар 18. 1 говорится о завоевании Филистии Давидом (ср.: 2 Цар 8. 1), однако войны за Г., территорию к-рого контролировали цари Иудеи, продолжались и в эпоху разделения царств. Стены Г. были укреплены Ровоамом (2 Пар 11. 8), хотя впосл. Г. отобрал у Иудеи Азаил Дамасский (4 Цар 12. 18). Затем он был отвоеван у филистимлян при царе Озии (2 Пар 26. 6). Прор. Амос в сер. VIII в. до Р. Х. говорит о Г., вероятно, как об уже разрушенном филистимском городе (Ам 6. 2). Позднее пророки не упоминают о Г. даже в списках филистимских городов (Иер 25. 20; Соф 2. 4; Зах 9. 5), но он перечислен в надписи Саргона II, царя Ассирии, в списке покоренных им городов в кампанию 712/1 г. до Р. Х. против Азури, царя Ашдода (ANET. N 286). До сер. ХХ в. археологи, включая У. Ф. Олбрайта , отождествляли с Г. совр. Телль-Шейх-Ахмед-эль-Арейни, к северу от совр. Кирьят-Гат ( Albright. P. 6-12). Олбрайт искал Г. южнее Аккарона, опираясь на известие о возвращении земель «от Аккарона и до Гефа» (1 Цар 7. 14). Однако раскопки 1956 и 1961 гг. под рук. С. Йейвина на Эль-Арейни показали, что в эпоху филистимлян это место не заселялось (EAEHL. Vol. 1. P. 89-97). Вскоре Дж. Э. Райт выдвинул новую версию отождествления, указав на Тель-Сера (араб. Телль-эш-Шария) еще дальше к югу, вдоль р. Герар, на самом краю пустыни Негев ( Wright. P. 80), где раскопками Э. Орена в 1972-1976 гг. были вскрыты следы значительного поселения филистимской эпохи (EAEHL. Vol. 4. P. 1059-1069).

http://pravenc.ru/text/164919.html

Рассуждение шестое. Об облаке Кии суть, иже яко облацы летят ( Ис.60:8 ). § I Облако называется от облачения; ибо оным небо как бы в ризу облачается. Солнце теплотой своею извлекает из земли пары, кои поднявшись на средину воздуха, от хлада сгущаются, и делаются облаками. § II Облако являет нам безмерную бездну совершенств Божиих. Коль краты взираем мы на оное, толь краты: 1) должны представить себе величество Божие, и восклицать с Давидом: полагаяй облаки на восхождение свое, ходяй на крилу ветреню ( Пс.103:3 ). О величестве Его, которое Иисус, будучи младенец явил, говорит Исаия: се Господь седит на облаце легце и приидет во Египет, и потрясутся рукотворенная Египетская от лица его ( Ис.19:1 ). [Снеси: ( Иер.4:13 ), ( Иов.37:22, 38:9 )]. 2) Должны представлять милость и благость Его. Слушай, что Сам Он ко всем нам в Ное говорит: дугу Мою полагаю во облаце, и будет в знамение завета вечнаго между Мною и землею ( Быт.9:13 ). 3) Должны представить правду Его в силу Давидовых слов: и до облак истина твоя ( Пс.107:5 ). – Яко возвеличися до небес милость твоя и даже до облак истина твоя ( Пс.56:11 ). – Господи, на небеси милость твоя, и истина твоя до облак ( Пс.35:6 ). 4) Должны представить преславное явление Его, многочастно в Ветхом и Новом Завете бывшее. Так для показания славы, является на горе Синайской в облаке: бысть же в третий день бывшу ко утру, и быша гласи и молния и облак мрачен на горе Синайстей ( Исх.19:16 ). Так Господь в облаке снисходит на скинию свидения: егда же вниде Моисей в скинию, сниде столп облачный ( Исх.33:9 ). [Снеси: ( Исх.40:34 ), ( Лев.16:2 ), ( 3Цар.8:10 )]. Β облаке снисходит над Сына человеческого на Фаворе: еще (же) ему глаголющу, се, облак светел осени их: и се, глас из облака глаголя, сей есть Сын мой ( Мф.17:5 ). – И бысть облак осеняя их: и прииде глас из облака ( Мк.9:7 ). В облаке является Христос возлюбленному девственнику Своему в Откровении: и видех, и се, облак светел, и на облаце седяй подобен Сыну человеческому ( Откр.14:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Иосиф 1494 наречён епископом Смоленским. Иосиф , 1509 и 1518, 4 янв. 1528. Никандр , 8 мая 1558. Михаил Рагоза (он же архим. в Минском Вознесенском) в июле 1582. (А. 3. Р., III, 132); 29 июля 1589 хирот. в митрополита Киевского. Иоасаф , 27 янв. 1596. Иоасаф Мировский † 22 дек. 1618. Феодосий Василевич упом. 1654, 1656 (sic); 20 апр. 1672 хирот. в епископа Могилевского. Серапион Полховский 30 сент. 1697 хирот. в епископа Могилевского и оставался настоятелем. Иосиф Оранский , 1733, а 29 окт. 1748 перев. в Киево-Печерский. Михаил Козачинский , около 1750, 9 мая (sic) 1756. Давид Нащинский , из префектов Киевской акад., 1756–58, в нояб. перев. в Киево-Братский. Досифей Галяховский , 1759–1763, предан суду. Павел Волчанский 9 нояб. 1763 перев. из Киевского Кириллова. Виктор Садковский 156 27 июля 1785 хирот. в викария Киевского и управлял им после (до 1793). Серафим Глаголевский , архиепископ Минский, вместе и архим. с 1812. (Ист. Иер., VI, 906).       В 1845–64 под управлением архиереев. 10 Брестский-Симеоновский, заштатный. [III, 456.] Игум. Афанасий Филипович , 1644–48, убит 20 июля. – Спиридон , 1763. – Аркадий , с 1798 архим-т. 11 Воскресенского, в городе Борисове [VI, 952] Игум. Феодосий , 1686–88, 98. (1692, 1698, 1706; Ист. Иер.). 12 Сурдецкого Свято-Духова, основанного 1627 г., заштатного [VI, 336]: Архим. Иов , 1848 и 49. Игум. Николай , 1850–52. – Феодосий , 1853–69. 13 Супрасльского Благовещенского, ныне 2-го класса [в Ист. Иер. нет]: Игум. Пафнутий , 13 окт. 1509. Архим. Тимофей в 1589 отрешён. – Иларион, кн. Мосальский , 1593–1602, 19 янв. отставлен. … Игум. Никодим , 1838–40, архим. 1851–53. – Викентий , 1854–66, архим. 1869. 14 Лаврашского, в Белоруссии (упом. в 1401 г.) [V, 1]: Игум. Никита , в XV веке. – Арсений , 25 дек. 1509. Архим. Алексий , 1524 (А. 3. Р., II, 125). – Иона и Никита ... (Опис. Рум. Муз., 124). – Гедеон Брилницкий , в янв. 1596. 15 Лещинского, в Пинском повете [V, 20]: Архимандриты Варлаам , игум., 26 февр. 1517. Макарий , с мая 1552 епископ Туровский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Моисей, великий законодатель Израиля, был посредником ветхого завета, посредником же нового завета стал Иисус Христос, Сын Божий ( Иер. 31,31–34 ). В то время как ветхий завет был написан на каменных скрижалях, Христос записывает новый завет посредством Духа Святого на скрижалях человеческого сердца ( 2Кор. 3,3 ). Ветхий Завет основывался на обещании Израиля: «Мы будем слушать и исполнять» (5,27; Исх. 19,8; 20,19 ), а новый основывается на лучшем обетовании Божием «И на сердцах их напишу его» ( Иер. 31,33 ; Евр. 9,11–28 ). Ветхий завет взывал к сердцу человека, однако он оказался бессильным из-за человеческой слабости, т. е. неспособности соблюдать его условия, и в результате он потерял силу «обветшал» ( Рим. 8,3 ; Евр. 8,13 ). Только Иисус Христос посредством Святого Духа может изменить человеческие сердца (10,16 и ком.; Ин. 3,1–15 ). На Него указывает в своих прообразах и пророчествах книга Второзаконие: Он есть пасхальный Агнец (16,1–17 и ком.) и грядущий Пророк (18,15–22 и ком.). Русское название книга Второзаконие получила из Септуагинты, которая называет ее deuteronomion, что означает «второй закон», или «повторение закона». Содержание I. Введение (1,1–5) II. Первое обращение Моисея (1,6 4,40) А. Путешествие от Хорива до потока Арнон (1,6 2,23) Б. Войны в Трансиордании и заселение этой земли (2,24 3,29) В. Увещевания Моисея исполнять Божий закон (4,1–14) Г. Богу следует поклоняться не как идолу, но как Духу (4,15–40) III. Промежуточный эпизод: города-убежища в Трансиордании (4,41–43) IV. Второе обращение Моисея (4,44 –11,32) А. Повторение Десяти Заповедей (4,44 5,22) Б. Посредничество Моисея при передаче законов и постановлений (5,23–33) В. Единый Бог и требования любить Его, повиноваться Ему и учить этому своих детей (6,1–25) Г. Обетования победы и призыв к отделению от нечестивых (7,1 –10,5) Д. Отделение левитов для ношения ковчега и служения Господу (10,6–9) Е. Увещевание Моисея любить Великого и Истинного Бога и повиноваться Ему (10,10 11,25) Ж. Первое упоминание о богослужениях на горах Гевал и Гаризим (11,26–32) V.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Излишняя надежда на милосердие Божие – когда кто-нибудь, продолжая сам грешить, надеется, что Бог не заключит от него Своей благодати и не накажет его; таким образом Божественное правосудие считается за ничто ( Рим.2:4-5 ) ( грех против Святого Духа ). Упорное отрицание (противоборство) Истины и добра через попрание совести (сознательное служение злу) ( Рим.1:18 ) – грех против Святого Духа, полностью лишает членства в Церкви до покаяния! Лень и нерадение по отношению к учению благочестия, молитве и общественному богослужению (лень и нерадение, которые преодолеваются усилием воли, грехом не считаются) ( Иер.48:10 ; Мф.22:37 ) Любовь к чему-либо больше, чем к Богу ( Лк.14:26 ). Любое почитание чего-нибудь или кого-нибудь богом своим, и надежда на это ( Исх.20:3 ). Любое дело, даже самое безобидное, может стать греховным, если превратится в безудержную страсть. Искушение Бога – действие, мотивированное желанием испытать Бога в чем-либо ( Втор.6:16 ). Человек искушает Бога, когда, имея под рукой все необходимое для того, чтобы избежать опасности, он безо всякой на то причины выбирает опасность, как бы испытывая, избавит ли его от нее Бог. Например: отказ от лечения естественными средствами, которые способны поправить здоровье, мотивированный желанием получения исцеления напрямую от Бога. Человекоугодие – угождение людям в ущерб угождению Богу ( Гал.1:10 ) Человеконадеяние – надежда более на свою собственную деятельность, нежели на благодать и провидение Божие, более на свою мудрость и дарования, или на свою силу, или на множество и знаменитость своих друзей ( Иер.17:5 ) Страх, подверженность которому приводит боящегося к сознательному нарушению заповеди Божией ( Откр.21:8 ). Эксперименты, меняющие природу человека (Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека. III.3) Гнушение (отвращение) какой-либо пищей или алкогольным напитком по религиозным мотивам, а также осуждение людей, употребляющих их ( 1Тим.4:2-3 ; 51 канон св. апостолов, 2 канон Гангрского собора) – полностью лишает членства в Церкви до покаяния! II. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им 

http://azbyka.ru/idi-i-vpred-ne-greshi

А что горячо и остро слово Божие, это становится ясным из слов Его к Иеремии: словеса моя, якоже огнь горящий, и яко млат, сотрыющий камень ( Иер.23:29 ). II подлинно, слово Божие —181— имеет полную способность и силу оживить и возжечь и охлажденного во грехах и легко возбудить отвердевшего и засохшего, ибо оно есть живодейственно, и острейшее паче всякаго меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и тела, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным ( Евр.4:12 ). Сказано в одном месте и устами пророков грубому и жестокому народу иудейскому: обрежитеся Богу вашему, мужие иудины ( Иер.4:4 ). Зах.12:7 И населится Иерусалим еще по себе; и спасет Господь селения Иудова якоже исперва, яко да не величается похвала дому Давидова, и величания живущих во Иерусалиме на Иуду. Не всегда, говорит, Церковь будет в тревожном состоянии, и не бесконечным преследованиям подвергнется она, но успокоится некогда и населится по себе, то есть особняком, когда никто не будет притеснять её, ни причинять скорбь, ни внушать страх, ни увеличивать скорбь искушений. И это потому, что спасет Господь селения Иудовы якоже исперва. Защитит Он Свои церкви или свои селения так, что уделит им попечение равное тому, какое даровано было древле Израилю, освобождаемому из Египта. Тогда Бог всяческих извел Израиля из дома рабства и от пещи железны, как написано ( Втор.4:20 ), и от несносного жестоковластия, рукою крепкою и мышцею высокою ( Втор.5:15 ), когда преследующих потопи в чермнем мори, пучиною покры их ( Исх.15:4 ) и погрязоша яко олово в воде зелней (–10), освобожденные же перешли. Столб огненный предводительствовал ими ночью, показывая путь, днем же над ними висело облако. Затем ели хлеб с неба и спасались в пустыне —182— от укушений змей; преодолевали врагов, перешли Иордан, были обрезаны каменными ножами, вошли в землю обетования. Сие дарует Христос ищущим селений Его, то есть Церкви. Так и их спасет, освободив из рабства под властью диавола и изъяв из демонского владычества, проведши как бы чрез море чрез искушения этой жизни и суетное волнение, а Себя самого предложив им в славную опору и столб, освещающий находящихся во тьме, и как бы в облако, орошающее духовною росою, – став для них и хлебом жизни и явив бездейственными и бессильными укушения духовных змей, и также переведши чрез Иордан, являя их чистыми чрез обрезание по духу и вводя в царство небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

То же говорят пророки. В их понимании этот Потомок Давида – Мессия, Который возродит Израиль, будет могущественным земным царем. Вот, например, как мыслит об этом пророк Иеремия: Воротами сего города будут входить цари и князья, сидящие на престоле Давида, ездящие на колесницах и на конях, они и князья их, Иудеи и жители Иерусалима, и город сей будет обитаем вечно ( Иер. 17:25 ). Или другой текст: В те дни и в то время возращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле. В те дни Иуда будет спасен и Иерусалим будет жить безопасно, и нарекут имя Ему: “Господь оправдание наше!” Ибо так говорит Господь: не прекратится у Давида муж, сидящий на престоле дома Израилева, и у священников-левитов не будет недостатка в муже пред лицем Моим, во все дни возносящем всесожжение и сожигающем приношения и совершающем жертвы ( Иер. 33:15-18 ). В более позднее время, во II-I веках до Р. Х., мысль о том, что Спасителем мира будет Потомок из рода Давидова, новый великий Царь, или «Сын» Давидов, прочно закрепляется. Указания на это мы находим в иудейской литературе межзаветного времени (времени между Ветхим и Новым Заветами). Особенную помощь в реконструкции иудейских представлений того времени нам оказали кумранские рукописи. В документе, названном «Благословение патриархов» (в науке этот документ обозначается как 4Q РВ), мы читаем: «He переведется властитель из племени Иуды …[не ис]коренится сидящий на престоле Давида… До пришествия Праведного Помазанника (Мессии), отпрыска Давида, ибо ему (Давиду) и потомству его дан завет царства (над) его народом на вечные поколения…» А вот отрывок из другой рукописи: 4Q 174(Flor) I. 10-13: «Господь [го]ворит тебе (Давиду), что “Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном” ( 2 Цар. 7:13-14 ). Это – Отрасль Давида… которого [восставит] на Си[оне в кон]це времен, как сказано: “И восставлю упавшую скинию Давида”. То – упав[шая] скиния Давида, [кот]орую восставит (Господь) во спасение Израилю».

http://azbyka.ru/parkhomenko/pokinul-li-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010