8. И прийдет опустошитель на всякий город, и город не уцелеет; и погибнет долина, и опустеет равнина, как сказал Господь. 8 . Долиною названа здесь та долина, или вернее южная часть той долины, в которой по Нав. 13:27  находились города Беф-Гарам, Беф-нимра, Сокхоф и Цафон, т. е. долина, простиравшаяся по восточному берегу Иордана от Мертвого до Геннисаретского (позднее называвшегося Тивериадским) озера. Равниною называется в других случаях возвышенная плоскость, простирающаяся от Раббы аммонитской к югу до потока Арнона (ср. Нав. 13:9, 16, 21 ) и еще ныне то там, то сям усеянная развалинами погибших городов. И из этой равнины в речи о Моаве пророк Иеремия может разуметь только южную часть, именно южнее Есевона, тогда принадлежавшего аммонитянам (ср. толков. Иер. 48:2 ). Впрочем, так как пророк грозит погибелью «всякаго града» моавитскаго, не к северу только от Арнона лежащих городов: то под долиною и равниною в настоящем случае лучше разуметь все равнины и долины, какие были в моавитской области. И такому, по связи речи более естественному, смыслу слов пророка соответствует слав.-лат. перевод: «удолия»... «поля»... Иер. 48:9 9. Дайте Мав, к прикосновенъ бдетъ, и вси гради ег бдтъ псты, и без живщихъ. 9. Дайте крылья Моаву, чтобы он мог улететь; города его будут пустынею, потому что не кому будет жить в них. 9 . В объяснение слов: дайте Мав блаж. Феодорит замечает: «в местах пустынных и никем непроходимых, складывая из камней какия-нибудь путеуказания, по оным совершают путь, и смотря на них, не ошибаются в дороге». По этому объяснению, слова: «дайте знамение Моаву» должны значить: покажите Моаву дорогу в пустыню, куда он должен бежать, к прикосновенъ бдетъ=потому что на благоденствие его будет сделано покушение. Таким образом, по слав.-греч. переводу, стих этот заключал бы в себе повторение другими словами мысли стиха Иер. 48:6 . По русскому переводу, здесь еще более сильное выражение неминуемости погибели для Моава. Там он приглашается бежать; здесь же пророк говорит: дайте крылья Моаву, чтобы он мог улететь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

4Цар.23:31 .  Двадцати трех лет был Иоахаз, когда воцарился, и три месяца царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хамуталь, дочь Иеремии, из Ливны. 4Цар.23:32 .  И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делали отцы его. 4Цар.23:33 .  И задержал его фараон Нехао в Ривле, в земле Емафской, чтобы он не царствовал в Иерусалиме, – и наложил пени на землю сто талантов серебра и [сто] талантов золота. 4Цар.23:34 .  И воцарил фараон Нехао Елиакима, сына Иосиина, вместо Иосии, отца его, и переменил имя его на Иоакима; Иоахаза же взял и отвел в Египет, где он и умер. 4Цар.23:35 .  И серебро и золото давал Иоаким фараону; он сделал оценку земле, чтобы давать серебро по приказанию фараона; от каждого из народа земли, по оценке своей, он взыскивал серебро и золото для того, чтобы отдавать фараону Нехао. О Ливне см. замеч. к ( 4Цар.19:8 ). Ривла (у LXX-mu: Βλα, Ρεβαμι, Vulg.: Rebla, слав.: «Ревлаам», «Вила» – Onomasticon, 274) – город на северо-восточной границе земли обетованной ( Чис.34:11 ), на Оронте, теперь Рибле, между Хамсом (Емеса) и Баальбеком. Сюда Нехао заключает лишенного им царства (после 3-месячного царствования) Иоахаза (ст. 33), здесь же после Навуходоносор ослепил Седекию ( 4Цар.25:6 ), затем уморил вельмож Иудиных ( 4Цар.25:21 ). По-видимому, Ривла была главной квартирой Нехао, а после Навуходоносора. Вместо Иоахаза Нехао ставит царем Иудеи старшего сына Иосии Елиакима, переменив ему имя на Иоаким в знак (ср. Быт.41:45 ; Дан.1:7 ) его вассальной зависимости от себя (так после поступил Навуходоносор в отношении Матфании-Седекии, 4Цар.24:17 ). Возложенная египетским фараоном дань на Иудею разложена была (как некогда в Израильском царстве при Менаиме, 4Цар.15:19 ) на собственников земельных участков, даже и бедных (евр. ам гаарец). 4Цар.23:36 .  Двадцати пяти лет был Иоаким, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Зебудда, дочь Федаии, из Румы. Рума (у LXX-mu: Αρημ, Vulg.: Ruma), вероятно, тождественна с Арума, близ Сихема ( Суд.9:41 ; И. Флавий, Иуд.Война 3:7, 21), теперь Хирбет Рума к югу от равнины Асохис (Onomast. 793). Иоаким царствовал 11 лет, с 609 по 593 гг. (ст. 36; 2Пар.35:5 ). Нечестивое царствование его, полное измены истинной религии и обильное всякими неправдами ( Иер.7:9 и далее; Иер.17:2,19:4 и далее; Иер.22:13–17 ; Иез.8:9–17 ; Авв.2:9–14 ), было истинным бедствием для Иудеи, роковым образом увлекавшим его к гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Духом Святым принес – наиболее вероятно, что речь идет о силе Святого Духа, Который поддерживал Его (ср.: Ис. 42:1 ), хотя некоторые усматривают здесь другое значение – Его собственный Дух, тем самым подчеркивая внутреннюю силу или духовное содержание Его жертвы. Кровь Христа обладает достаточной силой, чтобы очистить совесть нашу от мертвых дел. Бог требует покаяния, обращения «от мертвых дел» (6:1) – грехов, которые оскверняют совесть и заслуживают соответствующего воздаяния с Его стороны. Но те, кто покается, нуждаются в очищении от скверны греха, и только смерть Иисуса может совершить это (ср.: 9:9 и 9:14). В Ветхом Завете очищение было предназначено для того, чтобы люди могли снова посвятить себе служению Богу. Новозаветное обещание об обновлении «сердца» на основе окончательного прощения грехов ( Иер. 31:33–34 ) находит свое отражение в ст. 14. Только очищение, которое дарует жертва Христа, может дать нам свободу служить живому Богу так, как это предвещал Иеремия. Смысловое значение этого служения (греч. latreuein) будет рассмотрено далее (см.: 12:28). 15 Далее рассматривается связь между первосвященническим служением Иисуса и исполнением пророчества Иеремии. Христос – ходатай нового завета, Он стал таким через Свою смерть (ср.: 8:6; 12:14). Во–первых, Он умер для искупления от преступлений, сделанных в первом завете. Как отмечено в ст. 12, эта смерть во имя вечного искупления стала ценой освобождения от суда и скверны греха (ср.: Иер. 31:34 ). Здесь в фокусе находится искупление тех, кто согрешил в условиях первого завета, как сказано у Иер. 31:31–32 . На самом деле, жертва Иисуса носит ретроспективный характер по своем результату и сохраняет свою действенность по отношению ко всем, кто доверился Богу, прощая грехи и древних израильтян (ср.: 11:40). Но мы знаем также, что по милости Божьей Он вкусил «смерть за всех» (2:9) и в силах спасти всех, «приходящих чрез Него к Богу» (7:25). Во–вторых, через Его смерть призванные к вечному наследию получили обетованное.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

«Большою мудростью твоею, посредством торговли твоей, ты. умножил богатство твое, и ум твой возгордился богатством твоим». — говорится также о превозношении сердца ( Ос. 13:6 ): На пажитех их, и насытишася до исполнения, и вознесошася сердца их, сего ради забыша Мя ( Ос. 13:6 ); «Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня» — о сердце каменном ( Иез. 11, 19; 36:26 ): И дам вам сердце ново и дух нов дам вам, и отиму сердце каменное от плоти вашея и дам вам сердце плотяно, и дух Мой дам в вас ( Иез. 36:26-27 ). «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце платяное. Вложу внутрь вас дух Мой» — о необрезанном сердце ( Лев. 26:41 ; Иер.9:26 ). (См. Hesenius, стр. 424–425): И Аз пойду с ними в ярости страною и погублю их в земли врагов их: тогда усрамится сердце их необрезаное и тогда познают грехи своя ( Лев. 26:41 ). «И Я (в ярости) шел против них и ввел их в землю врагов их; тогда покорится необрезанное сердце их, и тогда потерпят они за беззакония свои». Се, дние грядут, глаголет Господь, и посещу на всех, иже обрезаную имут плоть свою: на Египет и на Идумею, и на Едом и на сыны Аммони, и на сыны Моавли и на всякаго остризающаго власы по лицу своему, обитающия в пустыни, яко вси языцы необрезани плотию, весь же дом Израилев необрезани суть сердцы своими ( Иер.9:25-26 ). «Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных: Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем». Таким образом, в Ветхом Завете сердце (leb [лев], lebab [лева ‘ в]) означает жизнь человека в ее средоточии – и по отдельным ее сторонам (физическую, духовную: чувство, волю, ум), и всю вместе; но вместе с тем сердце является источником нравственной жизни и жизни религиозной. Сердце в ветхозаветной письменности, как и в Новом Завете, является источником высших настроений и переживаний религиозно-настроенного и благоговейно преклоняющегося пред Богом человека ( Пс.26:8; 44:2; 56:8; 85:12; 107:2; 111:8; 118:10-11 ; Иер.17:5 ), но также источником безрелигиозности, отрицания Бога ( Пс.13:1; 52:2 ) и преступлений ( Пс.9:32; 57:3 ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Иер. 28:5–9 5. И реч пррокъ ко лжепророк пред очима жерцевъ, и пред очима всхъ людей стощихъ в дом Гдни, 5. И сказал Иеремия пророк пророку Анании пред глазами священников и пред глазами всего народа, стоявших в доме Господнем; 6. И реч поистинн так да сотворитъ Гдь, да утвердитъ Гдь слово тво, еже ты прорицаеши, еже возвратити сосды дом Гдн, и вс преселенны из Вавлна на мсто 6. И сказал Иеремия пророк: да будет так, да сотворит сие Господь! да исполнит Господь слова твои, какия ты произнес о возвращении из Вавилона сосудов дома Господня и всех пленников на место сие! 7. Обаче слышите слово еже азъ глаголю во ушы вашы, и во ушы всхъ людей: 7. Только выслушай слово сие, которое я скажу вслух тебе и вслух всего народа: 8. Прроцы прежде мен, и прежде васъ вка, прорекоша на мнги земли, и на црства велика рати и и глад: 8. Пророки, которые издавна были прежде меня, и прежде тебя, предсказывали многим землям и великим царствам войну и бедствие и мор. 9. Пррокъ миръ, пришедш слов познаютъ пророка, егоже посла имъ Гдь в вр. 9. Если какой пророк предсказывал мир,  то тогда только он признаваем был за пророка, котораго истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка. Понимая эту опасность и видя в то же время, что словами Анании собственная речь Иеремии представляется как будто лживою, что к ней внушается недоверие, святый пророк хочет убедить народ, что было бы незаконно признать слова Анании за несомненную истину и самого его за истинного пророка. Закон ( Втор. 18:22 ) повелевал выждать и посмотреть, исполнится ли слово человека, выдающего себя за пророка. Вероятно, Анания в первый раз являлся в качестве пророка: только в таком случае становятся понятными слова пророка Иеремии Иер. 28:8, 9 . Сами по себе, слова Анании представляются Иеремии сочувственными: так да сотворитъ Гдь, да утвердитъ Гдь слово тво. Иеремия не желает зла народу; он готов всегда молиться за народ (ср. Иер. 14:11 ). Если он советует покорность вавилонскому царю, то только для того, чтобы не навлечь новых, более тяжких несчастий на страну, сделать существование в ней сносным и даже благополучным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Приведенные изречения Исаии, Иеремии и Амоса он не мог бы высказать не только по обстоятельствам своего времени, но, – смеем думать, – и по своему личному настроению. Значение храма до-пленным пророкам рисовалось несколько иначе: они скорее боролись с самонадеянной переоценкой этого значения народом (ср. Иер.26:6, 12, 18–23 ). Что касается воззрений на задачи священства, то взгляды, подобные Малахииным, по-видимому, прежними пророками приурочивались скорее к будущим священникам нового завета (ср. Иер.33:20–21 ). Малахия старался довести священников до сознания важности быть хранителями закона и ведения: а из Иеремии мы узнаем, что священники, считавшие себя на высоте подобных требований, оказывались иногда едва ли не хуже нерадивых священников Малахиина времени ( Иер.18:18 ; ср. 8:8–10). Осия, не обинуясь, говорит о священниках своего времени, как о скопище разбойников и делателях мерзостей ( Ос.6:9 ), и не пытается даже напоминать им идеалы истинного левитства. 388 Эти взгляды Малахии на храм, культ и задачи священства, несомненно, стоят в связи со свойственным всем вообще послепленным иудеям пониманием причин плена. В последнем они видели наказание Божие за неисполнение закона Моисеева. «Со дней отцов наших, говорит Ездра, мы в великой вине до сего дня, и за беззаконие наши преданы были мы, цари наши, священники наши в руки царей иноземных, под меч, в плен и на разграбление и на посрамление» ( Ездр.9:7 ). – «Мы стали преступны пред Тобою, молился Неемия, и не соблюдали заповедей, уставов и определений, которые Ты заповедал Моисею, рабу Твоему. Но помяни слово, которое Ты заповедал Моисею, рабу Твоему, говоря: если вы сделаетесь преступниками, то Я рассею вас по народам; если же обратитесь ко Мне и будете хранить заповеди Мои и исполнять их, то, хотя бы изгнанные ваши были на краю неба, Я и оттуда соберу их и приведу их на место, которое избрал Я, чтобы водворить имя Мое там» ( Неем.1:7–9 ). Понятно, что, по миновании плена со всеми его тяготами, у иудеев, по крайней мере, передовых и сознательно относившихся к судьбам своего народа, пропала всякая охота снова рисковать подвергнуться такому наказанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

У ветхозаветных пророков мир изображается как состояние, завершающее историю: “Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море” (Ис 11:6–9). Этот эсхатологический идеал связан с откровением Мессии, имя Которого — Князь мира (Ис 9:6). Война и насилие исчезнут с Земли: “И перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать” (Ис 2:4). Впрочем, мир — это не только дар Господа, но и задача человечества. Библия дает надежду на осуществление мира с помощью Божией уже в пределах нынешнего земного существования. По свидетельству святого пророка Исаии, мир есть плод правды (Ис 32:17). Священное Писание говорит и о правде Божией, и о правде человеческой. Обе они имеют отношение к завету, который Бог заключил с избранным народом (Иер 31:35). В этом контексте правда преимущественно понимается как верность союзническим отношениям. Насколько люди нарушают союз с Богом, то есть насколько они неправедны, настолько они лишаются плода правды — мира. В то же время одним из основных элементов Синайского законодательства было требование справедливого отношения к ближнему. Заповеди закона имели целью не обременительное ограничение свободы личности, но построение жизни общества на принципе справедливости для достижения относительного мира, порядка и спокойствия. Для Израиля это означало, что мир в общественной жизни осуществляется не сам собою, в силу неких естественных закономерностей, но он возможен, во-первых, как дар Божественной правды, и, во-вторых, как плод религиозных усилий человека, то есть его верности Богу. Там, где люди благодарно ответят верностью на правду Божию, там “милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются” (Пс 84:11). Впрочем, история Ветхого Завета дает множество примеров неверности и греховной неблагодарности избранного народа. Это дает повод пророку Иеремии указать на причину отсутствия мира в Израиле, в котором постоянно слышится: «“мир! мир!”, а мира нет» (Иер 6:14). Пророческий призыв к покаянию звучит как песнь верности правде Божией. Несмотря на грехи народа, Бог дает обетование заключить с ним “новый завет” (Иер 31:31).

http://pravmir.ru/osnovyi-sotsialnoy-kon...

     Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Бессмертен дух, который, как покажем ниже, может существовать без связи с телом и душой. Материалисты отрицают бессмертие души именно потому, что ничего не хотят знать о духе. А о бессмертии самосознания, понимаемого чисто физиологически, мы и не говорим.      Посмотрим теперь, дает ли Священное Писание нам право понимать дух и душу так, как мы только что изложили. Думаем, что наше понимание души и духа совершенно согласно с Откровением.      В различиых смыслах употребляется в Писании слово " душа " . То, как в просторечии, она обозначает просто всего человека: " Ни одна душа " , " никакая душа " . Ни одна душа из вас не погибнет, - говорит св. апостол Павел своим корабельным спутникам. В восьми душах сохранил семейство Ноя (2 Пет. 2,5). Душа согрешающая, она умрет (Иез. 18,20).      То душа является синонимом жизни. Душа его будет ему вместо добычи (Иер. 21,9). Умерли искавшие души Младенца (Мф. 2,20). Хлеб их - для души их (Ос. 9, 4). Не заботьтесь для души вашей, что вам - есть и что пить (Мф. 6, 25).      А вот ряд текстов, в которых явно идет речь о том, что можно было бы назвать " животной душой " . Душа их исплевала в них... Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами... От всякой пищи отвращалась душа их... Душа их истлевает в бедствии (Пс. 106,5-26). Будет он пастись... и душа его насытится на горе Ефремовой (Иер. 50, 19). Насытится ими (добычей) душа моя (Исх. 15,9). Голодному снится, будто он ест... и душа его тоща... снится, будто он пьет... и душа его жаждет (Ис. 29, 8). Благотворительная душа будет насыщена (Притч. II, 25). Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится (Притч. 13,4). Нерадивая, душа будет терпеть голод (Притч. Сытая душа попирает и сот (Притч. 27,7). Душа ваша да насладится туком (Ис. 55,2). Душа их будет как напоенный водою сад (Иер. 81,12).      (Здесь речь идет о благах земных). Прилепилась душа его к Дине (Быт. 34,3). Ждет ее (платы) душа его (Втор. 24, 15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/911/...

Итак, воля Божия является огнем поядающим с одной стороны в том смысле, что она уничтожает в душе грехи; другая же сторона действия воли Божией – непреложность Его закона, – в св. Писании называется огнем поядающим потому, что доставляет страдания грешникам, которые сами на себя навлекают зло ( Ис.3:9 ). Это свойство Божественной воли всего лучше обозначено в купине, явленной Богом Моисею. Св. Златоуст пишет, что явившийся в купине Моисею ангел был велика Совета Ангел ( Ис.9:6 ), то есть Христос (Толк. на Деян.7:30 ), и этим видением человечеству было предсказано, что истинные отношения человека к Богу суть отношения полного взаимообщения и единения, взаимной любви, не уничтожающей своею Божественною силою тварной природы, если она не противится Богу. Такова воля Бога, творящего милость и суд, и правду на земле ( Иер. 9:24 ), слово Которого может быть праведнику только в радость и веселие сердца его ( Иер.15:16 ). О действии же, производимом словом Божиим на грешников, говорит пророк Исайя так: «свет Израиля будет огнём для них и Святый его – пламенем, которые сожжёт и пожрёт терны их» ( Ис.10:17 ; ср. Иер.5:14 ). Господь – блаженство для одних: идет со тьмами святых, но мучение для других: одесную Его огонь закона ( Втор.33:2 ). Чрез какую же способность души человеческой слово Божие действует так мучительно на человека? Чрез нравственное чувство совесть , – отвечает св. Писание; ибо грешники оказываются уже сожженными в совести своей ( 1Тим 4:2 ). «Каждого дело обнаружится, – говорит апостол, – ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть... у кого дело сгорит, тот потерпит урон, впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» ( 1Кор.3:13,15 ) Здесь под огнём разумеется испытание совести человека; обличающая совесть доставляет страдание; это страдание для праведного человека спасительно: оно производит очищение души и ведет к познанию Бога. О нём Господь устами пророка говорит: «введу эту третью (людей) в огонь и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото; они будут призывать имя Мое, и Я испытаю их» ( Зах. 13:9 ), то есть тех, которые, по апостолу «потерпели урон», но спаслись, то есть страдали, но спасутся так, как бы из огня.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Бессмертен дух, который, как покажем ниже, может существовать без связи с телом и душой. Материалисты отрицают бессмертие души именно потому, что ничего не хотят знать о духе. А о бессмертии самосознания, понимаемого чисто физиологически, мы и не говорим. Посмотрим теперь, дает ли Священное Писание нам право понимать дух и душу так, как мы только что изложили. Думаем, что наше понимание души и духа совершенно согласно с Откровением. В различных смыслах употребляется в Писании слово «душа». То, как в просторечии, она обозначает просто всего человека: «Ни одна душа», «никакая душа». Ни одна душа из вас не погибнет, — говорит св. апостол Павел своим корабельным спутникам. В восьми душах сохранил семейство Ноя (2 Пет. 2, 5). Душа согрешающая, она умрет (Иез. 18, 20). То душа является синонимом жизни. Душа его будет ему вместо добычи (Иер. 21, 9). Умерли искавшие души Младенца (Мф. 2, 20). Хлеб их — для души их (Ос. 9, 4). Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить (Мф. 6, 25). А вот ряд текстов, в которых явно идет речь о том, что можно было бы назвать «животной душой». Душа их истаевала в них… Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами… От всякой пищи отвращалась душа их… Душа их истаевает в бедствии (Пс. 106, 5–26). Будет он пастись… и душа его насытится на горе Ефремовой (Иер. 50, 19). Насытится ими (добычей) душа моя (Исх. 15, 9). Голодному снится, будто он ест… и душа его тоща… снится, будто он пьет… и душа его жаждет (Ис. 29, 8). Благотворительная душа будет насыщена (Притч. 11, 25). Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится (Притч. 13, 4). Нерадивая, душа будет терпеть голод (Притч. 19, 15). Сытая душа попирает и сот (Притч. 27, 7). Душа ваша да насладится туком (Ис. 55, 2). Душа их будет как напоенный водою сад (Иер. 81, 12). (Здесь речь идет о благах земных). Прилепилась душа его к Дине (Быт. 34, 3). Ждет ее (платы) душа его (Втор. 24, 15). Отвращается… душа его от любимой пищи (Иов. 33, 20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010