Великое событие, прообразуемое этим действием, есть временное царство Мессии, или Его пришествие во славе в конце времен. Мессия, в своем достоинстве Царя (VI, 13) есть тот человек первого видения, который взошел на коня, употребляемого на войне, но который не имеет еще венца (I, 9); Он без сомнения послал четырех кузнецов против врагов Израиля (I, 18–21), и Его колесница (VI, 1) должна исполнить суды Божьи над всеми языческими монархиями: Он царь земли. Но Он, в особом совершенно смысле – есть царь Евреев (11:12), для которых Он есть истинный Соломон (III, 10). С званием царя Он соединяет звание священника (VI, 11), которое носит с давнего времени, и самую важную должность которого исполнил при существовании второго храма (III, 8:9), тогда когда еще не носил венца (III, 5). Он созидает церковь в своем качестве Пророка. Он открывает ей божественный закон и будущее, Он сообщает ей жизнь, и Его именно прообразуют те две масличные ветви, по которым течет масло в золотой светильник (IV). – Он человек, потому что произрастает из земли (VI, 12; срав. III, 8; I, 8; II, 1). Но этот человек послан Всевечным (VI, 15; ср. II, 9 и пр.), и этот посланник, этот Ангел Превечного есть сам Превечный (11). Наконец, Он взойдет на престол, когда Иудеи возвратятся из Вавилона в свое отечество (VI, 10, 11:15). Таким образом эти Иудеи никто иные, как иудейская женщина, которая была перенесена в Сеннаар (V). Таким образом Мессия есть царь, священник и пророк – Бог и человек, Царь Евреев и язычников, и когда явится в Своем царском могуществе, то соединит около себя весь Свой народ, рассеянный по отдаленным странам (Срав. IX, 9, 10; XIV, 9–21). III. Изменение дней поста во дни радости (VII–VIII) Иудеи соблюдали в продолжение вавилонского плена и даже по своем возвращении в отечество четыре поста, относившиеся к разрушению Иерусалима (VII, 3, 5; VIII, 19). Пост десятого месяца (10 декабря) напоминал о дне, когда началась последняя осада Иерусалима ( Иер.52:4 ; 4Цар.25:1 ); пост четвертого месяца (17 июня) напоминал о дне, когда сделан был пролом в город ( Иер.52:6:7 ); пост пятого месяца (4 июля), день, в который Навуходоносор сжег город с храмом и разрушил стены ( Uep. LII, 12–14 ; 4Цap. XXV, 8 ), наконец пост седьмого месяца (3 сентября ), день убиения Гедалия, решившее отправление остальной части народа в Египет ( 4Цар.25:25 ; Иер.41 : – 43).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Что это действительно было так, подтверждением тому служит вся история ветхозаветного подлинного текста. Из свидетельств библейских видно, что автографы некоторых ветхозаветных книг положены были и хранились в скинии и в храме. ( Втор. 31:25 ; Нав. 24:26 ; 4Цар. 22:8 ; 2Пар. 34:14 ). Из свидетельства христианского предания известно, что все ветхозаветные канонические книги хранились у евреев во Святом Святых. (Епифаний и Иоанн Дамаскин ). О том же говорится в иудейском талмудическом предании (Megilla, 4.2, Sopherin, 6.4). С самого древнего времени священные книги были предметом тщательного изучения и благоговейного хранения как слово Самого Иеговы, как книга Господня. ( Ис. 34:16 ).»Прочитайте в книге Господней и поищите, говорит пророк Исайя, ни одно из сих не преминит придти и ни одно другим не заменится, ибо сами уста Его повелели»» Ср. Нав. 8:34–35; 11:15 . При таком благоговейном отношении евреев к слову Писания можно ли допустить безграничный произвол со стороны переписчиков священных книг? Другим доказательством благоговейного почитания и тщательного изучения Священных Писаний еще до заключения канона служит частое цитирование последующими писателями более древних священных книг. Впрочем, в последнем обстоятельстве ученые отрицательного направления видят признак позднейшего изменения текста. Они указывают на то, что одни и те же гимны и повествования в разных книгах Ветхого Завета имеют между собой заметные различия (напр. 13-ый псалом в 52-ом псалме, 17-ый псалом во 2 Цар. гл. 22; Иер. 52 гл. в 4Цар. 25гл.; Ис. 37 –38гл. в 4Цар. 18–19 гл.). Но ничто не препятствует допустить, что эти разночтения допущены самими авторами, намеренно дважды записавшими их, а не были плодом «бедственного» состояния священного текста. Не испытывал бедственной судьбы священный текст и в дальнейшие периоды своей истории. О тщательном изучении и хранении священных книг за время заключения канона мы имеем множество прямых и косвенных свидетельств у Филона, Иосифа Флавия, в Новом Завете и в иудейском талмудическом предании.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Святого Исидора Пелусиота : «если соблазняет тебя, что ради любви мучеников к Богу и за их постоянство чествуется нами прах мученических тел, то спроси тех, которые получили от них исцеление и дознайся, в каких страданиях подают они врачевания. Тогда не только не будешь смеяться над тем, что делается, но, конечно, и сам поревнуешь исполняемому». 408 Опровержение возражений Сектанты говорят : 1) Господь запрещает почитать мощи ( Иер.8:1–2 ). В приведенном месте нет речи о святых мощах. Господь через пророка предсказывает, что вавилоняне при своем нашествии в Иудею не только жителей убьют ( Иер.7:30–34 ), но выбросят из гробниц кости царей, князей, священников, пророков (ложных) и всех, кто оскорблял Бога идолопоклонством. Неприятели оставят кости их брошенными на открытой поверхности земли под солнцем, луной и др. светилами небесными, как пред взором тех богов, коим служили эти умершие, так и для того, чтобы все видели ничтожество и позор идолопоклонников и совершенное бессилие и беспомощность их богов. «Предсказывает, что вавилоняне в нашествие свое не только живых предадут закланию», – замечает блаженный Феодорит , – «но поругаются над давно умершими священниками и царями, раскопав гробы, оставят кости непогребенными и будут они лежать против солнца, луны и звезд. Кому служение возлюбили они, от тех не получат помощи». 409 2) Нетленных останков не может быть, так как Бог сказал Адаму: «прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 ); праведный Давид, подобно другим людям, увидел тление ( Деян.13:36 ). Праведный Енох не видел смерти (и тления), «потому что Бог переселил его» ( Евр.11:5 ; ср. Быт.5:24 ); пророк Илия «не возвратился в прах», так как был взят живым на небо ( 4Цар.2:11 ). Бог по Своему изволению для блага живущих сохранял и сохраняет останки некоторых праведников (ср. Мф.27:52 ; 4Цар.13:21 ), ибо Ему «все возможно» ( Мф.19:26 ). Почему Он останки не всех праведников хранит в нетлении? Но «кто познал ум Господень?» ( Рим.11:34 ). Сектанты, отрицая нетление святых мощей, произносят хулу на Святого Духа ( Мф.12:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Иудейская эра от «сотворения мира» начинается 7 октября 3761 г. до Р.Х. Византийская и православная эра от «сотворения мира» – 21 марта 5508 г. до Р.Х. В Библии ( Быт.11:10 ) мы обнаруживаем датировку с отсчётом времени от всемирного потопа (такой же хронологии придерживались и шумерские летописцы, которые делили историю своей страны на два периода: до и после потопа); от пребывания Авраама в земле Ханаанской ( Быт.16:3 ); от момента исхода евреев из Египта ( Исх.16:1 ; 3Цар.6:1 ); от правления иудейских и израильских царей ( 3Цар.15:1,9,25,33 и др.); от пленения царя Иехонии ( Иер.52:31 ; Иезек.1:2); от разрушения Иерусалимского храма Навуходоносором в 586 году ( Иер.1:3 ; Иез.40:1 ). На основании этих и других событий хронологи построили множество систем летосчисления, не отвечающих, однако, требованиям абсолютной хронологии. В значительной степени это связано с тем, что у евреев (как и у других народов древности) не было единого, общепризнанного летосчисления, каким пользуемся мы, начиная своё летосчисление от Рождества Христова, поэтому хронология большинства библейских событий с трудом позволяет соотнести их с нашим отсчётом времени. К счастью ветхозаветная хронология имеет некоторые пересечения с ассиро­-вавилонской датировкой. Многие ассиро-вавилонские документы и памятники, относящиеся ко времени Еврейского царства, последовавшие после смерти Соломона, весьма многочисленны. Относящиеся к этому времени ветхозаветные документы всё чаще ссылаются на историческую связь народа Божия с соседними иностранными державами. Эти связи становятся всё более интенсивными после падения Израильского царства в 721 г. и особенно после разрушения Иерусалима в 586 г. Теперь библейская история синхронизируется с вавилонской: 37-й год пленения Иоакима соответствует 1-­му году Амель-Мардука ( 4Цар.25:27 ); 10-й год правления Седекии – 18-му году царствования Навуходоносора ( Иер.32:1 ). Несмотря на это следует честно признать, что хронология периода со времени разделения Еврейского царства после смерти Соломона и до разрушения Иерусалима Навуходоносором, нуждается ещё в обстоятельных исследованиях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

По прекрасному выражению одного экзегета, вернее здесь обозначается не реальный грех , но то зло, которое является результатом человеческого греха, хотя не всегда непосредственным результатом греха индивидуального“ ( Ин. 9:3 ) 228 . Выраж.: сей грехи наша носит 229 является первым из двенадцати определенных изречений об искупительном значении страданий Раба. В новозаветном откровении у ев. Иоанна находим очень близкое к данным словам пр. Исаии изречение, принадлежащее Иоанну Крестителю: се агнец Божий, вземляи грехи мира» ( Ин. 1:29 ). Идее универсального искупления человечества, которую пророк в данном случае выражает, у Крестителя раскрывается с несомненной определенностью (ср. 1Петр. 2:24 ). Вторая половина четвертого стиха ясно намекает на известную болезнь, проказу, которая в книге Левит ( Лев. 13:3, 9, 20 ) прямо называется употребленным здесь евр. словом (), а в книге 4 Царств ( 4Цар. 15:5 ) и Чис. ( Чис. 12:9–10 ) признается наказанием за тяжкий грех. На основании параллельных мест: Пс. 72:14 и 4Цар. 15:5 230 с несомненностью можно утверждать, что это слово () по преимуществу употребляется для обозначения самозаслуженных страданий. Такое же значение ему придавали произносящие данные слова и считавшие страдания Раба наказанием за Его личные беззакония. Выр. от Бога () логически относится ко всем трем причастиям (, и ) и употребляется в смысле всеобусловливающей божественной силы, карательный гнев которой теперь изливается на страждущего Отрока. Пятый стих подробнее раскрывает мысль первой половины стиха четвертого о действительном смысле мучений Раба 231 . Первая половина настоящего стиха возбуждает вопрос: какие страдания здесь разумеются: страдания всей жизни униженного Раба или мучения пред смертью и в момент самой смерти? По нашему мнению, подлинное значение стоящего здесь евр. слова ( – срав. Пс. 68:27 . Иер. 51:52 ) дает полное право утверждать последнее и видеть здесь не просто смертельно раненного, но того, который был действительно убит. Более сильных выражений для обозначения насильственной и мучительной смерти еврейский язык не имеет. Грехи и беззакония наши служат реальной причиной невыносимых мучений Раба, который пострадает за наши грехи и преступления“. Наказание мира нашего на Нем, т. е. то наказание, посредством которого для нас приобретается мир 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

Имя пр. Иеремии,– по-еврейски чаще (см. напр. 1:1, 7:1, 9:1 и мн. др.) εpεμας, по мнению одних, происходит от глагола rum и означает увлеченный Иеговою (ср. 20:7), по мнению других, от гатан и должно иметь смысл Иегова отвергающей (Свой народ). Со стороны филологической нет препятствий ни для такого, ни для другого производства; но, в виду обстоятельств времени служения пр. Иеремии, предпочтение должно быть отдано второму.– Родом пр. Иеремия был из г. Анафофа (1:1), находившимся в колене Вениаминовом, на расстоянии около географической мили (около 6–7 верст или на 1–1¼ часа пути) к северу от Иерусалима (теперь дер. Аната). Отец его был Хелкия (1:1). С этим именем известен старший современник пр. Иеремии, знаменитый первосвященник Хелкия, с жизнью и деятельностью которого связывается ( 2Пар.34:14 ) такое важное событие, как нахождение (при ремонте Иерусалимского храма при ц. Иосии) книги закона Господня, данной рукою Моисея 1 . Некоторые отцы Церкви, иудейские раввины и экзегеты думали, что именно первосвященник Хелкия и был отцом пр. Иеремии, а пророчица Олдама бабкою (ср. 4Цар.22:12 и 2Пар.34:22 , 1Пар.4:13 ). Но это предположение не имеет за собою ни грамматических, ни исторических данных. Хорошо известно, что г. Анафоф был уделом потомков первосв. Авиаеара, род коего, со времени Соломона, был лишен прав первосвященства ( 3Цар.2:26 ), а не Садока, от которого несомненно происходить первосв. Хелкия ( 1Пар.6:8–13 ). Затем, обычно первосвященники назывался «Иерей великий», «жрец старенный» ( 4Цар.25:18 , Иер.52:24 ) и только иногда – иерей, жрец ( 3Цар.1:8, 25–26 и др.). Но отец пр. Иеремии назван просто «Хелкией из священников в Анафофе» (1:1).–Ко времени выступления на проповедь пр. Иеремии, царство иудейское, расшатанное в глубине своих религиозно-нравственных основ при нечестивых царях Манассии и Амоне, доживало уже свои последние дни и годы. Оно было взвешено, найдено легким, и приговор над ним был уже произнесен. Языческие культы, самые безнравственные и вредные, достигли в нем полного господства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

– Из постов, установленных после разрушения царства иудейского, можно указать на следующие: пост в 4-м месяце, в память первого вторжения халдеев в Иерусалим [( Иер.52:6 ) и д.]; в 5-м месяце, в котором город и храм были сожжены ( 4Цар.25:8–9 ); в 7-м месяце, в воспоминание убиения Годолии и бывших с ним иудеев ( 1Цар.25:25 , Иер.41:1 ) и д., и в 10-м месяце, когда началась осада Иерусалима при Седекий ( 4Цар.25:1 , Иер.52:4 ). См. Кейля, Руков. к библ. археол., пер. под ред. А. А. Олесницкого , ч. I, стр. 546–548; 415–416. 89 См. Script. s. curs. compl. T. XII, col. 891. – Calmet, Comment. litter. in Bibl. t. III, p. 316. – Welte, Specielie Einleit. in die deuterokan. Bücher d. alt. Test. S. 121. – Fritzsche, Ktirzgef. exeg. Handb. zu d. Apokr. d. alt. Test. 2-te Lief. S. 125. – Wolff, Comment. üb. d. B. Judith, S. 44–47. 90 См. Scholz, Einleit in die heilig. Schrift. des alt. und nenen Test., II Th., S. 590. – Bibel-Lexicon, v. Sehenkel, III Bd. S. 447. – Script, s. curs. compl. t. XII, col. 811. – Specielle Einleit. in die deuterokan. Bücher d. alt. Test. v. Welte, S. 120. – Lehrbuch. d. historisch-kritisch. Einleit. in die kan. und apokr. Schriften d. alt. Test. v. Keil. S. 701. Anmerk. 3. – Постановления апост. в русск. перев. 1864. стр. 253. (Впрочем, в последнем из этих сочинений не указывается, ко времени какого именно Дария относится жизнь Иудифи). 91 Разрушение Ниневии относится к 610 году, между тем как царствование Камбиза началось в 530 г. до Р. Хр. Чтения в обществе любителей духовного просвещения, 1874, книга 3, стр. 392 и кн. 5, стр. 774. 92 См. Чт. в общ. люб. дух. просв. 1874 г., кн. 5, стр. 774. – Sulp. Severi, Hist. s. lib. II, cap. 14 (по русск. пер. л. 68 на обор.). 93 Justini, Hist. philippic, ex Trogo Pompejo lib. III, cap. 1 (по русск. пер. 1768 г. стр. 67). 94 См. Sulp. Severi Hist. s. lib. II, с. 14 (в русск. пер. л. 68 на обор. и 69). – Calmet, Comment. Litter. in Bibl, t. III, p. 305. – Keil, Lehrbuch der Einleit. in. d. kanon. und apokr.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Хамос Хамос [евр. Кемош], бог моавитян ( Числ. 21:29 ; Иер. 48:46 ), который упомянут и в надписи царя Меши (Месы) (⇒ камень Меши ). Меша просил помощи у этого идола в борьбе против народа Израиля и принес ему в жертву собств. сына ( 4Цар. 3:27 ). Соломон соорудил на горе близ Иерусалима капище Х., которое позднее было разрушено Иосией ( 3Цар. 11:7.33 ; 4Цар. 23:13 ). Согл. ассир. клинописным текстам, имя бога Х. входило в состав некоторых имен собств. Синаххериб упоминает в надписи, которую он приказал сделать на шестигранной призме (II,52), моавитского царя Кам-му-су-на-ад-би. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Иеффай в Суд. 11называет Х. богом аммонитян; след., в это время аммонитяне уже почитали бога моавитского народа. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Царств указывает независимую и точную высоту одних только колонн. – Обе колонны были внутри полые, и в своих стенках имели толщину четырех пальцев ( Иер.52:21 ). LXX толковников представляют колонны, по их внешнему виду, не гладкими, но с углублениями величины четырех пальцев, τεσσρων δακτλων τ κοιλματα, в славянском четырех перстов вглубления ( 3Цар.7:15 ) 85 , т. е. с углубленными линиями четырех пальцев ширины, в виде прямых линий сходившими от вершин до основания колонн, что могло сообщать колоннам живой и как бы подвижной вид. В таком виде изображены медные колонны Соломона у Гирта (Der Tempel Salomo’s. Taf. III). Не думаем, чтобы такого вида колонна могла отзываться специально египетским искусством, как некоторые думают, потому что в Египте такие колонны являются как крайняя редкость. Любопытно, что среди сохранившихся доныне памятников на месте ветхозаветного храма, в так называемых золотых воротах, есть пилястры с такими же углубленными линиями четырех пальцев ширины, сходящими вниз начиная от их коринфских капителей. Если согласиться с теми исследователями, которые относят эту отделку золотых ворот к ветхозаветному храму, то их желобчатые пилястры можно считать некоторым отражением того вида, какой имели центральные колонны храма. В позднейшем предании (Евполем у Евсевия, «Praeparatio Evangelica» IX, 34) рассматриваемые колонны Соломона являются даже золотыми или обложенными золотом в палец толщины, что, при данной величине колонн, как вычислил Вилляльпанд, потребовало бы 5,758 талантов золота. на следующих основаниях: а) В 3Цар.7:16 ; Иер.52:22 высота капители показана 5 локтей, а 4Цар.25:17 только 3 локтя. Это якобы значит, что одна верхняя часть капители была 3 локтей высоты, а верхняя вместе с нижнею 5 локтей, б) Указание на двухчастный состав капители находят в расположении ее орнаментов: плетеницы снурков или цепей, 200 гранатовых яблок и работы в виде лилии. Плетеница цепочек якобы образовала нижнюю часть капители 2 локтей, а лилия верхнюю 3 локтей.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

4Цар.23:31 .  Двадцати трех лет был Иоахаз, когда воцарился, и три месяца царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хамуталь, дочь Иеремии, из Ливны. 4Цар.23:32 .  И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делали отцы его. 4Цар.23:33 .  И задержал его фараон Нехао в Ривле, в земле Емафской, чтобы он не царствовал в Иерусалиме, – и наложил пени на землю сто талантов серебра и [сто] талантов золота. 4Цар.23:34 .  И воцарил фараон Нехао Елиакима, сына Иосиина, вместо Иосии, отца его, и переменил имя его на Иоакима; Иоахаза же взял и отвел в Египет, где он и умер. 4Цар.23:35 .  И серебро и золото давал Иоаким фараону; он сделал оценку земле, чтобы давать серебро по приказанию фараона; от каждого из народа земли, по оценке своей, он взыскивал серебро и золото для того, чтобы отдавать фараону Нехао. О Ливне см. замеч. к ( 4Цар.19:8 ). Ривла (у LXX-mu: Βλα, Ρεβαμι, Vulg.: Rebla, слав.: «Ревлаам», «Вила» – Onomasticon, 274) – город на северо-восточной границе земли обетованной ( Чис.34:11 ), на Оронте, теперь Рибле, между Хамсом (Емеса) и Баальбеком. Сюда Нехао заключает лишенного им царства (после 3-месячного царствования) Иоахаза (ст. 33), здесь же после Навуходоносор ослепил Седекию ( 4Цар.25:6 ), затем уморил вельмож Иудиных ( 4Цар.25:21 ). По-видимому, Ривла была главной квартирой Нехао, а после Навуходоносора. Вместо Иоахаза Нехао ставит царем Иудеи старшего сына Иосии Елиакима, переменив ему имя на Иоаким в знак (ср. Быт.41:45 ; Дан.1:7 ) его вассальной зависимости от себя (так после поступил Навуходоносор в отношении Матфании-Седекии, 4Цар.24:17 ). Возложенная египетским фараоном дань на Иудею разложена была (как некогда в Израильском царстве при Менаиме, 4Цар.15:19 ) на собственников земельных участков, даже и бедных (евр. ам гаарец). 4Цар.23:36 .  Двадцати пяти лет был Иоаким, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Зебудда, дочь Федаии, из Румы. Рума (у LXX-mu: Αρημ, Vulg.: Ruma), вероятно, тождественна с Арума, близ Сихема ( Суд.9:41 ; И. Флавий, Иуд.Война 3:7, 21), теперь Хирбет Рума к югу от равнины Асохис (Onomast. 793). Иоаким царствовал 11 лет, с 609 по 593 гг. (ст. 36; 2Пар.35:5 ). Нечестивое царствование его, полное измены истинной религии и обильное всякими неправдами ( Иер.7:9 и далее; Иер.17:2,19:4 и далее; Иер.22:13–17 ; Иез.8:9–17 ; Авв.2:9–14 ), было истинным бедствием для Иудеи, роковым образом увлекавшим его к гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010