Последняя компания была наиболее разрушительной. Навуходоносор осадил город и разрушил фортификационные сооружения. Более того, он разрушил храм и разграбил оставшиеся там сокровища (ср. 4Цар.25:817 ; Иер.52:1223 ). В противоположность ассирийской политике, которая часто включала переселение больших групп людей из других стран, вавилоняне не заселили Иудею представителями других народов. Однако, они оставили некоторое количество коренных жителей из числа бедняков, которые должны были трудиться на полях (ср. 4Цар.25:12 ; Иер.52:16 ). Книга Плач Иеремии рисует прекрасную картину подавленного состояния Иудеи после разрушения храма и разорения народа. Плененные иудеи теперь расположились вблизи Вавилона, по крайней мере, насколько мы можем судить по дошедшим до нас повествованиям. Иезекииль был местным пророком, через которого Бог в основном доносил Свои послания. Псалом 136 отражает глубокое отчаяние евреев, живших в Вавилоне, по поводу падения их страны. Однако, Иеремия убеждал людей извлечь лучшее из сложившихся обстоятельств и строить дома, сажать огороды, не оставлять ежедневной рутины и стремиться к процветанию на новом месте ( Иер.29:39 ). Он сообщил им, что их ждала семидесятилетняя разлука с родиной ( Иер.25:1112; 29:10 ). 520 И, очевидно, что многие пленные иудеи вняли советам Иеремии, потому что, в соответствии с имеющимися свидетельствами, не все пленные иудеи вернулись обратно, после полученной возможности. 521 Для оставшихся жителей Иудеи, уничтожение храма неминуемо привело к устранению какой бы то ни было нормальной системы жертвоприношений. Библия, тем не менее, дает понять, что какие-то ритуалы продолжали проводиться, когда на месте прежнего храма народ воскурял благовония ( Иер.41:5 ), и речь в большей степени идет именно о месте, а не о здании. Некоторые иудеи отказались остаться в стране, убежав в Египет, насильно уведя с собой Иеремию ( Иер.41:1743:7 ), где и были высказаны некоторые пророческие обличительные речи Иеремии ( Иер.43:844:30 ). Плененные иудеи осели в землях Магдол, Тафнис, Мемфис и Пафрос ( Иер.44:1 ), то есть оказались, по сути, рассеяны на большой площади. Внебиблейские свидетельства миграций в южном направлении можно обнаружить в Элефантинских рукописях, найденных в районе верхнего Нила (известном в Синодальном переводе как земля Синим; ср. Ис.49:12 ; Иез.29:10, 30:6 ). Поселения иудеев в этом регионе появляются еще в 540 году до н.э., а письма, найденные в этом месте, были датированы 495 годом до н.э. Некоторые из них упоминают о существовании храма Яхве (в письмах он называется Яху), когда Камбиз ходил в Египет около 525 года до н.э. 522

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Исходным пунктом для определения века Авдия считается разрушение Иерусалима, о котором говорит пророк. Но едва ли в древности найдется другой город, который бы поспорил с Иерусалимом в числе выдержанных осад, разграблений и опустошений. Мы остановимся на истории Иерусалима со времени царствования преемников Соломона, когда для него по преимуществу настает время осад и разграблений, а вместе с тем время, к которому критики приурочивают век пророка Авдия. В 976 г. до Р.Х., в 5-й год царствования Ровоама, Иерусалим был разграблен Египетским царем Сусакимом ( 3Цар.14:25 ; 2Пар.12 ); в царствование Иорама он подвергся (892 г.) нападению филистимлян и аравитян ( 2Цар.21:16 ); при Амасии (848–819 г.) Иоас (849–834 г.), царь израильский, разрушил часть стен Иерусалима ( 2Пар.25:14–24 ; 4Цар.14:8–14 ); при Ахазе (741 г.) Иерусалим осаждали Рецин, царь Дамаска, и Факей, царь израильский ( 4Цар.16:2 ). В 607 г. Навуходоносор овладел Иерусалимом в первый раз ( Дан.1:1 ; Иер.25:1 ); в 589 г., в начале лета, в Иерусалим ворвались халдеи ( 4Цар.24:10, 25:2 ; 2Пар.36:10 ; Иер.39:2, 52:5–10 ), а через месяц Навузардан сжег храм, дворец и весь город и разрушил стены ( Иер.52:12 ). В состоянии разрушения город находился до 537 г., до указа Кира. После прибытия иудеев из Вавилона началось восстановление города и 445 г. до Р.Х. Неемией были восстановлены стены. Спустя столетие, в 320 г., Птолемей Сотер снова овладел Иерусалимом. На этом завоевании Иерусалима мы остановимся, ибо никакая критика не относит книги прор. Авдия к дальнейшему времени. Сравнивая перечисленные нами сейчас осады, разграбления Иерусалима с тем разграблением, о котором говорит прор. Авдий, мы приходим к следующему заключению. Под разрушением Иерусалима, о котором упоминается в книге прор. Авдия, ни в каком случае нельзя разуметь первого разрушения (при Ровоаме), ибо в то время идумеи были еще подвластны иудеям и потому не могли принимать деятельного участия в разрушении Иерусалима, как говорит об этом прор. Авдий. Гофман, Делич 16 и отчасти Кейль 17 , а из русских – Х. Орда 18 и г. Смирнов 19 держатся того мнения, что Авдий пророчествовал в царствование Иорама, т.е. между 899–892 гг. перед Р.Х. и, следовательно, под взятием Иерусалима разумеют взятие его филистимлянами и аравитянами. Но мнение это, при сравнении обстоятельств, при которых совершилось завоевание Иерусалима последними, с обстоятельствами взятия Иерусалима по книге прор. Авдия, – оказывается несостоятельным. Прежде всего, в самом тексте не говорится, чтобы филистимлянам и аравитянам при разрушении Иерусалима помогали идумеи. С другой стороны, идумеи были только что разбиты Иорамом ( 4Цар.8:20–22 ), были, следовательно, значительно обессилены им, не решились бы вскоре после жестокого поражения восстать на своего победителя. Наконец, филистимляне и аравитяне, по словам книги Паралипоменон, разграбили только дом царев ( 2Пар.21:17 ), а не самый Иерусалим. Пророк же Авдий говорит о разрушении самого города и разрушении полном.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorok...

Но узнать этого Ангела, принять Его, как Мессию, и через то сделаться участником в тех благах, которые принесет с Собою с неба на землю этот Ангел, участником в Его спасении, в Его царстве Израиль будет в состоянии только в таком случае, если он ревностно будет внимать гласу Бога своего. Этим и закончился ряд видений пророку. Вопрос о посте, VII и VIII гл. В воспоминание несчастных событий халдейского нашествия народ богоизбранный, находясь в плену у язычников, ввел в обычай проводить в посте и плаче те дни, в которые совершилось то или другое несчастное событие. Так проводился в посте десятый день пятого месяца (по-евр. Ов); потому что в этот день (сн. Иер.52,12.13 ) храм и город Иерусалим были преданы Новузарданом огню; проводили в посте третий день седьмого месяца (евр.Етаним), потому что, по преданию иудейскому, в этот день был убит вместе с другими князь Гедалия ( 4Цар.25,25.26 ; Иер.41 ), который был поставлен князем над той частью иудеев, какая оставлена была в своей земле, по переселению остальных в плен; проводили в таком же посте и девятый день четвертого месяца (по-евр. Тамуз), как день взятия Иерусалима Новохудоносором в одиннадцатый год Седекии ( Иер.52,6.7; 39,2.3 ); и наконец десятый день десятого месяца (по евр.Тевет), как день начатия Новохудоносором осыда Иерусалима в девятый год царствования Седекии (иер.39,1; 4цар.25,1). Как установленные в дни несчастия и по причине продолжительности этих дней обратившиеся в обычай, посты эти могли в народе возбуждать вопрос о продолжении их в то время, когда дни этих несчастий прекращались, когда мало по малу устранялись поводы к печальным воспоминаниям, приведшими за собою дни поста и плача. Плен кончался; народ, хоть и весь, но все-таки свободно возвращался в свою отечественную землю. На месте превращенного в развалины храма соломонова строился новый храм, – строился, благодаря убеждениям и радостным ободрениям пророков Захарии и Аггея, успешно и мало по малу близился к своему окончанию. Пророки возвещали, что благоуспешное, видимо благословляемое Богом восстановление храма, служит знамением того, что настало время, когда Господь снова обратит остатку Своего народа Свои милости и восстановит его в прежнее счастливое состояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

ниже). На западной стороне также было две стражи, каждая из шести левитов, и, следовательно, двое ворот в таком близком между собою расстоянии, что здесь стража приходилась против стражи (ст. 16:18). Одни из западных ворот назывались Шаллехет (ст. 16), по причине открывавшегося за ними крутого подъема, а другие Iessod ( 2Пар.23:5 ) или иначе Sud ( 4Цар.11:6 ), по их низкому уровню в сравнении с другими воротами. Пророк Иезекииль не говорит о западных воротах внешнего двора, вероятно, для образования в своем таинственном храме соответствия с внутреннем двором, который не имел ворот в западной стене. С западными воротами стоял в связи черный двор храма, называвшийся parbar или parvarim ( 4Цар.23:11 ). – Внутренний двор имел трое ворот, северные, южные и восточные, лежавшие на оси главных ворот внешнего двора и имевшие такое же устройство ( Иез.40:23:27 ). Из них северные ворота имели специальное название вороту жертвенника ( Иез.8:5 ) на том основании, что против них были расположены столы для жертвенного материала ( Иез.40:39–43 ). У этих ворот, с наружной их стороны, при первосвященнике Иаддуе, была прибита кружка для сбора пожертвований на ремонтировку храма ( 4Цар.12:10 ; 2Пар.24:8 ), первого исторического кружечного сбора, получившего за тем большое развитие во втором иерусалимском храме. Восточные ворота внутреннего двора назывались царскими ( 1Пар.9:18 ). По изображению Иезекииля ( Иез.46:1 ) они отворялись только по субботним дням и в праздники. У этих ворот было место для царя или подмостки 5 локтей длины и ширины и 3 локтей высоты ( 2Пар.6:13 ), называвшиеся царскою колонною ( 4Цар.11:14, 23:3 ). Каждые из ворот внутреннего двора имели своих стражей уже не из левитов, а из священников ( 4Цар.25:18 ; Иер.52:24 ). – Из этого описания ворот следует: а) что ворота как внешнего, так и внутреннего двора, имевшие весьма значительную охранительную стражу и отмеченные особенными наименованиями, имели монументальный характер, как об этом и положительно свидетельствует пророк Иезекииль, и с величием и красотой соединяли силу крепостных ворот, тем более, что в значительной своей части стена храма с своими воротами была наружною городскою стеною; б) что так как, при организации охраны храма, имеется в виду только охрана ворот, то это значит, что остальная линия стены между воротами не нуждалась в охране, была совершенно недоступна, следовательно, была не ниже, а скорее выше ворот.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

16). Пользование правами граждан, естественно, были лишены рабы, состоявшие на службе у Израильтян. И дети не считались полноправными гражданами, пока они находились под отцовской властью. Об объявлении совершеннолетия нигде нет речи; 36 но, вероятно, даже женатый сын, в случае если отец не был настолько богат, чтобы доставить ему имущество в виде подарка, вступал в полные свои права лишь по смерти отца. Впрочем, мы еще теснее должны ограничить круг граждан в собственном смысле, так как у израильтян, как и других народов, право гражданства, без сомнения, связано было с земельным владением. Техническое выражение для этого обстоятельства мы, вероятно, находим в слове пророка Исайи: горе тем, которые прибавляют дом к дому, присоединяют поле к полю, пока, наконец, вы одни гушавтем (поселены) на земле, т. е. пока вы сделались единственными действительными гражданами, а другие потеряли свои права гражданства. Таким образом, пользование правами гражданства были лишены не только не имеющие удела, но и мелкие владельцы и ремесленники. Среди землевладельческого населения в свою очередь была группа с названием гибборе-хаил, в которой, вероятно, можно видеть крупных землевладельцев. С землевладельцами вообще они именно не тожественны, как, по видимому предполагает Э. Мейер. 37 Это показывают сообщения о завоевании Иерусалима в 597 г., когда Навуходоносор отвел в Вавилон гибборе-хаил ( 4Цар.24:16 ), между тем как мы и впоследствии слышим еще, что один человек из Анафофа продает принадлежащее ему поле пророку Иеремии ( Иер.32:7 ). И 60,000 гибборе-хаил в Израильском царстве были бы слишком незначительным процентом со всего населения, если бы их отождествлять с землевладельцами вообще. Скорее «мужи силы воинской» – богатые, крупные землевладельцы, которые в случае войны должны были выставлять определенное число солдат и отсюда получили это имя. Но наряду с ними были еще общины деревенские, также имевшие земельное владение и также в случае войны вооружавшие соответствующее их величине число воинов (Ам.5:3). Они также, несомненно, считались полными гражданами, хотя, естественно, не имели того влияния, как крупные землевладельцы, в руках которых соединены были обширные имущества. He случайно, поэтому, мы после пленения крупных землевладельцев слышим об одном из царских чиновников, который записывал сельское население ( Иер.52:25 ; 4Цар.25:19 ), между тем как ранее поставление войска лежало главным образом на крупных землевладельцах. И только по переселении и сельского населения при вторичном завоевании страны, в последней осталось население, которое было абсолютно нищенским ( Иер.39:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

4Цар.25:16 .  столбы числом два, море одно, и подставы, которые сделал Соломон в дом Господень, – меди во всех сих вещах не было весу. 4Цар.25:17 .  Восемнадцать локтей вышины в одном столбе; венец на нем медный, а вышина венца три локтя, и сетка и гранатовые яблоки вокруг венца – все из меди. То же и на другом столбе с сеткою. Перечисляются принадлежности храмовой утвари, взятой Навузарданом в Вавилон, начиная с крупных и важнейших «столбов медных», т. е. известных колонн Иахин и Воаз пред фронтоном храма, «медное море» с «подставами» и проч., ср. ( 3Цар.7:15–39 ). 4Цар.25:18 .  И взял начальник телохранителей Сераию первосвященника и Цефанию, священника второго, и трех, стоявших на страже у порога. 4Цар.25:19 .  И из города взял одного евнуха, который был начальствующим над людьми военными, и пять человек, предстоявших лицу царя, которые находились в городе, и писца главного в войске, записывавшего в войско народ земли, и шестьдесят человек из народа земли, находившихся в городе. 4Цар.25:20 .  И взял их Навузардан, начальник телохранителей, и отвел их к царю Вавилонскому в Ривлу. 4Цар.25:21 .  И поразил их царь Вавилонский, и умертвил их в Ривле, в земле Емаф. И выселены Иудеи из земли своей. По разорении Иерусалима, Навузардан берет отсюда высших сановников церковных и гражданских и, как Седекию, отправляет их в Ривлу, где, доставленные к Навуходоносору, все они были казнены. С тем вместе закончились выселения иудеев в Вавилон. Страна, конечно, не осталась вполне безлюдной (ср. у Е. Благонравова, Плен вавилонский, с. 128 и д. ), но оставшееся в ней редкое и беднейшее население не мешало ужасному запустению Иудеи ( 2Пар.36:21 ), в полном соответствии с предсказанием пророка Иеремии ( Иер.25:11 ). Самому пророку Халдеи, по предписанию царя своего предоставили свободу идти в Вавилон или остаться на родине. Пророк избрал последнее ( Иер.39:11,14 ). За ст. 21 в параллельном рассказе пророка Иеремии ( Иер.52:28–30 ) заключается перечень переселенных в Вавилон. 4Цар.25:22 .  Над народом же, остававшимся в земле Иудейской, который оставил Навуходоносор, царь Вавилонский, – над ними поставил начальником Годолию, сына Ахикама, сына Шафанова.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4Цар.24:15 .  И переселил он Иехонию в Вавилон; и мать царя, и жен царя, и евнухов его, и сильных земли отвел на поселение из Иерусалима в Вавилон. 4Цар.24:16 .  И все войско числом семь тысяч, и художников и строителей тысячу, всех храбрых, ходящих на войну, отвел царь Вавилонский на поселение в Вавилон. Царь вавилонский похитил драгоценные сосуды храма Иерусалимского ( Иер.27:18–20, 28:3 ) и дворца царского (сосудов храма он не мог «изломать», как передан еврейский глагол кацац в русском и других переводах; LXX: συνεκοψε, Vulg.: concidit, слав.: «сокруши» – иначе Кир впоследствии не мог бы возвратить иудеям эти сосуды: 1Езд.1:7 ). Вместе с тем, желая совершенно обессилить Иудейское царство, лишить его военной, имущественной и культурной силы, Навуходоносор, вместе с царем Иехониею (ст. 15), отвел в плен в Вавилон знатнейшее чиновничество, лучших воинов, членов богатых классов, наконец, представителей искусств, необходимых в народном хозяйстве (ср. Иер.29:1–2 ). Общее число переселенных в этот раз определяется двумя цифрами: 10000 (ст. 14) и 7000 (ст. 16), следовательно свыше семнадцати тысяч. Впрочем, определить число переселенных в Вавилон как в это первое пленение, так и в последующие (ср. Иер.52:28–30 ), крайне затруднительно ввиду неодинаковых числовых данных об этом в книгах: 4 книге Царств, 2 книге Паралипоменон и Иеремии (ср. в книге Е. Благонравова, «Плен вавилонский и значение его в истории иудеев». Москва, 1902, с. 121 и д. ). В числе плененных вместе с Иехониею были пророки и священники ( Иер.29:1 ), находился и пророк Иезекииль (ср. Иез.1:1–3 ) 22 , как прямо говорит Иосиф Флавий («в числе их – военнопленных – находился и пророк Иезекииль, который был тогда еще отроком», Иуд.Древн. 10:6, 3). В стране было оставлено лишь бедное население ее (ст. 14, ср. Иер.39:10 ). 4Цар.24:17 .  И воцарил царь Вавилонский Матфанию, дядю Иехонии, вместо него, и переменил имя его на Седекию. 4Цар.24:18 .  Двадцати одного года был Седекия, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хамуталь, дочь Иеремии, из Ливны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Обыкновенные выражения, часто употребляемые в 3 и 4 книгах Царств, при известиях о восшествии на престол новых царей, при общей характеристике их деятельности, в 4Цар. 24:18–20 и Иер. 52:1–3 , свидетельствуют, повидимому, о тожестве автора Иер. 52 гл. с автором книги Царей. С другой стороны, те отличия от повествования книги Царств, которые указаны нами в подробностях истории 52 гл., как будто не допускают мысли о том тожестве. Верно одно, что Иеремии принадлежит известная доля участия в первоначальном составлении если не самых наших 3 и 4 книг Царств и Иер. 52 гл. то по крайней мере их источников. И в частности, Иер. 52:4–16 и 4Цар. 25:1–12 находятся в прямой зависимости от Иер. 39:1, 2, 4–10 . Последнему издателю 3 и 4 книг Царств и 52 главы Иеремии обязаны оне тем видом, какой имеют теперь. От этого издателя (кто бы он ни был, Ездра, или другой кто) происходят те отличия, какие имеет Иер. 52 гл. и 4Цар. 25 в сравнении с Иер. 39 гл. Известные подробности (напр. указание времени прибытия в Иерусалим Невузарадана, замечание о том, что войско, бежавшее вместе с Седекией, по выходе из города разбежалось от царя и т. д.) он считал необходимым внести в разсказ, имевший общую цель описания последней судьбы города, предсказанной Иеремиею, между тем как в 4Цар. 25 гл., в виду более специальной, личной цели автора, подробности эта могли быть опущены. V. Неповрежденность Иер. 48 гл. Мовсрс первый нашел невозможным приписать Иеремии „эту компиляцию мыслей, набросанных во второй части 48 гл. без всякаго порядка и не без ошибок» 45 . Лишь первую половину пророчества, за исключением некоторых незначительных вставок, он считал несомненным произведением Иеремии, находя в языке ее сходство с языком других, несомненно подлинных, частей книги этого пророка. В тех же частях главы, который составляют повторение (не буквальное) пророчеств других пророков ( Иер. 48:5, 29–38 ср. с Ис. 15:2–7, 16:6–11 ; Иер. 48:45–46 ср. с Чис. 21:28 и сл., Чис. 24:17 ; Иер. 48:43, 44 ср. с Ис. 24:17, 18 ), Моверс усматривает и признаки позднейшей эпохи развития языка ( Иер. 48:46 вместо древнейшей Чис. 21:29 , употребляемой и у Иеремии Иер. 29:14, 49:39 , Плч. 2:14 ; – Иер. 48:45 вместо = Чис. 24:17 ), и непонимание и искажение оригинала ( Иер. 48:45 – борода Моава вм.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/n...

Так и было: евреи нарушили условия завета, и Господь удалил их от лица Своего ( Иер. 31:32 ). Новый Завет Господь заключает с уверенностью, что участники этого завета, обновленные сердцем и проникнутые страхом Божиим, пойдут по пути новому, т. е. будут исполнять заповеди Божии (ср. толк. 38–39 ст.), следов. будут достойны обещаемых от Бога милостей. Вот почему Господь, обещая милости Свои участникам нового завета, делает это от всего, сердца и от всей души, не предвидя или не ожидая того, что вынужден будет лишить их этих милостей, подобно тому, как это было некогда с участниками ветхого завета. Завещаю им завет вечный егоже не отвращу последи их, т. е. заключу с ними вечный завет (ср. толков. на – 31:35–37), который уже не отменю (не отвращу, не отрину, не отвергну) после них (подобно тому как было с ветхим заветом – Иер. 31:32 ). – Посещу еже ублажити я – посещу их милостью Своею (ср. Иер. 27:22: 29:10 ), чтобы благотворить, благодетельствовать им (το γαθσαι). Ближайшим образом здесь разумеется благодеяние, оказанное народу еврейскому в избавлении его от плена, на что указывают дальнейшие слова: и насажду я в земли сей с верою, а затем и все те духовные блага, которые даны Богом участникам нового завета. Якоже наведох на люди сия вся злая сия великая, тако Аз наведу на них вся благоты, яже Аз глаголах к ним (42 ст. ср. 31:28). – Основание такой перемены гнева Божия на милость к согрешившему народу еврейскому заключается с одной стороны в Божественном правосудии и милосердии, а с другой – в образе жизни и мыслей самого народа. Когда избранный народ Божий по нечестию своему оказался недостойным тех милостей, какие ему были обещаны под условием послушания воле Божией (ср. Исх. 19:5–6 : Втор. 28:1–13 ), Господь, как правосудный, отменил Свои благие обетования и лишил его обещанных милостей ( Втор. 28:36–37, 41, 45–52 ; 4Цар. 17:7–20 ; 2Пар. 36:14–17 ; Иер. 31:32 ). Но как всеведущий, предвидел, что в плену народ иудейский раскается в своих прежних грехах (ср. Иер. 31:18–19 ), и как милосердный, в виду этого дает ему теперь обещание помиловать от плена и возвратить свою землю (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

4 возьми... железную доску. В данной ситуации железная доска, поставленная между пророком и городом, символизирует непримиримый разрыв между Богом и Иерусалимом. Молитвы жителей святого города не дойдут до Него, и Он не придет им на помощь. 4 положи... беззаконие. Двойственная природа пророческого служения быть голосом Божиим по отношению к народу и предстательствовать перед Богом за народ выражена во второй половине символического действия. Сейчас пророк представляет народ и несет на себе его грехи (ср. Исх. 32,30–32 ; Рим. 9,3 ). 4:5–6 триста девяносто дней... сорок дней. Каждый день символизирует год беззакония (4,6; ср. Чис. 14,34 ; Дан. 9,27 ). Вероятно, наиболее естественным объяснением срока в 390 дней является то, что он отражает осуждение грехов Израиля начиная с момента, когда Иерусалим был заселен израильтянами, или же со времени освящения храма вплоть до его разрушения. Некоторые интерпретаторы полагают, что период в 430 лет есть символическое повторение продолжительности рабства Израиля в Египте ( Исх. 12,40.41 ). 4:9–11 Иезекииль должен был существовать на скудном рационе во время своих предсказаний об осаде Иерусалима. См. Втор. 28,52–57 ; 4Цар. 6,25; 7,12 ; Иер. 15,2; 19,9 . 4 весом по двадцати сиклей в день. Такое количество хлеба из смешанных зерновых составляет по весу восемь унций (28,35 г). 4 по шестой части гина пей. Это количество воды соответствует примерно пинте с небольшим или 0,6 литра (см. ком. к 45,24). 4:12–15 Соблюдать все предписания ритуальной чистоты во время осады было невозможно, даже такому ревностному священнику, каким был Иезекииль. Пророк протестует против предписания Бога, приказавшего ему печь хлебы на человеческом кале, ведь он никогда не нарушал законов, которыми определяется, что Израилю разрешено в пищу и что нет (44,31; Исх. 22,31 ; Лев. 7,19–24; 11,8.39.40; 22,8 ; Втор. 14,3.8 ). Вследствие протеста Бог разрешил ему употреблять для выпечки хлебов коровий помет, который до сих пор используют как топливо на Ближнем Востоке (ср. 4Цар. 18,27 ). Глава 5

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010