20-й и последний царь Иудейский – Матфания, Навуходоносором переименованный в Седекию (евр. Цидкийягу), был дядей Иехонии, младшим сыном Иосии, рожденным от одной матери с Иоахазом (ср. стих 18 с 4Цар.23:31–36 ; ср. Иер.37:1 ). Уже факт перемены имени Навуходоносором новому царю иудейскому (ср. 4Цар.23:24 ) указывал, что царскую власть последний получил лишь под условием абсолютной вассальной зависимости от вавилонского царя. Но Навуходоносор, кроме того, взял с Седекии клятву именем Бога, или присягу на верность себе ( 2Пар.36:13 ; Иез.17:13 ); клятву эту он, однако, впоследствии нарушил (год отложения его от вавилонского царя в библейском тексте не указан). Общее настроение и направление деятельности Седекии было небогоугодное (ст. 19, ср. Иер.37:3 ); Иудейское царство, вследствие внутреннего разложения своего, готово было стать предметом и жертвой гнева Божия (ст. 20, ср. ст. 3). По-видимому, с целью возвратить часть пленников иудейских из Вавилона, Седекия сначала посылал туда посольство ( Иер.29:3 и далее), а затем в 4-м году царствования своего, вероятно, с тою же целью предпринимал путешествие туда ( Иер.51:59 ), но то и другое было тщетно. Между тем соседние племена – идумеяне, моавитяне, аммонитяне и финикияне задумали соединиться и совокупными силами сбросить иго Вавилона, к этому располагали и Седекию, приглашая вступить в свою коалицию ( Иер.27:3 ). Решившись на это ( Иез.21:20,28 ), вопреки увещаниям пророка Иеремии ( Иер.27:4 и далее) и под влиянием и ободрением ложных пророков ( Иер.28:1 ), Седекия послал за помощью и союзом к египетскому фараону Офре (26-ой Саисской династии, в 589–570 гг. ) ( Иез.17:15 и далее ). Затем последовало открытое восстание Седекии против вавилонского царя, вызвавшее новый и роковой для Иудейского царства поход Навуходоносора на Иерусалим и Иудею ( 4Цар.25:1 ). Рассказ ( 4Цар.24:184Цар.25 ) почти буквально сходен с последней ( Иер.52 ) главою книги пророка Иеремии, только в последней нет сообщения ( 4Цар.25:22–26 ), а в 4 книге Царств не имеется вычисления ( Иер.52:28–30 ). Взаимное отношение этих параллельных повествований, священно-исторического и пророческого, вполне аналогично отношению между ( 4Цар.18:13–20 ) с одной стороны и ( Ис.36–39 ) с другой, т. е. каждое из параллельных повествований имело в основании своем общий источник – священную летопись событий, составленную кем-либо из современных пророков-историографов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

б) Время пророческого служения ограничивается с одной стороны 13-м годом царствования Иосии, с другой – годом разрушения Иерусалима и выселения его жителей в плен. Это не значит, что пророческая деятельность Иеремии не продолжалась после разрушения Иерусалима; а значит только, что надписание книги сделано вскоре после разрушения Иерусалима, вероятно, во время пребывания Иеремии в Массифе ( Иер. 40:6 ). Поэтому, надписание может относиться только к 1–39 главам и 46–51 главам. Главы 40–45 и 52, судя по их содержанию, написаны позднее. Сн а Амоса. Последнее имя в русском переводе правильно заменено именем Амона в виду чтения еврейского текста, св. Ефрема Сирина , блаж. Иеронима, Комплютенского и Альдинского изданий перевода 70-ти, Острожского изд. слав. перевода, а также на основании параллельных мест исторических свящ. книг: 4Цар. 21:18, 19, 23–25 ; 2Пар. 33:20–25 (ср. «Христ. Чт.» 1878. 5–6 стр. 632 и сл.). Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 1:4–19 4–19. Призвание Иеремии к пророческому служению . Начав писать свои речи в то время (см. гл. Иер. 36 ), когда обнаружилось враждебное отношение к этим речам, потому что сам царь (Иоаким) был против них, пророк прежде всяких речей своих описывает событие изъявления божественной воли, которая обязывает его говорить народу то, что ему внушается Богом. Пусть его речи неприятны народу, вельможам, священникам, царю; пусть эти речи навлекают на пророка гонения: он не может не говорить, потому что говорит не свои слова, а слова Божии; сила Божия влечет его на проповедь и дает ему и право и способность говорить ( Иер. 20:9  и сл.). Иер. 1:4–5 4 . И бысть слово Гдне ко мн, глагол: 4. И было ко мне слово Господне: 5. Прежде неже мн создати т во чрев, познахъ т, и прежде неже изыти теб из ложеснъ, остихъ т, пророка во зыки поставихъ т. 5. Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя; пророком для народов поставил тебя. 4–5. И бысть сло во Гд не к о мн . Здесь пророк начинает говорить в 1-м лице. Это значит, что здесь начинается речь, писанная Варухом со слов Иеремии, между тем как первые 3 стиха составляют надписание, сделанное Варухом. По словам пророка, Господь открыл ему, что Он – Господь – усмотрел его будущее достоинство ( позна хъ т ) еще прежде, чем тот получил в недрах своей матери человеческий образ. Ср. Суд. 13:5, 16:17 ; Ис. 49:1 ; Лк. 1:15 ; Гал. 1:15 . Слова: ос ти хъ т , проро ка… поста вихъ т , значат, что Господь посвятил Иеремию в пророки, восполнив его естественные силы чрезвычайными благодатными дарованиями (ср. Иер. 1:8, 9 ), и что Иеремия вследствие того должен почувствовать в себе силу и право говорить от лица и во имя Господа или быть Его пророком (ср. Исх. 7:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Потому день очищения, как образовательный день страдания и распятия Христова, был для всего народа Израильского по преимуществу днем поста, молитвы, душевного смирения и сердечного сокрушения о своих грехах и неправдах. По каковой священно таинственной причине всем без исключения было заповедано, чтобы 1) день этот был особенно покоем Господу, суббота суббот, чем, с предшествовавшими таинственными действиями необыкновенного жертвоприношения, было внушаемо, чтобы весь Израильский народ, начиная от первосвященника до последнего раба, имеющий нужду в очищении своих грехов единственно от Господа ожидал себе очищения, и с тем вместе мира и утешения, чтобы в 2) оный все смирили души свои пред Богом, чтобы все, созная себя и в прирожденном и деятельных грехах, обратили мысли свои и расположения единственно к Богу, и никто в тот день не производил никакого дела, а занимался бы в сокрушении мыслью о своей греховности; 3) как по непреложному законоположению, этот день долженствовал быть духовным покоем, смирением душ и благоговением пред Богом (ст. 29, 31): то при обращении к Богу всех мыслей и желаний, всем одинаково надлежит от Бога ожидать избавлений от грехов, и Избавителя, который кровно своею таинственно и пребожественно войдет в нерукотворенная святая, дабы вечное искупление приобрести ( Евр. 9:12 ), и всегда быть непреходящим первосвященником и действенным ходатаем пред Богом за приходящим верою в небо к Богу 6 ( Евр.7:25–26 ). К постоянным постам, хотя, они позднее установлены в память печальным для народа иудейского происшествий, надлежит относить упоминаемые у пророка Захарии и исчисляемые: пост четвертый, пост пятый, пост 7-й и пост 10-й ( Зах.8:19 ), так названные без сомнения от месяцев, в которые последовали происшествия, послужившие причиною учреждения постов. Эти посты учреждены Иудеями во время плена Вавилонского в воспоминание бедственных приключений с Иерусалимом. По изъяснению толковников, 4 пост совершался в 9 день 4 месяца в исполнение взятия Иерусалима Вавилонянами и бегства царя Седекия с войском из занятого неприятелями города ( Иер.39:2,52:6 ). Пятый пост совершался в 10 день 5 месяца в воспоминание сожжения Иерусалимского храма и конечного разрушения Иерусалима Навузарданом ( Иер.52:12 ). Седьмой пост совершался в 3 день 7 месяца в воспоминание убиения Годолии, поставленного Навуходоносором для управления Иудеями, оставшимися в самом Иерусалиме и в окрестных селениях ( Иер.41:2 ); десятый пост совершался в 10 день 10 месяца в воспоминание начального обложения Иерусалима осадою от Навуходоносора ( 4Цар.25:1 ; Иер.39:1,52:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52     О книге пророка Иеремии 1.Имя и происхождение пророка. Значение имени пророка Иеремии – Jrmijahu или, в сокращении, Jremjah установить трудно. Если производить его от глагола rama – бросать, то оно будет значить: Иегова отвергает. Но оно может быть производимо от глагола rama, означающего: основывать, поднимать; и в таком случае имя пророка будет значить: Господь основывает. Имя это было нередким в Израиле ( 1Пар. 12.13 ; 4Цар. 23, 31 ). Отцом Иеремии был Хелкия, из священников, живших в городе Анафофе (в колене Вениаминовом, в 7 верстах к северу от г. Иерусалима). В этом городе жили священники из рода Авиафара, который был до Соломона первосвященником, но при этом царе лишен был своего первосвященнического достоинства ( 3Цар. 2, 26 ). Нет ничего удивительного, что отец-священник дал своему сыну Иеремии воспитание, вполне отвечавшее традициям доброго старого времени и этим подготовил его к пророческому служению. 2. Время и деятельность пророка. Иеремия пророчествовал с 13 года царствования Иосии ( Иер. 1.2 ; Иер 25.3 ), т. е. с 627-го г. до Р. X. до разрушения Иерусалима в 588-м г., при последних иудейских царях: Иосии, Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии, а потом еще некоторое время, по разрушении Иерусалима, в Египте – всего около 50 лет. Иосия (640–609) был царь благочестивый. Уже на 16 году своей жизни и след. на 8-м г. своего царствования он стал обнаруживать живой интерес к религии ( 2Пар 34.3–7 ), а на 20-м г. жизни, начал уничтожать в своей стране идолослужение. На 26-м г. жизни, когда найдена была в храме книга Завета, Иосия реформировал богослужение по руководству этой книги ( 4Цар 22,1–23, 30 ; 2Пар 34,8 – 35,27 ). Еще за пять лет до этой важной реформы Иеремия был призван к пророческому служению, но, очевидно, в первые годы своего служения он неизвестен был в Иерусалиме: иначе бы его совета спросили придворные, обращавшиеся за разъяснениями угроз книги Завета к пророчице Олдаме ( 4Цар.22:14 ). Ко времени царя Иосии относятся первые речи Иеремии, содержащиеся в II-VI гл. и Иер 17.13–27 . Хотя Иеремия не принимал близкого и прямого участия в реформаторской деятельности Иосии, тем не менее он глубоко ей сочувствовал и оплакал гибель этого царя в плачевной песни, которая не дошла до нас ( 2Пар 35.25 ). В это время Иеремия появляется в Иерусалиме и говорит свои обличительные речи главным образом в храме, где у него было больше всего слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исаии 6 июля (констант. – 9 мая), – гробницу его бордосский путеводитель 333 г. указывает в долине Иосафатовой 49 : чтения для первых двух – Пс. 115:6 (выше), 2Тим. 4:1–6 , Пс. 114 , Ин. 10:11–16 (наше зачало святителю), для второй – Пс. 115:6 , Ис. 6:1–10 , Еф. 4:7–13 . Затем, следует ряд памятей палестинских. 11-го января положена память Петра и Абисолома, что является испорченным именем муч. Петра Абселама (из селения Анеи в пределах Елевферополя), пострадавшего 11 января 310 г. 50 : прокимен и аллилуарий, что и у предшествующих памятей. Рим. 8:28–39 , Мф. 10:16–22. 1 мая – пр. Иеремии в Анафофе, где, по свидетельству паломника Феодосия, находилась его гробница 51 : Иер. 1:1–10 , Иер. 38:1–28 , 2Петр. 2:9–24 , аллил. Пс. 29 : Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси: Мф. 2:16–18 . Июня 27 – пр. Захарии, гроб и мощи коего находились недалеко от Елевферополя 52 и который и лекционариями, и паломниками, смешивается с Захарией сыном Варахииным ( Мф. 23:35 ): Пс. 25:8 : Господи возлюбих благолепие дому Твоего: Зах. 3:7–4:9 , 1Кор. 12:26–13:10 , Пс. 115 , Мф. 23:24–24:1. 14 июня – пр. Елисея (лишь париж. рк.): гроб его находился в Севастии (др. Самарии 53 ), чтения на этот день – 4Цар. 13:14–21 , Евр. 11:32–40 , Пс. 115 (выше), Лк. 4:25–42 . Июля 2 – память ковчега Господня в Кариафиариме: анонимный источник у Петра Диакона (см. прим. 36) определяет расстояние этого места от Иерусалима в 9 миль и сообщает, что там существовала церковь 54 . Для этой памяти лекционарии назначают: Пс. 131:7 : Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его, 1Цар. 6:18–72 , 2Пар. 6:12–19 , Евр. 9:1–10 , Пс. 35 : Глаголет пребеззаконный согрешати в себе. Вероятно, палестинского же происхождения в лекционариях память, по-видимому, Усекновения главы Иоанна Крестителя 29 января (париж. рк.). Конибер считает это ошибкой и переносит ее на 29 августа 55 , что едва ли справедливо: теперь в армянской церкви есть праздник Рождества Предтечи 14 января, но празднующийся обычно в понедельник после первого воскресения по Богоявлении (так и в бодл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Для каждой из этих эпох священный писатель имел у себя свой особый источник: а) для истории Соломона таким источником была «Книга дел Соломоновых», евр. Sepher dibre – Schelomoh, LXX: βιβλον τν ημτων Σαλομν, Vulg.: liber verborum dierum Salomons, слав.: «Книга словес Соломоних» ( 3Цар.11:41 ); б) для истории царей южного царства, от Ровоама до Иоакима включительно, – «летопись царей Иудейских», Sepher dibre – hajamimlemalche lehudah, βιβλον λγων τν μερν τος βασιλεσι οδα, liber verborum dierum regum Juda, «Книга словес царей Иудиных» ( 3Цар.14:29, 15:7, 22:45 ; 4Цар.8:23, 12:19, 14:18, 15:6,15,36, 24:5 и др.) и в) для истории царей северного царства – «летопись царей Израильских» ( 3Цар.14:19, 15:31, 16:5,14,20,27, 22:39 ; 4Цар.1:18,10:34,13:8,12 и др.). Содержание и характер цитируемых источников остаются неизвестными; однако не подлежит сомнению, что они были отдельными, самостоятельными произведениями (для каждой из трех указанных эпох священный писатель пользуется каким-либо одним источником, не упоминая о двух других); что они содержали более того, что заимствовал из них писатель (обычная его формула: «прочие дела писаны в книге...») и что при написании 3-й и 4-й книг Царств означенные источники не только существовали, но и были в весьма большой известности у народа. Из снесения рассматриваемых цитат из книг Царств с параллельными им местами из книги 2 Паралипоменон можно видеть, что все три упомянутых источника были писаниями пророков, которые вообще были единственными историографами в библейской древности (ср. 3Цар.11:41 с 2Пар.9:29 ; 3Цар.14:21 с 2Пар.12:15 ; 3Цар.15:1–8 с 2Пар.13:22 ; ср. также 4Цар.18:13–20:19 с Ис.36–39 ; Иер.52 с 4Цар.24–25 ). Напротив, мнение Делича и др. о светском происхождении летописей царей, послуживших источниками для 3-й и 4-й книг Царств, – о составлении их упомянутыми в ( 2Цар.8:16 ; 3Цар.4:3 ) mazkir " ами (LXX: πομνημτογραψος, слав.: «памятописец», русск.: «дееписатель»), не может найти себе подтверждения в библейском тексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

28: 35, 43; 29: 30; 30: 20; 31: 10; 35: 19; 39: 1; 1Пар. 23: 13; 24: 3, 19; Сир. 45: 19). Это служение левитов в скинии и  Храме (Чис. 1: 50; 3: 6, 31; 4: 3, 12, 14, 23-24, 27-28, 30, 33, 35, 37, 39,41, 43; 7: 5, 7-9; 8: 22, 25, 26; 16: 6; 18: 2, 6, 7, 21, 23; 1Пар. 15: 2; 16: 4, 37; 23: 24, 26, 28; 2Пар. 29: 11; 31: 2, 16; 35: 3; Иез. 45: 5). Это служение священников (Втор. 17: 12; 18: 5, 7; 3Цар. 8: 11; 2Пар. 5: 14; 8: 14; 13: 10; 31: 2, 16; Сир. 7: 32; 50: 16; Ис. 61: 6; Иез. 40: 46; 43: 19; 44: 15-17, 19; Иоил. 1: 9, 13; 2: 17; 1Мак. 10: 42; 2Мак. 4: 14); служение юного Самуила при Храме (1Цар. 2: 11, 18; 3: 1); вообще служение в Храме или при Храме (4Цар. 25: 14; 1Пар. 23: 32; 1Пар. 26: 1, 12; 28: 13, 21; 2Пар. 35: 10, 15-16; Сир. 24: 11; Иер. 52: 18; Иез. 44: 11-12; Иез. 46: 24); жертвенное служение (2Мак. 3: 3); служебные одежды и сосуды (Исх. 31: 10; 1Пар. 9: 28; 2Пар. 24: 14); по сходству с храмовыми служителями ангелы – тоже литургии (leitourgoi) Божии (Пс. 102:21; 103: 4); leitourgia - служба на небе перед престолом Божиим (Дан. 7: 10); литургией названо служение Моисея – молитва и умилостивление кадильное (Прем. 18: 21). Термин latreia, latrevo также обозначает сакрально-культовое служение. В книге Исхода Бог повелевает Моисею совершить служение на горе (Исх. 3: 12) и далее постоянно говорится об этом служении, ради которого Моисей просит фараона выпустить народ Израильский в пустыню, как о латрейе (Исх. 4: 23; 7: 16; 8: 1; 8: 20; 9: 1; 9: 13 и т. д.). Это служение представляло собой обряд, но совершаемый не в храме, поскольку храма не было. Латрейей назван и установленный Моисеем обряд Пасхи (Исх. 13: 5), латрейа – запрещенное служение кумирам (Исх. 20: 4-5), латрейа также  – служение всесожжениями и жертвами вне Храма (Нав. 22: 27), латрейа – идолослужение (1Мак. 1:43), а также общее обозначение иудейского «богослужения отцов» (1Мак. 2: 19, 22). Создается впечатление, что словом latreia  выражали преимущественно общее понятие о служениии Богу или языческим богам, а также его относили к культовым действиям, которые происходили вне Храма.

http://pravoslavie.ru/2867.html

Нужно, в заключение, сказать несколько слов об отношении 39 главы к гл. 52 и к 4Цар. 25 гл. Предшествующие разсуждения достаточно ясно показывают, что известные части 39 главы, при сходстве с разсказом 52 гл. и 4Цар. 25 гл., носят все признаки самостоятельной истории, имеющей здесь тесную, органическую связь с предшествующим и последующим повествованием. При такой связи, история эта очевидно составляет и произведение того же лица, который писал и 37–38 гл. и не повторяющиеся в других местах части 39 главы. Но как объяснить сходство между этой последней главой с одной стороны и гл. 52 Иеремии и 4Цар. 25 гл. с другой? Вопроса этого не могло бы и быть, если бы Иер. 52 гл. всеми признавалась подлинным произведением Иеремии. Между тем из новейших учоных один только Геверник (Einl. II. 2, стр. 248) признает подлинность этой главы и то за исключением ст. Иер. 52:31–34 . Все прочие учоные того мнения, что Иер. 52 гл. имеет первоначальное свое место в книге Царств, в конце которой она и повторяется почти буквально ( 4Цар. 24:18–25:30 ); в книгу же Иеремии она перенесена кем-либо позднее для объяснения некоторых пророчеств Иеремии чрез показание их исполнения. Вопрос об авторе 52 гл. находится, таким образом, в связи с вопросом о происхождении 3 и 4 книг Царств в их настоящем виде. Нам нет нужды держаться мнения Геверника; напротив, ясное замечание в конце 51 главы: доселе речи Иеремии представляет прямое свидетельство самой книги, что следующий затем разсказ не есть речь Иеремии. Кроме того, события, сообщенные в Иер. 52:31–34 , слишком поздни, чтоб Иеремия мог писать о них. Отчасти разделяя, таким образом, взгляд большинства учоных на Иер. 52 гл., мы однакоже не согласны видеть (вместе со многими из них) в этой главе совершенно чуждое Иеремии произведение, из которого позднее сделано заимствование в 39 главу, много будто бы потерявшую от того в своей органической целости. Нельзя совершенно чуждаться мысли, ведущей свое начало из древнего талмудического предания 40 и в новейшее время защищаемой Моверсом 41 , что Иеремия в известном смысле и в известной степени может считаться автором 3 и 4 книг Царств.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/n...

Под постом четвертого месяца, называемого у латинян Июль, в седьмой и десятый день этого месяца, они разумеют тот пост, когда Моисей, возвращаясь с горы Синая бросил и разбил скрижали Закона ( Исх.32:19 ), и когда, – по словам Иеремии, – были в первый раз разрушены стены города ( Иер.52:14 ). В пятый месяц, называемый у латинян Август, в народе возникло разделение и распря вследствие донесения соглядатаев святой земли, и он получил приказание не восходить на гору, и [должен был] в течение сорока лет блуждать, [двигаясь] к святой земле с великим уроном, так что все пали в пустыне, кроме Халева и Иисуса ( Чис.14:25–45 ). В этот месяц, Навуходоносором ( Иер.52:4 ), а спустя много столетий Титом и Веспасианом был разрушен и сожжен храм и взят город Вефир, в который убежало много тысяч Иудеев, и к бесславию подвергнутого угнетению народа вспахано место храма Тураннием Руфом; а в седьмой месяц, называемый у нас Октябрь, как мы сказали выше, убит Годолия и рассеяны остатки колена Иуды [разрушены остатки] и Иерусалима ( 4Цар.25:10,11,25 . Будемь читать главы Иер.39 и Иер.41 ). В десятый же месяц, называемый у нас Январь, – так как он есть дверь (janua) и начало года, – Иезекииль, бывший в плену, и весь плененный народ узнали, что в пятый месяц разрушен храм, о чем весьма подробно мы узнаем из этой книги. Итак, вот и все, что говорится: «Знайте, что дни плача и постов, до настоящего времени бывшие для вас днями скорби, должны превратиться для вас в дни радости, веселия и торжеств, так как Я решил ниспослать благословение Иерусалиму и дому Иуды, но только в том случае, если вы будете любить истину и мир». В иносказательном смысле (juxta ναγωγν) смысл такой: так как мы постимся тогда, когда отнимается у нас жених ( Лк.5:35 ), и мы не заслуживаем его присутствия, то, когда Господь обратится к нам и решит ниспослать нам благословение, всякая печаль обратится в радость, и первоначальный глад слова Божия утолится через присутствие учения Его и через насыщение хлебом небесным. LXX: Сие говорит Господь всемогущий: Еще придут народы многие и жители городов многих, и сойдутся живущие в городах в один город, говоря: «Пойдем, чтобы помолиться пред лицем Господа и искать лице Господа всемогущего».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

4Цар.25:4 .  И взят был город, и побежали все военные ночью по дороге к воротам, между двумя стенами, что подле царского сада; Халдеи же стояли вокруг города, и царь ушел дорогою к равнине. 4Цар.25:5 .  И погналось войско Халдейское за царем, и настигли его на равнинах Иерихонских, и все войско его разбежалось от него. 4Цар.25:6 .  И взяли царя, и отвели его к царю Вавилонскому в Ривлу, и произвели над ним суд: 4Цар.25:7 .  и сыновей Седекии закололи пред глазами его, а самому Седекии ослепили глаза и сковали его оковами, и отвели его в Вавилон. Пролом стены и вторжение халдеев в Иерусалим произошли с северной стороны, у «средних ворот» ( Иер.39:3 ), обыкновенно отождествляемых с Ефремовыми воротами на севере Иерусалима ( Неем.8:16,12:39 ; 4Цар.14:13 ). Узнав об этом, Седекия и войско его ночью обратились в бегство в направлении к востоку через так называемые ворота «между двумя стенами, что подле царского сада», по предположению, тождественные с «воротами Источника» ( Неем.2:14,3:15,12:37 ) (царские сады находились на юго-восточной стороне за стенами города у силоамского пруда) на восточной стороне города, и направлялись к Иерихону и за Иордан, но по дороге Седекия был схвачен халдеями, после чего войско его разбежалось, а он был отведен в Ривлу к Навуходоносору, который и произвел над ним жестокий военный суд. Последнее, что он увидел глазами своими, была казнь его сыновей (может быть, они представлялись вавилонянам возмутителями народа, и убиение их могло иметь целью истребление всей царствующей династии Иудеи. Однако согласно ( Иер.39:6,52:10 ), с сыновьями Седекии были убиты и некоторые иудейские вельможи); затем Седекия был ослеплен – как древняя халдейская и персидская казнь (Геродот. История VII, 18), доселе принимаемая в Персии и Турции к претендентам на престол. Затем Седекия в оковах был отведен на Вавилон. 4Цар.25:8 .  В пятый месяц, в седьмой день месяца, то есть в девятнадцатый год Навуходоносора, царя Вавилонского, пришел Навузардан, начальник телохранителей, слуга царя Вавилонского, в Иерусалим

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010