Блохин В. С. Содержание Введение Глава 1. Церковь Христова и ее природа. Автокефальные Поместные Церкви 1.1. Единство Церкви Христовой. Деление в Православии на Поместные Церкви 1.2. Основания деления на Поместные Церкви 1.3. Общность и самостоятельность Поместных Церквей 1.4. Предоставление автокефалии 1.5. Церковная автономия Глава 2. Этапы развития Поместных Церквей с первых веков христианства до современности 1.1. Церковный строй в первые века христианства (I – III вв.) 2.2. Формирование экзархатов и патриархатов 2.3. Становление Автокефальных Поместных Церквей Раздел I. Восточные Патриархаты Глава 3. Константинопольская Православная Церковь 3.1. Основы византийской государственности. 3.2. Константинопольский Патриархат и его роль в формировании христианской догматики 3.3. Константинопольский Патриархат в условиях турецкого завоевания. Особенности церковного управления 3.4. Вселенский Патриархат в XX в.: каноническая территория; греческая диаспора; церковное управление, экуменическая деятельность, эстонский конфликт 3.5. Монастыри и монашество Константинопольского Патриархата. Афон. 3.6. Финляндская и Критская Православные Церкви Глава 4. Александрийская Православная Церковь 4.1. Основание Александрии. Распространение христианства в Египте. Эпоха гонений. 4.2. Роль Александрийских иерархов в тринитарных и христологических спорах 4.3. Патриархат в эпоху арабского владычества (640 – 1517) 4.4. Патриархат в условиях Османского господства (1517 – 1798) 4.5 . Александрийский Патриархат в XIX -XX вв. Глава 5. Антиохийская Православная Церковь 5.1. Основание Антиохии. Складывание АнтиохийскойЦеркви 5.2. Арианские и христологические споры. Яковитский раскол 5.3. Внутреннее состояние Антиохийской Церкви в I – VI вв. 5.4. Антиохийский Патриархат в условиях арабского владычества и крестовых походов 5.5. Османский период (1516 – 1918) 5.6. Антиохийский Патриархат в XX в. Глава 6. Иерусалимская Православная Церковь 6.1. Возникновение Иерусалимской Церкви. Церковный собор 51 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Делегация Русской Церкви приняла участие в отпевании Антиохийского Патриарха 10 декабря 2012 г. 10:12 9 декабря 2012 года делегация Русской Православной Церкви во главе с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом приняла участие в траурных мероприятиях по случаю кончины Блаженнейшего Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Игнатия IV . Чин отпевания в соборе святителя Николая Чудотворца в бейрутском районе Ашрафия возглавили Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей , Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом , Блаженнейший Архиепископ Албанский Анастасий . В нем приняли также участие прибывшие в Бейрут на траурные мероприятия делегации Поместных Православных Церквей, возглавляемые митрополитом Гермопольским Николаем ( Александрийский Патриархат ), митрополитом Филадельфийским Венедиктом ( Иерусалимский Патриархат ), митрополитом Лентехским и Цагерским Стефаном ( Грузинский Патриархат ), епископом Моравичским Антонием ( Сербский Патриархат ), архиепископом Нижнедунайским Кассианом ( Румынский Патриархат ), митрополитом Лангадийским Иоанном ( Элладская Православная Церковь ), епископом Квебекским Иринеем ( Православная Церковь в Америке ). Молитвословия, включавшие, по обычаю Антиохийской Церкви, пасхальные песнопения, возносились на арабском, греческом, церковнославянском, сербском, грузинском и румынском языках. В храме также присутствовали: Президент Ливанской Республики М. Сулейман, Премьер-министр Ливана Н. Микати, главы и представители инославных конфессий, Посол Российской Федерации в Ливане А.С. Засыпкин, другие члены дипломатического корпуса, аккредитованные в Бейруте, многочисленные клирики и миряне Антиохийского Патриархата , представители общественности Ливана и Сирии. По окончании отпевания Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом и Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий обратились к членам Священного Синода Антиохийской Православной Церкви со словами соболезнования в связи с постигшей ее утратой.

http://patriarchia.ru/db/text/2643143.ht...

  разделы   рассылка  распечатать Комментарий епископа Венского и Австрийского Илариона по поводу отказа папы Римского от титула " Патриарх Запада " Накануне информационные агентства распространили сообщение о том, что папа Римский Бенедикт XVI отказался от титула " Патриарх Запада " . Насколько этот шаг можно расценивать как признак улучшения отношений Ватикана с Православными Церквами, рассуждает епископ Венский и Австрийский Иларион. В прессе появились сообщения о том, что в новом издании " Annuario Pontificio " за 2006 год отсутствует один из девяти титулов Римского папы: " Патриарх Запада " . Теперь список титулов папы звучит так: " Епископ Рима, викарий Иисуса Христа, Преемник князя апостолов, Верховный понтифик Вселенской Церкви, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен города-государства Ватикан и раб рабов Божиих " . Некоторые аналитики увидели в отказе от титула " Патриарх Запада " признак стремления папы улучшить отношения с Православными Церквами. Комментируя данное опущение, кардинал Акиле Сильвестрини, бывший префект Конгрегации восточных Церквей, сказал: " В прошлом Патриархат Запада противопоставлялся Патриархату Востока. Я думаю, что папа хотел устранить такого рода противопоставление, и его поступок мотивировался стремлением к экуменическому прогрессу " . Однако никакого " Патриархата Востока " Православные Церкви никогда не знали. В византийскую эпоху существовало четыре Восточных Патриархата – Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Римский Патриархат воспринимался как " первый среди равных " в диптихе Церквей вплоть до 1054 года, когда общение между Востоком и Западом было прервано. Таким образом, на Западе существовал единственный Патриархат – Римский, тогда как на Востоке было четыре Патриархата. Западный Патриархат вместе с четырьмя Восточными Патриархатами образовывали так называемую " пентархию " . Остается загадкой, каким образом опущение титула " Патриарх Запада " может улучшить отношения Римского престола с Православными Церквами. Скорее, наоборот, данное опущение может восприниматься как подчеркивающее претензию на вселенскую церковную юрисдикцию, отраженную в других титулах папы Римского.

http://religare.ru/2_26966.html

священник Виталий Головатенко Скачать epub pdf (очерк жизни и творчества) Доктор церковной истории и кандидат искусствоведения, заслуженный профессор Санктпетербургской духовной академии; почетный член Московской духовной академии, почетный доктор Фессалоникского университета имени Аристотеля, Православной духовной семинарии и академии св. Владимира в Нью-Йорке и Белградского университета; кавалер Орденов Русской Православной Церкви: святого равноапостольного великого князя Владимира II и III степеней и преподобного Сергия Радонежского I и II степеней, кавалер Ордена Офицера Святого Гроба (Иерусалимского Патриархата), Ордена свв. Первоверховных Апостолов Петра и Павла (Антиохийского Патриархата), Ордена св. Апостола Андрея Первозванного (Константинопольского Патриархата), Ордена Румынского Патриарха II степени, Ордена равноапостольной Марии Магдалины (Варшавского Патриархата), а также кавалер Ордена Великой Отечественной Войны I степени Николай Дмитриевич Успенский родился 3/15 января 1900 в погосте Поля Демянского уезда Новгородской губернии. Его отец, священник Димитрий Алексеевич Успенский, происходил из священнического рода, мать, Лидия Петровна Монастырёва, – из обедневшего дворянского рода. В семье о. Димитрия было шесть детей: Димитрий, Лидия, Николай, Вера, Екатерина и Серафим. Протоиерей Димитрий Успенский начал свое служение в Церкви в мае 1896 г. Сначала семья жила в погосте Поля, потом (вскоре после рождения Николая) – в поселке Окуловка, где о. Димитрий был настоятелем церкви свт. Николая Чудотворца. При церкви он построил богадельню. На духовном попечении прот. Димитрия находилось 20 деревень. В администрации уезда удивлялись, что во всех этих деревнях мужики никогда ни на кого не жаловались, ни с кем не судились. Все спорные вопросы решал настоятель. Браки заключали только по его благословению. Он был поистине добрым пастырем: любил своих пасомых, и они отвечали ему тем же. Его авторитет был чрезвычайно высок и непререкаем. Без совета и благословения любимого батюшки ничего существенного и важного не начинали и не делали.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Том I • Том II • Том III • Том IV Лекции по истории древней церкви. История церкви в период Вселенских Соборов Четвертый том собрания церковно-исторических трудов В. В. Болотова содержит первые два раздела третьей части «Лекций по истории древней церкви». В этих разделах излагается история взаимоотношений Церкви и государства и дается очерк церковного строя в IV–IX вв. Кроме того, впервые публикуются фрагменты лекций В. В. Болотова о монашестве. Редакционная коллегия А. И. Сидоров (председатель), Е. А. Карманов, В. П. Лега , А. В. Храпов Издание подготовил А. В. Храпов Содержание История церкви в период вселенских соборов Отдел первый. Церковь и государство I. Обращение в христианство Константина Великого II. Значение национальных особенностей греков и римлян и традиций римского государства и христианской церкви при установлении отношений между церковью и государством III. История отношении между церковью и государством со времени Константина Великого 1. Религиозная политика Константина Великого и его сыновей 2. Языческая реакция при Юлиане Отступнике 3. Религиозная политика императоров после Юлиана IV. Борьба христианства с язычеством в жизни и мысли V. Права и привилегии церкви в христианском государстве 1. Имущественные права 2. Свобода от податей и повинностей (иммунитет) 3. Судебные привилегии 4. Право ходатайства и право убежища 5. Прочие менее важные законы в пользу церкви Отдел второй. Церковный строй I. Клир и иерархия 1. Условия вступления в клир 2. Увеличение клира и новые церковные должности 3. Диаконы и пресвитеры 4. Епископы Приложение Избрание патриарха у сиро-персидских несториан и у коптов Избрание папы в римско-католической церкви II. Формы церковного союза Парикия, управляемая епископом, и образование приходов в позднейшем смысле Митрополии Экзархаты Патриархаты а) Константинопольский патриархат б) Александрийский патриархат в) Антиохийский и иерусалимский патриархаты г) Патриархат Justinianae Primae д) Римский патриархат и развитие папства Римский епископ как патриарх запада Притязания римского епископа на главенство в церкви вселенской: римский епископ как папа Соборы Перемены в форме церковного союза Приложение: Заметки по истории раннего монашества (фрагменты лекций) Происхождение монашества  

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Иерусалимский Патриархат и святыни Палестины в фокусе внешней политики Российской Империи накануне Крымской войны. Приложение 1. План Вифлеемского храма (Приложение к донесению К. М. БАЗИЛИ В. П. ТИТОВУ за 45 от 22 мая 1845 г., Бейрут.) ( Получено Миссией 2 июня) (Пис: Г.Канцлеру 21 июня 246) АВП РИ, ф. Пос-во в Конст-ле, оп. 517/1, 1845, д. 738, л. 101. (рисунок и описание выполнено К. М. Базили) 2. Послание Его Блаженства Вселенскаго Патриарха к Святейшему Правительствующему Синоду, от « 29» ноября 1852 года Ad 169 – 1852. К 200/1853/ (приложение к депеше А. П. Озерова графу Нессельроде 169) («Точный перевод с греческого на русский язык») Неожиданное бедствие, постигшее Восточную Церковь и погрузившее в пучину горести Православный народ Господень, побуждает нас прибегнуть со слезами к братской помощи Святейшаго Правительствующаго Синода и испрашивать чрез Его посредство Милосердие Боговенчаннаго МОНАРХА и САМОДЕРЖЦА, которое служило убежищем спасения во всех величайших опасностях Православному народу Востока, спасенному Победоносною Рукою Православной России от преследований. Превыше всех Монарших благодеяний вписал православный народ могущественное поддержание наследственных прав его на Святейшие Места Палестины. Паписты, усиливаясь с давних лет овладеть Ими, воздвигли в последнее время тяжкое гонение на Православных, дабы похитить у них эти Святейшие Места, единственное наше утешение и славу. Православная Церковь была погружена в глубочайшую печаль, когда, по милости Божией, предстало сильное покровительство Великаго Государя, и спасло Его от опасности, потребовав от Оттоманской державы неизменнаго сохранения древних прав. Тогда умыслы Папистов сделались тщетными, и царствующий над нами Султан собственноручным Хаттишерифом (хатт-и шарифом – М. Я.) утвердил за Православными права их предков. Православный народ несколько оправился, и Блаженнейший собрат наш, Патриарх Иерусалимский, радуясь, отправился в Иерусалим, для присутствования при исполнении Султанскаго Хаттишерифа.

http://pravoslavie.ru/5222.html

Том 2 → Содержание Сохранить Россию в святой земле К истории русского духовного и политического присутствия в Святой Земле и на Ближнем Востоке Предпосылки и предыстория российского присутствия в святой земле «Витязи святого гроба»: Время А.Н. Муравьева Создание русской духовной миссии в Иерусалиме («Проект Нессельроде и Порфирия») Из истории Русского консульского представительства в святой земле Парижский мир и «несимметричный ответ»: «Проект Мансурова» Триумф в Иерусалиме и размолвки в Петербурге Русская духовная миссия в Иерусалиме: проблемы с церковной вертикалью Православный вакуф: «Проект Антонина» Императорское православное Палестинское общество: «Проект Хитрово» Вертикаль управления обществом Строительная эпопея ИППО в Палестине Школы ИППО в Палестине, Сирии и Ливане Между двух революций: палестинское общество под председательством великой княгини Елизаветы Федоровны Российское наследие на Ближнем Востоке в XX веке: итоги и проблемы Возвращение в святую землю: век XXI Пролог: Из предыстории Русского консульского представительства на Ближнем 1. Указ императрицы Екатерины II в коллегию иностранных дел 2. Проект инструкции коллегии иностранных дел вице-консулу в Бейруте капитану Р. Коронелли Часть 1. Россия и православный Восток в первой половине XIX века Раздел 1: Материальная помощь Иерусалимскому патриархату в царствование Александра I 3. Всеподданнейший доклад Св. Синода императору Александру I 4. Предложение обер-прокурора князя А.Н. Голицына Св. Синоду 5. Грамата патриарха Иерусалимского Поликарпа на имя обер-прокурора Св. Синода князя А.Н. Голицына 6. Грамата патриарха Иерусалимского Поликарпа на имя обер-прокурора Св. Синода князя А.Н. Голицына 7. Отношение министра духовных дел и народного просвещения князя А.Н. Голицына к управляющему кабинетом Его Императорского Величества Создание Иерусалимского подворья в Таганроге (1814) 8. Всеподданнейший рапорт Св. Синода императору Александру I 9. Грамата патриарха Иерусалимского Поликарпа на имя обер-прокурора Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не всеправославный и не собор Синод Антиохийской Церкви о статусе Критского совещания и необязательности его решений 04.07.2016 1281 Время на чтение 6 минут Подводя итоги своей седьмой внеочередной сессии, проходившей под председательством Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна Х с 25 мая по 27 июня в Баламандском монастыре в Ливане, Священный Синод Антиохийской Православной Церкви выступил с заявлением, которое в переводе с арабского на греческий язык опубликовало информационное агентство «Ромфея», сообщает Седмица.ру. Иерархи Антиохийской Православной Церкви, прежде всего, поздравили свою паству с праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла, основателей Антиохийской Церкви. Вспоминая учеников Спасителя и первых христиан, которые свидетельствовали о воскресении Иисуса Христа из мертвых своим мученическим подвигом, Синод Антиохийской Православной Церкви напомнил, что и сегодня христиане совершают подвиг мученичества в «истерзанной Сирии, замученном Ливане, окровавленном Ираке». Члены Синода особо отметили в своем послании митрополита Алеппского Павла (Язиджи), родного брата Патриарха Иоанна Х, похищенного три года назад, о котором с тех пор нет никаких известий. Синод Антиохийского Патриархата также рассмотрел вопрос о Святом и Великом Соборе Православной Церкви, созыв которого готовится в течение более пятидесяти лет. Иерархи Антиохийского Патриархата с сожалением констатировали, что отсрочка проведения Собора, о которой просил Синод Антиохийской Церкви ради укрепления единства вселенского Православия, так и не была предоставлена. По этой причине не удалось достичь общеправославного консенсуса по спорным вопросам повестки дня Собора, так как не было выполнено экклезиологическое условие для участия в Соборе всех Поместных Православных Церквей по причине не преодоленного к настоящему времени разрыва евхаристического общения между Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами. Синод Антиохийского Патриархата с сожалением отметил, что не только просьба Антиохийской Православной Церкви отложить проведение Собора не нашла ответа, но и аналогичные просьбы Русской, Болгарской и Грузинской Церквей также были проигнорированы. Синод констатировал, что, в конечном счете, Собор, который изначально предназначался стать всеправославным, был созван в отсутствие четырех автокефальных Церквей, паства которых составляет около половины от общего количества православных верующих во всем мире.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/04/ne...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Собрание призвано работать ради единства» В Аммане начал работу Иорданский Собор 26.02.2020 1110 Время на чтение 6 минут Вчера вечером накануне открытия Иорданского Собора Предстоятели и иерархи Поместных Православных Церквей собрались на праздничный ужин в отеле Fairmont, сообщает сайт УПЦ МП. Патриарх Иерусалимский Феофил III, приветствуя делегатов Поместных Церквей на Амманском братском собрании Православной Церкви, подчеркнул: «Собрание призвано инициировать диалог и работать ради единства и примирения в рамках Евхаристического общения». Патриарх пожелал милостью Божией провести плодотворную встречу. 26 февраля совещание Предстоятелей и делегаций Православных Церквей началось с молитвы. К делегатам с докладом обратился Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Украинская Православная Церковь Московского Патриархата имеет самоуправляемый статус, заявил журналистам председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, комментируя выступление митрополита Онуфрия. Как сообщил глава ОВЦС МП, митрополит Онуфрий «говорил о том, что Украинская Православная Церковь в составе Московского Патриархата имеет самоуправляемый статус, который по сути ничем не отличается от статуса автокефалии, а та так называемая автокефалия, которую получили украинские раскольники, не только не помогла решить существующие проблемы, но наоборот углубила существующий раскол». В свою очередь сам митрополит Онуфрий, выходя из зала заседания в перерыве, сказал журналистам, что настроен позитивно, передает РИА Новости. «Надеемся, что будет всё хорошо», - сказал он. Кроме митрополита Онуфрия также выступили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Патриарх Сербский Ириней, митрополит Тырговиштский Нифонт (Румынская Православная Церковь). Подробности встречи появляются в социальных сетях и в интернет-изданиях, отмечает Союз православных журналистов. Предстоятель Церкви Чешских земель и Словакии Митрополит Ростислав считает, что встречи, подобные Амманской, будут продолжаться. «Немножко грусть охватывает, что не все Поместные Церкви приняли приглашение Иерусалимского Патриарха Феофила встретиться и обсудить насущные вопросы и проблемы настоящего времени в церковной жизни, внутренней жизни Православной Церкви. Ну, это только первая сессия – увидим, что принесет вторая», – передает его слова Telegram-kahaл «Церковь сегодня».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/26/so...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНЕЙ [греч. Ερηναος, Σκοπελτης Εμμανουλ; в миру Скопелитис Эммануил] (род. 17.04.1939, Хора, о-в Самос, Греция), Патриарх Иерусалимский (2001-2005). Получил начальное образование на Самосе, в 1953 г. поступил в Патриаршую школу в Иерусалиме, которую окончил в 1963 г. В 1958 г. принял монашеский постриг с именем Ириней в честь сщмч. Иринея, еп. Лионского; 19 дек. 1959 г. рукоположен во диакона, 7 июня 1965 г.- во иерея. В 1966 г. возведен в сан архимандрита. В 1970 г. окончил богословский факультет Афинского университета. Исполнял обязанности великого архидиакона Патриаршего престола, благочинного Патриархии, помощника скевофилакса (ризничего) храма Гроба Господня, главного редактора ж. «Новый Сион», председателя высшего церковного суда Иерусалимского Патриархата. В 1979-2001 гг. патриарший экзарх в Греции. В 1981 г. хиротонисан во архиепископа Иерапольского, а в 1994 г. возведен в сан митрополита Иерапольского. С 11 янв. 1983 г. член Свящ. Синода Иерусалимской Православной Церкви. Кроме обустройства иерусалимских подворий в Греции, сохранения и реставрации хранящихся в них реликвий в обязанности экзарха входила доставка благодатного огня в Великую субботу из Иерусалима в приходы Элладской Православной Церкви. И. отстроил резиденцию экзарха в Афинах, отреставрировал Святогробские подворья, содействовал развитию паломничества из Греции в Св. землю, издавал ж. «Глас Иерусалима». 13 авг. 2001 г. избран Патриархом Иерусалимским тайным голосованием 17 членов Свящ. Синода. И. получил 7 голосов, митр. Тимофей, генеральный секретарь Синода, и митр. Корнилий, местоблюститель Патриаршего престола,- по 5 голосов. Интронизация состоялась 15 сент. 2001 г., но израильское правительство, подозревая И. в проараб. настроениях, признало его Патриархом только в янв. 2004 г. В связи с этим И. не имел права подписывать к.-л. контракты, обязательства и платежные документы в пользу Патриархата, долг к-рого составлял свыше 85 млн шекелей. В качестве средства выхода из финансового кризиса И. решил продать земли Иерусалимского Патриархата на Кипре. Монастырские владения в Св. земле передавались в собственность лицам, назначенным из числа епископов и архимандритов, или управлялись ими по доверенности, что нередко вело к злоупотреблениям. Стремление И. установить финансовый контроль над мон-рями стало одной из причин возникновения оппозиции Патриарху.

http://pravenc.ru/text/673995.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010