Участники морского похода встретились с Предстоятелем Константинопольского Патриархата и представителями Элладской Православной Церкви 26 июля 2010 г. 16:46 Во время общественно-исторической акции , посвященной 90-летию исхода частей Русской Армии и гражданских беженцев из Крыма, участники морского похода встретились с представителями Поместных Православных Церквей. Морской путь, который представлял собой обратный порядок маршрута русских соотечественников, уходивших в 1920 году из Крыма, проходил через страны, находящиеся в окормлении Александрийского Патриархата (Бизерта), Элладской Православной Церкви (Афины и о. Лемнос) и Константинопольского Патриархата (Галлиполи и Стамбул). 20 июля в Афинах участники морского паломничества посетили Священный Синод Элладской Православной Церкви, где от имени Архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима II их приветствовал епископ Христианопольский Прокопий. Президент Фонда святого апостола Андрея Первозванного С.Е. Щеблыгин преподнес в дар Блаженнейшему Владыке Иерониму икону святого апостола Андрея Первозванного. Епископ Прокопий рассказал о современной жизни Элладской Православной Церкви и, в свою очередь, подарил всем участникам встречи иконы святого апостола Павла. Обращаясь к высокому представителю Элладской Церкви, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых) подчеркнул значение связей между Русской и Элладской Церквами, которые объединяют не только единая православная вера, но и общая цивилизационная традиция, а также память о многих русских людях, отдавших свои жизни за свободу и независимость Греции. 21 июля на острове Лемнос с участниками похода встретился митрополит островов Лемнос и Святого Евстратия Иерофей (Элладская Православная Церковь). Он также молился на заупокойных литиях, совершенных русским духовенством на могилах российских соотечественников. 23 июля паломники встретились с Вселенским Патриархом Варфоломеем , Предстоятелем Константинопольского Патриархата. Приветствуя Его Святейшество, Председатель Попечительского совета Фонда святого апостола Андрея Первозванного и Центра национальной славы России   В.И. Якунин подчеркнул значимость похода для исцеления ран, нанесенных Октябрьской революцией и гражданской войной единству русского общества. Епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил рассказал о жизненном пути русских людей, покинувших Россию волею исторических судеб 90 лет назад, на примере своих родителей. Игумен Филипп (Рябых) приветствовал Его Святейшество от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и отметил значение похода для возрождения общественной жизни в странах исторической России на основе православной традиции.

http://patriarchia.ru/db/text/1230738.ht...

Опубликовано коммюнике Архиерейского собора ЭПЦ по «украинскому вопросу» Афины, 12 октября 2019 г. Архиерейский Собор Элладской Православной Церкви. Фото: Ромфея      Семь митрополий Элладской Православной Церкви попросили отсрочку в принятии решения по поводу предложения Архиепископа Афинского и всея Греции Иеронима «признать нашей церковью автокефалию Православной Церкви независимой Украинской республики», который счел провозглашение церковной автокефалии Украины «чрезвычайно полезным для Православной Церкви и ценным для укрепления отношений двух автокефальных православных Церквей-сестер, Великой Руси и Украины». Об этом говорится в официальном коммюнике внеочередного Архиерейского Собора ЭПЦ, состоявшегося сегодня, 12 октября, в Афинах, передает " Союз православных журналистов " . СПЖ приводит полный текст документа, опубликованного греческим ресурсом «Ромфея» . «Сегодня, в субботу 12 октября 2019 года, Архиерейский собор Элладской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима собрался на внеурочное заседание в зале Архиерейских Соборов. Перед заседанием была совершена Божественная литургия в соборе обители Бесплотных сил в Петраки. Около 9 часов утра в большом зале заседаний Собора было совершено последование на начало работы Архиерейского Собора. Был прочитан список иерархов и зафиксирован кворум. После этого был образован пресс-комитет, в который вошли высокопреосвященнейшие митрополиты: Навпактский и Свято-Власьевский Иерофей, Сиросский, Тиносский, Андросский, Кейский, Милосский, Дилосский и Миконосский Дорофей и Патрский Хризостом. Согласно повестке, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним сделал сообщение на тему " Автокефалия Церкви Украины " . В предисловии этого сообщения Блаженнейший рассказал, что Священный Синод в экстренном порядке на достаточном числе своих заседаний рассматривал эту тему, которую он передал компетентным синодальным комиссиям: комиссии по догматическим и каноническим вопросам и комиссии по межправославным и межхристианским отношениям, чтобы они совместно в должном порядке доложили о ней Священному Синоду.

http://pravoslavie.ru/124628.html

Архив Пн Состоялась братская беседа Святейшего Патриарха Кирилла и Блаженнейшего Архиепископа Афинского Иеронима 25 мая 2012 г. 23:26 25 мая 2012 года в Патриаршей резиденции Данилова монастыря прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Блаженнейшим Архиепископом Афинским и всей Эллады Иеронимом и делегацией Элладской Православной Церкви . От Русской Православной Церкви во встрече участвовали: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий ; председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископ Подольский Тихон ; председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон ; наместник ставропигиального Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) ; председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда ; заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов ; секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук; первый заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата иеромонах Никодим (Колесников). В составе делегации, сопровождающей Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима, — глава Синодального отдела по паломничеству митрополит Додонский Хризостом, руководитель финансовой службы Афинской Архиепископии митрополит Элассонский Василий, митрополит Керкирский и Пакский Нектарий, митрополит Глифадский Павел, митрополит Эдесский, Пеллский и Альмопийский Иоиль, митрополит Фирский, Аморгосский и Нисонский Епифаний, митрополит Зихнийский и Неврокопийский Иерофей, митрополит Кифирский и Антикифирский Серафим, генеральный секретарь Священного Синода Элладской Церкви епископ Диавлийский Гавриил, епископ Христианупольский Прокопий и другие. Обратившись к гостям, Святейший Патриарх Кирилл отметил, что рад приветствовать Блаженнейшего Архиепископа Иеронима и сопровождающих его лиц в административном и духовном центре Русской Православной Церкви, где находится официальная резиденция Патриарха и Синода. Святейший Владыка поведал членам греческой делегации о яркой и трагической истории Данилова монастыря — древнейшей монашеской обители Москвы, закрытой в XX веке во время гонений на веру и возрожденной в преддверии празднования 1000-летия Крещения Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/2245424.ht...

В 1926 г. были возобновлены переговоры с К-полем. От имени Патриархии в Тиране их вел митр. Трапезундский Хрисанф (впосл. архиепископ Афинский). В ходе переговоров возникли немалые разногласия, но их удалось преодолеть, и К-поль утвердил автономию АПЦ. В результате дебатов, длившихся 40 дней, был составлен «Проект соглашения»: «1. АПЦ составляют 5 митрополий - Тиранская, Корчинская, Гирокастринская, Бератская и Дурресская, во главе которых стоят митрополиты. 2. В столице Албанского государства будет находиться резиденция митрополита Тиранского, который одновременно будет являться и Архиепископом Албанской Православной Церкви, и председателем Синода, куда войдут и остальные митрополиты. 3. Назначение на митрополичьи престолы двух митрополий - Дурресской и Гирокастринской, а также в новоучрежденную Тиранскую митрополию будет проводить Его Святейшество Святейший Вселенский Патриарх и его Святой Синод из числа выдающихся клириков, известных своими богословскими знаниями и добродетелью. Этих клириков предложит Вселенскому Патриархату Албанская православная комиссия, назначенная албанским правительством. На Корчинскую и Бератскую особым указом Вселенского Патриархата будут назначены уже возглавлявшие эти митрополии иерархи - Корчинский Иерофей и Бератский Христофор. 4. Переведенные на албанский язык тексты мирных и других молитв, текст Апостола, Евангелия и «Отче Наш», которые использовались до сих пор в албанских православных общинах, будут продолжать использоваться вплоть до принятия их и всех других предстоящим Собором Албанской Православной Церкви. 5. Новоучрежденной Православной Церкви государство предоставит полную самостоятельность и свободу в развитии ее религиозной и церковной жизни, доказательством которых явится учреждение учебного заведения для клира, а также священнических школ. 6. Греческому меньшинству будет предоставлена полная свобода в его общинной, языковой, религиозной жизни и филантропической деятельности, гарантированная этой статьей, а также принятыми 2 окт. 1921 г. официальными статьями 1 и 5, зафиксированными в Лиге Наций. 7. За переходящие к Церкви права Патриархата на ставропигиальные монастыри, а также другие церковные права Вселенского Патриархата будет предоставлено соответствующее возмещение. 8. С завершением предоставления всех гарантий Албанская Православная Церковь просит Вселенский Патриархат освободить ее и благословить ее автономию на основании обычных условий, зафиксированных в томосах о предоставлении самостоятельности. Тирана, 6 июля 1926 г.» (см.: Βαρνβας, μητρ. Κτρους. Σ. 689-739).

http://pravenc.ru/text/64036.html

Митрополита Иерофея Пентаполец узнал давно, по-видимому, еще в хиосский свой период. Будучи насельником обители Неа Мони, он посетил ее метох 205 на Паросе 206 , где в 1879–1884 годах находился сосланный в Лонговардский монастырь Иерофей Митропулос, тогда архимандрит. Сколь крепки были духовные узы, связавшие обоих подвижников, видно из того, что по отпевании митрополита Иерофея 8 мая 1903 года в кафедральном соборе Афин Нектарий Пентапольский, участвовавший в нем наряду с другими иерархами, оказался единственным архиереем, который сопроводил тело новопреставленного по железной дороге до самых Патр, где и возглавил панихиду. На день памяти митрополита Иерофея в следующий год он совершил заупокойную литургию в часовне Святой Параскевы 207 . С архимандритом Евсевием Матфопулосом святой Нектарий часто встречался в доме его брата в Патисии. Там же познакомился он и со слепой девицей Хрисанфой Стронгилу (будущей монахиней Ксенией) 208 . А с архимандритом Панаретом владыку связывала совместная работа не только в обществе «Анапласис», но и в Ризарионе, куда он пригласил его на некоторое время духовником. До того как митрополит Нектарий возложил на себя пастырское попечение об инокинях Эгины, период летних каникул в семинарии использовался им для духовных упражнений, писательских трудов, а когда представлялась возможность – для поездок по монастырям (что мы и увидим далее). И важнейшим из таких путешествий стало для него, разумеется, паломничество на Свяую Гору Афон. 200 Митрополит Анфим Апергис († 1901) родился в Фалатадосе, на острове Тинос. Хиротонисан в митрополита до 1882 г. Экзарх в Афинах по крайней мере с 1888 г. В свое время был выдвинут кандидатом на Иерусалимский патриарший престол. 201 Иоаким Специерис (1858–1943), родился на острове Кефаллиния в семье священника. В 1877 г. принял монашеский постриг на Святой Горе. В 1894–1897 гг. учился в Ризарийской Духовной семинарии и на богословском факультете Афинского университета. Был иерокириксом в разных епархиях и неоднократно представлялся к архиерейской хиротонии. В 1929 г. опубликовал жизнеописание Нектария Пентапольского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

203 Об их дружбе свидетельствуют письма Нектария Пентапольского к Мораитидису, сохранявшиеся до августа 1944 г., когда они сгорели при уничтожении немцами дома Иоанна Франкуласа (родственника Мораитидиса) на острове Скиафос, а также самого Мораитидиса к Феодосии, игумении Кехровунийского монастыря на Тиносе. Знаменательно, что супруга А. Мораитидиса Василика стала монахиней в Кехровуни с именем Афанасия († 1 сентября 1912). 204 Хараламбос Д. Матфопулос (1856–1918) – брат архимандрита Евгения. Самостоятельно пробившийся в жизни успешный торговец-оптовик из Трестены (ныне – Мелиссопетра) в Гортинии. Владел обширным поместьем (около 90 000 кв. м) в Патисии, границы которого проходили ниже тамошнего храма Святого Луки. Кроме господского дома, там имелся и другой, где находили радушный прием видные священнослужители и богословы. В том же поместье супруга X. Матфопулоса Екатерина выстроила по обету часовню (примерно 5×7 м) в честь Святой Параскевы, где время от времени совершали богослужение упомянутые далее клирики, а также архимандрит Гервасий Параскевопулос. Впоследствии, когда Матфопулос обеднел, поместье после Балканской войны 1912–1913 гг. приобрел знаменитый врач, профессор Афинского университета Антоний Христоманос. Новый владелец устроил там клинику, позже перешедшую к докторам Перакису и Завсису. В настоящее время на этом месте расположен большой многоквартирный дом, а часовня Святой Параскевы, ранее приписанная к приходу Святого Луки, расширена и выделена в самостоятельный приходской храм (на пересечении ул. Григориу Кидонион и Евгениу Каравья). 207 Здесь уместно заметить, что, по свидетельству архимандрита Филофея Зервакоса, у святого Нектария исповедовался не только сам митрополит Иерофей, но и его племянник Николай Митропулос, выпускник юридического факультета, который в 1908 г. постригся с именем Нил в монастыре Симонопетра на Афоне и спустя три года умер от туберкулеза. 208 По свидетельству Марии Стронгилу, племянницы Ксении, первая их встреча состоялась в день панихиды по некоему владыке, родственнику Матфопулосов. Можно предположить, что это была панихида по Иерофею Патрасскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Синод Болгарской Православной Церкви избрал новым митрополитом Врачанским епископа Браницкого Григория 15.03.2017 Священный Синод Болгарской Православной Церкви на своем заседании 12 марта 2017 г. единогласно избрал новым митрополитом Врачанским епископа Браницкого Григория (Цветкова) , который являлся викарием Блаженнейшего Патриарха Болгарского Неофита, сообщил официальный сайт Болгарской Православной Церкви. 26 декабря 2016 г. после тяжелой болезни скончался митрополит Врачанский Калиник. Синод Болгарской Церкви на своем заседании 28 декабря 2016 г. в соответствии с Уставом назначил митрополита Старо-Загорского Киприана временно управляющим Врачанской митрополией и поручил провести выборы нового Врачанского митрополита. На заседании Синода на заседании 21 января 2017 г. утвердил список кандидатов для выборов главы вдовствующей Врачанской митрополии. В соответствии с решением епархиального избирательного совета были утверждены два кандидата, избранные духовенством и мирянами Врачанской епархии: епископ Брапницкий Григорий и епископ Агатопольский Иерофей. 12 марта 2017 г., во второе воскресенье Великого поста и день памяти святителя Григория Паламы, в Синодальной часовне св. равноапостольного благоверного царя Бориса, Крестителя Болгарии по окончании Божественной Литургии прошли канонические выборы митрополита Врачанского путем голосования председателя и членов Священного Синода Болгарской Православной Церкви в полном составе. В результате голосования 13 голосов были отданы за епископа Григория, за епископа Иерофея не был подан ни один бюллетень. В головании участвовали: Болгарский Патриарх Неофит и митрополиты Сливенский Иоанникий, Видинский Дометиан, Велико-Тырновский Григорий, Плевенский Игнатия, Ловчанский Гавриил, Пловдивский Николай, Доростольский Амвросий, Западно- и Среднеевропейский Антоний, Варненский и Великопреславский Иоанн, Неврокопский Серафим, Русенский Наум и Старо-Загорский Киприан. По окончании выборов Болгарский Патриарх Неофит огласил результаты и провозгласил канонически избранным митрополитом Врачанским епископа Браницкого Григория, после чего ему было пропето многолетие. В приемном зале Синода Патриарх Болгарский поздравил от своего имени и имени Священного Синода новоизбранного митрополита Врачанского Григория, который в свою очередь выступил с благодарственной речью. Нареченный митрополит Врачанский Григорий является выпускником Богословского факультета Афинского университета, который он закончил в 1998 году. Во время учебы в Греции он служил диаконом в церкви святого Пантелеимона в греческой столице. Интронизация нового митрополита Врачанского, по предварительным данным, будет проходить в субботу 18 марта 2017 г., сообщило греческое информационное агентство «Ромфея». Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 15.03.2017 20:45:10

http://drevo-info.ru/news/22074.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЕРАСИМ (ФОКАС) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Герасим (Фокас) Герасим (Фокас) ( 1951 - 2015 ), митрополит Кефаллинийский ( Элладская Православная Церковь ) Родился в 1951 году в Аргостолионе . Окончил богословский факультет Афинского университета . В 1988 году принял монашеский постриг . С 1998 года служил в клире митрополии Кефалонии (в последние годы — в должности протосинкелла ). 26 мая 2015 года был избран митрополитом Кефаллинийским на внеочередном заседании Священного Синода епископов Элладской Православной Церкви. На Кефалонийскую митрополичью кафедру претендовали три кандидата: архимандрит Герасим (Фока), архимандрит Каллиник (Георгатос) и архимандрит Николай (Хартулиарис). Путем голосования, которое прошло в два тура, митрополитом Кефалонии большинством голосов был избран архимандрит Герасим (Фокас). 31 мая был хиротонисан в сан епископа Кефаллинийского с возведением в сан митрополита . Хиротонию в соборе святого Дионисия Ареопагита в Афинах возглавил архиепископ Афинский и всей Греции Иероним. Ему сослужили митрополиты Фивский Георгий, Вресфенский Феоклит, Идрский Ефрем, Халкидский Хризостом, Драмский Павел, Глифадский Павел, Сиатистский Павел, Навпактский Иерофей, Аркалохорский Андрей, Илейский Герман, Додонский Хризостом, Никейский Алексий, Димитриадский Игнатий, Неапольский Варнава, Неа-Ионийский и Филадельфийский Гавриил, Гелиопольский Феодор, а также епископы Мефонский Климент и Кернитонский Хрисанф. В своем слове после хиротонии митрополит Кефалонийский Герасим сказал среди прочего: " Я был ребенком 7-8 лет, когда врачи сказали мне, что я скоро потеряю свою мать. Тогда я потерял целый мир, я не хотел жить. Но потом одна монахиня посоветовала мне каждый день просить Богородицу о милости. Так я и сделал. И молитвами Пресвятой Богородицы моя мать прожила еще 35 лет " . 17 июня в присутствии президента Греческой Республики Прокопа Павлопулоса и Архиепископа Афинского и всей Греции Иеронима прошла церемония официального утверждения недавно рукоположенных новых митрополитов Элладской Православной Церкви — Герасима Кефаллинийского и Иустина Нео-Кринийского и Каламарийского. Интронизация митрополита Кефалонийского Герасима должна была состояться 2 июля 2015 г. Скончался в ночь на 22 июня 2015 года от острого сердечного приступа. Использованные материалы Редакция текста от: 24.06.2015 22:18:15 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13672511.h...

Закрыть itemscope itemtype="" > Официальное коммюнике Архиерейского Собора Элладской архиепископии о признании автокефалии ПЦУ 12.10.2019 728 Сегодня, в субботу, 12 октября 2019 года, Архиерейский Собор Элладской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима собрался на чрезвычайное заседание в зале Архиерейских Соборов. Перед заседанием была совершена Божественная литургия в соборе обители Бесплотных сил в Петраки. Около 9 часов утра в большом зале заседаний Собора было совершенно последование на начало работы Архиерейского Собора. Был прочитан список иерархов и зафиксирован кворум. После этого был образован пресс-комитет, в который вошли высокопреосвященнейшие митрополиты: Навпактский и Свято-Власьевский Иерофей, Сиросский, Тиносский, Андросский, Кейский, Милосский, Дилосский и Миконосский Дорофей и Патрский Хризостом. Согласно повестке, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним сделал сообщение на тему «Автокефалия Церкви Украины». В предисловии к этому сообщению Блаженнейший рассказал, что Священный Синод в экстренном порядке на достаточном числе своих заседаний рассматривал эту тему, которую он передал компетентным синодальным комиссиям: комиссии по догматическим и каноническим вопросам и комиссии по межправославным и межхристианским отношениям, чтобы они совместно в должном порядке доложили о ней Священному Синоду. 13 августа с.г. упомянутые комиссии представили Генеральному секретариату свой совместный вывод и информационную справку под заглавием «Вопрос канонической юрисдикции священной митрополии Киева». Комиссии, сформулировав пять основных канонических тезисов, пришли к следующему выводу: «На основании всего вышеприведенного рассмотрев тему автокефалии Церкви Украины с точки зрения канонической, но также и юридической, благоговейно докладываем, что нет никаких препятствий к признанию автокефальной Церкви Украины и полному принятию и поддержке (εναρμονισιν και συμπορευσιν) Вселенского патриархата со стороны Элладской Церкви».

http://ruskline.ru/politnews/2019/10/12/...

Глубоким синим тоном написаны клав на рукаве Христа, чепец и рукав нижнего платья Марии. Но самая удивительная деталь - это синий свиток в руке Иисуса, перевитый тонкой золотой нитью. Это символ учения Христа, Слова, пришедшего в мир. Икона Донской Богоматери двухсторонняя, выносная. На ее оборотной стороне написан образ " Успения Пресвятой Богородицы " , так как она предназначалась для Успенского собора Коломны. Художник представляет композицию Успения в сжатом, сокращенном варианте (без апокрифических сюжетов - перенесения апостолов из разных концов света к ложу Богоматери и др.). Все внимание мастер сосредотачивает на главном - Христос приходит за душой Богородицы. На ложе возлежит Божья Матерь, вокруг стоят апостолы, пришедшие проститься с Ней. Лаконизм иконографической схемы заставляет более активно работать каждую деталь. Например, свеча, стоящая перед ложем Богородицы - весьма многозначный символ. Это и жизнь святого, который, сгорая, отдает свет, и молитва, которая возносится Богу, свеча также символ Богоматери, которую в Акафисте величают " свечой светоприемной " . Свеча корреспондирует с фигурой Христа в золотых одеждах. Над головой Христа - ярко-красный серафим. Образ Христа также напоминает свечу. Свеча и фигура Христа определяют основную вертикальную ось композиции; вместе с горизонтальным ложем Богоматери образуется крест - символ Христовой победы, Воскресения, Торжества жизни над смертью. Палаты с двух сторон фланкируют композицию, словно направляя наше внимание к центру, к действию, происходящему у ложа. Сконцентрированное, несколько затиснутое пространство разделяется как бы на две зоны, как реальность, разделенная на два пласта: видимый и умопостигаемый. В первом - апостолы, пришедшие проститься с умирающей Богородицей, во втором - явление Христа с душой Марии на руках в виде запеленатого младенца. Рядом с Христом два святителя - это Иаков Брат Господень и Иерофей Афинский (оба мученики, жившие в 1 веке). Первое, что бросается в глаза - странный темный, иссиня-черный цвет мандорлы, окружающей фигуру Христа. Мандорла - знак божественной славы, света, сияния, которое сопровождает Христа. Почему же Феофан пишет мандорлу темно-синей, почти черной? Обратимся вновь к исихастской традиции. Отцы-исихасты называют божественный свет - сверхсветлой тьмой, уча, что в глубине своей свет этот непроницаем так же, как и непознаваем Бог. Этот неприступный свет может восприниматься человеком как темнота. Свет ослепляет человека и встреча с ним многими подвижниками воспринималась как вхождение в мрак. Вспомним, что Павел на пути в Дамаск был ослеплен этим светом (Деян. 22.6-11). Об этом пишут св. Симеон Новый Богослов, Григорий Палама и другие мистики и богословы. На темном фоне мандорлы ярко выделяется фигура Христа в золотых одеждах и над Его головой огненный серафим ярко-красного цвета - здесь Феофан остается верен любви к экспрессивным приемам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010