Естественным для меня было проникнуться этой атмосферой: я наслаждался Божественными литургиями и службами в византийских храмах города, черпал многое из сочинений святых отцов Церкви. В такой атмосфере я прочитал почти все сочинения святого Григория Богослова и святого Григория Паламы , посвятивших меня в церковную традицию трезвения и безмолвия. Учась на богословском факультете, я регулярно, особенно летом, посещал Святую Гору. Под руководством профессора Панайотиса Христу мы целое лето с группой студентов проработали в библиотеках монастырей Святой Горы. После занятий, если удавалось, студенты спешили, имже образом желает елень на источники водныя 571 , в другие монастыри, скиты и пустыню Святой Горы. Мы наслаждались многочасовыми всенощными службами, встречами с простыми монахами, длительными прогулками по благословенным тропам. Однако внутри меня образовался некий духовный вакуум, виной которому был я сам. С одной стороны, я знакомился с удивительным богословием в сочинениях святых отцов Церкви, с другой стороны, я встретил в афонских подвижниках великое смирение, простоту и свободу, при отсутствии какого бы то ни было выражения богословия, которое я видел в сочинениях святых отцов – по крайней мере, мне так казалось. В то время в церковной иерархии наблюдались различные нестроения. В 1967 году афинским архиепископом стал профессор богословского факультета в Салониках архимандрит Иероним Коцонис. Избрание его Священным Синодом встретило недовольство и сопротивление среди других архиереев. Таким образом, я видел, что университетское богословие далеко отстоит от реальности простой жизни монахов-подвижников и многотрудной и многострадальной иерархии Церкви. Это несоответствие усугубилось в начале семидесятых, когда я был рукоположен. Я читал сочинения святых отцов о трезвении, среди которых были, например, писания святого Никодима Святогорца , особенно «Поучительное руководство», «О хранении пяти чувств» и «Еортодромион». В 1974 году под давлением окрепшей оппозиции афинский архиепископ Иероним был вынужден уйти с занимаемой должности, его преемником был избран архиепископ Серафим из Янины. Смене власти сопутствовала церковная борьба: двенадцать архиереев были низвержены, избраны новые.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Начиная с 1976 года я каждый год посещал монастырь Святого Иоанна Предтечи в Англии в Эссексе и общался с приснопамятным архимандритом Софронием (Сахаровым) и братьями монастыря. Это общение – одно из самых благих воспоминаний моей жизни и великое благословение, данное мне как дар Божий. В 1979 году произошло удивительное событие. Однажды в субботу в малой церкви, находящейся в главном здании монастыря, совершалась Божественная литургия. На ней присутствовал и приснопамятный старец Софроний – он не служил в тот день и сидел на своем обычном месте с правой стороны в храме. Рядом со старцем Софронием находился высокого роста англичанин. Войдя в храм, я не придал этому большого значения: царила молитвенная атмосфера. К тому же в монастыре всегда было много православных, приехавших со всего мира: присутствие людей самых разных национальностей не вызывало удивления. Вот настал момент литургии – Символ веры . Я был в изумлении, когда «Верую» начал читать этот высокий англичанин – громким голосом с безукоризненным греческим произношением, так что невозможно было определить, иностранец он или грек. Потрясенный, я постарался разглядеть его поближе, будучи рядом с ним. Я заметил, как на протяжении всей Божественной литургии он плакал. Затем он прочел Господню молитву «Отче наш», снова громким, своеобразным голосом, и после «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите» причастился пречистых Тайн со слезами на глазах. Как только закончилась Божественная литургия, я спросил одного из братьев монастыря, кто этот человек. Он ответил: «Это Давид Бальфур, знакомый старца еще со времен его жизни на Святой Горе». Я был очень изумлен. Я был рядом с самим Давидом Бальфуром! Встреча и беседа с Бальфуром О Бальфуре я много слышал от моих родителей и от других благочестивых христиан: он жил в Афинах и был приходским священником в больнице «Евангелизмос» («Благовещение») до и во время войны в 1940 году. О Димитрии Бальфуре, тогда архимандрите, много говорили в тогдашнем афинском обществе: он общался с учеными-богословами (Богословский факультет), был сведущ во многих предметах и знал много языков. Известно, что он был связан с королевской семьей: они были прихожанами церкви при больнице и исповедовались ему. Он также имел контакт с Богословским братством «Ζω» («Жизнь») до 1940 года, а во время немецкой оккупации Афин бежал в Египет, где и был извержен из духовного сана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Ибо как та, от лишения своего, «вся, елика имеяше, вверже, все житие свое» (Мк.12:44); так и неученый добродетельный человек, произнесши таковое «вся» от лишения своего, елика имел, сказал и открыл все сокровище своей мудрости. Бог же, поколику есть «праведен, и правды возлюби, правоты виде лице Его» (Пс.10:7), исчисляет же и власы главы нашей, то есть, судит и взирает на самые малые и различные бывающие наших дел обстоятельства: того для приемлет и малое за великое, и простое и неискусственное за мудрое и искусственное.    Но если, скажешь, может учить и неученый, и получить учительскую мзду: убо бесполезно есть учение. – Напрасно Бог умудрил Соломона, напрасно премудрыми явил Апостолов; тщетно трудятся и те, кои изливают пот для приобретения премудрости? Талант премудрости, брате, есть небесный дар, который Бог вручает нам, да посредством его приобретаем все нужное и полезное в сей нашей жизни, и познаем истинное благочестие, и доставив пользу Церкви, братству, отечеству, приимем воздаяние вечного Царствия. Святой человек неученый не может таковых учинить дел, каковые может святой человек, просвещенный и ученый. Таковый излагает смысл Божественного Писания, таковый объясняет догматы веры, таковый возвещает действие Святых таин, отражает еретические злохуления, объясняет Божественные законы, обращает неверных, пишет нравственные наставления учения Иисус-Христова. Таковый пользует не токмо в сей жизни, но и по смерти, своими сочиненными книгами. Свидетелями сказанного суть, во первых, богопроповедники Апостолы, по сих Афинский Иерофей и Дионисий Ареопагит, Иустин Философ и Ириней Лугдунский, священномученик Киприан и Евстафий Антиохийский, Афанасий Александрийский и Василий, небоявленный Григорий, Кирилл, Амвросий, Златоустый, Епифаний и все, приявшие от Бога дар премудрости. Все сии что учинили, того не могли учинить ни простой Павел, ни великий Антоний, ни Савва освященный, ни Евфимий пустыноначальник, ниже другие, прославившиеся своими токмо добродетельными делами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3703...

В праздник Успения Пресвятой Богородицы опять соединяют свои хвалебные гласы оба знаменитые Церковные Песнописцы – св. Козьма Маиумский и св. Иоанн Дамаскин , для прославления блаженной кончины Богоматери. Смерть сама по себе есть скорбное событие; но кончина Той, которой вся жизнь была непрерывным рядом чудесь, от самаго Ея зачатия, также необыкновенна и непохожа на кончину других смертных; смерть Матери Божией поистине была блаженным Успением и Преставлением от земли на небо, и сопровождалась, как гласит предание 1 , многими чудесами, безпримерными и свойственными одной только Матери Бога-Слова. Посему св. Козьма, приступая к прославлению кончины Пресвятой Богородицы, торжественно взывает ко всем верующим: πανηγυριζτωσαν ο θερονες (да торжествуют богомудрые!), и с чувством искренней духовной радости изображает преславныя обстоятельства сего события. Из красноречивых уст его слышатся и умилительныя слова Богоматери, взывавшей к возлюбленному Сыну Своему о скорейшем и блаженнейшем преселении ея в обители небесныя, и любвеобильныя вещания самого Господа Иисуса Христа, нисшедшаго с Ангелами и Святыми взять пречистую душу Родившей Его по плоти и собственными руками отнести к Отцу Своему, и надгробныя песни св. Апостолов, нарочито и чудесно собранных в Сион с концев вселенной – почтить достойным погребением пречистое тело, которое впрочем и по смерти осталось нетленным и вскоре потом таинственным и неизъяснимым образом также преставлено было на небо. Св. Дамаскин, радостно подтверждая в своем каноне священныя предания о чудесах Успения, прибавляет, что при самом погребении Богородицы находился вместе с Апостолами Боговдохновенный муж и песнотворец (св. Иерофей, Епископ Афинский), и с восторгом превозносил святейшую Матерь 40;постасной Жизни, Которая и по преставлении от земли на небо не престает молитвами своими избавлять от смерти души наши 2 . Оба канона писаны прозою; но первый из них – св. Козьмы – расположен приспособительно к вышеозначенному изречению: πανηγυριζτωσαν ο θερονες, составляющему шестистопный ямбический стих и служащему для канона акростихом. Как в нем заключается всего 26 букв, так и всех тропарей с ирмосами в каноне – 26. Вторый же канон писан без акростиха и содержит в себе 28 песнопений, т. е. 8 ирмосов и 20 тропарей. По напеву своему первый из сих канонов принадлежит к 1-му, а последний к 4-му, – гласам, располагающим душу к торжественной радости и высокому духовному восторгу. 1-й канон на Успение Пресвятой Богородицы (Преп. Космы, еп. Маиумскаго) 2-й канон на Успение Пресвятыя Богородицы (Преп. Иоанна Дамаскина) Читать далее Источник: Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках, переведенные на русский язык ординарным профессором Санкт-Петербургской духовной академии Евграфом Ловягиным. - 3-е изд. - Санкт-Петербург : В Синод. тип., 1875. - IV, 242 с./Каноны на Успение Пресвятой Богородицы. 98-110 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Перевод: Миром благодати помазанный, преблаженный отче Ермолай, священником Бога Всевышнего ты стал и светлым проповедником благочестия, твердым мучеником и безвозмездным врачом для обращающихся к тебе. Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеления. Ермолаю, Ермиппу и Ермократу, иереям Никомидийским, глас 8 Троицы провозвестницы,/троице мучеников честная,/идольское нечестие обличившии/и тьмочисленнаго врага сокрушившии,/ныне, со Христом царствующе, молите,/священный Ермолае со Ермиппом и Ермократом славным,/яко да и наша враги победим/и приимем от Царя всех, Бога, вечный живот//и венец нетленный. Перевод: Троицы провозвестники, почтенная троица мучеников, идолопоклонство обличившие и многочисленных врагов сокрушившие, сейчас со Христом царствуя, молитесь, святые Ермолай с Ермиппом и славным Ермократом, о том, чтобы и мы победили наших врагов и получили от Царя всех, Бога, жизнь вечную и венец нетленный. Игнатию Богоносцу, глас 4 Апостольских нравов подpажателю/и престола их сонаследниче,/архиереев удобрение и мучеников славо, Богодухновенне,/на огнь, и меч, и звери дерзнул еси, веры pади/и, слово истины испpавляя,/до крове пострадал еси,/священномучениче Игнатие ,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. Перевод: Апостольских нравов подражатель и престола их сонаследник, архиереев украшение и мучеников слава, Богодухновенный, на огонь, и меч, и зверей решился ты, веры ради и, слово истины исполняя, до смерти пострадал ты, священномученик Игнатий, моли Христа Бога о спасении душ наших. Иерофею, еп. Афинскому, глас 4 Благости научився и трезвяся во всех/благою совестию священнолепно оболкся,/почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная/и, веру соблюд, равное течение совершил еси,/священномучениче Иерофее.//Моли Христа Бога спастися душам нашим. Перевод: Добродетели обученный и умеренный во всем, доброй совестью достойно священства облеченный, ты от Павла почерпнул – сосуда избранного – неизреченное и, веру сохранив, окончил равный с ним путь, священномученик Иерофей, ходатайствуй пред Христом Богом о спасении душ наших.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-vel...

Сконцентрированное, несколько затиснутое пространство разделяется как бы на две зоны, как реальность, разделенная на два пласта: видимый и умопостигаемый. В первом — апостолы, пришедшие проститься с умирающей Богородицей, во втором — явление Христа с душой Марии на руках в виде запеленатого младенца. Рядом с Христом два святителя — это Иаков Брат Господень и Иерофей Афинский (оба мученики, жившие в 1 веке). Первое, что бросается в глаза — странный темный, иссиня-черный цвет мандорлы, окружающей фигуру Христа. Мандорла — знак божественной славы, света, сияния, которое сопровождает Христа. Почему же Феофан пишет мандорлу темно-синей, почти черной? Обратимся вновь к исихастской традиции. Отцы-исихасты называют божественный свет — сверхсветлой тьмой, уча, что в глубине своей свет этот непроницаем так же, как и непознаваем Бог. Этот неприступный свет может восприниматься человеком как темнота. Свет ослепляет человека и встреча с ним многими подвижниками воспринималась как вхождение в мрак. Вспомним, что Павел на пути в Дамаск был ослеплен этим светом (Деян. 22.6-11). Об этом пишут св. Симеон Новый Богослов, Григорий Палама и другие мистики и богословы. На темном фоне мандорлы ярко выделяется фигура Христа в золотых одеждах и над Его головой огненный серафим ярко-красного цвета — здесь Феофан остается верен любви к экспрессивным приемам. Итак, на примере двух работ Феофана Грека — фресок церкви Спас-Преображения в Новгороде и иконы Богоматери Донской с Успением на обороте из Коломны — мы можем судить о художнике как о ярчайшем представителе искусства исихазма. Энергичная манера, яркие запоминающиеся образы, глубинные духовные прозрения и знание мистического созерцательного опыта — все это открывает нам личность самобытную, темпераментную, необычайно одаренную. Не таков Андрей Рублев — другой не менее яркий художник исихастского направления. Рублев представляет собой полную противоположность великому византийцу, хотя духовная почва, на которой они взросли, была практически единой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Сентябрь 2019 Следуют подписи духовенства, монахов, мирян: Архимандрит Максим (Каравас), игумен монастыря Св. Параскевы Милохори, Птолемаида; Архимандрит Хризостом (Пихос), игумен монастыря Животворящего Источника Ланговардас, Парос; Архимандрит Григорий (Хаджиниколау), игумен монастыря Святой Троицы, Ано Газеа, Волос; Архимандрит Хризостом, игумен монастыря преп. Никодима Пендалофу, Килкис; Архимандрит Григорий (Папасотириу), духовник пустыни св. Иоанна Предтечи в Метаморфоси, Халкидики; Архимандрит Афанасий (Анастасиу), бывший игумен монастыря Великих Метеор, Каламбака; Архимандрит Сарантос (Сарантис), приходской священник храма Успения Пресвятой Богородицы Амарусиу, Афины; Архимандрит Симеон (Георгиадис), монастырь Святой Троицы Ано Газеа, Волос; Архимандрит Амвросий (Гионис), монастырь Святой Троицы Ано Газеа, Волос; Архимандрит Лаврентий (Грациас), митрополия Флорины, Преспы и Эордеи, Флорина; Архимандрит Павел (Димитракопулос), Пирейская Митрополия, Пирей; Архимандрит Игнатий (Калаиндзопулос), монастырь Св. Параскеви Милохори, Птолемаида; Архимандрит Иерофей (Коконос), Флорина; Архимандрит Тимофей (Папаставру), проповедник Патрской митрополии; Архимандрит Никодим (Петропулос), приходской священник храма Апостола Павла в Патрах, Патры; Архимандрит Августин (Сьяррас), Свято-Троицкий монастырь Ано Газеа, Волос; Протопресвитер Георгий Металлинос, заслуженный профессор Афинского богословского факультета, Афины; Протопресвитер Феодор Зисис, заслуженный профессор Богословского факультета Салоник, Салоники; Протопресвитер Ангел Ангелакопулос, Пирей; Протопресвитер Фотий Визиниас, профессор математики, пенсионер, Салоники; Протопресвитер Николай Гавалас, храм Святых Апостолов Псалиди, Афины; Протопресвитер Анастасий Готцопулос, храм святителя Николая в Патрах, Патры; Протопресвитер Иоанн Димитропулос, храм Св. Антония Итеон, Патры; Протопресвитер Василий Кокколакис, Крестовоздвиженский храм Холаргос, Афины; Протопресвитер Николай Манолис, Салоники; Протопресвитер Антоний Буздекис, Свято-Никольский Храм в Никее, Афины;

http://patriarchia.ru/md/db/text/5499427...

Живя в Иерусалиме, Пресвятая Богородица пребывала в непрестанной молитве и часто посещала те места, которые особо были освящены Сыном и Богом Ее: Вифлеем, Елеон и в особенности места Его Страданий. И желала возможно скорее воссоединиться с Ним; о чем иногда и молилась со слезами. Однажды во время такой молитвы в Гефсимании явился Ей Архангел Гавриил за пятнадцать дней до смерти и известил Ее о близкой кончине; а за три дня до нее принес Ей райскую ветвь, которую потом нес перед гробом святой апостол Иоанн Богослов. Пред Своей кончиною Она молилась, чтобы еще раз увидеть и других святых апостолов, – что и сбылось. Потом Она дала повеление украсить дом и Ея одр, облагоухать их ладаном, просила возжечь много свечей; и приготовилась к смерти. Иаков, епископ Иерусалимский, оповестил всех о приближающемся конце Богородицы, и к Ней собралось множество народа в слезах. Но Она повелела им радоваться за Нее; а за них обещала молиться Сыну Своему, и не только за них, но и за весь мир. Две Свои ризы завещала двум нищим вдовицам, которые служили Ей с особо усердною любовью и получали от Нее на пропитание. Вдруг послышался шум, подобный грому; и на облаках со всей вселенной принесены были святые апостолы. Когда они вошли в дом, то увидели Богородицу, уже сидящей на одре. «Мир вам, братие, избранные от Господа!» – сказала Она. Апостолы сначала обрадовались и рассказали о чуде перенесения их; а потом стали плакать, скорбя об отшествии Ее. «Други и ученики Христовы! – сказала им Пречистая, – не плачьте и не смущайте Моей радости вашими сетованиями; ибо Я отхожу к Сыну и Богу Моему. Вы же тело Мое в Гефсимании предайте обычному погребению; и снова возвратитесь к благовестию». В это время прибыл и апостол Павел, а с ним и ученики его: Тимофей, Дионисий Ареопагит и Иерофей, епископ Афинский, и другие из учеников Христовых. Каждого из них Божия Матерь благословила, желая им вечного блаженства. 15 августа, в третий час дня, или в девять утра, вдруг воссиял чрезвычайный свет; и явился Сам Христос Господь с множеством Ангелов и со святыми. И совершенно безболезненно, как бы уснувши сладким сном, Пресвятая Богородица мирно почила и предала душу Свою в руки Сына Своего. Апостолы же украсили Ее святое тело и погребли в Гефсимании. По смотрению Божию, апостол Фома приспел в Гефсиманию лишь на третий день. Ему хотелось узреть Пречистую. Но когда апостолы отвалили для этого гроб, там не оказалось тела Ее: Божиим изволением оно, прежде всеобщего воскресения, было воскрешено и вознесено на небо. Но на вечерней трапезе Она явилась апостолам во славе и сказала им: «Радуйтея! Я с вами во все дни!»

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Предстоятель Элладской Православной Церкви совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга 28 мая 2012 г. 09:30 27 мая 2012 года, в неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним возглавил Божественную литургию в Исаакиевском соборе города на Неве. У храма Его Блаженство встречал губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко ; в память о посещении города он подарил высокому гостю книгу о северной столице. Предстоятеля Элладской Православной Церкви также приветствовал директор музея «Исаакиевский собор» Н.В. Буров, преподнесший Блаженнейшему Владыке букет цветов и панно с изображением собора. За богослужением Блаженнейшему Архиепископу Иерониму сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , митрополит Додонский Хризостом, митрополит Элассонский Василий, митрополит Керкирский и Паксосский Нектарий, митрополит Глифадский Павел, митрополит Эдесский, Пеллский и Альмопийский Иоиль, митрополит Фирский, Аморгосский и Нисонский Епифаний, митрополит Зихнийский и Неврокопийский Иерофей, митрополит Кифирский и Антикифирский Серафим, ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископ Подольский Тихон , епископ Выборгский Назарий , епископ Петергофский Маркелл , епископ Диавлийский Гавриил, епископ Христианупольский Прокопий, епископ Лодейнопольский Мстислав, духовенство Санкт-Петербургской епархии и члены греческой делегации в священном сане. За богослужением молились настоятельница Горненского монастыря в Иерусалиме игумения Георгия (Щукина), настоятельницы петербургских обителей, многочисленные прихожане и гости северной столицы. Присутствовали представители городских властей, а также генеральный консул Греции в Санкт-Петербурге Теодорос Бизакис. По окончании Литургии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир приветствовал Предстоятеля Элладской Церкви:

http://patriarchia.ru/db/text/2250347.ht...

Иерофей, еп. Афинский. (4 окт.) Иоанн Златоустый. (13 ноября). Киприан, еп. Карфагенский. (31 авг.) Кирилл. (Иерусалимский 18 марта, Александрийский 9 июня). Клим многострадальный. (Анкирский 23 янв., Римский 25 ноября). Мелетий Антиохийский. (12 февр.) Митрофан Цареградский. (4 июня). Михаил Синадский. (23 мая). Нектарий. Цареградскиии патриарх, преемник св. Григория Назианзина , предместник св. Иоанна Златоустог о, сконч. около 337 года. (Or. Chr. I. 213. Fabr. IX. 309. Act SS. oct. V. 609). Никифор Цареградский. (2 июля). Николай Мир Ликийских. (6 дек.) Нон, еп. Илиопольский в Сирии, ум. 471. (Чет. Минея 8 окт. в Житии св. Пелагии. Март. Р. 2 дек. Or. Chr. II. 901. Fabr. VIII. 602). Павел исповедник. (6 ноября). Палладий. Еп. Еленопольский, написавший для Лавса историю иноков египетских. сконч. около 430 года. (Or. Chr. I. 479. Fabr. X. 98). Памво (В рукописных греческих минеях, Павв и Пав. В Житии св. Епифания, 12 мая, упоминается епископ «именем Панний, муж свят и прозорлив», который имел 58 лет в епископстве, и страдать за Христа сподобился. Or. Chr. II. 1068. В греч. тексте он называется Павв. Памво, егип. пустынник, 18 июля). Петр Александрийский. (25 ноября). Поликарп Смирнский. (23 февр.) Прокл Цареградский. (20 ноября). Софроний Иерусалимский. (11 марта). Спиридон Тримифунтский. (12 дек.) Тарасий Цареградскиии. (25 февр.) Федим Амасийский, рукоположивший в епископа св. Григория Чудотворца , жил в 3 веке. (Чет. Минея в Житии св. Григория Неокесарийского , 17 ноября. Or. Chr. I. 523). Флавиан Цареградскиии. (18 февр.) Ювеналий Иерусалимский. (2 июля). Феодор, защитник икон. (27 дек.) Феофан, брат его. (11 окт.) Неделя сыропустная. Воспоминается изгнание Адамово из рая. Первая суббота великого поста. Воспоминается чудо коливы, бывшее от св. великомученика Феодора Тирона при Иулиане. Отступник приказал подменить продаваемые, обыкновенно, на торжище брашна идоложертвенные, с намерением осквернить ими христиан. Св. Феодор, явясь архиеп. Евдоксию, открыл ему сие коварство Иулиана, и повелел верующим пропитаться до времени вареной пшеницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010