5 . С любовью к Писанию соединялось у христиан и высокое благоговение к нему, которое выражалось в обычаях, употреблявшихся при чтении его. Тот, кто брал святую книгу, умывал прежде руки. Собравшиеся слушать мужчины, если были с покрытою головою, то в знак почтения к слову Божию обнажали ее, а женщины, если были не покрыты, брали покров. Так любили христиане Писание, так благоговели пред ним. 6 . Вот и еще несколько примеров любви к слову Божию. 7 . О св. Мелании замечено, что она сама списывала священные книги и так прилежно, и много читала их, что зрение притуплялось; когда же сама не могла читать, то заставляла других читать, и слушала. У нее было положено за правило: каждый год три раза прочитывать весь Ветхий и Новый Завет («Четьи-Минеи», 31 декабря). 8 . Св. Евил всегда носил с собою Святое Евангелие и прочитывал из него людям чудеса Христовы, убеждая и утверждая их в вере во Христа («Четьи-Минеи», 11 августа). 9 . Уважение к Св. Писанию было так велико, что заменить одно слово другим считалось преступлением. Однажды братия просила епископа Трифиллия, мужа искусного в книжной мудрости, сказать в церкви поучение к народу. В проповеди своей ему случилось привести слова Иисуса Христа, сказанный расслабленному: восстани, возьми одр твой… Трифиллий слово «одр» заменил словом «ложе» и сказал: восстани, возьми ложе... Св. Спиридон, бывший тут, услышав эту перемену, встал со своего места и сказал ему вслух всех: «Ужели ты думаешь быть лучше Того, Который сказал „одр“, и стыдишься произнести это слово?» Сказав это, он не стал более слушать его и вышел из церкви («Четьи-Минеи», 13 июня). 10 . Св. Евила заставляли мучители выдать священные книги, чтобы сжечь их. «Я охотно готов умереть, – отвечал он, – но не выдам их». Язычники нашли книгу Св. Евангелия, привязали ее на шею его и отсекли голову («Четьи-Минеи», 11 августа). Опасно предаваться чтению исключительно светских книг Преподобный Иероним Стридонский (IV в.), страстный любитель языческих писаний, во время болезни услышал грозное обличение своей страсти. «Мне казалось, что привели меня на суд, – писал Иероним. Спрошенный о моей вере, отвечал я, что я христианин. Но занимавший первое место говорил: «Ты лжешь: ты – цицеронианец (почитатель Цицерона, латинского писателя), а не христианин: где сокровище твое, там и сердце твое!» Потрясенный до глубины души, Иероним решился любить только духовные книги и удалился в дикую сирскую пустыню Холкис. Здесь и место дикое, и воля твердая подвергли его суровым подвигам. Он выдержал жестокую борьбу с пылким организмом своим и находил покой, какого не видал в роскошной римской жизни. Чтобы умерить пылкое воображение свое, он, будучи уже 44 лет, стал изучать еврейский язык у одного иудея-христианина (из кн. «Историческое учение об отцах церкви» Филарета, архиепископа черниговского и нежинского, т. 2, Спб. 1882 г., стр. 261).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

г) «Невозможно ни называться, ни на самом деле быть уже исповедником тому, кто отвергся церкви Божией» (т. 1, п. 42. стр. 147). д) «Блаженный апостол Иоанн... всех отступивших от церкви и действующих против церкви, называл антихристами... Если она ( церковь ) есть единственный кладезь воды живой, находящийся внутри, то поставленный вне не может освящаться в оживляться от той воды, все употребление и питие которой уступлено находящимся внутри» (т. I, п. 62, стр. 311–312). III. Блаженный Иероним Стридонский (Творения его. Киев, 1879–1903 г.г.). а) Следует твердо держаться той церкви, которая, будучи основана апостолами, продолжает свое существование до настоящего дня. Услышишь где-нибудь о таких, которые, считая себя Христовыми, приняли имя не от Господа Иисуса Христа, а от кого-либо другого, как напр. о Маркионитах, Валентинианах, Монтенсах или Кампитах, знай, что то не церковь Христова, а синагога антихриста» (ч. 4, стр. 92). б) «Кто отступил от церкви, тот немедленно умрет от язвы» (ч. X, стр. 74). в) «Кто находится на поле и на равнине, вне пределов града Господа, означающего церковь , тот поражается мечем противника» (ч. X, стр. 88). IV. Блаженный Августин : а) «У них (еретиков донатистов) благодать крещения является лишь тогда, когда они возвращаются к церкви». (См. «Раскол Донатистов» стр. 123). б) «Вне церкви можно иметь все, только не спасение. Вне церкви можно иметь духовный сан, таинства, аллилуйя и аминь (литургию), Евангелие, веру и проповедь во имя Триединого Бога, но спасение можно обрести только в кафолической церкви» (там же стр. 265). V. Св. Иоанн Златоуст : «Пребывай в церкви и не будешь предан церковью. Если же ты убежишь из церкви, то церковь невиновна. Если бы ты был в ней, волк не вошел бы; а если выйдешь из нее, то будешь схвачен зверем, и это – не от ограды, но от твоего малодушия» (Полн. собр. твор. его в рус. пер., т. 3, стр. 409–410. СПб, 1896–1906 гг.). VI. Св. Василий Великий : «Хотя начало отделения было в следствие раскола, но отступившие от церкви не имели уже на себе благодати Св. Духа, так как преподаяние оной оскудело по пресечении преемства, и хотя первые отделившиеся имели рукоположение от отцов, и чрез возложение рук их получили духовное дарование; но отторгнувшиеся, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не в состоянии были передавать другим благодать Св. Духа, от которой сами отпали» (Твор. его в перев. Моск. дух. акад. т. 7, стр. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

ИГНАТИЙ (Оксенович-Старушич; † 1651 (?)), еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, д-р богословия, писатель ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ (ок. 347- 419/20), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви, блж. , прп. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.) ИЛАРИОН (Троицкий Владимир Алексеевич; 1886-1929), архиеп. Верейский, духовный писатель, богослов, сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе Московских святых, Соборе С.-Петербургских святых, Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 1865 - 1931), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИОАНН (Максимович Михаил Борисович; 1896-1966), архиеп. Западноамериканский и Сан-Францисский, Шанхайский Русской Православной Церкви за границей, свт. (пам. 19 июня и 29 сент.) ИОАНН (Михэлцан; 1927-2008), еп. Орадский, Бихорский и Сэлажский (Румынская Православная Церковь), преподаватель, миссионер, теолог ИОАНН (Соколов Владимир Сергеевич; 1818-1869), еп. Смоленский и Дорогобужский (с 1866), богослов, канонист ИОАНН (Таричисдзе) (XII в.), груз. философ, переводчик, представитель гелатской богословско-лит. школы и течения эллинофильство ИОАНН XI ВЕКК (30-е гг. XIII в. - 1297), патриарх К-польский (26 мая 1275 - 26 дек. 1282), богослов, один из лидеров движения за унию с Римско-католической Церковью в Византии ИОАНН БАЗЕЛЬСКИЙ [Иоанн Хильталинген] († 1392), средневек. богослов и проповедник, генерал ордена августинцев-еремитов (1379-1389), епископ г. Ломбес (c 1389) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/122392_4.html

Кто первым вступил в монастырь, тот первым садится, первым встает, первым поет псалом, первый протягивает руку за столом, прежде других причащается в церкви. Внимание у них обращается не на возраст, а на образ жизни. В кельях они не имеют ничего, кроме псиатия 3 , двух либитонариев (это род одежды египетских монахов, не имеющей рукавов) и одного, уже изношенного, для спанья или работы; имеют они также по льняному покрывалу, по два клобука, козью кожу, которую называют милотью, льняной пояс, башмаки, да посох – спутника в дороге. Больные пользуются чрезвычайным уходом и пищей, приготовленной в полном изобилии; здоровые же, отличаются способностью к большому воздержанию. Два раза в неделю, в четвертый и шестой день после субботы, все постятся, исключая время Пасхи и Пятидесятницы. В другие дни желающие едят после полудня; в ужин также полагается трапеза для рабочих, стариков и детей, и по причине слишком большой жары. Есть такие, которые два раза едят понемногу, а другие довольствуются, раз принятой в обед или ужин пищей. Некоторые выходят, съевши немного хлеба. Едят все вместе. Кто не захочет идти на трапезу, получает в свою келью только хлеб, воду и соль, на день или на два, как пожелает. Братья, занимающиеся одним и тем же ремеслом, живут в одном доме и под ведением одного настоятеля; например, ткущие полотно, живут вместе; приготовляющие рогожи, составляют особую семью; швецы, мастера, делающие повозки, валяльщики сукна, башмачники, каждые порознь управляются своими настоятелями. По-прошествии недели, все представляют настоятелю монастыря отчёты о своей работе. Во главе всех монастырей стоит один главный начальник. Он живет в монастыре. В дни Пасхи, исключая самых необходимых в монастыре людей, к нему собираются все, так что страсти Господни празднуют вместе до пятидесяти тысяч человек. В месяце, называемом месор, то есть в августе, празднуется наподобие юбилея день отпущения; причем, грехи отпускаются всем, и имевшие какую-либо вражду, примиряются между собою; в то же время назначаются для монастырей игумены, экономы, настоятели, слуги, насколько требует этого необходимость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

- Как вам удалось воодушевить столько людей? Как вообще объяснить современному человеку, почему так важно сегодня  вспомнить о святых неразделенной Церкви, и не просто вспомнить, но увидеть их иконописные изображения? - Церковь за две тысячи лет прославила великий сонм святых, только в Русской Православной Церкви их около пяти тысяч. Есть немало святых, имеющих поистине вселенское почитание. Но святые неразделенной Церкви занимают в этом сонме, как мне кажется, особое место, потому что они жили до раскола, до Великой схизмы, они несут дух вселенского христианства. И хотя христианский мир и тогда не был духовно сплочен, эти святые — свидетели единства, пусть хрупкого, но такого важного, такого ценного, заповеданного самим Господом в первосвященнической молитве «Да будут все едино» (Ин.17,21). И это хорошо ощущается сегодня, когда христианский мир сужается под натиском разных сил, часто к нему враждебных. Св. Вальтруда (иконописец Светлана Ржаницына) В последние годы (а русские в Европе это ощутили еще в период первой эмиграции) заметно возрастание интереса к святым неразделенной Церкви. И это не просто интерес, но духовный запрос, вызванный желанием прикоснуться к древним корням христианской Европы. Отзываясь на этот запрос, в начале 2017 года Русская Православная Церковь включила более полутора десятков западных святых в свои святцы. И готовятся еще новые списки. Конечно, в православном месяцеслове и до этого было немало западных святых, хотя этот факт многие упускают из вида. Прежде всего, это мученики первых веков, среди них Папы-мученики — Климент, Мартин и другие, воины, девы, апологеты, крестители народов, например, св. Бонифаций, богословы — Блаженный Августин, Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский и другие, основатели монашества, например, св. Бенедикт Нурсийский и т.д. Но даже тех святых, кто не удостоился включения в русские святцы, православные могут почитать беспрепятственно, потому что эти святые жили до раскола 1054 г., до эпохи догматически и канонических разногласий, которые так мешают христианам понять друг друга и, что важнее, с точки зрения Евангелия, друг друга любить. Древние святые помогают христианам почувствовать единство Церкви.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Итал. исследователь А. Соджин утверждает, что у истоков И. ВЗ лежат «Богословско-политический трактат» Б. Спинозы и «Критическая история Ветхого Завета» Р. Симона ( Soggin. 1987. P. 6). Нем. автор О. Айсфельдт во «Введении в Ветхий Завет» в качестве 1-й работы по этой теме называет «Введение в Ветхий Завет» И. Г. Эйхгорна ( Eissfeldt. 1976. P. 3); в этой работе впервые на нем. языке была изложена документарная гипотеза Ж. Астрюка . История немецкоязычных введений в НЗ началась с книги И. Д. Михаэлиса ( Michaelis J. D. Einleitung in die göttlichen Schriften des Neuen Bundes. Gött., 1750, 17884). Предыстория. Докритическая эпоха И. в совр. понимании этого раздела библеистики была неизвестна в эпоху христ. древности и в средние века. Однако ряд элементов этой науки, в частности историко-критического подхода, встречался уже в ранней иудейской и христ. лит-рах. Вопросы о происхождении, статусе и значении текстов ВЗ содержат труды ранних иудейских авторов Филона Александрийского и Иосифа Флавия . Происхождение отдельных книг НЗ обсуждалось уже в связи с началом процесса создания канонического сборника во II в. Древнейшим памятником, содержащим исагогическую информацию НЗ, можно считать Муратори канон , который датируют ок. 200 г. (в последнее время - нач. IV в.; эта гипотеза, однако, не получила широкого распространения). В каноне Муратори не только перечисляются канонические книги, но и приводятся краткие сведения об авторах, о содержании и подлинности текстов. Ко 2-й пол. II в. относятся также т. н. Прологи Маркиона к признаваемым Маркионом 10 Посланиям ап. Павла, а также антимаркионитские прологи к 4 Евангелиям (из них сохр. только 3: на Евангелия от Марка, от Луки и от Иоанна) и к Посланиям ап. Павла. Позже появилось много аналогичных прологов. Блж. Иероним Стридонский. Роспись ц. Всех святых во Флоренции. 1480 г. Худож. Д. Гирландайо Блж. Иероним Стридонский. Роспись ц. Всех святых во Флоренции. 1480 г. Худож. Д. Гирландайо Отдельные исагогические вопросы рассмотрены в произведениях ранних церковных писателей и отцов Церкви ( Папия Иерапольского, сщмч. Иринея Лионского, Тертуллиана , Климента Александрийского , Оригена , Евсевия Кесарийского, блж. Иеронима Стридонского, блж. Августина , Руфина Аквилейского и др.).

http://pravenc.ru/text/674796.html

В качествеве эпитета к именам апостолов, написавших канонические Евангелия, слово «Е.» в христианской лит-ре начинает употребляться с рубежа II и III вв. Сщмч. Ипполит Римский (De Christ. et Antichrist. 56) называет евангелиста Луку, Тертуллиан ( Tertull. Adv. Prax. 21, 23) и Дионисий Александрийский ( Euseb. Hist. eccl. VII 25. 8) - Иоанна. В нек-рых литургико-канонических памятниках словом «Е.», по-видимому, обозначается особая должность церковного чтеца. Так, в Дидаскалии апостолов (III в.) в описании необходимых для кандидата в чтецы качеств говориться, в частности, что он должен «понимать, что исполняет служение евангелиста» (  - Didasc. Apost. 3. 6). В совр. практике правосл. Церкви слово «евангелист» в этом значении употребляется в тексте Литургии свт. Иоанна Златоуста в обращении диакона к служащему иерею перед чтением Евангелия: «благослови, владыко, благовестителя (εαγγελιστν)…» Св. Иоанн Креститель и евангелисты. Передняя панель трона архиеп. Максимиана. 546-556 гг. (Архиепископский музей, Равенна) Св. Иоанн Креститель и евангелисты. Передняя панель трона архиеп. Максимиана. 546-556 гг. (Архиепископский музей, Равенна) С кон. II в. для характеристики особенностей канонических Евангелий начинают использоваться образы 4 небесных существ, известные по Книге проророка Иезекииля (Иез 1. 4-14) и Откровению Иоанна Богослова (Откр 4. 6-8). Впервые эта символика появилась у сщмч. Иринея Лионского. Доказывая, что единство Евангелий не нарушается различиями между ними, он говорит о них как о едином Евангелии, данном христианам в 4 видах, и сопоставляет Евангелие от Иоанна со львом, символизирующим «действенность, господство и царскую власть» Сына Божия, Евангелие от Луки - с тельцом, поскольку оно означает «священнодейственное и священническое достоинство» Слова, Евангелие от Матфея - с человеком, т. к. оно «изображает Его явление как человека», а Евангелие от Марка - с орлом, как указывающее «на дар Духа, носящегося над Церковью» ( Iren. Adv. haer. III 11. 8). В последующей традиции использование этой символики продолжалось, но конкретные образы, символизирующие то или иное Евангелие, нек-рое время не были постоянными. Наименее устойчивой была символика Евангелия от Марка: блж. Августин сопоставлял его, с человеком ( Aug. De cons. Evang. I 6. 9), свт. Амвросий Медиоланский и блж. Иероним Стридонский - со львом ( Ambros. Mediol. De instit. virgin. 114; Idem. De Abr. II 54; Hieron. In Ezech. I 1; Idem. In Matth. Prol.). Символика, предложенная блж. Иеронимом, в к-рой орел соответствует Евангелию от Иоанна (по причине «недостижимой высоты богословия» пролога), лев - Евангелию от Марка (начинающемуся словами о «гласе вопиющего в пустыне»), телец - Евангелию от Луки (начинающемуся рассказом о жертвоприношении Захарии), а человек - Евангелию от Матфея (показавшему генеалогию Спасителя по человечеству), преобладает в дальнейшей традиции.

http://pravenc.ru/text/180937.html

О мученической кончине К. сообщается в дополнениях блж. Иеронима Стридонского к «Хронике» Евсевия Кесарийского (ок. 380): «Сисцийский епископ Квирин со славой был убит ради Христа. Привязав к шее ручной жернов, его сбросили с моста в реку. Он долго плавал и беседовал со смотрящими, чтобы они не устрашились его примера. Затем он помолился, чтобы утонуть, и немедленно достиг желаемого». К. посвящен 7-й гимн Пруденция в сб. «О венцах мучеников» (не позднее 404) - «Гимн в честь мученика Квирина, епископа Сисцийской Церкви» ( Prudent. Perist. 7). Содержание гимна в целом соответствует сведениям из Мученичества К. и сообщения блж. Иеронима, кроме датировки: согласно Пруденцию, К. пострадал в правление имп. Галерия (293-311). Церковь св. Квирина в Юршичах (Хорватия). XVI в. Церковь св. Квирина в Юршичах (Хорватия). XVI в. В исследовании агиографического предания о К. основные проблемы связаны с датировкой гибели мученика и составления его Мученичества, а также с вопросом о соотношении различных версий легенды. Согласно Мученичеству, епископ пострадал при императорах Диоклетиане и Максимиане (между 303 и 305), тогда как Пруденций относит гибель епископа к правлению в Иллирике августа Галерия (между 303 и 311). Свидетельство блж. Иеронима противоречиво: согласно «Хронике», К. был казнен в 271-ю олимпиаду, в 5-й год великого гонения (308), но о его мученичестве упоминается между сообщениями о гибели Максимиана Геркулия (310) и о смерти Галерия (весна 311). Высказывалось мнение, что блж. Иероним не знал, когда именно пострадал К., и поместил сообщение о его кончине под условной датой ( Barnes T. D. Early Christian Hagiography and the Roman Historian//Christian Martyrdom in Late Antiquity: History and Discourse, Tradition and Religious Identity/Ed. P. Gemeinhardt, J. Leemans. B., 2012. P. 26). Многие ученые, следуя за агиографической традицией, относили гибель К. к началу великого гонения на христиан (303 или 304 - Ritig. 1912. S. 264-265). На основе анализа ряда Мученичеств была сделана попытка восстановить хронологию гонений на христиан в обл. Иллирик. Согласно этим исследованиям, казни христиан начались весной 303 (или 304) г. в Сирмии (ныне Сремска-Митровица, Сербия) и Сингидуне (ныне Белград), затем в др. городах. Т. о., К. был казнен скорее всего 4 июня 303 г. ( M ó csy. 1974. P. 327-328) или 304 г. ( Brato . 2004). Однако Ж. Зейер склонялся к признанию верности датировки, предложенной блж. Иеронимом, отмечая, что казнь К. могла состояться лишь до передачи власти над Иллириком августу Лицинию (нояб. 308; по Зейеру - 307) ( Zeiller. 1967. P. 71-72).

http://pravenc.ru/text/1684071.html

В свое время, в борьбе с донатистами, манихеями и пелагианами, особенно много, потрудился блаженный Августин : он оставил против первых до 10 особых сочинений, против вторых – до 14, опровергая манихейство, тем с большею ревностью и успехом, что некоторое время сам держался его заблуждений, против третьих – до 14 сочинений. Но, в споре с Пелагием, Августин сам, несколько, уклонился от истины Православия, когда без меры преувеличил повреждение и бессилие человеческой природы в делании добра, усилил воздействие благодати Божией на человека в ущерб его свободной воле (непреодолимая благодать) и допустил, едва ли, не безусловное предопределение одних к вечному блаженству, других – к вечному мучению. (Следует отметить, что этого недостатка сумел избежать его славный современник и сотрудник в обличении тех же пелагиан, пресвитер и подвижник, блаженный Иероним Стридонский (в Далмации ум. 420 г.), сочинения которого переведены и изданы в 9-ти томах в «Трудах Киевской Духовной Академии»). Если, впоследствии, пелагианское начало отразилось на римско-католической системе, то противоположное ему начало (так называемый, августинизм), со всеми своими крайними выводами, пронизало учение протестантов и, особенно, реформатов. Тем не менее, блаженный Августин , епископ Иппонский (в Нумидии, ум. 430 г.), был одним из знаменитейших архипастырей, богатейших по наследию писателей и, назидательнейших проповедников Западной Церкви. Удивительным образом совмещая в себе глубокое, живое и обильное чувство, и самый утонченный и логический рассудок, он создал собственную, самостоятельную систему латинского богословия, дав ему в своих писаниях направление и твердую опору, на многие последующие века. Вообще, блаженный Августин имел огромное влияние на умственное развитие Запада. Из его сочинений, особенно замечательна «Христианская наука» (в 4-х книгах), первый и прекрасный опыт священной герменевтики и, вместе, церковной гомилетики, изданная в русском переводе в Киеве еще в 1835 г. О ереси Нестория

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

                     -Это ужас, батюшка. В кафе часто встречаются компании по шесть – восемь человек. Буквально, сидят, только встретились и каждый удаляется в свой смартфон…                      -Мне кажется, что они друг с другом общаются. Вот напротив сидят и друг с другом, общаются посредством смартфона. Вот именно так. Они уже разучились общаться непосредственно.                    -Ужас просто.                    -И у нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.                     -Батюшка, вот я когда прочитала Библию, и на меня сильное впечатление произвела история, которая описывается в последних главах книги Судей. Конец 19 главы. Путаница какая-то в голове…                       -Вы знаете, чтобы не было в голове путаницы, никогда не читайте Библию без соответствующих комментариев. Собственно говоря, есть категория лиц, которым опасно читать библию. Об этом говорится во втором послании Петра(2 Пет. 3, 15-16). И помните, что терпение Господа нашего означает спасение, как и писал вам наш возлюбленный брат Павел в мудрости своей, дарованной Богом. В этом письме, как и во всех остальных, он говорит об этом. В этих письмах есть некоторые вещи, которые трудно понять и которые невежественные и нестойкие извращают, как извращают они и другие Писания, навлекая этим на себя погибель. То есть сама Библия предупреждает нас, что есть категория лиц: невежды и неутвержденные, которые искажают Писание. Таким образом, самый хороший выход из этой сложной ситуации, с другой стороны  - мы обязаны изучать Писание. Надо изучать Писание - сказано: занимаясь тем самым постоянно, тогда ты спасешь и себя и слушающих тебя. Мы должны читать Писание под руководством святых отцов. Самые доступные комментарии это православная «Толковая Библия» Лопухина. Так она называется. Она издана была неоднократно. Есть в трех томах, есть в двенадцати томах. И вот это такие короткие доступные комментарии. А кто хочет более углубленно изучать Писание - то есть издательство, которое выпускает святоотеческие комментарии к священному Писанию. Там у них будет где-то около тридцати томов. И есть комментарии святых отцов. Златоуста, блаженного Августина. Очень обширные комментарии на Библию  - это блаженный Иероним Стридонский.

http://radonezh.ru/text/pochemu-cherez-s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010