Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Алим Маккавей, мч. - житие Памяти семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя их Елезара. Жили они в середине второго века до Рождества Христова. Царь сирийский Антиох 4 Епифан: 176-164, завладев Иудеей и Иерусалимом, разграбил Иерусалимский храм: 1 Мак 20-33. Осквернив оный, царь поставил в нем статую языческаго бога Зевса, к поклонению которому принуждал иудеев. Многие иудеи отпали тогда от Истиннаго Бога. Были и такие, которые продолжали верить в грядущее пришествие Спасителя. Жив был еще старец Елезар, з 72 переводчиков Ветхаго Завета на греческий язык: 3.2. Он отказался вкусить пищу запрещенную законом Моисеевым, был судим, пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Ученики его, семь братьев Маккавеев и мать их Соломония проявили такое же мужество. Имена их сохранились: Авим, Антонин, Гурий, Елезар, Евсевон, Алим, и Маркелл. Они отказались принести жертву языческим богам и были судимы самим царем в городе Антиохии, в Сирии. На глазах их матери, им по очереди отрубили руки, ноги, вырезали языки, содрали с них кожу, затем жгли на сковородах. Желая пострадать за истину, братья ревновали друг другу. Младшему из них было три года. Боголюбивая Соломония всех своих детей воодушевляла к подвигу. После кончины сыновей, в 166 году, преставилась и она. Историк Иосиф Флавий: 21.11. сообщает, что она подверглась истязаниям, затем была брошена в котел с кипящим маслом, в котором скончалась с молитвой на устах. Подвиг братьев воодушевил Иуду Маккавея. Поднялось возстание против царя Антиоха Епифана, которое к 135 году увенчалось успехом. Иерусалимский храм был очищен от идолов. О событиях повествуется во 2-й книге Маккавейской, написанной на греческом языке, во 2-м веке до Рождества Христова. О мучениках Маккавеевых писали Киприан Карфагенский: 31.3., Григорий Назианзин: 1.1., Григорий Богослов: 25.1., Амвросий Медиоланский: 7.12., Иоанн Златоуст: 14.9., Иероним Стридонский: 15.6., Блаженный Августин: 15.6. и другие. „...они достойны, чтобы все их чествовали, потому что терпели за отеческие законы. Сделавшись мучениками прежде Христовых страданий, чего не совершили бы они, подвергшись гонению после Христа и став подражателями Его...? есть ... учение... по которому из достигавших совершенства прежде пришествия Христова, никто не достигал сего без веры во Христа. Ибо Слово, хотя ясно открылось уже впоследствии, в определенное время, однако же умам чистым было ведомо и прежде, как показывают многие прославленные до Христа " : Творения Григория Богослова, т.2. Императрица Елена перенесла мощи братьев Маккавеев в Константинополь: 21.5. В правление императора Валентиниана 3: 423-455, супруга его Евдокия перенесла мощи братьев Маккавеев в Рим.

http://pravicon.com/info-1721

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ Нагорная проповедь. Роспись ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль. 1694–1695 гг. Нагорная проповедь. Роспись ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль. 1694–1695 гг. речь Иисуса Христа в Евангелии от Матфея (Мф 5. 3 - 7. 27), произнесенная на горе перед учениками и народом; посвящена теме праведности , исполнения закона Моисеева и наследования человеком Царства Небесного. Традиц. наименование «Нагорная проповедь» восходит к комментарию на Мф 5-7 блж. Августина Аврелия , еп. Гиппонского (De Sermone Domini in Monte) ( Aug. Domin. in Mont. 1. 1). Материалам Н. п. имеются многочисленные параллели в Евангелии от Луки, расположенные в иной последовательности и местами отличающиеся в формулировке, в особенности - в проповеди Иисуса «на ровном месте» (Лк 6. 17, 20-49), или Равнинной речи (далее: Рр), к-рая подобна по структуре, но существенно короче Н. п. Контекст Н. п. является первой из 5 больших речей Иисуса (Мф 5-7; 10; 13; 18; 24-25), к-рые, чередуясь с повествовательными материалами, составляют основные элементы композиции Евангелия от Матфея (см. в ст. Матфей , евангелист). Н. п. относится к большому тематическому разделу, посвященному началу служения Иисуса и Его вести (Мф 4. 13 - 11. 1). Она предваряется общей характеристикой деятельности Иисуса (Мф 4. 23-25; краткое представление Его вести - ст. 17, призвание учеников - стихи 18-22, рассказы об исцелениях и экзорцизмах - стихи 23-25), за ней следуют повествования о деяниях Иисуса (Мф 8-9) и об отправлении учеников на проповедь (Мф 10). Жанр Отцы Церкви, имевшие, как правило, риторическое образование (свт. Иоанн Златоуст, блж. Августин, блж. Иероним Стридонский), видели в Н. п. целостную «речь», «проповедь» (лат. sermo). Н. п. воспринималась как записанная проповедь Самого Иисуса до появления в сер. XIX в. теории 2 источников (см. в статьях Библеистика , Евангелие ), согласно к-рой общее для Евангелий от Матфея и от Луки содержание «двойной традиции», к к-рой относится 63 из 107 стихов Н. п., восходит к гипотетическому источнику Q, переработанному евангелистами. К кон. XIX в. сложился научный консенсус, согласно к-рому Евангелие от Луки лучше отражает изначальный порядок материалов в Q, а евангелист Матфей группирует их по тематическому принципу (см. в статьях Лука , евангелист; Матфей , евангелист).

http://pravenc.ru/text/2564590.html

Проверьте себя: тест-вопросы из экзамена по истории Церкви в МГУ Несколько тест-вопросов из программы экзамена по истории Церкви в МГУ в 1993-94 уч. году 30 января, 2012 Несколько тест-вопросов из программы экзамена по истории Церкви в МГУ в 1993-94 уч. году I. Подчеркните правильное 1. Вардесан был: а) апостолом из 72; б) великим древнесирийским христианским поэтом; в) основателем персидской церкви. 2. До обращения в христианство св. Павел был: а) саддукеем; б) фарисеем; в) эвионитом. 3. Греческое слово «гнозис» переводится на русский: а) ум; б) слово; в) знание. 4. Юлиан Отступник стремился восторжествовать над христианством путем: а) беспощадного гонения на христиан; б) открытой поддержки арианства; в) создания единого языческого культа. 5. Св. Константин: а) провозгласил религиозную веротерпимость; б) сделал христианство официальной религией Римской империи; в) запретил языческие культы. 6. Самым плодотворным переводчиком среди латинских отцов Церкви был: а) бл. Августин Иппонийский; б) св. Иларий Пиктавийский; в) бл. Иероним Стридонский. 7. Свв. Кирилл и Мефодий были призваны для миссионерской деятельности: а) в Болгарию; б) в Моравию; в) на Русь; г) все из перечисленного; д) ничего из перечисленного. 8. Прозвище Константина V «Копроним» переводится на русский как: а) Благоуханный; б) Мудрый; в) Пьяница; г) все; д) ничего. 9. Согласно законам ислама, христиане, проживающие в мусульманских государствах: а) подлежали уничтожению; б) могли существовать, только если они будут исполнять все законы шариата; в) могли исповедовать свою веру, но лишались ряда гражданских прав. II. Выберите название народа и впишите его рядом с именем его крестителя 1. Св. Патрик крестил… 2. Св. Нино (св. Нина) крестила… 3. Св. Григорий Просветитель крестил… 4. Св. Фрументий (Абба Салама) крестил… 5. Ульфила (Вульфила) крестил… 6. Король Хлодвиг (Кловис) крестил… (Персы, франки, славяне, готы, эфиопы, армяне, англы, ирландцы, саксы, грузины, индусы, сирийцы, алеуты, украинцы). III. Что такое:

http://pravmir.ru/proverte-sebya-test-vo...

Разделы портала «Азбука веры» Блаженный (греч. μακριος, макариос — счастливый, благоденствующий, блаженный) — 1) святой , прославившийся подвигом юродства Христа ради; 2) наименование, прилагаемое к некоторым святым, не связанное с подвигом юродства (блаженный Иероним, блаженный Феодорит Кирский и др.); 3) прилагательное, дополняющее титул глав некоторых Поместных Церквей  и митрополитов. 4) человек, ведущий праведную жизнь перед Богом ( Пс.1:1 ); В современной православной церковной терминологии «блаженный» – титул глав некоторых Церквей: патриархов, архиепископов (в греческой традиции, в отличие от русской, архиепископ по рангу выше митрополита) и митрополитов. Например: Феофил, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины; Христодул, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады; Савва, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши. Блаженный (лат. beatus) – принятое в русском обиходе именование святых Церкви, в тех случаях, когда почитание им установилось до отпадения католицизма от Православия (1054 г.) и они включены в православные святцы ( Блаженный Августин , еп. Иппонийский, †430; преподобный Иероним Блаженный, Стридонский, † 420, – их память 15(28) июня. У самих католиков термин «блаженный» прилагается к святому на первом этапе его канонизации. В древности блаженными также именовали святых, «угодивших Богу втайне» (например, Блаженный Никита Царьградский, XII в., память 9 ⁄ 22 сентября), и тех, чья святость подтверждена преимущественно свидетельством других людей. В Древней Руси «блаженными» стали называть святых из разряда юродивых  (Блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец, †1557, память 2(15) августа; Блаженная Ксения Петербургская, † в начале XIX в., память 24 января/6 февраля). Кроме того, в церковных молитвах блаженными именуются также усопшие государи и высшие духовные лица. Цитаты о блаженных «Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьём духе нет лукавства». Пс.31:2 «Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!». Пс.33:9 «Блажен человек, который не погрешал устами своими и не уязвлен был печалью греха». Сир.14:1 «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем». Пс.118:1 «Прежде смерти не называй никого блаженным; человек познается в детях своих». Сир.11:28 Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/blazhennyj

Библиография Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское Общество, 2000. Толковая Библия, или комментарий на все Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Издание преемников А.П. Лопухина . Репринт Стокгольм: Издание Института Перевода Библии, 1987. Святое Евангелие с толкованием блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. М.: «Ковчег», 2002. Апостол с толкованием блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. М.: «Ковчег», 2002. Каноны, или Книга Правил, Святых Апостолов, Святых Соборов, Вселенских и Поместных, и Святых Отцов на русском языке. СПб.: «Общество святителя Василия Великого », 2000. Августин Блаженный , епископ Иппонский. Творения. Андрей, архиепископ Кесарийский. «Толкование на Апокалипсис». «Добротолюбие». Наставление святого Антония Великого . Иероним Стридонский , Блаженный. Творения. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, свт. Творения. Перевод с греческого. Репринт СПб., издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1898. Ириней, епископ Лионский. «Против ересей». Иустин, философ и мученик, св. Творения. Перевод с греческого. Репринт М.: «Паломник», 1995. Преподобный Феодор, исповедник и игумен Студийский. «Письма к разным лицам». Печ. Спб. 1867 г. «Обличительное богословие», репринтное издание, СПб, 2004. Иеромонах Серафим (Роуз) . «Православие и религия будущего».  В.В. Болотов . «Лекции по истории Древней Церкви». Энциклопедический словарь. Религиоведение. Итоговый документ Круглого стола, посвященного проблемам внедрения в Россию α-курса. 4 ноября 2006 года, Ново-Спасский монастырь. Игумен Евмений. «О побеждающем христианстве». Изд. «Свет православия», 2007. Читать далее Источник: Школа выживания: человек в мире соблазнов. Беседы на Священное Писание/протоиерей Олег Стеняев. - Москва : Благотворительный фонд " Миссионерский центр им. иерея Даниила Сысоева " , 2012. - 296 с. - (Библия и современное общество).; ISBN 978-5-4279-0028-7 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Библеистика ДИЛЛЬМАН Кристиан Фридрих Август (1823 - 1894), нем. библеист, семитолог, основоположник совр. эфиопистики ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ II весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви ЕВФИМИЙ († 1705), мон. московского Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря, писатель, переводчик, редактор, библиограф ЕВФИМИЙ ЗИГАБЕН [правильнее - Зигавин, вариант - Зигадин] (ок. 1050 - ок. 1122), визант. мон., богослов, экзегет и полемист ЕККЛЕСИАСТА КНИГА библейская книга; в христ. традиции входит в число учительных книг; в иудейском каноне - в разд. «Писания» (агиографы) ЕПИФАНИЙ (Славинецкий; † 1675), иером., филолог, богослов, один из ведущих деятелей книжной справы никоновской ЕСФИРИ КНИГА название канонической книги ВЗ, входящей в раздел исторических книг (в евр. традиции - в разд. «Писания») ЖДАНОВ Александр Алексеевич (1860 - 1909), библеист, экзегет; отец советского политического деятеля А. А. Жданова ЗАКОН МОИСЕЕВ сообщенный Богом прор. Моисею свод предписаний и постановлений, регулирующий религ. и общественную жизнь народа Израиля и отдельных его членов ЗАРИН Сергей Михайлович (1875 - 1935), проф. СПбДА, богослов, библеист, один из лидеров и идеологов обновленчества ИАКОВА ПОСЛАНИЕ в составе НЗ одно из Соборных Посланий, автором к-рого традиционно считается Иаков, брат Господень ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ (ок. 347- 419/20), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви, блж. , прп. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.) ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 1865 - 1931), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ ИЛЬИНСКИЙ [Илинский, Иллинский Иван Иванович (по др. источникам, Иван Юрьевич)]; † 1737), переводчик, составитель первой рус. симфонии на книги НЗ ИНСТИТУТ ПЕРЕВОДА БИБЛИИ в Москве: автономная некоммерческая организация, занимающаяся переводом Библии на языки неслав. народов России и стран СНГ ИОНА ветхозаветный пророк (пам. 22 сент.), именем которого названа книга в составе собрания книг 12 малых пророков

http://pravenc.ru/rubrics/121018_3.html

Общий указатель 875 А Аарон 145 Аввакум, пророк 77; 121 Августин Гиппонский 9; 13; 16; 59; 60; 62; 63; 68; 74; 84; 86; 93; 96 (сноска 495); 101; 109–110; 115; 133 (сноска 700); 137; 140; 142; 162 Авдий, пророк 24; 76; 78; 112–121; 129–130 Авель 136 Авит 46 (сноска 233); 87 Авраам 102; 139; 151 Аврелий Виктор 102 Аврелий Карфагенский 111; авторитет 24; 35; 53; 91; 92; 118; 120–121; 126; 163 Аггей, пророк 77; 121 агиография, агиографический 9; 34; 64; 105; 162 агнец 100; 138; 149; 152–153 ад 22; 139 Адам 136; 141; 157; 159 Азелла 27; 30; 112 Акакий Кесарийский 72–73; 104 Аквилея 19; 21; 45; 47; 50; 52 Аквитания 98 Акила 122 Аларих 57 Александрия 31; 47; 95; 148 Алипий 62 аллегория, аллегоризм 79; 81; 127; 131; 163 аллилуйя 81; 99 алтарь 63 Альбин 36 Амвросий Медиоланский 9; 63; 71 (сноска 380); 87; 93; 104; 132; 133 (сноска 700); 137; 142 Аммиан Марцеллин 14; 102 Амос, пророк 57; 78–79; 121 Амфилохий Иконийский 25; Анастасий I, папа Римский 13; 48–49; 50–53; 97; 110 анахорет 23 ангелы 79; 139; 144; 159 Антиохия 22–25; 30; 70; 76; 89; 106–107; 126 антихрист 86; 148 Антоний Египетский 21; 106 антропоморфиты, антропоморфитство 38 Апокалипсис 155–157 апокриф 121 Аполлинарий Лаодикийский, аполлинаристы 25–26; 72; 79; 82–84; 104; 125; 134–135 апостолы 20; 84; 100; 105; 118–121; 126; 133; 143–147; 150; 157; 163 Арий, арианс, арианство 24 (сноска 105); 51; 89–90; 103; 132; 134; 151 Аркадий, император 41; 47; 100 Арнобий Старший 104 Арсений, преподобный 31 Архелай 32; 41 аскет, аскетизм, аскетика (см. также «монашество», «подвижничество») 9; 21–24; 28; 34; 36; 55; 64; 92–93; 95; 106–109; 112; 161–162; 164 Атарвий 37 Афанасий Александрийский 21; 90; 106 Афины 22 Африка 57–60; 116; 148 Б Беда Достопочтенный 63; 75; 85; 114 безбрачие 99 безгрешность 60; 101; 137; 140; 141; 163 бессмертие 158; 159 бесы (см. также «демоны») 160 библеистика 9; 12; 64; 118; 131; 162 Библия 9; 11; 31; 64; 71–72; 76; 86; 109; 118–119; 125; 131; 161–162 благодать 59–60; 102; 140; 142; 144; 157; 163 блаженство 123; 159; 160

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Gryson R. Répertoire général des auteurs ecclésiastiques latins de l’antiquité et du haut moyen âge. Freiburg im Breisgau, 2007. T. I. P. 526–555. II. Исследования 1. На русском языке Аноним. Жизнь блаж. Иеронима Стридонского //Христианское чтение. 1847. Ч. 1. С. 62–, 303–, 462–; Ч. 2. С. 119–, 281–. Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. М., 1916; 20022. Лопарев Х. Блаж. Иероним//Странник. 1905. 2. С. 233–241. Мень Александр, протоиерей. Иероним Стридонский //протоиерей Александр Мень. Библиологический словарь. М., 2002. T. 1. С. 485–489. Полянский Е.Я. Творения блаж. Иеронима как источник для библейской археологии. Казань, 1908. Он же. Библиологические занятия блаж. Иеронима. Казань, 1908. Попов И. В. Патрология. М., 2003. С. 222–243. Смирнов А. А. Иероним Стридонский как историк и полемист//Православное обозрение. 1871. T. 1. 6. С. 753–793; Т. 2. 7. С. 24–44. Тьерри А. Блж. Иероним и блж. Августин в их взаимных отношениях (пер. с франц.)//Труды КДА, 1868. 7. С. 3–47. Он же. Путешествие Иеронима с Павлою и ее спутниками по святым местам (пер. с франц.)//Там же. 1869. 1. С. 22–51; 7. С. 23–44. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Преподобный Иероним Стридонский //Историческое учение об Отцах Церкви. СПб., 1882. Т. 2. С. 259–285. Фишер Б. Ранние западные переводы Нового Завета. Латинские переводы (пер. с англ.)//Мецгер Б.М. Ранние переводы Нового Завета. М., 2004. С. 305–401. Щеголев Н.И. Жизнь блаженного Иеронима (Стридонского)//Творения блаженного Иеронима Стридонского . Ч. 1. Киев, 1863. С. III–CLV. 2. На иностранных языках A Monument to St. Jerome. Essays on some aspects of his life, works and influence/Ed. F.X. Murphy. N.Y., 1952. Adams J. D. The Populus of Augustine and Jerome. New Haven; London, 1971. Adkin N. The Ninth Book of Quintilian’s Institutio Oratoria and Jerome//Arctos, 32 (1988). P. 13–25. Idem. Gregory of Nazianzus and Jerome: Some Remarks//Georgica. London, 1991. Idem. «Ad fontem sermonis recurramus Hebraei»: Jerome, Marcella and Hebrew (Epist. 34)//Euphrosyne, 32 (2004). P. 215–222.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

В конце 2001 года на русском языке вышла первая книга серии — “Новый Завет II. Евангелие от Марка”. Евангелие от Марка искони было в Церкви общепризнанным и пользовалось большим авторитетом. По широко распространенному раннему преданию Евангелие от Марка было написано под сильным влиянием проповеди апостола Петра. Папий, епископ Иерапольский, муж апостольский и ученик апостола Иоанна, называл евангелиста Марка истолкователем апостола Петра. Однако проводя подборку святоотеческих комментариев на Евангелие от Марка, редакторы столкнулись с затруднением, представляющим для истории экзегезы настоящую проблему. Дело в том, что, в отличие от Евангелия от Матфея, Луки и Иоанна, на это Евангелие не осталось ни одного полного подробного комментария (кроме кратких работ блаженного Иеронима и Досточтимого Беды). При подготовке данного тома эта проблема была решена путем скрупулезного поиска и тщательной подборки отдельных замечаний и упоминаний о Евангелии от Марка, рассеянных в разных проповедях, письма и трактатах, а также обращением к толкованиям на параллельные места из других Евангелий. Комментарии в серии построены по следующему принципу. Текст Священного Писания разбит на смысловые отрывки (пе­рикопы). После каждого отрывка дается краткий обзор святоотеческих комментариев — основная мысль и имя автора. Далее приводится полный текст каждого комментария со ссылкой на наименование книги и на выходные данные ее издания. Приведем образец толкования 4 . МК 12:41–44 (жертва вдовы) И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое. Обзор: Дар вдовы ценен не весом и не стоимостью, но желанием, с которым она его принесла (Иероним Стридонский, Иоанн Златоуст, Цезарий Арльский, Беда Достопочтенный 5 ). Поэтому он заслуживает сравнения с персонажами и метафорами Царства, приводимыми в Писании (Августин Иппонский, Иероним Стридонский), и является примером для бедных, равно как для богатых (Иоанн Златоуст, Цезарий Арльский), тем более что материальные блага есть свойство только здешнего мира (Павлин Нольский). Верующий же по определению богаче всех остальных (Иероним Стридонский), даже если он беден (Гегемон), однако в делах духовных важно двигаться постепенно: без переусердствования и постановки непосильных целей, что и будет принято, подобно дару вдовы (Евагрий Понтийский).

http://pravmir.ru/novoe-izdanie-ekzegeti...

Иероним сознался однако же в своём человеческом пристрастии... и хотя после того принимал ещё участие в споре Епифания Кипрского с Иоанном Иерусалимским об оригенизме и был даже в близких сношениях с Феофилом, считая его искренним и хваля его за действия против оригенистов, но не участвовал в низких делах его против св. Иоанна Златоустог о и скорбел глубоко, когда уразумел яснее личность Феофила... В 396 г. Иероним возобновил свои занятия свящ. Писанием и вообще: «то – обличения, то – наставления, то – изъяснения смысла Боговдохновенных книг потоками текли с пера Иеронимова на Запад», небогатый и жаждавший в то время отечественных веропроповедников. Отзывался блаженный Иероним великою своей душой и на бедствия Запада, страдавшего в то время от варваров-завоевателей, красноречиво побуждал он к раскаянию среди общих страшных испытаний. С любовью принимал в своих обителях, одевал и кормил, чем мог, прибывших на Восток в 410 г. многочисленных странников, лишённых крова на родине. – В 416 г. пострадал он от озлобленных им пелагиян (против которых он писал два сочинения) и которые достигли даже его изгнания из обители. Возвратясь в неё в 418-м г., Иероним скончался в 419-м г., на 89-м году своей жизни. После него осталось очень много сочинений, о которых так отзывается наш святитель Димитрий Ростовский : «пойду в сокровищницу святого Иеронима, хотя нищего духом, яко законника, нищету хранить присягавшего, но духовным имением не убогого, и яко не последнего в Церкви Христовой учителя» ... 159 . «Сочинения Иеронима, – говорит преп. Иоанн Кассиан , – сияют по всему миру как священные светильники; он – муж, как учёности обширной, так испытанного и чистого учения, учитель православных». Он писал не иначе, как с молитвой о просвещении свыше, смиренно прося молиться о том и других. «Заслуги учёности Иеронима, – говорит блаж. Августин, – таковы, что несчастным надо назвать того, кто не уважит столько трудов, и трудов столько святых и не возблагодарит Господа Бога». «Пресвитер достопочтенный, человек Божий, своим учением во славу Божию и при помощи Божией столько способствовал усовершенствованию церковной Латинской образованности, сколько никто прежде него». Точно так же отзывается и преп. Иерониме Кассиодор.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010