названные социнианами), которых он безуспешно пытался примирить с учением Ж. Кальвина. После смерти Радзивилла Чёрного (1565), будучи изгнанными из его владений, они нашли покровителей в лице жямайтского старосты Яна Кишки и его матери Анны из рода Радзивиллов и в 1565 г. созвали свой 1-й отдельный синод. Так возникла Малая Церковь, деятельность которой прекратилась после 1617 г. Сейм 1658 г. предписал антитринитариям перейти в католицизм или покинуть Речь Посполитую, что и было исполнено. Замок Радзивиллов в Биржае. 1575–1589 гг. Фотография. 2006 г. Замок Радзивиллов в Биржае. 1575–1589 гг. Фотография. 2006 г. Большой двор ун-та в Вильно и костел святых Иоаннов. Литография из «Виленского альбома». 1850 г. Большой двор ун-та в Вильно и костел святых Иоаннов. Литография из «Виленского альбома». 1850 г. Во 2-й пол. XVI в. представители разных течений Реформации при посредничестве магнатов - князей Радзивиллов и Острожских - пытались достичь соглашения между собой, но им удалось договориться лишь о принципах сосуществования (виленские соглашения 1570, 1585, 1599 гг.). В то время распространение Реформации в Л. достигло апогея: к концу столетия до половины церквей Виленского и Жямайтского епископств были протестантскими. С 3-й четв. XVI в. распространение Реформации пошло на спад. Если к 1566 г. протестанты составляли примерно половину панов рады, а к 1572 г.- 73% сенаторов ВКЛ, то к 1606 г.- уже лишь 36%. Мн. протестанты, в т. ч. влиятельные (Радзивиллы, великий маршалок литовский и староста жямайтский Ян Иеронимович Ходкевич со своими сыновьями, Лев Сапега), переходили в католицизм. Католиками стали дети Радзивилла Чёрного, изгнавшие протестантов из своих владений; один из его сыновей, Ежи Радзивилл, впосл. занял Виленскую кафедру и стал кардиналом. Верность Реформации в XVII в. сохранили представители др. ветви Радзивиллов - потомки Радзивилла Рыжего, во владениях к-рых с центрами в Биржах и Дубинках (ныне Дубингяй) находили приют представители различных протестантских течений.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

В 1794 г. Житомир стал временным губ. городом Волыни, в 1804 г. утвержден адм. центром Волынской губ. В 1793 г. правосл. население присоединенных западнорус. земель было подчинено Минскому архиерею, в задачи к-рого также входила поддержка начавшегося процесса возвращения униатов в Православие. 12 апр. 1795 г. в составе Минской епархии было учреждено Житомирское вик-ство с центром в г. Остроге, где 14 мая следующего года была открыта Волынская ДС. 16 окт. 1799 г. Житомирское вик-ство было преобразовано в самостоятельную Волынскую и Житомирскую епархию во главе с бывш. Житомирским викарием Варлаамом (Шишацким) . Первоначально резиденцией Волынских архиереев был Спасо-Преображенский мон-рь в Остроге, где размещались архиерейский дом, консистория, семинария и открытое в 1817 г. ДУ. После пожара в мон-ре в 1821 г. Волынская кафедра, консистория, ДС и ДУ были перенесены в мест. Аннополь Острожского у. В 1831 г. резиденцией Волынских епископов стал возвращенный из унии в Православие Почаевский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. монастырь. В 1836-1838 гг. из Аннополя в Кременец были переведены Волынские ДС и ДУ, в 1901 г. семинария переехала в Житомир. В 1839 г. присоединилось к правосл. Церкви униат. Мелецкое ДУ (с 1894 располагалось в мест. Мациов). 1 окт. 1840 г. центр епархии переместился в Житомир. Почаевская лавра (такой статус монастырь приобрел в 1833) тогда же стала местом пребывания главы новоучрежденного Острожского вик-ства Волынской епархии. В 1-й четв. XIX в. в Волынской губ. насчитывалось 1580 правосл. приходских церквей и 154 униат. храма. В 1843-1860 гг. Волынская епархия была соединена с Варшавской и Новогеоргиевской епархией (см. Варшавская епархия ), при этом правящий архиерей 2 епархий жил в Варшаве. Крестовоздвиженская ц. в Житомире. пол. XIX в. Фотография. Кон. ХХ в. (ГПИБ) Крестовоздвиженская ц. в Житомире. пол. XIX в. Фотография. Кон. ХХ в. (ГПИБ) 29 авг. 1860 г., после восстановления самостоятельности Волынской епархии, епископом Волынским и Житомирским был назначен Антоний (Павлинский ; с 8 апр.

http://pravenc.ru/text/182321.html

Вишняковский. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь построена в 1904 году тщанием прихожан. Зданием деревянная, на каменном фундаменте, с таковой же колокольней, в одной связи, крепка, покрыта железом. Престол в ней один, во имя Вознесения Господня. Утварью снабжена достаточно. По штату при ней положены священник, псаломщик и просфорня, согласно Указу Святейшего Синода от 1 марта 1904 года за 2253. Кружечных доходов, полученных на 1915 год – 1188 рублей 2 копейки. Другие источники содержания причта – 1% с причтового капитала 5 рублей 25 копеек, жалование священнику по должности законоучителя Вишняковской церковно-приходской школы 120 рублей, Чумаковской церковно-приходской школы - 60 рублей, дохода от аренды двух причтовых паев 60 рублей, пособие от прихожан 600 рублей и зернового хлеба собрано 7 четв. Причт пользуется от прихожан паевым казачьим наделом в количестве 12 десятин на 2 пая. Дома для священно и церковнослужителей на общественной казачьей земле построены тщанием прихожан в 1903 году и составляет собственность прихожан. Церкви принадлежит церковная караулка для сторожей. Деревянная, покрыта железом. Расстояние от консистории до церкви 450 верст, от местного благочинного в станице Урюпинской – в 18 верстах, от железнодорожной станции «Алексиково» в 17 верстах. Ближайшая церковь находится в хуторе Сычева, в 8 верстах и хуторе Алексиково в 12. Неподвижной суммы состоит в кредитных учреждениях 150 рублей. Билет пожертвован на имя причта с тем, чтобы последний пользовался процентами с него на поминовение умерших. Школы прихода: Вишняковская церковно-приходская, открыта в 1902 году и Чумаковская церковно-приходская школа, открыта в 1911 году. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=30971

«Исторический словарь и каталог, или Библиотеку, староверческой церкви», а также чины обручения и венчания. Последователи поморского согласия были наиболее многочисленны на севере и северо-западе России. В 20-х гг. XIX в. начался переход в поморское согласие мн. федосеевских общин в Псковской и Новгородской губерниях, на территории совр. Балтии, Зап. Белоруссии, Польши. В 1805 г. было известно о 8 купеческих старообрядческих семьях в Пскове, в 1-й четв. XIX в. действовали 2 поморские моленные в Запсковье, 2 воскресные школы, закрытые в 1843 г. В кон. 50-х гг. XIX в. на ул. Конной купец В. Н. Хмелинский устроил моленную и школу, в 1875 г. возродилась моленная в Запсковье. Разной степенью признания новоженских браков отличались многочисленные поморские общины Новгородчины, сосредоточенные вокруг Ст. Руссы, Сольцов и Пестова. Поморский храм в честь Знамения Богородицы на Тверской ул. в С.-Петербурге (1906). Фотография. 1912 г. Поморский храм в честь Знамения Богородицы на Тверской ул. в С.-Петербурге (1906). Фотография. 1912 г. Влиятельным поморским центром в Западном крае была дегуцкая община (1756-1851, до нач. 20-х гг. XIX в. федосеевская) (совр. пос. Дягучяй Утенского у. Литвы), где в 1823 г. состоялся съезд духовных отцов, иконописцев и прихожан (14 чел.), считающийся 1-м поморским собором в Балтии. В общине был создан «Дегуцкий летописец», в к-ром излагается история старообрядчества в Литве, Латвии и Зап. Белоруссии до сер. XIX в. Крупнейшим совр. сообществом поморцев является РГСО. Ее 1-й храм был освящен в 1760 г., к 1830 г. число членов общины возросло до 7904 чел. Первоначально община принадлежала к федосеевскому согласию, но после принятия молитвы за царя (1813) и чина бракосочетания (в нач. 30-х гг. XIX в.) она составила отдельное согласие «рижских федосеевцев», близкое к поморскому. Значительным влиянием и известностью пользовалась виленская (вильнюсская) община, основанная в 1830 г. (по др. сведениям, в 1825), изначально принадлежавшая к поморскому согласию и к 80-м гг. XIX в. насчитывавшая более 3,5 тыс. прихожан. В кон. XIX - нач. ХХ в. мн. поморцы из Виленской и Сувалкской губерний переселились в США.

http://pravenc.ru/text/180417.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИАКИНФА МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы, находился в Никее (ныне Изник, Турция). Условно назван по имени основателя мон. Иакинфа (ок. VI-VII вв.). Точное время основания и закрытия монастыря неизвестно. Кафоликон И. м. в честь Успения Пресв. Богородицы - памятник визант. архитектуры и храмовой декорации, утраченный в 20-х гг. XX в. На алтарной плите и колоннах кафоликона присутствовала надпись: «ΘΕΟΤΟΚΕ ΒΟΗΘΕΙ ΤΩ ΟΥΛΩ ΣΟΥ ΙΑΚΙΝΘΩ ΜΟΝΑΧΩ ΠΡΕΣΒΥΤΕΡΩ ΗΓΟΥΜΕΝΩ» (Богородица, помоги рабу Твоему, монаху Иакинфу, пресвитеру и игумену; Weigand. 1931. P. 411-420; Peschlow. 2003. P. 205). Церковь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Иакинфа. VII в. Фотография. Нач. XX в. Церковь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Иакинфа. VII в. Фотография. Нач. XX в. Первым датированным письменным свидетельством об И. м. является упоминание об игум. Григории, присутствовавшем на Вселенском VII Соборе в Никее в 787 г. ( Mansi. T. 12. P. 111; T. 13. P. 152, 189). К IX в. относится рассказ о странствующем мон. св. Константине, из иудеев (пам. 26 дек.), к-рый привез с Кипра в И. м. руку св. Паламона, обретенную чудесным образом (Житие прп. о. нашего Константина. 2001. С. 37-38). Автор Жития называет основателем обители «благочестивого мужа Иакинфа» и прославляет ее братию. При визант. имп. Константине X Дуке (1059-1067) И. м. находился на попечении патрикия Никифора, препозита и вел. этериарха, к-рый восстановил и благоустроил монастырский храм Успения Пресв. Богородицы после землетрясения 1065 г. ( Mango. 1959). В июне 1209 г. в храме И. м. проходил Собор под председательством К-польского патриарха Михаила IV Авториана , о чем свидетельствует синодальная грамота (RegPatr, N 1210). Предположительно при патриархе Михаиле IV и его ближайших преемниках (1-я четв. XIII в.) в И. м. располагалась резиденция К-польских патриархов в изгнании. В июне 1211 г., после победы войск Никейской империи в битве при Антиохии-на-Меандре над иконийским султаном Гийяс ад-Дином Кай-Хосровом I, провозглашенный в Никее визант. имп. Феодор I Ласкарь захватил своего тестя, свергнутого в 1203 г., имп. Алексея III Ангела , заключившего союз с тюрками. Алексей был отправлен на поселение в И. м., где позднее умер и был похоронен. Там же позже были погребены сам Феодор I ( Георгий Акрополит. 2005. С. 54) и его 1-я супруга Анна, дочь Алексея III (Там же. С. 61). В 1240 г. игум. Мефодий был избран патриархом, однако не прошло и 3 месяцев, как он скончался и был похоронен в своей обители ( Niceph. Callist. Enarratio.//PG. 147. Col. 465). В 1241 г. калабрийские монахи, сопровождавшие дочь герм. имп. Фридриха II Гогенштауфена Констанцу (Анну), невесту никейского имп. Иоанна III Дуки Ватаца , решили не возвращаться в Италию и обосновались в И. м. (RegPatr, N 1308).

http://pravenc.ru/text/200147.html

На стене над ракой размещалась старейшая в мон-ре икона Нерукотворного образа Спасителя, упомянутая в описании одного из исцелений у раки блж. Лаврентия в 1632 г. В 1833 г. икона была поновлена. В иконостасе верхнего этажа Рождественского собора имелась чтимая Страстная икона Божией Матери (1711), для к-рой в 1848 г. изготовили сребропозлащенную ризу. Др. монастырской святыней был напрестольный металлический крест 1652 г. с частицами мощей 22 святых. Во 2-й пол. XIX в. в Л. К. м. хранилось неск. рукописей: Сказание о чудесах блж. Лаврентия, датированное архим. Леонидом (Кавелиным) кон. XVII - 1-й четв. XVIII в.; синодик, заведенный в сер. XVII в., с перечислением настоятелей, братии и др. лиц; синодик, заведенный в нач. XVIII в., с упоминанием ок. 450 родов. Из старопечатных книг в обители хранились напрестольные Евангелия 1644, 1655, 1681 (в сребропозлащенном окладе, дар царя Феодора Алексеевича) и 1688 гг. (дар царевны Татианы Михайловны), Толковое Евангелие блж. Феофилакта Болгарского 1698 г.; «Лексикон славеноросский, альбо Имен толкование» Памвы (Берынды) 1627 г.; Большой Требник митр. Киевского свт. Петра (Могилы) 1644 г.; «Грамматика словенская» архиеп. Мелетия (Смотрицкого); Соборное уложение 1649 г.; сочинения святителей Григория Богослова, Василия Великого и Афанасия Александрийского, прп. Иоанна Дамаскина в переводе иером. Епифания (Славинецкого) 1665 г.; Служебник, пожертвованный в 1671 г.; Апостолы (1671, 1684); «Обед душевный» иером. Симеона Полоцкого (1681); Октоих в 2 книгах (1683 и 1699); «Маргарит» (1698). Колокольня. Фотография. 2014 г. Крестных ход вокруг храма в честь Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. 2014 г. В 1918 г. Л. К. м. был закрыт, в том же году в монастырских постройках размещены Калужские пехотно-командные курсы и др. учреждения. В 1920 г. на территории Л. К. м. был организован лагерь принудительных работ, в к-ром содержались, в частности, военнопленные поляки и участники Тамбовского восстания 1920-1921 гг. Для размещения заключенных использовался в т. ч. соборный храм, из которого музейные работники успели вынести часть икон и предметов утвари. В марте 1929 г. губисполкомом было принято решение о сносе соборного храма. В 20-х - нач. 30-х гг. XX в. уничтожены большинство построек и монастырский некрополь. Сохранились фрагменты ограды и архиерейский корпус, но утрачена галерея, соединявшая его с собором. В здании братских келий и уч-ща для детей штатных монастырских служителей располагалась средняя школа, в нач. 70-х гг. XX в. здание снесли. Была построена новая школа, занявшая сев.-вост. угол Л. К. м. На месте сада и юго-восточной башни возведен 2-этажный дом, значительное пространство застроено одноэтажными домиками-времянками. В 1988 г. часть территории мон-ря заняла база реставрационных мастерских. В этот период были восстановлены сев.-зап. и юго-зап. башни.

http://pravenc.ru/text/2462415.html

Фотография. Нач. ХХ в. Рака с мощами прп. Арсения Коневского в Коневском мон-ре. Фотография. Нач. ХХ в. К иконографии древнего надгробного образа, вероятно, восходят поясные прямоличные изображения А. К., получившие распространение в XVIII-XIX вв.: местные иконы 1-й четв. XIX в. из иконостасов храмов Коневецкого мон-ря (образ А. К. с Коневской иконой Божией Матери в руках, в серебряной позолоченной ризе (пожертвован в 1839), из Сретенского собора), пядничные иконы (см. Пядница ), паломнические образки, писавшиеся в мон-ре в нач. XX в. (частное собрание, С.-Петербург). На иконе кон. XVIII в., в ризе московской работы 1800 г. (Музей правосл. искусства г. Куопио), преподобный представлен по пояс, с развернутым свитком в левой руке, у него окладистая курчавая борода, разделенная надвое; в верхних углах средника - иконы Божией Матери Казанская и Рождества Богородицы (икона храмового праздника мон-ря). В кон. XIX - нач. XX в. появились иконы с поясным образом А. К. в схиме, вполоборота влево, с развернутым свитком в правой руке и прижатой к груди левой, что связано с распространением литографированных изображений святого, изданных архим. Израилем (напр., литография 1877 г.; икона кон. XIX в. (Музей правосл. искусства г. Куопио)). Др. тип изображения А. К. сложился в кон. XVIII - нач. XIX в., одновременно с появлением новой редакции жития А. К.: преподобный представлен на фоне вновь отстроенного каменного мон-ря в молении Коневской иконе Божией Матери, в рост, в монашеских одеждах, правой рукой он указывает на мон-рь, в левой держит развернутый свиток, обычно с текстом: «Братие возлюбим Бога и друг друга якоже заповедано нам», напр., на серебряном окладе книги Апостольских посланий (изд. 1759), изготовленном в 1834 г. мастерами М. Карпинским и Верховцевым (Музей правосл. искусства г. Куопио). Мон-рь представлен либо со стороны гавани (икона А. К., написанная после 1812 (ГРМ),- с изображением каменной колокольни (1812)), либо сверху (2 иконы ок. 1814 (Музей правосл. искусства г.

http://pravenc.ru/text/76296.html

Часовня над св. источником. Фотография. 2013 г. Часовня над св. источником. Фотография. 2013 г. От монастырского архива сохранились всего 10 документов 1667-1686 гг.- «Грамоты Коллегии экономии» (в составе коллекции РГАДА). В 1887 г. настоятель К. м. сообщил гр. С. Д. Шереметеву, что основная часть документов утрачена в 1812 г. Остальные монастырские бумаги, до нач. XX в., утрачены в период оккупации Смоленска, в 1941-1942 гг. К 1860 г. в б-ке мон-ря имелись книги старой печати: Евангелие (1685), Апостол (1684), 2 экз. Октоиха (1683), Минея месячная (1687), Требник (1680), воскресное Евангелие с толкованиями (1681), 2 книги «Православное учение сокращенного богословия» (1660), «Ирмологий» (1683), книги «Служба и чудеса святителя Николая» (1679), книги свт. Григория Богослова (1665), сборник «Проповедей Гедеоновых» (1760). Нек-рые из книг были украшены вкладчиками. Так, в 1778 г. на праздничное Евангелие в серебряном окладе был сделан «по заказу чрез купца города Гжатска Ивана Калинина по данной ему мере серебренной с лучами около главы Спасителевой венец весом в пятнадцать золотников». 1918-2014 гг. В 1-й четв. XX в. монастырь принадлежал Смоленской епархии, с 1921 по 1923 г.- Гжатскому вик-ству. С весны 1918 г. органами советской власти проводилась конфискация земли, капиталов, строений и другого имущества обители. Попытки насельников сберечь имущество квалифицировались карательными органами как контрреволюционные выступления. Настоятель архим. Никифор (Алтухов), распространявший среди прихожан послания патриарха Московского и всея России св. Тихона (Беллавина) , был арестован, обвинен в подстрекательстве к мятежу и по постановлению ЧК 8 авг. расстрелян вместе со свящ. Алексием Михайловым. Тем же летом были убиты иером. Филадельф и монастырский рабочий. 7 окт. 1918 г. настоятелем К. м. был назначен архим. Феофан (Берёзкин; † 17 марта 1936). 11 апр. 1921 г. он хиротонисан во епископа Гжатского, викария Смоленской епархии, но не оставлял братию К. м. и многочисленных прихожан из соседних деревень.

http://pravenc.ru/text/1841794.html

Благовещенский собор и колокольня. 80-е гг. XVII в. Фотография. 2002 г. Благовещенский собор и колокольня. 80-е гг. XVII в. Фотография. 2002 г. В 1625 г. в В. м. проживали игумен, 2 священника, диакон, 20 монахов; в 1764 г.- игумен, иеромонах, иеродиакон, 2 монаха, вдовый священник, а также 2 отставных военных. В XVII - нач. XVIII в. настоятели В. м. выполняли различные церковно-адм. функции. Указом патриарха Иосифа от 20 марта 1650 г. строитель В. м. осуществлял надзор за совершением богослужений в храмах Ярополчской вол., в 1661/62 г. участвовал в сборе окладных и неокладных доходов с духовенства. В 1890 г. в В. м. была учреждена архимандрития, в 1906 г. в мон-ре проживали архимандрит, 4 иеромонаха, иеродиакон, священник, 12 послушников. В XVII в. В. м. владел небольшими малодоходными угодьями. В 1652 г. по просьбе игум. Моисея царь Алексей Михайлович повелел выдавать В. м. 13 р. 20 алтын 4 деньги на свечи, воск, ладан, вино, а также денежную ругу игумену (3 р.), священникам, диакону, монахам (по 1 р.) и хлебную ругу. В XVII в. В. м. владел на р. Лух 2 мельницами, к-рые в нач. XVIII в. были отобраны у мон-ря, и назначена денежная (94 р.) и хлебная (по 81 четв. ржи и 50 четв. овса) руга, к-рая выдавалась нерегулярно. В 1730-1731 гг. мельницы были возвращены мон-рю. В 1764 г. все угодья оставались во владениях мон-ря, а в XIX в. большая их часть сдавалась в аренду. Приписанная к В. м. с 1695 г. Моисеева пуст. к сер. XVIII в. пришла в упадок, в ней были разбиты яблоневый и вишневый сады. К нач. XX в. на ее месте находилось старообрядческое кладбище. В кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. В. м. получал из казны 300 р. ассигнациями. На 1 янв. 1916 г. капитал мон-ря составлял 30 875 р. Среди вкладчиков В. м. были царь Алексей Михайлович, царица Мария Ильинична, сестры царя Ирина и Татьяна Михайловны, митр. Казанский и Свияжский Корнилий , протопоп Стефан Вонифатьев, келарь Авраамий (Палицын) , муромский храмоздатель Богдан Цветной. В кон. июля 1866 г. в В. м. останавливался свт. Феофан Затворник .

http://pravenc.ru/text/161157.html

Коржа. Часовня Сретения Господня. Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Сретения Господня Год постройки:Между 1850 и 1900. Адрес: Архангельская обл., Каргопольский р-н, ур.Коржа Координаты: 61.141882, 38.837964 Проезд:Куст Хотеново (Кононово), правый берег Свиди. Только на лодке или по зимнику от Ноколы Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Сретенскую часовню в д.Коржа уже восстанавливают. Коржа, Сретения Господня часовня. Входила в Хотеновский приход - б.Хотеновская волость, т.е. группа деревень в низовье реки Свиди и плюс к ним деревни между р.Свидью и низовьями р.Петеньги. Почти в каждой деревне были часовни, но сейчас либо их уже нет, либо они находятся на грани... Крупная деревянная часовня Сретения Господня обшита тесом. Датировка - предположительно 1 четв. XIX в. Ремонтировалась в 1892 г. Прямоугольная в плане постройка с малым восьмериком над восточной частью и звонницей над притвором. Закрыта не позже 1930-х гг. Ремонтируется с 2015 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение По информации жительницы села Кононово Нины Николаевны Уховой, в Корже часовня Сретения Господня. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=19293

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010