В расходных книгах П. О. м. за 1568-1569 гг. содержатся сведения о выплате денег за написание икон в Вологде Харитону Исакову (Харе Иконнику) и Иоасафу Иконнику. Мн. изделия художественных промыслов и иконы исполняли в обители монастырские служители, вотчинные крестьяне и сами насельники. П. О. м. являлся «значительным центром художественной культуры на Русском Севере… Описи монастырского имущества XVII в. дают основание для вывода, что храмы и ризницы монастыря были подлинными сокровищницами русского искусства, где хранились уникальные произведения живописи, мелкой пластики, ювелирного и декоративно-прикладного искусства», в т. ч. деревянные и каменные резные иконы, «таблетки» - иконы на проклеенных холстах (21 изображение владычных праздников и святых), серебряные и костяные панагии, драгоценные оклады, «тощие свечи», набойчатые пелены ( Рыбаков. 1995). В П. О. м. подвизались: прп. Лонгин Коряжемский (на его гробнице лежала икона Животворящего Креста Господня из обители), прп. Адриан Монзенский и его духовный друг старец Пафнутий (с 1605 митрополит Сарский и Подонский). Игум. Исидор в 1589 г. подписался под соборным деянием об учреждении Патриаршества. XVII-XVIII вв. В период Смутного времени , 1 мая 1614 г., со стороны р. Шексны, вол. Череповесь и Белозерского у. на территорию Вологодской епархии напали «воры казаки и черкасы», опустошившие в т. ч. П. О. м. Троицкий собор. 1505–1516 гг., 1-я четв. XVII в. Фотография. Нач. ХХ в. Троицкий собор. 1505–1516 гг., 1-я четв. XVII в. Фотография. Нач. ХХ в. В 1605-1610 гг. Троицкий собор, а в 1625 г. ц. прп. Павла были капитально перестроены. У сев.-вост. угла собора был устроен придельный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи на 2/3 высоты собора и во всю длину его фасада. По описанию В. В. Седова, «композиция этого придельного храмика состояла из небольшого четверика... глухого, но довольно стройного восьмерика и, наконец, стройного и высокого восьмигранного шатра, завершенного восьмигранным барабаном с главкой... Четверик придела по краям северного фасада обработан лопатками...

http://pravenc.ru/text/2578610.html

Василий Благовещенский (с. Шанский Завод Медынского у.), свящ. Георгий Георгиевский (с. Чемоданово Мещовского у.), свящ. Василий Волков (с. Рождество Медынского у.), свящ. Александр Громов (с. Реса Мещовского у.), умер в медынской тюрьме свящ. Василий Кериневский (с. Костино Медынского у.). После выхода декрета об изъятии из церквей предметов, имеющих музейную ценность (2 янв. 1922), и постановления об изъятии церковных ценностей (16 февр. 1922) в Калужской губ., как и в др. российских регионах, была создана секретная подготовительная комиссия по изъятию церковных ценностей (председатель - М. П. Артёмов). Комиссии по изъятию ценностей работали в 1-й пол. марта 1922 г. во всех уездах губернии. В информационных сводках сообщалось, что духовенство и крестьяне в большинстве случаев относились к изъятию враждебно. В Тарусском у. против действий властей восстали крестьяне, в Боровском у. верующие не допускали комиссию к работе, пока в уезд не выслали карательный отряд. Рабочие Калужского участка Сызрано-Вяземской железной дороги проявляли недовольство тем, что ценности изымались только из правосл. церквей. В ходе кампании, несмотря на сопротивление сотрудников Калужского губмузея, были сняты ризы с уникального иконостаса кафедрального Троицкого собора. В 1926 г. собор был закрыт и приспособлен под дом народных собраний, иконостас разобрали, дальнейшая его судьба неизвестна. К 13 марта 1922 г. в Калужской губ. было изъято 109 пудов серебра, 6 фунтов 55 золотников золота, много изделий из жемчуга. В связи с сопротивлением изъятию в городе прошли судебные процессы над насельниками Казанского монастыря и членами Калужского губернского совета приходских общин. По 2-му процессу к суду были привлечены 27 чел., в т. ч. еп. Феофан. В 1922 г. архиерей был освобожден, в 1925 г. вновь арестован, сослан в Псковскую губ. Успенский собор в Перемышле. 3-я четв. XVI в. Фотография. Нач. ХХ в. (ГПИБ) Успенский собор в Перемышле. 3-я четв. XVI в. Фотография. Нач. ХХ в. (ГПИБ) Согласно постановлению Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. об увеличении количества викарных кафедр, в 1919-1931 гг. в К. и Б. е. существовали Боровское , Мосальское , Малоярославецкое , Козельское и Сухиничское вик-ства. Первым викарием, поставленным для Калужской кафедры, стал Алексий (Житецкий), хиротонисанный в 1919 г. во епископа Боровского.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

В XIV в. В. К. м. оставался наиболее почитаемым среди жен. обителей, о чем свидетельствует статья Степенной книги о закладке вел. кнг. московской св. Евдокией (в иночестве Евфросинией) в Москве каменного Вознесенского храма, к-рый «сотворила паче всех княгинь великих, разве только Мария, княгиня Всеволода, внука Мономахова, что во Владимире». В XV в. В. К. м. запустел, Успенский собор обрушился. Возобновление иноческой жизни в обители относится, по-видимому, к нач. XVI в., поскольку в жалованной грамоте вел. кн. Василия III Иоанновича 1512 г. мон-рь, утративший именование «Княгинин», назван «новым», в грамоте царя Иоанна Грозного 1557 г. он также именуется «новым», в сер. XVII в. обитель утратила это именование. Собор в честь Успения Пресв. Богородицы. Сер. XVI в. Фотография. 2004 г. Собор в честь Успения Пресв. Богородицы. Сер. XVI в. Фотография. 2004 г. Согласно жалованной грамоте вел. кн. Василия III 1512 г., подтвержденной грамотой царя Иоанна IV 40-х гг. XVI в., в обители жили игумения, 36 монахинь, 4 священника, 2 диакона, пономарь и просвирница. В кон. XVII в. в мон-ре помимо игумении находились 62 монахини, 4 священника, 2 диакона. В 1715 г. насельницами В. К. м. являлись игумения, казначея, уставщица, 26 «крылошанок», 88 «стариц». В описи мон-ря 1763 г. значатся игумения, казначея, 2 соборные монахини, 8 «крылошанок», 21 монахиня и 6 мирянок, готовившиеся к постригу. При мон-ре также жили 5 священников, 2 диакона, канонарь, стряпчий, 20 служителей, а также 10 отставных военных на пропитании и 3 колодницы. В XIII в. обители принадлежал огород, данный «по великой княгине Евдокее да по великой княгине Васце, как они тот Успенский девичий монастырь строили». Основные земельные владения В. К. м. были получены по жалованным грамотам вел. князей и царей в XVI - 1-й пол. XVII в. К 1678 г. мон-рь владел во Владимирском и Юрьевском уездах 1460 дес. земли, на к-рых находился 151 двор (проживал 471 чел. муж. пола). По ружным книгам 1675-1699 гг., обители полагалось 87 р. 11 алтын 2 деньги и «панихидных» 50 р. 6 денег, 170 четв. с осминой ржи и 168 четв. с четвериком овса. К кон. XVII в. мон-рь был особножительным.

http://pravenc.ru/text/154985.html

По ходатайству игум. Анисии и благодаря заступничеству боярина Ф. М. Ртищева патриарх Иоасаф II благословил прп. Корнилия пребывать в Успенском мон-ре, а Л. п. посещать для духовного руководства («а Лукианову ж пустыню ездити из недели в неделю»). Однако прп. Корнилий не оставлял пустынь своими заботами. По прошению строителя в 1673 г. царь Алексей Михайлович пожаловал обители «безоброчно» 4 дес. земли из пустошей Бекирево и Шадрино, в 1674 г. остальная земля этих пустошей была отдана мон-рю на оброк. Обитель платила по 2 чети ржи и по 2 чети и 3 четверика овса (ГИМ ОПИ. Ф. 195. Ед. хр. 610. Л. 9-11). Церковь Богоявления Лукиановой пустыни. 3-я четв. XVII в. Фотография. 2015 г. Церковь Богоявления Лукиановой пустыни. 3-я четв. XVII в. Фотография. 2015 г. Царь Феодор Алексеевич дал обители 4 жалованные грамоты на земли. В 1676 г. он пожаловал пустоши Бекирево и Шадрино «безоброчно»: «...а хлеб, которой платили они с тех пустошей, велели сложить и впредь на них того хлеба имать не велели» (грамота от 9 окт. 1676: Там же. Л. 12-14). Согласно грамоте от 6 февр. 1677 г., мон-рю была пожалована «пустошь Аминево с пашнею и съ лесы и съ сенными покосы безоброчно» («Списокъ с подлинной грамоты слово в слово на пустошь Аминево...»//Там же. Л. 15-17, 13 февр. 1677; опубл.: Свирелин. 1860. 14. С. 66-67). Жалованная грамота от 27 мая 1678 г. подтверждала права мон-ря на пустоши Бекирево, Шадрино и отдавала в монастырское владение «пустошь урочище Загляднино с пашнею и с лесы и сенными покосы» и «мельницу, что под деревнею Недуревкою на реке на Малом Киржаче со всяким мелничным строением» ( Свирелин . 1860. 14. С. 67-68). Согласно грамоте царя Феодора Алексеевича от 1 июня 1680 г., мон-рь получил еще 17 пустошей (ГИМ ОПИ. Ф. 195. Ед. хр. 602 (4 списка с подлинной грамоты); опубл.: Свирелин . 1860. 15. С. 69-70), а по грамоте от 31 июля 1681 г.-14 (опубл.: Там же. С. 70-71). Указом от 24 дек. 1684 г. цари Петр I Алексеевич и Иоанн V Алексеевич подтвердили прежде выданные мон-рю жалованные грамоты (ГИМ ОПИ.

http://pravenc.ru/text/2110853.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЯЗЕМСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». 1635–1638 гг. Фотография. 2005 г. Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». 1635–1638 гг. Фотография. 2005 г. (Смоленской и Калининградской епархии), в г. Вязьме Смоленской обл., основан как муж. прп. Герасимом Болдинским . С кон. 1535 г. прп. Герасим с учеником Симеоном подвизались в полутора верстах к западу от Вязьмы на правом берегу р. Бебри, в ольховом лесу. Близ келий подвижников селились ученики. В нач. 1542 г. в Москве прп. Герасим испросил у царя Иоанна IV Васильевича Грозного и свт. Московского Макария грамоты на постройку мон-ря и благословение на игуменство в нем Симеона. В том же году был возведен и освящен деревянный клецкого типа храм во имя св. Иоанна Предтечи (Усекновения главы?) с трапезной и келарской. К 50-м гг. XVI в. трудами игум. Симеона была построена теплая деревянная Вознесенская ц., ограда; собрались более 30 насельников, нек-рые из них впосл. основали Баскаков мон-рь в Сычёвском у., Вознесенский мон-рь в Юхновском у., Пустынно-Подлесскую пуст. в Бельском у. В 1566 г. В. м. посетил царь Иоанн IV, в 1598 г. царь Борис Феодорович Годунов , пожаловавший мон-рю пахотные и сенокосные земли в городе (на Космодамиановской стороне, в Николаевском и Ямском приходах) и округе, а также рыбные ловли на р. Вязьме, 10 лавок в нижнем остроге и дом близ соборной церкви. Мон-рь получил «служек, крестьян и даточников». Во время голода 1602 г. В. м. открыл приют, раздавал запасы голодающим. В Смутное время В. м. неоднократно разорялся, в 1610-1612 гг. был разграблен и сожжен отрядами гетманов С. Жолкевского и К. Хоткевича, насельники убиты. После заключения Деулинского перемирия с Польшей, в июне 1619 г., Вязьму посетил митр. Филарет (Романов) , вскоре В. м. был возрожден. В 1620-1627 гг. в нем проживали игум. Даниил и ок. 15 насельников. Грамотой царя 1624 г. из казны в мон-рь ежегодно выдавалось 23 р., 1031/4 четв. хлеба и 1031/4 четв. овса, а также подтверждались прежние права на владения. Согласно Писцовым книгам кн. И. Ф. Волконского 1627 г., в В. м. находились деревянная шатровая ц. св. Иоанна Предтечи с приделами во имя ап. Андрея Первозванного и мч. архидиак. Стефана, обветшавшая Вознесенская ц., «колокольница на столбах», житница, колодец. Мон-рь владел 10 торговыми лавками в Вязьме, монастырской слободой у Смоленской дороги с конным двором и неск. домами.

http://pravenc.ru/text/161151.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Тульской и Белёвской епархии), в с. Венев-Монастырь Венёвского р-на Тульской обл., первоначально муж. Впервые «Венев, пустынь, монастырь святаго Николы... в земле Рязанской» упоминается в 13-й гл. «Книги степенной царского родословия» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 445), в рассказе о кончине и погребении в мон-ре в 1407 (1408) г. смоленского кн. Юрия - убийцы вяземского кн. св. Симеона Мстиславича и его супруги св. Иулиании . Раскаявшись в совершенном злодеянии, кн. Юрий жил в В. м. в послушании у «игумена христолюбца» Петра, к-рого, по преданию, посещал прп. Сергий Радонежский . По легенде, записанной в сер. XIX в. Д. Г. Гедеоновым, мон-рь был основан в XIII в. на месте, где остановились греч. свящ. Евстафий и его спутники, переносившие в 1225 г. икону свт. Николая Чудотворца из Корсуни в г. Зарайск. Венев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь Фотография. Посл. четв. XX в. Венев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь Фотография. Посл. четв. XX в. В XV в. В. м. вместе с г. Венёвом вошел в состав Московского княжества. Являясь крупным оборонительным центром, со 2-й пол. XVI в. находился в засечной оборонительной черте, проложенной вдоль юж. границ Московского гос-ва. К 70-м гг. XVI в. в В. м. существовали деревянный шатровый Никольский храм с юж. приделом во имя вмч. Георгия, деревянная теплая на подклетях Успенская ц. с трапезой. В 1570 г. царь Иоанн IV Васильевич Грозный сослал «на Веневу к Николе чудотворцу» лишенного сана Новгородского архиеп. св. Пимена (Чёрного) . Заточенный в «каменном мешке» под Никольским храмом святитель через год скончался, в сент. 1571 г. был погребен в Никольской ц. Согласно тульской писцовой книге 1587-1589 гг., составленной И. Жеребцовым, В. м. владел пожалованными царем Иоанном Грозным 1552 четьями земли, в т. ч. 375 четьями пашенных угодий, с. Бортники на р. Осётр с ц. во имя прп. Пафнутия Боровского, 3 деревнями, 3 «монастырскими дворами».

http://pravenc.ru/text/150203.html

Во 2-й пол. XVII в. рус. книжники включали сведения о К. в свои произведения: составитель одной из редакций Сказания о Тихвинской иконе Божией Матери посвятил отдельную главу рассказу о молитве К. на паперти Тихвинской ц.; упоминание пророчества святого содержится в «Слове благочестивому воинству» митр. Игнатия (Римского-Корсакова) ; создатель Латухинской редакции «Книги степенной царского родословия» включил в свое сочинение Проложную редакцию Жития К. Житие послужило образцом при создании житий преподобных Александра Куштского и Евфимия Сянжемского. До сер. XVIII в. велась запись чудес святого. Впосл. Житие продолжало интенсивно переписываться, но уже не редактировалось, новые чудеса не записывались (в 2000-х гг. в альманахе «Крылья голубиные» была опубликована запись рассказа о чуде, связанном с молитвой к К. в 1933 г.- posad.1gb.ru/default.aspx?ti=1&hti=46). В кон. XX в. в ж. «Литературная учеба» увидела свет новая лит. редакция Жития К., созданная В. В. Афанасьевым (позднее переиздавалась под монашеским именем автора - Лазарь). Новое Житие К. написано на рус. языке, значительно сокращено количество цитат из Свящ. Писания, введены многочисленные географические, хронологические и фактические подробности, отсутствовавшие в исходном тексте. Биография Крест на предполагаемом месте дома прп. Кирилла Новоезерского в Галиче. Фотография. 2012 г. Крест на предполагаемом месте дома прп. Кирилла Новоезерского в Галиче. Фотография. 2012 г. Прп. Кирилл Новоезерский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских чудотворцев». Посл. четв. XVIII в. (ц. Богоявления в Белозерске) Прп. Кирилл Новоезерский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских чудотворцев». Посл. четв. XVIII в. (ц. Богоявления в Белозерске) Святой происходил из рода патриарших детей боярских Белых. В 15 лет, тайно уйдя из дома, он принял постриг в Корнилиевом Комельском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре . В монашеском постриге святой получил имя, возможно, в честь свт. Кирилла Александрийского: образ этого святителя находился среди икон в часовне во имя К.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

1806–1818 гг. Архит. И. Г. Сулакадзев. Фотография. 2014 г. Знаменская церковь в с. Кузьминка Лебедянского р-на. 1797–1822 гг. Фотография. 2015 г. Знаменская церковь в с. Кузьминка Лебедянского р-на. 1797–1822 гг. Фотография. 2015 г. Черты позднего классицизма характерны для архитектуры храмов на протяжении 1-й пол. XIX в. В Лебедяни возводят Новоказанский собор (1828-1835) и Никольскую ц. (1831), в с. Волотове (ныне Лебедянского р-на) - Троицкую ц. (1824-1833). Один из лучших образцов храмового зодчества этого периода - ансамбль Троицкой ц. и колокольни в с. Новотроицком Долгоруковского р-на (1809-1815). В Ельце построена Успенская ц. (1815-1829). В с. Кашары (ныне Задонского р-на) сооружен храмовый ансамбль, включающий единственную на совр. территории митрополии 2-ярусную церковь-ротонду св. Автонома и храм-колокольню свт. Митрофана Воронежского (1822-1823). Особая изысканность стилевого решения присуща Знаменской ц. в бывш. с. Кузьминка Лебедянского р-на (1797-1822). Проект этого храма близок к работам архитекторов из круга Р. Р. Казакова . Никольская ц. в с. Урусове Чаплыгинского р-на (1831) - редкий пример усадебного позднеклассицистического 5-главого храма. Практически все усадебные и сельские храмы периода позднего классицизма однокупольные: Христорождественская ц. в с. В. Колыбелька Хлевенского р-на (1829), Богоявленская ц. в с. Донская Негачёвка Хлевенского р-на (1836), Скорбященская ц. в с. Грунин Воргол Становлянского р-на (1836). Димитриевская церковь в с. Берёзовке Данковского р-на. 1893–1897 гг. Фотография. 2011 г. Димитриевская церковь в с. Берёзовке Данковского р-на. 1893–1897 гг. Фотография. 2011 г. Храмостроительство в формах упрощенного позднего классицизма сохраняется на территории края в отдельных случаях вплоть до 3-й четв. XIX в. Примеры тому - Троицкая ц. в с. Крутченская Байгора Усманского р-на (1850), Покровская ц. в с. В. Ломовец Долгоруковского р-на (1854), Ильинская ц. в с. Панине Добровского р-на (1858), Введенская ц. в с. Елецкая Лозовка Хлевенского р-на (1874).

http://pravenc.ru/text/2110530.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФРОСИНИЯ (Феодулия, XIII в.), прп. (пам. 25 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Суздальская. Источники Житие Е. было написано Григорием , иноком Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря . В нем помимо повествования о чудотворениях, совершенных святой при жизни, содержится 2 рассказа о посмертных чудесах, свидетелем к-рых был автор, одно датировано 1 мая 1558 г. По-видимому, Житие было создано на рубеже 50-х и 60-х гг. XVI в. Оно известно не менее чем в 66 списках XVI-XIX вв., старшим является список: РГБ. Ф. 113. 628. Л. 133-211 об., нач. 80-х гг. XVI в. Лит. образцами и источниками Жития Е. послужили Жития вмц. Екатерины, прп. Евфросинии-Смарагд, прп. Евфросинии Полоцкой, кн. Михаила Всеволодовича, прп. Сергия Радонежского, митр. св. Алексия, Киево-Печерский патерик; историческая канва основана на великокняжеском летописании XVI в. Сведения из Жития, написанного более чем через 3 века после упоминаемых в нем событий, имеют малую историческую достоверность, зачастую не поддаются проверке др. источниками. Инок Григорий написал также службу Е., встречающуюся в списке кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/I. 337. Л. 483 об.- 488). Прп. Ефросиния Суздальская. Покров. Фотография С.М. Пркудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) Прп. Ефросиния Суздальская. Покров. Фотография С.М. Пркудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) В 60-х гг. XVI в. мон. Савватий увез рукопись Жития Е. в Стефанов Махрищский во имя Святой Троицы монастырь . Между 1572 и 1576 гг. этот труд был там обнаружен Суздальским еп. св. Варлаамом , в 1579-1585 гг. написавшим 2-ю редакцию Жития, куда вошло повествование «О изобретении стихир, и канона, и Жития княжны Евфросинии, без вести бывше много лет». Свт. Варлаам сообщает о прославлении Е., состоявшемся, по-видимому, осенью 1576 г., а также о чудесах, совершавшихся до 1579 г. по молитвам к святой. Впосл. редакция свт. Варлаама послужила источником для создания новых вариантов Жития Е. и лицевых списков памятника. Был составлен цикл чудес Е., относящихся к 80-м гг. XVI в. (общее число ок. 60). Эти повествования, содержащие, в частности, сведения о землевладельцах Суздальского у. в кон. XVI в., служат важным источником по истории региона. Существует 2 редакции цикла: краткая (старший список в сентябрьском томе Чудовских Четьих-Миней 1599/1600 г.- ГИМ. Чуд. 307) и литературно обработанная (ГИМ. Увар. 355-1°, 1-я четв. XVII в.; РГБ. Овчин. 259, 2-я четв. XVII в., и др.). Биография

http://pravenc.ru/text/187882.html

образцу, княжеской и церковной (митрополичьей, епископской) юрисдикции: последнее должно было произойти неск. позже. В сфере церковного суда оказалось брачное и семейное право, преступления против нравственности, ведовство, суд над т. н. церковными людьми (в эпоху В. С.- прежде всего над клириками и членами их семей). Крайне важным делом было обеспечение Церкви рус. священнослужителями. Меры В. С. в этом отношении напоминают аналогичные шаги Петра I Алексеевича : князь насильственно отбирал детей знати («нарочитыя чади»), чтобы отдать их «на учение книжное» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 118-119; Т. 2. Стб. 103). Равноап. кн. Владимир, святые князья Борис и Глеб, мученики Кирик и Иулитта. Икона из Никольской часовни новгородского Детинца. XVI в. (?) Фотография 1-й четв. XX в. Равноап. кн. Владимир, святые князья Борис и Глеб, мученики Кирик и Иулитта. Икона из Никольской часовни новгородского Детинца. XVI в. (?) Фотография 1-й четв. XX в. С мероприятиями по христианизации страны были тесно связаны и нек-рые внутриполитические шаги В. С. Если любовь В. С. к своей дружине, с к-рой князь совещался «о строи земленем, и о ратех, и о уставе земленем», а также еженедельные пиры с В. С. и без него, к-рые он устраивал «боляром, и гридем (т. е. старшей и младшей дружине.- А. Н.), и съцьскым, и десяцьскым (городская административная верхушка.- А. Н.), и нарочитым мужем» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 126; Т. 2. Стб. 111), вполне вписывались в идущее еще из языческих времен древнерус. представление о княжеских доблестях (они с похвалою представлены летописцем не без элементов фольклорной стилизации: В. С. велит «исковати» дружине серебряные ложки взамен деревянных, будучи уверен, что, сохранив благосклонность дружины, добудет себе еще больше «сребра и злата»), то акцентируемые всеми источниками (летописными, житийными, Титмаром) социально-каритативная активность В. С., его нищелюбие (раздача продовольствия и денежной милостыни на княжеском дворе; продовольствие также развозилось по городу для тех, кто по болезни не мог сам явиться к раздаче) соответствовали идеалу христ.

http://pravenc.ru/text/159104.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010