Увещание Сие прочитывая, внимай, о пресвитере! Украсил тебя Господь благодатью священства, то соответствовать потщися самим делом. Называешися ангел Господа Вседержителя, то непременно обязан еси возвещати людям волю и закон Господа Вседержителя. Ангел бо значит вестника, и точно для того именуется иерей ангелом, чтоб устне его, аки источник полны были разума, и взыскали бы люди закон Божий от уст его. Малах.2:7 . Пастырем именуешися, то паси же стадо тебе порученное, защищай расхищаемое, врачуй болезнующее, обращая заблуждающее. Пасти же инако не можешь, только учением, по оному. Иерем.4:15: и дам вам пастырей по сердцу моему, и упасует вас разумом и учением. Подобне, ниже защищать, ниже врачевать инако можешь, только словом Божиим, которое есть нам всеоружие. 2Кор.10:4 . Ефес.6:17 . Евреем4:12. Притч.30:5 . Сила Божия есть верующим. Римл.1:16 . Мудрость Божия, умудряющая во спасение, 2Тим.4:15 . Лекарство болящим, заблуждающим стезя, Псал.118:35 . Ты надзиратель прихожан, тебе порученных. Деян.20:28 . Поставлен еси страж людям. Иезек.33:7. Смотри же на все стороны неуспно, и возвещай грешником,откуда идет на них меч ярости Господней. Отцом тебе вси обыкновенно зовут: буди же, и в самой вещи Отцом прихожан твоим, раждая их Богу благовествованием и тайнодействием, 1Кор.4:15 . Имей и матернюю к ним утробу, болезнуя с Павлом, Дóндеже вообразится в них Христос. Галатом.4:19. Раб еси Царя, посланный звати на брак сына его. Мф.22:3 . На вечерю велию. Лк.14:17 . И не только раб, но и друг женихов. Ин.3:29 . И уневеститель, 2Кор.11:2 . Зови же не ходи нем, многожды исходя, проси, моли убеди внити, да наполнится дом званых, обручи приход твой единому мужу деву чисту представити Христу. 12 Памятовали твердо о сем долге пастыри первых христианских веков. И что за неисполнение оного следует, напоминали: и потому ово правилами на соборах вселенских и поместных сей долг подтверждали 7 , ово же в писаниях своих и поучениях всеприлежно всякому, бремя сие на себе взимаюшему, внушати ни преминули 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

В мифах Древнего Египта мы также находим отголоски первобытной космической битвы. Это, в частности, борьба бога солнца Ра с гигантским змеем Апопом, [xxxiii] а также другими врагами, которые чаще всего принимают обличье змей, гиппопотамов и крокодилов. Здесь повествование Бытия особенно ярко контрастирует с языческими космогониями, в которых Универсум возникает из упорной борьбы бога-творца с хаотическими силами природы. Творческое «да будет!» Бога, приводящее в бытие тварный космос, открывает нам Его как Всемогущего Властителя всего, что уже есть и чему только предстоит появиться. Он безраздельно властвует над природой, и все те ужасные монстры, которые так устрашали воображение древних, являются всего лишь Его творениями и полностью послушны Ему. Отсутствие других божеств и теомахии в первой главе книги Бытия само по себе является очень сильным полемическим средством против мифологий окружавших Израиль народов. Так, бездна в первой главе книги Бытия — это не божественный монстр Тиамат, но аморфное и неуправляемое море, которому Бог дает ограничения (см. Иов 38: 8-11; Пс. 103:9; Иерем.5:22), а великие морские создания это не хтонические чудовища, а всего лишь звери, созданные «играть» в море (См. Пс. 103:26)! [xxxiv] А божества язычников солнце и луна созданы лишь на четвертый день и даже не упоминаются по имени. [xxxv] Наконец, после победы над Хаосом силы природы уже не противятся верховному богу, который окончательно оформляет первобытный Универсум, воцаряется над ним как верховный правитель и вкушает заслуженный отдых. Так, бог Вавилона Мардук после победы над Тиамат разделяет ее тело на две части и творит из них небо и землю, затем делает обители для богов, упорядочивает небесные светила, а напоследок создает человека, чтобы уставшие боги могли наконец отдохнуть. [xxxvi] А в Древнем Египте люди вообще появляются случайно из слез бога Атума. [xxxvii] Человек, таким образом, является «запоздалой мыслью» богов, [xxxviii] и его назначение — всего лишь делать за них черновую работу.

http://bogoslov.ru/article/410189

654 Поскольку четвертая книга Царств, XXIV, 8, дает ему во время вступления на престол 18 лет, а вторая книга Паралипоменон, XXXVI, 9, только 8, то думают, что в сем последнем месте означается объявление его наследником престола. Но не проще ли следовать 70 – ти толковникам, у которых оба места согласованы, и которые, конечно, таковыми находили их в еврейском тексте своего времени? 660 Сие также открыто было Иезекиилю, и притом в тот самый день, в который началась осада, Иезек. XXIV. 665 Сим точно исполнились противоречащие, по – видимому, пророчества. Иерем. XXXIV, 3. Иезек. XII, 13. 666 Сие случилось, по четвертой книге Царств, XXV, 8, в седьмой день пятого месяца, а по Иеремии, LII, 12, в десятый. Иные полагают сии три дни разности временем продолжения пожара; а иные думают, что первые два употреблены были на сбор добычи. 667 Иезек. IV, 4, 5, 6. И Аз дах тебе лета неправд их в число дней в десятдесять и три ста дней, и проч. 668 На сие начало указывает само Св. Писание, когда грех Иеровоама почитает источником грехов Израиля. 3 Царст. XVI, 26. и проч. Иные начинают сие счисление 27 – м годом Соломона; но то была неправда одного царя; другие четвертым годом Ровоама, но в сие время неправда дома Израилева уже была совершена. 669 Хотя пределом сего пророчества, по – видимому, есть осада Иерусалима, но с нею соединяется и совершенное опустошение. Иезек. V. 670 Сии 40 лет отделяются не потому, чтобы они составляли отдельный от предыдущего периода времени, но потому, что в сие время особенно умножились неправды дома Иудина после самого ревностного, но тем не менее тщетного попечения Иосии о его исправлении. 671 Лета правления царей Иудиных сложенные вместе дают сумму 393. Но сей избыток мог произойти оттого, что лета неполные часто принимаются за полные, и начала царствований иногда совмещаются с окончанием предыдущих. Напротив, недостаток почти тридцати лет в летосчислении царей израильских, в сравнении с летосчислением иудейским есть следствие междуцарствий, случавшихся во время замешательств после Иеровоама второго.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Ибо человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им (Псал. 48:13). Об этом льве и Петр говорит: супостат наш диавол. яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити (1 Петр. 5:8). И в девятом Псалме: ловит в тайне, яко лев во ограде своей, ловит, еже восхитити нищего (ст. 30). И у Иеремии Дух Святой говорит: порази их лев от дубравы (Иерем. 5:6). А что драконом (вместо чего Акила перевел левиафан, поясняя слово дракон) называется, согласно с прежним объяснением, диавол, это я доказал многими свидетельствами. Он говорил моя суть реки, и аз сотворих я (Иезек. 29:3). Итак, этот дракон с реками своими, как бы с рогами, набрасывался на весьма многие народы, что мы можем разуметь относительно Марвиона, Валентина, Ария, Евномия и прочих ересиархов, которые подражают мужам Церкви, говорящим к Господу Спасителю: о Тебе враги наша избодем роги (Псал. 43:6), но бодают не для спасения, чтобы поднимать от земли к небу, но чтобы низвергнуть в бездну. Поэтому далее следует: и мутил воды ногами твоими, сообразно с оным [изречением] Спасителя: смущаяй же вас понесет суд (Галат. 5:10). Ибо он не хочет пить воды силоамли, текущия тисе (Исаии 8, 6), но мутные и грязные воды Египта, которые прежде, нежели были попраны ногами дракона, были чистыми и текли правильно, но когда они сделались мутными, то утратили правильное течение. Ибо еретики не пользуются свидетельствами Писаний в их взаимной связи, но все перепутывают. И так как он есть враг и мститель, то дракон египетский не только мутит ногами чужие воды, по и свои реки попирает, чтобы не щадить тех, коих раз он подчинил своей власти. Желая избежать сего, праведный молит: да не приидет мне нога гордыни (Псал. 35:12). И в другом месте, бывший попранным просит, чтобы он не был попираем: помилуй мя, Господи, говорит он, яко попра мя человек (Псал. 55:1). Враг же человек есть диавол, о котором и в другом псалме говорится: „да не величается более человек на земле“ (Псал. 9). Поэтому так говорит Господь Бог: Я раскину сеть Мою на тебя, на множество народов многих.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Слова из греческого и других языков, чуждые арабскому по лексиконным элементам, перенесенные в арабский язык, не могли не уклониться от произношения, какое имеют в своем языке; но филологические основы наших указаний покажут, надеемся, и уверят, что наши истолкования их, часто разногласящие с арабскими филологами – изъяснителями Корана, вернее их словотолкований. 1) Еврейские слова 1) Из еврейского языка перешло в Коран значительное число слов. Одни из этих слов, не имея для себя корня в арабском языке, другие не имея того смысла, с каким употреблены в Коране, объясняются только из двух наречий еврейского языка, или из древнего, библейского, или из поздейшего, талмудического, раввинского. Таковы слова: а) Таврат. В Коране этим словом называются все книги Моисея, Иисуса Навина, 1:8:8:34. Казый Бейзавий, объясняя слова Корана «он ниспослал Закон и Евангелие», пишет (Крн. 3:2): «Производство двух этих слов, первого от слова другого по форме есть толкование не правильное, потому, что эти слова иностранные. Это подтверждается тем, что Инджиль читается также с фатхой при гамзе (алеф), Анджиль; а такой формы нет в арабском языке». Знающим еврейский язык известно, что слово происходит от глагола «бросил», который в форме Гиф. значит «учил». А потому, как еврейское тора, так и арабское таврат, переводимое обыкновенно Закон, по этимологическом производству объясняется словом: «учение». б) Джаганнум. Это слово, часто встречающееся в Коране, употребляется как имя места, в котором нечестивые и неверующие будут вечно мучиться в будущей жизни. (Сур. 2:206. 3:18:7 17–18:1026106. Это слово, непонятное в арабском языке, очень известно и объясняется из еврейского, в котором значит: «долина Гинном». Это было собственное имя долины при городе Иерусалиме, лежащей на юго-восточной его стороне. Иис. 15:8. Она получила это название от имени владельцев, которым принадлежала, потому полнее называется долина сына Энномова, или долина сынов Эфнномовых. Со времени Соломона на этой долине было построено капище Молоху. 2Цар. 23:10 . Иерем. 19:2.6. Приношение детей этому идолу, страшные обряды, сопровождавшие эти жертвоприношения, сделали это место местом ужаса. Это послужило основанием назвать место осуждаемых в другой жизни на вечное мучение именем этой долины: геена; Мафт. 5.22.30. В таргуме в) – аят , точно также еврейское «знак, знамение». В Коране это слово употреблено в нескольких различных значениях, и тех же в каких оно употребляется и у свящ. Писателей и у евреев поздейшего времени, значит:

http://azbyka.ru/svedeniya-o-korane

Время пророческого служения своего Захария определяет царствованием Дария ( Зах.1:1, 1:7, 7:1 ). Под этим именем известны три государя, близкие к периоду упоминаемых пророком исторических обстоятельств, среди которых он жил: Дарий Мидянин, Дарий Истасп и Дарий Нот. Дарий, при котором пророчествовал Захария, без сомнения не есть Дарий Мидянин (9:1); т. к. при Дарии Мидянине иудеи находились еще в плену ( Дан.9:1 ) и следовательно пророк при нем не мог сказать: руце Зоровавелевы основаша храм (гл.4:9). Далее Дарий Мидянин правил Вавилоном не более двух лет, а в книге Захарии говорится о четвертом годе царствования Дария, (7:1). Наконец Дарий, при котором пророчествовал Захария, в 1-й книге Ездры (4:24 слич.5:1) называется прямо царем Персским. Нельзя под именем сего Дария разуметь Дария Нота 6 , хотя он и был царем Персидским а). При Дарии, современном пророку Захарии, были еще в живых – первосвященник Иисус и Зоровавель ( 1Ездр.5:1, 2 ) возвратившиеся из плена в первый год Кира ( 1Ездр.1, 2 ) и многие другие, видевшие первый храм ( Агг.2:4 ). Но до Дария Нота, вступившего на престол около 423 года 7 (почти через 170 лет от разрушения храма иерусалимского и начала плена Вавилонского), упомянутые лица не могли дожить. Эта трудность легко устраняется, если под Дарием, современным пророку Захарии, разуметь Дария Истаспа: потому что от 1-го года Кира до воцарения Истаспа протекло не более 13 лет 8 . б) К этому же мнению приводит и то, что второй года Дария, современного пророку, книге Захарии называется седмьдесятым летом гнева Божия на Иерусалим и грады Иудовы (1:12). Приняв за начало сих 70 лет осаду Иерусалима, начатую Навуходоносором в 9 лето Седекии (4.Цар.25. Иерем.39), мы найдем, что в 70 году от начала осады действительно соответствует второй год Дария Истаспа 9 , и что этот год, как последний предел плена Вавилонского, ранее вступления на престол Дария Нота целою сотнею лет. в) Кроме того, из содержания (1:8) книги пророка Захарии видно, что в его время не только не было окончено строение второго храма, но и весь почти Иерусалим находился еще в развалинах. Поэтому пророк возбуждает народ к продолжению строения храма, и под образами своих видений показывает, что Господь снова обратится к иудеям (1:16), вселится посреди Иерусалима, который, хотя находился в развалинах, но будет некогда восстановлен (гл. 2). А из книги Неемии достоверно известно, что в его время, (при Артаксерксе Лонгимане) предшествовавшем Дарию Ноту, храм уже был давно окончен (гл. 10, 11, 12, 13), стена Иерусалима восстановлена и город населен значительным числом жителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

3) Всякий помысл (намерение что либо сделать), которому не предшествуют тишина смирения, не от Бога происходит, но явно от левой стороны. Господь наш приходит с тихостию; все же вражеское бывает со смущением и мятежем. Итак, возлюбленный, все что от тебя зависит делай, представляя страх Божий пред очами своими и приноси благодарение Господу (по совершении) 4) Да разгорится в сердце твоем навсегда тот духовный огнь, о котором сказал Владыка Христос: «огня приидох воврещи на землю» (Лк.12,49), да водворится мир Господень в сердце твоем (Кол.3,15), да очистишься от гнева и раздражительности — сих лютых страстей. Да сподобит Господь душу твою водвориться в незлобии и кротости чтобы соделаться тебе питомцем Христовым и агнцем незлобивым (Иерем.11, 19). Да видят очи твои Бога, как очи чистого сердцем (Мф.5, 8) 5) Не желай получить от меня правила. Держись рассуждения подобно кормчему, который, соображаясь с ветром, направляет ладью свою. Делай все разумно, и это приведет тебя в жизнь вечную о Христе Иисусе Господе нашем 6) Когда молимся и Бог медлит услышать, то делает это к пользе нашей, дабы научить нас терпению; а посему и не надобно унывать, говоря: мы молились, и не были услышаны. Бог знает, что полезно человеку 7) Смотри, чтоб не поразило внезапно слух твой: «се жених, изыдите в сретение Его» (Мф.25, 6. 11). Помни сказанное о дверях, что они затворены были; поспеши, да не останешься вне с юродивыми девами. Перейди мыслию своею от суетного века сего в иной век; оставь земное и взыщи небесного; оставь тленное и найдешь нетленное. Бегай мыслию временного и приблизишься к вечному; умри совершенно, да поживешь совершенно о Христе Иисусе Господе нашем 8) Не убойся ни одного из искушений, восстающих на тебя, к твоему же искусу; ибо не предаст тебя Бог. Когда постигнет тебя что-либо такое, не трудись изыскивать причины того, но призывай имя Иисуса, говоря: Иисусе, помоги мне, и Он услышит тебя: «близ бо есть всем призывающим Его» (Пс. 144, 12). Не предавайся малодушию, но стремись усердно вперед, и достигнешь желаемого о Христе Иисусе Господе нашем

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Об обращении рассеянных между народами Израильтян говорят и другие пророки. По предвещанию пророков Осии и Михея, обратятся сынове Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида царя своего и почудятся о Господе и благостях Его в последние дни ( Ос.3:4, 5 ); Собираем соберется Иаков, приемляй приимет Господь оставших Израилевых, вкупе положит возвращение его ( Мих.2:12 ). Пророк Иезекиль говорит о соединении рассеянных чад Сиона – как Иудеев так и Израильтян, в один народ, когда Господь соберет их от всех сущих окрест их и введет их в землю Израилеву и вселится на земле своей (Иезек.37:21) и не отвратит Лица Своего ктому от них (39:29). Пророк Амос предвозвещает, что Израильтяне, рассеянные во все языки, не в конец будут отвержены Господом (9: 8, 9), но получат избавление, когда покорятся Мессии – истинному потомку Давидову, Который восстановит скинию Давидову падшую (9:11–15; ср. Иерем.23:5–8). По смыслу сих пророчеств, потомки десяти колен Израилевых, после переселения своего из земли обетования в землю чуждую, останутся в ней до той поры, пока, вместе с Иудеями, не соединятся они в царстве Божием, пока сии две части народа Еврейского символически изображенные у пророка Иезекиля двумя жезлами, не будут в жезл един (Иезек.37:15, 19) в то время, как весь Израиль спасется ( Рим.11:26 ). «Тогда под властию Христовою, снова соединятся те, кои были разделены в царствование Иеровоама» 93 . Пророк выражает ее в двух символических действиях (4–17) 96 . В первом (4–14) изображает единого, Истинного Пастыря – Мессию, старающегося спасти народ иудейский, которого злые пастыри ведут к погибели, как овец заколания (4, 5) 97 . Когда же это великое благодеяние Божие, – это попечение Всеблагого Пастыря о спасении гибнущего стада Своего – будет отринуто ослепленным и упорным народом, тогда постигнет его сугубое наказание, – и внутренние раздоры и утеснение от внешних врагов (6). В символическом действии (7–11) более раскрывается эта угроза. Она приводится в исполнение ради жестоковыйности народа, которого неповиновение и упорство были причиною того, что Господь слагает с Себя пастырскую должность и отвергает пастырские жезлы 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

Во второй части своей беседы о. Арсений разъяснял на основании Слова Божия то, что грехи умерших бывают прощаемы по молитвам св. церкви и её чад. – Прежде всего, о. миссионер указал на сугубейшее милосердие Божие. Сам Бог говорил иудеям о себе так: Аз бо есм Господ Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третьяго и четвертого рода ненавидящим мене, и творяй милость в тысящах любящим мя, и хранящим повеления моя ( Исх.20:5–6 , 34:7 ). Из этих слов видно, что Господь сугубо бывает милостив к людям: Он творит милость любящим Его в тысячах (тысяча – бесчисленное множество), а грехи родителей переносит на чада до 3 и даже до 4го рода. Если бы грехи умерших родителей не прощались им Богом по молитвам их детей, то Господь не переводил бы грехов родителей на живых чад, внуков и правнуков. Если же долги, грехи умерших родителей переходят на детей и внуков, то и на оборот избавление от грехов, прощение должно простираться и на умерших, от которых явися начало греха. Разъяснение этого мы можем находить в примерах из ветхозаветной истории. Из св. истории иудейской церкви видно, что Господь по своему человеколюбию и правде, перенося грехи родителей на чад, внуков и правнуков не только до 4 рода, но даже до седьмого (за сугубое согрешение – сугубое наказание: Посл. Иерем. 2 и 3 ст.), по миновании определенного времени опять возвращал свою милость к чадам раскаявшихся. Когда иудеи пришли в первый раз к земле Ханаанской и, не поверивши обетованиям Божиим, хотели последовать советам десяти соглядатаев, клеветавших на землю Ханаанскую, то Господь Бог сказал иудеям: сынове же ваши пасоми будут в пустыне четыредесят лет и носити имут блужение ваши, дóндеже потребятся телеса ваша в пустыни. ( Числ.14:33 ). Таким образом, за грехи родителей носили наказание и дети. Нечестивые же люди, погибшие во время всемирного потопа, жители городов Содома и Гоморры, Корей, Дафан и Авирон со своими приверженцами столь сильно оскорбили Господа Бога, что Он истребил их с лица земли со всеми чадами их, не оставляя по них и молитвенников… Далее, когда иудеи, находясь в плену вавилонском сознали свои грехи пред Богом, то, раскаявшись, в посте и молитве обращались ко Господу и просили прощения не только в своих грехах, но в грехах отец их, ради которых они были преданы в пленение, изгнание из своей земли. Это особенно ясно мы видим в молитвах св. прор. Даниила и трех отроков ( Дан. 9:5–8 , 3:28–30 ; Вар.3:5–8 ; Иез.20–27 ).

http://azbyka.ru/propovedi/besedy-ieromo...

346 Срав. письмо графа к святителю Московскому у Чистовича в цитованной статье Христ. Чтен. за 1873 г. ч. 2, стр. 31. 348 Срав. высказанные здесь святителем Киевским мысли, с одной стороны, с мыслями, высказанными в раньше приведенном письме М. М. Сперанского (в последетвии графа) к его дочери в 1819 году, а с другой, – и с мыслями вышеприведенного письма святителя Московского к архим. Макарию Глухареву от 23 августа 1837 года в Чтен. в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1872 г., стр. 95 «Материал. для истории рус. церкви». 349 В отношении к Пятикнижию и другим древнейшим книгам Св. Писания, это так (срав. Неем. 8 гл.), но что касается до позднейших, и особенно написанных после ассирийских нашествий, во время и после плена вавилонского священных книг ветхозаветных, то язык их быль уже далеко не древнееврейский, а смешанный с арамаизмами, в некоторых же из них есть целые отделы, написанные прямо по-арамейски (aramith, 1 Ездры, 4, 8), каковы: Иерем. 10, 11; Дан. 2, 4–7 ; 1Езд. 4, 8–6; 7, 12–26 и др. Для характеристики состояния языка Евреев и их священ. книг в послепленный период срав. наше исследование «Иудейское толкование Ветхого Завета», стр. 85 и дальн. Москва, 1882. 351 Уже и из предшествующего примечания нельзя было не видеть, что основания соображений владыки Киевского идут в разрез с соображениями, изложенными в упомянутом там рассуждении владыки Московского; еще яснее это в настоящем случае, для чего срав. с этим сказанное в том же рассуждении владыки Московского, хорошо известном, как мы знаем, и владыке Киевскому, на стр. 5–6, 8–16. Тоже продолжается и далее. 353 Само собою разумеется, эти действия свидетельствовали о столько же неразумной ревности, чтобы не сказать больше, сколько подобное же и в русской церкви, для чего припомним сказанное выше. Срав. примеч. 1-е на стр. 286-й и текст к нему на стр. 285–286 настоящего издания. 354 Как мы знаем из раньше сказанного, это не совсем точно. См. вступление в наше настоящее исследование. 355 И это не совсем точно. Перевод Нового Завета на сербский язык, сделанный в 1824 году Афанасием Стойковичем и другие подобные издания говорят против мысли владыки Киевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010