Живу Аз, т. е. как истинно Я живу: так истинно то, что говорю о Моавитянах и Аммонитянах, (под. Втор. 32:40 ; Иерем. 4:2), что Моав яко Содом будет, и сынове Аммони яко Гоморра, т. е. все земли этих народов будут также опустошены, пустынны, как места, на которых стояли города Содом и Гоморра (подобн. Ис. 13:19 ; Иерем. 48:18; Ам. 4:11 ; Ос. 11:8 ). И Дамаск 44 оставлен, яко стог гуменный, и раззорен во век. «Слово Божие предвозвещает (поясняет бл. Феодор), что Моавитяне и Аммонитяне будут преданы конечному раззорению, а Дамаск уподобится оставленному на гумне стогу. Это потерпели они в нашествие Халдеев». О раззорении и разрушении Дамаска, столицы Сирии, говорили и другие пророки, напр. Амос: и сокрушу вереи Дамасковы, и потреблю живущия с поля Онова 1, 5. Тоже говорил в свое время Св. прор. Иеремия ( Иер. 49:24–27 ). Свят. прор. Исаия возвщал, что «Дамаск исключается из числа городов, и будет грудою развалин» ( Иер. 17:1 ). Нужно иметь в виду, что Св. пророки говорят о разрушении древняго Дамаска, а не новаго, ибо последний, очень значительный, и теперь существует 45 . Дамаск, надобно полагать, был раззорен в то время, когда Феглафелассарь, царь Ассирийский, опустошал Сирию и жителей Дамаска переселил в Ассирию (См. 4Цар. 14:9 ; Сн. Ис. 7:8 ; Амос. 1:5 ). Халдеи же, может быть, покончили раззорение Дамаска ( Ис. 17:1 ). Тогда-то он, вероятно, и был оставлен, как стог гуменный 46 , как куча (развалин) на пустом или бесплодном месте, и раззорен на век 47 , т. е на всегда лишился царства, потерял независимость, ибо новый Дамаск всегда был подчинен другим народам – Халдеям, Персам, Македонянам, Египтянам, Римлянам и др. И прочии людей Моих, говорит Господь, расхитят я, и оставшии языка (народа) Моего наследят их, т. е. Евреи, оставшиеся после Вавилонского плена, во времена Маккавеев, расхитят земли Моавитян и Аммонитян, и наследуют их, будут владеть ими. Это исполнилось, когда Ианней, сын Гиркана, покорил Моавитян (ок 100 л до P. X), а Иуда Маккавей – Аммонитян ( 1Мак. 5:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Иак. 2:14,17 и др.) к Богу и ближним (Второзак. 6:5; Лев 19:18 ; сн. Мф. 22:37–39 и пар. Рим. 13:9 ; Гал. 5:14 ; Иак. 2:8 ), дел, по существу начала своего вечных, живых, и дел внешней праведности пред законом, а не пред Богом, дел исполнения одной лишь внешней стороны закона, его постановлений, без участия сердца, живущего верой, что так сильно обличал не только Иисус Христос в фарисеях своего времени (Мф. 5:20 срав.     23, 24; 6:2,5,16; 15:2–9; 23:3–4 и мн. др.); но и еще в Ветхом Завете мужи веры в своих фарисействовавших современниках (Исаии 1:2 и дал., 29:13; Иерем. 6:20; 14:12; Ам. 5:22 ; Мих. 6:6,7 ; Прит. Солом. 21:27 и др.), следовательно, дел, как не вытекающих из живого существа веры, мертвых ( Евр. 6:1; 9:14 ) и мертвящих, т. е. приводящих к вечному удалению от Бога, а не к общению с Ним. Итак, в первом отношении и закон сам имел вечное значение и не только нравственный, но и обрядовый с его внутренней стороны, как исполнявшийся в мысли о восстановлении нарушаемого через грех общения с Богом через жертвоприношения Ему, как дар сердца, верующего в грядущую Жертву 420 , имеющую заменить все неудовлетворительные уже по множественности своей жертвы ветхозаветные и однако же Богом установленные до времени исполнения нарока отча (он. Евр. 10:1–4, 5–9 ; Гал. 4:1–4 , сн. ст. 9–10) 421 . Во втором же отношения и постановления не только обрядового, но и нравственного закона или имевшие только временный характер при вечной сущности своей, или исполнявшиеся без духа веры (в последнем отношении конечно уже не сами по себе, а по отношению к ним людей) постепенно уже в самом Ветхом Завете все более и более старели и, следовательно, мертвели вместе с возрастом наследников обетования ( Гал. 4:1–3 ) и стало быть требовали обновления и замены живыми, вечными словесами вечного закона новозаветного (для этого срав. особенно Иерем. 31:31–34 сн. Евр. 8:6,13 ). Вместе с тем привзошедший «спустя четыреста тридцать лет» после обетований дозаконных ( Гал. 3:17 ) закон Моисеев установил более тесную и определенную, чем это было до него, связь между исполнением закона как условием и между обетованием, как следствием этого исполнения, определив: «исполнивший правила закона человек будет жив в них» ( Лев. 18:5 ; срав.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Если главное лицо Песни Песней LXX называют δελφιδς т. е. племянник, или, как рекомендует понимать это греческое слово Иероним (на Иерем.32:7), двоюродный брат; то они следуют тому основному значению, какое слово имеет в законе и у пророков ( Лев.10:4 . Иерем.32:7,12). Это вовсе не тенденциозное стремление разрушить аллегорию Песни Песней привнесением термина родства, запрещающего отношение любви между полами. Напротив, по обычаям того времени, между женихом и невестою обыкновенно были родственные связи, конечно, не первых степеней. Другие отступление LXX зависели от неразличимости в древних рукописях некоторых букв и от неизбежного в непунктированном еврейском тексте в некоторых словах двусмыслия. Таким образом чтение LXX 1, 10: щеки твои как горлицы и масоретское: щеки твои в кружках разошлись вследствие неясного начертание в рукописи первой буквы слова , которую LXX приняли за . Но какому чтению нужно здесь отдать преимущество, это уже зависит от вкуса комментатора, хотя комментатор-эстетик скорее выберет чтение LXX. Трижды повторяющееся в Песни Песней выражение: заклинаю вас сернами и полевыми ланями (2:7,3; 5:5,8) LXX перевели: заклинаю вас войсками и крепостями полевыми, нисколько не нарушая буквы текста; последнее чтение подтверждается даже правописанием      в масоретском тексте. В Песн.8:5 в масоретском тексте читается: кто сия восходящая от пустыни , а у LXX: кто сия восходящая в белых одеждах . В пользу масор. чтение по-видимому говорит то, что в другом месте, где этот стих отчасти повторяется (3:6) и LXX читают: от пустыни. Но с другой стороны это может говорить и за LXX. Если LXX выше перевели: от пустыни, то и в настоящем месте они несомненно удержали бы тоже чтение, если бы встретили в нем такую же группу букв. Сопоставляя места Песни Песней 3:6, 6:10 и 8:5, выражающие одну и ту же мысль в нарочито несходных выражениях, мы и здесь расположены отдать предпочтение LXX. В вопросе о первотексте Песни Песней немалую помощь может оказать сирский перевод, несомненно сделанный с еврейского оригинала и от других переводов отличающийся особенною ясностью изложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

et mort. prophet. c. 8) называет Бетгахарам, Исидор (de vita et obitu sanct. c. 44.) – Беггаккарон. 20 Иерем. 49, 8. 20; Изек. 25, 13. См. также соч. Кейта: «очевидн. истин. религ. христ., выведенн. из букв. исполн. пророчеств.», – в перв. с англ. Бар. Эльенер., помещ. в корон. епарх. ведом. N 11 – 1867 г. 23 Они проникали в это время даже до Хеврона. См. 1. Маккав. 5, 65; Иезек. 35, 10; 36, 5. Вот в этой то постоянной неприязни идумеев к иудеям без сомнения и заключается причина того, – почему эдомляне почитались у иудеев главными их противниками и почему вообще у пророков казни Божии врагам Иуды представляются казнями Эдому. См. Исаиа 34, 1 – 5; 63, 1 – 6 и друг. – Эдом значит красный. Это название первоначально принадлежало Исаву, родоначальнику идумеев. Исав, как известно, получил это прозвание от того, что любимым его кушаньем была чечевица красноватого или кофейного цвета, за которую он продал и свои права первородства (см. Быт. 25, 29 – 34 ). Впоследствии название Эдома сделалось обыкновенным названием потомков Исавевых, – как и теперь еще на востоке многие лица известны более под данным им прозванием, нежели под своим собственным именем. 29 У израилетян это водилось и потому, что так было предписано в законе Моисеевом. Второз. 24, 21. 30 В этом случае пророк, без сомнения, имеет в виду бесчисленные пещеры в горах и утесах Идумеи, на которых жители ее устроили свои жилища, (отчасти даже и теперь строят) и в которых сохраняли свои самые дорогие вещи. 32 Авд. ст. 8. Пророк не без причины здесь указывает на отсутствие мудрых советников у Эдома – народа особенно славившегося в древности своим умом (см. Иерем. 49, 7; Варух. 3, 22. 25 ); он хочет сказать таким образом, что и это произойдет по воле правосудного Бога, – так по крайней мере дают право толковать сие место, употребляемые в нем пороком повторительные слова, которые без всякого сомнения, по мысли пророка, должны придать особенную важность этому месту. 33 Феманом назывался внук Исавев, известнейший из старейшин идуменских (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Кончились для них благополучные дни, прошли дни веселия и торжеств. Настало время унижения и позора, время гнева Божия, скорби и тесноты, время опустошения и разорения, время тьмы и мрака, облака и мглы, время трубы и бранного крика ( Соф. 1:15,16 ). Вскоре, после смерти Иосии, Иудеи порабощены были власти Египтян и обложены тяжкою данью ( 4Цар. 24:33 ). Бог сказал чрез Св. пр. Софонию: отомщу на князи и на дом царский ( Соф.1:8 ). Это пророчество начало сбываться вскоре после смерти Иосии, ибо следующие цари зависели от произвола поработителей сначала Египтян, а потом Халдеев, которые возводили и низводили их, заключали и освобождали но своей воле. Все последние цари до самого плена Вавилонского кончали жизнь плачевным образом. После Иосии царь Иоахаз умер в Египте, куда пленником, в оковах, отведен был Египетским царем Нехао, процарствовав только три месяца (ок. 611 г. до P. X.; 4Цар. 23:31 ; 2Пар. 36:2 ). Но вот в это же время начинают появляться, во исполнение пророчеств, и страшные гости, призванные на пиршество Иудейское Самим Господом ( Соф. 1:7 ). Это – знаменитые жестокостью Халдеи «народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть непринадлежащими ему селениями, народ страшный и грозный... Он и над царями издевается, и князья служат ему посмешищем» ( Аввак. 1:6,7,10 ). Эти враги начали вторгаться в Иудею при преемнике Иоахаза, Иоакиме. Навуходоносор, царь Вавилонский, победив наголову Египтян, на Евфрате при Кархамисе, разорив Египет, вторгнулся в Иудею и взял Иерусалим (ок. 607 г. до P. X. Иерем. 25:1; Дан. 1:1 ). Отселе начинается великая суббота наказания Божия Евреев, о которой говорили пророки (Иерем. 25:11, 29:10; Иезек. 4:5,6; 2Пар. 26:21 ). С этого времени начинаются переселения Иудеев в Вавилон. Этих переселений, в разные времена, было шесть (в 607, 601, 600, 590, 589 и 585 гг. или около – до Р.Х). Царь Иоаким был в жалком положении, он находился под властью Халдеев и был их данником:, а когда вздумал отложиться от них, то наказан был Богом неприятельскими вторжениями Халдеев, Сириян, Моавитян и Аммонитян ( 4Цар. 26:2 ), а после вторичного нашествия Навуходоносора в оковах взят был в плен ( 2Пар. 26:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Сего ради сия рече Господь Бог Израилев к пасущим людей моих: вы расточили есте овцы моя и отвергосте я, и не посетисте их, се аз посещу на вас по лукавству умышлений ваших, и аз соберу останки людей моих от всех земель, в няже извергох их тамо, и возвращу их к селениям их, и возрастут и умножатся (Иерем. 23:1–3) – Об их преступности и безумии громко возглашает превышних и небесных видений зритель божественный Иезекииль: и жерцы его отвергошася закона моего, и оскверниша святая моя: между святым и сквернавым не разлучаху, и между нечистым и чистым не разделяху, и оскверняху мя посредь себе (Иезек. 22:26). К этим, наконец, да присоединится богодухновенный муж желаний, выставляющий их вавилонский образ мыслей и развращенный суд, и скажет, что изыде беззаконие из Вавилона от старец судей, иже мняхуся управляти людей ( Дан. 13:5 ). Таковы изречения святых Писаний, обличающие и порицающия их. Итак, что же говорят начальники этого заблуждения? Мне кажется, теперь благовременно вступить в состязание с ними. «До времени царствования Константина 6 мы христиане поклонялись идолам». Себе самим и всем христианам они приписывают гнусное дело. Дивится сему небо и сильно содрогается земля. Кто хладнокровно выслушает это? И чему тут больше изумляться: чрезмерности ли клеветы или излишеству неразумия? Не имея, чем подтвердить столь непомерное нечестие и ложь, они прибегают к богоненовистному и безбожному синедриону, собранному им 7 незаконно и вопреки всяким каноническим основаниям, поступая подобно некоторым древним Эллинам, которые, воздавая честь учителю, ссылались на сам сказал. Неразумные не стесняются называть этот синедрион собором. Если уж нужно называть его так, то послушаем, что говорит о нем пророк: соборище преступников, налякоша язык свой яко лук: лжа и неверство укрепишася на земли (Иерем. 9:2–3). И если бы кто назвал его навозным собором ( κοπροσνοδος), то не сделал бы ничего неприличного, как в виду любви к навозу созвавшего его 8 так и в виду сильного зловония, скопившегося от неразумных речей, ибо великое нечестие изрыгал и умышлял он против неба и особенно лаял против славы Единородного. Хуже этого поношения не мог бы изрыгнуть и сам тот, кто именуется у них Сатаною, ибо оно было величайшим противоречием догматам Церкви и нашим таинствам. Нот что-то подвизавшееся за нечестие и ложь собрание и называется у них собором. Усвоив его нечистые догматы  и следуя его пагубному учению, неразумные не устрашились попрать чистую и неповрежденную веру нашу, не понимая, что умышляют против святых, ибо изостриша язык свой, яко змииный: яд аспидов под устнами их ( Пс. 139:3 ), – и беззаконие весь день, неправду умысли язык их ( Псал. 51:2 ), ибо глаголы уст их беззаконие и лесть ( Пс. 35:4 ). 18 . Теперь благовременно по возможности кратко изложить содержание нашего христианского исповедания. Итак мы, как предали нам от начала самовидцы и служители Слова ( Лук. 1:2 ), а также после них приняли тоже учение богословы и божественные учители наши.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

И поелику Сам Господь говорит: «Аз есмь... истина» (Иоан. 14:6), не говорит же: стал Я истиною, но есмь всегда, и еще говорит: «Аз есмь пастырь» (Иоан. 10:14), «Аз есмь свет» (Иоан. 8:12), и еще: «вы глаголете Мене учителя и Господа: и добре глаголете, есмь бо» (Иоан. 13:13), то слыша, что Бог, Отчая Премудрость и Отчее Слово, так о Себе говорит, кто еще усомнится в истине и не поверит тотчас, что словом «есмь» означается вечное прежде всех веков и безначальное бытие Сына? 13) Посему из сказанного видно, что Писания, говоря о Сыне, показывают Его вечность. А что речения, употребляемые арианами: «не было, пока, когда», те же Писания употребляют о тварях, это будет также явствовать из последующего. Ибо Моисей, повествуя о начале бытия нашего, говорит: «и всякий злак селный, прежде даже быти на земли, и всякую траву селную, прежде даже прозябнути: не бо одожди... Бог на землю, и человек не бяше делати ю» (Быт. 2:5), и во Второзаконии: «егда разделяше Вышний языки» (Втор. 32:8). Господь же сам сказал: «Аще бысте любили Мя, возрадовалися бысте убо, яко рех, иду ко Отцу: яко Отец... болий Мене есть. И ныне рех вам, прежде даже не будет: да егда будет, веру имете» (Иоан. 14:28, 29), а о творении говорит через Соломона: «прежде неже землю сотворити, и прежде неже бездны соделати, прежде неже произыти источником вод, прежде неже горам водрузитися, прежде же всех холмов раждает Мя» (Притч. 8:23—25). И — «прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь» (Иоан. 8:58). О Иеремии говорит: «прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя» (Иерем. 1:5). Давид воспевает: «Господи, прибежище был еси нам в род и род: прежде даже горам не быти, и создатися земли и вселенней, от века и до века Ты еси» (Псал. 89:2, 3). У Даниила: «возопи Сусанна гласом велиим, и рече: Боже вечный, сокровенных ведателю, сведый вся прежде бытия их» (Дан. 13:42). Итак: «не был некогда, пока не пришел в бытие, когда», и все подобные выражения прилично употреблять о вещах созданных и о тварях, происшедших из ничего, чужды же оные Слову. Если же Писания употребляют эти выражения о тварях, о Сыне же речение «всегда», то значит, богоборцы, что Сын произошел не из ничего. Сын вовсе не из числа существ сотворенных, но Он — Отчий Образ и вечное Отчее Слово, не когда — либо не существовавший, но всегда Сый как вечное Сияние вечного Света. Почему же воображаете себе времена прежде Сына? И для чего по прошествии времен хулите Слово, которым и веки произошли? Как же время или век состоялись, когда еще, по вашему мнению, не явилось Слово, Которым «вся... быша, и без Него ничтоже бысть» ? Или почему, подразумевая время, не говорите ясно: было время, когда не было Слова, но именование «время» закрываете к обольщению простодушных, вовсе же не скрываете своей мысли, даже и скрывая, не можете утаиться? Ибо опять означаете времена, говоря «было, когда не был; не был, пока не рожден».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2576...

Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов: ; Исаии 15:16, 19:28; Лев. 14:12 ; Числ. 5:19 ; Второз, 6:13, 10:20, 23:21; 29:12–14; Сирах. 23:9–11 ; Исаии 45:23; Иерем. 4:2; Псал. 14:4 ; Иезек. 20:5–6, 15–23, 36:7, 47:13–14; Мф. 26:63–64 ; 2Кор. 1:23 ; Галат. 1:20 ; Филип. 1:8 ; 1Солун. 2:10 ; 2Тим. 4:1 ; Евр. 6:13–17 ; Откр. 10:5–6 . Израильский: Быт. 21:25–24, 24:1–9 ; 1Цар. 24:22–23 ; 3Цар. 8:31–32 . Св. пророк Исаия предсказал о новозаветной клятве именем Божиим у христиан: Исаии 43:23; Исаии 65:15–16. Клятву именем Божиим употребил Христос: Мф. 26:63–64 ; ее употреблял св. апостол Павел: Рим. 1:9 ; 2Кор. 1:23 и придавал ей большое значение: 1Тим. 1:10 ; Евр. 6:16–17 ; клялся именем Божиим и ангел: Откр. 10:5–6 . Третья заповедь запрещает напрасное, легкомысленное призывание имени Божия: Исх. 20:7 . Христос запрещает клятву ложную, не именем Божиим, а различными предметами: Мф. 5:34–37, 23:16–22 ; как и апостол Иаков: 5:12. Форма присяги пред св. Евангелием и св. Крестом взята из Св. Писания: 3Цар. 8:31–32 и Исх. 22:11 , как и обычай поднимать во время присяги вверх руку: Исх. 6:8 ; Быт. 14:22–23 ; Откр. 10:5–6 .   О СУДАХ. Сектанты, на основании Евангельского текста: «Не судите, да не судимы будете. Ибо, каким судом судите, таким будете судимы» ( Мф.7:1–2 ), впрочем не все, а только некоторые, отрицают установленные государством суды. Такое отрицание основано всецело на непонимании слова Божия. В данном месте Христос говорил не о судах, как государственных установлениях, а о наших душевных настроениях, по отношению к другим людям, именно – о том, чтобы люди не злословили ближних, не позорили их честь и доброе имя, не распространяли бы клевет, не осуждали бы поведение других и не смеялись бы над другими людьми, выставляя напоказ с худой стороны их поступки, а обращали бы больше внимания на самих себя, проникаясь сознанием, что они грешны пред Богом, и были бы смиренны и благочестивы. Вот о чем говорит Господь Иисус, требуя от людей прекращения всяких пересудов и сплетен.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

175 “Тайноядение” (lathrofagia) — вкушение пищи монахом втайне от остальной братии. 176 Букв. “кто живут по своим собственным правилам” (греч. idiorrythmoi). 177 Ср. Гал. 6:3. 178 Ср. Пс. 50:12; Мф. 5:8. 179 Ср. Мф. 7:8. 180 Букв. “в умерщвленной жизни”. 181 Букв. “совершенно не родились от Бога, чтобы жить”. 182 Ср. 1 Кор. 15:47. 183 Ср. 1 Кор. 15:48. 184 Ср. Ин. 3:3. 185 Ср. Пс. 81:6. 186 Ср. Рим. 5:15—18. 187 Ср. Иак. 2:18. 188 Ср. Ин. 6:33. 189 Ср. Ин. 6:50. 190 Преп. Симеон ссылается на свои другие сочинения, где он говорил о том же. Например, в одном из гимнов он пишет: “Взяв (от нас) плоть, Он дал нам Божественного Духа” (Гимн 15, 122). 191 Т.е. делает новыми (греч. kainourgeo). 192 Ср. Ин. 10:10. 193 Преп. Симеон использует классические богословские термины homofyes (единоприродный), homoousios (единосущный), homodoxos (единославный), употреблявшиеся Св. Отцами для вырпажения единства между Отцом и Сыном. 194 По учению восточных Отцов Церкви, человек благодаря обожению становится “по благодати” тем, чем Бог является “по природе”. 195 В оригинале 25 строк гимна написаны двенадцатисложным ямбическим триматром, а остальные строки (26—127) — пятнадцатисложным политическим стихом. 196 Наименования Бога, приводимые здесь преп. Симеоном, основаны на Священном Писании: свет (ср. Ин. 8и др.), мир (Мих. 5:5), радость (Пс. 15:11; 1 Пар. 16:27), жизнь (Ин. 11:25), пища и питие (Ин. 6:55), одеяние (Пс. 103:2), покров (Пс. 31:7), чертог (Пс. 26:5), восток (Лк. 1:78), воскресение (Ин. 11:25), покой (Евр. 4:1—10), огонь (Исх. 24:17), вода (Иер. 2:13), река (Апок. 22:1), источник жизни (Иерем. 2:13; Пс. 35:10), поток (Пс. 35:9; 41:2), хлеб и вино (Мф. 26:26—28), пир (Мф. 22:2—10), сладость (Пс. 35:9), солнце (Пс. 83:12), звезда (Апок. 22:16), светильник (2 Цар. 22:29; Апок. 21:23). Подобное же перечисление встречаем у Дионисия Ареопагита (О Божественных именах 1.6). 197 Букв. “Это Единое есть Многое: оно разрушает и строит”. 198 Ср. Пс. 32:6. 199 Преп. Симеон как бы говорит от лица своих оппонентов, утверждавших, что Бога видеть невозможно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

4 оскудеют ( εχλειπω – оставляю, покидаю, умираю и т.п.). Еврейское слово здесь асаф значит соединять, собирать, принимать, также принимать и собирать в могиле, собираться к отцам, умирать, отселе perdere погублять ( 2Цар. 15:6, 22:20 ; Иерем. 8:13; Быт. 25:8,17 ). Потому и переведено: «истреблю». В Вульгате: congregans congregabo. Кастел. perimam. 5 Изнемогут. Вместо сего слова в Еврейском: магшелот offendicula – преграды, у Симмаха: σχανδαλα-соблазны. Так называются иногда: идолы ( Oc. IV, VI ), ибо они служат преградою к вечному счастию, петлею или сетию, в коей погибают идолопоклонники (Иезек. 14:3). Также называются вообще все дела нечестия Мф. 13:41. Но LXX, Феодт., V изд. LXX, бл. Иерон. переводят: изнемогут, производя приведенное Евр. слово от хашал изнемогать (См. Исаии 5:27). В Вульгате: et ruinae impiorum erunt; у Кастеллия: «empedimenta, hoc est, impios – exscidam» 6 Имена Вааловы, в Евр. – остатки Ваала. Так и в Вульгате: «veliquias Baal». LXX вместо шеар остатки, читали: шем – имя. При всем усердии благочестивого царя Иосии к истреблению идолопоклонства ( 4Цар.23:1–37 ), остатки Ваалослужения – жрецы, капища, жертвенники оставались. Эти остатки здесь и разумеются. 7 Жреческа, в Евр. кемарим, по Корнел. a Lap. Thurificatores – ладоноприносители от хамар горел. Здесь разумеются идольские «жрецы (в Евр. кемарим), которых поставили цари Иудейские (гов. свящ. писатель 4-й кн. Цар.), чтобы совершать курения на высотах, в городах Иудейских и окрестностях Иерусалима, и которые кадили Ваалу, солнцу и луне и созвездиям и всему воинству небесному» ( 4Цар. 23:5 ). Царь Иосия оставил этих жрецов; но после они опять появились в Иудее при следующих царях. В Вульг: aedituorum – смотритель храмов, распорядителей. В издании LXX Лоха слов: с жрецами нет, но в других изданиях есть. 8 Сабеизм получил начало в Аравии, в Сабе (или Иемене) у Сабеейцев, после распространился по Востоку. 10 Халд, переводчик: et adoratores, qui iurant per nomen Iovae revertentes, ut iurent per nomen idolorum suorum, т. e. истреблю почитателей, которые, клянясь именем Иеговы, клянутся и именами своих идолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010